Давид пророк и царь
История царя Давида
авид, согласно Ветхого Завета, второй царь объединенного царства Израиля и Иудеи. Правил предположительно с 1010 г. по 970 г. до нашей эры. Изображается как доблестный воин, талантливый поэт и музыкант, сочинитель многих (или всех) псалмов, содержащихся в Псалтири. Согласно Библейским источникам, царь Давид – праведный и мудрый правитель, сведущий в области гражданского и уголовного правосудия. В Библии о нем говорится:
Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего… (Первая книга Царств, глава 13)
Еврейские пророки воспринимали его как предка будущего Мессии. В Новом Завете царь Давид упоминается как предок Иисуса.
Семья царя Давида
Первая книга Царств рассказывает о семье царя Давида. Он был младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема (в Первой книге Паралипоменон – младший из семи сыновей). Его мать не называется по имени ни в одной книге Библии, но Талмуд определяет ее как Ницевет, дочь Адаэля. В книге Руфь просматривается его родословная до моавитянки Руфи.
Жены царя Давида.
У царя Давида было множество жен. Посредством брака Давид укреплял свои отношения с различными политическими и национальными группами. Весьма вероятно, что у него было 8 жен:
- Михаль, вторая дочь царя Саула;
- Вирсавия, изначально жена одного из военачальников Давида6
- Ахиноама;
- Авигея Кармилитянка, ранее жена Навала;
- Маахи, дочь Фалмая, царя Гессурского;
- Аггифа;
- Авитала;
- Эгла.
Дети царя Давида.
У Давида было множество сыновей и дочерей от жен и наложниц. В Хевроне у Давида было шесть сыновей: Амнон от Ахиноамы; Даниил, Абигел, Авессалом от Маахи; Адоний от Аггифы; Сафатия от Авиталы; Иефераам от Эглы. От любимой жены Вирсавии – Шима, Шовав, Нафан и Соломон. Сыновья Давида, родившиеся в Иерусалиме – Евеар, Елисуа, Елифалеф, Нафек, Иафиа, Елисам и Элиада. Иеримоф, который не упоминается ни в одной из родословных, также упомянут как сын Давида во Второй книге Паралипоменон.
Родословие царя Давида
Царствование царя Давида
Бог гневается, когда Саул, царь Израиля, не исполняет Его волю, а потому он посылает пророка Самуила помазать юного Давида, младшего сына Иессея из Вифлеема, на царство. Так Господь проявил Свое намерение.
…Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после…
После этого случая ничего не изменилось в жизни Давида, он все также пас скот и играл на лире своим стадам.
Давид и Саул
Дух Господень отступил от Саула, и возмущал его злой дух от Господа. Царедворцы Саула рекомендуют ему найти талантливого музыканта, чтобы тот музыкой своей успокаивал Саула. Так Давид, который прекрасно играл на лире, становится придворным музыкантом и музицирует, чтобы успокоить царя, которого время от времени беспокоит злой дух.
Идет война между Израилем и Филистимлянами, и великан Голиаф бросает вызов израильтянам, предлагая поединок один на один. Давид заявляет, что он сможет победить Голиафа. Отказавшись от предложения надеть царские доспехи, он убивает Голиафа пращей. Подробнее о Давиде и Голиафе.
Саул назначает Давида командующим над армией. Весь Израиль любит Давида, но его популярность вызывает у Саула страх и ненависть. Он планирует убийство Давида, однако сын Саула Ионафан предупреждает Давида о коварных планах своего отца и Давиду удается сбежать. Сначала он бежит в Номву, где ему помогает священник Ахимелех, затем бежит в филистимский город Геф, намереваясь искать убежища у царя Анхуса. Спустя некоторое время Давид понимает, что снова находится в опасности, и скрывается в пещере Одоллама со своей семьей.
Давид планировал искать убежище у царя Моава, но пророк Гад передает ему Божье веление отправиться в лес Херет, а затем в Кеиль, где Давид принимает участие в дальнейшей битве с Филистимлянами. Саул планирует завоевать Кеиль и захватить Давида, поэтому Давид покидает город, чтобы защитить его жителей. Давид укрывается в горах, а затем в пустыне Негев.
Местные жители рассказывают Саулу, где скрывается Давид. Саул входит в пещеру, где укрывался Давид со своими людьми. Давид понимает, что он имеет возможность убить Саула, но он этого не делает. Вместо этого он тайно срезает угол одежды Саула и, когда Саул вышел из пещеры, Давид вышел на поклон к Саулу и продемонстрировал кусок отрезанной одежды, тем самым дав Саулу понять, что не имеет претензий на Царство и не собирается воевать с Саулом. Таким образом, двое помирились, а Саул признал Давида в качестве своего преемника. Теолог Дональд Спенс-Джонс считает, что, «одна из самых красивых особенностей многогранной природы Давида – преданность Саулу и дому Саула».
У Давида была возможность убить царя Саула и впоследствии, однако он ей также не воспользовался. Этот случай описан в Первой Книге Царств, глава 26. Давид застал Саула спящим, но не послушал совета Авесса и не стал поражать спящего Саула копьем и не дал этого сделать Авессе.
После смерти Саула и его сына, старейшины Израиля пришли в Хеврон к Давиду, считавшемуся Божьим помазанником. Вскоре Давид завоевывает Иерусалим и делает его своей столицей. Он переносит Ковчег Завета в Иерусалим, намереваясь построить здесь храм, но пророк Нафан (Натан) запрещает ему, пророчествуя, что Храм должен быть построен одним из сыновей Давида. На протяжении всей своей жизни, Давид готовил все необходимое для строительства Храма, чтобы упростить задачу своему сыну.
Натан также пророчествует, что Бог заключил Завет с домом Давида:
Давид регулярно одерживал победы над Филистимлянами. Моавитяне, Идумеяне, Амаликитяне и Аммониты платили ему дань. Практически все войны, которые вел Давид, носили изначально оборонительный характер: Давид в первую очередь защищал свое Царство. Однако эти войны закончились созданием империи Давида, которая простиралась по обе стороны реки Иордан, аж до Средиземного моря.
Давид разделил страну на двенадцать округов, каждый со своими гражданскими, военными и религиозными институтами. Он также утвердил Иерусалим в качестве светского и религиозного центра двух Царств. Люди из других округов начали совершать паломничества в Иерусалим каждый год на праздники.
Давид и Вирсавия.
Давид соблазняет Вирсавию, жену своего военачальника, и желает смерти ее мужу. В ответ, Натан пророчествует наказание, которое падет на Давида.
… этим поступком ты дал повод врагам Бога хулить Его, умрет родившийся у тебя сын…
Сын Давида Авессалом восстает против отца. Давид подавляет восстание, но приказывает воинам, которые преследовали Авессалома в лесу Ефремовом, сохранить жизнь его сыну. Авессалом цепляется за деревья своими длинными волосами и падает жертвой трех стрел Иоава. Давид долго оплакивает смерть своего любимого сына.
Греховная связь Давида с Вирсавией считается также причиной многих горестных событий в семье царя Давида. К примеру, изнасилования его дочери Фомарь его старшим сыном Амноном, а также убийства Амнона от руки его же брата Авессалома.
Старость и смерть царя Давида.
В старости Давид был прикован к постели. Он постоянно чувствовал холод и никак не мог согреться. Свой трон он завещал Соломону, сыну от Вирсавии. Адония, старший сын Давида, объявил себя царем. Однако в ответ на это Давид публично помазал на царство Соломона. Опасаясь возмездия, Адония бежал к жертвеннику в Иерусалиме, однако Соломон его помиловал. Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет правления. На смертном одре Давид наставляет Соломона ходить путями Бога и отомстить врагам.
Похоронен царь Давид был на горе Сион. Согласно Новому Завету, именно на этом месте проходила Тайная вечеря.
Царь Давид в истории и археологии
Вопрос о том, является ли царь Давид реальной исторической фигурой актуален до сих пор. До недавнего времени не было никаких подтверждений историчности Давида. Однако, некоторые, найденные не так давно, археологические артефакты говорят о том, что Давид, вероятно, действительно реальный исторический персонаж.
Стела Тель-Дан
Стела Тель-Дан (покрытый надписями камень), воздвигнутая в Дамаск в конце 9 — начале 8 века до н. э. в ознаменование победы правителя над вражескими царями, содержит фразу bytdwd, которую большинство ученых переводят как «дом Давида». Вполне вероятно, что это отсылка к династии Иудейского Царства.
Стела Меша
Стела Меша из Моава, датируемая примерно тем же периодом, также содержит имя Давид в двух местах. Кроме двух стел, имя Давида также встречается на барельефе в Египте. Все остальные свидетельства о жизни и царствовании Давида исходят из библейской литературы. При этом многие библеисты считают, что библейское повествование о единой израильской монархии – есть всего лишь идеологическая пропаганда, созданная в VI век до н. э. и что фигура Давида не исторична.
Археологические данные свидетельствуют, что в 10 веке до нашей эры (во времена Давида), Иудея была мало населена, а Иерусалим был небольшой деревней. В следующем столетии наблюдался расцвет Иудейского Царства. Иудея постепенно переросла из места, населенного различными племенами, в небольшое государство. Эти факты не подтверждают, но и не опровергают возможность существования царя Давида как реальной исторической персоны.
Некоторые исследователи верят в историчность Давида, однако не в его статус. К примеру, Барух Халперн считает, что Давид был пожизненным вассалом Анхуса, Филистимского царя. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман описывают Дэвида, как харизматичного лидера шайки разбойников, которые захватили Иерусалим и сделали его своей столицей. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман отвергают идею о том, что Давид правил двумя Царставами. Они предполагают, что он был небольшим вождем Южного Царства (Иудеи). При этом они подчеркивают, что во времена Давида Иудея была политеистическим государством, а библейские сюжеты о Давиде были созданы по легендам намного позже и являются попыткой изобразить прошлое как золотой век монотеистической монархии лишь для того, чтобы утвердить современные им интересы.
Стивен Маккензи, автор биографии царя Давида, полагает, что Давид на самом деле происходил из богатой семьи и был «амбициозным и безжалостным» тираном, который на пути к власти убил своих противников, включая собственных сыновей.
Псалмопевец Давид
Давид считается автором всех или большинства псалмов Псалтыри. По другой версии, он он только редактировал Псалтырь. Многие псалмы связаны с конкретными событиями в жизни Давида (напр., псалмы 3, 7, 18, 34, 51, 52, 54, 56, 57, 59, 60, 63 и 142).
Фигура Давида в Христианстве
Концепция Мессии — главная в христианстве. Первым земным царем, правящим по божественному назначению («помазанником») был царь Давида. История Давида является предысторией к понятию Мессианства в раннем христианстве. Так Давид в качестве лидера и царя был посредником между Богом и народом. В ранней Церкви считали, что жизнь Давида предвещала жизнь Христа: они родились в одном месте, Давид был пастухом, что указывает на Христа.
Память Давида.
В Римско-католической церкви и лютеранской церкви память Давида празднуют 29 декабря. В Восточной Православной Церкви отмечают День Святого праведного пророка и царя Давида в воскресенье святых Праотцев (за два воскресенья перед великим праздником Рождества Христова). Память Давида также отмечают в воскресенье после Рождества Христова, вместе с Иосифом и Иаковом, братом Господа.
Царь Давид
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Царь Давид — праведник, воин, песнопевец [↑]
Царь Давид (דוד המלך) — Давид бен Ишай из колена Йеуды, один из самых известных царей Израиля, величайший праведник, псалмопевец и музыкант. Давид стал основателем царской династии. Согласно традиции, еврейский спаситель — Машиах (Мессия) — будет прямым потомком Давида. При Давиде израильская держава достигла своего расцвета. Царь Давид, будучи отважным воином и искусным военачальником, разбил врагов еврейского народа и объединил 12 колен Израилевых. Давид отвоевал Иерусалим, куда перенес столицу и где создал единый духовный и политический центр. Не менее велик вклад Давида в духовную жизнь народа: Давид отредактировал книгу Теилим — сборник Псалмов (Псалтырь), многие из Псалмов написаны самим Давидом. Считается, что именно царь Давид выбрал место для иерусалимского Храма и заложил его фундамент, на котором уже сын Давида, мудрый царь Шломо (Соломон) построил великолепное здание Первого Храма.
Годы жизни: 2854—2924 гг. (906—836 гг. до н.э.).
Родился в городе Бейт-Лехеме. По линии отца происходил от верховного судьи Ивцана-Боаза, который был прямым потомком вождя колена Йеуды — Нахшона, сына Аминадава. А прабабушкой Давида была жена Ивцана-Боаза моавитянка Рут (Рут 4:20-21, Таргум; I Диврей аямим 2:10-11).
Давид в книгах ТаНаХа [↑]
Жизнеописанию Давида посвящены многие главы обеих книг Шмуэля. В них рассказывается о юности героя, о его поединке с филистимлянским гигантом [Голиафом, или Гальятом], о конфликте с тогдашним царем Шаулем.
Тяжелую и опасную жизнь прожил Давид, много скитался, часто бывал преследуем. Пережил и разлады в семье, и заговоры среди соратников, и гражданские мятежи.
В течение многих лет Давид был пастухом, как когда-то праотцы еврейского народа, а также пророк Моше. В кочевой жизни на лоне природы Давид приобрел исключительную ловкость и силу: защищая своих овец, молодой пастух одолевал в схватке львов и медведей (Мидраш Шмуэль 2:20:5; Оцар ишей аТанах, Давид).
Помазание на царство и воцарение Давида [↑]
В 2883 году /877 г. до н.э./ в судьбе двадцатидевятилетнего пастуха произошло неожиданное радикальное изменение. Однажды его спешно позвали домой с дальнего выгона. Дома его ждал пророк Шмуэль, который, не давая никаких объяснений, взял свой рог с елеем и помазал его на царство вместо царя Шауля — ибо такова была воля Б-га (I Шмуэль 16:11—13; Седер олам раба 13; Седер адорот).
Помазанный на царствование пророком Шмуэлем, царь Давид [стал официально признанным царем только спустя несколько лет].
В 2884 году жители колена Йеуды поставили его над собой царем (II Шмуэль 2:1-4; Седер олам зута 5:2; Седер адорот). А в 2892 году /868 г. до н.э./, представители всех колен и возвели Давида на царство над всей страной.
Укрепление царства с центром в Иерусалиме [↑]
Давид отвоевал и заново отстроил Иерусалим, сделав его столицей большого и сильного еврейского государства. Жил он во дворце на горе Цион и все приготовил для возведения Иерусалимского Храма, но не получил на то разрешения, ибо пролил много человеческой крови. Первый Храм построил его сын от Бат-Шевы, великий и мудрейший царь Шломо (Соломон).
Царю Давиду удалось стать центром жизни своего народа. Прирожденный правитель, он обладал способностью привлекать на свою сторону всех, с кем имел дело. Необыкновенные трудности, которые ему пришлось преодолеть, выковали его характер, открыв в мечтательном юноше гения политических маневров.
Давид прожил всего семьдесят лет, но то были годы неимоверного труда и святого подвижничества. Царствовал он сорок лет, похоронен в пещере, высеченной в скале у подножия холма, известного ныне как город Давида.
Величие Давида и роль в истории [↑]
С именем Давида связано множество легенд. По одной из них, он должен был умереть сразу после рождения, но Адам, первый человек, согласился уступить ему семьдесят лет, прожив оставшиеся 930.
Своего величия Давид не потерял и после смерти: в день последнего суда, когда будет устроен великий пир для цадиков [праведников] всех поколений, именно он произнесет кидуш (для послетрапезного благословения) над бокалом вина. И об этом он пророчески написал в одном из своих псалмов (Теилим 116:13): «Чашу спасения подниму и воззову к Имени Б-га» (Песахим 119б).
Подвиг его жизни соразмерен с подвигом наших праотцев. Мы и поныне говорим: «Давид, царь Израиля, жив и здравствует! Давид мелех Исраэль хай векаям!»
Царь Давид назван в Талмуде среди семи величайших пастырей человечества — наряду с Адамом, Шетом, Метушелахом, Авраамом, Яаковом и Моше (Сукка 52б).
«Род Давида не мог прекратиться, ведь его вечность была нам обещана Всевышним, — пишет наш учитель р. Ицхак Зильбер. — …И сегодня известно немало людей, ведущих свое происхождение от Давида, — память об этом передается в их семьях из поколения в поколение. Потомки великих мудрецов — Абраванеля, Маараля из Праги, основателя Хабада р. Шнеура-Залмана из Ляд — знают о том, что происходят из рода Давида. Есть такие люди и в Израиле, и в Америке, и в Марокко» («Пламя не спалит тебя», стр. 30-31).
Подробная биография царя Давида на сайте — в цикле «Хроника поколений».
Полное житие библейского царя Давида и его значение в христианстве
Жизнеописание царя Давида
Отроческие годы
Святой царь родился примерно в 1035–1040 г. до н.э. Период правления охватывает 1010–970 гг. до н.э.
Царь Давид происходит из колена Иудина. Он был младшим, восьмым сыном отца. Его родитель был старейшиной в Вифлееме, городе, в котором родился Иисус Христос. Будучи отроком, Давид трудился пастухом. Его занятием в свободное время была игра на гуслях и воспевание Бога Вседержителя.
Молодой помазанник Божий
В то время как Давид подрастал и креп, пас овец в округе родного города, Израилем правил царь Саул, ставший первым государем, которого помазал на царство Господь. Впоследствии за непокорность и гордость Саул был свержен Творцом. Через пророка Самуила Господь помазал своего избранного – юного пастуха Давида, младшего сына Иессея. После исполнения Воли Божией пророком на Давида сошел Дух Божий.
Поединок с Голиафом
Когда Давиду было 18 лет, началась война с филистимлянами. Обе стороны стягивали свои войска. В филистимской армии был воин невероятной силы, рост которого приближался к 3-м метрам – Голиаф, что, вероятно, был исполином. О нем говорит история и мифология. Он всячески поносил израильтян и вызывал их на бой, но ни у кого не находилось смелости ответить ему.
В израильской армии присутствовали все братья Давида, и отец послал юношу отнести им пищу. Придя на место, Давид услышал отвратительные слова Голиафа и был возмущен этим. Он взял разрешение у государя выступить против великана. Ему позволили и облекли в доспехи, но юноша их снял и вышел против сильного воина в своей одежде пастуха.
У Давида не было оружия, только праща с камнем. Но Господь даровал ему такую меткость, что брошенный камень попал в лоб великана и свалил его с ног. Так война была закончена. Недруги бежали, а Давид от радостного государя получил должность тысяченачальника.
Годы гонений
От пророка Саулу было известно, что Господь отвергнет от него управление страной и передаст другому. Давид виделся ему тем самым приемником, что его сильно задевало. Царь искал смерти Давиду вплоть до открытых гонений.
Господь послал пророка Гада предупредить своего избранника. И святой Давид вместе с людьми, которых обидел государь, скрылся в районе Вифлеема. У него сложился небольшой отряд воинов, но царь их преследовал.
Однажды Саул вошел в пещеру, в которой был Давид, но гонимый не убил своего преследователя, а лишь отрезал часть его одеяния, и затем показал лоскут. Этим он доказал, что не воспользовался возможностью убийства и его мысли чисты. Это лишь на время усмирило Саула, и преследования продолжились. Подобная ситуация произошла еще раз, когда Давид взял в царском шатре государево копье, но Саула не тронул. После этого гонения прекратились.
Царствование царя Давида
В очередной войне с филистимлянами царь Саул был ранен и попал в окружение противника. В отчаянии он дал приказ амаликитянину убить его. Давид скорбел о случившемся. Святой царь стал править частью государства, пока не погиб Иевосфей – сын предыдущего государя, управлявший остальной территорией. Давид со скорбью принял весть о смерти Иевосфея. У него не было жестокой радости обретения власти за счет гибели предыдущих правителей.
Царствование царя Давида было справедливым, лучшим в истории. Крепость, которую назвали Иерусалимом, стала столицей новой страны, и сюда был внесен Ковчег Завета. Государь желал воздвигнуть Храм, но пророк известил, что этим займется следующий правитель.
Грехопадение святого царя
Царь Давид любил Бога, исполнял заповеди и правил справедливо. Но в сети врага рода человеческого может угодить любой человек. Так, государь был пленен красотой жены Урии – Версавии, с которой он согрешил. Женщина забеременела, и государь хотел сделать ее своей супругой официально, но тому мешал Урия. Тогда ее супругу было приказано отправиться в самое опасное место военных сражений на верную смерть, что и случилось. Так были совершены два тяжких греха.
Глубокое покаяние
Господь прогневался на царя за содеянное и послал своего пророка Нафана обличить его. Государь искренне раскаялся в содеянном. Его покаяние породило 50-й псалом. Господь внял его молитвам и послал пророка уведомить государя, что он прощен, но понесет наказание: внебрачный сын от Вирсавии не будет жить. Спустя некоторое время рожденного малыша посетила сильная болезнь. Царь провел в молитве к Богу 7 дней, но ребенок умер. Через год Вирсавия родила Соломона – следующего царя.
Конец жизненного пути
Правления святого царя Давида закончилось мирно. Он готовил необходимые материалы для строительства Храма, которое предстояло осуществить Соломону. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, несмотря на все земные утешения, которые имел царь Давид, он видел блаженство лишь в том, чтобы быть послушным Воле Божией.
Согласно предсказаниям ветхозаветных пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давида.
Видео «Житие царя Давида»
В этом видеосюжете представлено полное жизнеописание пророка.
- Вход с Евангелием (аудио)
- Мужской хор храма Успения Пресвятой Богородицы, дирижер А. Семенов (аудио)
- «Воскресение Твое, Христе Спасе…» (аудио)
Казалось бы, какое нам дело до чужих царей? Мы и своих-то вряд ли назовём поимённо. Но израильский царь Давид сыграл в мировой истории и личной судьбе каждого христианина очень важную роль. Достаточно сказать, что его потомком был Иисус Христос и что стихотворные молитвы, написанные им, читаются в каждом нашем храме ежедневно. Кроме того, Давид – из тех немногочисленных в мировой истории правителей, к которым с полным основанием можно отнести эпитет «гениальный».
В 1005 году до нашей эры в Израиле у Иессеи, старейшины города Вифлеема, родился восьмой ребёнок. Мальчику дали имя Давид. Подростком он пас овец в окрестностях Вифлеема, бродил по каменистым склонам, пел и подыгрывал себе на псалтыри (гусли). Он воспевал Бога, славил его в своих псалмах. Вот почему в православной традиции святого царя и пророка Давида называют псалмопевцем.
В это время Израилем правил Саул, человек мрачный и жестокий. На него часто нападали тоска и уныние, и придворные, желая развлечь царя, рассказали ему о прекрасно поющем юном пастухе. Саул приказал привести Давида во дворец и назначил придворным музыкантом. Когда Саул слышал звуки духовных мелодий, исполняемых юношей, ему становилось лучше, «злой дух» отступал от него.
В год, когда Давиду исполнилось 18 лет, на Израиль напали филистимляне. На поле, где должна была состояться битва, юноша принёс еду своим братьям-воинам. Перед боем по древнему обычаю великан-филистимлянин Голиаф вызвал сразиться один на один любого из израильтян. Безоружный Давид бесстрашно принял вызов врага. Он так метко и с такой силой метнул в Голиафа камень, что тот упал замертво. Саул, оценив подвиг юноши, сделал его тысяченачальником.
Обладающий врождённым благоразумием, Давид мудро руководил вверенным ему войском, и слава о его победе над филистимлянами мгновенно облетела весь Израиль. Саул счёл молодого военачальника достойным руки своей дочери Мелхолы. Он выдал её замуж за Давида, но очень скоро перестал доверять мужу дочери и возненавидел его. Ненависть Саула вызвали искренняя любовь народа к победителю филистимлян и знание того, что Давид – будущий царь Израиля. Саулу было известно пророчество: за совершённые грехи ему скоро придётся отдать трон, и, продолжая царствовать вопреки Божией воле, он начал преследовать Давида. И хотя дважды будущему царю Израиля предоставлялась возможность убить Саула, он ни разу ею не воспользовался, потому что не мог лишить жизни помазанника Божьего.
Давид бежал от царского гнева в Иудейскую пустыню и долгое время скрывался в Адолламской пещере недалеко от Мёртвого моря. Со временем возле него поселилось множество притесняемых и недовольных израильтян. Возглавив своих сторонников, Давид попросил покровительства и убежища у недавнего врага – Анхуса, одного из филистимлянских царей, который отдал Давиду пограничный город в пустыне Негев. Отряды Давида, чтобы как-то прокормиться, грабили проходившие мимо иноземные караваны и часть добычи отдавали филистимлянам в обмен на покровительство. Удивительно, но Библия доносит до нас и эти сведения. Они никак не красят будущего великого царя. Но царь Давид потому и зовётся великим, что не только признал все свои прегрешения, но и глубоко в них раскаялся.
Тем временем филистимляне захватили одну из областей Израиля – Иудею. Воспользовавшись безвластием, Давид со своим отрядом вошёл в иудейский город Хеврон и был избран его царём. Иудея фактически отделилась от Израиля. 6 лет и 6 месяцев Давид был на иудейском троне. Между двумя государствами разгорелась междоусобная война. Победителем в ней вышел Давид. По решению израильских старейшин он был избран царём Израиля. Филистимляне, которые считали нового израильского царя своим ставленником, вручили ему Ковчег Завета, в котором хранились каменные скрижали с десятью заповедями, полученные Моисеем от Бога. Ковчег хранился у филистимлян – они захватили его в ходе войны с израильтянами.
Первое, что сделал Давид, став царём объединённого Израиля, – объявил войну иевусеям, жившим в Иудейских горах. На одной из них – горе Сион – ими была основана небольшая крепость под названием Иерусалим. Победив иевусеев, Давид перенёс в Иерусалим столицу израильского государства. В скинии (походном храме) на горе Сион он поместил Ковчег Завета, что сделало Иерусалим духовным иудейским центром. Молодой царь Израиля так любил Бога, его переполняло такое ликование от осознания Его присутствия в душе, что он продолжал, как в юности, сочинять псалмы во славу Господа, вознося хвалы Создателю радостно и весело.
Для Ковчега Завета он задумал строить Храм. Но Бог через пророка Нафана передал ему, что из-за множества грехов, из-за пролитой в войнах крови строить первый в истории человечества Храм Единого Бога ему не придётся. Эту миссию Господь возложил на младшего сына царя Давида – Соломона, которому постаревший Давид впоследствии передал израильский трон.
Царь Давид был пророком – тем, кому Господь открывает Своё тайное знание. Он ещё при жизни знал, что из его рода произойдёт Мессия. Об этом Давиду сообщил пророк Нафан. Давид не возносился этим знанием, он был кроток перед словом Божиим, если даже оно и шло наперекор его земным интересам. Все древние владыки считали себя земными богами, Давид всегда знал, что он всего лишь человек и послушен воле Бога. Но однажды человеческое начало победило в нём – Давид полюбил красавицу Вирсавию, супругу Урии, одного из самых верных слуг Давида. Желание видеть Вирсавию рядом с собой было настолько сильным, что всевластный владыка послал Урию на войну с аммонитянами, и тот погиб в сражении. Вирсавия стала царицей.
Господь, избрав Давида совсем для другой миссии, решил наказать его. Через какое-то время Израильское царство постигли смуты, была обесчещена дочь Давида, сыновья пошли войной друг на друга и на отца. Но видя, как искренне Давид раскаивается в своём грехе, Господь простил его. Он простил Давиду и брак с Вирсавией, от которой родился Соломон, будущий преемник Давида на израильском троне. А искренняя покаянная молитва, с которой Давид обращался к Богу, теперь произносится в православных храмах ежедневно во время литургии – это 50-й псалом.
Уже после смерти Давида царь Соломон выстроил великолепный иерусалимский Храм, который принято называть Первым. Тем не менее именно Давид всё подготовил для его строительства – проект, средства, строительные материалы, а также определил место, где он должен находиться. Так началась история Иерусалима как города, которому суждено было стать священным для многих народов, местом пребывания Господа. Давид завоевал большинство окрестных народов и расширил границы Израильского царства до максимальных за всё время существования его границ (современный Израиль гораздо меньше того государства, которое создал Давид). Он провёл успешные административные, военные и экономические реформы. Народ уважал и любил своего правителя. Царь Давид правил Израилем четыре десятилетия и умер, когда ему было 70 лет. Он похоронен в Иерусалиме, на горе Сион.
50-й псалом царя Давида
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоём и чист в суде Твоём. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушённые. Отврати лицо Твоё от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! Отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы её; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Преступление и наказание: Как согрешил благочестивый царь Давид и почему сам себя приговорил к смерти
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ни об одном человеке не написано столько в Ветхом завете, не сложено сколько легенд и не сотворено произведений искусства — как о царе Давиде, всемогущем властителе Израиля и Иудеи. За свой длинный жизненный путь иудейский царь кем только не был. Пас овец, охотился, воевал. Сочинял стихи и распевал их под аккомпанемент арфы, а став помазанником Божьим, правил объединенной страной 33 года. Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого, согласно преданию, выйдет Мессия.
Самые лучшие качества отважного воина, мудрого правителя, пылкого любовника, гениального музыканта и поэта — с одной стороны, а вместе с тем и хитрого властителя, преступного заговорщика, коварного искусителя — с другой, привлекали к его образу творцов во все эпохи.
Стоит отметить, что в Ветхом завете Давид описан как сложная и могучая личность, наделенная противоречивыми чертами: «скромный, но убежденный в своем великом призвании, нежный и жестокий, пастух и воин, поэт-псалмопевец и дипломат, арфист и полководец, подверженный страстям и вожделениям грешник и глубоко религиозный праведник, преданный Богу и искренне раскаивающийся в своих грехах».
О том, как юный пастух снискал себе славу героя
Итак, Давид был самым младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема. Во двор царя Саула попал благодаря своему геройскому подвигу в схватке с Голиафом, да еще благодаря таланту музыканта и поэта.
Легенда так описывает историю сражения совсем еще юного Давида с великаном. Когда сошлись на поле брани войска Саула и филистимлян, было договорено судьбу боя решить в поединке. Однако никто из израильтян не осмелился выйти на бой с Голиафом, воином огромного роста, обмундированного «до зубов» в металлические латы. Лишь юный Давид вызвался принять бой. Без доспехов и меча, с одной только пращей, он поразил великана камнем прямо в лоб, а затем его же мечом отсек ему голову. Исход битвы был решен, и филистимляне с позором бежали.
Подвиги и победы в сражениях с филистимлянами принесли Давиду всенародную популярность, должность военачальника и честь стать зятем царя — мужем его дочери. Молодой воин был храбр и отважен. К тому же он божественно играл на арфе, сочинял и пел песни, за что и снискал всенародную любовь и уважение самого царя Саула.
Однако со временем царь начал опасаться юношу, подозревая его в желании захватить трон, а после того как до него дошли слухи о недовольстве пророка Самуила его поведением и о тайном помазании молодого Давида на царство — любыми путями решил избавиться от него.
Отправляя храброго воина на поля сражений, он втайне надеялся на его гибель. А однажды собственноручно попытался пронзить его копьем, а потом и вовсе открыто отдал распоряжение своим подчиненным убить своего зятя. Но и здесь удача оказалась на стороне Давида, ему удалось бежать. К слову, царская дочь Мелхола — супруга Давида, вначале невзлюбившая его за простое происхождение, со временем стала его боготворить и всем сердцем полюбила молодого мужа. Она и старший сын Саула Ионатан и помогли бежать приговоренному на смерть смельчаку.
Попытка Саула догнать беглеца заставила того искать убежище у соседей — врагов Израиля. Хитро и ловко лавировал между двумя враждующими сторонами Давид. Филистимлянскому правителю он обещал набеги на израильтян со своим отрядом в 600 воинов, а на самом деле нападал лишь на враждебных израильтянам кочевников, не оставляя при этом свидетелей. К тому же захваченной добычей подкупал старейшин Иудеи, чтобы заручиться их поддержкой в будущем.
Саул, прослышав о пребывании Давида в Кеиле, начал многолетнее беспощадное преследование соперника. Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давиду дважды представлялась возможность убить царя, помазанника Божьего, но он не воспользовался ею, чтобы не понести за это кары.
А тем временем филистимляне начинают новую войну против израильтян, те терпят одно поражение за другим, и в бою у Гильбоа погибает царь Саул вместе со своим сыном Ионафаном. А Давид со своими приверженцами направился в Хеврон, где его провозгласят царем Иудеи. Он мечтает объединить все израилевы колена и создать единое государство. Впрочем, это и случилось через восемь лет его правления.
Давид переносит в Иерусалим Ковчег Завета, главную иудейскую святыню, сделав таким образом этот город символом единства нации на тысячелетия, его вечной столицей.
О том как согрешил помазанник Божий и чем искупал свою вину
Давиду на пути к вершине власти очень много пришлось испытать и выдержать и от царя Саула, и других врагов, однако сердце его не очерствело и не озлобилось так как всю надежду возлагал на Бога, и Господь избавлял его от всех врагов. А ежели когда и приходилось брать грехи на душу, то он «до глубины сердца раскаивался в них, слезами омывал ночами ложе свое, и после становился еще лучше и еще больше любил Бога».
Однако случилось ему впасть однажды в великий грех из-за женщины, необычайно красивой женщины. В расцвете своих сил, на вершине своего могущества он совершил тяжкий грех — он «страстно возжелал» и соблазнил жену одного из своих военачальников Урии Хаттеянина.
Однажды, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел царь молодую женщину божественной красоты. И греховное желание обладать ею ничем он не смог заглушить. Он соблазнил красавицу Вирсавию, а узнав что она замужем за его полководцем решил любой ценой заполучить ее себе в жены. Так уж велика была необузданная страсть царя к прекрасной женщине. И властитель отдает тайный приказ, что бы с поля сражения муж Вирсавии не вернулся домой. Что и было безоговорочно выполнено. И хотя в то время у Давида уже был большой гарем, Вирсавия стала его любимой женой до конца его дней.
Тогда-то и произошло событие, ставшее на века притчей. По повелению Господа, пришел к царю Давиду пророк Нафан и начал рассказывать историю о том как «в одном селении жили два человека: богатый и бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькой и растил ее вместе со своими детьми; она ела, пила, спала вместе с ним и была для него как дочь. Но пришел к богатому человеку странник. Чтобы угостить странника, богатый пожалел своих овец и волов, а взял овечку у бедняка и заколол ее для своего гостя».
И тут Давид, разгневавшись, прервал собеседника и воскликнул: «Клянусь Богом!Человек, сделавший это, достоин смерти, а за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это и не имел сострадания».
На что Нафан ответил Давиду: «Этот человек — ты. Так говорит Господь Бог: Я помазал тебя в цари над Израилем, Я избавил тебя от руки Саула, зачем же ты пренебрег слово Господа? Жену Урии ты взял себе, а его ты убил мечем аммонитян. За это меч не отступит от дома твоего. Я воздвигну на тебя зло из дома твоего».
И тогда понял Давид, что сам себя приговорил к смерти, и сказал Нафану: «Согрешил я перед Господом», а в ответ услышал: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь, но умрет родившийся у тебя сын-первенец». А еще пророк предсказал царю суровые испытания войнами, что впрочем и случилось в ближайшем будущем.
Давиду пришлось заплатить жизнью сына за свой грех. Потом еще одну беду пришлось испытать Давиду по вине второго сына Амнона, изнасиловавшего свою единокровную сестру Фамарь. Однако царь не покарал насильника, за него это сделал другой его любимый сын — Авессалом. Возмущенный безнаказанностью брата он убивает того за честь сестры.
К слову, Авессалом позже поднимет восстание против отца. И его жизнь также оборвется трагически. Будучи красавцем с белокурыми длинными вьющимися волосами, он погибнет во время сражения, запутавшись ими в ветвях дерева. Давид тяжело переживал гибель и этого сына.
И еще один сын царя Давида, Адония, чуть было не предал отца, решив взойти на престол. Однако мудрая Вирсавия взяла с Давида обещание помазать на царство их сына Соломона, умного, спокойного и верного. Давид дал обещание Вирсавии и сдержал его, и Соломон стал третьим царем Израиля и Иудеи.
В искусстве образ великого царя нашел свое отражение во всем многообразии противоречивости характера и поступков Давида. Он вдохновлял многих художников и скульпторов разных эпох.
Царь Соломон, пришедший к власти после отца Давида, был достойным преемником в государственных делах и судебных, однако также не лишен грешных деяний .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: