Даниил московский фото
Святой Даниил Московский
Дни памяти:
17 марта — день преставления святого князя Даниила Московского
12 сентября – день обретения святых мощей благоверного и преподобного Даниила
В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТОЙ КНЯЗЬ ДАНИИЛ МОСКОВСКИЙ
Святому благоверному князю Даниилу Московскому молятся о защите родной державы. В жизни, будучи миролюбивым, он помогает в защите от всяких ссор, от нападений.
Московский Даниилов монастырь хранит многочисленные свидетельства о помощи святого князя Даниила в исцелении от многих болезней, в том числе и от онкологических, о рождении ребенка, о помощи в поиске работы, при несправедливых обвинениях, о решении жилищных проблем. Таких свидетельств очень много и это все можно увидеть в благодарственных книгах, находящихся в монастыре.
Некоторые из этих свидетельств ( а также житие, акафист и молитвы) есть в небольшой брошюрке Благоверный и преподобный князь Даниил Московский.
Святого благоверного князя Даниила Московского почитают небесным покровителем Инженерных войск Российской армии.
Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО
В своих молитвах Русская Церковь так обращается к святому благоверному князю Даниилу:
“Церкве похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение”
Мы почитаем его, как устроителя, создателя и небесного покровителя основанного им Даниилова монастыря в Москве.
Святой благоверный князь Даниил — сын святого благоверного князя Александра Невского, защитника Руси.
Он родился в 1261 году во Владимире-на Клязьме, тогда столице мощного Владимирского княжества. Он рано осиротел, через два года после рождения, в 1263 году, князь Александр умер, по пути домой из Золотой Орды.
После раздела наследства, Даниил стал князем самого маленького, на то время, Московского княжества, превратившееся усилиями святого в Великое княжество Московское.
Это время было очень трудное для Руси, которое осложнялось не столько монголо-татарским игом, сколько княжескими междуусобицами. Именно миролюбие, которым отличался святой князь, было в те годы необходимым и редким качеством для правителей. За тридцать лет своего правления Даниил не только ни разу не пытался расширить свои владения, наоборот, он часто старался примирить враждовавших князей, даже и в тех случаях, когда они восставали против него самого.
В 1293 году его жадный властолюбивый брат, князь Андрей Александрович, с монголо-татарским войском напал на Москву и разграбил ее. Князь Даниил помог своим подданным, он раздал все свое имущество на восстановление города и в помощь разоренным людям.
Через два года святой князь все-таки вынужден был выступить в поход против «немирного и свирепого» князя Андрея. Встретившись возле города Юрьево Полчища, их войска девять дней стояли друг против друга, но битва так и не началась, миролюбие, проявленное святым Даниилом предотвратило братубийственное сражение.
Московский князь, по примеру Христа, простил своему старшему брату все зло.
В 1296 году состоялся съезд русских князей, на котором, благодаря князю Даниилу Московскому, произошло их примирение друг с другом.
В 1300 году князю Даниилу снова пришлось сражаться — рязанский князь Константин, при помощи одного из монгольских ханов, запланировал захват Московской земли. Но Даниил выступил навстречу и разбил нападавших возле Переяславля рязанского, а Константина взял в плен. По обычаям того времени, Даниил Московский мог захватить земли или ограбить побежденных, но он не стал этого делать. Вместо этого, он содержал брата князя Константина в Москве не как пленника, а как дорогого гостя, чем и примирил его с собой.
Эта победа князя Даниила была началом на пути избавления от монголо-татарского ига, предвестником поражения монголо-татар в 1380 году на Куликовом поле, которое выиграл его правнук князь Дмитрий Донской.
Святой князь Даниил никогда не захватывал чужие земли, он был исключительно миролюбивым правителем и за эту его добродетель Господь Бог много помогал святому.
В 1302 году князь получил по завещанию Переяславльское княжество от своего умершего племянника князя Иоанна. В то время это было второе, после Ростова Великого, княжество по числу людей и укреплению главного города (сейчас это Переславль-Залесский). Хотя размеры московских земель были меньше, князь Даниил остался в Москве, и не стал переносить столицу. Это объединение превратило московское княжество в мощное и влиятельное, и положило начало объединению русских земель вокруг Москвы.
Благочестивый князь Дмитрий придавал огромное значение распространению православной веры и строительству новых храмов. На Боровицком холме, внутри Кремля, по его указанию был воздвигнут храм «Спас-на–Бору».
Около 1282 года было завершено на берегу Москвы-реки строительство церкви прп. Даниила Столпника, при которой был основан первый в Москве мужской монастрь. В 1296 году князем Даниилом был основан Богоявленский монастырь. В 1300 году в Крутицах был построен храм в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла.
«С кротостью и мудростию в богоугодных добродетелях» управлял святой Даниил Московский своими землями. На 42 году своей жизни, приняв схиму в честь пророка Даниила, 4/17 марта 1303 года он скончался.
По его завещанию, он был погребен не в храме основанного им Данииловского монастыря, а на монастырском кладбище среди простых иноков «конечного ради смирения».
Основанный святым князем Данилов монастырь вскоре, после его смерти, по приказу его сына Ивана Калиты, был перенесен в Кремль в храм Спаса-на Бору, а на месте обители, около 200 лет, стоял только храм Даниила Столпника. За эти годы стерлась даже память о том, что на этом месте когда-то был монастырь, да и сама могила князя была предана забвению.
В правление Иоанна III произошло первое напоминание о святости Даниила Московского. Тогда одному юноше, из свиты Великого князя Иоанна, явился какой-то незнакомый человек, который сообщил о том, что он христианин и господин этому месту, имя его Великий князь Даниил Московский. И просил передать князю Иоанну:
“Себя ты утешаешь, а меня забыл, но не забыл меня Бог”.
Князь Иоанн после этого указал совершать соборные панихиды и божественные службы в честь своих предков – Великого князя Даниила и всех сродников.
Второе явление святого князя Даниила случилось при сыне Иоанна III, Великом князе Василии. Тогда, проезжая в свите мимо церкви святого Даниила, князь Шуйский захотел сесть на своего коня с одного из могильных камней. Но, вдруг, ему явился незнакомец, который сообщил:
“Не дерзай с камня сего садиться на коня своего. Знай, что здесь лежит Великий князь Даниил”.
На что Шуйский произнес: “Мало ли лежит здесь князей”. После этой дерзости конь вздыбился, упал на землю, придавил Шуйского и издох, а сам князь только чудом остался жить. После этого он раскаялся о своих словах и повелел петь молебен о своем прегрешении. После панихиды по Великому князю Даниилу, князь получил здравие и потом всю жизнь почитал князя Даниила, как святого.
Третье напоминание о святом Данииле Московском было при Иоанне Грозном, который был его потомком в девятом поколении.
Один купец, вместе с больным сыном, на лодке плыли в Москву и проплывали как раз мимо Даниловской церкви. Сын уже был при смерти, тогда купец отнес его на могилу святого Даниила и положил на надгробный камень, а «сам же с великою верою и со многими слезами» молился Богу, призывая в помощь святого угодника князя Даниила. Внезапно сын, как от сна проснувшись, открыл глаза и встал совершенно здоровым.
Святые мощи святого князя Даниила находились в земле 350 лет, с 1303 по 1652 год и он сам охранял место почивания своих мощей, не единожды являясь людям и указывая это место.
Эти явления, и многочисленные их подтверждения, побудили Иоанна Грозного отдать указ о восстановлении в 1547-1560 годах Даниловой обители на ее прежнем месте.
А 30 августа 1652 года царь Алексей Михайлович, со священным собором во главе с Патриархом Никоном, прибыли в Даниловский монастырь для раскрытия могилы святого. Когда тело подняли, все увидели, что оно сохранилось целым и неповрежденным, а среди людей произошло немало исцелений. Тогда же благоверный князь Даниил был прославлен в лике святых.
Сама история Данилова монастыря показывает, насколько Господь любит Своего Угодника. За 700 лет существования обители, она много раз испытывала бедствия, дважды была полностью разорена, но всегда получала помощь от своего святого Божиего заступника и хранителя.
В новой истории, во время гонений на Церковь в XX веке, Данилов монастырь был закрыт в числе последних в 1930 году. А в 1983 году Патриарху Пимену было предложено, для возвращения Церкви, выбрать одну из обителей и его выбор пал на Даниловский монастырь, хотя его состояние было самым тяжелым из всех предложенных. Так оказалось, что после многих лет атеизма, Данилов монастырь стал первым, возвращенных Церкви. Святой князь Даниил снова призвал свою обитель на служение людям.
ВЕЛИЧАНИЕ ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО
Ублажаем тя, благоверный княже Данииле, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Святой благоверный князь Даниил Московский
Святой благоверный князь Даниил Московский, был младшим сыном Святого князя Александра Невского.
Родился в 1261 году. Когда умер князь Александр Невский , то Даниилу было всего два года и Даниила воспитывал дядя, родной брат Александра Невского, князь Тверской по имени Ярослав.
Даниил был назван так в честь святого Даниила Столпника, память которого отмечается 11 декабря . Этот святой всю жизнь оставался покровителем князя — он изображал его на печатях и возвел в его честь монастырь, который и сегодня стоит в Москве под названием Даниилов монастырь.
Интересный факт, что Даниилов монастырь, это первый монастырь, который был построен в Москве, а ныне это резиденция Московского Патриарха. Многие думают, что монастырь носит имя князя Даниила Московского, но на самом деле, он назван в честь духовного покровителя князя, Святого Даниила Столпника .
В 11 лет от роду Даниилу Московскому досталось в удел Московское княжество, которое входило в состав Владимирского княжества. Таким образом князь Даниил становится первым удельным Московским князем и родоночальником Московской линии Рюриковичей, московских князей и царей .
Это княжество было малое и скудное по сравнению с другими вотчинами, где княжили его старшие братья — Дмитрий и Андрей.
В истории государства князь Даниил Александрович показал себя миролюбцем. Благочестие, справедливость и милосердие стяжали князю Даниилу всеобщее уважение.
О возросшем политическом влиянии Москвы свидетельствовало участие князя Даниила Александровича в борьбе за Великий Новгород ( 1296 ), куда он был приглашен княжить в 1296 году. В 1300 Даниил Александрович успешно воевал с Рязанью, захватив Коломну ( 1301 ). После смерти князя Ивана Дмитриевича Переяславского ( 1302 ) присоединил Переславль к Московскому княжеству.
Известно, что князь Даниил был женат на Евдокии Александровне и у них было пятеро сыновей: Юрий, Иван (Калита), Александр, Афанасий и Борис.
Князь Даниил неустанно заботился о людях своего княжества и стольном граде Москве.
На правом берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля, Даниил Александрович не позднее 1282 года основал первый в Москве мужской Данилов монастырь с деревянным храмом во имя преподобного Даниила Столпника — своего небесного покровителя, где была учреждена первая архимандрия.
Мало кто знает, что именно в Даниловом монастыре был погребён писатель Н.В.Гоголь, а так же поэт и художник Хомяков, поэт Языков, историк Валуев, а так же художник Перов, музыкант Рубенштейн, меценат Третьяков. А так же дворянские фамилии Барятинские, Волконские, Вяземские, Голицыны, Львовы, Мещерские, Путятины, Урусовы. Это позже уже Советское правительство перенесло их прах кого на Новодевичье, а кого на Донское кладбище.
В 1930 году на территории был организован изолятор НКВД для детей репрессированных лиц: Детей расстрелянных (на бутовском полигоне) свозили в детприемник , который находился в Даниловом монастыре. Имелся специальный приказ — разлучать братьев и сестер и даже знакомых между собой детей. В Даниловом монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. В детприемнике дети болели, умирали, и их там стали хоронить. На этом месте построена часовня ..
В 1296 году князь Даниил основал ещё один монастырь в Москве — Богоявленский. В одно время настоятелем Богоявленского монастыря был Стефан, старший брат Св. Сергия Радонежского, а Святитель Алексей Митрополит Московский в этом монастыре принял монашеский постриг .
Обители покровительствовали богатые прихожане, в первую очередь князья Голицыны и Долгоруковы.
При монастыре большой никрополь Московской знати, князей. из 150 могил.
Правда от бывшего древнего монастыря сейчас осталась только одна церковь Богоявления .
А в 1300 году на Крутицах по его повелению был построен архиерейский дом и храм во имя святых апостолов Петра и Павла.
С 1991 года — подворье Патриарха Московского и всея Руси, где располагается с 2001 года Отдел по делам молодёжи Русской Православной Церкви.
Даниил Московский основал на этом месте храм, при котором около 1272 года была устроена мужская обитель. Мужской монастырь позже стал Московским подворьем епископов Сарских и Подонских, епархия которых находилась на территории Золотой Орды во время монгольского владычества.
Теперь на этой территории стоят три храма. Церкви Воскресения Словущего и Успения Пресвятой Богородицы . Храм св. Петра и Павла временно закрыт (с 2005 года).
В последнее время князь Даниил стал прихварывать. Часто бывал в любимом своем монастыре, проводил здесь дни в посте и усердной молитве к Богу, беседовал со старцами, отдыхал душой от мирской суеты. Приезжал князь в монастырь в княжеском возке на службу с семьей. Отстояв обедню, князь трапезовал, оглядывал новые рубленые кельи, интересовался: не нуждается ли в чем братия? Однажды заговорил о своей смерти и попросил, когда почиет, погрести себя на монастырском погосте, и не особо, а «со всеми вместе», среди могил братии.
Почувствовав приближение кончины, принял князь святое пострижение в монашество, желая в «последнем смирении» скончать свои дни и предстать пред Судией в чине простого чернеца.
Князь Московский мирно почил 4 марта 1303 года. Было ему от роду сорок два года – столько же, сколько и святому родителю его, славному Александру Невскому . Господь рано призывал в Свои обители благоверных русских князей – уж больно тяжела на земле княжеская ноша.
Шел Великий пост. Даниловские иноки день и ночь читали по новопреставленному Псалтирь…
В день погребения проститься с князем собрались родичи – князья и княгини, княжичи и княжны из рода Великого князя Всеволода.
Не было лишь старшего сына Юрия, которого не отпустили в Москву переяславцы, опасаясь, что в его отсутствие город займут наместники князя Андрея. Не было и самого брата Андрея Александровича, находившегося в то время в злосчастной Орде.
Хоронили князя Даниила, как он и велел, в Даниловом монастыре, на общем монастырском погосте. Не в храме или в крипте под храмом, как было принято у владетельных князей. На надгробном камне начертали имя и день перехода из жизни временной в вечную.
А вскоре могила святого князя Даниила и вовсе была всеми забыта и как-то затерялась. Место погребение было в худом запустении.
Ещё до канонизации, первое народное почитание святого князя Даниила установил первый русский Царь, Иван Грозный после того, как был исцелён у могилы князя Даниила сын одного знатного купца. Тогда и начался новый расцвет монастыря с почитанием могилы князя.
А мощи обретает Царь , Алексей Михайлович Романов. Это случилось после знамения 30 августа 1652 года. В видениях Царю явился сам князь. Царь вызвал Патриарха Никона и они отправились в монастырь обрести мощи и объявить о канонизации князя в лике святых.
Святому князю Даниилу Московскому на день его преставления написаны аж три службы с канонами. Авторы канонов (17-18 века):
1) Митрополит Платон (Левшин)
2) Симеон Олферьев вместе с иноком Сергием.
3) Иеромонахом Карионом (Истоминым).
Мощи князя Даниила, хранившиеся изначально открыто в храме Святых Отец Седми Вселенских Соборов, с 1917 по 1930 год находились в Троицком соборе; в 1930 перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря.
Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остаётся неизвестной по сей день .
При большой раке в монастырском храме Отцов Семи Вселенских Соборов, находится лишь маленькая частица мощей святого князя .
Ещё частица мощей находится в монастырском соборе.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Икона святому князю Данииле Московского в чем помогает и значение
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Часто в православии святыми становились князья, жизнь которых была примером благородства и великого уважения к людям, что выражалось в их деяниях во имя Господа и для всех живущих. Одной из таких памяток христианской культуры есть икона святого Даниила Московского.
Житие князя Даниила Московского
Будущий князь родился в славном городе Владимире и стал четвёртым сыном Александра Невского. В два года не стало отца, а со временем и матери. Юноша рано остался один, без поддержки родителей. Впоследствии его отец был канонизирован, а мать почиталась праведницей.
Позже молодой князь получил во владение Москву и прилегающие к ней земли. На берегу реки возвёл храм в честь своего покровителя – Даниила Столпника.
Вначале его правления княжество было небольшим и практически не развитым. Возмужав, он увеличил и укрепил его, но сделал это не путём войн и кровопролития, как другие представители власти, а с помощью миролюбия, что было удивительным решением для того времени.
Тогда же его брат Даниила, князь Андрей, имея огромную силу, вместе с татарами привёл в опустошение большие русские города, и тогда святитель, дабы спасти свой народ от неминуемой гибели, решился впустить Орду в Москву.
Все несчастья, выпавшие на долю его народа, правитель переживал вместе с ним. Отстаивая свои земли права, он был вынужден выступить против родного брата. И снова стремление к миру, благочестию и милосердию взяло верх, и это помогло избежать войны и жертв.
Через несколько лет князь Константин с татарами готовился к нападению на земли княжества, делая это подло и нечестно. Войско во главе с князем разбил врага, самого недоброжелателя взяли в плен, а большинство татар уничтожили. Эта победа стала настоящим знаком свободы и силы православной веры.
Будучи грамотным правителем и храбрым воином, Даниил никогда не шёл войной на другие земли, дабы захватить их и таким образом ещё больше расширить свои владения. В благодарность за это Всевышний дает ему возможность расширить границы владений. И после смерти своего дяди Даниил получил Переяславскую землю.
Святой развивал новые земли, но оставался верен Москве, что позднее сделало город более значительным для всех земель Русских и их последующего объединения.
День памяти
В 1303 году князь умер от тяжёлой болезни. Похоронить себя он завещал в Даниловом монастыре на общем кладбище, чтобы быть ближе к его народу и после кончины.
Спустя года после ухода князя в мир иной основанная им обитель стала достоянием Кремля, церковь объявили приходской, а кладбище – открытым для всех мирян.
Таким был Великий князь Даниил Московский, именины и день памяти которого с тех пор отмечается христианами 17 марта. В это день его почитают в храмах, возводят ему молитвы и обращаются с просьбами о помощи и покровительстве.
Где в Москве находятся мощи Даниила Московского
В 1652 году нетленные мощи Даниила были перенесены в церковь имени Святых Вселенских Соборов и положены в раке. Во все времена они являются символом опоры и верности своим убеждениям, на которых строиться основа человеческой жизни, как мирской, так и небесной, ибо духовное есть начало всего живого на земле.
Также Даниилов монастырь хранит огромное количество зафиксированных свидетельств о помощи князя в самых различных делах, касающихся всех сфер жизни человека. В книгах храма можно встретить самые нереальные истории и факты о делах мудрого и почитаемого правителя.
В чем помогает молитва святому князю
К святому князю Московскому обращаются в самых разных жизненных ситуациях. Вот в чем помогает святой Даниил Московский:
- в защите от различного рода нападений;
- в исцелении от всяческих хворей (в частности онкологии);
- в рождении долгожданного ребёнка;
- в помощи в поиске хорошей работы;
- при обвинениях несправедливого характера;
- в спорах (общественных и семейных);
- при выборе руководства;
- в решении любых проблем с жильём.
Кроме этого, святого считают покровителем Инженерных войск армии России и в день памяти он чинно почитается военнослужащими всей страны как пример настоящего воина, преданного своим идеалам до конца.
Весьма популярной считается молитва Даниилу Московскому о продаже жилья:
«Церкве Христовы похвале высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российский Божественное утверждение, преподобнекняже Данииле. К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих.
Пролей теплоетвое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дйвнаго во святых Своих Христа Бога нашего во веки веков. Аминь».
На иконах князь часто изображается в одеянии монаха (коим он стал при жизни), указывая своим благоразумием и смирением на выбор правильного пути, который находится в гармонии с идеалами христианства и глубокой верой. Святой является настоящим примером мудрого руководителя, пример которого непоколебим уже много лет.
Также важно помнить, что во всех спорах святой всегда принимает сторону справедливости, поэтому и помогает он лишь тем, на чьей стороне находится истина. В нечестных спорах помощи от святого ждать не приходится.
Храм в честь благоверного князя
Храм благоверного князя Даниила Московского является первым из московских монастырей, дошедших до нашего времени. Он известен и почитаем во всём православном мире. Дата его основания точно неизвестна, но в исторической литературе указывается конец XIII века.
Неоспорим и тот факт, что дела великого князя живут и будут жить в умах людских ещё огромное количество лет, ибо они есть правда и честь. Его монастырь ежедневно посещают сотни прихожан и тысячи паломников со всего мира, а Божья благодать, исходящая от его лика,учит благочестию и каждому жаждущему дарует истинную веру, что ведёт по жизни честно и праведно.
Благоверный князь Дании ́ л Московский
Дни памяти
6 сентября (переходящая) – Собор Московских святых
Житие
Краткое житие благоверного князя Даниила Московского
Родился в 1261 году и был четвертым сыном святого великого князя Александра Невского. В жизни св. благоверный князь Даниил отличался благочестием, кротостью и миролюбием.
Во все дни его жизни никто не нанес ущерба державе его, и сам он не покушался насилием приобретать чужие области, благодаря Бога за данное ему в жребий благословенное наследие – державу преславного града Москвы. Со времен блаженного князя Даниила честь и слава первокняжения и первосвятительства начали приближаться к боголюбивому граду Москве. В 1302 г. Московское княжество увеличилось за счет мирного присоединения Переяславского княжества. Однако св. князь не услаждался властолюбием, но, ограждаясь страхом Божиим, преуспевал в братолюбии.
Богоугодно господствуя в Московских пределах, св. князь Даниил построил за Москвой-рекой монастырь, который стал называться по его имени Даниловский. В этом монастыре сам князь принял иноческое пострижение. Приняв схиму, св. благоверный князь на 42 году жизни мирно отошел ко Господу 4 марта 1303 года. 30 августа 1652 года мощи его были обретены нетленными.
Благоверный князь Даниил Московский, сын благоверного князя Александра Невского, скончался 4 марта 1303 года. 30 августа 1652 года мощи его были обретены нетленными. Сведения о нем помещены 4 марта.
Полное житие благоверного князя Даниила Московского
Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.
В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.
В 1300 году, когда Рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная – как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников – татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровым была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.
Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!
С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила – святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах – «Бог не в силе, а в правде».
В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта.
Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Даниловская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462–1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня – я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам – князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.
В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.
Святые мощи были положены в раке «на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих». Митрополит Московский Платон († 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой».
Душа столицы. Князь Даниил Московский
Москва – столица России, а ведь так было не всегда. Еще каких-то 800 лет назад Москва была небольшим удельным княжеством, ничем не отличающимся от других. Попробуем взглянуть в глубь веков и посмотреть на личность, которая смогла вывести простой град Москву на новый уровень. Ко дню памяти благоверного князя Даниила Московского (17 марта) наш материал.
Шел 1261 год. Русь находилась в плачевном положении под гнетом ордынского ига. Многие из князей приходили на поклон к хану и не возвращались.
В семье великого князя Александра Невского родился четвертый сын – Даниил. На тот момент Александру было уже 40 лет. Но радость нового отцовства была недолгой – всего через 2 года после поездки в Орду от тяжелой болезни Александр почил.
Заботу о мальчике, оставшемся без отца взял на себя родной дядя Даниила, Ярослав Рюрикович, который в то время управлял тверскими землями. В те годы шла жесткая борьба за власть между родственниками, и чтобы оградить от этой распри малолетнего князя, Ярослав воспитывал его отдельно от братьев.
Когда Даниилу исполнилось 11 лет, он получил управление над Москвой и ближайшими областями.
Москва в то время была небольшим городом и уступала по своей значимости другим древнерусским городам. Маленькая территория Москвы ограничивалась лишь частью бассейна Москва-реки.
Но Даниил не стал спорить с братьями по поводу доставшейся ему части наследства, а трудом и миролюбием стал возделывать доставшуюся ему на попечение землю. Прекрасно понимая, что в новом деле без Божией помощи ему не справиться, он первым делом основывает церковь в честь Преображения Господня на территории московского Кремля.
Истинная вера великого князя занимает достойное место на его государственном поприще. Так, помимо церкви в Кремле, князь основывает на правом берегу Москва-реки монастырь в честь своего святого заступника – Даниила Столпника. В 1300 году он строит архиерейский дом на Крутицком подворье с храмом в честь св. апп. Пётра и Павла. Историки также приписывают князю Даниилу основание и другого монастыря – Святого Богоявления, что на Китай-городе. Подобная церковная политика привлекает в Москву архиереев, что впоследствии сделает Москву духовном центром всего государства (в 1325 г.)
Страна в те времена находилась под гнетом татаро-монгольского ига. Татарский хан стремился действовать по принципу «разделяй и властвуй», сея вражду между князьями. Так, в 1282 г. столкновение двух войск братьев Дмитрия и Андрея чуть не закончилось кровопролитием (в борьбе за Владимирское княжение). Но князю Даниилу удалось помирить своих братьев путем мирного соглашения.
Мирный союз продолжался недолго. Уже через год князь Андрей, объединившись с ордынцами, организовал поход под названием «Дюденева рать», в результате которого пострадало 14 русских городов, в том числе и Москва.
Набеги со стороны татаро-монгольского ига оставили этот город в плачевном состоянии. Недавно отстроенный Свято-Данилов монастырь также подвергся разорению. Но князь Даниил не унывал, и всячески старался сохранять мир и спокойствие на своей земле. Трудом и миролюбием он восстанавливал разоренный город.
Уже после смерти брата Димитрия, князь Андрей хотел захватить Переславль-Залесский. В этот раз святому князю Даниилу удалось помешать этому. Объединившись с князем Михаилом Тверским, Даниил выступил против Андрея многочисленной армией. Но и здесь столкновения не произошло и вопрос решился путем мирных переговоров.
Миролюбие князя сослужило ему хорошей репутацией. И в 1296 г. он был приглашен на княжение в Великий Новгород. Постепенно усиливалось политическое влияние святого князя, так как он старался объединять земли путем мира и не вступать в бой без крайней необходимости. Так в последствии Даниил присоединил к себе Переславль-Залесский и Коломну.
Примечательно, что его четвертый сын, так же после смерти родителя стал князем московским, вошедшим в историю, как известная личность – Иван Калита.
Чувствуя приближение смерти, Даниил в 1303 году оставляет государственные дела и принимает великую схиму в основанном им Даниловском монастыре. По свидетельству Лаврентьевской летописи святой князь почил 5 марта 1303 года и похоронен был в том же монастыре. Торжественное обретение мощей состоялось в 1652 г. при царе Алексее Михайловиче. По сей день они находятся в Даниловом монастыре.