Даниил московский фото

Святой Даниил Московский

Дни памяти:
17 марта — день преставления святого князя Даниила Московского
12 сентября – день обретения святых мощей благоверного и преподобного Даниила

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТОЙ КНЯЗЬ ДАНИИЛ МОСКОВСКИЙ

Святому благоверному князю Даниилу Московскому молятся о защите родной державы. В жизни, будучи миролюбивым, он помогает в защите от всяких ссор, от нападений.

Московский Даниилов монастырь хранит многочисленные свидетельства о помощи святого князя Даниила в исцелении от многих болезней, в том числе и от онкологических, о рождении ребенка, о помощи в поиске работы, при несправедливых обвинениях, о решении жилищных проблем. Таких свидетельств очень много и это все можно увидеть в благодарственных книгах, находящихся в монастыре.
Некоторые из этих свидетельств ( а также житие, акафист и молитвы) есть в небольшой брошюрке Благоверный и преподобный князь Даниил Московский.
Святого благоверного князя Даниила Московского почитают небесным покровителем Инженерных войск Российской армии.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО

В своих молитвах Русская Церковь так обращается к святому благоверному князю Даниилу:

“Церкве похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение”

Мы почитаем его, как устроителя, создателя и небесного покровителя основанного им Даниилова монастыря в Москве.

Святой благоверный князь Даниил — сын святого благоверного князя Александра Невского, защитника Руси.
Он родился в 1261 году во Владимире-на Клязьме, тогда столице мощного Владимирского княжества. Он рано осиротел, через два года после рождения, в 1263 году, князь Александр умер, по пути домой из Золотой Орды.

После раздела наследства, Даниил стал князем самого маленького, на то время, Московского княжества, превратившееся усилиями святого в Великое княжество Московское.
Это время было очень трудное для Руси, которое осложнялось не столько монголо-татарским игом, сколько княжескими междуусобицами. Именно миролюбие, которым отличался святой князь, было в те годы необходимым и редким качеством для правителей. За тридцать лет своего правления Даниил не только ни разу не пытался расширить свои владения, наоборот, он часто старался примирить враждовавших князей, даже и в тех случаях, когда они восставали против него самого.

В 1293 году его жадный властолюбивый брат, князь Андрей Александрович, с монголо-татарским войском напал на Москву и разграбил ее. Князь Даниил помог своим подданным, он раздал все свое имущество на восстановление города и в помощь разоренным людям.
Через два года святой князь все-таки вынужден был выступить в поход против «немирного и свирепого» князя Андрея. Встретившись возле города Юрьево Полчища, их войска девять дней стояли друг против друга, но битва так и не началась, миролюбие, проявленное святым Даниилом предотвратило братубийственное сражение.
Московский князь, по примеру Христа, простил своему старшему брату все зло.

В 1296 году состоялся съезд русских князей, на котором, благодаря князю Даниилу Московскому, произошло их примирение друг с другом.

В 1300 году князю Даниилу снова пришлось сражаться — рязанский князь Константин, при помощи одного из монгольских ханов, запланировал захват Московской земли. Но Даниил выступил навстречу и разбил нападавших возле Переяславля рязанского, а Константина взял в плен. По обычаям того времени, Даниил Московский мог захватить земли или ограбить побежденных, но он не стал этого делать. Вместо этого, он содержал брата князя Константина в Москве не как пленника, а как дорогого гостя, чем и примирил его с собой.
Эта победа князя Даниила была началом на пути избавления от монголо-татарского ига, предвестником поражения монголо-татар в 1380 году на Куликовом поле, которое выиграл его правнук князь Дмитрий Донской.

Святой князь Даниил никогда не захватывал чужие земли, он был исключительно миролюбивым правителем и за эту его добродетель Господь Бог много помогал святому.
В 1302 году князь получил по завещанию Переяславльское княжество от своего умершего племянника князя Иоанна. В то время это было второе, после Ростова Великого, княжество по числу людей и укреплению главного города (сейчас это Переславль-Залесский). Хотя размеры московских земель были меньше, князь Даниил остался в Москве, и не стал переносить столицу. Это объединение превратило московское княжество в мощное и влиятельное, и положило начало объединению русских земель вокруг Москвы.

Благочестивый князь Дмитрий придавал огромное значение распространению православной веры и строительству новых храмов. На Боровицком холме, внутри Кремля, по его указанию был воздвигнут храм «Спас-на–Бору».
Около 1282 года было завершено на берегу Москвы-реки строительство церкви прп. Даниила Столпника, при которой был основан первый в Москве мужской монастрь. В 1296 году князем Даниилом был основан Богоявленский монастырь. В 1300 году в Крутицах был построен храм в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла.

«С кротостью и мудростию в богоугодных добродетелях» управлял святой Даниил Московский своими землями. На 42 году своей жизни, приняв схиму в честь пророка Даниила, 4/17 марта 1303 года он скончался.
По его завещанию, он был погребен не в храме основанного им Данииловского монастыря, а на монастырском кладбище среди простых иноков «конечного ради смирения».

Основанный святым князем Данилов монастырь вскоре, после его смерти, по приказу его сына Ивана Калиты, был перенесен в Кремль в храм Спаса-на Бору, а на месте обители, около 200 лет, стоял только храм Даниила Столпника. За эти годы стерлась даже память о том, что на этом месте когда-то был монастырь, да и сама могила князя была предана забвению.

В правление Иоанна III произошло первое напоминание о святости Даниила Московского. Тогда одному юноше, из свиты Великого князя Иоанна, явился какой-то незнакомый человек, который сообщил о том, что он христианин и господин этому месту, имя его Великий князь Даниил Московский. И просил передать князю Иоанну:

“Себя ты утешаешь, а меня забыл, но не забыл меня Бог”.

Князь Иоанн после этого указал совершать соборные панихиды и божественные службы в честь своих предков – Великого князя Даниила и всех сродников.

Второе явление святого князя Даниила случилось при сыне Иоанна III, Великом князе Василии. Тогда, проезжая в свите мимо церкви святого Даниила, князь Шуйский захотел сесть на своего коня с одного из могильных камней. Но, вдруг, ему явился незнакомец, который сообщил:

“Не дерзай с камня сего садиться на коня своего. Знай, что здесь лежит Великий князь Даниил”.

На что Шуйский произнес: “Мало ли лежит здесь князей”. После этой дерзости конь вздыбился, упал на землю, придавил Шуйского и издох, а сам князь только чудом остался жить. После этого он раскаялся о своих словах и повелел петь молебен о своем прегрешении. После панихиды по Великому князю Даниилу, князь получил здравие и потом всю жизнь почитал князя Даниила, как святого.

Третье напоминание о святом Данииле Московском было при Иоанне Грозном, который был его потомком в девятом поколении.
Один купец, вместе с больным сыном, на лодке плыли в Москву и проплывали как раз мимо Даниловской церкви. Сын уже был при смерти, тогда купец отнес его на могилу святого Даниила и положил на надгробный камень, а «сам же с великою верою и со многими слезами» молился Богу, призывая в помощь святого угодника князя Даниила. Внезапно сын, как от сна проснувшись, открыл глаза и встал совершенно здоровым.

Святые мощи святого князя Даниила находились в земле 350 лет, с 1303 по 1652 год и он сам охранял место почивания своих мощей, не единожды являясь людям и указывая это место.

Эти явления, и многочисленные их подтверждения, побудили Иоанна Грозного отдать указ о восстановлении в 1547-1560 годах Даниловой обители на ее прежнем месте.
А 30 августа 1652 года царь Алексей Михайлович, со священным собором во главе с Патриархом Никоном, прибыли в Даниловский монастырь для раскрытия могилы святого. Когда тело подняли, все увидели, что оно сохранилось целым и неповрежденным, а среди людей произошло немало исцелений. Тогда же благоверный князь Даниил был прославлен в лике святых.

Сама история Данилова монастыря показывает, насколько Господь любит Своего Угодника. За 700 лет существования обители, она много раз испытывала бедствия, дважды была полностью разорена, но всегда получала помощь от своего святого Божиего заступника и хранителя.

В новой истории, во время гонений на Церковь в XX веке, Данилов монастырь был закрыт в числе последних в 1930 году. А в 1983 году Патриарху Пимену было предложено, для возвращения Церкви, выбрать одну из обителей и его выбор пал на Даниловский монастырь, хотя его состояние было самым тяжелым из всех предложенных. Так оказалось, что после многих лет атеизма, Данилов монастырь стал первым, возвращенных Церкви. Святой князь Даниил снова призвал свою обитель на служение людям.

Читать еще:  Дата католической пасхи в 2019 году

ВЕЛИЧАНИЕ ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО

Ублажаем тя, благоверный княже Данииле, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Святой благоверный князь Даниил Московский

Святой благоверный князь Даниил Московский, был младшим сыном Святого князя Александра Невского.

Родился в 1261 году. Когда умер князь Александр Невский , то Даниилу было всего два года и Даниила воспитывал дядя, родной брат Александра Невского, князь Тверской по имени Ярослав.

Даниил был назван так в честь святого Даниила Столпника, память которого отмечается 11 декабря . Этот святой всю жизнь оставался покровителем князя — он изображал его на печатях и возвел в его честь монастырь, который и сегодня стоит в Москве под названием Даниилов монастырь.

Интересный факт, что Даниилов монастырь, это первый монастырь, который был построен в Москве, а ныне это резиденция Московского Патриарха. Многие думают, что монастырь носит имя князя Даниила Московского, но на самом деле, он назван в честь духовного покровителя князя, Святого Даниила Столпника .

В 11 лет от роду Даниилу Московскому досталось в удел Московское княжество, которое входило в состав Владимирского княжества. Таким образом князь Даниил становится первым удельным Московским князем и родоночальником Московской линии Рюриковичей, московских князей и царей .

Это княжество было малое и скудное по сравнению с другими вотчинами, где княжили его старшие братья — Дмитрий и Андрей.

В истории государства князь Даниил Александрович показал себя миролюбцем. Благочестие, справедливость и милосердие стяжали князю Даниилу всеобщее уважение.

О возросшем политическом влиянии Москвы свидетельствовало участие князя Даниила Александровича в борьбе за Великий Новгород ( 1296 ), куда он был приглашен княжить в 1296 году. В 1300 Даниил Александрович успешно воевал с Рязанью, захватив Коломну ( 1301 ). После смерти князя Ивана Дмитриевича Переяславского ( 1302 ) присоединил Переславль к Московскому княжеству.

Известно, что князь Даниил был женат на Евдокии Александровне и у них было пятеро сыновей: Юрий, Иван (Калита), Александр, Афанасий и Борис.

Князь Даниил неустанно заботился о людях своего княжества и стольном граде Москве.

На правом берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля, Даниил Александрович не позднее 1282 года основал первый в Москве мужской Данилов монастырь с деревянным храмом во имя преподобного Даниила Столпника — своего небесного покровителя, где была учреждена первая архимандрия.

Мало кто знает, что именно в Даниловом монастыре был погребён писатель Н.В.Гоголь, а так же поэт и художник Хомяков, поэт Языков, историк Валуев, а так же художник Перов, музыкант Рубенштейн, меценат Третьяков. А так же дворянские фамилии Барятинские, Волконские, Вяземские, Голицыны, Львовы, Мещерские, Путятины, Урусовы. Это позже уже Советское правительство перенесло их прах кого на Новодевичье, а кого на Донское кладбище.

В 1930 году на территории был организован изолятор НКВД для детей репрессированных лиц: Детей расстрелянных (на бутовском полигоне) свозили в детприемник , который находился в Даниловом монастыре. Имелся специальный приказ — разлучать братьев и сестер и даже знакомых между собой детей. В Даниловом монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. В детприемнике дети болели, умирали, и их там стали хоронить. На этом месте построена часовня ..

В 1296 году князь Даниил основал ещё один монастырь в Москве — Богоявленский. В одно время настоятелем Богоявленского монастыря был Стефан, старший брат Св. Сергия Радонежского, а Святитель Алексей Митрополит Московский в этом монастыре принял монашеский постриг .

Обители покровительствовали богатые прихожане, в первую очередь князья Голицыны и Долгоруковы.
При монастыре большой никрополь Московской знати, князей. из 150 могил.
Правда от бывшего древнего монастыря сейчас осталась только одна церковь Богоявления .

А в 1300 году на Крутицах по его повелению был построен архиерейский дом и храм во имя святых апостолов Петра и Павла.
С 1991 года — подворье Патриарха Московского и всея Руси, где располагается с 2001 года Отдел по делам молодёжи Русской Православной Церкви.
Даниил Московский основал на этом месте храм, при котором около 1272 года была устроена мужская обитель. Мужской монастырь позже стал Московским подворьем епископов Сарских и Подонских, епархия которых находилась на территории Золотой Орды во время монгольского владычества.
Теперь на этой территории стоят три храма. Церкви Воскресения Словущего и Успения Пресвятой Богородицы . Храм св. Петра и Павла временно закрыт (с 2005 года).

В последнее время князь Даниил стал прихварывать. Часто бывал в любимом своем монастыре, проводил здесь дни в посте и усердной молитве к Богу, беседовал со старцами, отдыхал душой от мирской суеты. Приезжал князь в монастырь в княжеском возке на службу с семьей. Отстояв обедню, князь трапезовал, оглядывал новые рубленые кельи, интересовался: не нуждается ли в чем братия? Однажды заговорил о своей смерти и попросил, когда почиет, погрести себя на монастырском погосте, и не особо, а «со всеми вместе», среди могил братии.

Почувствовав приближение кончины, принял князь святое пострижение в монашество, желая в «последнем смирении» скончать свои дни и предстать пред Судией в чине простого чернеца.

Князь Московский мирно почил 4 марта 1303 года. Было ему от роду сорок два года – столько же, сколько и святому родителю его, славному Александру Невскому . Господь рано призывал в Свои обители благоверных русских князей – уж больно тяжела на земле княжеская ноша.

Шел Великий пост. Даниловские иноки день и ночь читали по новопреставленному Псалтирь…

В день погребения проститься с князем собрались родичи – князья и княгини, княжичи и княжны из рода Великого князя Всеволода.

Не было лишь старшего сына Юрия, которого не отпустили в Москву переяславцы, опасаясь, что в его отсутствие город займут наместники князя Андрея. Не было и самого брата Андрея Александровича, находившегося в то время в злосчастной Орде.

Хоронили князя Даниила, как он и велел, в Даниловом монастыре, на общем монастырском погосте. Не в храме или в крипте под храмом, как было принято у владетельных князей. На надгробном камне начертали имя и день перехода из жизни временной в вечную.

А вскоре могила святого князя Даниила и вовсе была всеми забыта и как-то затерялась. Место погребение было в худом запустении.

Ещё до канонизации, первое народное почитание святого князя Даниила установил первый русский Царь, Иван Грозный после того, как был исцелён у могилы князя Даниила сын одного знатного купца. Тогда и начался новый расцвет монастыря с почитанием могилы князя.

А мощи обретает Царь , Алексей Михайлович Романов. Это случилось после знамения 30 августа 1652 года. В видениях Царю явился сам князь. Царь вызвал Патриарха Никона и они отправились в монастырь обрести мощи и объявить о канонизации князя в лике святых.

Святому князю Даниилу Московскому на день его преставления написаны аж три службы с канонами. Авторы канонов (17-18 века):
1) Митрополит Платон (Левшин)
2) Симеон Олферьев вместе с иноком Сергием.
3) Иеромонахом Карионом (Истоминым).

Мощи князя Даниила, хранившиеся изначально открыто в храме Святых Отец Седми Вселенских Соборов, с 1917 по 1930 год находились в Троицком соборе; в 1930 перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря.

Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остаётся неизвестной по сей день .

При большой раке в монастырском храме Отцов Семи Вселенских Соборов, находится лишь маленькая частица мощей святого князя .

Ещё частица мощей находится в монастырском соборе.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона святому князю Данииле Московского в чем помогает и значение

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Часто в православии святыми становились князья, жизнь которых была примером благородства и великого уважения к людям, что выражалось в их деяниях во имя Господа и для всех живущих. Одной из таких памяток христианской культуры есть икона святого Даниила Московского.

Читать еще:  Как поминают на 40 день

Житие князя Даниила Московского

Будущий князь родился в славном городе Владимире и стал четвёртым сыном Александра Невского. В два года не стало отца, а со временем и матери. Юноша рано остался один, без поддержки родителей. Впоследствии его отец был канонизирован, а мать почиталась праведницей.

Позже молодой князь получил во владение Москву и прилегающие к ней земли. На берегу реки возвёл храм в честь своего покровителя – Даниила Столпника.

Вначале его правления княжество было небольшим и практически не развитым. Возмужав, он увеличил и укрепил его, но сделал это не путём войн и кровопролития, как другие представители власти, а с помощью миролюбия, что было удивительным решением для того времени.

Тогда же его брат Даниила, князь Андрей, имея огромную силу, вместе с татарами привёл в опустошение большие русские города, и тогда святитель, дабы спасти свой народ от неминуемой гибели, решился впустить Орду в Москву.

Все несчастья, выпавшие на долю его народа, правитель переживал вместе с ним. Отстаивая свои земли права, он был вынужден выступить против родного брата. И снова стремление к миру, благочестию и милосердию взяло верх, и это помогло избежать войны и жертв.

Через несколько лет князь Константин с татарами готовился к нападению на земли княжества, делая это подло и нечестно. Войско во главе с князем разбил врага, самого недоброжелателя взяли в плен, а большинство татар уничтожили. Эта победа стала настоящим знаком свободы и силы православной веры.

Будучи грамотным правителем и храбрым воином, Даниил никогда не шёл войной на другие земли, дабы захватить их и таким образом ещё больше расширить свои владения. В благодарность за это Всевышний дает ему возможность расширить границы владений. И после смерти своего дяди Даниил получил Переяславскую землю.

Святой развивал новые земли, но оставался верен Москве, что позднее сделало город более значительным для всех земель Русских и их последующего объединения.

День памяти

В 1303 году князь умер от тяжёлой болезни. Похоронить себя он завещал в Даниловом монастыре на общем кладбище, чтобы быть ближе к его народу и после кончины.

Спустя года после ухода князя в мир иной основанная им обитель стала достоянием Кремля, церковь объявили приходской, а кладбище – открытым для всех мирян.

Таким был Великий князь Даниил Московский, именины и день памяти которого с тех пор отмечается христианами 17 марта. В это день его почитают в храмах, возводят ему молитвы и обращаются с просьбами о помощи и покровительстве.

Где в Москве находятся мощи Даниила Московского

В 1652 году нетленные мощи Даниила были перенесены в церковь имени Святых Вселенских Соборов и положены в раке. Во все времена они являются символом опоры и верности своим убеждениям, на которых строиться основа человеческой жизни, как мирской, так и небесной, ибо духовное есть начало всего живого на земле.

Также Даниилов монастырь хранит огромное количество зафиксированных свидетельств о помощи князя в самых различных делах, касающихся всех сфер жизни человека. В книгах храма можно встретить самые нереальные истории и факты о делах мудрого и почитаемого правителя.

В чем помогает молитва святому князю

К святому князю Московскому обращаются в самых разных жизненных ситуациях. Вот в чем помогает святой Даниил Московский:

  • в защите от различного рода нападений;
  • в исцелении от всяческих хворей (в частности онкологии);
  • в рождении долгожданного ребёнка;
  • в помощи в поиске хорошей работы;
  • при обвинениях несправедливого характера;
  • в спорах (общественных и семейных);
  • при выборе руководства;
  • в решении любых проблем с жильём.

Кроме этого, святого считают покровителем Инженерных войск армии России и в день памяти он чинно почитается военнослужащими всей страны как пример настоящего воина, преданного своим идеалам до конца.

Весьма популярной считается молитва Даниилу Московскому о продаже жилья:

«Церкве Христовы похвале высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российский Божественное утверждение, преподобнекняже Данииле. К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих.

Пролей теплоетвое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дйвнаго во святых Своих Христа Бога нашего во веки веков. Аминь».

На иконах князь часто изображается в одеянии монаха (коим он стал при жизни), указывая своим благоразумием и смирением на выбор правильного пути, который находится в гармонии с идеалами христианства и глубокой верой. Святой является настоящим примером мудрого руководителя, пример которого непоколебим уже много лет.

Также важно помнить, что во всех спорах святой всегда принимает сторону справедливости, поэтому и помогает он лишь тем, на чьей стороне находится истина. В нечестных спорах помощи от святого ждать не приходится.

Храм в честь благоверного князя

Храм благоверного князя Даниила Московского является первым из московских монастырей, дошедших до нашего времени. Он известен и почитаем во всём православном мире. Дата его основания точно неизвестна, но в исторической литературе указывается конец XIII века.

Неоспорим и тот факт, что дела великого князя живут и будут жить в умах людских ещё огромное количество лет, ибо они есть правда и честь. Его монастырь ежедневно посещают сотни прихожан и тысячи паломников со всего мира, а Божья благодать, исходящая от его лика,учит благочестию и каждому жаждущему дарует истинную веру, что ведёт по жизни честно и праведно.

Благоверный князь Дании ́ л Московский

Дни памяти

6 сентября (переходящая) – Собор Московских святых

Житие

Краткое житие благоверного князя Даниила Московского

Ро­дил­ся в 1261 го­ду и был чет­вер­тым сы­ном свя­то­го ве­ли­ко­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го. В жиз­ни св. бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем, кро­то­стью и ми­ро­лю­би­ем.

Во все дни его жиз­ни ни­кто не на­нес ущер­ба дер­жа­ве его, и сам он не по­ку­шал­ся на­си­ли­ем при­об­ре­тать чу­жие об­ла­сти, бла­го­да­ря Бо­га за дан­ное ему в жре­бий бла­го­сло­вен­ное на­сле­дие – дер­жа­ву пре­слав­но­го гра­да Моск­вы. Со вре­мен бла­жен­но­го кня­зя Да­ни­и­ла честь и сла­ва пер­во­кня­же­ния и пер­во­свя­ти­тель­ства на­ча­ли при­бли­жать­ся к бо­го­лю­би­во­му гра­ду Москве. В 1302 г. Мос­ков­ское кня­же­ство уве­ли­чи­лось за счет мир­но­го при­со­еди­не­ния Пе­ре­я­с­лав­ско­го кня­же­ства. Од­на­ко св. князь не услаж­дал­ся вла­сто­лю­би­ем, но, ограж­да­ясь стра­хом Бо­жи­им, пре­успе­вал в бра­то­лю­бии.

Бо­го­угод­но гос­под­ствуя в Мос­ков­ских пре­де­лах, св. князь Да­ни­ил по­стро­ил за Моск­вой-ре­кой мо­на­стырь, ко­то­рый стал на­зы­вать­ся по его име­ни Да­ни­лов­ский. В этом мо­на­сты­ре сам князь при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние. При­няв схи­му, св. бла­го­вер­ный князь на 42 го­ду жиз­ни мир­но ото­шел ко Гос­по­ду 4 мар­та 1303 го­да. 30 ав­гу­ста 1652 го­да мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми.

Бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил Мос­ков­ский, сын бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го, скон­чал­ся 4 мар­та 1303 го­да. 30 ав­гу­ста 1652 го­да мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми. Све­де­ния о нем по­ме­ще­ны 4 мар­та.

Полное житие благоверного князя Даниила Московского

Свя­той бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил Мос­ков­ский ро­дил­ся во Вла­ди­ми­ре в 1261 го­ду. Он был чет­вер­тым сы­ном свя­то­го Алек­сандра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го (па­мять 30 ав­гу­ста и 23 но­яб­ря) и пра­вед­ной Вас­сы. Двух лет от ро­ду он ли­шил­ся от­ца. Вре­мя пре­став­ле­ния его ма­те­ри в ле­то­пи­сях не ука­за­но, из­вест­но толь­ко, что по­гре­бе­на она в церк­ви в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва во Вла­ди­мир­ском Успен­ском мо­на­сты­ре (Кня­ги­нин мо­на­стырь) и у окрест­ных жи­те­лей по­чи­та­лась пра­вед­ной.

В 1272 го­ду бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил по­лу­чил до­став­ший­ся ему по раз­де­лу го­род Моск­ву с при­ле­га­ю­щи­ми зем­ля­ми. Бла­го­вер­ный князь по­стро­ил на бе­ре­гу Моск­вы-ре­ки храм (и при нем мо­на­стырь) в честь сво­е­го те­зо­име­ни­то­го по­кро­ви­те­ля, пре­по­доб­но­го Да­ни­и­ла Столп­ни­ка (па­мять 11 де­каб­ря). Мос­ков­ское кня­же­ство бы­ло в те вре­ме­на ма­лень­ким и неза­вид­ным. Воз­му­жав­ший бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил укре­пил и уве­ли­чил его, но не пу­тем неправ­ды и на­си­лия, а ми­ло­сер­ди­ем и ми­ро­лю­би­ем. Неспо­кой­но бы­ло на Ру­си. Меж­до­усо­би­цы меж­ду удель­ны­ми кня­зья­ми бы­ли по­сто­ян­ны­ми. И ча­сто, бла­го­да­ря бла­го­вер­но­му кня­зю Да­ни­и­лу, его неустан­но­му стрем­ле­нию к еди­не­нию и ми­ру на Рус­ской зем­ле, уда­ва­лось предот­вра­тить кро­во­про­ли­тие. Ко­гда в 1293 го­ду его брат, ве­ли­кий князь Ан­дрей Алек­сан­дро­вич, вме­сте с при­зван­ны­ми из Ор­ды та­та­ра­ми во гла­ве с Дю­де­нем («Дю­де­не­ва рать») опу­сто­шил рус­ские го­ро­да: Му­ром, Суз­даль, Ко­лом­ну, Дмит­ров, Мо­жайск, Тверь, бла­го­вер­ный князь ре­шил­ся впу­стить их в Моск­ву, чтобы спа­сти на­род от ги­бе­ли. Сил для от­по­ра не бы­ло. Вме­сте со сво­им на­ро­дом князь пе­ре­жи­вал тя­го­ты ра­зо­ре­ния и раз­боя. От­ста­и­вая свои пра­ва, свя­той Да­ни­ил был вы­нуж­ден в 1295 го­ду вы­сту­пить про­тив сво­е­го бра­та близ ме­ста, на­зы­ва­е­мо­го Юрье­во Тол­чи­ще, но и здесь стрем­ле­ние к ми­ру по­бе­ди­ло в нем, и кро­во­про­ли­тия уда­лось из­бе­жать.

Читать еще:  Дмитриевская родительская суббота 3 ноября 2018 года

В 1300 го­ду, ко­гда Ря­зан­ский князь Кон­стан­тин Ро­ма­но­вич, при­звав на по­мощь та­тар, за­ни­мал­ся тай­ны­ми при­го­тов­ле­ни­я­ми к вне­зап­но­му на­па­де­нию на зем­ли Мос­ков­ско­го кня­же­ства, пре­по­доб­ный Да­ни­ил по­шел с вой­ском к Ря­за­ни, раз­бил непри­я­те­ля, взял в плен Кон­стан­ти­на и ис­тре­бил мно­же­ство та­тар. Это бы­ла пер­вая по­бе­да над та­та­ра­ми, по­бе­да негром­кая, но за­ме­ча­тель­ная – как пер­вый по­рыв к сво­бо­де. Раз­бив Ря­зан­ско­го кня­зя и рас­се­яв его со­юз­ни­ков – та­тар, бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил не вос­поль­зо­вал­ся по­бе­дою, чтобы отобрать чу­жие зем­ли или взять бо­га­тую до­бы­чу, как это бы­ло при­ня­то в те вре­ме­на, а по­ка­зал при­мер ис­тин­но­го нес­тя­жа­ния, люб­ви и бра­то­лю­бия. Ни­ко­гда не брал­ся свя­той князь за ору­жие, чтобы за­хва­тить чу­жие зем­ли, ни­ко­гда не от­ни­мал соб­ствен­но­сти у дру­гих кня­зей ни на­си­ли­ем, ни ко­вар­ством. За это Гос­подь рас­ши­рил гра­ни­цы его вла­де­ний. Иоанн Ди­мит­ри­е­вич, князь Пе­ре­я­с­лав­ля-За­лес­ско­го, пле­мян­ник Да­ни­и­ла, крот­кий, бла­го­че­сти­вый и бла­го­тво­ри­тель ни­щих, ува­жал и лю­бил сво­е­го дя­дю. В 1302 го­ду, уми­рая без­дет­ным, он пе­ре­дал свое кня­же­ство свя­то­му Да­ни­и­лу. Пе­ре­я­с­лав­ская зем­ля вме­сте с Дмит­ро­вым бы­ла по­сле Ро­сто­ва пер­вой как по чис­лу жи­те­лей, так и по кре­по­сти глав­но­го го­ро­да. Пе­ре­я­с­лавль-За­лес­ский был хо­ро­шо за­щи­щен со всех сто­рон. Свя­той князь остал­ся ве­рен Москве и не стал пе­ре­но­сить сто­ли­цу кня­же­ства в бо­лее силь­ный и зна­чи­тель­ный по то­му вре­ме­ни Пе­ре­я­с­лавль. Это при­со­еди­не­ние вы­дви­ну­ло Мос­ков­ское кня­же­ство в чис­ло наи­бо­лее зна­чи­тель­ных. Здесь бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло объ­еди­не­нию Рус­ской зем­ли в еди­ную мощ­ную дер­жа­ву.

Как див­но на про­тя­же­нии ве­ков яс­но про­яв­лял­ся Про­мысл Бо­жий о на­шей Рус­ской Зем­ле, о ее судь­бе!

С бла­го­да­ре­ни­ем пом­ня о неот­ступ­ном Бла­гом Пу­те­во­ди­те­ле как в сво­ей лич­ной жиз­ни, так и в жиз­ни Рус­ско­го го­су­дар­ства, отец свя­то­го Да­ни­и­ла – свя­той бла­го­вер­ный князь Алек­сандр Нев­ский вы­ра­зил то в сло­вах – «Бог не в си­ле, а в прав­де».

В 1303 го­ду свя­той Да­ни­ил тя­же­ло за­бо­лел. Он при­нял ве­ли­кую схи­му и за­по­ве­дал по­хо­ро­нить се­бя в Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре. По глу­бо­ко­му сми­ре­нию он хо­тел быть по­гре­бен­ным не в церк­ви, а на об­щем мо­на­стыр­ском клад­би­ще. Скон­чал­ся бла­го­вер­ный князь 4 мар­та.

Не про­шло и 30 лет со вре­ме­ни пре­став­ле­ния бла­го­вер­но­го кня­зя Да­ни­и­ла, как ос­но­ван­ная им Да­ни­лов­ская оби­тель бы­ла в 1330 го­ду пе­ре­ве­де­на в Кремль, цер­ковь пре­вра­ще­на в при­ход­скую, а клад­би­ще ста­ло мир­ским. Во вре­ме­на ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на III (1462–1505) пре­по­доб­ный Да­ни­ил на­пом­нил о се­бе за­быв­чи­вым по­том­кам. Юно­ше из окру­же­ния ве­ли­ко­го кня­зя явил­ся некто неиз­вест­ный и ска­зал: «Не бой­ся ме­ня – я хри­сти­а­нин и гос­по­дин се­го ме­ста, имя мое Да­ни­ил, князь Мос­ков­ский, по во­ле Бо­жи­ей я по­ло­жен здесь. Ска­жи от ме­ня ве­ли­ко­му кня­зю Иоан­ну: сам ты уте­ша­ешь се­бя, а ме­ня за­был, но не за­был ме­ня Бог». С то­го вре­ме­ни ве­ли­кий князь уста­но­вил петь со­бор­ные па­ни­хи­ды по род­ствен­ни­кам – кня­зьям. Во вре­ме­на ца­ря Иоан­на Гроз­но­го при гро­бе пре­по­доб­но­го Да­ни­и­ла ис­це­лил­ся уми­ра­ю­щий сын ко­ло­мен­ско­го куп­ца. Царь, по­ра­жен­ный чу­дом, воз­об­но­вил древ­ний Да­ни­лов мо­на­стырь и уста­но­вил еже­год­но со­вер­шать мит­ро­по­ли­ту со свя­щен­ным со­бо­ром крест­ный ход к ме­сту по­гре­бе­ния бла­го­вер­но­го кня­зя и слу­жить там па­ни­хи­ды.

В 1652 го­ду бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил был про­слав­лен об­ре­те­ни­ем свя­тых нетлен­ных мо­щей, ко­то­рые 30 ав­гу­ста бы­ли пе­ре­не­се­ны в цер­ковь в честь Свя­тых Отец Сед­ми Все­лен­ских Со­бо­ров.

Свя­тые мо­щи бы­ли по­ло­же­ны в ра­ке «на про­слав­ле­ние Свя­тыя Тро­и­цы и на ис­це­ле­ние немо­щству­ю­щих». Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Пла­тон († 1812) в со­став­лен­ном им Жи­тии свя­то­го кня­зя пи­шет: «Сей-то пер­во­на­чаль­ный ос­но­ва­тель по­ло­жил на­ча­ло ны­неш­не­му ве­ли­чию Моск­вы, про­ло­жив для это­го ти­хи­ми сто­па­ми толь­ко ма­лую сте­зю. Ибо как и вся­кое зда­ние, со­ору­жа­е­мое не с чрез­вы­чай­ной по­спеш­но­стью, а толь­ко с боль­шим ис­кус­ством и ста­ра­ни­ем, по­лу­ча­ет осо­бую твер­дость и неру­ши­мо пре­бы­ва­ет дол­гое вре­мя; и как де­ре­во, мно­го ве­ков рас­ту­щее, на­чав преж­де с ма­ло­го пру­ти­ка, по­не­мно­гу утол­ща­ет­ся, и вет­ви его рас­про­стра­ня­ют­ся да­ле­ко окрест, так и гра­ду это­му над­ле­жа­ло воз­рас­ти от ма­лых, но твер­дых на­чал, чтобы пер­вый его блеск не омра­чил очи за­вист­ву­ю­щих и чтобы в пер­вое вре­мя не по­тря­стись и не пасть ему ско­рее, чем оно воз­рос­ло в свою вы­со­ту. Так преду­го­то­вил сей ве­ли­кий град ос­но­ва­тель, дав ему, хо­тя ма­лое, но не пре­ры­ва­ю­ще­е­ся ни­ка­ким ду­но­ве­ни­ем вет­ра си­я­ние, и предо­ста­вил боль­шую сла­ву его воз­вы­ше­ния сво­е­му сы­ну ве­ли­ко­му кня­зю Иоан­ну Да­ни­ло­ви­чу, про­зван­но­му Ка­ли­той».

Душа столицы. Князь Даниил Московский

Москва – столица России, а ведь так было не всегда. Еще каких-то 800 лет назад Москва была небольшим удельным княжеством, ничем не отличающимся от других. Попробуем взглянуть в глубь веков и посмотреть на личность, которая смогла вывести простой град Москву на новый уровень. Ко дню памяти благоверного князя Даниила Московского (17 марта) наш материал.

Шел 1261 год. Русь находилась в плачевном положении под гнетом ордынского ига. Многие из князей приходили на поклон к хану и не возвращались.

В семье великого князя Александра Невского родился четвертый сын – Даниил. На тот момент Александру было уже 40 лет. Но радость нового отцовства была недолгой – всего через 2 года после поездки в Орду от тяжелой болезни Александр почил.

Заботу о мальчике, оставшемся без отца взял на себя родной дядя Даниила, Ярослав Рюрикович, который в то время управлял тверскими землями. В те годы шла жесткая борьба за власть между родственниками, и чтобы оградить от этой распри малолетнего князя, Ярослав воспитывал его отдельно от братьев.

Когда Даниилу исполнилось 11 лет, он получил управление над Москвой и ближайшими областями.

Москва в то время была небольшим городом и уступала по своей значимости другим древнерусским городам. Маленькая территория Москвы ограничивалась лишь частью бассейна Москва-реки.

Но Даниил не стал спорить с братьями по поводу доставшейся ему части наследства, а трудом и миролюбием стал возделывать доставшуюся ему на попечение землю. Прекрасно понимая, что в новом деле без Божией помощи ему не справиться, он первым делом основывает церковь в честь Преображения Господня на территории московского Кремля.

Истинная вера великого князя занимает достойное место на его государственном поприще. Так, помимо церкви в Кремле, князь основывает на правом берегу Москва-реки монастырь в честь своего святого заступника – Даниила Столпника. В 1300 году он строит архиерейский дом на Крутицком подворье с храмом в честь св. апп. Пётра и Павла. Историки также приписывают князю Даниилу основание и другого монастыря – Святого Богоявления, что на Китай-городе. Подобная церковная политика привлекает в Москву архиереев, что впоследствии сделает Москву духовном центром всего государства (в 1325 г.)

Страна в те времена находилась под гнетом татаро-монгольского ига. Татарский хан стремился действовать по принципу «разделяй и властвуй», сея вражду между князьями. Так, в 1282 г. столкновение двух войск братьев Дмитрия и Андрея чуть не закончилось кровопролитием (в борьбе за Владимирское княжение). Но князю Даниилу удалось помирить своих братьев путем мирного соглашения.

Мирный союз продолжался недолго. Уже через год князь Андрей, объединившись с ордынцами, организовал поход под названием «Дюденева рать», в результате которого пострадало 14 русских городов, в том числе и Москва.

Набеги со стороны татаро-монгольского ига оставили этот город в плачевном состоянии. Недавно отстроенный Свято-Данилов монастырь также подвергся разорению. Но князь Даниил не унывал, и всячески старался сохранять мир и спокойствие на своей земле. Трудом и миролюбием он восстанавливал разоренный город.

Уже после смерти брата Димитрия, князь Андрей хотел захватить Переславль-Залесский. В этот раз святому князю Даниилу удалось помешать этому. Объединившись с князем Михаилом Тверским, Даниил выступил против Андрея многочисленной армией. Но и здесь столкновения не произошло и вопрос решился путем мирных переговоров.

Миролюбие князя сослужило ему хорошей репутацией. И в 1296 г. он был приглашен на княжение в Великий Новгород. Постепенно усиливалось политическое влияние святого князя, так как он старался объединять земли путем мира и не вступать в бой без крайней необходимости. Так в последствии Даниил присоединил к себе Переславль-Залесский и Коломну.

Примечательно, что его четвертый сын, так же после смерти родителя стал князем московским, вошедшим в историю, как известная личность – Иван Калита.

Чувствуя приближение смерти, Даниил в 1303 году оставляет государственные дела и принимает великую схиму в основанном им Даниловском монастыре. По свидетельству Лаврентьевской летописи святой князь почил 5 марта 1303 года и похоронен был в том же монастыре. Торжественное обретение мощей состоялось в 1652 г. при царе Алексее Михайловиче. По сей день они находятся в Даниловом монастыре.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector