50 дней после пасхи

Троица в 2020 году: история и традиции праздника

Троица — один из двенадцати главных православных праздников. Иногда его еще называют днем сошествия Святого Духа. Из этого названия сразу понятно, с каким событием связано это торжество. Собственно, с описанным в Библии сошествием на землю Святого Духа, которое предвещал Иисус Христос и которое показало, а заодно и доказало триединство Бога, то есть существование трех Лиц единого по существу Бога — Отца, Сына и Святого Духа.

Есть у Троицы и третье название — Пятидесятница. Это название указывает на дату празднования — на пятидесятый день после Пасхи, к которой, как известно, привязаны многие христианские торжества.

Точной даты у Светлого Воскресения нет, поэтому и Троица отмечается каждый год в разное время. В 2020 году православные отмечают Пасху 19 апреля, если отсчитать от этой даты 50 дней, то получится 7 июня — это и будет День Святой Троицы.

Что касается католиков, то у них Троица не совпадает с Пятидесятницей (днем сошествия на апостолов Святого Духа). Однако в 2020 году католическая Троица будет отмечаться также 7 июня.

Считается, что праздник в честь Святой Троицы решили установить апостолы, которых еще называют учениками Иисуса Христа. Таким образом они хотели закрепить в памяти людей событие, произошедшее на пятидесятый день после Воскрешения Господня. Согласно библейским сказаниям, в тот день Святой Дух спустился на этих самых апостолов, которые к тому моменту уже пятьдесят дней подряд молились в Сионской горнице, впоследствии ставшей первым христианским храмом.

Стоит отметить, что после сошествия Святого Духа апостолы заметили некоторые перемены: они внезапно научились исцелять и пророчествовать. При этом они еще и заговорили на разных языках: знание языков им было дано, чтобы нести Слово Божие по миру. После этого ученики Христа и отправились в разные части света, чтобы поведать всем обитателям планеты о жизни Господней и его мучительной смерти за грехи всего человечества.

А официальное установление такого праздника, как Троица, произошло в 381 году, когда в Константинополе был созван II Вселенский собор, на котором было сформулировано учение о Троице. Именно тогда утвердили догмат о равенстве и единосущии всех Божеских лиц.

А вот наши предки славяне стали отмечать Троицу намного позже — только спустя 300 лет после крещения Руси, то есть в конце XIII — начале XIV веков.

Так как Троица — религиозный праздник, то естественно, в этот день никогда не обходится без службы в храме, которая по традиции включает в себя Божественную литургию и Великую вечерню.

Причем храмы на Троицу принято украшать зеленью: на пол обычно кладут свежескошенную траву, иконы украшают весенними цветами и молодыми ветвями деревьев. Многие верующие в этот день приносят с собой в церковь несколько веток березы, чтобы освятить их, а затем поставить у себя дома (обычно освященные ветви ставили около икон). Считается, что таким образом можно защитить свой дом и себя заодно от всего зла. Вообще, береза является главный атрибут праздника, ее ветви символизируют силу Святого Духа.

Еще одна традиция Троицына дня — устраивать застолье и приглашать на торжество всех родственников, друзей и близких. Кстати, так как Пятидесятница — это не постный день, то у хозяек есть возможность продемонстрировать все свое кулинарное мастерство и порадовать своих гостей самыми разнообразными угощениями. Однако традиционным блюдом на Троицу был и остается каравай.

Раньше в День Святой Троицы устраивались настоящие народные гуляния — ближе к вечеру во всех деревнях начинали водить хороводы, петь песни и танцевать. Стоит отметить, что подробные забавы на Троицу не теряют своей популярности до сих пор.

Кроме того, в Троицын день всегда было принято свататься. Так, считалось, если посвататься на Пятидесятницу, а свадьбу сыграть на Покров — день, когда, по мнению наших предков, осень встречается с зимой, то счастливая совместная жизнь обеспечена.

Также существует еще ряд традиций, связанных с подготовкой к Троице. К примеру, за пару дней до праздника верующие обычно устраивают генеральную уборку в доме. Дело в том, что в сам День Святой Троицы нельзя убираться, а также шить и стирать, другими словами, выполнять какую-то работу по дому. А в родительскую субботу — день, предшествующий Троице, — принято посещать кладбища и поминать усопших.

Хоровод праздников

Праздники, подарки, поздравления, развлечения

Что празднуем сегодня?

  • 23 февраля 23 февраля

    День Защитника Отечества весь день

  • Архивы

    Троица. История праздника

    Как воскрес Господь распятый,

    Дух Святой на землю сходит,

    Благодать с небес низводит.

    Людям Троица открылась:

    Сын, Отец и Дух Святой.

    Все творенье освятилось

    Традиционно на конец весны-начало лета выпадает 50-тый день от праздника Пасхи, наиболее важный и древний праздник в Православии, всегда приходящийся на воскресенье, – Троица.

    День Святой Троицы (Троицын день или просто Троица), называемый также Пятидесятница и Сошествие Святого Духа – один из самых значимых праздников христиан и один из двунадесятых праздников в православной традиции (т.е. двенадцати важнейших праздников после Пасхи).

    Когда отмечается Троица в ближайшие 5 лет?

    2019 г. – 16 июня;

    2021 г. – 20 июня.

    Дохристианские традиции празднования

    Еще до зарождения христианства в это время ежегодно отмечали Зеленую и Русалью недели, пышно украшая жилище растениями и принося дары во имя плодородия и благоприятной погоды.

    Отголоски языческих обрядов сохранились и по сей день.

    В древние времена люди поклонялись стихиям огня, воды, ветра. Календарное начало лета давало небольшую передышку аграриям, когда всё уже было посажено, а собирать урожай еще рано. Тогда проводились массовые гуляния, игры, гадания.

    Считалось, что русалки во время Зеленой недели обладали особой силой, могли без труда утащить зазевавшегося в воду, выходили на сушу, помогали в гаданиях на суженного молодым девушкам.

    Почему у праздника три названия

    В православии Троицу празднуют в воскресенье по прошествии 50 дней после Пасхи и, таким образом, Троица совпадает с Пятидесятницей.

    В христианских церквях, следующих западной традиции (католических и протестантских), эти два праздника разделены: на 50-й день после Пасхи празднуют Пятидесятницу, а День Святой Троицы отмечают в следующее воскресенье.

    В понедельник после Троицы отмечается Духов День – праздник в честь Животворящего Святого Духа.

    К Троицыному дню всё распускается, после долгой зимы природа наполнена новой жизнью, силой и свежестью. Полы храмов на Троицу устилают травой, церкви украшаются свежими цветами, зелёными берёзовыми ветвями, священники облачаются в зелёные одежды. В воздухе витает свежий запах травы, цветов и зелени. Это – символ начала, обновления, символ роста и становления христианской церкви.

    Название дано празднику в честь Сошествия на апостолов Святого Духа, о котором им говорил Иисус Христос перед Вознесением на небо. Сошествие указало на тройственную природу Бога: «Бог Отец сотворил всё сущее, Бог Сын искупает человечество от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и проповедование веры».

    Во время Сошествия Святого Духа апостолам открылась созидательная сущность третьей составляющей Пресвятой Троицы, и учение Христа Спасителя о Триедином Боге достигло абсолютной ясности и полноты. Это необычайное событие положило начало Христианской Церкви.

    Давайте разберёмся в самой сути, что представляет из себя Троица по христианскому учению.

    Суть Троицы

    Согласно Никео-Цареградскому (или Никео-Константинопольскому) Символу веры, являющемуся основой христианского вероучения, догмат о Пресвятой Троице говорит нам следующее:

    Бог Отец – творец всего сущего в мире (видимого и невидимого);

    Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца;

    Бог Святой Дух изначально и вечно исходит от Бога Отца.

    По церковному учению, Бог един в трёх ипостасях (триедин) и является невидимым бестелесным духом – вечным, живым, вездесущим (всеобъемлющим) и всеблагим.

    Его нельзя увидеть, поскольку Бог не материален, в нём нет ничего от видимого мира.

    История Праздника Святой Троицы

    Подобно празднику Пасхи, празднование Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) уходит корнями в далёкие ветхозаветные времена.

    Название Пятидесятницы праздник имеет не только потому, что его отмечают на 50-й от Пасхи день, но также потому, что Сошествие Святого Духа на апостолов произошло в день ветхозаветного праздника Пятидесятницы, посвящённого дарованию еврейскому народу пророком Моисеем Закона Божьего при горе Синай, тогда же им было основано ветхозаветное священство. Он праздновался в 50-й день после иудейской Пасхи (Песаха) и приходился на конец жатвы и сбора плодов, которые люди приносили в качестве жертвы в храм.

    И в этот же день почти 2000 лет назад все 12 апостолов (вместо Иуды 12-м апостолом был избран Матфий), мать Иисуса Мария и другие люди собрались в одном из домов в Иерусалиме на горе Сион. В горнице этого дома Христос два раза являлся ученикам после Своего Воскресения. И там же через 50 дней после Воскресения Спасителя и спустя 10 дней после Его Вознесения на небеса на апостолов и Деву Марию снизошёл Святой Дух.

    Пятьдесят дней апостолы не расходились по своим домам, каждый день собираясь в той самой Сионской горнице. Потому что Христос просил их не покидать город, ожидая крещения Святым Духом. И вот, наконец, свершилось: в доме на горе Сион Бог предстал им в своей третьей ипостаси, и этот день с тех пор посвящён Святой Троице.

    Около девяти часов утра, когда люди обычно собирались в храм для молитвы и жертвоприношения, неожиданно над Сионской горницей возник шум, словно от порывов очень сильного ветра. Этот шум наполнил дом, и над головами апостолов появились огненные языки, их было множество, и они начали опускаться на каждого из них. Огонь этих необыкновенных языков светил, но не обжигал. Но еще более чудесными были духовные свойства, которые передавали они апостолам. Каждый, на кого спустилось это пламя, ощущал мощный прилив духовных сил, воодушевление и огромную радость. Он чувствовал себя умиротворенным и сильным, полным жизни и любви к Богу. Все эти внутренние перемены и новые неизведанные чувства апостолы выразили в громком прославлении Бога и в радостных восклицаниях.

    Более того, внезапно апостолы заговорили на неведомых им доселе языках, и люди сначала приняли их за пьяных из-за громких восклицаний и непонятных слов. Но апостол Пётр вышел к ним и объяснил, что произошло.

    Бог Отец создал мир и послал на землю Своего Сына Иисуса, чтобы Он указал людям путь к спасению, а Бог Святой Дух спустился на апостолов, а через них и на каждого из нас, чтобы находиться рядом с людьми. И ещё в этот день Бог дал апостолам способность говорить на многих языках. Ведь если земной путь Иисуса Христа закончился, то жизнь Его Церкви только начиналась. Апостолам нужно было идти в разные страны, чтобы рассказать людям об Истине, которую Бог поведал им всеми возможными способами.

    Они получили от Святого Духа 9 особых даров: дар мудрости и знания, дар пророчества, умение различать духов, дары пастырства, веры, исцеления и творения чудес, дары знания и толкования языков.

    Получив от Бога способности исцелять, пророчествовать, а главное – нести людям Истину на различных языках, апостолы разошлись по миру и неустанно проповедовали в самых далёких его уголках. Их всех казнили (лишь один из 12 апостолов умер своей смертью – Иоанн), но учение Христа существует уже почти два тысячелетия, чему они немало поспособствовали.

    Сионская горница, где Святой Дух в виде чудесных огненных языков спустился на апостолов, стала самым первым христианским храмом, а со дня этого необычайного события ведёт своё начало на земле Новозаветная Церковь.

    Такова история возникновения этого светлого церковного праздника Троицы, который пронизан солнцем, свежестью и жаждой жизни бурно расцветающей природы в начале лета, когда кажется, что Божья благодать разлита везде и во всём, в каждом солнечном блике, в капельках росы и в каждой зелёной травинке, и всё вокруг растёт, цветёт, распускается, живёт и дышит!

    РУССКОЕ СЛОВО

    Пятидесятый день после Пасхи. ПЯТИДЕСЯТНИЦА. СВ.ТРОИЦА

    Троица

    После Вознесения Христа апостолы вместе с Божией Матерью, всего «человек около ста двадцати», собрались в Сионской горнице в постоянной молитве.

    Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Богу за Его благодеяния к роду человеческому. И каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь до сих пор ему неизвестном языке той страны, где он никогда не был. Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем міре.

    Шум с неба привлек к Сионской горнице множество иудеев. Они были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Нашлись и нечестивые, которые «насмехаясь, говорили», что апостолы «напились сладкого вина» (Деян. 2:13).

    Тогда св. апостол Петр произнес первую проповедь, в которой указал в славном событии, совершившемся в сей день, на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, «они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» – «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа», – отвечал им Петр. После сего «охотно принявшие слово» немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой «присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян.2:37-41). Так, полным торжеством Святого Духа над неверующими, окончилось это событие.

    Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом: Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему міру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия.

    Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1 Кор.16:8; Деян. 20:16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа» – «Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную».

    В IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне. Чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, к достойному принятию безценных даров благодати Божией, вечерню положено проводить вслед за литургией.

    На Троицу в России принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами, поскольку в русской народной традиции праздник Троицы связывали с проводами весны и встречей лета. В народе праздник Троицы назывался «зелеными святками». На Руси этот христианский праздник наложился на древнеславянский аграрный цикл праздников под названием «семик» и «русалии». Эти древние праздники были связаны с поклонением священному дереву – березе и жертвоприношением у воды. Отголоски этих обрядов сохранились в обычае украшать березу лентами и венками, гадать на венках о девичьей судьбе, бросая их в воду. Церковь выделила из этого языческого празднества некоторые обычаи, связанные с березой и благословила их. В день Св.Троицы повсеместно украшают храмы и дома ветвями березы, весь пол в храмах усыпают травой, а прихожане стоят на службе с букетами луговых цветов.

    Этот день именуется Троицей, потому что чествуется вся Святая Троица, именно сошествие Святаго Духа явило нам попечение всех Лиц Триединого Бога о міре: Бог Отец творит мір, Бог Сын искупает людей от рабства диаволу, Бог Дух Святый освящает мір через устроение Церкви и всемірную проповедь веры. Не случайно именно день Святой Троицы издревле считался днем рождения вселенской Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию.

    Христианизация – не глобализация

    Казалось бы, Сам Господь Бог, даруя апостолам знание языков, начал процесс объединения міра. Почему же мы противимся сейчас объединению под названием так называемой «глобализации»? В книге «Вождю Третьего Рима» в главе «Глобализация: Третий храм против Третьего Рима» об этом говорится:

    «Можно было бы приветствовать глобализацию, если бы мiр объединялся на основе Божией истины для служения ей и для сопротивления силам зла. Бог и Сам желал всем народам именно этого, наделив апостолов в день Пятидесятницы (Троицы) даром говорения на разных языках – для проповеди Истины среди всех народов. Это Божие действие, обратное вавилонскому смешению языков, говорит о том, что все народы были призваны Самим Богом к глобальному единству – во вселенской Церкви Христовой, которая не перемалывает народы в единую биомассу, а старается уважительно и терпеливо вести каждый из них к Истине и к совершенству на его родном языке и на самобытном историческом опыте.

    Как уже сказано в главе I [книги ВТР], для такого объединения Бог создал в человеческой истории и вселенский полюс государственно-политического притяжения в виде многонациональной Империи, прошедшей в своих сменяющих друг друга столицах через три качественно разных этапа: Рим (удерживавший зло лишь силою дисциплины и порядка), Константинополь (Второй Рим – удерживавший зло также и осознанием истинной веры и истинной государственности) и Москва – Третий Рим, наиболее полно воплотивший эти принципы для глобального противостояния силам зла.

    Подчеркнем еще раз, что империя Третьего Рима ставила своей целью спасение как можно большего числа народов во вселенной – на основе заложенного в каждом человеке образа Божия, который видел в язычниках и Сам Христос, и Его апостолы. Вот в чем был смысл распространения по земле Российской Империи с Божией помощью – до размеров геополитического чуда, которое имеет не силовую, а духовную природу, поскольку включало в себя на равных правах новые народы для их приобщения к Закону Божию».

    Так русские миссионеры, подражая апостолам, несли иным народам православное учение на их языках (см., например, о деятельности Стефана Пермского и апостола Японии свт. Николая) – и в этом существенное различие русской и западноевропейской «колонизации» новых земель.

    В одном из примечаний к этой главе книги «ВТР» ее автор высказал следующее частное предложение:

    «Будучи выпускником переводческого факультета и затем, в эмиграции, переводчиком (для хлеба насущного), автор хотел бы повторить здесь свое давнее предложение: считать день Святой Троицы профессиональным праздником православных переводчиков, призванных облегчать взаимопонимание народов ради единения в Истине. Так же, как врачи приносят клятву Гиппократа об использовании своей профессии исключительно для помощи людям и о непричинении им вреда, уместно подумать и об аналогичной клятве переводчика: снимать языковые барьеры для распространения Истины, но не для распространения зла».

    Из проповеди свт. Иоанна (Максимовича) в Духов День, отмечаемый сразу после Св. Троицы (в 2010 г. – 11/24 мая):

    В Ветхом Завете есть только неясные указания на Божественную тайну Святой Троицы. Святая Библия говорит, что перед сотворением человека Бог сказал:«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию», чем указывается, что Бог – не одно Лицо. Но сколько Лиц в Боге и кто Сии Собеседники и Сотворители – о том указания нет. И другой раз, уже несколько яснее, но также только в видимом образе трех Ангелов, открывается Божественная Троица праведному Аврааму.

    В Новом Завете трижды раскрывается тайна Святой Троицы: в Крещении,Преображении и Сошествии Святого Духа. В Крещении раздался Божественный глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», когда воплотившийся Сын Божий, Богочеловек, вступил на подвиг спасения человека. Здесь – слава Бога Отца и ликование Его при виде такого подвига любви. Бог Сын стоит в струях Иордана в зраке раба, и Бог Дух Святой, в виде голубине, поддерживает слово Отца, свидетельствующее о Божестве Сына, смиренно склонившего голову под десницу Предтечи.

    В Преображении снова раздались те же Божественные глаголы, с добавлением:«Того послушайте». Здесь – слава Сына Божия: в Богочеловеке человеческое естество озаряется Божественной славой. Он является апостолам как всемощный Владыка живых и мертвых, чтобы потом они, видя Его распинаема, поняли, что Господь Иисус Христос вольной волею принял смерть, поняли славу Божественной любви!

    И, наконец, после Воскресения и Вознесения, когда раскрыта святым апостолам тайна Божественной любви и пути спасения человека, тогда снова совершается откровение Святой Троицы в явлении Бога Духа Святого. Здесь Духа Святого и Его всемощной силы, возрождающей и преображающей человека на Божественном пути спасения. Здесь – Дух Святой исполняет обетование Сына и завершает Его дело спасения. Так совершилось откровение Святой Троицы: в славе Бога Отца, в славе Бога Сына и в славе Бога Духа Святого. Так совершилось откровение Святой Троицы единосущной, единомощной, единомысленной и единославной. Так раскрывается Тот, Кто сказал: «сотворим» по образу «Нашему».

    Тайна творения мiра есть тайна Святой Троицы. Мiр Бог создал Словом: «рече и быша». «Словом» Святая Библия называет Бога Сына. Слово Божие — не только как наше слово – звук, а есть творческая Божественная Сила, личное проявление Премудрости Божией: «В начале бе Слово» и «Слово было Бог».

    Бог Отец творит мiр через Сына. Бог Сын, Слово Божие, творит мiр с Духом Святым, Духом жизни, по начертанию Бога Отца. Святая Библия говорит, что когда был создан мiр, Дух Святой «ношашеся» – носился над еще не имевшим вида мiром. Славянское слово «ношашеся» не полностью передает библейское выражение. По еврейскому подлиннику надо разуметь не только то, что Дух Святой находился – носился – над тем мiром, но еще и то, что у него было особое отношение к тому мiру, что он как бы согревал его, как наседка, высиживающая цыплят.

    Мiр любим Богом как призванный к участию в Божественной жизни и славе – через человека. После грехопадения весь вещественный мiр испытал последствия того события и разделил осуждение человека. Потому, когда начинается спасение человека, то готовится и обновление мiровой стихии. На Иордане устанавливается основа спасения человека – покаяние, и водная стихия призывается служить обновлению человека. «Днесь вод освящается естество», — поет Церковь на Богоявление: весь вещественный мiр, в лице водной стихии, призывается служить новой жизни.

    Освящается сначала вода, так как первый мiр, «небеса и земля составлены из воды и водою» (2 Пет. 3, 5). В Преображении прославляется Богочеловек. Его слава – не видение только и образ, но подлинное прославление и преображение естества человеческого и откровение новой жизни. Преобразившись, Господь показал славу Небесного Своего Царства и славу Своего обожествленного человеческого естества, дабы апостолы, видя потом Его страдания и уничижение, поняли, что это есть путь, коим и им надлежит идти, дабы в Царстве Христовом также сиять тем Светом Божественной славы.

    В Сошествии Святого Духа человек, а через него и весь мiр, призывается приобщиться той Божественной жизни и славы. Преображается дух человека, приемлющего Духа Святого и желающего той новой жизни. Дух Святой сошел на апостолов, а через них на всех, идущих путем спасения. Он сошел в огненных языках: возрождающая и преображающая сила Святого Духа попаляет все грешное, и мiр войдет в новую жизнь, очистившись огнем. Дух Святой дает человеку силу принять созданную Сыном Божиим новую жизнь, приобщиться и природниться Ему. При сотворении первого мiра сперва был создан мiр вещественный, после – человек, и потом ему был дан Богоподобный дух — «вдунул Бог дыхание жизни». Так в создании обновленного мiра сперва была освящена вода – вещественный мiр – в Крещении; за сим – естество человеческое – в Преображении; и, наконец, совершилось возрождение и преображение духа человеческого – в Сошествии Святого Духа.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    День Пятидесятницы

    День Пятидесятницы еще называют днем Святой Троицы. В этот праздник особое внимание уделяется Святому Духу, третей личности Троицы. На протяжении всей истории человечества Святой Дух пребывал на земле. В первой главе Книги Бытие, говорится о том, что Он носился над водой, еще до того как была создана жизнь. Дух Святой всегда хотел быть с людьми, но люди не хотели такой близости с Богом и отвечали на Его любовь, пренебрежением. За такое отношение, Создатель лишил человечество долголетия. После всех этих событий Святой Дух стал недоступным для людей. Свое присутствие Он разделил с одним народом, евреями. Когда Иисус Христос совершил волю Отца и принял крестную смерть за грехи человечества, тогда завеса в святое святых разодралась и Дух Святой оставил храм. Присутствие Святого Духа стало доступно всем верующим в Иисуса Христа людям. Впервые это произошло в День Пятидесятницы, когда 120 учеников были крещены Святым Духом. Бог Отец послал Святого Духа к верующим в Иисуса Христа людям, т.к. знал, что чтущие Сына, будут чтить и Святого Духа. В этот день была рождена Церковь.

    Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. (Деяния 1:8) Пятидесятница происходит от греческого слова pentekoste, которое означает «пятидесятый день». Пятидесятница является старинным еврейским праздником жатвы, который отмечался на пятидесятый день после Пасхи. Тогда собирали первый урожай пшеницы (Исход 34:22; Числа 28:26; Левит 23:15). Семь седмиц отсчитай себе; начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве;тогда совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой… (Второзаконие 16:9-10)

    Этот день также назывался Праздником семи недель (седмиц), потому что отмечался через семь недель после Пасхи. Пятидесятница в отличие от других важных еврейских праздников длилась только один день. Но в этот день в Иерусалим все равно приходило много народу.

    В Деяниях Апостолов, 2-я глава, Лука рассказывает о первой христианской Пятидесятнице. Она отмечалась спустя 50 дней после смерти Иисуса. В этот еврейский праздник исполнилось обетование об излиянии Святого Духа. Еще раньше Иисус говорил ученикам о Святом Духе. Он заверил их в том, что для них будет лучше, если Он уйдет, а Святой Дух придет и будет помогать им во всем. В тот день ученики Иисуса собрались в одной горнице в Иерусалиме и ожидали. Комната была достаточно большая, чтобы вместить 120 человек (Деяния 1:16). Мария, мать Иисуса, тоже находилась там вместе со всеми. И это последний раз, когда ее имя упоминается в Новом Завете.

    В тот день Пятидесятницы все 120 человек исполнились Святого Духа, как и было предвещено много веков назад пророчеством Иоиля.
    И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. (Иоиля 2:28-29)

    Люди услышали шум, как от сильного ветра, и все начали говорить иными языками. Слово язык, на греческом — glossa, может так же означать «неизвестное слово». Признаком сошествия Святого Духа на первых христиан служили иные языки. Итак, все 120 исполнились силой Святого Духа и заговорили на самых разных языках, так что слышавшие их – иудеи и прозелиты (язычники, обратившиеся в иудаизм из других религий) – из самых разных стран узнали свой родной язык. В обычном случае им было бы трудно разобрать даже галилейское наречие апостолов.

    Считается, что в этот день в Иерусалиме были люди из разных стран мира. В Деяниях Апостолов 2:9-11 упоминаются 15 национальностей. Ученики Иисуса говорили на их языках. Этот день явился провозглашением воскресения Христа перед всем миром. С этого дня Евангелие стало распространяться по всей земле. Время ожидания для учеников закончилось. В этот день родилась Церковь! Апостолы Иисуса Христа стали проповедовать Евангелие в силе Святого Духа с чудесами и знамениями. Первый со своей проповедью о Христе выступил Петр. Его слово вызвало невиданный отклик. Церковь в Иерусалиме за один день выросла на 3000 членов. Новообращенные тут же крестились в соответствии с миссионерским поручением Иисуса (Ев. от Матфея 28:19; Марка 16:16). В день Пятидесятницы началась эпоха Церкви. Церковь родилась сверхъестественно и продолжает жить таким же образом. Церковь является самым сильным учреждением на земле. Первая Церковь была исполнена Святым Духом и силой. Многие чудеса и знамения происходили через апостолов, благодаря чему они обретали расположение людей. Слово успешно проповедовалось, и каждый день к Церкви прибавлялись новые люди. Первые христиане пребывали в духовном общении друг с другом, чувствовали себя одной семьей.

    И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме … (Деяния 6:7)

    История праздника Троица

    День святой Троицы не имеет точной даты — его принято отмечать на 50 день после Пасхи. Благодаря этому, у важного церковного праздника есть второе известное наименование — Пятидесятница. Откуда же появился этот любимый христианами праздник, и какие у него традиции?

    История возникновения

    Пятидесятница — старинный ветхозаветный праздник, традиционно отмечаемый на 50 день после иудейской Пасхи. Иудеи относили этот день к трем великим торжествам, тесно связывая его с обретением народом Израиля Синайского закона, полученного через 50 дней после дня выхода из Египта. Празднование Пятидесятницы всегда сопровождалось массовым весельем, всеобщим ликованием и жертвоприношениями.

    Православную Пятидесятницу, известную также как День сошествия Святого Духа, празднуют на 50 день после Воскресения Христова, этот великий праздник олицетворяет у христиан начало новой эпохи существования человечества. Более того — важная дата считается днем создания христианской церкви. Но самое главное — в этот день Святой Дух сошел на 12 апостолов и открыл им, что Бог един и троичен одновременно. Вот как развивались события, согласно Библии.

    В день празднования иудейской Пятидесятницы 12 последователей Иисуса уединились от массового веселья в одной из Сионских горниц. Ученики Христа ежедневно собирались вместе по просьбе своего наставника. Они еще при жизни Спасителя знали о грядущем событии и ждали нового чуда. Сын Божий сообщил им о приходе Святого духа до того, как принял смерть на кресте. На 50 день после Воскрешения Спасителя участники услышали душераздирающий шум, который подобно ураганному ветру заполнил небольшой домик. Затем появились огненные языки, они касались каждого присутствующего и словно разделяли тех, кто находился рядом.

    Святой дух сошел на последователей Иисуса в образе Бога Отца (Божественного Ума), Бога Сына (Божественного Слова) и Бога Духа (Святого Духа). Эта Святая Троица и есть фундаментальная основа христианства, на которой прочно держится православная вера. Святая Троица — это единый Бог, который одновременно является троичным. Бог Отец лишен начала и сотворения, Бог Сын рожден Отцом, а Святой дух исходит от Бога Отца.

    Люди, подошедшие к дому, из которого раздавались непонятные звуки, очень удивились тому, что апостолы говорят между собой на различных языках. Сначала они усомнились в трезвости тех, кто находился внутри, но апостол Петр развеял сомнения невольных свидетелей свершившегося чуда. Он сообщил, что на них сошел Святой Дух, а через них он коснется каждого христианина. Бог специально подарил избранным возможность говорить на неведомых ранее языках и диалектах, чтобы они смогли пойти в разные страны и поведать их жителям Истину о Христе. Считается, что Святой Дух спустился к апостолам в виде очищающего и просвещающего огня.

    Избранные для важной миссии проповедники разбрелись по миру. Они проповедовали христианство в разных уголках земли, легко общаясь с жителями незнакомых городов на их родных языках. Ученики Христа дошли до стран Ближнего Востока и Малой Азии, крестили людей в Индии, в Крыму и в Киеве. Из 12 апостолов выжил только один — Иоанн, остальные были казнены противниками новой веры.

    Особенности празднования Дня Святой Троицы

    Пятидесятница всегда выпадает на то замечательное время года, когда природа щедро дарит ароматные травы и благоухающие цветы. Зеленые листочки еще не успевают покрыться дорожной пылью и оживляют молодые веточки деревьев. Ими украшают церкви и жилища, демонстрируя тем самым расцвет души человека и обновление людей. Аромат трав смешивается с запахом ладана, создавая праздничное настроение и вызывая радость. А лики святых, окруженные свежей зеленью, выглядят словно живые.

    В храмах Троицу отмечают с особым почтением. Это наиболее главный и один из красивейших праздников. Накануне Пятидесятницы отмечают вселенскую родительскую субботу, поминая тех, кого не смогли похоронить согласно христианским обычаям, в том числе утонувших и пропавших без вести. В ночь перед торжеством в церквях проходит ночная служба.

    В День Святой Троицы не проводят воскресные песнопения, вместо них звучат особые праздничные песни. Торжественная служба проходит по особому праздничному чину. После литургии следует вечерня, во время которой славят сошествие Святого духа и читают три специальных молитвы. Священники на Троицу всегда надевают символичные изумрудные одеяния. Прихожане приходят в храм в приподнятом настроении с цветами и березовыми веточками.

    Неделя после Пятидесятницы не имеет поста в среду и пятницу, а сразу после праздника следует важный и тесно связанный с Троицей праздник — День Святого Духа.

    Россияне День святой Троицы начали отмечать только в 14 веке — спустя 300 лет после Крещения Руси. Праздник был введен преподобным Сергием Радонежским.

    Читать еще:  Картинки дмитриевская родительская суббота 3 ноября
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector