Даты поминок у православных
Поминальная трапеза
Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем. преломлять для них хлеб ( Иер. 16: 7 ). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных.
Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.
В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших.
Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в
первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и
близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.
Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье).
Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.
Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.
Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон.
Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?
За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.
Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.
Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы.
«Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный.
Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».
На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».
Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой день поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.
Следующие молитвы читают в любые дни поминок.
«Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой».
«Богородице Дево, радуйся. »
В конце трапезы попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».
«Вечная память» (трижды).
Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил Свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».
Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если этого нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед (или изюм) – сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.
Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.
После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш. », «Достойно есть. »
Но самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Что же, поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание наше за души умерших шло от сердца нашего. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как было рассказано ранее.
Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18: 20 )
Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21: 22 ).
Во время поминок оставляют во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд: это очень древний обычай.
Во время похорон существует еще один обычай – закрывать в доме зеркала материей. Это делают из чувства благочестия, дабы ничто лишнее не рассеивало скорби и печали о грехах перед Богом.
Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.
Родительские субботы в 2020 году: даты и правила поведения в поминальные дни
2,961 просмотров всего, 56 просмотров сегодня
С давних пор у православных христиан существует традиция поминать своих усопших родственников, и делают они это в специально установленные в церковном календаре, дни. Обычно они приходятся на субботы, поэтому их так и называют – родительскими субботами.
В 2020 году таких дней – семь. Даты являются переходящими, поэтому всегда полезно знать заранее, когда следует отправиться на кладбища для того, чтобы отдать дань уважения близким, которые ушли в мир иной. Об этом расскажет Joinfo.ua.
2 марта – Вселенская мясопустная суббота
Ее отмечают за восемь дней до начала Великого поста. Свое название – Вселенская – суббота получила не случайно. Дело в том, что в храмах священники читают молитвы во славу всех умерших христиан, прошедших крещение. Отметим, что в каждом году Вселенских суббот – две: Мясопустная и Троицкая.
Мясопустная суббота также называется Малой Масленицей, так как она отмечается в последнюю неделю перед этим праздником. В этот день, как и во все другие поминальные даты, в храмах проводятся специальные службы, на протяжении которых священнослужители читают молитвы за усопших христиан. При этом места их проживания и погребения не имеют никакого значения. Во время таких молитв люди просят Бога о том, чтобы он простил их умершим родственникам все земные грехи.
До наших дней дошла традиция подавать священнослужителям записки с именами усопших. После служб следует отправляться на кладбища, чтобы привести могилы в порядок и помолиться там.
С древних времен на Вселенскую мясопустную субботу женщины выпекали блины, первый из которых необходимо было возложить рядом с иконами – на так называемую божницу. Остальные блины относили на могилы умерших родственников, а также угощали ими просящих, детей и монашек. При этом необходимо было попросить тех, кто принимал угощения, о том, чтобы они вознесли молитвы за упокой душ усопших: назывались имена. Принято также подавать милостыню и раздавать приготовленную загодя кутью, без которой у славян не обходятся ни одни поминки.
В чем, собственно, смысл кутьи? Это блюдо является символом людей, покинувших этот мир, и вот почему. Зерно, заложенное в землю, дает плоды, а само истлевает. Так же и человек: тело после погребения тлеет, а душа возносится на небо. Кутья также символизирует тех людей, которых после смерти не предали земле по тем или иным причинам. Их души мечутся в поисках покоя, но не могут вознестись на Небо. Это угощение, как известно, принято готовить из пшеничного зерна. Сначала его замачивают на несколько часов, чтобы блюдо получилось рассыпчатым, а потом отваривают. Заправляют его орехами, семенами, сухофруктами, маком… Здесь все зависит от личных предпочтений.
Родительские субботы в Великий пост
В 2020 году они выпадают на 14, 21 и 28 марта, то есть, на вторую, третью и четвертую недели поста. В храмах проходят Литургии, во время которых все присутствующие могут также подать записки с именами, поставить свечи за упокой, заказать сорокоуст.
Отметим, что ежегодно даты родительских суббот, выпадающих на Великий пост, меняются, впрочем, как и другие праздники, связанные с Пасхой. Полезно также знать, что Литургии в этот период проводятся исключительно по трем поминальным дням.
Как и в любые другие поминальные дни, после храмов принято отправляться на кладбище, чтобы привести в порядок могилы и вознести молитвы за упокой душ ушедших в мир иной родственников. Но священники говорят, что делать этого не обязательно, так как во внимании нуждаются души умерших, а не их тела. Однако мы, живущие, так или иначе, отправляемся к местам захоронений: это больше нужно нам, нежели покойным.
28 апреля — Радоница
Это первый день после Пасхи, когда Церковь вновь разрешает поминание умерших. На первый взгляд кажется немного странным, что Радоницу, которая является днем поминальным, в народе называют праздником. Да и название его берет свое начало от слова «радость». Почему? Здесь все просто. В этот день люди едут на кладбище с одной целью: чтобы отпраздновать Воскрешение Христа вместе со своими родственниками, ушедшими в мир иной. Таким образом, живущие сообщают своим умершим родным о том, что зло повержено.
В Радоницу принято возить с собой на кладбище куличи и другую свежую выпечку. Можно отвозить конфеты и сладости, главное, чтобы угощения были освящены в храме. Часть этой снеди, согласно традиции, раздают нищим и детям, а остальную съедают сами.
Служители церкви неустанно предупреждают о том, что, посещая кладбища, надо отдавать дань традиции, но не устраивать из этого грандиозные пиршества с возлияниями среди могил. Подобное поведение – неуважение к миру усопших. Радость на Радоницу должна быть умеренной, но ни в коем случае не буйной. Вечером этого дня дома можно организовать скромный поминальный ужин.
6 июня — Троицкая суббота
Троицкая суббота, как уже упоминалось выше, также является Вселенской. Как можно понять из названия, приурочена она к празднику Святой Троицы. Прихожане, поминающие своих умерших родных, посещают храмы, ставят свечи за упокой их душ и ходят на кладбища.
К этому дню природа просыпается, появляются травы и листья, поэтому могилы с давних пор стало принято украшать свежей зеленью и ранними цветами. Как и положено, во Вселенскую субботу, поминают не только своих родственников, но и всех христиан, некогда живущих на планете. Исходя из этого, истинно верующие христиане приводят в порядок могилы даже незнакомых людей и возлагают на них цветы. К слову, именно Вселенскую Троицкую субботу Церковь считает главным из всех поминальных дней.
В этот день строго запрещается ругаться и ссориться, веселиться и сплетничать. Особенно возбраняется делать это во время поминального ужина. В ходе трапезы не рекомендуется принимать алкогольные напитки.
Священнослужители говорят, что каждый христианин тем или иным способом внес свою лепту в строительство Царства Божьего, которое будет установлено после того, как Иисус Христос во второй раз явится живущим. Это событие предзнаменует воскрешение умерших, после которого они вернутся к счастливой и вечной жизни.
2 ноября — Дмитриевская суббота
В 1380 году князь Дмитрий Донской, после своего возвращения с Куликова поля, установил еще один поминальный день, который носит название – Дмитриевская суббота. Во время панихид, проводящихся в храмах, люди просят Бога простить грехи своим покойным родственникам и даровать им Царствие Небесное.
В старину в Дмитриеву субботу христиане прощались с осенью и встречали зиму. Не запрещались легкие работы по хозяйству. Так, если до наступления Покрова Пресвятой Богородицы люди не успевали управиться по саду-огороду, то завершали такие дела они именно в этот день. Кроме того, можно устраивать уборку в доме, но только в том случае, если до этого вы успели навести порядок на могилах умерших родных. Вечером, по традиции, рекомендуется устроить семейный поминальный ужин за столом, устланным белой льняной скатертью. Набор блюд – традиционный: кутья, блины, узвар и свежая выпечка.
Несмотря на то, что современная жизнь проходит в бешеном ритме и теплые чувства к покойным родственникам затираются, память то и дело возвращает нас к тем неповторимым дням, когда наши близкие были рядом с нами. Остановитесь хоть на мгновенье и отдайте им дань уважения. Помолитесь об их душах: пожалуй, это все, что мы можем сделать для тех, кого больше с нами нет.
Сроки проведения поминок
После смерти тело человека предается земле. Там оно покоится до того момента, когда наступит всеобщее Воскресение. В христианстве смерть не является концом существования. Она лишь завершает земной путь человека. С ее наступлением начинается этап, к которому каждый верующий стремится на протяжении всей жизни. Познать истинный смысл бытия и умереть в вере — значит победить смерть.
Когда можно поминать усопших?
У Христианской Церкви нет таких понятий как «живой» и «мертвый» человек. Перед Богом все равны. С этим связана традиция поминовения усопших. Она проводится три раза после смерти. Помимо этих дат, есть еще даты, когда поминают всех погибших.
Как проводить поминовение умершего?
С дня кончины отсчитываются 3-ий, 9-ый и 40-ой дни. Церковные служители в эти дни читают молитву о покойном и приносят бескровную жертву об упокоении души покойного. Выбор именно этих дат обусловлен церковным учением том, куда направляется душа после окончания земной жизни.
Сроки проведения поминок
Очень важен третий поминальный день. Церковный канон гласит, что душа человека отправляется на небеса именно тогда. Первые двое суток она остается среди нас, сопровождаемая Ангелом. С ним они путешествуют по местам, которые оставили важный след в земном пути человека. Это могут быть счастливые моменты, или же наоборот, испытываемая горечь и боль. Церковь утверждает, что если душа была добродетельна, значит она отправится туда, где она совершала праведные деяния.
После этого душа следует на небо для поклонения Богу, это объясняет важность поминок в этот день. Родные молятся за нее, посещают церковь. Принято собирать поминальный стол. Во время обеда посетители выражают свое горе и говорят хорошее о покойном.
Когда поминать усопших?
Девять дней
Спустя три дня после смерти, Ангел сопровождает душу покойного в Царство Небесное. Там душа может насладиться всеми блаженствами райской жизни. Там она находится на протяжении шести дней.
Если при жизни человек чтил Господа и не нарушал заповедей, в этом месте душа обретает блаженство и покой. Но, в ином случае, грехи, совершенные на земле, не дадут почувствовать наслаждение. Душа испытает скорбь и раскаяние в своем поведении.
С наступлением девятого дня, Ангелы должны привести душу человека к Богу на поклонение. В это время церковная служба молится за покойного, прося милосердия Господа. Это, как правило, проходит в узком кругу самых близких людей. Можно посетить кладбище, принести цветы на могилу и вспомнить о добрых делах покойного. Не стоит забывать о молитве, ее сила очень велика.
Сороковой день
Согласно православным верованиям поминание на 40-ой день имеет особое значение. Приведем краткое описание эпизода, подчеркивающего значимость этой цифры. На Синайской горе состоялась беседа Бога и пророка Моисея. Последний выдержал пост, длившийся сорок дней. Только после этого он получил от Бога скрижали закона.
Еще одно упоминание гласит, что израильтянам удалось достигнуть земли обетованной только после странствий по пустыне, которые продолжались 40 дней. С этим связаны и поминки на 40-ой день.
Душа покойного поднимается на святую гору Небесного Синая, там она видит Бога и достигает блаженства, к которому она стремилась. Затем она поселяется в небесные селения с праведниками.
После свершения поклонения Богу, душа отправляется в ад. Там она видит, как мучаются нераскаявшиеся в своих грехах. После того, как душа побывала в раю и аду, происходит третье возношение на поклонение Господу. Решается, где будет пребывать душа до совершения Страшного Суда.
Эта дата очень важна для вознесения молитв и поминовения в мире земных людей. В них должны принять участие все знакомые погибшего, которые хотели бы помянуть и помолиться за упокой его души. Сила молитвы заглаживает грехи умершего и просит Господа о том, чтобы он попал в рай. Не стоит недооценивать важность этого дня поминок.
Год после смерти
По истечении одного года после смерти проводят поминовение усопшего. Эта дата объясняется тем, что годовой круг — самый большой литургический цикл. По истечении года вновь повторяются все христианские праздники.
В этот день не обязательно приглашать всех родных. Достаточно присутствие самых главных людей в мирской жизни покойного. Для религиозного человека этот день символизирует начало новой жизни, которая будет длиться вечно.
Мы рассмотрели вопрос о том, как и когда, поминают умерших. Однако были названы не все даты, когда устраиваются поминки. Кроме поминальных дней, значимых для конкретного человека, церковью назначены дни, когда христиане молятся за всех погибших людей. Эти даты получили название — Вселенская панихида. Само название свидетельствует о масштабности этих событий. День, в который проводится поминовение, называется Вселенской родительской субботой.
Традиционное проведение поминального дня
В день поминовение важно не только молиться и устраивать поминальную трапезу. Помянуть усопшего поможет милостыня. Это не только подаяние нищим, но и совершение добрых поступков, оказание помощи людям, которые в ней нуждаются. Можно отнести еду и одежду в детский дом; пожертвовать на строительство и украшение храма; приютить человека, оставшегося без жилья; помочь пенсионерам и больным людям. Все эти действия являются милостыней.
Не забудьте угостить поминальной едой соседей, коллег по работе.
Человек, получивший помощь, благодарит за подаяние, и Господь воздает ему за это. Благодеяние и милостыня от имени усопшего имеют такое же значение, как если бы их совершил он сам.
Иоанн Златоуст считал, что роскошный погребальный обряд не свидетельствует о любви к покойному. Это лишь признак людского тщеславия. Не обязательно тратить много денег на похороны. На небесах это не повлияет на решение Господа. Пользу приносит милостыня, совершенная искренне.
Как должны проводиться поминки?
- Сообщите родным и друзьям о приближении поминального дня заранее. Пригласите самых близких людей покойного, которые любили и уважали его.
- Определитесь с местом поминок, это может быть общественное заведение или же собственный дом. Проследите за тем, чтобы все было хорошо организовано.
- В день поминок посетите могилу покойного, принесите цветы.
- За поминальным столом вспоминайте о благих поступках покойного.
- Помолитесь за благополучие его души, попросите милости Господа.
- Раздайте милостыню, сделайте это искренне, от чистого сердца.
К сожалению, человек не может предсказать дату своей смерти. Она настигает его неожиданно и может прийти в любой день. Родные должны соблюдать традиции Церкви при проведении поминок. Есть случаи, когда они не могут быть организованы, и следует перенести дату поминального дня.
Поминовение во время страстной недели
Вопрос можно ли делать поминки в страстную неделю часто волнует людей. Прохождение Литургии совершается с первого до третьего дня. В это время при прохождении церковной службы не происходит чтение Анафоры и молитвы за упокой. Следовательно, и поминовение не делают. После окончания службы допускается совершение небольшой молитвы об усопшем.
Если смерть пришлась на Страстную Седмицу, отпевание проводить разрешается, за исключением лишь дня, посвященного воспоминаниям о распятии, крестных страданий и погребении Иисуса, когда отпевания не проводятся.
Позвоните мне
Пожалуйста, оставьте свое имя и номер телефона
Родительские субботы и дни особого поминовения усопших
Когда в Церкви молятся об усопших?
Учение Православной Церкви о душе говорит о том, что смерть не является завершением земной жизни, а только переходом в иной мир. У Бога все живы — именно поэтому Церковь постоянно молится не только за живых своих членов, но и за всех почивших. Чтобы показать, насколько важна роль поминальных молитвословий, перечислим основные моменты их присутствия в богослужении:
1) молитвы об упокоении совершаются в Церкви ежедневно (на литургии, во время панихид);
2) по церковному уставу каждый из семи дней недели посвящен определенному событию и имеет свои особенности богослужения. Суббота посвящается памяти святых и всех почивших христиан;
3) частное поминовение умерших совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти, а также на годовщину. Ежегодно панихиды по родным заказывают на именины или в день рождения покойного;
4) дни общего церковного поминовения именуются родительскими субботами. Две из шести родительских суббот (Мясопустная и Троицкая) носят название вселенских, так как полностью посвящены молитвословию о почивших во все времена и имеют исключительный богослужебный порядок.
В течение года количество заупокойных молитв разнится от наименьшего в предпраздничные и праздничные дни до наибольшего во вселенские родительские субботы, которые почти полностью состоят из заупокойных молитвословий.
Что такое родительские субботы?
Дни особого поминовения в Православной Церкви именуются родительскими субботами. Такое название объясняется тем, что в эти дни христиане молятся об упокоении своих родителей (это слово следует понимать шире — дедов, прадедов и всех предков своего рода (прародителей)), а также всех усопших православных христиан. Люди в эти дни посещают кладбища, ухаживают за могилами, заказывают панихиды в храмах или совершают богослужения над могилами самостоятельно — мирским чином (чтение литии).
Вселенские родительские субботы
Субботы перед Масленицей и Духовым днем (Пятидесятницей) — это дни, когда все православные христиане призываются к усиленной молитве об усопших членах Церкви — знакомых и незнакомых, далеких и близких.
Мясопустная суббота предшествует Неделе (воскресенью), в которую Церковь вспоминает о Страшном Суде и сугубо молится обо всех почивших. Это поминовение вообще всех умерших православных людей говорит о единстве Церкви, тело которой составляют души не только живых, но и мертвых, объединенные во Христе.
Троицкая суббота связывается с сошествием Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения Христова. Это событие является одним из ключевых для понимания учения о спасении. Святой Дух, сошедший на апостолов, является для всего человечества свидетельством присутствия Божия рядом с людьми, обещанием спасения. Считается, что в день Пятидесятницы была образована апостольская Церковь.
Чин богослужения двух вселенских суббот составлен особенным, исключительным образом: некоторые произносимые в этот день молитвы не присутствуют ни в каких других службах. Если в этот день выпадает память святых, то она переносится на следующий день. Если же выпадает престольный или двунадесятый праздник, заупокойная служба совершается в отдельной части церкви — усыпальнице либо переходит на предыдущую субботу или четверг.
Нужно отметить, что в первую очередь во время вселенских суббот поминаются все усопшие от века православные христиане, а уже во вторую очередь — непосредственно наши сродники. Однако, чтобы дать людям помолиться более лично и усердно именно о своих родных, кроме поминовения на утрени и вечерне совершается еще и великая панихида. В чем отличие между этими поминовениями? Если утреня и вечерня совершаются по исключительному, специально составленному для двух этих дней порядку и носит всеобъемлющий характер, то во время панихиды произносятся молитвы более общие по содержанию и употребляющиеся также при других обстоятельствах (например, канон из обычных заупокойных субботних служб). Еще одним важным отличием является то, что на утрене поминание совершается без указания конкретных имен, но за всех «праотец, отец и братий. », а на панихиде оно происходит по церковным синодикам и личным помянникам.
Субботы Великого поста
Нарочитое (особенное) поминовение усопших совершается также в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста. Эти субботы являются своего рода восполнением того, что во время Четыредесятницы практически не совершается литургическое поминовение. Перечисленные субботы также называются родительскими, но их чинопоследование не носит такого особенного характера, как в случае с Троицкой и Мясопустной субботами, поэтому родительские субботы Великого поста не называют вселенскими.
Еще одно отличие состоит в том, что во вселенских субботах на первый план выходит поминовение всех умерших во все века существования человечества, а в великопостные субботы главная роль отдается все-таки молитвам об усопших родственниках (совершается во время утрени и вечерни). Отдельная вселенская панихида в этот день не служится. Родительские субботы Великого поста отличает от вселенских и то, что в эти дни не отменяется прославление святых, а если суббота совпадает с Благовещением, престольным праздником либо полиелеем, то заупокойная служба не переносится на другой день, а просто опускается.
Частные родительские дни
Некоторые дни поминовения встречаются лишь в практике Русской Православной Церкви. К ним относятся Димитриевская суббота, Радоница, 9 мая (память погибших в Великой Отечественной войне) и 11 сентября (день памяти православных воинов, установленный указом императрицы Екатерины II, совершается нерегулярно).
Как гласит предание, этот день был утвержден благоверным князем Димитрием Донским в субботу перед днем памяти его святого покровителя — великомученика Димитрия Солунского (26 октября) — в год Куликовской битвы (1380). Тогда князь впервые повелел отслужить в обители преподобного Сергия Радонежского заупокойную службу в память воинов, павших на Куликовом поле.
Со временем связь этого дня с его историческим истоком ослабела, и сегодня Димитриевская суббота является поминальной родительской субботой, без частного соотнесения с событиями 700-летней давности.
Радоница является, пожалуй, самым известным (даже в нецерковных кругах) днем поминовения усопших. В этот день всегда объявляется государственный выходной, чтобы все люди (как верующие, так и светские) имели возможность посетить родные могилы.
Дата Радоницы является переходящей — зависящей от даты Пасхи. Чаще всего она назначается на вторник (если не совпадает с важными праздниками) Фоминой седмицы (вторая неделя после Пасхи).
Установление такого особого дня поминовения связано с Великим постом. Дело в том, что на протяжении постных седмиц очень часто нарочитое поминовение умерших (которое всегда совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни) не может быть совершено из-за особенностей великопостного богослужебного устава. Поэтому к концу поста накапливается множество неотслуженных панихид, которые переносятся на первый день, когда можно совершить полную литургию и панихиду. Таким днем и является Радоница.
Поскольку Радоница всегда совпадает с попразднством, в этот день нет никаких специальных заупокойных молитвословий ни на литургии, ни на утрени и вечерне. Поминальные молитвы присутствуют только на полунощнице, а также служится великая панихида после вечерни.
Суеверия, связанные со смертью и поминками
Удивительно, но факт: в мире победившей науки, где люди часто ставят под сомнение все мировые религии, всё еще невероятно сильны так называемые народные приметы, или суеверия.
Этимология слова «суеверие» говорит сама за себя: суетная вера, вера в нечто пустое, несуществующее.
Поскольку смерть для любого человека является темой, окруженной многими тайнами и вопросами, к ней, как к магниту, притягивается и такое же количество различных суеверий. Так, очень распространены многочисленные предрассудки, связанные с организацией поминок. Часто по усопшему устраивается настоящая тризна с большим количеством разнообразных яств и алкоголя. Однако церковные люди должны понимать, что поминки организуются главным образом для того, чтобы проявить милость к людям, которые присутствовали на отпевании и похоронах. Еда нужна живым, душа же покойного нуждается в молитвах.
Абсолютно бессмысленны и все приметы, связанные непосредственно с поминальной едой. Некоторые особенно суеверные люди считают, что еду с поминок нельзя уносить домой, потому что она «обладает отрицательной энергетикой». Это утверждение является ни на чем не основанным суеверием. Еда была приготовлена для того, чтобы накормить людей, и если она остается — ее можно и нужно раздать.
Масса суеверий связывается с подготовкой к похоронам. Часто приходится наблюдать, как в доме завешивают зеркала (чтобы случайно в них не увидеть покойника), переворачивают стулья, на которых стоял гроб (чтобы живые не сели на них) и многие подобные вещи. Как верующие христиане, мы должны всячески искоренять подобные языческие предрассудки в окружающем обществе, объяснять людям полную бессмысленность таких действий.
Абсурдной и одновременно неискоренимой является традиция приносить на кладбище еду или сладости, а также оставлять стопку водки «для покойника». Стоит ли говорить обо всей нелепости подобных обычаев? Душа, которая уже не имеет материальной оболочки, не нуждается ни в чем материальном, в том числе в пище. Чтобы почтить память наших родных, мы можем заботиться об их могилах, о поддержании их в чистоте и порядке. Можем приносить на кладбище цветы и венки. Но самое главное, что мы можем сделать, — это послужить над могилой литию, попросить Господа помянуть усопшего.
В христианстве нет места магии. Цель жизни христианина — очистить собственную душу. Цель его смерти — соединиться с Богом в Царстве Небесном. В отличие от бытовых суеверий и предрассудков, каждое религиозное действие имеет высокую цель. Об этом мы должны твердо помнить и отличать одно от другого.
Даты родительских суббот и дней поминовения усопших в 2019 году
Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову — 10 февраля.
Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 2 марта.
Суббота 2-й седмицы Великого поста — 23 марта.
Суббота 3-й седмицы Великого поста — 30 марта.
День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны — 9 мая.
Радоница — 7 мая.
Троицкая родительская суббота — 15 июня.
Димитриевская родительская суббота — 2 ноября.
Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших
Поминальный обед – обязательный ритуал похоронного процесса, который символизирует вечную память об ушедшем в иной мир человеке. В нем принимают участие родственники усопшего, близкие друзья, коллеги. Поминки после похорон проводятся прежде всего для души умершего. Однако не менее важен этот ритуал и для близких усопшего. Он помогает им облегчить боль утраты и постепенно прийти к успокоению. В этой статье мы расскажем об основных правилах проведения поминок после похорон.
Как поминают усопшего?
Согласно православным традициям, ритуальный обед проводится:
- В день погребения (на 3 день после смерти);
- На 9 день после похорон;
- На 40 день после погребения;
- Через год после смерти человека.
Также можно организовывать поминальную трапезу через полгода после смерти, на день рождения усопшего и в День Ангела.
Если вы не уверены, можно ли организовывать поминовение в конкретный день, или у вас есть другие вопросы относительно этого ритуала, вы можете прийти в храм и задать их священнику.
Поминальная трапеза в день похорон.
Ритуальный обед традиционно начинается с молитвы «Отче наш». Если на поминках присутствует священник, он освещает трапезу и благословляет на принятие пищи.
Усопшему принято отводить отдельное место за столом. На него ставится рюмка, накрытая хлебом, и тарелка со столовыми приборами. Пустой стул остается свободным.
Первое блюдо, подаваемое присутствующим, — кутья (отварное пшено или рис со сладким сиропом и сухофруктами). Все присутствующие должны съесть несколько ложек. Это символизирует счастливую жизнь души усопшего в ином мире. Также на столе присутствуют и другие блюда: отварной картофель, мясо, рыба, блины, овощи, пироги и т.д. При этом следует учитывать, что во время постов пища должна быть постной.
Все присутствующие за столом вспоминают усопшего добрыми словами, рассказывают о его жизни. Согласно традициям русской православной церкви, на поминках читают следующие молитвы:
- 17 Кафизму из Псалтыря — псалом 90 и 118;
- поминальную молитву — «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба…».
Поминки на 9 день после погребения.
В этот день близкие усопшего снова организуют ритуальную трапезу, отдавая дань его памяти. Перед поминальным обедом присутствующие читают молитву «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавол упразднившей…», после чего вспоминают усопшего, помогая его душе найти умиротворение. Угощение, которое остается после трапезы, рекомендуется раздать нищим.
Поминки на 40 день после похорон.
Верующие считают, что в это время душа умершего в последний раз спускается на землю для прощания. Утром родственники усопшего посещают церковь, читают молитвы и заказывают панихиду. Поминки начинаются с раздачи присутствующим выпечки и конфет и заканчиваются ритуальным обедом. После 40 дней можно отдать личные вещи умершего его близким или нуждающимся.
Поминки на годовщину.
Поминальный обед через год после смерти человека проводится по тем же правилам, что и через 9 и 40 дней. Утром родные и близкие могут прийти на кладбище, чтобы постоять возле могилы. А затем все желающие садятся за поминальный стол, чтобы еще раз вспомнить усопшего.
Правила проведения поминок после похорон у православных
При организации ритуальной трапезы рекомендуется придерживаться основных правил.
- Поминальный обед начинается минутой молчания. Затем право произнесения небольшой траурной речи поочередно предоставляется близким, друзьям и коллегам умершего.
- Согласно правилам поминального этикета, на траурном обеде недопустимо громко разговаривать, чокаться и смеяться.
- Также не принято громко причитать и рыдать. Если справиться с эмоциями становится сложно, рекомендуется покинуть поминальный стол и найти уединенное место.
- После завершения трапезы каждый приглашенный встает и кланяется портрету усопшего и оставленному для него месту за столом. В этот момент уместно произнести слова сочувствия близким умершего.
- Угощение, которое остается после трапезы, можно раздать присутствующим или нуждающимся, чтобы еще раз почтить память усопшего.
По церковным понятиям поминки после похорон организовывают на 3, 9 и 40 сутки после смерти. Это сложный ритуал, целью которого является почтение памяти ушедшего на тот свет человека и общая молитва о его душе. Правильное поведение родных и близких после похорон позволит легче пережить утрату и не усугубить и без того печальную картину моральными и социальными конфликтами.