Анализ пасхального рассказа

Пасхальные традиции в русской литературе

Николай Гоголь писал о Пасхе: «Только в одной России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!». Какая она – Пасха в дореволюционной России – можно узнать из художественной литературы.

Подробное описание быта патриархальной Москвы оставил Иван Шмелев в своем романе «Лето Господне». Шмелев вырос в купеческой семье, где с трепетом относились к церковным торжествам.

Первые приготовления к празднику начинались во время Великого поста

«Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина, – «Красавица на пиру», – закрыта простынею. Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатами, и мне велели надеть курточку с продранными локтями».

Совершалось множество обрядов с языческими отголосками, вроде окуривания помещений. «Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, – священный».

Последняя неделя перед Пасхой, торжественная и волнующая, наполнялась приятными хлопотами

«На дворе самая веселая работа: сколачивают щиты и звезды, тешут планочки для – X. В… Горкин поправляет пасочницы. Он ковыряет на дощечке, и появляется виноград! Потом вырезает «священный крест», иродово копье и лесенку – на небо! Потом удивительную птичку, потом буковки – X. В. Замирая от радости, я смотрю».

С богослужения в Чистый четверг бережно приносили страстную свечку для освящения дома.

«Смотрю на мерцающий огонек: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет! Донесу – доживу до будущего года. Старая кухарка рада, что я донес. Она вымывает руки, берет святой огонек, зажигает свою лампадку, и мы идем выжигать кресты. Выжигаем над дверью кухни, потом на погребице, в коровнике. Ходит и Горкин с нами. Берет у кухарки свечку и выжигает крестик над изголовьем в своей каморке. Много там крестиков, с прежних еще годов. Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде. В черном крестике от моей свечки – пришел Христос. И все – для Него, что делаем».

Отец Ивана Шмелева владел большой плотничьей артелью и приглашал для разговения всех своих работников.

«Отец, нарядный, посвистывает. Он стоит в передней, у корзин с красными яйцами, христосуется. Тянутся из кухни, гусем. Встряхивают волосами, вытирают кулаком усы и лобызаются по три раза. «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе». «Со Светлым Праздничком». Получают яйцо и отходят в сени. Долго тянутся – плотники, народ русый, маляры – посуше, порыжее. плотогоны – широкие крепыши. тяжелые землекопы-меленковцы, ловкачи – каменщики, кровельщики, водоливы, кочегары. »

«Весело глазам: все пестро. Куличи и пасхи в розочках, без конца. Крашеные яички, разные, тянутся по столам, как нитки. Возле отца огромная корзина, с красными. Христосуются долго, долго. Потом едят. Долго едят и чинно».

Примечательно, что в украшениях пасхальных яиц даже в набожной семье зачастую встречались мотивы, далекие от христианства.

«Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустально-золотое, через него – все волшебное. Вот – с растягивающимся жирным червячком; у него черная головка, черные глазки-бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное. И вот, фарфоровое – отца. Чудесная панорамка в нем. За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в золотом ободке, видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стеклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка».

Дочь петербургского чиновника Клавдия Лукашевич в повести «Мое милое детство» вспоминает, как праздновали Пасху в ее семье, в XIX веке.

В книге упомянута забытая традиция запекать так называемую четверговую соль с квасной гущей. Такой соли приписывались священные и лечебные свойства. «Это была какая-то совсем особенная черная соль, которую жгли в духовой печке и на Пасху ставили на стол. И разговляться без «четверговой соли» казалось нам немыслимым».

«Яйца красили в сандале, в шелухе луковых перьев, в кофейной гуще и в разных нитках и обрезках шелка. Папа вырезал из сахарной синей бумаги разные рисунки и фигуры, прикладывал их к яйцам, обвертывал все луковой шелухой, завязывал тряпкой и клал варить. Мы с мамой делали то же. Как, бывало, волнуешься, дрожишь, замираешь, когда развертывают уже сваренное яичко. Что-то будет? Боже, какой восторг! Вот яичко вышло желтенькое с крапинками, а на нем синеватый якорь и буквы «X» и «В» (конечно, папиной работы). Кроме того, папа очень искусно нацарапывал на крашеных яйцах цветы, расписывал яички красками и всегда выбирал трогательные и нежные сюжеты, например: якорь, сердце, голубков, цветы и т. п.»

Читать еще:  Картинки родительская суббота поминовение

Катание яиц с горки – еще один позабытый атрибут Пасхи

«На полу в зале расстилалась большая старая ковровая шаль бабушки, посредине ставилась горка. Дедушка сам ее делал. Бабушка, няня, тети давали нам яички куриные и деревянные. И начиналась игра сначала с тетями. С ними играть было так весело… Если мы даже проигрывали, то они нам всегда возвращали выбитые яички».

Кроме пасхи и куличей, на столах горожан обычно присутствовали такие блюда, как запеченная птица и ветчина. Одна из самых популярных писательниц на рубеже XIX–XX веков Надежда Тэффи разъясняет, каким должен быть пасхальный стол, в фельетоне «Пасхальные советы молодым хозяйкам».

«Кроме всего вышеуказанного, на пасхальный стол ставят еще либо индюшку, либо курицу, в зависимости от ваших отношений с соседним зеленщиком. Какая бы птица ни была, вы обязуетесь на обе ее лапы, если только у вас есть эстетические запросы, надеть панталоны из стриженой бумаги. Это сразу поднимет птицу в глазах ваших гостей».

На Пасху часто изготавливали барашка из сливочного масла как символ агнца, жертвы Христа. «Это изящное произведение искусства делается очень просто: вы велите кухарке накрутить между ладонями продолговатый катыш из масла. Это туловище барашка. Сверху нужно пришлепнуть маленький круглый катыш с двумя изюминами – это голова. Затем пусть кухарка поскребет всю эту штуку ногтями вкруг, чтобы баран вышел кудрявый. К голове прикрепите веточку петрушки или укропу, будто баран утоляет свой аппетит, а если вас затошнит, то уйдите прочь из кухни, чтоб кухарка не видела вашего малодушия».

Куличи и пасхи полагалось украшать розой

«Кулич положительно не удался. Кривой, с наплывшей сверху коркой, облепленный миндалинами, он был похож на старый, гнилой мухомор, разбухший от осеннего дождя. Даже воткнутая в него пышная бумажная роза не придала ему желанной стройности. Она низко свесила свою алую головку, словно рассматривая большую заплатку, украшавшую серую, чайную скатерть, и еще более подчеркивала кособокость своего пьедестала». (Тэффи, рассказ «За стеной»).

В творожную пасху обычно добавляли изюм. Александр Куприн в рассказе «Пасхальные колокола» дал описание более разнообразной начинки.

«Как невыразимо вкусен душистый чай (лянсин императорский!) с шафранным куличом и с пасхой, в которой каких только нет приправ: и марципан, и коринка, и изюм, и ваниль, и фисташки. Но ешь и пьешь наспех. Неотразимо зовет улица, полная света, движения, грохота, веселых криков и колокольного звона. Скорее, скорее!»

Бывшая петербургская гувернантка Жозефина Львовна из рассказа Владимира Набокова «Пасхальный дождь» безуспешно пытается воссоздать атмосферу русской Пасхи в эмиграции. Ей не хватает единения и сердечности во время христосования в Светлое воскресенье.

«Да, в этот момент в России нет Пасхи. Это бедная Россия. О, я помню, как целовались на улицах. И моя маленькая Элен была в этот день как ангел. ».

«В русском человеке есть особенное участие к празднику светлого воскресенья… Эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул, это восклицанье «Христос воскрес!», которое заменяет в этот день все другие приветствия, этот поцелуй, который только раздается у нас». (Николай Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями»).

10 лучших пасхальных рассказов

И скажу тебе, если бы не было на земле Пасхи,
почернел бы человек от горя! Нужна Пасха человеку!

(В.А.Никифоров-Волгин «Отдание Пасхи»)

Пасха, воскресение Христово — это особенное событие в жизни верующих. Трудно найти слова для описания радости, которую испытывают верующие в этот день. Те, кто пережил ее хоть раз, поймут, о чем идет речь. Митрополит Иларион Алфеев называл воскресение Христово «событием космического масштаба».

В православной традиции Пасха считается важнейшим праздником, ее называют «праздником праздников» и «торжеством торжеств». На Руси всегда тщательно готовились к встрече Светлого Христова воскресения. Интересно, что именно в России приобрел широкое распространение жанр пасхального рассказа, и в отличие от святочного рассказа это уникальное явление русской культуры.

Читать еще:  Пасхальные песни минусовки

Для вас, дорогие читательницы, мы подобрали лучшие рассказы о светлом празднике Пасхи.

Н.Колосов. Не может быть!

Вы можете представить свою жизнь без Пасхи? Наверное, она не имела бы смысла. «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна» (1 Кор.15:17), — писал апостол Павел общине христиан в Коринфе. Николай Колосов в своем рассказе изобразил, как пуста была бы жизнь верующего человека, если бы однажды не состоялось великое чудо воскресения Христова.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Христова ночь

Рассказ о том, как Воскресший Христос сходит на землю. С разными людьми Он общается по-разному: одних утешает, других с любовью обличает. И только лишь предателю Иуде говорит гневные и грозные слова… Салтыков-Щедрин называет рассказ преданием, скорее всего, это не церковное предание, а апокрифическое сказание.

В.А.Никифоров-Волгин. Солнце играет

В статье, посвященной великопостным рассказам, я уже говорила о том, что некоторые писатели обращались к теме детской веры. В частности, таких рассказов очень много в сборнике Никифорова-Волгина «Дорожный посох» (детскому восприятию Пасхи посвящены «Светлая заутреня», «Канун Пасхи», взрослому — «Свеча», «Безбожник»).

Сейчас мне бы хотелось особое внимание обратить на рассказ «Солнце играет», который посвящен процессу внутреннего преображения человека. Таких произведений в русской классике немало, но в этом произведении необычен сюжетный поворот. Герой, бывший советский атеист, публично, на виду у многих людей искренне, не наигранно исповедует веру, и это производит огромное впечатление на читателя.

Н.Гоголь. Светлое воскресение

Обличительная проповедь писателя-моралиста. Очерк входит в состав сборника «Выбранные места из переписки с друзьями». Это размышления о том, что нельзя праздновать Пасху и при этом быть немилосердным, не прощать врагам и избегать своего ближнего. «Праздновать Пасху — это значит стать новым человеком. Вот этого спасительного состояния наших душ, возлюбленные, я от всего сердца всем нам желаю! (архимандрит Иоанн Крестьянкин)

И.Потапенко. Три Пасхи

Рассказ о духовном пути человека, о разных типах религиозности. Герой проходит путь от детской горячей веры до взрослой серьезно-равнодушной и обратно. Внутреннее перерождение человека на Пасху — традиционная тема пасхальных произведений. С похожим сюжетом могу порекомендовать также прочесть рассказы Г.Ольшанского «Бабушкины сказки», Ф.Сологуба «Путь в Еммаус».

И.Островной «В Христову ночь»

Львиная доля пасхальных рассказов посвящена проблеме милосердия. Среди них, например, «Яичко» Н.Вагнера, «Враги» А.Севастьянова, «Мужик Марей» Ф.Достоевского, «Баргамот и Гараська» Л.Андреева. Наиболее ярким на эту тему я считаю рассказ И.Островного «В Христову ночь».

Герой произведения в пасхальную ночь переживает сильнейшее испытание своей веры. Подобно Иову, он лишается всего имущества, но финал рассказа соответствует известной пословице: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В рассказе удивительно показано, как люди могут объединиться в добром деле и как много они могут сделать вместе.

Н.Лесков. Фигура

Рассказ о том, что исполнение заповедей возможно даже в условиях, которые, казалось бы, для этого совершенно не располагают. Лесков ярко изобразил конфликт между призывом долга и голосом совести. В традиции русской классической литературы чаще всего побеждает добро и милосердие, есть и необычные исключения, например, рассказ А.П.Чехова «Казак», но в основном классики верили в возможность внутреннего перерождения человека.

И.Островной «Радость жить»

Детский пасхальный рассказ — отдельный пласт в русской литературе. Назову лишь некоторые из них: уже упомянутое «Яичко» Н.Вагнера, И.Потапенко «Смоляные бочки», А.Чехов «На Страстной неделе», главы из романа И.Шмелева «Лето Господне». «Радость жить» И.Островного — удивительно светлый рассказ о любви и радости, в нем показано, что доброта детского сердца может сделать очень многое.

С.Кипренский. Братский поцелуй

Интересный нетипичный пасхальный рассказ. Судя по реалиям, описанным в произведении, его действие происходит в наши дни (или по крайней мере в XX веке). В произведении ставится традиционная проблема конфликта чувства и долга в нетрадиционном разрезе. По прочтении ощущается некоторая недосказанность: финал остается открытым, сюжетная линия завершена, но чем дальше будет жить герой, непонятно.

З. Гиппиус. И звери

Удивительный рассказ-фантазия на тему того, воскреснут ли животные. Думаю, вы уже поняли ответ автора на этот вопрос: он дан в самом названии. «И звери», и они тоже.

«Ты сама знаешь, — сказал он . — Ты сама сказала, что хочешь всегда любить. Любовь никогда не пропадает. Если любишь — значит, и воскреснешь. И ты, курица. Любишь сынка — ну, и воскреснешь, чтобы любить его дальше И вдруг звериным своим, живым существом почуяли раз навсегда, что ничем они не обижены, что не для людей одних воскрес Христос, а и для них, бессловесных. И радостно стало зверям». Особенно рекомендуется к прочтению детям, любящим своих домашних животных.

Читать еще:  Какого числа начинается пасха

Мастерская анализа

понедельник, 4 ноября 2013 г.

Анализ рассказа Л. Андреева «Баргамот и Гараська»

1. Традиция «пасхальных» рассказов в русской литературе.

«Пасхальные» рассказы писали многие русские писатели: А. П. Чехов «Казак», И. А. Бунин «На чужой стороне» и «Весенний вечер», А. И Куприн, А. М. Горький. Рассказ «Баргамот и Гараська» был написан Л. Андреевым для «пасхального» номера газеты «Курьер» и получил высокую оценку А. М. Горького. В письме издателю «Журнала для всех» В. С. Миролюбову Горький писал: «. вот вы поимели в виду этого Леонида! Хорошая у него душа! Я его, к сожалению, не знаю, а то бы тоже к вам направил.» Позже в письме уже самому Л. Андрееву в 1899 году Горький пишет: «Лучший ваш рассказ «Баргамот и Гараська» — сначала длинен, в середине — превосходен, а в конце вы сбились с тона». Горький имел в виду заключительную сцену рассказа, где описано было чаепитие Баргамота и Гараськи, которого тот взял в работники. Под влиянием Горького Андреев убрал последнюю сцену. С ребятами надо будет решить, что выиграл от этого рассказ.

2. «Пасхальная» направленность рассказа отражена и в лексике произведения.
На дом учащимся было дано задание определить значение следующих слов: благостная весть, разговеться, обедня, великопостные колокола, похристосоваться.

3. Главные герои рассказа — Баргамот и Гараська
4. Характеристика Баргамота.
а) внешность. Связь внешнего облика Ивана Акиндиныча Бергамотова с его фамилией. Выясняем, что бергамот — один из распространенных в России сортов груш.
В описании внешности Баргамота упоминается ещё одно слово, требующее объяснения, это слово «мастодонт». «Мастодонт» — крупное млекопитающее отряда хоботных. В перен. смысле — большой и неуклюжий человек. Значит, в соединении этих слов уже заключается определённое противоречие этого человека.
б) занятия Баргамота. Он следит за порядком на Пушкарной улице.
в) главное в Баргамоте — это его «непомерная силища» при «душе, погружённой в богатырской сон».
г) каков Баргамот в быту с женой и детьми?
д) почему на этот раз настроение Баргамота было «скверным»? Его коснулось праздничное,светлое настроение, разлитое по тихой и спокойной улице, захотелось сделать «что-нибудь праздничное, что делают другие», а ему ещё стоять на дежурстве до трёх часов ночи.
е) обратить внимание учащихся на эпизод, в котором автор показывает смену настроения Баргамота. Он повеселел, услышав звон великопостных колоколов, перекрестился и представил дом, куличи, Ванюшку, которому он преподнесёт пасхальное яичко. В этой мастодонтовой душе есть светлые порывы, светлые чувства.
ж) что нарушило благодушие Баргамота?
ХАРАКТЕРИСТИКА ГАРАСЬКИ
а) внешность героя
б) занятия Гараськи — тайна, которой облечено всё его существование.
в) характер героя. » Не человек, а язва».
Гараська пьян, и Баргамот по долгу службы должен отвести его в участок.
ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ ГЕРОЕВ ВО ВРЕМЯ ИХ РАЗГОВОРА.
Это пьяная удаль Гараськи и мрачная сдержанность Баргамота.
КОГДА БАРГАМОТУ СТАНОВИТСЯ ЖАЛЬ БЕДНОГО ПЬЯНЧУЖКУ?
Разбивается пасхальное яичко, которым Гараська хочел похристосоваться с ним. В голосе Баргамота появляется нотки смущения. Мы наблюдаем, как в теле мастодонта ощущается «не то жалость, не то совесть», ведь разбитое яичко для верующего человека — дурной знак.
КУЛЬМИНАЦИОННАЯ СЦЕНА ОБЕДА.
Желая загладить свою вину, Баргамот зовёт Гараську к себе домой разговляться. Он ощущает себя не только городовым, который должен следить за порядком, но и христианином, любящим «ближнего своего». Его поведение искренно — ведь никто не видит их и никто не может оценить его поведение.
ПОВЕДЕНИЕ ГАРАСЬКИ ВО ВРЕМЯ ОБЕДА. Он ощалел и притих. Ему стало совестно.
«Совестно своих отрепий, совестно своих грязных рук».
НО ЛЕОНИД АНДРЕЕВ — ПИСАТЕЛЬ НЕОЖИДАННЫЙ. Для его ранних произведений характерен приём КОНФУЗА..
Такой КОНФУЗ случается во время обеда. Жена Баргамота назвала Гараську по имени-отчеству, а ведь так того никто не называл. Для жителей всего города он просто Гараська. Жена Баргамота хотела выразить уважение к пришедшему в их дом человеку, а получилось наоборот. Гараська вспомнил, что он н и к т о.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector