Бог триедин отец сын и святой дух

Бог триедин отец сын и святой дух

Что написано в Библии о Троице?

Наиболее сложный момент в христианской концепции Троицы состоит в том, что способа должным образом объяснить ее просто не существует. Сама суть Троицы недоступна человеческому пониманию, а тем более, объяснению. Бог возвышается над нами в Своей безграничности, поэтому не следует ожидать, что мы сможем полностью понять Его. Библия учит, что Отец – Бог, Сын – Бог и Святой Дух – Бог. Библия также говорит, что существует только один Бог. И хотя мы можем в некоторой степени осознавать, в чем заключаются взаимоотношения между лицами Троицы, все же полнота этих отношений недоступна человеческому разуму. Тем не менее, это не значит, что доктрина о Троице неверна или не соответствует Библии.

Исследуя этот вопрос, необходимо иметь в виду, что слово «Троица» не используется в Священном Писании. Этот термин употребляется с целью описания триединого Бога – трех сосуществующих, вечных Личностей, являющихся Богом. Это ни в коем случае не означает, что существует три Бога; Троица – единый Бог в трех лицах. Даже если слово «Троица» и не присутствует в Библии, нет оснований избегать его использования, ведь целесообразнее использовать это слово, чем длинную фразу: «три сосуществующие, вечные Личности, являющиеся единым Богом». Если вас смущает этот факт, обратите внимание на следующее: слово «дед» также ни разу не встречается в Библии, хотя мы точно знаем, что в Библии упоминаются дедушки, такие как Авраам, бывший дедом Иакова. Поэтому не стоит слишком сосредотачиваться на самом слове «Троица». Что действительно важно, так это библейская идея, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ этим словом. А теперь обратим внимание на тексты из Библии, относящиеся к Троице:

1) Есть один Бог: Второзаконие 6:4; 1 Коринфянам 8:4; Галатам 3:20; 1 Тимофею 2:5.

2) Троица состоит из трех лиц: Бытие 1:1; 1:26; 3:22; 11:7; Исаия 6:8; 48:16; 61:1; Матфей 3:16-17; 28:19; 2 Коринфянам 13:14.

При ознакомлении с ветхозаветными текстами помогает знание древнееврейского языка. В Бытие 1:1 использовано существительное «Элохим» во множественном числе, а в Бытие 1:26; 3:22; 11:7 и Исаия 6:8 используется местоимение «мы». То, что эти слова относятся более чем к двум лицам, несомненно. Дело в том, что если в русском языке существуют только единственное и множественное числа, то в еврейском – единственное, парное и множественное. Парное число относится только к парным предметам, таким как глаза, уши и руки. Слова «Элохим» и «мы» употреблены во множественном числе, то есть они относятся к трем или более лицам (Отец, Сын и Святой Дух).

В книге пророка Исаии 48:16 и 61:1 Сын говорит, ссылаясь на Отца и Святого Духа. Сравните тексты Исаия 61:1 с Евангелием от Луки 4:14-19, чтобы убедиться, что это говорил Сын. В Евангелии от Матфея 3:16-17, где описывается крещение Иисуса, изображен Бог Дух Святой, нисходящий на Бога Сына, в то время как Бог Отец провозглашает Сыну свое благоволение. В Матфей 28:19 и 2 Коринфянам 13:14 также упоминаются три отдельные лица Троицы.

3) Во многих библейских текстах проводится различие между членами Троицы: в Старом Завете «ГОСПОДЬ» отличается от «Господа» (Бытие 19:24). «ГОСПОДЬ» имеет «Сына» (Псалом 2:7, 12; Притчи 30:2-4). «Дух» отличается от «ГОСПОДА» (Числа 27:18) и от «Бога» (Псалом 50:10-12). Бог Сын отличается от Бога Отца (Псалом 44:6-7; Евреям 1:8-9). В Новом Завете, в Евангелии от Иоанна 14:16-17, Иисус просит Отца послать Помощника – Святого Духа. Это указывает на то, что Иисус не считает себя Отцом или Святым Духом. Это относится и ко всем остальным местам в Евангелиях, в которых Иисус обращается к Отцу. Разве Он обращался Сам к Себе? Конечно же, нет. Он разговаривал с другой Личностью Троицы – Отцом.

4) Каждый член Троицы является Богом: Отец – Бог: Иоанн 6:27; Римлянам 1:7; 1 Петра 1:2. Сын – Бог: Иоанн 1:1, 14; Римлянам 9:5; Колоссянам 2:9; Евреям 1:8; 1 Иоанна 5:20. Святой Дух – Бог: Иоанн 14:16-17; Деяния 2:1-4; 5:3-4; Римлянам 8:9; 1 Коринфянам 3:16.

5) «Субординация» в Троице: Библия свидетельствует, что Святой Дух подчиняется Отцу и Сыну, а Сын подчиняется Отцу. Это внутренняя связь, которая не отрицает божественности каждой Личности Троицы. Это, просто-напросто, сфера, которую наш ограниченный разум не в состоянии понять. Больше о взаимоотношениях Сына с Отцом читайте: Лука 22:42; Иоанн 5:36; 20:21; 1 Иоанна 4:14. О Святом Духе см.: Иоанн 14:16; 14:26; 15:26; 16:7 и особенно Иоанн 16:13-14.

6) Каждый из членов Троицы исполняет различные функции: Отец является основным источником и причиной для: а) вселенной (1 Коринфянам 8:6; Откровение 4:11); б) божественного откровения (Откровение 1:1); в) спасения (Иоанн 3:16-17) и г) служения Иисуса на земле (Иоанн 5:17; 14:10). Все это происходит благодаря Отцу.

Сын является посредником, через которого Отец совершает следующую работу: а) творение и поддержание вселенной (1 Коринфянам 8:6; Иоанн 1:3; Колоссянам 1:16-17); б) божественное откровение (Иоанн 1:1; Матфей 11:27; Иоанн 16:12-15; Откровение 1:1) и в) спасение (2 Коринфянам 5:19; Матфей 1:21; Иоанн 4:42). Отец делает все это через Сына, который действует как Его представитель.

При помощи Святого Духа Отец совершает такую работу: а) создание и поддержание вселенной (Бытие 1:2; Иов 26:13; Псалом 103:30); б) божественное откровение (Иоанн 16:12-15; Ефесянам 3:5; 2 Петра 1:21); в) спасение (Иоанн 3:6; Титу 3:5; 1 Петра 1:2) и г) служение Иисуса (Исаия 61:1; Деяния 10:38). Таким образом, Отец делает все это при помощи силы Святого Духа.

Всевозможные современные иллюстрации Троицы не передают достаточно точно ее значение. Сравнение с яйцом (или яблоком) не передает сущности этого понятия, поскольку скорлупа, белок и желток являются составными частями яйца, а не самим яйцом. Отец, Сын и Святой Дух – не части Бога, а каждый из Них является Богом. Пример с водой немного лучше иллюстрирует это понятие, но, все-таки, не дает полного отражения Троицы. Жидкость, пар и лед – это формы воды. Отец, Сын и Святой Дух – это не формы Бога, а каждый из Них – Бог. Поэтому, хоть эти наглядные примеры и могут дать нам представление о Троице, эта картина не будет совершенно точной. Безграничного Бога невозможно полностью описать с помощью ограниченных примеров и иллюстраций. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на расшифровке понятии Троицы, лучше обратим внимание на то, как Бог велик и безграничен по сравнению с нами!

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Римлянам 11:33-34).

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Сын — Творец. Тайна Святой Троицы


Второй член Символа веры посвящен Сыну Божию, Господу Иисусу Христу, и здесь настало время поговорить о тайне Святой Троицы, и о том, что Сын -Творец, Создатель всего видимого и невидимого мира.

Когда человек приходит к вере во Христа, ему со временем приходит осознание того, что Христос не просто человек а воплотившийся Бог. Христос, Сын Бог Творец, всего сущего мира. Это словосочетание многим не понятно. Но, со временем приходит осознание того, что Христос не просто человек, который был рождён 2000 лет назад. Христос является Богом. Это догмат христианской веры.

Бог Един, Сын Творец

Познавая Божественные свойства, верующий человек постепенно приготовляется к восприятию краеугольной истины христианства – учения о Пресвятой Троице. Бог един по Существу, но имеет три Лица (Ипостаси), каждое из Которых обладает полнотой Божества: Отец, Сын и Святой Дух.

Святые отцы, раскрывая и изъясняя догмат о Троице, определяют отношения между тремя Лицами такими понятиями «единосущны» и «равночестны».

Три Лица Троицы

Одновременно они указывают и на личностные свойства каждой Ипостаси.

Отец – не сотворен, не создан, не рожден;

Сын – предвечно рождается от Отца;

Святой Дух – предвечно от Отца исходит.

Троица в молитве и Библии

Молитвенно мы исповедуем Троицу словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
На чем основана наша вера? На святом Евангелии: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ).

Единство Троицы

У Отца, Сына и Святого Духа всё одно.

Земной человеческий ум собственными силами без Бога не может возвыситься до этой тайны. Другие монотеистические религии (иудаизм, ислам), основанные на естественном разуме, а не на Откровении, подняться до этой тайны не могли.

Осознание Святой Троицы приходит постепенно по мере покаяния человека во грехах. То есть, когда человек искренне видит свои согрешения и осознаёт это обращаясь к Богу в покаянии, в просьбе простить и очистить сердце от грехов.

Потому что эти грехи его разлучают с Творцом и ведут к страданиям, то каясь во грехах человек получает не только прощение и очищение от грехов, а его сердце в покаянии начинает видеть-духовным зрением.

Тогда и приходит к нему осознание Святой Троицы. Какие-то детали открываются. Во всяком случае человек может видеть, что Христос — Бог, а это значит, что Сын — Творец:

“Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога” ( Матф. 5:8 ).

Притча о том, что тайну Святой Троицы невозможно познать.

«По преданию, когда Августин прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы, он увидел мальчика, который вырыл ямку в песке и переливал туда воду, которую зачерпывал ракушкой из моря. Блаженный Августин спросил, зачем он это делает. Мальчик ему ответил:
— Я хочу вычерпать все море в эту ямку!
Августин усмехнулся и сказал, что это невозможно. На что мальчик ему сказал:
— А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?
И тут же мальчик исчез.»

Троица в Ветхом Завете, всё указывает на то, что Сын Творец

Уже в Ветхом Завете имеются указания на тайну Божественной Троицы. Уже в начале святой Библии Бог говорит о Себе во множественном числе:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:26-27 ).

Слова «сотворим человека» указывает на множественность лиц, а «сотворил его» указывает на единство Бога. В книге Бытия есть еще два таких места:

— И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас ( Быт.3:22 ).

— И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык… сойдем же и смешаем там язык их ( Быт.11:6-7 ).

Когда патриарх Авраам сидел под деревом у дубравы Мамре он увидел трех пришедших путников.
Он побежал им навстречу и, поклонившись до земли, обратился: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего»( Быт.18:3 ). Явились три мужа, а Авраам обращается как к ним, как к одному – Владыка.

Читать еще:  Игры к пасхе в детском саду

Икона Андрея Рублёва символ единения и любви

Ветхозаветная Троица была символом единения. Еще в середине XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы… дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира». На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублев изобразил ветхозаветную Троицу — явление Аврааму Бога в виде трех ангелов.

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев он побежал на встречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал:

Владыко! Если я обрел благоволение перед очами твоими, не пройди мимо раба Твоего; И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идете мимо раба вашего.

Они сказали:
сделай так, как говоришь.

И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели».

Домостроительство спасения человеческого

Учение о Троице не является лишь богословско-теоретическим. В новозаветных священных книгах оно раскрывается в теснейшей связи с великими событиями Боговоплощения и Искупления.

Господь Иисус Христос неоднократно говорит и о Своем Богосыновстве, и о том, что Отец послал Его ( Ин.5:36 ), чтобы «мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:17 ). Святой Дух участвует во всех делах Домостроительства спасения человечества. Он оживотворяет и освящает.

Участвующий в Святых Таинствах и молитвенной жизни Церкви не сомневается в этой истине, она – неотъемлемая принадлежность его религиозного сознания. Изучавший догматическое учение нашей Церкви не мог не изумляться внутренней согласованности его частей. Такой человек убежден, что это стройное и величественное здание немыслимо без краеугольного камня – догмата о Пресвятой Троице.

Аналогии Святой Троицы

Познать до конца тайну Святой Троицы человеческий ум не может. Но мы можем использовать некие аналогии, которые, правда, являются весьма упрощенными и ограниченными, для того, чтобы хотя бы частично понять единство и отношение между собой лиц Святой Троицы.

Святые отцы приводили в качестве образа Троицы солнце. Видимая часть солнца – это круг, от него рождается свет и исходит тепло.

Образом Святой Троицы может служить человеческая душа, созданная по образу и подобию Божию.
Такой пример приводит Святитель Игнатий Брянчанинов:

«Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа.

Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа.

Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме.

Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.

Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».

Сын творец.Вторая ипостасть Троицы — Христос

Итак, второй член Символа веры говорит нам, что вторая ипостась Святой Троицы является Единородным Сыном Божиим, который рожден Отцом прежде сотворения всего видимого и невидимого, даже до сотворения времени.

Он рожден, а не сотворен, это сказано, чтобы опровергнуть лжеучение Ария, учившего о тварности Сына Божия, а также всех последующих еретиков.

Имя Иисус означает – Спаситель, а Христос, значит Помазанник. Помазанниками с древности называли царей, пророков и первосвященников. Спаситель соединил в себе все три этих служения.

Бог Отец сотворил весь мир видимый и невидимый Сыном Своим, Сын Творец и это осознание приходит к каждому православному христианину. Сын Творец, а значит Бог, об этом говорится в Евангелии от Иоанна:

«Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ).

Вы узнали о том — что Сын Творец, что Сын — это Христос, Сын Творец — Бог, также как Святой Дух — Бог и Отец Бог. Но это не три Бога, а это Единый Бог в трёх ипостасях.

One thought on “ Сын Творец (ч. 2) ”

Хорошо, что речь в статье идет о Святой Троице – ведь это один из основополагающих символов христианской веры. Многие из нее узнают для себя о существующих таинствах, с отсылками к древним заветам. Интересно описание иконы Андрея Рублева, а еще многие аллюзии на аналогии триединого Бога, как сына творца, покажутся достойными внимания.

Thanks for intdorucing a little rationality into this debate.

Познание Троицы, как и познание вечности человеку не дано в силу скудности ума. И как за собой так и за другими я стал замечать, что познавать такие истины легче будучи ребёнком. С возрастом появляются сомнения, которые с каждым годом становится все тяжелее преодолевать путём веры. В детстве та же Троица воспринимается проще Отец, Сын и Святой Дух это «целое» как вместе так и раздельно, а потом нам объясняют дроби в школе и мы начинаем «высчитывать» Бога. Мне лично помогает воспоминание о том, что ребёнком я был чище и ближе к Богу после этого сомнения уходят.

Сделать сосуд грязным очень просто, а отмыть — куда дольше, и чем чище он должен быть, тем дольше времени пройдет, и больше придет понимания невозможности добиться абсолютной чистоты. Как и у всех нас, ведь только Сын Творец может быть истинно праведным и с чистой душой. Понимание и образ Святой Троицы придут только тому, кто желает, и к тому, кто ищет Бога.

Дух Святой засияет немыслимой красотой в спасенных, так что они будут сиять как солнце. Но тот же Дух обуглит лица грешников в день явления правосудного гнева Отца, и озеро огненное будет полыхать вечным огнем животворящего Духа, Которого оскорбили грешники.

Святая Троица в православии

Пожалуй, все знают, что такое Святая Троица. Под этим понятием имеют в виду триединого Бога – Отца, Сына и Святого Духа (ее иногда обозначают Св. Троица). Но что же это означает – иными словами, как может единый Бог проявляться сразу в трех лицах?

Подробный ответ на этот вопрос, комментарий представителя церкви из первых уст – все это можно найти в материале.

Три как один, и один как три — что это значит?

Триединство – это основное представление христианской религии о Боге. Оно означает, что Бог имеет три лица (иногда их еще называют ипостаси):

  • Бог Отец;
  • Бог Сын (Иисус Христос);
  • Бог Святой Дух.

Эти лица появляются в истории человечества последовательно, одно за другим – сначала Отец сотворил небо и землю и все, что на них. Затем Сын пришел спасти грешное человечество. А на пятидесятый день после его физической смерти на землю сошел Дух Святой. Это означает наступление благодатного времени, когда каждый человек может получить прощение и спасение путем искреннего раскаяния в молитве.

При этом в действительности все три лица имеют единую природу и существуют без начала и без конца. Интересно, что определенный намек на это можно увидеть на самой первой странице Библии.

В книге Бытие (глава 1) поэтапно описывается процесс сотворения мира. Всем известна фраза «И сказал Бог… и стало так». Сначала появился свет, затем суша, океаны, растительность, животные. Наконец, наступил день шестой – дошла очередь до человека.

И на этом месте внимательный читатель легко заметит своеобразный сюрприз:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Как же так? До этого момента Бог ни к кому не обращался, он просто отдавал приказы и создавал небо и землю, а также живых существ. Когда же речь пошла о сотворении человека, Бог явно к кому-то обращается.

Вот оно – первое упоминание о Троице Библии: даже на основе этого места, можно понять, что она означает (как в православии, так и вообще в христианском вероучении).

Пресвятая Троица – это и есть Бог, который существует без начала и без конца. Однако многим людям до сих пор трудно понять, что такое Троица в православии и в христианстве вообще.

Иными словами – как может быть такое, что три лица представляют единого Бога? В этом нет никакой вины человека – голос разума зачастую доминирует над верой и желает получать только конкретные, четкие ответы: 1 день, 2 килограмма, 3 километра и т.п.

Представление о триединстве Бога никак не укладывается в логические рамки. Ведь математика – точная наука, которая говорит о том, что один – это один, а три – это три. Но в том и дело, что вера – это не математика.

Более того – природа Бога и его силы во многом остаются великой тайной для человека. К слову сказать, в науке есть и собственные «большие» загадки – например, откуда произошло человечество, для какой цели оно появилось на земле. Если мы внимательно посмотрим на нашу жизнь, то откроем один любопытный факт: вопросов в ней куда больше, чем ответов.

Причем речь идет не только о важных задачах, но даже о бытовых, повседневных делах. Порой даже самое простое действие наводит на человека некоторую оторопь. Что же говорить о загадках Вселенной, а тем более – о тайнах, связанных с ее Создателем?

Да, Бог един, но в то же время он проявляется в трех лицах. Впрочем, даже на нашей планете мы можем найти немало примеров, которые по крайней мере хорошо иллюстрируют эту аналогию. Например, вода может быть и паром, и льдом, и жидкостью – причем это единственное вещество, которое в земных условиях способно находиться сразу в 3 состояниях. И в то же время вода остается водой, природа ее едина.

А вот другой пример – радуга с ее бесконечным количеством тонов и полутонов. «Разобрать» ее на части до сих пор не удавалось никому, но ведь это и не требуется: только сочетание цветов можно признать радугой. А по отдельности каждый из них – не более, чем оттенок того или иного тона.

И таких примеров можно приводить еще очень много. Но суть их одинаковая: единая природа вещей, и в то же время – разное их проявление. Значит, Святая Троица – это единый Бог, проявляющийся в трех лицах.

Поэтому на вопрос о том, что такое Святая Троица в православии или вообще в христианстве, можно ответить очень коротко: это и есть Бог.

Что такое значит Святая Троица в православии: ответ священника

Подробный видеокомментарий священника о том, кто такая Святая Троица, и что такое означает Пресвятая Троица в христианстве, можно увидеть здесь.

История и значение праздника Пресвятой Троицы

В честь Святой Троицы отмечается одноименный праздник. Его традиционно встречают на 50 день после Пасхи (т.е. он тоже всегда выпадает на воскресенье).

Интересно, что само слово «Троица» появилось после написания Библии и даже после земной жизни Христа – оно было введено в оборот древнегреческим священнослужителем Феофилом Антиохийским еще в 2 веке нашей эры. А представление о триединстве Бога зародилось еще раньше – ему положило начало история, случившаяся ровно через 50 дней после воскресения Иисуса.

Еще при жизни Спаситель обещал, что после его смерти на землю обязательно сойдет Святой Дух. Скорее всего, тогда люди не вполне поняли его слова. Затем прошло довольно много событий – драматичных и праздничных. Сначала, как известно, Господь вошел в Иерусалим (в этот день мы празднуем Вербное воскресенье), затем умер и воскрес (праздник Пасхи), а спустя 40 дней ушел на небо (Вознесение).

И вот на пятидесятый день несколько апостолов, учеников Иисуса собираются вместе в одном доме в Иерусалиме. В Библии на этот счет написано довольно красиво (Деяния 1:14):

Все они были единодушно вместе.

Эти люди собрались потому, что они последовали за Христом. Ждали ли они исполнения пророчества о Святом Духе или нет – но в этот момент случилось настоящее чудо.

В небе послышался очень сильный шум, как будто гром или, как мы сказали бы сегодня, гул низко летящего самолета. Однако никто не испугался этого. И вдруг в какой-то момент над головой каждого апостола загорелся язычок пламени. Одновременно с этим собравшиеся начали говорить на разных языках, которые действительно использовали многие окрестные народы того времени.

Это чудо повергло всех жителей Иерусалима в шок, и они даже посчитали, что ученики Христа просто пьяны. Однако на самом деле последователи Иисуса исполнились Духа Святого. Они сразу пошли проповедовать его слово и учить все народы, как, впрочем, и повелевал Господь.

Вот и получается, что в день Пятидесятницы на землю сошел учитель, покровитель людей и одновременно помощник Бога, а вместе с тем – его третье лицо. И все это – Святой Дух.

Вот почему Троицу нередко называют Духов день (хотя на самом деле он отмечается не в воскресенье Пятидесятницы, а на следующий день – в понедельник). Интересно, что Троица отмечается все три дня (воскресенье, понедельник и вторник, причем основные торжества проходят в первые два из них).

Кто такая Святая Троица для нас?

Что же значит сошествие Духа Святого для нас? Иными словами – что же такое входит в понятие Святая Троица?

Безусловно, это и есть сам триединый Бог. Человеку, возможно, будет непросто осознать это чистой логикой, но поверить в эту истину вполне возможно, если правильно настроить свое сердце. Троица – это проявление Бога во всей его полноте, а также определенный образ, который символизирует исполнение божественного замысла для человечества.

Очень коротко его можно описать так: Отец сотворил небо и землю, Сын спас всех людей от греха и даровал спасение, а Святой Дух положил начало времени божественной благодати.

Вот почему именно в день появления Святого Духа отмечается Святая Троица, что означает проявление Бога во всех трех его лицах. Каждый верующий теперь может обращаться к нему напрямую и просить в молитве о прощении, успокоении и восполнении своих нужд. Интересно, что до этого момента люди обращались к своим богам только через жертвоприношения животных и специальные обряды, сопровождавшие это мероприятие.

Вот почему Пресвятая Троица олицетворяет отношение Бога, его любовь и милость к каждому человеку. Несмотря на грешную природу, каждый из нас вправе не только взывать о прощении, но и о спасении. В той же книге Деяний написано (2:21):

Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Вот он – вечный и бесценный дар спасения, который приходит с небес. Благодаря исполненной миссии каждого члена Святой Троицы этот дар сегодня может получить любой из нас. Достаточно только желания и хотя бы немного веры.

ТРОИЦА

Троица, А. Рублёв, 1425 — 1427. Государственная Третьяковская галерея

Святая Троица — раскрываемое Христианством учение о Триедином Боге, едином по существу и троичном в Лицах [1] (Ипостасях) Отца, Сына и Святого Духа.

Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый Бог в трех Лицах, или Ипостасях, равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе. Отец – не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно, безначально, бесконечно) рождается от Отца; св. Дух – предвечно от Отца исходит.

Как же Бог может быть одновременно Один и Троица? К Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами. А между лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму. Некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями Её могут служить:

  • солнце – его круг, свет и тепло;
  • ум, рождающий слово, выражаемое дыханием;
  • память, слово и воля.

По преданию, святой Патрик Ирландский (V в.) в качестве иллюстрации Троицы использовал трилистник клевера. Он спрашивал: «Здесь один листочек или три? Если один, то почему у него три лепестка одинакового размера? А если три, то почему только один стебелек? Если ты не можешь объяснить такую простую загадку, как клевер, то как можешь ты надеяться понять такую глубокую тайну, как Святая Троица?»

Познание Троичности Бога возможно лишь в мистическом откровении по действию Божественной благодати, человеку, чьё сердце очищено от страстей. Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно особо выделить Великих Каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), свт. Григория Паламу, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Серафима Саровского, прп. Александра Свирского, прп. Силуана Афонского.

Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16), но не потому только, что Он любит мир и человечество, то есть свое творение, – тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта творения, не имел бы совершенного бытия в Себе, и акт творения был бы не свободным, но вынужденным самой «природой» Бога. Согласно христианскому пониманию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Единого Бога – это со-бытие́ Божественных Ипостасей, пребывающих между собой в «вечном движении любви», по слову преподобного Максима Исповедника. Бог есть единство Трех, бесконечно любящих друг друга Лиц.

Учение о Святой Троице является основой Христианства. По слову св. Григория Богослова, догмат о Святой Троице есть важнейший из всех христианских догматов. Св. Афанасий Александрийский определяет саму христианскую веру как веру «в неизменную, совершенную и блаженную Троицу». Все догматы Христианства покоятся на учении о Боге едином по существу и троичном в Лицах, Троице Единосущной и Нераздельной.

Сщмч. Ириней, епископ Лионский (177 г. н. э.), писал: «А Церковь. приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие. «

Учение о Троице в Библии

Слово «Троица» в текстах Священного Писания не употребляется. Впервые это слово встречается в сочинении «Против Автолика» свт. Феофила, епископа Антиохии Сирийской: «Три дня [творения], которые были прежде [создания] светил, суть образы Троицы (τύποι είσι της τριάδος): Бога, Его Слова и Его Премудрости». Это сочинение дошло до нас в одной рукописи XI в. и написано, скорее всего, несколько лет спустя после 180 г., ибо в нем упоминается о смерти императора Марка Аврелия [2].

Тем не менее понятие о Троице отражено во многих библейских текстах. Более 60-ти раз Писание одновременно упоминает Отца, Сына и Святого Духа. Например:

  • «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» (Мф. 3, 16-17),
  • «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19),
  • «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5, 7),
  • «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор. 13, 13),
  • «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3, 4-6).

Еврейское слово Елогим (Еlohim), которое находится в 1-м стихе книги Бытия, есть множественная форма слова Еl или Еlоаh. Многие видят здесь указание на множественность Лиц в Боге.

Искажения учения о Троице

Последователей христианских сект, не принявших учение о Святой Троице, называют антитринитариями.

Римская Церковь к началу XI века приняла учение об исхождении Святого Духа «и от Сына» (лат. Filioque, см. подробнее Филиокве), что явилось одной из главных причин откола западных христиан от Православия и образования Римско-католической церкви.

Иконография

Иконографическая традиция изображения Троицы, в первую очередь, отражает несколько библейских эпизодов, из которых широко распространены Предвечный совет и Гостеприимство Авраама, реже упоминаются явление Троицы Александру Свирскому и Святая Живоначальная Троица с деяниями [3]

Большой Московский собор 1666-1667 гг. запретил изображать Бога Отца (43 глава). Это касалось распространённых в то время иконописных сюжетов:

  • Шестоднев — «образ шестодневного всемирного творения Божия, в котором Бога Отца пишут на подушках лежаща»;
  • Отечество или Новозаветная Троица — «образ Саваофа в лице мужа престарелого и единородного Сына Божия во чреве Его и между ними Духа Святого в виде голубя»;
  • «Благовещение с Богом Отцом, дышащим из уст».

Как понимать Триединство Бога?

Пастор Мирон ВОВК

Здравствуйте!
У меня к вам вопрос о Триединстве Бога. В разных деноминациях этот вопрос объясняют по-разному или обходят стороной. Триединый Бог – это три Личности, Которые едины между собой в делах, мыслях и т.д.? Или это три Личности в одном Боге?

Некоторые утверждают, что Бог Отец родил Иисуса Христа, что Он не был всегда. Как вы думаете, это правильно?

Другие говорят, что Бог Отец имеет Свой Дух – Божий (Дух Отца). Иисус Христос имеет Дух Христов. Или Бог Отец, Иисус Христос и Дух Святой имеют один Дух? Если человек в этих вопросах заблуждается или ему так открыто, то не погибнет ли он в своём искреннем непонимании Триединого Бога? Хотелось бы получить исчерпывающую информацию по этим вопросам, потому что очень важно знать, как об этом говорит Библия. Заранее благодарю вас.

С уважением, Надежда

Очень приятно узнавать о том, что люди читают и изучают Слово Божие и размышляют над ним. Мы должны очень хорошо знать Того, в Кого уверовали, хотя и при всем нашем старании полностью познать Бога не сможем, у нас всегда будут возникать вопросы, на которые трудно найти ответ. Но будем помнить важную истину: «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века…» (Втор. 29:29). А познавать Бога – это значит изучать то, что Бог говорит о самом Себе.

В противоположность язычникам, которые окружали израильтян, народ Божий верил в единого Бога. Вот некоторые свидетельства о Боге, записанные на страницах Священного Писания: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть…» (Втор. 6:4). «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня…» (Ис. 45:5). Понятие единобожия подчеркивается также в Новом Завете. Например, в Евангелии от Марка дословно записаны слова Иисуса Христа из книги Второзакония, процитированные выше. Или слова апостола Павла: «…У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6). Но эта убежденность в едином Боге не противоречит христианскому понятию о Триедином Боге – Отце, Сыне и Святом Духе. Как это понимать?

В еврейском языке слово «Бог» часто употребляется во множественном числе. Что это значит? Можно привести такое сравнение. В русском языке мы употребляем слово «совет», например, сельский совет, городской совет. И когда слышим это выражение, понимаем, что совет всегда состоит из нескольких личностей. Так же и относительно слова «Бог» – очень часто писатели Библии, когда передают прямую речь Создателя, используют соответствующие выражения во множественном числе: «…Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» (Быт. 1:26), «Вот, Адам стал как один из Нас…» (Быт. 3:22). «…Сойдем же и смешаем там язык их…» (Быт. 11:7) и др. Поэтому, когда мы употребляем слово «Бог», имеются в виду сразу три Личности Божества.

Но писатели Священного Писания часто обращают внимание на какую-то одну Личность Божества, выделяя ее особые действия, и тогда о Духе Божьем, Боге Отце или Иисусе Христе говорится как о разных личностях, например: «И ныне послал Меня (Сына Божьего. – Авт.) Господь Бог (Отец. – Авт.) и Дух Его (Святой Дух. – Авт.)» (Ис. 48:16).

Первое пришествие Христа на нашу землю открывает нам истину о Триедином Боге еще яснее. Из Евангелия мы узнаем, что Божество – это единство трех предвечных Личностей: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Между этими Личностями существуют уникальные и не всегда до конца понятные людям взаимоотношения.

Между Личностями Триединого Бога не существует разобщения, однако каждая Личность имеет Свои божественные полномочия и свойства.

В человеческом обществе верховная власть сосредоточена в руках одного лица – президента, царя или другого правителя. У Бога верховная власть принадлежит всем трем Личностям Божества. Хотя Бог существует не в одном лице, Он един в целях, мыслях и характере. Это единство не устраняет особенностей Личностей Отца, Сына и Святого Духа. Можно заметить, что между личностями Божества существует распределение функций. Порядок является первым законом небес, и действия Бога упорядочены. И можно допустить, что Бог Отец действует как Источник, Бог Сын – как Посредник, а Бог Дух Святой – приводит в исполнение.

Воплощение Иисуса Христа прекрасно отображает взаимоотношения трех Личностей Божества, основанные на общем служении. Отец согласился отдать Своего Сына, Христос отдал Себя, а Дух Святой сделал возможным рождение Иисуса. В словах ангела Марии ясно показано участие всех трех Личностей Божества в воплощении Иисуса Христа: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Луки 1:35). Все три Личности Божества присутствовали при крещении Христа: Отец, поддерживающий Сына (Матф. 3:17), Христос, крестившийся как пример для нас (Матф. 3:13-15), и Дух Святой, наделяющий Христа Своей силой (Матф. 3:16; Луки 3:21-22).

Ранняя церковь крестила людей во имя Отца, Сына и Святого Духа (Матф. 28:19). В апостольском благословении упоминаются все три Личности Божества: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13).

В деле спасения людей каждая Личность Божества выполняет Свою особую задачу. Служение Святого Духа вовсе не дополняет ту жертву, которую Иисус Христос принес на Голгофском кресте. Примирение, совершенное на кресте, становится достоянием человека, когда посредством Духа Святого Христос входит в сердце верующего.

Нередко люди неправильно понимают истину о Боге Отце. Многие знакомы с тем, что совершил Христос на земле для человечества и что совершает Святой Дух в человеческом сердце. Но Бога Отца они представляют себе «ветхозаветным Богом», и, как думают некоторые, Он – Бог мщения, действующий по принципу: глаз за глаз и зуб за зуб (Исх. 21:24). И в то же время не обращают внимания на слова, говорящие о характере Бога: «…Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех…» (Исх. 34:6-7).

А было ли время, когда не существовал Христос? Если размышлять по-человечески, то если Христос рожден, значит, сначала был Тот, Кто Его родил. Но Библия не говорит нам о таком времени. Наоборот, Священное Писание говорит о вечности и неизменности Христа. Священные ветхозаветные имена Бога – Иегова, или Яхве, – используются также применительно к Иисусу. А пророчество о рождении Христа в Вифлееме говорит о том, что начало Его от дней вечности: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). А что такое вечность и бесконечность, людям – временным жителям на земле, понять трудно. Еще раз подчеркну, Библия не говорит нам о таком времени, когда был Отец, а Сына не существовало. С самого начала мы видим только Их совместные действия.

Часто приводят разные сравнения для объяснения Триединства Бога. Мне нравится сравнение с яблоком. Когда мы произносим слово «яблоко», что мы под этим подразумеваем? Кожуру, мякоть или косточки в яблоке? Наверно, всё вместе. Но когда мы хотим посадить яблоню, то говорим о косточках; когда хотим съесть яблоко, – говорим о мякоти; когда хотим почистить яблоко, – говорим о кожуре. Иными словами, обращаем особое внимание на ту часть яблока, которая в данный момент нам нужна. Так, когда мы выделяем одну из Личностей Божества, мы обращаем особое внимание на действие этой Личности.

Библия открывает нам также, что Святой Дух – это Личность, а не безликая сила. Читая Священное Писание мы узнаем, что Святой Дух обладает качествами, которые принадлежат только Личности. Например, выражение: «угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28), – первые христиане воспринимали Его как Личность. Святой Дух учит (Луки 12:12), убеждает (Иоан. 16:8), руководит делами церкви (Деян. 13:2), помогает и ходатайствует (Римл. 8:26), имеет чувства, и Его можно оскорбить (Ефес. 4:30), испытывает пренебрежение со стороны людей (Быт. 6:3). Эти действия Святого Духа характеризуют Его как Личность, а не безликую силу, исходящую от Бога.

С самого начала Дух Святой сосуществовал нераздельно с Богом Отцом и Богом Сыном. Он осуществляет Божий замысел относительно человека в этом мире. Согласно Библии, Дух Святой принимал участие в творении земли. От Него жизнь берет начало, им же она поддерживается. Особенное служение Духа отражено в том, что Он созидает новое сердце в человеке, открытом для Бога. Господь преобразует и созидает человека силою Духа Святого.

Истина о Духе Святом открывается и через Иисуса Христа. Когда Дух Святой нисходит на верующих, Он действует как Дух Христа, и Его основная деятельность сосредоточена на спасительной миссии Христа. Миссия Иисуса Христа и миссия Духа Святого полностью взаимосвязаны.

Часто задают вопрос: кто обладает правом посылать Духа Святого в этот мир – Иисус Христос или Бог Отец? Когда Христос говорит о миссии Святого Духа в этом мире, Он говорит о двух источниках, из которых Он исходит. Христос указывает на Бога Отца: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек…», а также на Самого Себя: «…Я… пошлю Его (Духа Святого. – Авт.) к вам…» ((Иоан. 14:16; 16:7). Можно привести и другие подобные высказывания. Следовательно, Дух Святой исходит и от Отца и от Сына. Еще раз подчеркну, что между Ними существует такое единство, которое нам, может быть, не всегда понятно. По любому вопросу у трех Личностей Божества нет разных мнений, потому что всё, что Они делают, совершенно.

И последний ваш вопрос: если человек заблуждается в вопросе понимания Божества, не погибнет ли он? Вопрос спасения или гибели человека решает только Бог. Нам не дано судить о вечной участи человека. Решение Божьего суда будет правильным, справедливым и окончательным. Можно обмануть людей, но Бога обмануть невозможно. Он знает не только наши действия, но и все наши намерения, мотивы, желания. Если человек не знал, как правильно служить Богу, потому что не имел возможности узнать, – это одна ситуация. А если человек имел возможность и не хотел узнать полной истины, – совсем другая ситуация. Еще хуже, если человек знает, как служить Богу, но не желает смириться перед Ним. Мы должны прилагать все усилия к тому, чтобы всё, что становится нам известно о том, как служить Богу, применять в ежедневной жизни. И своей жизнью славить Отца и Сына, и Святого Духа. «…Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан. 5:23).

http :// www . titel . ru / vopros — otvet . html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector