Афанасий сахаров о поминовении

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Епископ Афанасий (Сахаров)

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Как-то в беседе с одним святителем мы коснулись вопроса о поминовении усопших в праздники. По поводу высказанных мною суждений по этому вопросу мой собеседник укоризненно заметил: “Очевидно Вам не приходилось хоронить близких, поэтому Вы так и возражаете против праздничного поминовения усопших”. Это замечание весьма смутило меня, так как, действительно, до этого времени мне не приходилось хоронить близких.

В ноябре 1930 г. скончалась моя мать. Это была первая и единственная незаменимая утрата, тем более тяжелая, что мне не судил Господь быть ни при одре, ни при гробе почившей, и в моем невольном уединении не с кем было поделить мое горе. А горе было так велико, переживания были так тягостны, что письмами своими я перепугал своих друзей. В моем одиночестве единственным облегчением скорби, единственным утешением было богослужение. Господь именно с этого времени дал мне возможность совершать и литургию. Известие о кончине было получено в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начало первого сорокоуста совпало с попразднством. Затем были праздники. Поэтому лишь на 9-й литургии было в первый раз пропето “Со святыми упокой” и произнесена заупокойная ектения. В 40-й день не было панихиды и никаких заупокойных молений, так как это был первый день Рождества Христова. За первым сорокоустом Господь помог мне совершить еще пять. И во все это время, совпавшее с периодом пения Триодей Постной и Цветной, не было сделано ни одного отступления от Устава в сторону усиления заупокойных молений. При всем том не было чувства какой-либо неудовлетворенности, не замечалось какого-либо ущерба, а сыновняя любовь находила полное удовлетворение в принесении бескровной жертвы в память усопшей и в тайном поминовении ее имени в важнейшие моменты литургии. Поэтому теперь, излагая церковные правила поминовения, я не боюсь уже укора, подобного тому, какой сделан был мне раньше, и со всею решительностью утверждаю, что только послушание Святой Церкви, подчинение Ее уставам может дать подлинное облегчение скорби, утешение в горе и полное удовлетворение потребности молиться о любимых.

Знаю, что по поводу моих высказываний в предлагаемой статье мне скажут: “Может быть верно, что Вы говорите. Может быть многое в современной церковно-богослужебной практике поминовения усопших является отступлением от церковного Устава. Но к этому у нас уже ПРИВЫКЛИ и отступление от установившихся, хотя бы и противоуставных порядков может вызвать смущение не только среди мирян, но и среди духовенства и может даже грозить новым расколом”.

К сожалению, это в значительной мере справедливо. И главная наша беда в том, что у нас все меньше остается знатоков устава, какие бывали в допетровской Руси не только среди духовенства, но и среди мирян. Теперь уставным считают не то, что действительно соответствует букве и духу Церковного Устава, а то, к чему привыкли, как к УСТАНОВИВШЕМУСЯ. Но следует ли отсюда, что со всем этим надо мириться, что опасение чеховского “человека в футляре”, “как бы чего не вышло” надо поставить выше необходимости принятия неотложных мер против беззаконного нарушения и искажения церковно- богослужебных законоположений и что надо отказаться от попыток вернуть в законное церковное русло далеко уклонившуюся от него современную церковно-богослужебную практику? Конечно нет! К сожалению, самочинные эксперименты печальной памяти обновленцев затормозили и чрезвычайно осложнили необходимое, неотложное дело упорядочения нашего богослужения. Поэтому теперь его надо начинать с особой осторожностью и осмотрительностью. Нужна долгая и основательная подготовка как среди мирян, так и среди духовенства. Нужна большая предварительная разъяснительная работа. Настоящая статья и является одним из первых шагов в этом направлении.

Глава I. Молитва об усопших и послушание Святой Церкви

‘Всё должно быть благообразно и чинно’

“Любовь не бесчинствует, не ищет своего”

Следуя руководству Святой Церкви, мы исповедуем, что не только православные угодники Божий живут по смерти , но и все верующие не умирают, но живут вечно о Господе , что “из мертвых восстанием Христовым смерть уже не обладает умершими благочестив” , что Господь лишь к жизни другой переселяет рабов Своих, ибо по слову Христову Бог несть мертвых, но живых, еси бо Тому живи суть . Поэтому умирающие о Господе православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя с Нею и со всеми остальными Ее чадами самое действительное, реальное, живое общение.

Богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное и для внешних чувств и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом. Молитва — главнейшая сила этого единения. “Молитеся друг за друга” заповедует слово Божие. И Святая Церковь чинами служб своих и принятыми Ею в употребление молитвами настойчиво и постоянно внушает нам молиться о всех, наипаче о близких. Молитва о всех является долгом каждого православного христианина, долгом в самом буквальном смысле этого слова, ибо о нем молятся, и он таким образом становится должником всех, — и живых, и умерших. Должник обязан уплачивать свой долг, в свою очередь молясь обо всех, не только о живых собратиях которых он сам просил о молитве за него и которые, он знает, с любовью исполняют эту его просьбу, которых нередко он видит рядом с собой молящимися о нем, — но и об умерших, из которых с некоторыми еще сравнительно недавно “многажды вкупе снидохомся, и в дому Божий вкупе пояхом” и которые вообще, не только праведные, но и грешные продолжают молитву свою о собратиях, ибо молитва есть вместе и выражение любви, потребность любви, а истинная любовь никогда же умерщвляется. Многочисленные обнаружения силы загробных молитв о живых делают последних еще большими должниками первых.

Читать еще:  Закопать яйцо на могиле

Молитву о собратиях живых и усопших Святая Церковь считает необходимой, неотделимой частью как общественного богослужения, так и келейного, домашнего правила. Она сама дает соответствующие молитвословия и устанавливает чины их. В частности, она особенно побуждает молиться об усопших, когда при последнем прощании с ними, в день погребения, влагает в уста отходящего в иной мир трогательные прощальные обращения к живым: “прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу . “Помяните мя пред Господом” . Молю всех знаемых и другое моих: братие мои возлюбленнии, не забывайте мя, егда поете Господа, но поминайте братство и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь” . “Воспоминаю вам, братие мои, и чада и друзи мои, не забывайте мя, егда молитеся ко Господу, молю, прошу и мил ся дею” , “навыкайте сим в память и плачите мене день и нощь” .

Но как во всем, согласно наставлению святых отцов, должно наблюдать “МЕРУ И ПРАВИЛО”, — этим же началом меры и правила руководится Святая Церковь, устанавливая определенный чин и порядок молитв о живых и умерших, давая в руководство стройную, последовательную систему поминовения.

Умножая в будничные дни покаянные и просительные моления о своих живущих на земле членах и от лица их, о их нуждах духовных и житейских потребностях, Церковь сокращает таковые моления в

Афанасий сахаров о поминовении

В других случаях на утрени никогда не может быть его, а на вечерни никогда — даже и в поминальные субботы не бывает чтения помянников, для них и на вечерних нет места. Взамен этого в качестве обязательного добавления к вечерни и утрени в будние дни, следовательно, очень часто, присоединяется так называемая обычная лития и панихида в пяток вечера. Так соблюдается, с одной стороны, мера, а с другой, — предоставляется свобода усердию. Вечерня и утреня точно определены в своем составе, и потому приблизительно всегда одинаково продолжительны и рассчитаны на силы и усердие среднего богомольца. Лития, хотя и краткая сама по себе, может затянуться надолго, если будет принесено много помянников. Тем более продолжительна будет панихида. Кто слаб или имеет какие-либо другие причины, тот спокойно может уйти из храма после обязательной вечерни или утрени, а усердствующие или имеющие возможность, задержаться на литии или панихиде.

ЧТЕНИЕ ПОМЯННИКОВ НА ПРОСКОМИДИИ

Церковные синодики и частные помянники предназначаются главным образом для чтения их на проскомидии. Церковный Устав, не терпящий вообще беспорядка, бессистемности, всему назначающий определенное место и время, назначает таковое и для помянников на проскомидии. Вписанные в них имена должны быть прочитаны при изъятии частей из 4-й и 5-й просфор, а также и из других просфор, которые могут быть поданы. При этом поминовение на поданных просфорах должно следовать непосредственно за поминовением на 4-й и 5-й просфорах и быть закончено прежде полного окончания проскомидии. По прочтении всех поминаний совершающий изымает последнюю часть из 5-й просфоры, при чем КОНЕЧНЕ глаголет: и всех усопших. Выражение: “конечне глаголет” очевидно предполагает, что чтение помянников закончено совсем, что его уже больше не будет до того момента, когда оно нарочито будет указано чином литургии.

Между тем у нас нередко наблюдается, что служащий иерей почти во все время литургии оглашенных и начало литургии верных до великого входа, а иногда и до Символа веры проводит около жертвенника, читая помянники и изымая части из просфор. Это совершенно ненормально и незаконно: по Уставу, иерей, только совсем окончивши проскомидию, отходит от жертвенника ко Св. Престолу, перед которым, а не в другом месте храма он должен быть почти неотступно во все время литургии. Пред Святою Трапезою, пред Св. Жертвенником, как обычно именуется в чине литургии Св. Престол.

Он возносит молитвы Сподобльшему его в час сей ПРЕДСТАТИ пред славою святаго Жертвенника, о своих гресех и о людских неведениях, о неосужденном ПРЕДСТОЯНИИ Святому Жертвеннику. По существу же, как все богослужение вообще, так в частности, и начало литургии, должно быть выслушано и совершено самим пресвитером, готовящимся не только к Причащению, но и совершению величайшего и страшного Таинства, к чему нужна особливая, нарочитая подготовка, усиленное молитвенное внимание, сосредоточенность. Делать два дела: совершать поминовение на просфорах и в то же время внимать совершающемуся другому богослужению — невозможно, без ущерба для настроения. Даже совершение проскомидии и поминовение на просфорах во время часов, ставшее у нас обычным и постоянным, неправильно и незаконно. Совершающий проскомидию во время часов обычно участвует в часах одними только возгласами, о времени произнесения которых ему иногда приходится напоминать. Все остальное содержание часов проходит совсем вне его внимания. А между тем и часы, с их богатым, наполовину библейским содержанием, такая же обязательная составная часть богослужения, как и все остальное, обязательная в особенности для готовящихся к причащению и для совершающих богослужение. “Известие учительное” в отделе “како подобает служителю предуготовляти себе к должному служению Божественный Литургии” наставляет: …“третий же час в свое время БЛАГОГОВЕЙНО ВО УМИЛЕНИИ СЕРДЦА совершая, ПРИЛЕЖНО да размышляет… шестый же час совершая, БЛАГОГОВЕЙНО да размышляет….” Какие могут быть размышления при всецелой занятости просфорами и поминаниями?… Может быть именно поэтому, предполагая возможным отвлечение священнослужителей пред литургией и проскомидией и поминаниями, Правило готовящимся служить и хотящим причаститися, в конце нашего Служебника указывает священнослужителям прочитывать часы дома на келейном правиле вместе с предпричастными молитвами, а мирянам, хотящим причаститися, должно слушать часы в церкви. Во всяком случае, часы непременно должны быть прочитаны или прослушаны и хотящим причаститися, и имеющим литургисать. В древней Руси не считалось возможным одному лицу одновременно совершать две службы: проскомидию и часы. Поэтому в то время как литургисающий совершал проскомидию, другой, не литургисающий иерей, совершал часы. А в келейном правиле для готовящихся к литургии пресвитеров, в качестве неотменной основной части, предварявшей канон и молитвы ко причащению входили “причастные часы”, состоявшие по старинному Уставу из часов 3, 6, и 9 и изобразительных. Для последних назначались даже особые “причастные Апостол и Евангелие”. Если незаконно и ненормально для самих литургисающих действовать над просфорами во время часов и литургии, то также незаконно и ненормально ради совершения поминовения осложнять, удлинять богослужение, как это нередко бывает. Иногда, не управившись с проскомидией во время часов третьего и шестого, заставляют читать пред литургией и 9-й час, нашим Уставом относимый к вечерней службе. Иногда поминовение совершается во время Херувимской, ради этого поется она ненормально медленно, иногда вместо одного раза многократно, только утомляя внимание молящихся. Иерейский служебник не предполагает возможности поминовения на просфорах во время Херувимской песни. Правда, в этот момент именно совершается поминовение при Архиерейском богослужении, но это и есть исключительная особенность только архиерейского богослужения, вызываемая тем обстоятельством, что только в этот момент святитель впервые приходит в предложение. Исключительная особенность архиерейской службы не должна и не может быть обращена в постоянное правило службы иерейской.

Читать еще:  Коротко сообщение о празднике пасха

Великое и важное дело поминовение живых и усопших на проскомидии должно совершаться благообразно и по чину. Должны быть приняты меры к устранению отмеченных ненормальностей, к тому, чтобы поминовение совершалось в положенном месте на проскомидии, а не после того, как КОНЕЧНЕ помянуты все, чтобы оно совершалось до начала литургии, а еще лучше — до начала часов. Богомольцам надо рекомендовать или приходить в храм до начала литургии и часов, или оставлять в храме свои помянники заблаговременно, напр. накануне за вечерней службой. Иереям же готовящимся литургисать, должно начинать проскомидию не одновременно с часами, а до начала их, так, чтобы на своем месте на ней можно было помянуть всех, кого должно помянуть в данный день, не отлагая поминовения до начала литургии. Об изъятии частей из просфор и о поминовении после окончания проскомидии некоторые старцы говорят, что это “прелазание инуде”.

Афанасий сахаров о поминовении

Сергия (Ежикова Ульяна Ивановна) — игумения Петропавловского женского епархиального монастыря г. Брянска (2007-2012). С 1991 года — насельница Успенского монастыря г. Александрова Владимирской епархии. С 2002 года началось возрождение славной обители, основанной преподобным князем Олегом Брянским в XIII веке, тогда же инокиня Сергия стала ее настоятельницей.

В 2006 году возглавила отдел агиологии епархии, принимала участие в Рождественских чтениях с докладом «Архимандрит Даниил Троицкий и его пастырско-педагогическое наследие», конференции «Боль и память», посвященной исповедникам и новомученикам, в Тихановских чтениях с докладом «Архипастыри Брянской епархии 1920-1945 г.г.» В 2009 году была участницей Поместного Собора. В настоящее время возглавляет канцелярию Юго-Западного викариатства г. Москвы.

Лауреат IX конкурса «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшая духовно-просветительская книга» за свой труд «Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец». Эта книга — о святителе-исповеднике, прошедшем 4 тюрьмы и 5 лагерей, богослове, гимнографе, создавшем службу Всем Святым в земле Российской просиявшим и эпохальный труд «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви», борце с обновленчеством, совершавшем богослужения в ссылке, всеми любимом пастыре, прославленном в 2000 году и пребывающем честными мощами во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре.

Классическое, добротно собранное житие новомученника и исповедника. Потрясло, вся жизнь — это перечень советских лагерей, самых разных. При этом сохранилось смирение к обстоятельствам, терпение обид невероятное.

Полюбила свт. Афанасия за его любовь к русским святым.
Есть в книге и икона, тропарь и молитва. Порадовало наличие цветных фото, икона всем русским святым, особенно рака с мощами.

Порадовали духовные чада, которые постоянно о своем епископе заботились. И получали посмертную его помощь.

Акафист докупила отдельно. Удобнее молиться, когда книжечка небольшая.

Если рассматривать отношение Советского государства к Русской православной церкви, то, несмотря на очевидные гонения, красный террор, массовые расстрелы духовенства, можно в этом выявить и положительные моменты. Представьте, какое огромное количество священнослужителей и монахов было убито за православную веру, какие венцы они получили на Небе, и теперь они перед престолом Божьим молятся за нашу страну. А какое огромное количество людей, которые перенесли всю тяжесть лагерной жизни и остались в живых, впоследствии стали старцами или людьми высокой духовной жизни? Еще старец Иоанн Крестьянкин говорил о том, что самая сильная молитва у него была во время его пребывания в лагерях, и это неудивительно, потому что в таких условиях человек может полагаться только на Бога, и вследствие этого многие люди из числа духовенства духовно возрастали в местах лишения свободы. Одним из таких представителей был и святитель Афанасий Сахаров, переживший ни один год мучений в лагерях, в которых он настолько духовно вырос, что после своего освобождения уже считался настоящим старцем, несмотря на свой высокий церковный сан. В народе он известен как автор знаменитого Акафиста всем святым, на земле Русской просиявшим, но главная его заслуга заключается именно в его жизни, полной любви к Богу и людям. А чтобы познакомиться с этапами его жизни можно прочитать эту книгу.

Читать еще:  Можно ли поминать раньше 40

Эту книгу я приобрел по двум причинам. Во-первых, святитель Афанасий Сахаров является моим земляком, включен в сонм Тамбовских святых, и о таком известном земляке стоит приобрести хоть какие-то сведения. Во-вторых, меня сразу же привлекла обложка книги, на которой изображен святитель с улыбающимся лицом, полным благодати, поэтому огромная заслуга книгоиздателей, что они изобразили на обложке книги такой привлекательный портрет батюшки. Я редко ошибаюсь в выборе православной книги, но в этот раз я ошибся, и если бы я знал, каково содержание это книги, то, скорее всего, ее не купил. Я понимаю, что книги о представителях высшего духовенства читать не так интересно, как книги о старцах, пустынниках, аскетах, монахах, но я часто встречал книги об этих людях, авторы которых скрашивают порой такие скучные для чтения жизнеописания таким образом, что книги, действительно, заинтересовывают, но это не тот случай. Поэтому весь провал, если так можно выразиться, этого издания я списываю на авторов этого издания, потому что жизнь святителя Афанасия Сахарова и многогранна, и удивительна, имеет много ярких и запоминающихся моментов, поэтому можно было написать о ней таким образом, что получилась бы книга-конфетка. Сухость в изложении – вот основная черта данной книги: создалось ощущение, что авторы на автомате описывали периоды жизни батюшки, забывая о его чертах характера, которые сделали его святым человеком, забывая его человеческую сущность, остановившись на его профессиональной деятельности в качестве епископа. Но не все в этой книге так темно и безотрадно, хотя стоит признать, что белых пятен не очень-то и много. Из положительных моментов в этой книге я отметил бы некоторые прекрасные воспоминания о батюшке его современников, а также некоторое количество писем, касающихся духовной жизни человека, которые оставляют после прочтения яркие впечатления. Плюсом этой книге является также ее цена, потому что в современное время эта книга подобного объема стоила бы порядка 400-450 рублей.

Не могу назвать эту книгу совершенно провальной, потому что, объективности ради, имеются в ней позитивные моменты, но и до шедевров православной литературы ей слишком далеко, поэтому поставлю книге среднюю оценку. Оценка книги 5/10.

Электронная книга: святитель Афанасий (Сахаров) «О поминовении усопших по уставу православной церкви»

Книга «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» – главный труд святителя Афанасия (Сахарова), который был знатоком богослужения и ревностным исполнителем Устава. Впервые книга была издана в 1995 году. В данном издании текст отредактирован и дополнен письмами святителя Афанасия, которые адресованы близким людям. Вписьмах отразился духовный облик Владыки, сияющий любовью ко Христу и к Христовой Церкви.

Издательство: «Православное издательство»Сатисъ»» (1995)

Другие книги схожей тематики:

Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
Игумения Сергия (Ежикова) Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец Жизнеописание святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, составлено на основе обширных архивных, опубликованных и неопубликованных материалов, в том числе принадлежащих самому исповеднику… — @Свято-Троицкая Сергиева Лавра, @ @ @ @ Подробнее. 2014 288 бумажная книга

См. также в других словарях:

Родительская суббота — Родительская суббота в календаре Православной Церкви особые субботы, в которые Типикон предписывает творить поминовение всех «от века преставльшихся православных христиан». В Православной Церкви каждый день недели посвящён воспоминаниям… … Википедия

Афанасий (Сахаров) — Епископ Афанасий … Википедия

Епископ Афанасий — (в миру Сергей Григорьевич Сахаров; 2 июля 1887 село Царевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии 28 октября 1962, посёлок, ныне город Петушки Владимирской области), епископ Ковровский. Причислен к лику святых Русской православной церкви в… … Википедия

Епископ Афанасий (Сахаров) — Епископ Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров; 2 июля 1887 село Царевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии 28 октября 1962, посёлок, ныне город Петушки Владимирской области), епископ Ковровский. Причислен к лику святых Русской… … Википедия

«ВЕСТНИК РУССКОГО ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ПАТРИАРШЕГО ЭКЗАРХАТА» — (параллельное заглавие: «Messager de l Exarchat du Patriarche Russe en Europe Occ >Православная энциклопедия

ДИМИТРИЕВСКАЯ (ДМИТРИЕВСКАЯ) РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА — суббота перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского (26 окт. ст. ст.), когда совершается поминовение усопших, несмотря на то что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный. С Д. р. с. связаны нек рые народные традиции, вероятно … Православная энциклопедия

АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… … Православная энциклопедия

ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II — Е. в православной Церкви II тысячелетия Е. в Византии в XI в. К XI в. визант. богослужение приобрело почти тот вид, какой оно сохраняло в правосл. Церкви все последующее тысячелетие; в его основе лежала древняя к польская традиция, значительно… … Православная энциклопедия

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ — Прав. Иоанн Кронштадтский. Офорт В. А. Боброва. 1900 г. (ГИМ) Прав. Иоанн Кронштадтский. Офорт В. А. Боброва. 1900 г. (ГИМ) (Сергиев Иоанн Ильич; 19.10.1829, с. Сура Пинежского у. Архангельской губ. 20.12.1908, Кронштадт), св. прав. (пам. 1 июня … Православная энциклопедия

БЕСПОПОВЦЫ — общее название представителей одного из 2 основных течений старообрядчества. Главной особенностью вероучения Б. является идея об уже совершившемся воцарении антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и… … Православная энциклопедия

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III — Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась.… … Православная энциклопедия

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector