28 октября родительская суббота

Поминальные родительские субботы в 2020 году

Многие знают о том, что усопших принято поминать во второй вторник после Пасхи. Однако вместе с тем, интересно и то, когда наступает родительская суббота, что это за день, в чем его особенности.

На самом деле в православном календаре мы можем найти не одну, а целых 8 поминальных дней. Каждый из них имеет свое название и особенности, о которых подробно рассказывается далее.

Родительские субботы 2020: полный список дат

Есть несколько ответов на вопрос, когда в этом году наступит родительская суббота:

  1. Вселенскую родительскую Мясопустную субботу отмечают 22 февраля.
  2. Во время Великого поста выпадает сразу три родительских субботы – на 2, 3 и 4 неделях (14, 21 и 28 марта).
  3. А дальше делается перерыв, связанный со Страстной неделей и празднованием Пасхи. Следующий день – Радоница (его часто называют родительским), которая выпадает на 28 апреля 2020 года.
  4. Затем вспоминают всех павших, сражавшихся за Родину в годы Великой Отечественной войны, т.е. 9 мая.
  5. После этого поминают усопших в день Троицкой субботы – 6 июня.
  6. Затем отдают честь всем павшим воинам за Царя и Отечество 11 сентября.
  7. Последняя родительская суббота отмечается 7 ноября (ее называют Дмитриевская).

Даты этих дней тесно связаны с важнейшими церковными событиями (Великим постом, Пасхой и праздником Троицы). Поэтому все даты являются переходящими – они меняются из года в год. Исключение составляет только день памяти 9 мая, который по понятным причинам отмечается только в эту дату.

Что это такое — родительская суббота

Интересно также понять, что такое родительская суббота – ведь фактически поминальный день может выпасть и на другие дни недели (хотя в большинстве случаев это именно 6 день).

На этот счет существует несколько версий. Заслуживают внимания по крайней мере две из них:

  1. Прежде всего, Библия описывает сотворение мира за 6 дней, после чего Бог отдыхал от всех своих дней и назвал его субботой (долгое время именно она и была 7 днем недели, а не воскресенье). Состояние покоя хорошо гармонирует с настроем человека, который желает помянуть усопшего. В таком деликатном вопросе нет места суете, да и рутинные дела лучше отложить на потом.
  2. А еще есть мнение, что само слово суббота дословно означает «ходатайство» (перевод с древнегреческого). И в этом случае тоже все становится на свои места: поминая покойных, люди пытаются ходатайствовать об усопшем перед Богом. Вот почему принято усиленно молиться за бессмертную душу, покинувшую наш мир, а еще – раздавать милостыню, чтобы оказать умершему духовную помощь.

Особые дни поминовения

Когда говорят о ближайшей или любой другой родительской субботе, важно учесть, о каком именно дне идет речь. Даты поминовения имеют разное значение – например, в православной церкви усиленно вспоминают усопших в особые 5 дней:

  • Вселенская Мясопустная родительская суббота.
  • Вселенская Троицкая родительская суббота.
  • 2, 3 и 4 родительские субботы Великого поста.

В эти дни принято служить заупокойную за всех усопших православных, а не только за родителей. Конечно, это не означает, что в другие дни вспоминать их запрещается.

Просто именно эти 5 дат в году являются наиболее значимыми и масштабными для поминания. Причем Мясопустная и Троицкая субботы относятся ко Вселенским – в церквях служатся вселенские панихиды в память обо всех крещеных, которые уже ушли в мир иной.

Частные родительские дни

А эти дни согласно церковному уставу не значатся как заупокойные, однако службы все равно проходят – причем именно в трех православных церквях:

К таким дням относятся:

  1. Основная дата – это Радоница (она всегда выпадает на второй вторник после Пасхи). Традиционно принято посещать церковь и затем отправиться на кладбище, чтобы навести полный порядок на могиле. А вот оставлять там еду и тем более водку, да еще и самому принимать алкоголь крайне не рекомендуется.
  2. 9 мая – не только День Победы, но еще и день скорби. Мы вспоминаем обо всех жертвах чудовищной и страшной войны. Служат панихиды и в церквях, поэтому каждый человек может совершить заупокойную молитву и раздать милостыню.
  3. Еще один частный день – это 11 сентября. История этой даты уходит в далекий 18 век, когда императрица Екатерина Великая издала указ о поминовении погибших в Русско-турецкой войне. Принято отдавать последнюю дань уважения всем православным солдатам.
  4. Также к этим датам относится и Дмитриевская (Димитриевская) родительская суббота (в этом году 2 ноября 2019), которая приурочена к дню памяти Великомученика Димитрия Солунского. Интересно, что традиция сложилась еще со времен Дмитрия Донского, который помянул своего павшего товарища после Куликовской битвы 1380 года.

Субботы малых постов

Наконец, есть и еще три памятных дня – это субботы, которые наступают накануне памятных постов:

В такие дни можно также помянуть усопшего человека – помолиться за него и подать милостыню.

Таким образом, если говорить о том, сегодня или нет поминальная родительская суббота, стоит сразу обратиться к церковному календарю. Дней для памяти близких действительно много, и самое главное – вспомнить человека и отдать ему дань уважения.

Лучше всего отправиться в храм, а затем навести порядок на могиле. А вот употребление водки, оставление на могиле продуктов крайне нежелательно.

Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

Читать еще:  Как делать пасху из творога

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Димитриевская родительская суббота

Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та – один из ос­нов­ных по­ми­наль­ных дней рус­ско­го Пра­во­слав­но­го ка­лен­да­ря.

Во­об­ще же каж­дая суб­бо­та – осо­бый день для хри­сти­ан. К суб­бо­те, по биб­лей­ско­му по­вест­во­ва­нию, за­вер­ши­лось тво­ре­ние ми­ра, и она ста­ла «днем по­коя», – по­это­му мы на­зы­ва­ем этот – по­след­ний день неде­ли (под­чёр­ки­ваю – по­след­ний!) несколь­ко из­ме­нен­ным ев­рей­ским сло­вом шаб­бат). Но в этот же день уснув­ший пло­тью Хри­стос за­вер­шил вос­со­зда­ние это­го «об­вет­шав­ше­го» – вет­хо­за­вет­но­го – ми­ра и, сой­дя во ад, воз­ве­стил на­ча­ло но­вой жиз­ни. Помни­те тро­парь из Пас­халь­ных Ча­сов? «Во гро­бе плотски (пло­тью), во аде же с душею (ду­шой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с раз­бой­ни­ком, и на пре­сто­ле был еси, Христе, со Отцем и Ду­хом, вся ис­полняя неописан­ный».

По­это­му в каж­дую суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся по­ми­но­ве­ние усоп­ших, – не по­ки­нув­ших нас на­все­гда, но тер­пе­ли­во жду­щих по­след­не­го дня все­об­ще­го Вос­кре­се­ния. Сре­ди этих дней вы­де­ля­ют­ся осо­бые об­ще­цер­ков­ные еже­год­ные – «ро­ди­тель­ские суб­бо­ты», на­зван­ные так по­то­му, что каж­дый хри­сти­а­нин мо­лит­ся преж­де все­го за сво­их ро­ди­те­лей.

Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та по­лу­чи­ла своё на­зва­ние от име­ни свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия, ко­мен­дан­та гре­че­ско­го го­ро­да Со­лу­ни (или Фес­са­ло­ник), каз­нён­но­го за ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ства в 306 го­ду (его па­мять 26 ок­тяб­ря / 8 но­яб­ря). Он был че­ло­ве­ком во­ен­ным – и по­то­му счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем во­и­нов, а на ико­нах изо­бра­жа­ет­ся в до­спе­хах и с ко­пьем. Уста­но­вил же этот день, со­глас­но пре­да­нию, дру­гой Ди­мит­рий – наш слав­ный ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Дон­ской – по­сле зна­ме­ни­той Ку­ли­ков­ской бит­вы, слу­чив­шей­ся 8 сен­тяб­ря 1380 го­да, то есть в празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы [1] (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю).

«И оста­вал­ся ве­ли­кий князь за До­ном на том ме­сте во­семь дней, – от­ме­ча­ет ле­то­пи­сец, – до тех пор, по­ка не смог­ли от­де­лить хри­сти­ан от нече­сти­вых та­тар: ко­го смог­ли, схо­ро­ни­ли, а о про­чих зна­ет Бог, ведь со­вер­ши­лось это Бо­жьим су­дом. И ве­лел ве­ли­кий князь свя­щен­ни­кам петь над­гроб­ные пес­но­пе­ния над уби­ты­ми, и вос­пе­ли свя­щен­ни­ки веч­ную па­мять всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, уби­тым та­та­ра­ми на по­ле Ку­ли­ко­вом, меж­ду До­ном и Ме­чей. И сам ве­ли­кий князь со сво­им бра­том и остав­ши­ми­ся во­и­на­ми воз­гла­си­ли гром­ким го­ло­сом с пла­чем и сле­за­ми мно­ги­ми веч­ную па­мять» (Ска­за­ния и по­ве­сти о Ку­ли­ков­ской бит­ве. Л., 1982, с. 194).

С тех пор каж­дый год суб­бо­та, пред­ше­ству­ю­щая дню па­мя­ти Ди­мит­рия Со­лун­ско­го, по­свя­ща­ет­ся хри­сти­ан­ско­му по­ми­но­ве­нию усоп­ших, в первую оче­редь – по­ми­но­ве­нию во­и­нов, «на по­ле бра­ни за Оте­че­ство жизнь свою по­ло­жив­ших» [2] [3] .

Юрий Ру­бан
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

За­упо­кой­ное Апо­столь­ское чте­ние

1Фес.4:13-17. – За­ча­ло 270

[О вос­кре­се­нии мерт­вых]

Бра­тья, мы не хо­тим, чтобы вы не зна­ли об усоп­ших (или: об усы­па­ю­щих), чтобы вы не пе­ча­ли­лись, как и про­чие, не име­ю­щие на­деж­ды. Ведь ес­ли мы ве­рим, что Иисус умер и вос­крес, то та­ким же об­ра­зом и усоп­ших – через Иису­са – Бог при­ве­дёт [вме­сте] с Ним.

Это ведь мы го­во­рим вам сло­вом Гос­под­ним [*] , что мы, жи­ву­щие, оста­ю­щи­е­ся до при­ше­ствия Гос­под­ня, от­нюдь не опе­ре­дим усоп­ших; по­то­му что Сам Гос­подь при при­зыв­ном кли­че (букв. в при­ка­за­нии), при гла­се ар­хан­ге­ла и тру­бе Бо­жи­ей, сой­дет с неба, и сна­ча­ла вос­крес­нут мёрт­вые во Хри­сте; за­тем мы, оста­ю­щи­е­ся жи­вые, вме­сте с ни­ми бу­дем под­ня­ты (букв. бу­дем схва­че­ны) в об­ла­ках на встре­чу Гос­по­да в воз­дух; и так все­гда с Гос­по­дом бу­дем.

Читать еще:  Московский пасхальный фестиваль

За­упо­кой­ное Еван­гель­ское чте­ние

[Ска­зал Гос­подь ко при­шед­шим к Нему иуде­ям]: «Аминь (ис­тин­но), аминь (ис­тин­но) го­во­рю вам: Слу­ша­ю­щий Моё сло­во и ве­ря­щий По­слав­ше­му Ме­ня име­ет жизнь веч­ную, и в суд не при­хо­дит, но он пе­ре­шел от смер­ти в жизнь.

Аминь (ис­тин­но), аминь (ис­тин­но) го­во­рю вам, что при­хо­дит час, и те­перь уже на­стал, ко­гда мёрт­вые бу­дут слы­шать го­лос Сы­на Бо­жия – и услы­шав­шие бу­дут жить. Ведь как Отец име­ет жизнь в Са­мом Се­бе, так дал Он и Сы­ну иметь жизнь в Са­мом Се­бе. И дал Ему власть тво­рить суд, по­то­му что Он – Сын Че­ло­ве­че­ский.

Не удив­ляй­тесь это­му, по­то­му что при­хо­дит час, в ко­то­рый все, на­хо­дя­щи­е­ся в гроб­ни­цах, бу­дут слы­шать Его го­лос, и вый­дут: де­лав­шие доб­рое – в вос­кре­се­ние жиз­ни, а де­лав­шие дур­ное – в вос­кре­се­ние су­да (греч. эн анаста­син крисеос [**] ).

Я ни­че­го не мо­гу де­лать Сам от Се­бя: как слы­шу – так и сужу, и суд Мой спра­вед­лив; по­то­му что не ищу Мо­ей во­ли, но во­ли по­слав­ше­го Ме­ня [От­ца]».

При­ме­ча­ния

[1] Хо­чу на­пом­нить, что в XIV ве­ке 8-е сен­тяб­ря по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю со­от­вет­ство­ва­ло 16-му сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му (хо­тя сам этот ка­лен­дарь был вве­дён позд­нее). Это и есть ис­то­ри­че­ски без­услов­ная да­та Ку­ли­ков­ской бит­вы. По­это­му по­пыт­ки от­ме­чать это со­бы­тие в на­сто­я­щее вре­мя 21 сен­тяб­ря, сов­ме­щая с празд­ни­ком Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, ос­но­ва­ны на эле­мен­тар­ной хро­но­ло­ги­че­ской без­гра­мот­но­сти. (Рож­де­ство Бо­го­ро­ди­цы при­хо­дит­ся на 21 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю толь­ко в XX—XXI сто­ле­ти­ях; в XXII ве­ке сме­стит­ся на 22 сен­тяб­ря и т. д.)

[2] Ра­ди ис­то­ри­че­ской спра­вед­ли­во­сти сле­ду­ет сде­лать уточ­не­ние. Эта суб­бо­та – наш на­цио­наль­ный по­ми­наль­ный день, ос­но­ван­ный на пре­да­нии. По­это­му Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты нет ни гре­че­ском, ни да­же в Рус­ском офи­ци­аль­ном Цер­ков­ном уста­ве (Ти­пи­коне). Непо­сред­ствен­ное уча­стие в его уста­нов­ле­нии Ди­мит­рия Дон­ско­го то­же под­вер­га­ет­ся обос­но­ван­но­му со­мне­нию. Как пи­шет из­вест­ный ав­тор мно­го­крат­но пе­ре­из­да­вав­ше­го­ся ру­ко­вод­ства по бо­го­слу­жеб­но­му уста­ву, «Ди­мит­рий Дон­ской, по­сле по­гре­бе­ния уби­тых на по­бо­и­ще, при­ка­зал там со­вер­шить па­ни­хи­ду по ним. За­тем, воз­вра­тясь в Моск­ву 21 сен­тяб­ря (29 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю. – Ю. Р.), по­ве­лел по всем церк­вам её от­пра­вить па­ни­хи­ду об уби­ен­ных. На­ко­нец, по при­бы­тии в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву лав­ру, при­ка­зал и там со­вер­шить па­ни­хи­ду (Рус­ская ле­то­пись по Ни­ко­нов­ско­му спис­ку, изд. Имп. Ака­де­мии на­ук, т. IV, с. 124). В ле­то­пи­сях не ска­за­но, чтобы Ди­мит­рий Дон­ской ука­зал для по­ми­но­ве­ния во­и­нов суб­бо­ту пред Дмит­ри­е­вым днем », то есть пред днём сво­е­го те­зо­име­нит­ства. «Есте­ствен­но ду­мать, что по­сле кон­чи­ны его на­зна­че­на суб­бо­та пред Ди­мит­ри­е­вым днём для по­ми­но­ве­ния усоп­ших» (Ни­коль­ский К., про­то­и­е­рей. По­со­бие к изу­че­нию Уста­ва бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. М., 1995, с. 506, прим. 1)

[3] При опре­де­ле­нии да­ты Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты в кон­крет­ном го­ду на­до учи­ты­вать сле­ду­ю­щие ка­лен­дар­но-бо­го­слу­жеб­ные по­прав­ки (во из­бе­жа­ние пу­та­ни­цы, да­лее все да­ты – по но­во­му сти­лю). Ес­ли па­мять Ди­мит­рия Со­лун­ско­го (8 но­яб­ря) при­хо­дит­ся на вос­кре­се­нье, то мы по­лу­ча­ем са­мую позд­нюю Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту – 7 но­яб­ря. Ес­ли же па­мять Ди­мит­рия Со­лун­ско­го при­хо­дит­ся на суб­бо­ту, то эта суб­бо­та не мо­жет быть ро­ди­тель­ской – и па­ни­хи­да пе­ре­но­сит­ся на пред­ше­ству­ю­щую суб­бо­ту (1 но­яб­ря). Но ес­ли с суб­бо­той пе­ред па­мя­тью св. Ди­мит­рия сов­па­да­ет празд­ник Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (4 но­яб­ря), то Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та со­вер­ша­ет­ся ещё од­ной неде­лей ра­нее. Ис­хо­дя из этих пра­вил, мож­но лег­ко опре­де­лить, что са­мая ран­няя Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та мо­жет быть 28 ок­тяб­ря.

[*] «Сло­вом Гос­под­ним» в Древ­ней Церк­ви на­зы­ва­ли из­ре­че­ния цер­ков­ных про­ро­ков. Наи­бо­лее важ­ные за­по­ми­на­лись и в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния Пре­да­ния ста­но­ви­лись мис­си­о­нер­ски­ми или ли­тур­ги­че­ски­ми фор­му­ла­ми. (Бла­го­да­рю за это уточ­не­ние ар­хи­манд­ри­та Иан­ну­а­рия.Ю. Р.)

[**] Хо­ро­шо зна­ко­мое нам гре­че­ское сло­во крисис пе­ре­во­дит­ся как «раз­де­ле­ние», «суж­де­ние», «суд», «при­го­вор», «спор», «вы­бор», «окон­ча­ние», «пе­ре­лом­ный мо­мент», «кри­зис». Во­пре­ки од­но­знач­но от­ри­ца­тель­но­му ме­щан­ско­му зна­че­нию («ох, ко­гда же за­кон­чит­ся этот оче­ред­ной про­кля­тый кри­зис и на­сту­пит же­лан­ная ста­биль­ность»!), ра­зум­ный хри­сти­а­нин все­гда пре­бы­ва­ет в со­сто­я­нии кри­си­са – то естьв со­сто­я­нии ду­хов­но­го трез­ве­ния и су­да над сво­и­ми мыс­ля­ми, же­ла­ни­я­ми и по­ступ­ка­ми. Так он го­то­вит­ся к то­му, чтобы по­след­ний и окон­ча­тель­ный Страш­ный Суд (= Страш­ный Кри­зис!) Бо­жий не стал для него неожи­дан­ным и «страш­ным» в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва.

Родительская суббота 22 февраля: чего нельзя делать и что нужно сделать обязательно

В Родительскую субботу усопших родных и близких поминают особым образом. Узнайте о церковных запретах и разрешениях в этот день. Что можно и нужно делать? Читайте также о том, что не делают 22 февраля.

Родительские субботы 2020: какие даты празднования?

Ежегодно даты Родительских суббот меняются, потому что они привязаны к великому церковному празднику Пасхи. В зависимости от её даты празднования и определяются дни Родительских суббот.

Всего их каждый год семь. Самая первая и ближайшая отмечается в субботу, 22 февраля. Её ещё принято называть мясопустной. На Великий пост этого года приходится три Родительских субботы: 14, 21 и 28 марта (вторая, третья и четвертая седмицы Великого поста соответственно).

Следующая Родительская суббота отмечается в конце апреля 2020 года, 28-го числа. Этот день принято называть в Украине Радоницей или Гробками. В некоторых населённых пунктах эта дата может отличаться.

В этот день практически все люди проведывают могилы усопших, массово посещая кладбища, съезжаются с разных уголков страны, чтобы проведать и помянуть усопших.

Вспышка нового вируса в Украине, победитель Нацотбора на Евровидение-2020 и целая область в темноте — главное за ночь

Потап отшлепал Настю Каменских в прямом эфире

Радикал-пенсионер Ляшко показал своего «мальчика» — «Похож на. «

ПриватБанк предупредил украинцев о новой «фишке» карточных мошенников

Вселенскую Троицкую Родительскую субботу будут отмечать перед Троицей 6 июня. День святой Троицы приходится в этом году на воскресенье, 7 июня. И Троицкая Родительская суббота предшествует ей.

Последняя, Димитриевская, отмечается осенью, 7-го ноября. В 2020 году она приходится накануне дня великомученика Димитрия Солунского, 8-го числа, в честь памяти которого и названа.

Что надо делать в Родительскую субботу 22 января?

Как правило, каждая Вселенская Родительская суббота должна начинаться с молитвы за усопших. Православным стоит посетить церковь. Люди приходят в Родительскую субботу на службу в храм, чтобы попросить у Бога прощения за грехи усопших.

В православии считается, что и после смерти люди живут. И их души нуждаются в покаянии. Молитва за умерших помогает вымолить у Бога прощение за их греховные деяния при жизни.

Читать еще:  Краткое сообщение о пасхе

В церкви православным стоит прислушаться к словам молитвы священнослужителей. Нужно вдуматься в смысл сказанных слов. Обратить внимание на песнопение. И стараться отстоять заупокойную Вселенскую службу в храме до конца.

На этой Родительской панихиде верующие должны искренне молиться об упокоении душ усопших. Испрашивайте во время заупокойного богослужения милосердия и прощения перед Всевышним.

Мясопустная суббота 22-го числа отмечается в субботу, за неделю до начала Великого поста. Такое название закрепилось за ней ввиду того, что следующая неделя – Масленица. Именно поэтому в старину Мясопустную субботу называли ещё Малой масленицей.

22-го февраля 2020 года можно поминать всех крещённых умерших родных и близких. В этот день в православных храмах Украины служится особая Вселенская панихида. Верующие поминают усопших, ставят заупокойные свечи. После посещения церкви стоит отправиться на кладбище.

В Родительскую субботу можно убирать на кладбище. Правда, 22-го января ещё холодно для уборки, поэтому её стоит отложить до ближайших тёплых дней. Самое главное – нужно посетить кладбище до обеда, после посещения церкви. В православии считается, что потом усопшие отдыхают. И в вечернее время их лучше не беспокоить.

Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служат Великую заупокойную панихиду. Её справляют в православных храмах в 2020 году накануне Родительской субботы, в пятницу, 21-го числа.

А утром следующего дня будет служиться заупокойная Божественная литургия. И только после неё следует общая панихида. Придя в храм, важно написать заупокойные записки, где надо указать: «Об упокоении». И перечислить имена усопших рабов Божьих, за которых вы хотите подать записку об упокоении на парастас.

Зачем приносят продукты в храм?

В церковь принято идти в Родительскую субботу не с пустыми руками. Надо являть свою милость за умерших продуктами. Можно приносить на «канон» в храм хлеб, печенье, булочки, конфеты, фрукты, вино «Кагор» и другие постные продукты.

Некоторые люди не знают, зачем приносить еду на «канон» в храм за упокой. Это давняя церковная традиция поминовения усопших. Раньше прихожане после утренней службы садились за один общий стол. И поминали умерших принесенными продуктами. Сейчас еда, которую приносят христиане, идёт на нужды прихода и раздается малоимущим.

Считается, что, когда мы милосердны и раздаем милостыню, то наша помощь нуждающимся облегчает бремя усопших на том свете. Господь дарует им прощение и Царство Небесное. Вот почему в Родительскую субботу важно быть милосердными и добрыми.

На могилы также принято класть угощения для усопших. Зачастую это печенье, конфеты, яблоки, бананы, мандарины, вафли, которые впоследствии отдают кому-нибудь за упокой и Царство Небесное усопшей души раба Божьего.

Раньше в Родительские субботы было принято есть кутью. И до сих пор это блюдо — обязательное во время поминок. В Мясопустную субботу 22 января при поминании усопших кутья должна быть на столе православных. Она может быть с добавлением изюма, орехов, халвы, цукатов или меда.

Какой должна быть молитва в Родительскую субботу 22 февраля?

Молитва, которая читается христианином за упокой души ближнего, может начинаться словами: «Помяни, Господи Боже наш…» Но может читаться не только эта «Молитва об усопшем христианине», но и «Молитва вдовца» в случае, если ушла из жизни жена.

Супруге, которая потеряла мужа, стоит читать «Молитву вдовы». Если умерли дети или ребенок, — «Молитву родителей о почивших детях». За усопших отцов, матерей читают «Молитву детей об усопших родителях».

Умершие не могут читать за себя молитвы и каяться. А живые должны делать это за них. Вот почему важно провести утро Родительской субботы 22 февраля в молитве. Согласно церковным канонам, для душ усопших очень важна молитва живых и покаяние.

И помните о том, что главное 22-го февраля – не поехать с утра на кладбище. А отправиться сначала в храм на утреннюю службу. Ваши молитвы и покаяние гораздо важнее усопшим. А уже после этого можно проведать могилки. Убирать на них разрешается в любые дни, кроме церковных праздников.

Что категорически нельзя делать в Родительскую субботу 22 января?

С давних пор существуют определённые церковные запреты. Что касается посещения могил родных и близких в другие дни, то в большие церковные праздники этого делать нельзя. К примеру, категорический запрет на посещение кладбища на Рождество, Пасху, Благовещение, Троицу.

Издавна в христианстве принято считать, что на большие церковные праздники души усопших отправляются в церковь. В храмах они вместе с живыми радуются большому христианскому празднику.

Что касается запретов Мясопустной Родительской субботы 22-го февраля, то в этот день есть табу и приметы, которых православные придерживаются:

  • Нельзя ставить заупокойные свечи и молиться за некрещённых усопших.
  • Нельзя писать заупокойные записки за самоубийц.
  • Нельзя громко разговаривать на кладбище, распивать алкогольные напитки, есть, веселиться, смеяться, вести праздные разговоры, говорить по мобильному телефону.
  • Нельзя считать деньги на кладбище, говорить о них, доставать из карманов, давать или просить в долг.
  • Нельзя ничего нести домой с кладбища: рвать какие-то растения, поднимать что-то. Иначе негативная кладбищенская энергия вместе с принесенным с кладбищем придет в ваш дом.
  • Нельзя в этот день стирать, шить, резать, выполнять строительно-ремонтные работы.
  • Нельзя отказывать в этот день в милостыни. Если нуждающийся человек просит о помощи, стоит протянуть ему руку помощи.
  • Нельзя, уходя с кладбища, говорить покойному: «До свидания!» Считается, что в таком случае человек навлечёт на себя беду. И вскоре может умереть или погибнуть. Прощаясь с усопшими, стоит говорить: «Прощай!» или «Прощайте!»
  • Нельзя оставлять на могиле усопшего сигареты или стаканчик (бутылку) с вином, водкой или любым другими спиртным. Некоторые люди ставят и говорят, что усопший любил при жизни выпить или покурить. Но этого не стоит делать.
  • Нельзя поднимать на кладбище вещь, которую вы уронили. Считается, что оброненный предмет должен остаться мёртвым.
  • Нельзя ругаться на кладбище, ссориться, выяснять отношения.
  • Нельзя насмехаться над кем-нибудь, ёрничать и шутить.

Смерть близкого человека – это трагическое событие, которое нужно пережить, с которым стоит смириться. Главное – помнить хорошее об усопших и вспоминать только самое лучшее и доброе. А ещё – справлять панихиды и искренне молиться.

В православии считается, что оказывая таким образом дань усопшим, они обязательно услышат живых. Горячая мольба за близкого – это помощь умершему в очищении, спасении его души от грехов.

Для Всевышнего покаяния живых становятся плодом прощения грехов мёртвых. Господь слышит искреннюю мольбу и молитву о прощении грехов усопших сродников. И дарует им Царство Небесное.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector