1 ноября поминовение усопших

1 ноября поминовение усопших

1 ноября 2014 — Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших

Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех «от века», т.е. во все времена, умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе.

Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть — это временный сон, сон для плоти, и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной. И каждый из нас однажды уже пережил подобный переход. Когда в содроганиях и муках рождения человек покидает уютное лоно матери, он страдает, мучается и кричит. Страдает и трепещет плоть его перед неизвестностью и ужасом грядущей жизни. И как сказано в Евангелии: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.»

Так же страдает и трепещет душа, покидающая уютное лоно своего тела. Но проходит совсем немного времени, и выражение скорби и страдания на лице усопшего исчезает, лик его светлеет и успокаивается. Душа родилась в иной мир! Поэтому-то мы и можем молитвой своей желать нашим умершим близким блаженного упокоения там, в покое и свете, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Поэтому-то, зная о вечном бытии души человеческой «за гранью смерти зримой», мы молимся с надеждой и верой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего выбора между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил.

И вот 1 ноября 2014 года, в субботу, православные христиане соберутся в храмы, чтобы вместе помолиться об усопших отцех и братиях наши. Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, — наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется родительской. Таких родительских суббот в течение календарного года — шесть. У родительской субботы 1 ноября есть и еще одно название: «Димитриевская». Димитриевская суббота названа так по имени святого великомученика Димитрия, коменданта греческого города Солуни (или Фессалоник), казненного за исповедание христианства в 306 г. (его память 26 октября / 8 ноября). Он был человеком военным – и потому считается покровителем воинов, а на иконах изображается в доспехах и с копьем. Установил же этот день, согласно преданию, другой Димитрий – наш славный великий князь Димитрий Донской – после знаменитой Куликовской битвы, случившейся 8 сентября 1380 г. по юлианскому календарю (то есть в праздник Рождества Пресвятой Богородицы).

«И оставался великий князь за Доном на том месте восемь дней, – отмечает летописец, – до тех пор, пока не смогли отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом. И велел великий князь священникам петь надгробные песнопения над убитыми, и воспели священники вечную память всем православным христианам, убитым татарами на поле Куликовом, между Доном и Мечей. И сам великий князь со своим братом и оставшимися воинами возгласили громким голосом с плачем и слезами многими вечную память» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 194). С тех пор каждый год суббота, предшествующая дню памяти Димитрия Солунского, посвящается христианскому поминовению усопших, в первую очередь – поминовению воинов, «на поле брани за Отечество жизнь свою положивших».

В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников. При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый «канун». Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

Есть еще один добрый обычай в Церкви. В дни поминовения верующие приносят в храм угощение для неимущих. Это угощение освящается во время богослужения и потом раздается всем, кто пожелает. Мы знаем и верим, что человек, получивший это угощение, перед трапезой помолится «о всех зде ныне поминаемых», и к молитве каждого из нас присоединится его благодарная молитва. С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка. Кажется мне, что Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут»(Мф.5,7).

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

. Смерть таинственна. Каждая пережитая нами смерть близких — тоненькая ниточка от нас в мир иной, к Богу. Подумаем об этом сегодня. Подумаем о любимых людях, которые ушли от нас в вечность. Они ушли, а любовь к ним и нежность и благодарность — остались. Не значит ли это, что души их не исчезли, не растворились в небытии? Что они знают, помнят и слышат нас? Что они нуждаются в нас.

Евангелие, читаемое на заупокойной литургии в родительскую субботу

(Евангелие от Иоанна, глава 5, стихи 24-30)

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

Церковно-славянский перевод:

24. Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот.
25. Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут.
26. Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе.
27. и область даде Ему и суд творити, яко Сын Человечь есть.
28. Не дивитеся сему: яко грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия,
29. и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда.
30. Не могу Аз о Себе творити ничесоже. Якоже слышу, сужду, и суд Мой праведен есть, яко не ищу воли Моея, но воли Пославшаго Мя Отца.

Упокой Упокой Господи, всех от века усопших отец, братий, матерей, сестер наших православных; их же молитвами помилуй нас; и сотвори им вечную память!

Церковные требы в Иерусалиме

1 ноября. Все Святые. Торжество. 2 ноября. Поминовение всех усопших верных. Октава молитв об умерших

Культ святых всегда оставался постоянной составляющей жизни Церкви. Первичным и наиболее адекватным его источником было совершение «воспоминания Вечери Господней» – исполнение заповеди, данной Церкви. Культ святых есть ничто иное, как один из аспектов Пасхальной тайны. Святые являются «местом» встречи спасающего деяния Бога во Христе с человеческой любовью и свободой. Через своих святых Церковь мистически участвует в этом деянии. Разные категории святых, различные их «чины»: мученики, исповедники, девы, пастыри, преподобные, Учителя Церкви по-своему восполняют дело Христа в истории. Они являются Его аутентичными свидетелями и конкретным историческим проявлением.

Читать еще:  К чему снится праздник пасха

Культ святых нельзя воспринимать, как некую «посредническую инстанцию» или как «ступени», по которым можно взойти к Богу. Бог сотворил мир с целью его «обожения», Он Сам непосредственно наполняет и исполняет Собою всё. Вместе с тем, в святых Бог действует особенным образом, полнее открывает Себя в их жизни.
С другой стороны, целью деяний человека, в конечном счете, является стремление найти себя, как и весь свой мир, в Боге. Святые – это люди, которые сознательно и самоотверженно продвигались по направлению к этой цели. Поэтому в культе святых мы «касаемся Бога» и чтим Самого Бога. Можно утверждать, что единственным содержанием литургического года является целебрация таинства Спасения во Христе, а его неотъемлемый аспект составляет культ святых, в которых мистическое Тело Христа («Христос сегодня») имеет свое выражение и свою реализацию в Святом Духе в условиях конкретной реальности. «Месяцеслов», таким образом, становится манифестацией времени и истории, которые являются существенными элементами процесса Спасения во Христе, «этапами» и «поворотными моментами» этого процесса.

Святые, однако, не только «украшают» историю Церкви, но и принадлежат к ее сущности. Без святых Церковь не была бы собой. Благодаря святым, Церковь становится «светом миру» и «знамением для народов». Все эти мотивы очень отчетливо выражены в префациях латинского Миссала, посвященных святым. В свою очередь, Догматическая Конституция о Церкви II Ватиканского Собора (КЦ 50 и 53) приводит следующие основания для почитания святых:
1. В святых Бог являет людям Свое присутствие и Лик.
2. В них Он обращается к нам и свидетельствует о Своем Царстве.
3. Святые, пребывающие с Господом, пробуждают в нас эсхатологическую надежду и побуждают нас искать Града Божия.
4. Они показывают нам путь единения с Богом в конкретных ситуациях нашей жизни.
5. Святые являются свидетелями Царства Божия и правды Евангелия.
6. Почитание святых служит укреплению единства Церкви в практике братской любви.

Культ святых по своей природе восходит ко Христу, Который является «венцом святости», а через Него – к Богу-Отцу, «дивному в святых Своих».
Культ святых может быть выражен в трех понятиях: veneratio – «честь», imitatio – «подражание», invocatio – «призывание», что связано с intercessio – «заступничеством». Все эти три элемента неразрывно связаны между собой и взаимно друг друга обуславливают. Сохранение равновесия между ними гарантирует аутентичность культа.

Первыми почитаемыми в Церкви святыми были мученики. Ключевым при этом было понятие dies natalis (natale) – «день рождения». В языческой античности этот день был днем физического рождения. В годовщину рождения народного героя или известного человека проходили публичные торжества. В христианстве же dies natalis был днем кончины мученика, днем его «рождения для неба», его пасхального перехода по образу Христову.
Согласно языческим обычаям, родные и друзья покойного собирались в день его рождения на кладбище, чтобы предложить пищу и питие теням (манам) усопших и разделить с ними поминальную трапезу – refrigerium. Христиане восприняли кое-какие элементы этих обычаев, отказавшись однако от всего, что было в них несовместимым с верой в Воскресение. Траурные обряды и ритуальные рыдания были заменены пением псалмов, исполненных надежды Воскресения. Не отказываясь от refrigerium, христиане совершали на кладбищах Евхаристию в годовщину истинного рождения мученика – в день его славной смерти. Тем самым, dies natalis оказался связанным с поминовением – memoria в античном значении этого слова, что подразумевало духовное присутствие святого в собрании «своих» ради обмена с ними дарами Божией любви. Именно в таком духе нам следует совершать и поминовение всех усопших верных (2 ноября, День всех усопших верных).

После окончания гонений возникла идея мученичества без крови – аскезы, высшей формой которой считалась посвященная Богу девственная жизнь. Отцы Церкви ставили в один ряд мучеников и девиц, поскольку, по их мнению, они наиболее полным образом принадлежали Богу и Христу (св. Киприан). Таким образом в церковном календаре, наряду с мучениками, появились также имена святых монахов («преподобных») и дев. Первыми церковными календарями, содержащими имена святых, были Римский «Хронограф» Фурия Дионисия Филокалиса от 354 г. и «Никомедийский Календарь» от 363 г. (сохранился в сирийской версии от 411 г.).
На основании календарей составлялись Мартирологи (первоначально на Востоке) – каталоги имен святых в последовательном (день за днем) порядке. Все Поместные Церкви имели свои Мартирологи. Имена местных святых помещались на диптихах – специальных таблицах, выставлявшихся в храме. К ним могли быть присоединены имена святых, почитаемых в иных Церквах. На основании поместных Мартирологов со временем стали составляться календари для Вселенской Церкви (Синаксарь). На Востоке такие попытки делались еще ранее 400 г.

Развитию культа святых весьма способствовало и почитание мощей (как и позднейшие акции по их перенесению). Согласно свидетельству св. Амвросия, «мощи» – это частицы тела святого, сберегаемые на день Воскресения мертвых. Им приписывалась чудодейственная сила, поскольку они содержали мощь благодати, действовавшей посредством этого человека (ср. 4 Цар 13,21; Мф 9,20; Деян 5,15;19,12).
Книга Откровения (Откр 6,9) говорит о душах убиенных христиан, находящихся под небесным алтарем. Возможно, подобные представления обусловили практику вкладывания частиц мощей в специальную нишу (менсу) алтаря. Каждая Поместная Церковь, каждая община, каждый храм стремились приобрести реликвии святых, без которых теперь стало невозможным даже освящение храма.

Начиная с раннего Средневековья, заметную роль в благочестии верных стала играть агиографическая литература – «Жития святых». У истоков этого жанра находятся Акты мучеников (древнейшие – описание мученичества в Лионе от 177 г. и мученичества св. Поликарпа от 156 г.), которые позже развились в Легенды (в первичном значении этого слова – «дела, о которых следует прочитать»). Читались также произведения, принадлежащие перу тех или иных святых (особенно во время паломничеств, паломниками же они и распространялись).
Апогей культа святых приходится на Средние века, чему способствовали крайне суровые условия жизни, войны, эпидемии и стихийные бедствия. Людям были нужны защитники, в то время как Бога представляли очень далеким, суровым и неумолимым Владыкой. Те или иные святые провозглашались покровителями городов, ремесел, занятий. Отдельным святым даже приписывались конкретные «специальности».

Почитание святых в Церкви было несвободно от кризисов. Первый из них возник на почве иконоборческого движения (Византия, VIII век): наряду с поклонением изображениям, правомочность «поклонения святым», т.е. твари вместо Творца, также была поставлена под сомнение. Ответом Церкви на подобные упреки стали постановления II Никейского Собора (VII Вселенского Собора: 787 г., VII сессия), в которых было проведено различие между абсолютным культом поклонения, приличествующим одному лишь Богу (греч. латрейя) и относительным и подчиненным культом почитания, который может быть допущен по отношению к святым (греч. дулиа).
Следующий кризис был связан с явлением Реформации. Отрицание культа святых со стороны ведущих реформаторов было связано со средневековыми злоупотреблениями в данной области. Тридентский Собор на своем 25 заседании в декабре 1563 г. занялся этими проблемами. Его решения по существу воспроизвели позицию II Никейского Собора.

Почитание святых обычно начиналось «снизу», в народном благочестии, однако требовалось также подтверждение со стороны епископа. Синод в Карфагене 398 г. предписывает разумную осторожность в этих вопросах. На Западе, начиная с X-XI веков, епископы все чаще обращались к Папе, интересуясь его мнением относительно почитания того или иного святого. Первая официальная канонизация по просьбе епископов была совершена Папой Иоанном XV в 993 г. (епископ Ульрих Аугсбургский). Папа Александр III издал в 1171 г. Декрет, предписывающий обращение к авторитету Святого Престола для введения культа какой-либо особы, а Иннокентий III (1198-1216 гг.) окончательно зарезервировал право «провозглашения святым» за Апостольской Столицей.
Тридентский Собор поручил дело канонизации будущих святых образованной по его же постановлению (в 1588 г.) Конгрегации Обрядов. В 1634 г. была введена первая ступень канонизации – беатификация, т.е. причисление к лику «блаженных». При этом, если канонизация (причисление к лику «святых») подтверждает, что данная личность достигла вечного блаженства и ей приличествует культ во всей Церкви, то беатификация разрешает ее почитание на определенной территории, в рамках определенного ордена и т.д.
Реформа календаря 1969 г. упорядочила культ святых и установила степени их почитания: торжество, праздник, обязательное поминовение, поминовение по желанию (факультативное).

С давних времен в Церкви существует празднование, посвященное «всем святым». «Никомедийский каледарь» помещает праздник Всех Святых на пятницу в октаве Пасхи. Св. Ефрем Сирин вспоминает о праздновании дня Всех Мучеников 13 мая, а св. Иоанн Златоуст свидетельствует о торжестве в честь Всех Святых в первое воскресенье по Пятидесятнице. Этой последней даты Православная Церковь придерживается до сих пор.

Принятый на Западе обычай отмечать День Всех Святых 1 ноября возник в Англии в VIII веке, очевидно – как противовес существовавшей у кельтов-язычников традиции отмечать в тот же день «Хэллуин» («день духов», «день мертвых»). С XV века этот праздник получил октаву, а еще раньше – Навечерие, упраздненные в 1955 г. Однако же и в современном календаре за Днем Всех Святых следует ДЕНЬ ПОМИНОВЕНИЯ ВСЕХ УСОПШИХ ВЕРНЫХ (2 ноября). Кроме того, в течение восьми дней, начиная с 1 ноября, принято служить заупокойные Мессы, а верные приглашаются к особенно усиленной молитве за дорогих их сердцу умерших.
Литургические молитвы Дня Всех Святых прославляют Бога – единый источник святости, выражают веру в бессмертие святых, а также взывают к их заступничеству. Чтения из Священного Писания, в свою очередь, воспроизводят этический кодекс христианства (8 «блаженств» из Нагорной проповеди) и свидетельствуют о присутствии бесчисленных воинств святых, войти в число которых призваны и мы.

Читать еще:  Оптина пустынь красная пасха

1 ноября. Все Святые. Торжество. 2 ноября. Поминовение всех усопших верных. Октава молитв об умерших

Культ святых всегда оставался постоянной составляющей жизни Церкви. Первичным и наиболее адекватным его источником было совершение «воспоминания Вечери Господней» – исполнение заповеди, данной Церкви. Культ святых есть ничто иное, как один из аспектов Пасхальной тайны. Святые являются «местом» встречи спасающего деяния Бога во Христе с человеческой любовью и свободой. Через своих святых Церковь мистически участвует в этом деянии. Разные категории святых, различные их «чины»: мученики, исповедники, девы, пастыри, преподобные, Учителя Церкви по-своему восполняют дело Христа в истории. Они являются Его аутентичными свидетелями и конкретным историческим проявлением.

Культ святых нельзя воспринимать, как некую «посредническую инстанцию» или как «ступени», по которым можно взойти к Богу. Бог сотворил мир с целью его «обожения», Он Сам непосредственно наполняет и исполняет Собою всё. Вместе с тем, в святых Бог действует особенным образом, полнее открывает Себя в их жизни.
С другой стороны, целью деяний человека, в конечном счете, является стремление найти себя, как и весь свой мир, в Боге. Святые – это люди, которые сознательно и самоотверженно продвигались по направлению к этой цели. Поэтому в культе святых мы «касаемся Бога» и чтим Самого Бога. Можно утверждать, что единственным содержанием литургического года является целебрация таинства Спасения во Христе, а его неотъемлемый аспект составляет культ святых, в которых мистическое Тело Христа («Христос сегодня») имеет свое выражение и свою реализацию в Святом Духе в условиях конкретной реальности. «Месяцеслов», таким образом, становится манифестацией времени и истории, которые являются существенными элементами процесса Спасения во Христе, «этапами» и «поворотными моментами» этого процесса.

Святые, однако, не только «украшают» историю Церкви, но и принадлежат к ее сущности. Без святых Церковь не была бы собой. Благодаря святым, Церковь становится «светом миру» и «знамением для народов». Все эти мотивы очень отчетливо выражены в префациях латинского Миссала, посвященных святым. В свою очередь, Догматическая Конституция о Церкви II Ватиканского Собора (КЦ 50 и 53) приводит следующие основания для почитания святых:
1. В святых Бог являет людям Свое присутствие и Лик.
2. В них Он обращается к нам и свидетельствует о Своем Царстве.
3. Святые, пребывающие с Господом, пробуждают в нас эсхатологическую надежду и побуждают нас искать Града Божия.
4. Они показывают нам путь единения с Богом в конкретных ситуациях нашей жизни.
5. Святые являются свидетелями Царства Божия и правды Евангелия.
6. Почитание святых служит укреплению единства Церкви в практике братской любви.

Культ святых по своей природе восходит ко Христу, Который является «венцом святости», а через Него – к Богу-Отцу, «дивному в святых Своих».
Культ святых может быть выражен в трех понятиях: veneratio – «честь», imitatio – «подражание», invocatio – «призывание», что связано с intercessio – «заступничеством». Все эти три элемента неразрывно связаны между собой и взаимно друг друга обуславливают. Сохранение равновесия между ними гарантирует аутентичность культа.

Первыми почитаемыми в Церкви святыми были мученики. Ключевым при этом было понятие dies natalis (natale) – «день рождения». В языческой античности этот день был днем физического рождения. В годовщину рождения народного героя или известного человека проходили публичные торжества. В христианстве же dies natalis был днем кончины мученика, днем его «рождения для неба», его пасхального перехода по образу Христову.
Согласно языческим обычаям, родные и друзья покойного собирались в день его рождения на кладбище, чтобы предложить пищу и питие теням (манам) усопших и разделить с ними поминальную трапезу – refrigerium. Христиане восприняли кое-какие элементы этих обычаев, отказавшись однако от всего, что было в них несовместимым с верой в Воскресение. Траурные обряды и ритуальные рыдания были заменены пением псалмов, исполненных надежды Воскресения. Не отказываясь от refrigerium, христиане совершали на кладбищах Евхаристию в годовщину истинного рождения мученика – в день его славной смерти. Тем самым, dies natalis оказался связанным с поминовением – memoria в античном значении этого слова, что подразумевало духовное присутствие святого в собрании «своих» ради обмена с ними дарами Божией любви. Именно в таком духе нам следует совершать и поминовение всех усопших верных (2 ноября, День всех усопших верных).

После окончания гонений возникла идея мученичества без крови – аскезы, высшей формой которой считалась посвященная Богу девственная жизнь. Отцы Церкви ставили в один ряд мучеников и девиц, поскольку, по их мнению, они наиболее полным образом принадлежали Богу и Христу (св. Киприан). Таким образом в церковном календаре, наряду с мучениками, появились также имена святых монахов («преподобных») и дев. Первыми церковными календарями, содержащими имена святых, были Римский «Хронограф» Фурия Дионисия Филокалиса от 354 г. и «Никомедийский Календарь» от 363 г. (сохранился в сирийской версии от 411 г.).
На основании календарей составлялись Мартирологи (первоначально на Востоке) – каталоги имен святых в последовательном (день за днем) порядке. Все Поместные Церкви имели свои Мартирологи. Имена местных святых помещались на диптихах – специальных таблицах, выставлявшихся в храме. К ним могли быть присоединены имена святых, почитаемых в иных Церквах. На основании поместных Мартирологов со временем стали составляться календари для Вселенской Церкви (Синаксарь). На Востоке такие попытки делались еще ранее 400 г.

Развитию культа святых весьма способствовало и почитание мощей (как и позднейшие акции по их перенесению). Согласно свидетельству св. Амвросия, «мощи» – это частицы тела святого, сберегаемые на день Воскресения мертвых. Им приписывалась чудодейственная сила, поскольку они содержали мощь благодати, действовавшей посредством этого человека (ср. 4 Цар 13,21; Мф 9,20; Деян 5,15;19,12).
Книга Откровения (Откр 6,9) говорит о душах убиенных христиан, находящихся под небесным алтарем. Возможно, подобные представления обусловили практику вкладывания частиц мощей в специальную нишу (менсу) алтаря. Каждая Поместная Церковь, каждая община, каждый храм стремились приобрести реликвии святых, без которых теперь стало невозможным даже освящение храма.

Начиная с раннего Средневековья, заметную роль в благочестии верных стала играть агиографическая литература – «Жития святых». У истоков этого жанра находятся Акты мучеников (древнейшие – описание мученичества в Лионе от 177 г. и мученичества св. Поликарпа от 156 г.), которые позже развились в Легенды (в первичном значении этого слова – «дела, о которых следует прочитать»). Читались также произведения, принадлежащие перу тех или иных святых (особенно во время паломничеств, паломниками же они и распространялись).
Апогей культа святых приходится на Средние века, чему способствовали крайне суровые условия жизни, войны, эпидемии и стихийные бедствия. Людям были нужны защитники, в то время как Бога представляли очень далеким, суровым и неумолимым Владыкой. Те или иные святые провозглашались покровителями городов, ремесел, занятий. Отдельным святым даже приписывались конкретные «специальности».

Почитание святых в Церкви было несвободно от кризисов. Первый из них возник на почве иконоборческого движения (Византия, VIII век): наряду с поклонением изображениям, правомочность «поклонения святым», т.е. твари вместо Творца, также была поставлена под сомнение. Ответом Церкви на подобные упреки стали постановления II Никейского Собора (VII Вселенского Собора: 787 г., VII сессия), в которых было проведено различие между абсолютным культом поклонения, приличествующим одному лишь Богу (греч. латрейя) и относительным и подчиненным культом почитания, который может быть допущен по отношению к святым (греч. дулиа).
Следующий кризис был связан с явлением Реформации. Отрицание культа святых со стороны ведущих реформаторов было связано со средневековыми злоупотреблениями в данной области. Тридентский Собор на своем 25 заседании в декабре 1563 г. занялся этими проблемами. Его решения по существу воспроизвели позицию II Никейского Собора.

Почитание святых обычно начиналось «снизу», в народном благочестии, однако требовалось также подтверждение со стороны епископа. Синод в Карфагене 398 г. предписывает разумную осторожность в этих вопросах. На Западе, начиная с X-XI веков, епископы все чаще обращались к Папе, интересуясь его мнением относительно почитания того или иного святого. Первая официальная канонизация по просьбе епископов была совершена Папой Иоанном XV в 993 г. (епископ Ульрих Аугсбургский). Папа Александр III издал в 1171 г. Декрет, предписывающий обращение к авторитету Святого Престола для введения культа какой-либо особы, а Иннокентий III (1198-1216 гг.) окончательно зарезервировал право «провозглашения святым» за Апостольской Столицей.
Тридентский Собор поручил дело канонизации будущих святых образованной по его же постановлению (в 1588 г.) Конгрегации Обрядов. В 1634 г. была введена первая ступень канонизации – беатификация, т.е. причисление к лику «блаженных». При этом, если канонизация (причисление к лику «святых») подтверждает, что данная личность достигла вечного блаженства и ей приличествует культ во всей Церкви, то беатификация разрешает ее почитание на определенной территории, в рамках определенного ордена и т.д.
Реформа календаря 1969 г. упорядочила культ святых и установила степени их почитания: торжество, праздник, обязательное поминовение, поминовение по желанию (факультативное).

С давних времен в Церкви существует празднование, посвященное «всем святым». «Никомедийский каледарь» помещает праздник Всех Святых на пятницу в октаве Пасхи. Св. Ефрем Сирин вспоминает о праздновании дня Всех Мучеников 13 мая, а св. Иоанн Златоуст свидетельствует о торжестве в честь Всех Святых в первое воскресенье по Пятидесятнице. Этой последней даты Православная Церковь придерживается до сих пор.

Принятый на Западе обычай отмечать День Всех Святых 1 ноября возник в Англии в VIII веке, очевидно – как противовес существовавшей у кельтов-язычников традиции отмечать в тот же день «Хэллуин» («день духов», «день мертвых»). С XV века этот праздник получил октаву, а еще раньше – Навечерие, упраздненные в 1955 г. Однако же и в современном календаре за Днем Всех Святых следует ДЕНЬ ПОМИНОВЕНИЯ ВСЕХ УСОПШИХ ВЕРНЫХ (2 ноября). Кроме того, в течение восьми дней, начиная с 1 ноября, принято служить заупокойные Мессы, а верные приглашаются к особенно усиленной молитве за дорогих их сердцу умерших.
Литургические молитвы Дня Всех Святых прославляют Бога – единый источник святости, выражают веру в бессмертие святых, а также взывают к их заступничеству. Чтения из Священного Писания, в свою очередь, воспроизводят этический кодекс христианства (8 «блаженств» из Нагорной проповеди) и свидетельствуют о присутствии бесчисленных воинств святых, войти в число которых призваны и мы.

Читать еще:  Зачем бьют колокола в церкви

Дни поминовения усопших

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Постараемся, насколько это возможно, помогать усопшим. Вместо слез, рыданий и пышных гробниц поможем им нашими молитвами, приношениями и милостыней, дабы и они и мы получили обетованные блага». Душа после смерти испытывает великую скорбь, проходит через страдания и мытарства. Правильное поминовение умерших позволяет облегчить их участь и умилостивить Бога во время Небесного Суда.

Всякий желающий проявить любовь к усопшим родным и близким и оказать им реальную помощь в загробном мире может сделать это с помощью молитвы и подачи записки на Божественную литургию. Еще одним важным действием для поминовения является милостыня. Под этим понимается не только раздача подаяния нищим, но также любое бескорыстное благодеяние по отношению к нуждающимся.

Когда поминать умерших родных?

Православная Церковь отводит каждому дню в седмице свою роль. Памяти Святых и почивших посвящена суббота. В этот день в храме принято молиться за всех, кто перешел от земной жизни в загробный мир. Молитва не проводится только в том случае, если поминальная дата совпадает с каким-либо важным церковным праздником.

Помимо частных поминовений усопших, Церковью установлены общие даты поминовения. Они получили название родительских суббот. Выбор субботних дней не случаен. В Библии сказано, что именно на шестой день сотворения мира Бог отдыхал от своих трудов. Таким образов, суббота символизирует покой живых и упокоение душ умерших. Родительскими же дни названы потому, что люди обычно поминают самых дорогих для себя людей — родителей.

Перечень обязательных дней, когда следует поминать родных и близких после смерти, включает:

  • Вселенскую мясопустную родительскую субботу. Она проходит за неделю до Великого поста. Свое название суббота получила по следующему идущему за ней дню — мясопустной неделе (последний день, когда можно есть мясо).
  • Родительские вселенские субботы, приходящиеся на вторую, третью и четвертую неделю Великого поста.
  • Радоница. Этот день приходится на вторник следующей недели после Пасхи. Радоница символизирует радость живых и умерших о Воскресении Христовом.
  • 9 мая. Это единственный поминальный день, не имеющий плавающей даты. Он предназначен для поминовения всех погибших во время Великой Отечественной войны.
  • Троицкая вселенская родительская суббота. Это день перед днем Святой Троицы. Во многих случаях верующие придерживаются неправильного обычая и считают непосредственно Троицу родительским днем.
  • День Усекновения главы Пророка Иоанна Крестителя. Дата установлена по указу Екатерины II в 1769 году. В этот день Церковь поминает православных воинов, погибших за Веру и Отечество.
  • Димитриевская родительская суббота. Она наступает за неделю до праздника памяти великомученика Димитрия Солунского, который является Небесным Покровителем великого князя Димитрия Донского. В этот день Церковь поминает как воинов, погибших за Отечество, так и всех усопших православных христиан.

В поминальные дни в православии принято посещать храмы, в которых проходят заупокойные службы. Верующие приносят в церковь жертву на поминальный стол. Как правило, это различные продукты — хлеб, пироги, мука, сахар, сладости, овощи, фрукты, крупы. Запрещено приносить мясо и мясные изделия. После окончания панихиды продукты раздаются нуждающимся, отправляются в приюты и дома престарелых. В родительские дни, которые приходятся на весну или лето, желательно после посещения храма прийти на могилы усопших родственников, убрать там мусор и помолиться за упокой их душ.

Особое значение имеет поминовение на третий, девятый и сороковой дни после смерти. В это время душа проходит важные этапы на своем посмертном пути к вечной жизни. На третьи сутки она окончательно расстается с телом и возносится на Небеса. С третьего по девятый день ангелы показывают ей Райскую обитель. Затем душа отправляется в Ад, где проходит мытарства и испытания за совершенные при жизни грехи. На сороковой день происходит Небесный суд, который вершит участь усопшего. Душа отправляется либо в Рай, либо в Ад, в зависимости от того, добрые или злые поступки превалировали на ее земном пути. Облегчить участь усопшего можно постоянной молитвой и просьбами о милости Божьей.

Когда помянуть родителей?

Особых дней, отведенных специально для поминовения родителей, в православии не существует. Руководствоваться здесь нужно общими правилами. Поминовения осуществляются в церкви на родительские субботы, ежедневной домашней молитвой, подачей записок на проскомидию. Святые отцы говорят, что к Богу можно обращаться в любой час, главное — делать это искренне, от души.

В какие дни поминовение усопших лучше не проводить?

Церковь не рекомендует выполнять поминовение покойных в день Святой Пасхи. Для православных христиан это самый главный праздник и самое важное торжество. Верующие должны забыть обо всех делах, скорбях и утратах и все свои мысли сосредоточить на безраздельной радости от Воскресения Спасителя. В этот день, а также на протяжении всей Светлой седмицы в душах не должно быть места для страха смерти. Наоборот, этот праздник является напоминанием о том, как Иисус Христос попрал смерть своим воскрешением и подарил всем людям надежду на вечную жизнь.

Помимо Пасхи, не совершаются гласные поминовения в великие, двунадесятые, Господские и Богородичные праздники. Список и даты этих торжеств можно найти в ежегодном церковном календаре. Также существует запрет на поминовения в будничные дни Святой Четыредесятницы и определенные дни других постов. Причем Церковь считает целесообразным исключить даже негласные заупокойные моления. Дело в том, что эти дни являются особо печальными для верующих и предназначены для усиленного покаяния и плача. По замыслу святых отцов, души усопших должны соучаствовать живым в эти скорбные моменты и нести некоторую епитимью через лишение быть поминаемыми.

1 ноября поминовение усопших

Дни особого поминовения усопших.


Вселенские панихиды (Родительские субботы).

Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая . Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы , говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы . Во святую Четыредесятницу дни Великого поста , подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы , и выделены указанные субботы.

Радоница . Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц , начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

Димитриевская родительская суббота — суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю. Если день памяти святого приходится тоже на субботу, родительской все равно считается предыдущая суббота.

Димитриевская родительская суббота стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовой битве в 1380 году. Сначала в этот день поминали именно тех, кто погиб на поле Куликовом, потом, с течением веков, традиция менялась. В новгородской летописи XV века мы читаем о Димитриевской родительской субботы уже как о дне поминовения всех умерших.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector