Арсений жадановский воспоминания

Читать онлайн «Духовный дневник»

Автор Жадановский Арсений (епископ)

Часть первая

Все нами совершаемое доброе нужно относить к милости Божией, а не к собственной заслуге, чтоб было, как написано: хвалящийся хвались Господом (Ср.: Иер.9:24).

Так называемая впечатлительность происходит от влияния на нас внешней обстановки, внешних приражений, и она показывает, что мы больше живем вне себя, главным образом следим за тем, что вокруг нас происходит. Гляди же больше внутрь себя. Там ты увидишь всю свою скверну: даже и ночью учит меня внутренность моя (Пс.15). Это вызовет другого рода впечатлительность — скорбь, плач, сожаление о своих грехах, результатом чего будет не беспокойство, которое порождается первого рода впечатлительностью, а внутреннее успокоение, умиротворение сердца: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс.50:12).

Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде, — приими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь, этим облегчишь его душевную тугу.

Батюшка отец Иоанн Кронштадтский пред каждым служением Божественной литургии припадал к престолу и тайно исповедовался Господу Богу и до тех пор молился, пока начинал чувствовать, что Господь прощает его Своею милостию[1]. Какой великий пример для каждого пастыря!

Мало себя укорять — и особенно без свидетелей, — хорошо принимать без смущения укоры от других, это уже будет высшая степень смирения и кротости.

Как болезнь нас смиряет: от нее я и худ, и бледен, и некрасив! А это все как полезно борьбе с. вожделениями нашей греховной плоти: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор.4:16).

Как любезно покаяние! Оно человека, лишившегося за грехи близости благодати Божией, снова примиряет с Господом, снова привлекает благодать и — больше того: так перерождает человека грешника, что делает его удобоподвижнее к добру и смиреннее даже обыкновенного праведника. Покаяние — это необыкновенная милость Божия к человеку: «покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». (Стихира на утрени великопостная).

Старайся предавать забвению все свои заслуги, не помни их. А если они постоянно у тебя всплывают в памяти, знай, что тебя борет страсть самомнения, тщеславия, превозношения и тебе надлежит искоренять эту дурную закваску. Она ведет к постыдному падению. Превозношение хорошо рассеивать следующим духовным рассуждением: 1) все доброе совершает в нас благодать Божия, постоянно на нас изливающаяся. Без благодати мы ничто; 2) мы пристрастны к себе, а потому и хвалим свое, но стоит посмотреть на других, и мы увидим у них многое такое, чего сами не имеем. Один, например, имеет прекрасный голос, а я его не имею, другой — дар слова, третий — здоровье и т.д., — я же всего этого лишен: чем же мне хвалиться? — Буду хвалиться немощью моею (2 Кор.11:30).

Всему внутри твоего существа происходящему, всем помыслам, движениям чувств давай толк, правильный ход, что возможно делать христианским разумением при помощи силы воли. Ты постоянно выходишь из правильной колеи. Старайся же немедленно направлять, вставлять себя в нормальное русло: разгневался — подави гнев; дурно подумал — укори себя и т.п. О, как желательна такая внутренняя работа! Она дает возможность справляться со всякого рода обстоятельствами жизни, поддерживает бодрый дух, дает тебе прилив даже физических сил, разбивая и предупреждая в тебе всякое нервное расстройство, уныние и т.п.

Отчего это ты делаешься по временам таким противным, неприятным, нечистым, скверным, мечтательным? Вникни в самого себя, и ты увидишь, что это оттого, что ты сердцем на этот раз удалился от Господа, мало Ему молишься, мало духовно бодрствуешь, мало плачешь о своих грехах, — словом, это бывает тогда, когда ты умом и сердцем оставляешь Бога и начинаешь ходить по распутиям мира сего.

Мы не привыкли благодарить Господа, не думаем о том, сколько милостей Господь изливает на нас каждый день и час, а потому и ропщем на свою судьбу, не миримся со своим положением, жалуемся на тяжелую, скорбную жизнь нашу.

Как я поддаюсь велеречию, превозношению, самовосхвалению: так мысль к этому и ползет! Следи, ради Бога, зорко за собою, укоряй себя, наказывай, бичуй себя. Такую себе поставь задачу: мне во что бы то ни стало надлежит избавиться от сего недостатка — и вот, помня сие, постоянно себя останавливай, постоянно исповедуйся в этом; словом, не давай себе покоя ни на минуту. Тверди себе всегда: «Какой я велеречивый фарисей»! Избави, Господи, всякого от сего препакостного недостатка.

Женщины и девицы! Вы любите обливать себя духами, благоухающими веществами. Смотрите, чтобы также благоухало чистотою ваше внутреннее существо. А то — какое страшное может получиться несоответствие: во вне вы будете издавать благоухание, а внутреннее ваше будет смрадно, безобразно, грязно, нечисто, скверно, развратно; какой смысл тогда будут иметь ваши духи? От благоухания внешнего переноситесь мыслию к благоуханию внутреннему: будьте Христовым благоуханием Богу (Ср.: Кор.2:15).

Надо ревниво блюсти нашу любовь к Господу и всячески остерегаться, как бы что не отторгло нас от полноты нашей любви к Господу Богу: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф.22:37).

Телесные подвиги, если они сопровождаются усталостью, вредно отражающеюся на нашем внутреннем настроении, надо умерять, и вообще надо стараться, чтобы у нас дух всем заправлял, был бы двигателем в нашем стремлении к Господу: в усердии не ослабевайте; духом пламенейте (Рим.12:11).

Поддерживать смиренное мнение о себе хорошо через постоянное воспоминание нашей прежней греховной жизни и наших теперешних постоянных недочетов, немощей и грехов. Тебе, однако, неясны твои недостатки, несовершенства — воспроизводи в памяти Нагорную проповедь Спасителя, вспоминай жизнь подвижников, обрати внимание на заслуги других людей, и — ты увидишь, что тебе нечем хвалиться, разве только, как говорит святой апостол Павел, немощами своими (2 Кор.11:30).

Старайся так внутреннее свое поставить, чтобы, когда тебя хвалят или порицают, ты был бы к этому равнодушен, безучастен, спокоен: как будто это к тебе не относится, тебя не касается.

Великое дело сила воли: это как бы руль на корабле. Посредством силы воли всем внутренним нашим движениям можно дать правильное направление. Сила воли помогает нам со всем мириться, все переносить; как результат всего этого — спокойное, безмятежное в Боге житие.

Какое это высокое, божественное чувство — любовь! В ней поистине отобразился образ Божий в человеке. Любовь — это возглавие всех добродетелей: она ведет ко всему доброму; она заставляет нас быть и кроткими, и смиренными, и чистыми сердцем, и миролюбивыми, и терпеливыми, и благостными, так что справедливо можно сказать: кто имеет истинную любовь, тот исполняет весь закон, — как и говорит апостол Павел: любовь есть исполнение закона (Рим.13:10). Святая любовь — это несокрушимая сила против всего дурного; кто имеет ее, от того отбегает враг, и о твердыню любви такого разбивается всякое зло, как разбиваются волны о камень. Святая любовь — это уже здесь, на земле, блаженное состояние духа: мир и радость о Дусе Святе (Рим.14:17). Святая любовь — это скорый, верный, безмятежный, радостный путь ко Христу, ко спасению.

Окаянный смех, как ты неуместен для христианина! Сколько оскорблений величию Божию через тебя нанесено, когда, например, ты беспокоишь в храме Божием во время богослужения и в местах священных, где должно быть одно только благоговейное, трепетное, святое чувство к Господу Богу! Не апостол ли сказал: пустословие и смехотворство не приличны вам (Еф.5:4). Лучше сетование, нежели смех, потому что при печали лица сердце делается лучше (Еккл.7:3).

Милосердие Божие настолько велико, что оно не оставляет и великих грешников, так называемых падших людей. Бывают в жизни последних такие моменты, когда благодать Божия с особенным усилием начинает стучаться в сердце их, как бы стараясь отворить двери им к выходу из глубин падения. И как важны эти моменты в жизни падших людей. Воспользоваться ими, не пропустить, восчувствовать их — это значит найти путь к нравственному возрождению. Этот-то момент и был у преподобной Марии Египетской[2]. В самом деле, как вы объясните то обстоятельство, что Мария-грешница вдруг случайно наталкивается на отправляющийся в Иерусалим корабль, инстинктивно садится на него, продолжая думать, однако, об удовлетворении своих страстей, затем в Иерусалиме опять кто-то ее влечет зайти в храм; она пытается сделать это, но неведомая сила не допускает ее до святого места. Это заставляет ее задуматься. «Видно, грехи мои, — думает она, — препятствуют мне. Да, я великая грешница». Отсюда затем пробуждение совести и дальнейший ход нравственного возрождения. Не ясно ли здесь воздействие благодати Божией на сердце грешницы?

Читать еще:  Можно ли поминать позже даты смерти годовщину

Или, вот пример. Совсем сбившийся с пути человек, окончательно расстроивший свое здоровье пьянством, развратною жизнию, идет по Петербургу мимо вокзала и невольно замечает толпу, стремящуюся к подходящему поезду. Простое любопытство заставило его спросить, куда это народ так спешит. Ему говорят: «Сейчас должен приехать отец Иоанн Кронштадтский». «Вот, чудаки, — говорит он себе, — стоит так толкаться и стремиться, а впрочем, подойду и я и посмотрю на этого священника, что особенного в нем, уж больно много о нем говорят». Идет. все спешат взять благословение у приехавшего батюшки, инстинктивно подходит и наш герой. Батюшка отец Иоанн ласково на него смотрит и с дерзновенною верою, благословляя, говорит: «Да благословит тебя Господь и да поможет Он тебе направиться на добрый путь, друг мой, видно, что ты много страдаешь». Как электрическая искра, проходят по всему существу падшего человека вдохновенные слова благодатного пастыря. Отошедши в сторону, он замечает, что в сердце его появляется какое-то умиление, а сознание говорит: «И в самом деле, как мне трудно жить, до какой низости я дошел; я, кажется, .

Новомученник Арсений Жадановский

http://stihi.ru/2012/10/27/2598 «Духовный дневник Арсения Жадановского»

Воскреснешь ли ты, Чудов монастырь?
Краса России, славная обитель.
Какой злодей и страшный искуситель
Такое ЧУДО ввергнул в прах и пыль?

И мы лишь на картинах и по книгам,
Воссоздаем историю в веригах*.

ВЕРИГИ — в христианстве — кандалы, оковы, разного рода железные цепи, кольца, полосы и т. п., носимые спасающимися на голом теле для смирения плоти. Прежде накладывались на руки или ноги преступникам.

В Одессе при женском Свято — Михайловском монастыре открывается иконописное отделение Одесской семинарии.Звонить по тел.+380982710570, +380938244214 м. Таисье.

Лики иконописные.
Линии ясные , чистые.
Кто ты, адамова дщерь?
В божию милость поверь.
Силы придут и признание.
Строишь ты светлое здание.
Кисть — продолжение руки.
Краски палитры легки.
Мысли твои полуночные.
Кажется. Ты . Обесточена.
Снова к причастью идешь.
И оживаешь. Цветешь!

Так же писал Дионисий?
Слезы в ресницах зависли.

Редко, но бывает, что жизнь Святого связана с твоей жизнью. Бутовский полигон скорбное место для всех москвичей.А сейчас и в Строгино строится Храм Новомученникам Российским. Мы в нашей круговерти жизненной забываем о тех, кто дал нам возможность свободно бывать в Храмах, крестить детей, венчаться. Всморитесь в их лица! Недавно вышла книга настоятеля Сретенского монастыря «Несвятые Святые», она сразу стала бестселлером.А ведь автор — наш современник еще очень молод.Монашество — это особый подвиг. Его не отнять никогда.Это ВЫБОР с большой буквы!

Ф.И.О.: Жадановский Арсений Иванович

Сан: епископ
Место: рождения: г. слобода Писаревка Волчанского у. Харьковской губ.
смерти и погребения: Московская обл., Бутовский полигон
Дата рождения: 06.03. 1874 г. 19 век
Дата смерти: 27.09. 1937 г. 20 век

Русская Православная Церковь

Академия Московская духовная

— Биография
Арсений (Жадановский Арсений Иванович), епископ б. Серпуховский, викарий Московской епархии, последний наместник Чудова Монастыря в Московском Кремле.

Родился в 1874 году в Харьковской епархии в семье священника.
10-летним отроком родители отдали его в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей он показался самым малым по росту. «Приехал, вспоминает он сам о себе, к нам однажды в училище приснопамятный Амвросий, архп. Харьковский. Нас — учеников в актовом зале выстроили в ряды. Владыка — архиеп., проходя по рядам, обратил внимание на меня, как самого между всеми другими маленького ученика, вывел меня на средину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: «Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем». Конечно, на эти слова, как это всегда бывает в нашей жизни, никто тогда не обратил никакого внимания». После окончания училища он поступил в Харьковскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1894 году и был определен на должность надзирателя-репетитора в духовном училище, а затем преподавателя Осиновской церковно-приходской школы. Вскорости заболел безнадежно его отец (старец-протоиерей) и он решил уже стать священником в своем родном крае. Но, Господь судил иначе. Арсений послал письмо о. Иоанну Кронштадскому с просьбой помолиться о болящем отце и о том, какой избрать ему жизненный путь.

Отец Иоанн ответил на его письмо благопожеланием о выздоровлении отца, а ему благословил избрать монашеский путь. После этого отец его вскоре поправился, а сам он принял монашество от архиепископа Амвросия (Ключарева) (пострижен в 1899 г. в мантию в Святогорской Успенской Пустыни в Харьковской епархии) и в 1899 году поступил в Московскую Духовную Академию. Когда он проезжал через Москву, то зашел в Чудов монастырь.
Здесь он приложился к раке святителя Алексия. Когда он подходил, то почувствовал необыкновенную отраду и утешение и показалось ему, что раку св. мощей окружает как бы некий лучезарный свет. С этого момента сердце его сроднилось со святителем. В трудные моменты жизни он прибегал к его помощи и всегда получал утешение.

О его епископстве предрекал еще старец Чудова монастыря игумен Герасим.
9 мая 1902 года рукоположен во иеромонаха.
В 1903 году он окончил Академию со степенью кандидата богословия. Был назначен казначеем Чудова монастыря в Московском Кремле, а в следующем году — наместником этой обители с возведением в сан архимандрита.

Митрополит Владимир скоро оценил духовные дарования и административные способности нового наместника. И, действительно, за время пребывания в этой должности архимандрит Арсений сделал много полезного для монастыря, обратив эту обитель в рассадник духовного просвещения для всей Москвы. Своим истовым служением он всегда привлекал большое число молящихся в Чудов монастырь. Идя навстречу духовным потребностям богомольцев, он предпринял издание «Духовных Дневников», которые ценились верующими людьми за свою содержательность. Помимо этого, архим. Арсений занимался изданием разных брошюр духовно-нравственного содержания. За последние три года пребывания в монастыре он при участии миссионера Айвазова начал издание для народа специальной религиозно-просветительной литературы под названием «Лепта обители Святителя Алексия». Эта «Лепта» вышла в десятках тысяч и разошлась по всему лицу Русской земли. Идя навстречу более серьезным духовным запросам русского народа, архим. Арсений, при участии того же миссионера, стал издавать с 1912 года журнал «Голос Церкви». Этот журнал считался одним из наиболее живых и содержательных богословских ежемесячников. Сам архимандрит принимал в нем не только редакционное, но и литературное участие. Дороги были сердцу будущего святителя нужды Русской православной миссии. Он открыл при Чудовом монастыре отдел Камчатского миссионерского братства и всегда откликался на нужды Московского братства Святителей Московских, не раз пригревая его собрания под кровлей Чудова монастыря.

Архимандрит Арсений проявил себя и как администратор. За немногие годы управления Чудовым монастырем он возвысил иноческую жизнь в обители и значительно улучшил материальное положение братии. С назначением его на пост епископа он сохранил связь с Чудовым монастырем, т.к. кроме пребывания в нем он сохранил и звание наместника.
8 июня 1914 г. в Алексеевском храме Чудова монастыря состоялась хиротония архм. Арсения во епископа Серпуховского, пятого викария Московской епархии. Хиротонию совершали: митр. Московский Макарий, управляющий Московским Донским монастырем архиепископ Алексий, епископ Пермский Палладий и другие епископы.

В ноябре 1916 г. переименовали в четвертого викария Московской епархии.
В 1918-19 гг. проживал в Серафимо-Знаменском скиту.
В декабре 1919 года выехал в епархию в Серпухов. С 1927 г. находился в оппозиции митр. Сергию (Страгородскому).
В 1923 году упоминается еще епископом Серпуховским.
С 1923 года епархией не управлял, но проживал в подмосковных монастырях, затем в Понетаевском и Дивеевском монастырях, а после из закрытия (1927 г.) снова под Москвой на даче.
В последние годы с 1927 года переехал на жительство в г. Арзамас.
Перед арестом проживал в с. Котельниково Ухтомского р-на Московской области. Арестован 13 апреля 1937 г. Был обвинен в руководстве и организации «контрреволюционной организации нелегальной монархической организации церковников — последователей «ИПЦ»
Расстрелян 27 сентября 1937 г.
Реабилитирован 21 мая 1956 г.
Состоял с 1927 года в скрытой оппозиции Московской Патриархии, не принимая назначений и не выступая на общественных богослужениях, примыкал всецело к одинаково с ним настроенному еп. Серафиму (Звездинскому). Много огорчений причинял этим покойному Патриарху (тогда митрополиту) Сергию.

Читать еще:  Пасха 2016 какого числа

Еще с первых лет своей жизни в Чудовом монастыре «старчествовал» приблизительно до 1927 года. Имел много почитателей в Москве и за Москвой. Проживая в Арзамасе и под Москвой, он постепенно сокращал круг своих активных почитателей, замыкаясь и изолируя себя от общения с широкими массами верующих. Духовный писатель. Помещал свои статьи в журнале «Голос Церкви» и др. церковно-богословских журналах. Оставил печатные дневники за целый ряд лет (оттиски из «Голос Церкви»), сборник рукописей: семь воспоминаний об известных в годы проживания его в Москве (1904-1923 гг.) церковных деятелях, лично ему известных. Сюда вошли следующие биографии: строителя Зосимовой пустыни схи-игумена Германа, великого старца той же пустыни слепца иеросхимонаха Алексия, воспоминания об о. Иоанне Кронштадском, черты из жизни четырех известных в Москве настоятелей московских церквей отцов протоиереев Алексия Мечева (о. Маросейки), Василия Постникова, Николая Смирнова (Калашевского) и Александра Стефановского. Сохранилась еще его интересная переписка с родными и вторая глава его автобиографии. Все эти рукописи отпечатаны и в настоящее время составляют в переплете объемистую книгу.

Моя прабабушка — Александра Ивановна
Макарова — Мирская знала Новомученника Арсения Жадановского и Митрополита Московского Макария Невского,они причислены к лику Святых.Это ее завещание.Как благостно,что в нашей
стране возраждается православие.

Завещание детям, внукам и правнукам:

Как исчезает дым, исчезну в синем небе,
Как тает воск,растаю без следа.
И кончится вопрос мой о насущном хлебе,
Томивший эти долгие года.

О! Не жалейте, дети, я устала,
Устала жить и хочется уснуть.
Мне кажется,сейчас пора настала,
С страдальцами, что ждут немного отдохнуть.

Мне жаль ВАС оставлять,но коротка разлука,
И Ваша жизнь пройдет , не оставляя след.
Ведь жизнь последних лет одна печаль и мука,
Вы , мои милые, одни давали свет.

Я Вас люблю, но друг мой ожидает
Там , в синеве небес, где Господа чертог.
И жизнь моя, как воск, перед свиданьем тает.
Я верю, что грехи мои простит мне БОГ.

Не плачьте обо мне , когда, как дым кадильный,
Исчезну в синеве,я буду ВАС любить.
Там отдохнув от ноши непосильной,
И Вас оттуда я смогу благословить…

ВЫ дали мне любовь, ВЫ — все мои родные,
Вы душу грели мне, мой облегчали путь,
Поверьте,что иду к любви, в страны иные,
Где так легко , так сладко отдохнуть.

Я завещаю ВАМ одно богатство — Веру
Любите Господа тоскующей душой,
Любите Господа, в любви не зная меры,
И Вы тогда увидитесь со мной.

Арсений (Жадановский)

Арсений (в миру Арсений Иванович Жадановский) (6 марта 1874, село Писаревка Волчанского уезда Харьковской губернии — 27 сентября 1937, Бутово, Московская область, сейчас в черте Москвы) — епископ Серпуховский, викарий Московской епархии. Деятель Русской православной церкви.

Семья Править

Родился в семье протоиерея Ивана Андреевича Жадановского (1836—1904), с 1877 — священника Рождество-Богородичной церкви города Чугуева. В этом храме священствовали несколько поколений семьи Жадановских: отец Афанасий (прапрадед епископа Арсения), отец Стефан (прадед), отец Андрей (дед), отец Иоанн (Иван, отец), а затем отец Алексий (Алексей, брат).

  • Алексей Иванович (умер в 1922) — был священником Рождество-Богородичной церкви в городе Чугуеве, затем протоиерей Александро-Невской церкви.
  • Андрей Иванович (умер в 1920) — протоиерей Благовещенского собора. По воспоминаниям епископа Андрея, «настоящий брат милосердия».
  • Антонин Иванович (умер в 1936) — инспектор мужской гимназии.
  • Николай Иванович — преподаватель математики, затем священник.

Образование Править

Окончил Харьковское духовное училище, Харьковскую духовную семинарию (1894), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1903; тема кандидатской работы: «Беседы преподобного Макария Египетского с гомилетической точки зрения»).

Монах и наместник Московского Чудова монастыря Править

С 1894 — преподаватель церковно-приходской школы, затем надзиратель-репетитор в Сумском духовном училище. Пострижен в мантию в Святогорской Успенской пустыни Харьковской епархии в 1899, тогда же был рукоположен во иеродиакона; с 1902 — иеромонах.

С 1903 — казначей Московского Чудова монастыря в Кремле, с 1904 — наместник Московского Чудова монастыря в сане архимандрита. Открыл при монастыре послушническую школу в которой преподавались церковная история, богослужение, катехизис и аскетика. Поддерживались стройное пение и истовое уставное богослужение, привлекавшие в монастырь многих богомольцев. Была повышена дисциплина среди братии — запрещались разговоры певчих на клиросах, признавалось безусловно недопустимым курение табака и винопитие, был введён запрет женщинам входить в ограду монастыря и кельи.

Издавал различные брошюры духовно-нравственного содержания. При участии миссионера Айвазова выпускал духовно-просветительную литературу для народа под названием «Лепта обители Святителя Алексия». С 1912 издавал богословский ежемесячник «Голос Церкви», в котором публиковал свои статьи, в том числе его «Духовные дневники». В годы гонений на церковь при большевистской власти они пользовались среди православных популярностью: отдельные их выпуски передавались из рук в руки, завещались в случае смерти родственникам и друзьям и даже переписывались от руки. В дневниках, в частности, писал, что

в настоящий век происходит странная подмена религиозных понятий. Эксцентричность принимают за высшую духовную силу, простую сентиментальность — за умиление и любовь, действие жизненного магнетизма, а то и простое влияние тёмной силы — за прозорливость, дар чудес, дар утешений. Истинные же носители Святого Духа остаются как-то незаметными. Удивляешься, когда пораздумаешься над всем этим. Все это является показателем духа времени, настроения современного общества, дряблого и душевно больного.

Открыл при Чудовом монастыре отдел Камчатского миссионерского братства (созданного по инициативе будущего митрополита Нестора (Анисимова)), тесно сотрудничал с московским братством Святителей Московских, собрания которого не раз проходили в монастыре. В 1911 в кельях наместника Чудова монастыря был устроен храм во имя святителя Иоасафа Белгородского. В 1913 в монастыре был создан пещерный Ермогеновский храм. В годы наместничества епископа Арсения Чудов монастырь стал одним из центров духовного просвещения Москвы и всей России (в годы советской власти он был разрушен).

Епископ Править

8 июня 1914 архимандрит Арсений был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии с оставлением в должности наместника Московского Чудова монастыря. В 1918—1919 жил в полузатворе вместе с архимандритом (впоследствии епископом) Серафимом (Звездинским) в Серафимо-Знаменском скиту Подольского уезда Московской губернии, будучи духовником и старцем схиигумении Фамари (Марджановой) и сестер основанного ею скита.

В 1923 был уволен от управления Серпуховским викариатством, с 1924 по 1925 проживал в селе Кузьменки Серпуховского уезда в доме настоятеля местной церкви. В 1926 был выслан в административном порядке в Нижегородскую губернию и в 1926—1927 проживал в Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре. После выхода Декларации 1927, содержавшей далеко идущие уступки советской власти, епископ Арсений не имел литургического общения с единомысленными митрополиту Сергию (Страгородскому) архиереями и священнослужителями, хотя и не присоединился к какой-либо организованной оппозиции Заместителю Патриаршего местоблюстителя.

В 1931 был арестован, через два месяца освобождён. В апреле 1932 вновь арестован, вскоре освобождён. Следующий арест последовал в мае 1933: тогда епископ был обвинён в антисоветской агитации и осуждён на три года ссылки в Казахстан. После обжалования — владыка Арсений ссылался на психическое расстройство, в котором находился во время дачи показаний на следствии — тройка ОГПУ по Московской области признала приговор условным.

Жил в дачном посёлке Котельники, в четырех километрах от станции Люберцы под Москвой, в доме, купленном при содействии митрополита Сергия (Страгородского). Туда к нему приезжали духовные чада, участвовавшие в тайных богослужениях в домовой церкви владыки. Работал над воспоминаниями о подвижниках Православия, с которыми был лично знаком, и над своей автобиографией, оставшейся незавершённой.

Последний арест и гибель Править

14 апреля 1937 епископ Арсений был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе 28 мая 1937 признал, что совершал тайные богослужения. 26 сентября 1937 епископ Арсений был осуждён тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по обвинению в «руководстве и организации контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников» и приговорён к расстрелу. На следующий день он был расстрелян.

Читать еще:  Кулич на пасху

Библиография Править

  • Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 399—401.

Труды Править

  • Преподобный Макарий Египетский. Москва, 1911.
  • Гефсимания (Краткие сведения о Гефсиманской женской общине). Москва, 1911.
  • Духовный дневник. // Голос Церкви 1912—1916, и отдельные издания: М. 1910—1912; М., 2006.
  • Воспоминания. М., 1995.
  • Свете тихий. Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского): в 3 томах. Т. 1, М., 1996. Т. 2, 3. М., 2002.

Ссылки Править

Выделить Арсений (Жадановский) и найти в:

Арсений жадановский воспоминания

Статья из т. 3 «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г.

Арсений (Жадановский Александр Иванович; 6.03.1874, слобода Писаревка Волчанского у. Харьковской губ.- 27.09.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), еп. Серпуховской, вик. Московской епархии. Неск. поколений священнослужителей из рода Жадановских, в т. ч. отец А. прот. Иоанн, братья — протоиереи Алексий и Андрей, свящ. Николай, служили в храмах г. Чугуева Харьковской губ. В 1884 г. А. Жадановский поступил в Харьковское ДУ, посетивший уч-ще Харьковский архиеп. Амвросий (Ключарёв) предсказал мальчику епископское служение. В 1888-1894 гг. Жадановский учился в Харьковской ДС, по окончании к-рой был назначен учителем Закона Божия в церковноприходской школе в слободе Осиновке близ Чугуева, в 1896-1899 гг. служил надзирателем-репетитором в Сумском ДУ. Родные, желавшие, чтобы Жадановский занял место отца в ц. Рождества Богородицы, просили молодого человека вернуться в Чугуев. Жадановский послал письмо прав. Иоанну Кронштадтскому с просьбой помочь ему в выборе жизненного пути. В письме от 17 янв. 1898 г. прот. Иоанн благословил молодого человека принять иночество. 17 июля 1899 г. в Святогорском Зимненском мон-ре архиеп. Амвросий (Ключарёв) совершил монашеский постриг над Жадановским с наречением имени А., 14 авг. архиеп. Амвросий рукоположил А. во иеродиакона.

1 окт. 1899 г. А. поступил в МДА. 9 мая 1902 г. ректором еп. Арсением (Стадницким) рукоположен во иеромонаха. Во время учебы А. часто посещал Гефсиманский скит лавры, скит Св. Параклита и Зосимову Смоленской иконы Пресв. Богородицы пуст., к-рую в «Воспоминаниях» назвал «духовной врачебницей». Общение со старцами преподобными Алексием (Соловьёвым), Варнавой (Меркуловым) и игум. Германом (Гомзиным), духовным отцом А., оказало огромное влияние на формирование духовного облика молодого иеромонаха. Впосл. он с благодарностью вспоминал также преподавателей академии Д. Ф. Голубинского и прот. Е. А. Воронцова. А. окончил академию в 1903 г. со степенью канд. богословия за соч. «Беседы преподобного Макария Египетского с гомилетической точки зрения»; 17-19 июля 1903 г. присутствовал на торжествах прославления прп. Серафима Саровского в Саровской пуст.

2 сент. 1903 г. А. был назначен казначеем Чудова мон-ря в Москве, 26 марта 1904 г.- наместником этой обители, 27 марта сщмч. Владимиром (Богоявленским), митр. Московским, возведен в сан архимандрита. А. ввел в Чудовом мон-ре ряд мер для укрепления монашеской дисциплины: обязательное присутствие братии на всех богослужениях, посещение насельниками трапезы только в полном монашеском облачении и др.; женщинам был запрещен вход за ограду мон-ря и в кельи. При обители была открыта школа для послушников, в к-рой преподавались церковная история, катехизис, аскетика, в братию зачислялись только окончившие эту школу. 27 окт. 1911 г. при Чудовом мон-ре А. учредил Московский отдел Камчатского миссионерского братства. В 1912-1917 гг. вместе с миссионером И. Г. Айвазовым издавал журналы «Лепта обители святителя Алексия» и «Голос Церкви», в к-рых публиковались проповеди и «Духовные дневники» А., посвященные раскрытию правосл. вероучения, а также актуальным проблемам церковной жизни: деятельности секты иоаннитов, распространению атеизма, младостарчеству, возрождению чина диаконисс, имяславию и т. д. Стараниями А., сблизившегося в эти годы со сщмч. архим. Серафимом (Звездинским), св. прав. прот. Алексием Мечёвым, схиигум. Фамарью (Марджановой), Чудов мон-рь стал одним из центров духовного просвещения в Москве.

8 июня 1914 г. в Алексиевском соборе Чудова мон-ря А. был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. Ведению А. подлежало наблюдение за преподаванием Закона Божия в средних учебных заведениях Москвы, назначение законоучителей, контроль за постригами в мон-рях Московской епархии. А. являлся также председателем миссионерского братства во имя свт. Петра (см. Петра митрополита братство), Комитета по устройству внебогослужебных собеседований с народом, религиозно-философского кружка и др.

27 окт.- 3 нояб. 1917 г. Московский Кремль подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны большевиков, среди прочих пострадали здания Чудова мон-ря. При начале обстрела мощи свт. Алексия были перенесены братией в пещерную Ермогеновскую ц., где под грохот разрывающихся снарядов А. молился вместе с митр. Петроградским сщмч. Вениамином (Казанским), архиеп. Гродненским Михаилом (Ермаковым), прп. Алексием (Соловьёвым) и иноками обители. После закрытия мон-ря в авг. 1918 г., тяжело заболевший от пережитого потрясения, А. вместе с архим. Серафимом (Звездинским) уехал в подмосковный Серафимо-Знаменский скит, где стал духовным наставником схиигум. Фамари и мн. сестер. А. ежедневно совершал Божественную литургию, занимался иконописанием, изучал церковную музыку, медицину. В скитском храме перед игуменским местом находилась написанная архиереем икона «Спас Нерукотворный».

В кон. дек. 1919 г. А. уехал в Серпухов, где нес епископское служение. В 1923 г. он был уволен по болезни от управления Серпуховским вик-вом и поселился в Серафимо-Знаменском скиту, где оставался до его закрытия 12 июля 1924 г. В 1924-1925 гг. вместе с 2 духовными дочерьми жил в с. Кузьмёнки Серпуховского у. в доме настоятеля Успенской ц. прот. Михаила Пятикрестовского. Устроив в своей половине дома церковь, А. ежедневно совершал богослужения. К епископу приезжали схиигум. Фамарь, насельницы скита, многочисленные духовные чада, в Кузьмёнках он совершил неск. иноческих постригов. 1 марта 1926 г. в пос. Котельники Ухтомского р-на Московской обл. А. присутствовал при кончине почитаемого им Московского митр. Макария (Невского), в 1927 г. А. составил жизнеописание святителя. В 1926 г. А. был выслан в Арзамас Нижегородской губ. Через нек-рое время поселился в Серафимо-Понетаевском мон-ре, после закрытия к-рого вернулся в Арзамас, где снял небольшой дом и, устроив в нем церковь, совершал богослужения.

Вернувшись из ссылки в нач. 1928 г., А. вместе с неск. духовными детьми жил в Серпухове и в пос. Котельники, где купил дом благодаря помощи, полученной от митр. Сергия (Страгородского). В 1931 г. он был арестован, через 2 месяца освобожден. В нач. 30-х гг. проживал в Серпухове у своих духовных чад Д. В. Матвеевой и К. Н. Сокольниковой. 21 апр. 1932 г. арестован Серпуховским райгоротделением ОГПУ СССР по обвинению в нелегальной деятельности в составе «церковно-монархической организации «Истинно православная Церковь»» и систематической агитации среди населения. Вместе с архиеп. Серафимом (Звездинским) А. обвинялся в руководстве московскими храмами «анти-советской ориентации». Вскоре освобожден. В мае 1933 г. арестован вместе с келейницей мон. Александрой (Мурашовой) в составе группы из 10 чел.; обвинен в антисоветской агитации среди населения Звенигородского р-на, осужден на 3 года ссылки в Казахстан. А. обжаловал приговор, сославшись на болезненное состояние (психическое расстройство), в к-ром он находился во время дачи показаний; 14 авг. тройка ОГПУ МО постановила приговор считать условным. В 1935-1937 гг. тяжело больной А. жил в Котельниках вместе с келейницами монахинями Александрой (Мурашовой) и Матроной (Чушевой).

14 апр. 1937 г. епископ вновь был арестован, обвинен в руководстве «контрреволюционной монархической организацией «Истинно православная Церковь»» и заключен в московскую Бутырскую тюрьму. Признал себя виновным. Расстрелян по приговору тройки НКВД Московской обл. от 26 сент. 1937 г. Вместе с А. по одному делу были расстреляны священники Сергий Александрович Сидоров, Михаил Владимирович Шик, Петр Сергеевич Петриков, иером. Андрей (Эльбсон), монахини Матрона (Чушева), Вера (Рожкова), Валентина (Засыпкина), 6 чел. были осуждены на разные сроки заключения в ИТЛ. В 1956 г. А. был реабилитирован.

Сочинения: [Дневники за 1909-1914 гг.] // РГАДА. Ф. 1207. Ед. хр. 1577-1580; Воспоминания. М., 1995; Духовный дневник. М., 1999.

Литература: Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945 гг. П., 1977. С. 560-565; «Свете тихий»: Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). М., 1996. Т. 1; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 105-106; Записки священника Сергия Сидорова, с приложением жизнеописания, составленного дочерью В. С. Бобринской. М., 1999.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector