Как избежать трудностей во время перевозки пчел

Как избежать трудностей во время перевозки пчел

Кочевка — это процесс перевозки пчел для обеспечения хорошего сбора меда на всей продолжительности сезона. Проводят его, чаще всего, в горно-лесных районах, где растут много разных медоносов. Относиться к этому процессу стоит серьезно и готовиться заблаговременно, так как от этого зависит успех сезона.

Для чего она нужна?

Кочевое пчеловодство — один из способов повышения сбора меда на пасеке. Пчелы принесут гораздо больше нектара, если расстояние до медоносных растений будет меньше. Пчелиная семья расходует от 180 до 220 грамм меда на полеты, если расстояние до растений составляет около 1 км. При организации пасеки нужно размещать ее в непосредственной близости к медоносным растениям. От этого зависит успешность сбора, ведь пчелки будут тратить меньше сил на перелеты и приносить больше нектара.

Как подготовить пчел к кочевке

Начинать подготовку к перемещению пасеки на колесах следует за несколько дней до кочевки.

Требования к пасеке

  • осмотреть, как размещены места с медоносными растениями;
  • важно, чтобы пасека была здоровой, и на ней были выполнены все санитарные и гигиенические нормы;
  • не стоит размещать пасеку в близости 3,5-4,5 км от прежнего места, так как пчелы могут вернуться туда;
  • подумайте над оптимальным использованием растений, которые дают нектар. Например, гречиха делает это только в первой половине дня.

Подготовка гнезд

  • обеспечьте проветривание гнезд при перевозке;
  • откачайте рамки, которые заполнены медом. Расширьте гнезда за счет дополнительных корпусов, чтобы у пчел было место для складывания добычи на новом месте;
  • для того чтобы жильцы не запарились внутри, уберите утеплительные подушки;
  • разместите ульи недалеко от леса для защиты их от ветра и прямых солнечных лучей;
  • обеспечьте воду для пчел.

Подготовка пчеловода

Многое зависит и от опытности пчеловода: от него требуется безупречное знание всех нюансов. Кочевка пчел создает очень много трудностей, связанных с риском. Для пчеловода важно все правильно организовать, подобрать транспорт, все работы по подготовке выполнить заблаговременно. Необходимо собрать все вещи, которые понадобятся в полевых условиях: медикаменты, посуда, продукты. Также он должен уметь быстро привыкать к новым условиям работы, а этому тоже надо учиться.

Погрузка и переезд

Когда вечером насекомые прилетают обратно в ульи, их плотно закрывают и фиксируют гвоздями летковые задвижки. В машине их чаще всего располагают в несколько ярусов и крепко связывают веревками.

При укладывании в 3 яруса лучше перестраховаться и нарастить борта машины досками. В дороге могут случиться непредвиденные обстоятельства. Для предотвращения таких ситуаций с собой берут дымарь, лицевые сетки, молоток, глину и паклю.

Когда вы транспортируете ульи на повозке, положите под них солому или хворост, чтобы при толчках их не повредить. Устанавливают ульи так же, как и на машину — летком назад по направлению движения. Этим видом транспорта пользуются чаще всего ночью. Только если дорога очень ровная, допускается движение рысью, в остальных случаях передвижение осуществляется шагом.

Расстановка ульев на новом месте

Как только вы прибыли на новое место, нужно установить ульи на заранее подготовленные подкладки. Для первого облета открывайте пчел, как только они успокоятся. После этого снимите приспособления, которые вы использовали при переезде. Для того чтобы успокоить пчел, размещайте их ульи недалеко от кустов и деревьев. Это объясняется тем, что пчелы видят ориентиры возле своих ульев и меньше залетают на чужие. Не располагайте пасеку так, чтобы она упиралась одним концом в медоносные растения. Из-за этого пчелы будут часто пролетать через самые близко расположенные улики, и они будут переполнены медом.

Читать еще:  Чем полезен мед из сосновых побегов?

Кочевка пчел — процесс не из легких и зависит от множества факторов. Важнейшим из них является опытность пчеловода. Если он знает, что делать, и делает все вовремя, проблем с переездом и подготовкой не возникнет. Удачи вам в этом нелегком деле!

agronomu.com

Перевозка пчел. Как НЕ надо это делать + кроссворд

Приветствую всех читателей моего блога!

Эта статья довольно грустная, но поучительная. Короткая заметка описывает реальную историю из моей жизни, из моей пчеловодной практики. Всякое уже было: и хорошее, и не очень. Эта же история поможет многим начинающим не допустить той ошибки, которую совершил я. Надеюсь, по крайней мере, что поможет. На чужих ошибках учиться легче, хоть и не всегда получается.

Долгих предысторий писать не буду, скажу только, что речь пойдет о перевозке пчел, о кочёвке.

Как не надо перевозить пчел

2012 год, лето, середина июня. Так сложилось, что именно накануне этого сезона, зимой, я впервые задумался о системе, по которой мы впоследствии и решили работать.

В процессе эту технологию чуть видоизменили, но не суть. Главное, что она сработала. Мы впервые получили около тонны мёда с 11 медовиков и семей помощниц с отводками. Я привык ставить для себя цели и на тот сезон планировал получить выход мёда на 200 кг больше, но случилась беда, которая застопорила наше движение к цели. По другому это событие я назвать не могу.

Наш стационар расположен в Медвенском районе Курской области. Перевозили пчел мы в 2012 году в соседний Солнцевский район. Дорога не близкая и поэтому мы заранее старались всё продумать (как оказалось позже — не всё). Приехали за неделю до планируемой кочёвки, поговорили с хозяином полей, нашли место для стоянки, для лагеря, подготовили его, застолбили, расчистили место под ульи, в общем сделали всё так, как надо.

Уже несколько лет с перевозкой нам помогает один отличный парень мой тёзка со своими ребятами. Вот и в этот раз они должны были приехать на двух Газелях около 22:00. Пока все пчелки слетятся в ульи, пока я закрою летки, в деревянных ульях сомнительные места перемотаем скотчем, как раз и машины поспеют. Так и получилось. Начали грузить, правда, чуть позже запланированного, так как пасека к перевозке в 22 часа готова ещё не была.

В общем загрузились к часу ночи и поехали потихоньку. Доехали быстро, начали разгружаться и в один момент произошло нечто, что сменило бойкое настроение, которое сохранялось долгое время, несмотря на усталость и ночной переезд, на моральный упадок: из нескольких ульев потёк мёд…

Как оказалось, во время перевозки пчел из моей деревни — основного точка на кочёвку у нас запарилось четыре семьи. Четыре сильные семьи. Четыре самые сильные семьи. Потому что я в ППС ульях закрыл в доньях сетку. Вот не поверите, я сам до сих пор на 100% не знаю зачем я это сделал, но закрыл. Ульям с момента начала эксплуатации шёл второй год и мне казалось, что сетка могла за это время деформироваться и ячейки где-то увеличиться. Думал, что пчелы могут потечь, наверно, так думал… Как-то на автомате пробежал и везде заглушил сетку, не осознавая, что делаю, в спешке, так как транспорт, уже ждал нас.

Читать еще:  Каштановый мед: чем полезен, химический состав и противопоказания

Запись в пасечном журнале

Во всех ППС ульях я закрыл донья. Но выжили все, кроме этих четырех. Вних было по два полных корпуса пчелы. Я хотел сразу после транспортировки и размещения на новом месте ставить по третьему корпусу суши, но… Начали разгружать машины и из этих ульев потек жидкий мёд… Мы сразу запереживали, но смотреть было некогда, нужно было успеть разгрузить две Газели до рассвета.

Когда проверили ужаснулись… У меня прямо руки опустились от этой картины: в улье вообще небыло живых пчел и целых, невредимых сотов. Воск размягчился и соты оборвались, превратив всё внутри, вместе с пчелами и расплодом в единую массу, в единое желе, жом. Ужас… На месте были только рамки с натянутой проволокой. Это какая же температура была внутри, что аж воск начал плавиться?! Ясное дело, что для пчёлок это был сущий ад…

Я чуть слёзы сдерживал, ведь растил эти семьи сам, они были мне родные, моё выстраданное чадо. И вот я сам их погубил. Причём так тупо и нелопо погубил. Это больше всего давило морально. Если бы клещ, или гербециды, украли бы в конце-концов, а тут моя собственная глупость… И вот ступор, нежелание ничего делать, только желание всё бросить и вернуться на прежнее место в «стадо» обычных людей, работать всю жизнь только на дядю и довольствоваться тем, что есть, невысовываясь из своей маленькой норки. Именно такое чувство было. А зачем мне всё, если я даже не могу элементарно перевезти пчел из пункта «А» в пункт «Б» без потерь? Зачем пчёлам страдать из-за моей глупости?

Несколько часов я не мог прийти в себя. Ходил взад-вперед. Напарник молча занимался текущими делами, хотя в его глазах тоже легко читалось негодование. Я сам по себе человек спокойный, но иногда бываю довольно эмоциональный и даже вспыльчивый. Вот сейчас весь мой характер и вылез наружу. И только спокойствие и невозмутимость моего напарника привело меня в чувство. Немного погодя я понял, что хоть этих четырех семей уже и нет, но есть остальные и они нуждаются в нас, в нашей заботе и нашем уходе, в нашей любви, и, что теперь я буду ещё более трепетно относиться ко всему живому и, в частности, ко своим любимым пчлкам. Это был урок, который нужно выучить, обязательно выучить!

В общем такая вот история сегодня получилась. Никогда мы ранее при перевозке пчел не задумывались о вентиляции, но этот день и эту ночь я запомнил на всю жизнь! Друзья, не повторяйте моих ошибок! Всем спасибо, что дочитали и жду комментариев!

P.S. Делал рассылку по базе подписчиков и сервис e-mail рассылок подвис. В итоге каждому пришло по три одинаковых письма. Прошу прощения!

В заключение столь печальной статьи добавлю чуть позитива.

Во-первых, представляю вашему вниманию кроссворд №3. Всех желающих приглашаю немного развеяться и проверить свою эрудицию. Имена первых пяти победителей будут обязательно размещены на Доске почёта в следующей статье.

Читать еще:  Как сделать многокорпусный улей своими руками

Во-вторых, сегодня обновил статью «Улей из пенополистирола своими руками» и опубликовал там очередные фото ульев, сделанных по моим чертежам, которые прислал мне на почту Роман из Украины. Я очень всем советую посмотреть на это произведение!

p4elovek.ru

Техника перевозки пчел

Вечером после окончания лёта пчел летки во всех ульях закрывают наглухо и при необходимости забивают летковые задвижки гвоздями. Перевозят пчел обычно вечером, а в прохладную ненастную погоду эту работу можно выполнять и днем. Пчеловод с собой берет дымарь с гнилушками, лицевую сетку, стамеску, молоток, гвозди и размягченную глину, чтобы в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств оказать срочную помощь пчелам (скрепить отдельные части улья, замазать открывшийся леток или щели и т. д.).

Если перевозка ульев будет происходить по хорошей асфальтовой или грунтовой дороге, то их в кузове или салоне машины лучше размещать передними или задними стенками по ходу. Сила инерции, возникающая при разгоне и торможении машины, будет давить не на плоскость сотов, а вдоль этой плоскости, и соты, даже тяжелые, не будут разламываться.

При перевозке пчел по плохим проселочным или лесным дорогам, по которым транспорт движется медленно, ульи ставят в машине плоскостью сота поперек движения. В таком положении они более устойчивы к действию сил, возникающих при резких боковых колебаниях на ямах и буграх этих дорог.

Скорость движения машин с пчелами по хорошим дорогам поддерживается в тех же пределах, что и при перевозке обычных грузов. Скорость движения по проселочным и лесным дорогам зависит от их качества, но, как правило, поддерживается в пределах 15—30 км/ч, снижаясь еще больше в местах, где проезд затруднен.

Прибыв с пчелами к месту назначения, пчеловод снимает ульи с машины и расставляет их на специальные подставки или колышки. Когда пчелы успокоятся, летки в ульях открывают (через один улей) и дают пчелам облетаться. Затем открывают летки в остальных ульях. Во избежание слета пчел открывать летки во всех ульях сразу не следует. Но если прибытие состоялось в ночное время, то сразу после расстановки во всех ульях открывают летки. После кочевки в течение 3—5 дней пчелы бывают сильно возбужденными и набрасываются на прохожих и соседей. Чтобы усмирить пчел, летки надо открывать с дымарем, дым не дает им буйно выходить из ульев. Обычно достаточно бывает 3—4 струй дыма. Пчелы успокаиваются и на следующий день меньше жалят.

При первой возможности (желательно к вечеру в день приезда) ульи переводят из походного положения в рабочее. При необходимости сразу ставят магазины с сушью, а в дальнейшем приступают к выполнению всех необходимых мероприятий по содержанию и уходу за пчелами на главном медосборе.

В день приезда ставят прилетные доски и устанавливают общую поилку. Если поилка будет установлена позже, то пчелы найдут воду в другом месте (эта вода может быть или очень далеко, или плохого качества) и потом их будет трудно приучить к поилке. При хорошем взятке (более 2 кг в день) пчелы практически не посещают поилку — находящейся в нектаре воды им будет достаточно для приготовления личиночного корма.

При расстановке ульев на новом месте необходимо учитывать месторасположение соседних пасек. Ставить пасеку на пути перелета пчел другой пасеки нельзя. Это может повлечь за собой драку между пчелами и гибель пчелиных семей.

ylejbees.com

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector