Бог отец сын и святой дух

Святая Троица в православии

Пожалуй, все знают, что такое Святая Троица. Под этим понятием имеют в виду триединого Бога – Отца, Сына и Святого Духа (ее иногда обозначают Св. Троица). Но что же это означает – иными словами, как может единый Бог проявляться сразу в трех лицах?

Подробный ответ на этот вопрос, комментарий представителя церкви из первых уст – все это можно найти в материале.

Три как один, и один как три — что это значит?

Триединство – это основное представление христианской религии о Боге. Оно означает, что Бог имеет три лица (иногда их еще называют ипостаси):

  • Бог Отец;
  • Бог Сын (Иисус Христос);
  • Бог Святой Дух.

Эти лица появляются в истории человечества последовательно, одно за другим – сначала Отец сотворил небо и землю и все, что на них. Затем Сын пришел спасти грешное человечество. А на пятидесятый день после его физической смерти на землю сошел Дух Святой. Это означает наступление благодатного времени, когда каждый человек может получить прощение и спасение путем искреннего раскаяния в молитве.

При этом в действительности все три лица имеют единую природу и существуют без начала и без конца. Интересно, что определенный намек на это можно увидеть на самой первой странице Библии.

В книге Бытие (глава 1) поэтапно описывается процесс сотворения мира. Всем известна фраза «И сказал Бог… и стало так». Сначала появился свет, затем суша, океаны, растительность, животные. Наконец, наступил день шестой – дошла очередь до человека.

И на этом месте внимательный читатель легко заметит своеобразный сюрприз:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Как же так? До этого момента Бог ни к кому не обращался, он просто отдавал приказы и создавал небо и землю, а также живых существ. Когда же речь пошла о сотворении человека, Бог явно к кому-то обращается.

Вот оно – первое упоминание о Троице Библии: даже на основе этого места, можно понять, что она означает (как в православии, так и вообще в христианском вероучении).

Пресвятая Троица – это и есть Бог, который существует без начала и без конца. Однако многим людям до сих пор трудно понять, что такое Троица в православии и в христианстве вообще.

Иными словами – как может быть такое, что три лица представляют единого Бога? В этом нет никакой вины человека – голос разума зачастую доминирует над верой и желает получать только конкретные, четкие ответы: 1 день, 2 килограмма, 3 километра и т.п.

Представление о триединстве Бога никак не укладывается в логические рамки. Ведь математика – точная наука, которая говорит о том, что один – это один, а три – это три. Но в том и дело, что вера – это не математика.

Более того – природа Бога и его силы во многом остаются великой тайной для человека. К слову сказать, в науке есть и собственные «большие» загадки – например, откуда произошло человечество, для какой цели оно появилось на земле. Если мы внимательно посмотрим на нашу жизнь, то откроем один любопытный факт: вопросов в ней куда больше, чем ответов.

Причем речь идет не только о важных задачах, но даже о бытовых, повседневных делах. Порой даже самое простое действие наводит на человека некоторую оторопь. Что же говорить о загадках Вселенной, а тем более – о тайнах, связанных с ее Создателем?

Да, Бог един, но в то же время он проявляется в трех лицах. Впрочем, даже на нашей планете мы можем найти немало примеров, которые по крайней мере хорошо иллюстрируют эту аналогию. Например, вода может быть и паром, и льдом, и жидкостью – причем это единственное вещество, которое в земных условиях способно находиться сразу в 3 состояниях. И в то же время вода остается водой, природа ее едина.

А вот другой пример – радуга с ее бесконечным количеством тонов и полутонов. «Разобрать» ее на части до сих пор не удавалось никому, но ведь это и не требуется: только сочетание цветов можно признать радугой. А по отдельности каждый из них – не более, чем оттенок того или иного тона.

И таких примеров можно приводить еще очень много. Но суть их одинаковая: единая природа вещей, и в то же время – разное их проявление. Значит, Святая Троица – это единый Бог, проявляющийся в трех лицах.

Поэтому на вопрос о том, что такое Святая Троица в православии или вообще в христианстве, можно ответить очень коротко: это и есть Бог.

Что такое значит Святая Троица в православии: ответ священника

Подробный видеокомментарий священника о том, кто такая Святая Троица, и что такое означает Пресвятая Троица в христианстве, можно увидеть здесь.

История и значение праздника Пресвятой Троицы

В честь Святой Троицы отмечается одноименный праздник. Его традиционно встречают на 50 день после Пасхи (т.е. он тоже всегда выпадает на воскресенье).

Интересно, что само слово «Троица» появилось после написания Библии и даже после земной жизни Христа – оно было введено в оборот древнегреческим священнослужителем Феофилом Антиохийским еще в 2 веке нашей эры. А представление о триединстве Бога зародилось еще раньше – ему положило начало история, случившаяся ровно через 50 дней после воскресения Иисуса.

Еще при жизни Спаситель обещал, что после его смерти на землю обязательно сойдет Святой Дух. Скорее всего, тогда люди не вполне поняли его слова. Затем прошло довольно много событий – драматичных и праздничных. Сначала, как известно, Господь вошел в Иерусалим (в этот день мы празднуем Вербное воскресенье), затем умер и воскрес (праздник Пасхи), а спустя 40 дней ушел на небо (Вознесение).

И вот на пятидесятый день несколько апостолов, учеников Иисуса собираются вместе в одном доме в Иерусалиме. В Библии на этот счет написано довольно красиво (Деяния 1:14):

Все они были единодушно вместе.

Эти люди собрались потому, что они последовали за Христом. Ждали ли они исполнения пророчества о Святом Духе или нет – но в этот момент случилось настоящее чудо.

В небе послышался очень сильный шум, как будто гром или, как мы сказали бы сегодня, гул низко летящего самолета. Однако никто не испугался этого. И вдруг в какой-то момент над головой каждого апостола загорелся язычок пламени. Одновременно с этим собравшиеся начали говорить на разных языках, которые действительно использовали многие окрестные народы того времени.

Это чудо повергло всех жителей Иерусалима в шок, и они даже посчитали, что ученики Христа просто пьяны. Однако на самом деле последователи Иисуса исполнились Духа Святого. Они сразу пошли проповедовать его слово и учить все народы, как, впрочем, и повелевал Господь.

Вот и получается, что в день Пятидесятницы на землю сошел учитель, покровитель людей и одновременно помощник Бога, а вместе с тем – его третье лицо. И все это – Святой Дух.

Вот почему Троицу нередко называют Духов день (хотя на самом деле он отмечается не в воскресенье Пятидесятницы, а на следующий день – в понедельник). Интересно, что Троица отмечается все три дня (воскресенье, понедельник и вторник, причем основные торжества проходят в первые два из них).

Кто такая Святая Троица для нас?

Что же значит сошествие Духа Святого для нас? Иными словами – что же такое входит в понятие Святая Троица?

Безусловно, это и есть сам триединый Бог. Человеку, возможно, будет непросто осознать это чистой логикой, но поверить в эту истину вполне возможно, если правильно настроить свое сердце. Троица – это проявление Бога во всей его полноте, а также определенный образ, который символизирует исполнение божественного замысла для человечества.

Очень коротко его можно описать так: Отец сотворил небо и землю, Сын спас всех людей от греха и даровал спасение, а Святой Дух положил начало времени божественной благодати.

Вот почему именно в день появления Святого Духа отмечается Святая Троица, что означает проявление Бога во всех трех его лицах. Каждый верующий теперь может обращаться к нему напрямую и просить в молитве о прощении, успокоении и восполнении своих нужд. Интересно, что до этого момента люди обращались к своим богам только через жертвоприношения животных и специальные обряды, сопровождавшие это мероприятие.

Вот почему Пресвятая Троица олицетворяет отношение Бога, его любовь и милость к каждому человеку. Несмотря на грешную природу, каждый из нас вправе не только взывать о прощении, но и о спасении. В той же книге Деяний написано (2:21):

Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Вот он – вечный и бесценный дар спасения, который приходит с небес. Благодаря исполненной миссии каждого члена Святой Троицы этот дар сегодня может получить любой из нас. Достаточно только желания и хотя бы немного веры.

Закон Отца, Сына и Святого Духа, просто о сложном

«Из всего — одно, из одного — всё»,

«мудрость в том, чтобы знать всё как одно» Гераклит

Кажется, что доктрина о Троице есть результат победы данной позиции на Никейском соборе. А, вот, не победила бы она 17 столетий назад, т.е., если бы её не поддержал император Константин, а последующий император Феодосий 1 и вовсе не выгнал бы еретиков ариан из империи, а Николай Чудотворец не влепил бы Арию пощечину, то не было бы в христианстве такой доктрины? Если бы, да кабы, но, что случилось, то случилось… Однако, тринитаризм продолжает время от времени подвергаться нападкам и критике, как нелепое, выдуманное, не имеющее оснований в Предании, Писании, природе, учение. Даже такой великий мыслитель, как Лев Толстой, считал христианский догмат о Троице запутанным, противоречащим здравому смыслу и идее единобожия.

Читать еще:  Когда освещают яйца и куличи

Почему же веру в Божественную Троицу периодически считают нелепицей? Только потому, что ум не в состоянии это понять?

Ещё Гераклит сказал, что «B каждом из нас бог — наш ум»,

а «Образ мыслей человека — его божество».

Значит, ум тоже «троица»?!

Тогда получается, что понять Бога, значит понять себя, а понять себя, значит понять Бога.

Гераклит начинал с себя, и утверждал, что

«Единственный путь — исследовать самого себя».

«Из всего — одно, из одного — всё»,

и «мудрость в том, чтобы знать всё как одно».

Как понять самих себя?! Мы, увы, не «гераклиты», и даже близко с ним не стояли. Нам бы на что-то посмотреть… потрогать… Если из всего – одно, а из одного – все, то учиться можно на любом… образе. И лучше это делать на образе Божественной Троице, потому что на неё как раз и можно посмотреть со стороны.

Итак, во что верят христиане? И, веря, что визуализируют?

А… образов, что ли мало?

Какие у Троицы образы?

Божественную Троицу изображают в виде седовласого старика, сына, и голубя. Т.е. два мужчины и птица. Но это «искусственный» образ, т.е. созданный людьми на основе своего понимания. Но каждый понимает в меру своей продвинутости. Поэтому, нам бы посмотреть на «первоисточники», т.е. на образы, созданные природой. Ведь сказано:

«И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе;
или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские…»(Иов.12:7,8).

Т.е., посмотрите на природу, и научитесь от неё.

Известны попытки объяснить Троицу через три состояния воды: вода, пар, лёд… Можно постараться, и добиться одновременного наличия воды, пара и льда… ведь Троица это одновременное пребывание Отца, Сына и Святого Духа. Кто-то из богословов предложил пример с солнцем, его лучами, т.е. светом, и теплом, исходящим от них. Философы предлагают посмотреть на дом со стороны фасада, с боков, и сзади. А математики подтвердят, что у каждой точки в пространстве есть, не больше, и не меньше, а три координаты. На основании этих примеров составляются проповеди, и просвещают нас о Троице. Просветили?

Безсловесная природа всего лишь природа, и в лучшем случае она является поставщиком аналогий и аллегорий для нашего богословия. Но у нас Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой… Может ли природа предложить такую аллегорию, чтобы был выдержан данный догмат – три личности, но один Бог, который, как считается, является откровением Святого Духа? И, мы бы не впали при этом в три распространённых заблуждения, которые поджидают исследователей на данном пути. Первое заблуждение – это модализм, или смешение божественных лиц, т.е. утверждение о том, что одно Божество имеет разные проявления, и становится то Отцом, то Сыном, а то Святым Духом. Второе заблуждение – политеизм, признание существования трёх Богов. И, наконец, третье заблуждение – отрицание божественности одного или более лиц. Чаще отрицается божественность Сына или Святого Духа. Через данные заблуждения пытаются устранить противоречия, возникающие при попытках объяснить данный догмат, однако, противоречий становиться всё больше, а не меньше. И эти попытки даже могут увести исследователей всё дальше от Троицы. Страх же перед ересями, толкает некоторых исследователей «выплёснуть» вместе с «водой» противоречий и «ребёнка», «прибить» аршинными «гвоздями» — «Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух и «точка», и не позволять никому к нему прикоснуться. Св. Августин выразился о Божественной Троице так: «Ни в одном другом предмете заблуждение не является более опасным, исследование — более трудным, а открытие истины — обещающим большую награду».

Кто не боится, приглашаю последовать дальше…

Возьмём змею. Одну? Одну. Одной хватит, например, удава. Какова его длинна? В одном мультике рост удава измерялся в попугаях, и насчитали 38 штук… Когда змея ползёт, то её голова находится в одной стороне, а хвост при этом может быть в другой. Меня однажды поздравили с днём рождения следующим библейским текстом:

«Сделает тебя Господь, Бог твой, главoй, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа, Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять» (Втор.28:13).

Получается что-то вроде оппозиции между «головой» и «хвостом». Значит, повиноваться может только «голова» , «хвост» же где-то на задворках? А в Эдеме кто прельстил наших прародителей, «голова» или «хвост»?

Признаться, тогда меня возмутило данное поздравление. «Хвост» чей? Разве не начинается он сразу от шеи? «Голова» с центром управления, разве, не вольна вилять своим «хвостом»? Да, но почему же он движется в другую сторону? И, даже, представьте себе, иногда говорят, что «хвост» виляет собакой. Как ни крути, но имеется два персонажа, два оппонента, тезис-антитезис.

«Змеиный хвост заспорил с змеиной головой о том, кому ходить впереди? Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей». Хвост сказал: «А зато во мне есть сила, я тебя двигаю: если захочу, обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься». Он так и сделал. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Разойдемся!» И хвост оторвался от головы, и пополз вперед. Но только он отполз от головы, как попал в трещину и провалился…» по мотивам притчи о голове и хвосте

Но, может ли, «хвост» провалиться один, без оппонента, без тезиса, без «головы»?

Нет, потому что у нас змея, целая.

Единство и борьбу противоположностей(голова-хвост, да-нет, верх-низ, мужское-женское, жизнь-смерть, небо-земля, свет-тьма, истина-ложь, хорошее-плохое, духовное-материальное, бог-диавол, добро-зло, плюс-минус, активное-пассивное, война-мир, белое-чёрное, порядок-хаос и пр.пр.) Гераклит обозначил как общий закон для всего сущего.

«Ум-голова» порождает своё отражение-оппонента, «хвост», и у них развивается конфликт. Вот в этом конфликте мы все увязли, и выясняем, что лучше, дух или материя, правое или левое, белое или чёрное, верх или низ, мужчина или женщина, созидание или разрушение, и т.д. и т.п.?

«Голова», конечно, важна:

«Голова — всему начало»,

«Голова у ног ума не просит»,

«Голова хвоста не ждет»…

Но без «хвоста», куда она денется? Помните сказку, как лиса рассердилась на свой хвост?

«Бежала лиса по полю. Откуда ни возьмись, выскочили собаки и погнались за ней.
Лиса ну бежать! Бежала, бежала да под пенёк в нору и ушла.
Сидит в норе и говорит сама себе:
— Ушки, ушки, что вы делали?
— Мы слушали да слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.
— Ножки, ножки, что вы делали?
— Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.
— Глазки, глазки, что вы делали?
— Мы смотрели да смотрели, чтоб собаки лисоньку не съели.
— А ты, хвост, что делал?
— Я по пням, по кустам, по колодам зацеплялся.
— А, ты вот какой? Так нате же, собаки, ешьте мой хвост!
Собаки ухватились за хвост и вытащили лису» народная сказка

«Без хвоста и пичужка не красна»,

«Голова хвоста не ожидает, оный всегда в свое время поспеет»,

«Одна голова – хорошо, а с туловищем(хвостом) лучше».

Значит, «голове» без «хвоста» не куда не деться, змея то одна. Но мало быть одной, надо быть единой:

«Единство дает согласие. Смотри на дело в целом» А.Суворов

Как избежать краха, и достигнуть единства?

Дуализм, а в христианстве диавол – это тупик. Вернее тупики, которые мы поочерёдно меняем. Поэтому чувство ограниченности от нас постоянно ускользает. Ну как, сегодня внизу, завтра наверху, сегодня в белом, завтра в чёрном, сегодня слева, завтра справа, сегодня ломаем, завтра строим… так жизнь и проходит. И… как говорится, третьего не дано. Поэтому, человечество бьётся между двух «огней», выясняя абсолютную истину и абсолютную правоту, и по ходу дела образует группировки «своих» и «чужих», «нас» и «их», «друзей» и «врагов». Отсюда и соответствующая логика:

«кто не с нами, тот против нас».

Следовательно, соответствующие последствия: с врагами не может быть мира, врагов надо уничтожать, уничтожать любыми способами. Теперь посмотрим на историю христианства, и вообще, историю… на политику, государства, в частности тоталитарные режимы, науку, искусство, да хоть что… никакого инакомыслия, все дружно «одобрямс», ну а кто не с нами, виноваты сами…

И ведь уничтожат, рано или поздно, либо «голову», либо «хвост», что именно, уже не важно. Эта катастрофа, или, на религиозном языке, царство антихриста является по Библии завершающей стадией «развития» общества и человека. «Антихрист» — это постфактум убийства «оппонента». Оставшийся в живых «оппонент» и становится «антихристом».

Но всё более становиться очевидным(хотя не для всех), что попытки расчленять мир на антагонистические части порождают многочисленные неразрешимые проблемы. Да, но дуальность существует, и что с этим делать? Кто сказал, что «третьего не дано»? Кто не даёт нам «третьего»? Шаг не к противопоставлению и усугублению конфликта, а осмысление и соединение противоположностей – это и есть «третий». Как бы крамольно это не выглядело в СССР, в МГУ, пусть и на кафедре теоретической физики, но Лауреат Нобелевской премии(1922) знаменитый датский физик Нильс Бор написал на стене:

«Противоположности не противоречат, а дополняют друг друга».

Но в России это было крамольно 100, 50 лет назад, и до сих пор. И свою ограниченность мы переносим на Божественную Троицу, изображая её в виде двух мужиков и голубя. Но ведь Троица совершенно не такая. Понимание того, какова настоящая Троица изменило бы нашу жизнь, причём, не только религиозную, деление жизни на религиозную и светскую тоже дуализм.

Но, несмотря на наши представления, закон троичности управляет жизнью. Он не придуман на Никейском соборе, а существовал всегда. Он универсален в своих проявлениях, и нашёл отражение в различных религиях: это триады богов, трезубцы, трилистники, треугольники и др. В христианстве это Отец, Сын, Святой Дух, в философских школах – диалектическая формула Гегеля: Тезис – Антитезис – Синтез. Этот закон предполагает наличие не только противоположностей, но и их объединяющую составляющую, в которой порождаемые противоположностями противоречия снимаются, т.е. не противопоставляются, а взаимодействуют, и не уничтожают друг друга. Это значит, что «третий» как раз-то дан, только его надо уметь «взять».

Читать еще:  Когда была пасха в 2002 году

Как это выглядит? Посмотрите на змею, свернувшуюся в кольцо, и кусающую себя за хвост. Голова змеи символизирует Отца, хвост – Святой Дух, а само кольцо – Сына. При этом все части этой триады органически едины и равны. Получаем три «личности», или три состояния, но «змея», т.е. Бог – один.

«Я в Отце, а Отец во Мне»

Конечно, ведь «кольцо» включает и «голову», и «хвост» змеи.

Человечеству не хватает «сына», т.е. целостности, гармонии, связи, синтеза. Противоположности(голова-хвост, да-нет, мужчина-женщина, плюс-минус, север-юг, восток-запад, добро-зло, право-лево, созидание-разрушение, белое-чёрное, бог-диавол) разошлись… но если человечество верит в Божественную Троицу, то обязано их соединить, а не уничтожать по одиночки.

Жизнь – это состояние между рождением и смертью, порядком и хаосом, прошлым и будущим, добром и злом, тьмой и светом, правым и левым, и т.д. и т.п. Это мудрость в сохранении равновесия между этими противоположностями, через соблюдение меры, золотой середины, в воспрепятствовании избыткам и недостаткам, о которых говорили мудрецы всех времён и народов. Это гармония… И это «Сын». Но «родить» такого «Сына» непросто. Однако, надо двигаться в этом направлении, ведь все другие направления – тупики.

А теперь позволю себе интерпретировать библейский текст:

«Будь не главoй, и не хвостом, а змеёй, целой и единой. И да поможет тебе Бог — Отец, Сын, и Святой Дух» (Втор.28:13),

потому что «из всего — одно, из одного – всё». И «мудрость в том, чтобы знать всё как одно». Гераклит

Во что верим, то и визуализируем…

Фото из интернета: Змея, кусающая свой хвост — символ Вселенной.

Сын — Творец. Тайна Святой Троицы


Второй член Символа веры посвящен Сыну Божию, Господу Иисусу Христу, и здесь настало время поговорить о тайне Святой Троицы, и о том, что Сын -Творец, Создатель всего видимого и невидимого мира.

Когда человек приходит к вере во Христа, ему со временем приходит осознание того, что Христос не просто человек а воплотившийся Бог. Христос, Сын Бог Творец, всего сущего мира. Это словосочетание многим не понятно. Но, со временем приходит осознание того, что Христос не просто человек, который был рождён 2000 лет назад. Христос является Богом. Это догмат христианской веры.

Бог Един, Сын Творец

Познавая Божественные свойства, верующий человек постепенно приготовляется к восприятию краеугольной истины христианства – учения о Пресвятой Троице. Бог един по Существу, но имеет три Лица (Ипостаси), каждое из Которых обладает полнотой Божества: Отец, Сын и Святой Дух.

Святые отцы, раскрывая и изъясняя догмат о Троице, определяют отношения между тремя Лицами такими понятиями «единосущны» и «равночестны».

Три Лица Троицы

Одновременно они указывают и на личностные свойства каждой Ипостаси.

Отец – не сотворен, не создан, не рожден;

Сын – предвечно рождается от Отца;

Святой Дух – предвечно от Отца исходит.

Троица в молитве и Библии

Молитвенно мы исповедуем Троицу словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
На чем основана наша вера? На святом Евангелии: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ).

Единство Троицы

У Отца, Сына и Святого Духа всё одно.

Земной человеческий ум собственными силами без Бога не может возвыситься до этой тайны. Другие монотеистические религии (иудаизм, ислам), основанные на естественном разуме, а не на Откровении, подняться до этой тайны не могли.

Осознание Святой Троицы приходит постепенно по мере покаяния человека во грехах. То есть, когда человек искренне видит свои согрешения и осознаёт это обращаясь к Богу в покаянии, в просьбе простить и очистить сердце от грехов.

Потому что эти грехи его разлучают с Творцом и ведут к страданиям, то каясь во грехах человек получает не только прощение и очищение от грехов, а его сердце в покаянии начинает видеть-духовным зрением.

Тогда и приходит к нему осознание Святой Троицы. Какие-то детали открываются. Во всяком случае человек может видеть, что Христос — Бог, а это значит, что Сын — Творец:

“Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога” ( Матф. 5:8 ).

Притча о том, что тайну Святой Троицы невозможно познать.

«По преданию, когда Августин прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы, он увидел мальчика, который вырыл ямку в песке и переливал туда воду, которую зачерпывал ракушкой из моря. Блаженный Августин спросил, зачем он это делает. Мальчик ему ответил:
— Я хочу вычерпать все море в эту ямку!
Августин усмехнулся и сказал, что это невозможно. На что мальчик ему сказал:
— А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?
И тут же мальчик исчез.»

Троица в Ветхом Завете, всё указывает на то, что Сын Творец

Уже в Ветхом Завете имеются указания на тайну Божественной Троицы. Уже в начале святой Библии Бог говорит о Себе во множественном числе:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:26-27 ).

Слова «сотворим человека» указывает на множественность лиц, а «сотворил его» указывает на единство Бога. В книге Бытия есть еще два таких места:

— И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас ( Быт.3:22 ).

— И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык… сойдем же и смешаем там язык их ( Быт.11:6-7 ).

Когда патриарх Авраам сидел под деревом у дубравы Мамре он увидел трех пришедших путников.
Он побежал им навстречу и, поклонившись до земли, обратился: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего»( Быт.18:3 ). Явились три мужа, а Авраам обращается как к ним, как к одному – Владыка.

Икона Андрея Рублёва символ единения и любви

Ветхозаветная Троица была символом единения. Еще в середине XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы… дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира». На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублев изобразил ветхозаветную Троицу — явление Аврааму Бога в виде трех ангелов.

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев он побежал на встречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал:

Владыко! Если я обрел благоволение перед очами твоими, не пройди мимо раба Твоего; И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идете мимо раба вашего.

Они сказали:
сделай так, как говоришь.

И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели».

Домостроительство спасения человеческого

Учение о Троице не является лишь богословско-теоретическим. В новозаветных священных книгах оно раскрывается в теснейшей связи с великими событиями Боговоплощения и Искупления.

Господь Иисус Христос неоднократно говорит и о Своем Богосыновстве, и о том, что Отец послал Его ( Ин.5:36 ), чтобы «мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:17 ). Святой Дух участвует во всех делах Домостроительства спасения человечества. Он оживотворяет и освящает.

Участвующий в Святых Таинствах и молитвенной жизни Церкви не сомневается в этой истине, она – неотъемлемая принадлежность его религиозного сознания. Изучавший догматическое учение нашей Церкви не мог не изумляться внутренней согласованности его частей. Такой человек убежден, что это стройное и величественное здание немыслимо без краеугольного камня – догмата о Пресвятой Троице.

Аналогии Святой Троицы

Познать до конца тайну Святой Троицы человеческий ум не может. Но мы можем использовать некие аналогии, которые, правда, являются весьма упрощенными и ограниченными, для того, чтобы хотя бы частично понять единство и отношение между собой лиц Святой Троицы.

Святые отцы приводили в качестве образа Троицы солнце. Видимая часть солнца – это круг, от него рождается свет и исходит тепло.

Образом Святой Троицы может служить человеческая душа, созданная по образу и подобию Божию.
Такой пример приводит Святитель Игнатий Брянчанинов:

«Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа.

Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа.

Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме.

Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.

Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».

Сын творец.Вторая ипостасть Троицы — Христос

Итак, второй член Символа веры говорит нам, что вторая ипостась Святой Троицы является Единородным Сыном Божиим, который рожден Отцом прежде сотворения всего видимого и невидимого, даже до сотворения времени.

Он рожден, а не сотворен, это сказано, чтобы опровергнуть лжеучение Ария, учившего о тварности Сына Божия, а также всех последующих еретиков.

Имя Иисус означает – Спаситель, а Христос, значит Помазанник. Помазанниками с древности называли царей, пророков и первосвященников. Спаситель соединил в себе все три этих служения.

Бог Отец сотворил весь мир видимый и невидимый Сыном Своим, Сын Творец и это осознание приходит к каждому православному христианину. Сын Творец, а значит Бог, об этом говорится в Евангелии от Иоанна:

«Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ).

Вы узнали о том — что Сын Творец, что Сын — это Христос, Сын Творец — Бог, также как Святой Дух — Бог и Отец Бог. Но это не три Бога, а это Единый Бог в трёх ипостасях.

One thought on “ Сын Творец (ч. 2) ”

Хорошо, что речь в статье идет о Святой Троице – ведь это один из основополагающих символов христианской веры. Многие из нее узнают для себя о существующих таинствах, с отсылками к древним заветам. Интересно описание иконы Андрея Рублева, а еще многие аллюзии на аналогии триединого Бога, как сына творца, покажутся достойными внимания.

Thanks for intdorucing a little rationality into this debate.

Познание Троицы, как и познание вечности человеку не дано в силу скудности ума. И как за собой так и за другими я стал замечать, что познавать такие истины легче будучи ребёнком. С возрастом появляются сомнения, которые с каждым годом становится все тяжелее преодолевать путём веры. В детстве та же Троица воспринимается проще Отец, Сын и Святой Дух это «целое» как вместе так и раздельно, а потом нам объясняют дроби в школе и мы начинаем «высчитывать» Бога. Мне лично помогает воспоминание о том, что ребёнком я был чище и ближе к Богу после этого сомнения уходят.

Сделать сосуд грязным очень просто, а отмыть — куда дольше, и чем чище он должен быть, тем дольше времени пройдет, и больше придет понимания невозможности добиться абсолютной чистоты. Как и у всех нас, ведь только Сын Творец может быть истинно праведным и с чистой душой. Понимание и образ Святой Троицы придут только тому, кто желает, и к тому, кто ищет Бога.

Дух Святой засияет немыслимой красотой в спасенных, так что они будут сиять как солнце. Но тот же Дух обуглит лица грешников в день явления правосудного гнева Отца, и озеро огненное будет полыхать вечным огнем животворящего Духа, Которого оскорбили грешники.

Бог отец сын и святой дух

Что написано в Библии о Троице?

Наиболее сложный момент в христианской концепции Троицы состоит в том, что способа должным образом объяснить ее просто не существует. Сама суть Троицы недоступна человеческому пониманию, а тем более, объяснению. Бог возвышается над нами в Своей безграничности, поэтому не следует ожидать, что мы сможем полностью понять Его. Библия учит, что Отец – Бог, Сын – Бог и Святой Дух – Бог. Библия также говорит, что существует только один Бог. И хотя мы можем в некоторой степени осознавать, в чем заключаются взаимоотношения между лицами Троицы, все же полнота этих отношений недоступна человеческому разуму. Тем не менее, это не значит, что доктрина о Троице неверна или не соответствует Библии.

Исследуя этот вопрос, необходимо иметь в виду, что слово «Троица» не используется в Священном Писании. Этот термин употребляется с целью описания триединого Бога – трех сосуществующих, вечных Личностей, являющихся Богом. Это ни в коем случае не означает, что существует три Бога; Троица – единый Бог в трех лицах. Даже если слово «Троица» и не присутствует в Библии, нет оснований избегать его использования, ведь целесообразнее использовать это слово, чем длинную фразу: «три сосуществующие, вечные Личности, являющиеся единым Богом». Если вас смущает этот факт, обратите внимание на следующее: слово «дед» также ни разу не встречается в Библии, хотя мы точно знаем, что в Библии упоминаются дедушки, такие как Авраам, бывший дедом Иакова. Поэтому не стоит слишком сосредотачиваться на самом слове «Троица». Что действительно важно, так это библейская идея, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ этим словом. А теперь обратим внимание на тексты из Библии, относящиеся к Троице:

1) Есть один Бог: Второзаконие 6:4; 1 Коринфянам 8:4; Галатам 3:20; 1 Тимофею 2:5.

2) Троица состоит из трех лиц: Бытие 1:1; 1:26; 3:22; 11:7; Исаия 6:8; 48:16; 61:1; Матфей 3:16-17; 28:19; 2 Коринфянам 13:14.

При ознакомлении с ветхозаветными текстами помогает знание древнееврейского языка. В Бытие 1:1 использовано существительное «Элохим» во множественном числе, а в Бытие 1:26; 3:22; 11:7 и Исаия 6:8 используется местоимение «мы». То, что эти слова относятся более чем к двум лицам, несомненно. Дело в том, что если в русском языке существуют только единственное и множественное числа, то в еврейском – единственное, парное и множественное. Парное число относится только к парным предметам, таким как глаза, уши и руки. Слова «Элохим» и «мы» употреблены во множественном числе, то есть они относятся к трем или более лицам (Отец, Сын и Святой Дух).

В книге пророка Исаии 48:16 и 61:1 Сын говорит, ссылаясь на Отца и Святого Духа. Сравните тексты Исаия 61:1 с Евангелием от Луки 4:14-19, чтобы убедиться, что это говорил Сын. В Евангелии от Матфея 3:16-17, где описывается крещение Иисуса, изображен Бог Дух Святой, нисходящий на Бога Сына, в то время как Бог Отец провозглашает Сыну свое благоволение. В Матфей 28:19 и 2 Коринфянам 13:14 также упоминаются три отдельные лица Троицы.

3) Во многих библейских текстах проводится различие между членами Троицы: в Старом Завете «ГОСПОДЬ» отличается от «Господа» (Бытие 19:24). «ГОСПОДЬ» имеет «Сына» (Псалом 2:7, 12; Притчи 30:2-4). «Дух» отличается от «ГОСПОДА» (Числа 27:18) и от «Бога» (Псалом 50:10-12). Бог Сын отличается от Бога Отца (Псалом 44:6-7; Евреям 1:8-9). В Новом Завете, в Евангелии от Иоанна 14:16-17, Иисус просит Отца послать Помощника – Святого Духа. Это указывает на то, что Иисус не считает себя Отцом или Святым Духом. Это относится и ко всем остальным местам в Евангелиях, в которых Иисус обращается к Отцу. Разве Он обращался Сам к Себе? Конечно же, нет. Он разговаривал с другой Личностью Троицы – Отцом.

4) Каждый член Троицы является Богом: Отец – Бог: Иоанн 6:27; Римлянам 1:7; 1 Петра 1:2. Сын – Бог: Иоанн 1:1, 14; Римлянам 9:5; Колоссянам 2:9; Евреям 1:8; 1 Иоанна 5:20. Святой Дух – Бог: Иоанн 14:16-17; Деяния 2:1-4; 5:3-4; Римлянам 8:9; 1 Коринфянам 3:16.

5) «Субординация» в Троице: Библия свидетельствует, что Святой Дух подчиняется Отцу и Сыну, а Сын подчиняется Отцу. Это внутренняя связь, которая не отрицает божественности каждой Личности Троицы. Это, просто-напросто, сфера, которую наш ограниченный разум не в состоянии понять. Больше о взаимоотношениях Сына с Отцом читайте: Лука 22:42; Иоанн 5:36; 20:21; 1 Иоанна 4:14. О Святом Духе см.: Иоанн 14:16; 14:26; 15:26; 16:7 и особенно Иоанн 16:13-14.

6) Каждый из членов Троицы исполняет различные функции: Отец является основным источником и причиной для: а) вселенной (1 Коринфянам 8:6; Откровение 4:11); б) божественного откровения (Откровение 1:1); в) спасения (Иоанн 3:16-17) и г) служения Иисуса на земле (Иоанн 5:17; 14:10). Все это происходит благодаря Отцу.

Сын является посредником, через которого Отец совершает следующую работу: а) творение и поддержание вселенной (1 Коринфянам 8:6; Иоанн 1:3; Колоссянам 1:16-17); б) божественное откровение (Иоанн 1:1; Матфей 11:27; Иоанн 16:12-15; Откровение 1:1) и в) спасение (2 Коринфянам 5:19; Матфей 1:21; Иоанн 4:42). Отец делает все это через Сына, который действует как Его представитель.

При помощи Святого Духа Отец совершает такую работу: а) создание и поддержание вселенной (Бытие 1:2; Иов 26:13; Псалом 103:30); б) божественное откровение (Иоанн 16:12-15; Ефесянам 3:5; 2 Петра 1:21); в) спасение (Иоанн 3:6; Титу 3:5; 1 Петра 1:2) и г) служение Иисуса (Исаия 61:1; Деяния 10:38). Таким образом, Отец делает все это при помощи силы Святого Духа.

Всевозможные современные иллюстрации Троицы не передают достаточно точно ее значение. Сравнение с яйцом (или яблоком) не передает сущности этого понятия, поскольку скорлупа, белок и желток являются составными частями яйца, а не самим яйцом. Отец, Сын и Святой Дух – не части Бога, а каждый из Них является Богом. Пример с водой немного лучше иллюстрирует это понятие, но, все-таки, не дает полного отражения Троицы. Жидкость, пар и лед – это формы воды. Отец, Сын и Святой Дух – это не формы Бога, а каждый из Них – Бог. Поэтому, хоть эти наглядные примеры и могут дать нам представление о Троице, эта картина не будет совершенно точной. Безграничного Бога невозможно полностью описать с помощью ограниченных примеров и иллюстраций. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на расшифровке понятии Троицы, лучше обратим внимание на то, как Бог велик и безграничен по сравнению с нами!

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Римлянам 11:33-34).

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector