Батюшки непоминающие патриарха кирилла

Бедность довела священников до непоминовения

У мятежа татарстанских клириков обнаруживаются социальные причины

Сельскому священнику трудно собрать сумму пожертвований, достаточную для того, чтобы архиерей был доволен. Фото Геннадия Михеева/PhotoXPress.ru

В Центральном доме туриста в Москве 1 августа с.г. должно состояться мероприятие, звучно именуемое «Всепоместный православный собор». На соборе пройдет «церковный суд», где за ересь экуменизма будут «осуждены» первоиерархи всех канонических православных Церквей, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Вселенского патриарха Варфоломея. Суду и отлучению иерархов решил предать активист Валерий Сутормин. Бывший работник Спасо-Андроникова монастыря Сутормин известен своими экстравагантными выходками. Эскапада Сутормина (далеко не первая) проходит на примечательном фоне. В Татарстане группа священников РПЦ также осудила патриарха Кирилла за экуменизм и отказалась поминать его за богослужением.

Распоряжением правящего архиерея мятежные клирики запрещены в служении, но втайне совершают обряды на дому. Их шестеро. Двое из Нурлатского района: иеромонах Христофор (Плетнев), настоятель храма Тихвинской Божьей Матери в селе Тюрнясево; священник Роман Томилов, настоятель храма Апостолов Петра и Павла в селе Старые Челны. Настоятель храма Архистратига Михаила в селе Слобода Черемуховая священник Илия Головкин, глава прихода храма Николая Чудотворца села Слобода Петропавловская иеромонах Митрофан (Нейков) – из Новошемшинского района. Настоятель храма Святого Димитрия Солунского священник Владимир Хаипов – из села Калейкино Альметьевского района. Иеромонах Гермоген (Соколов) — из Болгара, создаваемой с нуля властями Татарстана древней столицы Волжской Булгарии, где руководит Свято-Троицким храмом.

Причины ухода в раскол священники указали в своих видеообрашениях к пастве. «Когда я узнал, что патриарх Кирилл нас предал (имеется в виду Гаванская встреча патриарха с папой Римским Франциском 12 февраля 2016 года. – «НГР»), пошел в неповиновение, – говорит священник Владимир Хаипов. – Собрал людей, тех, по крайней мере, кто ходил в церковь, и сказал им, что больше не могу поминать патриарха Кирилла как великого господина и отца нашего. Если патриарх – предатель (православия. – «НГР»), значит, и я предатель». Священник предложил верующим служить царским чином (то есть без поминания патриарха. – «НГР»), но отклика не нашел. О том, что состоявшееся в октябре 2015 года Всеправославное совещание в Шамбези и встреча в Гаване – это «экуменические сборища», Хаипов докладывал в 2016 году в рапорте своему архиерею – епископу Альметьевскому Мефодию (Зайцеву). Якобы состоявшаяся, как утверждает Хаипов, в Гаване совместная молитва патриарха Кирилла с папой Франциском ввергает Кирилла под действие 45-го Апостольского правила, где сказано: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен». Он разбирает преамбулу послания Всемирного саммита религиозных лидеров, состоявшегося в 2006 году в Москве с участием РПЦ: «Мы, главы и посланцы христианских, мусульманских, иудейских, буддийских, индуистских и синтоистских общин», – добавляя к тексту «имеем одного и того же Всевышнего» (этого оборота в оригинале нет). «Что противоречит словам Евангелия: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть», Евангелие от Матфея, 11, 27. На встречах с мусульманами, иудеями и буддистами патриарх Кирилл, называя их братьями, в то же время умалчивает о вероисповедных разногласиях с ними, что выглядит как смешение христианства с этими религиями. Нам предлагается заменить учение святых отцов богословским мнением патриарха Кирилла (Гундяева) и митрополита Илариона (Алфеева)». На основании того, что патриарх Кирилл якобы молится вместе с инославными и нехристианами, Хаипов сообщил своему епископу, что прекращает поминать патриарха.

Иеромонах Христофор (Плетнев) в своем видеообращении пожаловался на то, что их «непоминающую» группу поддерживают в основном простые прихожане, а священники поддались «проискам еретического священноначалия» во главе с патриархом Кириллом. «Я не говорю об «упоротых» экуменистах. Я говорю о простых священниках, которые ревновали за истину Христову и сами старались жить благочестиво. Но они ничего не делали и свою паству не просвещали. Духовные очи сердца помрачались с каждым месяцем. Так что они стали в конечном счете апологетами Гундяева».

Под «еретическим священноначалием» иеромонах Христофор подразумевает и своего правящего архиерея – епископа Чистопольского и Нижнекамского Пармена (Щипилева), переведенного в 2015 году из Ростовской области на недавно образованную кафедру.

Епископ в беседе с татарстанскими СМИ заявил, что антиэкуменизм взбунтовавшихся «отцов» (пятеро относятся к его епархии) инспирирован несколькими причинами: низким уровнем образования бунтовщиков, узким кругозором, отсутствием чувства дисциплины и нежеланием заниматься реальной работой по просвещению прихожан, профилактике алкоголизма и наркомании.

Читать еще:  Кто такой даниил московский

Епископ Чистопольский в данном случае скорее всего прав, сказал «НГР» протодиакон Андрей Кураев. «Непоминающие в России и Украине как раз отличаются низким уровнем образования и при этом фанатическим почитанием специфической литературы вроде работ схиархимандрита Рафаила (Карелина). Каноны разрешают священнику отрекаться от своего епископа лишь в случае, когда епископ ведет неправедную жизнь или же проповедует заведомую ересь. Ничего такого в действиях патриарха Кирилла нет».

Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов в беседе с «НГР» сказал, что с бунтом священников не все так однозначно, как говорит епископ Пармен. «Магистерская работа Христофора (Плетнева) посвящена английским святым первого тысячелетия н.э. Это говорит, что он знает языки, у него широкий научный и общий кругозор. У антиэкуменического бунта в Татарстане есть другая сторона. А именно – недовольство политикой местных епископов, которые с каждого прихода требуют регулярной сдачи в церковную казну отчислений. Для деревенских священников в Татарстане и 20 тысяч рублей в месяц неподъемная ноша».

По данным «НГР», каждое сельское благочиние Татарстанской епархии в месяц сдает по 100 тыс. руб., городское – больше, в зависимости от того, насколько город крупный и экономически развитый. Из Болгара ежемесячно отчисляется 200 тыс. руб. Из Нижнекамска, центра республиканского нефтехима, – полмиллиона. Как сообщают «НГР» источники в церковной среде Татарстана, Пармен (Щипилев), как только был переведен в Чистополь из Ростова-на-Дону, сразу занялся фискальной дисциплиной, карая ослушников прещениями. Некоторые сельские священники были вынуждены брать кредиты, чтобы уплатить положенный церковный налог. Исключений не делают даже для самых отдаленных и малочисленных приходов, где клир порой вынужден жить впроголодь.

Наблюдая такой управленческий стиль, поволжское сельское духовенство с ностальгией вспоминает бывшего митрополита Татарстанского Анастасия (Меткина), руководившего епархией с 1989 по 2015 год. Несмотря на постоянно витавшие вокруг имени Анастасия скандалы, этот архиерей в плане налогообложения приходов был либерален. «Как говорят священники, с сельского прихода-«середняка» Анастасий брал максимум 5 тыс. в месяц, а с отдаленных сельских церквей вообще мог не брать», – говорит Раис Сулейманов. По сведениям «НГР», священники из местной глубинки боятся визитов на приход церковного начальства, чего в архиерейство Анастасия не было. Такие настроения местного клира и отдельных прихожан аккумулируются в направленность против патриарха Кирилла. Выделение из некогда цельной Татарстанской митрополии Чистопольской и Альметьевской епархий (которые по структуре повторяют местные дореволюционные викариатства), произошло при Кирилле. Как и архиерейские назначения в Татарстан: епископом Чистопольским Пармена (Щипилева), а митрополитом Казанским Феофана (Ашуркова).

«Если епархиальные перемены в Татарстане связаны с расколом, то чисто психологически, – считает протодиакон Андрей Кураев. – Но даже если это так, то это не канонический повод для отрешения от первоиерарха. Когда, как говорится, жить стало невыносимо, лучше просто снять сан».

Батюшки непоминающие патриарха кирилла

Часть консервативно настроенных верующих Русской православной церкви очень скептически оценивала экуменическую деятельность РПЦ и подготовку к Всеправославному собору 2016 года. Однако катализатором резких действий стала встреча между патриархом Кириллом и папой римским Франциском 12 февраля 2016 года, именно после нее недовольство официальным курсом церкви стало приводить к тому, что некоторые клирики и приходы начали прекращать поминать патриарха Кирилла.

Одними из первых, еще 12 февраля, это сделали два монастыря и двенадцать священников Молдавской Митрополии (фактически представляющие 3 прихода), объявившие, что с 14 февраля 2016 года прекращают поминовение патриарха. 31 марта 2016 года обращение к епископу Унгенскому с требованием осудить экуменизм и осудить неправильные ошибочные решения Архиерейского Собора Молдавской Митрополии обратились настоятели восьми монастырей (3 мужских и 5 женских).
26 марта 2016 года о прекращении поминания патриарха Кирилла и противодействии предстоящему Всеправославному собору объявил епископ Банченский Лонгин (Жар), викарий Черновецкой епархии. 19 июля 2016 года был отлучен от Церкви иерей Сергий Жебровский, настоятель храма Святого Архистратига Божия Михаила села Лысая Гора (Винницкая область).
В России на позиции непоминания перешли иеросхимонах Рафаил (Берестов); священник Дмитрий Ненароков; клирик храма святых апостолов Петра и Павла (Ясенево, Москва, подворье Оптиной пустыни) диакон Геннадий Кондрашов (31 марта 2016); в марте 2015 в Удмуртии патриарха перестали поминать игумен Силуан (Бояров) (с. Каменное Заделье), иерей Илия Шигапов (с. Пугачево), запрещенные в служении 5 апреля 2016, и настоятельница Покровского женского монастыря (с. Каменное Заделье) игумения Даниила. В Санкт-Петербурге лидером ново-непоминающих является заштатный клирик Новгородской епархии о.Алексий Мороз. 21 апреля 2016 года о прекращении поминовения патрархаа заявил клирик Нарьян-Марской епархии иерей Александр Боричев (запрещен в служении 27 апреля). В конце апреля непоминающими стали иеромонах Арсений (Железнов) (Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь, Владимирская область), о. Олег Боровиков (Южно-Сахалинская и Курильская епархия). 23 июля 2017 о прекращении поминания патриарха и епископата (из-за заявления патирарха, что у христиан один Бог с мусульманами) объявил протоиерей Тихвинской епархии Артемий Скрипкин.
В Чистопольской епархии отказались поминать патриарха Кирилла настоятель храма Тихвинской иконы Божьей Матери села Тюрнясево иеромонах Христофор (Плетнев), настоятель Свято-Троицкой церкви города Болгара иеромонах Ермоген (Соколов), настоятель Петропавловского храма в селе Старые Челны Нурлатского района иерей Роман Томилов, настоятель храма Архистратига Божия Михаила села Слобода Черемуховая иерей Илия Головкин и настоятель храма святителя Николая Чудотворца села Слобода Петропавловская иеромонах Митрофан (Нейков).
В феврале 2016 года перестал поминать патриарха игумен Амвросий (Тарасюк), благочинный Свято-Зосимо-Савватиевского Велико-Кракотского мужского монастыря Новогрудской епархии, а 11 декабря 2016 года официально прервал общение со своим правящим архиереем (архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием) и призвал верующих «удаляться от молитвенного общения с еретичествующими и знакомиться с богослужением мирским чином». 23 декабря 2016 года Церковный Суд запретил его в священнослужении на один год и призвал его вернуться в монастырь.
24 сентября 2017 на приходском собрании прихожане храма Сретения Господня станицы Базковской (Шахтинская епархия) во главе с настоятелем протоиереем Валерием Харитоновым приняо решение о разрыве общения с патриархом. Община начинает поминать «грядущего Государя (Егоже имя, Господи, Ты веси), и всякое Епископство Православных» и дожидаться Поместного Собора РПЦ, «на котором будут осуждены всеересь экуменизм и все еретики».12-14 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге прошел «Собор православных священников РПЦ, в святоотеческом предании стоящих», в котором приняли участвие 16 бывших клириков Русской Православной Церкви (игумен Феофан (Гончаров), игумен Роман (Загребнев), иеромонах Герман (Фадеев), иеромонах Христофор (Плетнев), протоиерей Николай Юрченко, протоиерей Артемий Скрипкин, о.Алексей Мороз, о.Сергей Полищук, о.Владимир Репьев, о.Владимир Хаипов, о.Алексей Виноградов, о.Антоний Васильев, о.Михаил Енютин, о. Александр Боричев).

Читать еще:  Воспоминания о чернобыле рассказы

«Новые непоминающие» начали активно проводить свои конференции и совещания, однако движение остается весьма аморфным, совершенно нецентрализованным. При этом члены движения как бы не окончательно порывают с РПЦ, не выходят из ее юрисдикции, некоторые продолжают поминать правящих архиереев. Также протв них, особенно в первые недели, достаточно часто не применялись дисциплинарные меры, создается впечатление, что руководство церкви как бы игнорирует данное движение, не реагирует на его действия. Однако в середине апреля 2016 года уже начинаются активные и публичные запреты в служении «непоминающих» священников.

Батюшки непоминающие патриарха кирилла

священник Георгий Максимов

Мне написали уже многие люди с вопросами типа: «вот, епископ Лонгин перестал поминать патриарха, это правильно?», «вот, такой-то диакон перестал поминать патриарха и записал по этому поводу ролик, что скажете?», «вот, кто-то там еще собирается перестать поминать патриарха, присоединяйтесь!»

Выскажусь подробно и аргументированно. Боюсь, написанное мною, не понравится ни первому «лагерю», ни второму, но моя задача не в том, чтобы писать тексты, которые всем понравятся, а в том, чтобы выразить истину.

Непоминающие и им сочувствующие ссылаются на 15-е правило Двукратного собора. Оно вообще-то направлено против раскольников и запрещает прекращать поминание патриарха, даже в случае реальных канонических преступлений с его стороны — до того момента, пока он не будет осужден полномочным собором епископов:

«Если какой-нибудь пресвитер или епископ, или митрополит дерзнет отступить от общения со своим патриархом, и не будет возносить имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но, прежде Соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол, — таковому святой Собор определил быть совершенно чуждым всякого священства».

То есть, даже если патриарх, положим, прилюдно блудит, убивает людей, нарушает любой другой канон, включая те, что запрещают молитвы с еретиками, никто не вправе до его соборного осуждения прекращать его поминовение. Это то, что говорит правило. Но там есть одна оговорка, одно исключение, и вот на него-то и ссылаются непоминающие. Прочитаем внимательно эту оговорку:

«Отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые если и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным».

Читать еще:  Вспоминаются ли при этом благие потрясения

И вот, прочитав этот текст внимательно, посмотрим теперь через его призму на то, что нам говорят. Происходит примерно такой диалог:

— Надо прекращать поминать патриарха Кирилла, потому что он еретик!

— А на основании чего мы можем понять, что он еретик?

— Ну как, он ведь встречался с папой!

— А что это за ересь такая: «встреча с папой»? Кто и когда ее осудил? И как быть со свт. Марком Эфесским, который тоже встречался с папой?

— Дело не только в том, что он встретился с папой, он подписал декларацию, и вот в ней-то неприкрытая ересь!

— Он признал папу епископом! Он ведь поставил свою подпись на документе, где расписался также папа, который при этом представился как папа Римский, значит, патриарх признал его таковым!

— Так святой Марк Эфесский тоже признавал папу — папой, обращаясь в своей речи к нему так: «Святейший Отец» и «Блаженнейший Папа Ветхого Рима». В чем ересь-то?

— Ладно, будет тебе ересь: в этой декларации патриарх Кирилл назвал еретиков-папежников христианами, а их еретическое сборище — церковью! А значит, он считает их такой же Церковью, как и Православную Церковь, а это ересь и поэтому-то надо немедленно прекращать его поминовение!

— Безусловно, приравнивать еретическое сообщество к истинной Церкви Христовой, объявлять их равнозначными или частями одной Церкви — это лжеучение. Которое, кстати, отвергнуто нашей Церковью на Соборе 2000 г. Но само по себе наименование «христианин» или «церковь» еще не подразумевает такого учения. Ведь уже давно сложилась традиция именовать еретиков христианами, а их сообщества — церквами, не полагая их настоящей Церковью или истинными христианами, а условно, как часть их самоназвания.

Пара примеров из прошлого: свт. Филарет Московский говорил: «Всякий, во имя Троицы крещенный, есть христианин, к какому бы он не принадлежал исповеданию».

А Послание восточных Патриархов о Православной вере 1723 г., переданное англиканам через Святейший Синод Российской Церкви, обращается к англиканам как к «достославным и возлюбленным во Христе Архиепископам и Епископам», и говорит по вопросу «о соединении Церквей».

— Да ты просто провокатор, шавка гундяевская, продал Православие и т. д. и т. п.

Примерно к такому заключительному «аргументу» приходят те, кто выдвигает озвученные выше аргументы, когда им показывают их несостоятельность. Их сознание твердо встало на рельсы этой нехитрой схемы «встретился с еретиком — еретик, назвал епископом, христианином или церковью — еретик», и все, что в эту схему не вписывается, отвергается как «ухищрения провокаторов».

Хотя абсолютно любой человек может без труда убедиться в ложности этой схемы, обратившись к любым церковным дипломатическим документам прошлых веков. Вот с какой стороны ни начнете копать, уткнетесь без труда в факты, разбивающие эту схему. Все, кто сомневается — пожалуйста, идите и проверьте мои слова, посмотрите, назывались ли инославные сообщества нашими святыми и официальными церковными властями «церквами», их сторонники — «христианами», а их иерархи — «епископами».

Подобного рода мышление, в принципе, неудивительно для людей века сего, которые зачастую руководствуются не разумными обоснованиями, а чувствами, и уже не так редка ситуация, когда на обращенную к оппоненту просьбу как-то обосновать его взгляды, сталкиваешься с тем, что он искренне не понимает, о чем идет речь.

Помню, как несколько лет назад переписывался с одним священником, собиравшимся уйти в раскол (и ушедшим в итоге). С догматической и канонической сторон я объяснил ему, почему нет оснований считать нашу Церковь еретической и выходить из нее. Что самое удивительное, в своем ответе он признал, что не может по существу опровергнуть моих доводов. Однако он продолжил: «но неужели вы не чувствуете, как все прогнило в московской патриархии и как нестерпимо находиться здесь нормальному человеку?»

Весьма показательный стиль мышления. Нет, я не чувствую этого, но даже если бы и чувствовал, то не считал бы для себя возможным класть свои чувствования в основание решения о прекращении поминовения или уходе куда-либо.

Я, как священник, перед Богом и своими прихожанами имею обязанность руководствоваться в своих действиях четкими и ясными догматическими и каноническими соображениями. Поэтому, повторюсь, когда мне предлагают перестать поминать патриарха, я должен получить внятный ответ: «на основании чего?» Что за ересь, осужденная соборами или святыми отцами, официально принята нашей Церковью, либо проповедуется сейчас принародно в Церкви ее предстоятелем?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector