3 ноября димитриевская родительская суббота открытки
3 ноября 2018 – Дмитриевская Родительская суббота. День посещения кладбища и поминовения усопших

В православном календаре есть несколько дней общего поминовения усопших. Что это за даты, когда и как надо поминать умерших родственников?
Дмитриевская Родительская суббота в 2018 году
Наиболее подходящим днем для того, чтобы молиться об упокоении усопших, считается суббота. В Новом Завете ее называют днем отпущения грехов и прощения, а в Ветхом – днем покоя.
Каждый год дата Дмитриевской Родительской субботы меняется. Поминальной считается суббота накануне Дня великомученика Дмитрия Солунского (8 ноября). Узнать точную дату можно в ежегодном церковном календаре. В 2018 году это будет 3 ноября.
Обряды и традиции этого дня
Существуют определенные традиции поминальной субботы, которые обязательно надо выполнять, чтобы умершие родные на том свете знали – их помнят.
Посещение церковной службы и кладбища
С древности на Руси принято на Родительскую субботу пойти в храм на службу, поставить свечи об упокоении родных. Затем посещают кладбища, убирают могилки, после чего вспоминают умерших за поминальным столом.
В этот день в церкви и на кладбище угощают нищих и подают милостыню. В народе говорят, что чем щедрее будут подаяния, тем лучше чувствуют себя души усопших на том свете.
Если в связи с рабочим графиком не получается побывать в храме в субботу, можно прийти на вечернюю службу накануне (в пятницу). Священнослужители будут совершать панихиду, и молиться об усопших. Принято принести с собою в храм пожертвования. Это могут быть любые продукты, кроме мясных и алкогольных напитков (сладости, овощи, хлеб, фрукты, выпечка, мука, из которой потом пекут просфоры, масло для заправки лампадок).

В поминальный день на стол ставят отдельную чистую тарелку и рюмочку для усопших. Каждый присутствующий за столом должен положить на эту тарелку по одной ложке своей еды. Во время трапезы нужно вспоминать хорошие поступки, дела и качества тех, кого поминают.
Народные приметы на Дмитриевскую субботу
Если на Дмитриевскую субботу погода холодная, и выпал снег, значит, приход весны будет поздним.
Теплая Дмитриевская суббота предвещает раннюю и теплую весну.
Fri, 02 Nov 2018 10:16:20 +0300
@ Абрамович Оксана, писатель

. Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.</p>
<p>Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года по старому стилю, Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.</p>
<p>В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более двухсот пятидесяти тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.</p>
<p>С тех пор в субботу перед 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.</p>
<p>В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.</p>
<p>В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб и пострадал за православную веру.</p>
<p>Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:</p>
<p>свт. Илариона, еп. Меглинского (перенесение мощей);</p>
<p>прп. Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах;</p>
<p>прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского;</p>
<p>сщмчч. Павлина, архиеп. Могилевского, Аркадия, еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия Левицкого и Никандра Чернелевского пресвитеров и мч. Киприана Анникова, сщмч. Дамиана, архиеп. Курского, сщмчч. Константина Чекалова, Сергия Смирнова, Василия Никольского, Феодора Беляева, Владимира Введенского, Николая Раевского, Иоанна Козырева, Василия Козырева, Александра Богоявленского, Димитрия Троицкого и Алексия Москвина пресвитеров, Сергия Казанского и Иоанна Мельницкого диаконов, прмчч. Софрония Несмеянова и Неофита Осипова, прмц. Пелагии Тестовой.</p>
<div style=)
Читать еще: Характеристики яйценоскости цесарок
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Отходя в мир вечной жизни
К нескончаемой Отчизне,
К месту радости и света,
Где не меркнет благость лета,
Где покой и благодать,
Неужели станешь ждать?
Жизнь потешную оставить,
Душу грешную исправить,
Что посеешь, то пожнешь:
Зло, добро ли – сам поймешь,
Когда встанешь пред Царем,
Пред Господним алтарем,
Молвить слово станешь тихо,
Знать, пожил ты очень лихо.
Если скромен был зело,
В мудрости держал чело,
В добродетели богат –
Значит, ты минуешь ад.
В благоденствии наследишь
Жизнь нетленную свою,
Души праведников встретишь,
Пребывающих в раю,
Духа, Сына и Отца.
Трисвятым немолчным гласом
Неустанно, час за часом.
Ты подумай наконец,
Что Господь таит для верных
В жизни бесконечных благ,
Царство Света не для скверных,
Не проникнет внутрь враг,
Здешних мест не видел глаз,
Цвет явил прозябший клас.
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Димитриевская родительская суббота
Димитриевская родительская суббота – один из основных поминальных дней русского Православного календаря.
Вообще же каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала «днем покоя», – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько измененным еврейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого «обветшавшего» – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? «Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею (душой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».
Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.
Димитриевская суббота получила своё название от имени святого великомученика Димитрия, коменданта греческого города Солуни (или Фессалоник), казнённого за исповедание христианства в 306 году (его память 26 октября / 8 ноября). Он был человеком военным – и потому считается покровителем воинов, а на иконах изображается в доспехах и с копьем. Установил же этот день, согласно преданию, другой Димитрий – наш славный великий князь Димитрий Донской – после знаменитой Куликовской битвы, случившейся 8 сентября 1380 года, то есть в праздник Рождества Пресвятой Богородицы [1] (по юлианскому календарю).
«И оставался великий князь за Доном на том месте восемь дней, – отмечает летописец, – до тех пор, пока не смогли отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом. И велел великий князь священникам петь надгробные песнопения над убитыми, и воспели священники вечную память всем православным христианам, убитым татарами на поле Куликовом, между Доном и Мечей. И сам великий князь со своим братом и оставшимися воинами возгласили громким голосом с плачем и слезами многими вечную память» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 194).
С тех пор каждый год суббота, предшествующая дню памяти Димитрия Солунского, посвящается христианскому поминовению усопших, в первую очередь – поминовению воинов, «на поле брани за Отечество жизнь свою положивших» [2] [3] .
Юрий Рубан
канд. ист. наук, канд. богословия
Заупокойное Апостольское чтение
1Фес.4:13-17. – Зачало 270
[О воскресении мертвых]
Братья, мы не хотим, чтобы вы не знали об усопших (или: об усыпающих), чтобы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ведь если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших – через Иисуса – Бог приведёт [вместе] с Ним.
Это ведь мы говорим вам словом Господним [*] , что мы, живущие, остающиеся до пришествия Господня, отнюдь не опередим усопших; потому что Сам Господь при призывном кличе (букв. в приказании), при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и сначала воскреснут мёртвые во Христе; затем мы, остающиеся живые, вместе с ними будем подняты (букв. будем схвачены) в облаках на встречу Господа в воздух; и так всегда с Господом будем.
Заупокойное Евангельское чтение
[Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям]: «Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам: Слушающий Моё слово и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную, и в суд не приходит, но он перешел от смерти в жизнь.
Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам, что приходит час, и теперь уже настал, когда мёртвые будут слышать голос Сына Божия – и услышавшие будут жить. Ведь как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть творить суд, потому что Он – Сын Человеческий.
Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, в который все, находящиеся в гробницах, будут слышать Его голос, и выйдут: делавшие доброе – в воскресение жизни, а делавшие дурное – в воскресение суда (греч. эн анастасин крисеос [**] ).
Я ничего не могу делать Сам от Себя: как слышу – так и сужу, и суд Мой справедлив; потому что не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня [Отца]».
Примечания
[1] Хочу напомнить, что в XIV веке 8-е сентября по юлианскому календарю соответствовало 16-му сентября по григорианскому (хотя сам этот календарь был введён позднее). Это и есть исторически безусловная дата Куликовской битвы. Поэтому попытки отмечать это событие в настоящее время 21 сентября, совмещая с праздником Рождества Богородицы, основаны на элементарной хронологической безграмотности. (Рождество Богородицы приходится на 21 сентября по григорианскому календарю только в XX—XXI столетиях; в XXII веке сместится на 22 сентября и т. д.)
[2] Ради исторической справедливости следует сделать уточнение. Эта суббота – наш национальный поминальный день, основанный на предании. Поэтому Димитриевской субботы нет ни греческом, ни даже в Русском официальном Церковном уставе (Типиконе). Непосредственное участие в его установлении Димитрия Донского тоже подвергается обоснованному сомнению. Как пишет известный автор многократно переиздававшегося руководства по богослужебному уставу, «Димитрий Донской, после погребения убитых на побоище, приказал там совершить панихиду по ним. Затем, возвратясь в Москву 21 сентября (29 сентября по григорианскому календарю. – Ю. Р.), повелел по всем церквам её отправить панихиду об убиенных. Наконец, по прибытии в Троице-Сергиеву лавру, приказал и там совершить панихиду (Русская летопись по Никоновскому списку, изд. Имп. Академии наук, т. IV, с. 124). В летописях не сказано, чтобы Димитрий Донской указал для поминовения воинов субботу пред Дмитриевым днем », то есть пред днём своего тезоименитства. «Естественно думать, что после кончины его назначена суббота пред Димитриевым днём для поминовения усопших» (Никольский К., протоиерей. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. М., 1995, с. 506, прим. 1)
[3] При определении даты Димитриевской субботы в конкретном году надо учитывать следующие календарно-богослужебные поправки (во избежание путаницы, далее все даты – по новому стилю). Если память Димитрия Солунского (8 ноября) приходится на воскресенье, то мы получаем самую позднюю Димитриевскую субботу – 7 ноября. Если же память Димитрия Солунского приходится на субботу, то эта суббота не может быть родительской – и панихида переносится на предшествующую субботу (1 ноября). Но если с субботой перед памятью св. Димитрия совпадает праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября), то Димитриевская суббота совершается ещё одной неделей ранее. Исходя из этих правил, можно легко определить, что самая ранняя Димитриевская суббота может быть 28 октября.
[*] «Словом Господним» в Древней Церкви называли изречения церковных пророков. Наиболее важные запоминались и в процессе формирования Предания становились миссионерскими или литургическими формулами. (Благодарю за это уточнение архимандрита Ианнуария. – Ю. Р.)
[**] Хорошо знакомое нам греческое слово крисис переводится как «разделение», «суждение», «суд», «приговор», «спор», «выбор», «окончание», «переломный момент», «кризис». Вопреки однозначно отрицательному мещанскому значению («ох, когда же закончится этот очередной проклятый кризис и наступит желанная стабильность»!), разумный христианин всегда пребывает в состоянии крисиса – то естьв состоянии духовного трезвения и суда над своими мыслями, желаниями и поступками. Так он готовится к тому, чтобы последний и окончательный Страшный Суд (= Страшный Кризис!) Божий не стал для него неожиданным и «страшным» в прямом смысле этого слова.
2 ноября 2019 года — Димитриевская родительская суббота

2 ноября — Димитриевская родительская суббота
2 ноября православные России отметили Димитриевскую родительскую субботу. Последнюю поминальную субботу в текущем календарном году и первую – в году церковном, который, напомним, начался 1 сентября по старому стилю, или 14 – по новому.
А в следующем, 2020 году родительские дни выпадают на следующие числа:
Вселенская мясопустная родительская суббота — 22 февраля;
3 родительские субботы Великим постом — 14, 21 и 28 марта;
Радоница — 28 апреля;
День поминовения усопших воинов в Великой Отечественной войне всегда отмечается 9 мая;
Троицкая родительская суббота — 6 июня;
Димитриевская родительская суббота — 7 ноября.
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября).
Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в том сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель.
Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
В Троицкой обители было совершено поминовение православных воинов заупокойным богослужением и общей трапезой.
С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершаются заупокойные богослужения.
И не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.
Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая:
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Обо всем этом кратко рассказал прихожанам Свято-Владимирского храма настоятель игумен Трифон после Божественной литургии и последовавшей за ней панихиды по всем православным христианам на поле брани живот свой положившим, от века усопшим, отцам, братиям и сестрам нашим, скончавшимся в надежде воскресения и жизни вечной.
И вслед за священником прихожане мысленно повторяли слова молитвы: «Упокой, Господи, души усопших раб твоих». Проповедуя мирян, отец-настоятель еще и еще раз подчеркнул важность поминальной молитвы живых для душ всех усопших.
И по благочестивой христианской традиции после богослужения все прихожане храма уселись в трапезной за всеобщим поминальным столом.
Как отметил по окончании трапезы отец Трифон, мы всегда благодарим Господа за то, что насытил нас земных благ и просим не лишить нас и Царствия Небесного.
Но Господь большинство Своих благодеяний совершает руками человека. А вот о конкретных людях, приготовивших нам все стоящие на столе яства и питие, мы редко вспоминаем.
Исправляя эту оплошность, мы сегодня публикуем фото бессменного на протяжении многих лет трапезаря (по-мирскому – повара) Таисии Михайловны Марковой (а еще она заведующая двумя складами – продовольственным и материальным и главный посольщик).
Это она руководит большой бригадой прихожанок храма во время приготовления блюд для всеобщей трапезы.
А прихожанки к этому дню приготовили очень красиво оформленное поминальное коливо (кутью), причем в двух вариантах – традиционное и по-гречески. Варили лапшевник, подготавливали овощи для вторых блюд и разнообразных салатов, пекли пирожки, варили компот, мыли и расставляли посуду, разносили блюда каждому присутствующему на трапезе.
И выполняли всю редко замечаемую со стороны работу, которой всегда хватает на любой кухне, а на такой многолюдной – тем более.
Димитриевская родительская суббота — 3 ноября в 2018 году
Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2018 году — 3 ноября
Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2019 году — 2 ноября
Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2020 году — 7 ноября
Димитриевская родительская суббота — поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября по старому стилю). Людям «советского» возраста, приходящим поминать в родительские субботы своих усопших, проще запомнить этот день по другой дате: где 7 ноября – «красный день календаря», там где-то рядышком перед ним – и Димитриевская…
Народная традиция крепко связала этот день с Куликовской битвой: дескать, благоверный князь Димитрий Донской просил в этот день преподобного Сергия Радонежского отслужить панихиду по воинам, полегшим в Мамаевом побоище…
Правда, в «Православной энциклопедии» мы читаем, что слова из Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине 16 века : «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» – не связаны напрямую с Куликовской битвой. В богослужебном уставе этот день не отмечен как поминальный, и народная традиция (вероятно, еще древняя, дохристианская) поминать в этот день усопших не сразу стала церковной.
Тем не менее тысячи россиян заходят в этот день в православные храмы, ставят свечи, кладут на канунник продукты и пишут в поминальных записочках имена своих умерших близких. Стопы записочек, вереница имен… Горят свечи, поет хор, воздух светло-синь от кадильного фимиама, люди стоят плечом к плечу, и мнится, что пространство храма в этот день расширяется, увеличивается вдвое: плечом к плечу стоят здесь незримо и наши усопшие, для кого поминальная наша молитва – поддержка и утешение…

photosight.ru. Фото: Диoниcий 3eмлянoв
Один из самых болезненных вопросов в такие дни – можно ли поминать тех, кто умер некрещеным?
Распространено среди прихожан такое мнение: молиться можно только о крещеных и умерших в вере, перед кончиной исповедавшихся и причастившихся св.Таин (знаю монастырь, монахини которого учат паломников: молитесь только о самых близких, и то с осторожностью, за верующих, а за некрещеных – даже за самых близких нельзя, мол, человеку бы свои грехи отмолить, а молиться о других – брать на себя еще и их грехи, сие есть дерзость и неразумие пред Богом…)
Что ответить усвоившим такой взгляд на молитву? Отвечаю просто: молитва и милостыня наша о душе усопшего – в помощь такому человеку.
И вот представьте: один человек сидит себе на берегу, а другой тонет – кого надо спасать? Тонущего. Так кому первоочередно нужна молитва-помощница, верующему или неверующему усопшему? Понятно, что неверующему, тому, кому после смерти тяжелее…
Конечно, если человек умер некрещеным, а тем паче – сознательно неверующим, если в земной жизни не принадлежал к Церкви Христовой, то после смерти его насильственно к Церкви не «пристегнешь», в записках на проскомидию его имя не пишут – но самим-то родным и близким, тем, кому судьба усопшего небезразлична, молиться о нем надо – и дома, и в храме – самим, в том числе и во время панихиды (молитву в храме, в евхаристическом собрании, совершает вовсе не только один батюшка, но в с я Церковь, все предстоящие).
Коли мы сами христиане – это наш христианский долг во исполнение заповеди Божьей о любви к ближнему.
Он ушел из земной жизни в тяжких грехах, нераскаянным? Что ж, предоставим его Богу и суду Божию, сколь праведному, столь и – в отличие от нашего с вами суда –милосердному. Об этом нам на каждом богослужении напоминает Церковь словами одной из ектений: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».
Заупокойная служба. Поют по крюкам.
Или голоса так свежи, или это
Умерший так стремительно уходит,
Но в тесной часовне ветер поднялся невидимый.
Шевелит листы старинной книги,
Пылают над строками, летят киноварные невмы
За умершим вслед.
Пение напряжённо тянется, пока может
Поддерживать душу, уходящую ввысь
Ступенями мытарств. И вот – дальше стоп.
Предел. Тончают,
Глохнут нёбные кратиматы.
Мы – дети, а взрослые – наши умершие.
Мы в их прошлом живём.
Никому не вернуться в детство.
То-то я замечаю,
Насколько наш мир мал, прост, шаток,
Ярок, аляповат – манеж для игр
При постоялом дворе! Особенно
В сравнении с тобой, живой смертный голос,
В следовании за умершим сам истаять готовый,
Ветреною весной в часовне поющий
Славу незнаемому, отчаянно чаемому
Превечному Богу.
Вы прочитали статью Димитриевская родительская суббота в 2017 году. Читайте также:
Этот день изначально был посвящен поминовению тех Христовых воинов, которые отдали жизнь за Христа и за други своя в Куликовской битве. Вместе с ними мы поминаем и всех прежде усопших православных христиан, и наших умерших родных и близких. Все храмы полны в этот день молящимися, и мы видим, что и вера жива, и жива любовь к ближнему. Но наши умершие близкие ждут от нас не только молитвы о них…