День апостола марка

Именины Марка по православному календарю, что означает имя Марк

День ангела Марка отмечается почти каждый месяц. Молодые родители в последние годы все чаще решают назвать так своих сыновей, ориентируясь на Святцы, в которых достаточно много святых покровителей для мальчиков по имени Марк. Хотя это имя больше распространено в христианстве латинской традиции, оно набирает популярность и в православии тоже.

Происхождение имени Марк

Большинство имен имеет одну теорию происхождения, но это не случай Марка. Специалисты ономастики выделяют два варианта генезиса имени, каждый из которых имеет своих приверженцев:

  1. От греческого имени с латинскими корнями «Маркос». В переводе оно означало «молот». В Римской империи являлось распространенным личным именем. Так, например, звали известного полководца Марка Лициния Красса. По другой версии, имя переводится как «сухой».
  2. От имени римского божества Марса. Многим он известен как бог войны и раздора, но в более древние времена он считался покровителем животноводства. В пользу этой теории говорит тот факт, что апостол Марк также считается покровителем животноводческого промысла.

Есть и менее популярные теории из сферы обманчивой этимологии. К примеру, говорят о связи этого имени с французским словом «маркиз». Но на самом деле никакого отношения этот титул к имени, известному еще с дохристианских времен, не имеет. Это слово произошло от германского «марка», что означало «граница».

Значение имени Марк

Зная о происхождении данного имени, несложно понять, что оно означало. Конечно, сейчас редко задумываются о тайне имени, выбирая, как назвать ребенка, но иногда это напрямую влияет на характер человека.

«Сухой» – один из переводов имени «Маркос». Нередко мужчины, носящие это имя, отличаются сдержанным и скрытным характером. Из-за того, что они предпочитают скрывать эмоции, может показаться, что они – «сухари», особенно в сочетании с присущим им эгоцентризмом.

«Молоток» – выдает человека твердого, практичного. Он стремится к решению всех поставленных задач, поэтому часто идет к цели напролом. Вспомните, как называют людей с высокой смекалкой («ну, ты молоток»). Благодаря острому уму и самоуверенности, Марк именно из таких мужчин.

Именины Марка по месяцам

Сразу обращаем внимание, что в июне и сентябре (по православному месяцеслову) именин у Марка нет.

В другие месяцы молодые родители могут выбрать дату, ближайшую к рождению малыша, чтобы определиться с именем.

Январь

В январе сразу четыре даты, в дни которых можно отмечать именины.

В день 11 января православная церковь чествует память преподобного Марка Гробокопателя. Он был монахом в Киево-Печерской лавре, при этом руками выкапывал целые комнаты в пещере. Часть из этих помещений была предназначена для упокоения его братьев-монахов. Преподобный всю жизнь придерживался строгого поста, неустанно молился, а после смерти его мощи оказались нетленными. Они хранятся сейчас в Лавре.

17 января – день святого апостола Марка Евангелиста, ближайшего ученика апостола Петра. Известно, что Петр называл его «сын мой» и высоко ценил. Проповедовал святой апостол в Египте и Ливии, обошел всю Северную Африку. Евангелие от Марка, одно из четырех канонических, было записано по словам самого Петра, при этом имело цель рассказать о христианстве и Господе Боге римским язычникам.

Также именины отмечаются 15 и 27 числа.

Февраль

Последний зимний месяц не столь урожайный на именины, как его предшественник. Дни ангела Марка отмечаются 1 и 23 февраля.

18 марта чтут память преподобного Марка Постника. Он был последователем и учеником Иоанна Златоуста. Знал всю Библию наизусть. Известно, что воздерживался преподобный от излишеств, отличался кротким нравом.

Еще одни именины Марка в марте отмечают 23 числа.

Апрель

11 апреля вспоминают сразу двух святых с этим именем. Арефусийский епископ Марк был замучен разъяренными язычниками после того, как он разрушил их святилища, а затем воздвиг на их месте храм. Псковско-Печерский чудотворец Марк «делит» дату вместе с чудотворцем Ионой.

18 апреля – день преподобного Марка Афинянина.

8 мая – еще один день памяти апостола Марка. Другие именины в этом месяце отмечаются 27 числа.

16 июля – день святых мучеников Мокия и Марка. Их убили язычники за то, что они не собирались отказываться от христианской веры.

Август

Именины Марка отмечают 24 числа.

Октябрь

В этом месяце день апостола и евангелиста Марка отмечается 10 числа. На следующий день, 11-го, в составе соборного праздника снова вспоминают Марка Гробокопателя.

Ноябрь

В последний осенний месяц день ангела Марка приходится на 8 число. 9-го чтут память мученика Марка Фивадийского, которого умертвили за проповеди во имя Христа азиатские язычники.

Декабрь

В этот зимний месяц именины Марка выпадают на 5 и 7 число. Также 31-го числа отмечают день Марка Римского.

Апостол и евангелист Марк († 63).

Из Жития апостола и евангелиста МАРКА († 63).

Святой Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян 12. 12), был апостолом от 70-ти. Господь избрал из среды Своих последователей, сверх 12 апостолов, ещё 70. Им была дана сила исцелять болезни и творить чудеса, которые свидетельствовали о Божественном характере проповедуемого учения и были могучим средством обращения народов.

Апостол родился в Иерусалиме. Его мать Мария была одной из жён-мироносиц, а их дом примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит Церковное Предание, в ночь Крестных страданий Христа Марк следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк 14. 51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для апостолов.

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Апостолы проповедовали Евангелие, создавали церковные общины, исцеляли людей. Апостол Марк основал Церковь в Египте, был первым епископом Александрии, проповедовал в Ливии, Центральной Африке.

Известие о том, что апостол Пётр арестован и находится в тюрьме в Риме, застало апостола Марка в Эфесе. Вместе со святителем Тимофеем, эфесским епископом, он немедленно отправился в Рим. Там апостол Марк навещал апостола Петра и подолгу беседовал с ним. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Исследователи отмечают важную особенность Евангелия от Марка: оно написано для христиан из язычников, а не из иудеев. Поэтому главное внимание в этом Евангелии уделяется словам и делам Христа, которыми Он наглядно демонстрирует, что является не только Человеком, но и Богом.

Апостол Марк, первый епископ Александрийской Церкви, был и первым её мучеником. Язычники напали на апостола во время богослужения, избили, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Утром разъярённая толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Было это 25 апреля 63 года.

В IX-X веках складываются основные иконографические типы евангелистов, которые могли изображаться сидящими за столиком (пюпитром) с книгами, свитками и письменными принадлежностями, размышляющими над текстом, читающими или записывающими.

Наибольшее распространение получили образы апостола Марка, пишущего Евангелие, в этой композиции он часто изображается со своим символом – львом. Апостол согласно традиции изображается мужчиной средних лет с короткими тёмными волосами и бородой, в хитоне, гиматии, сандалиях. Как апостол от 70-ти нередко он предстает в омофоре. Иконография стоящего евангелиста Марка встречается реже. Как правило, он держит в левой руке Евангелие или свиток. Апостол может изображаться со своим учителем апостолом Петром или с персонификацией Божественной Премудрости в образе девы, что должно свидетельствовать о богодухновенности его текстов.

Различные варианты иконографии апостола Марка, сложившиеся в миниатюрах из рукописных книг, широко использовались в других видах и жанрах искусства, прежде всего в росписях византийских и русских храмов, где они обычно располагались в парусах под куполом. С XIV века изображения евангелистов помещаются на Царских вратах. В послеиконоборческое время евангелисты могли включаться в деисусные композиции, а также изображаться на драгоценных окладах Евангелий.

Читать еще:  Кто придумал пасху

► БАСИН Пётр Васильевич (1793-1877) по картонам БРЮЛЛОВА Карла Павловича (1799-1852). Мозаичисты ЛАВЕРЕЦКИЙ Иван Акимович (1840-1911), ПЕЛЕВИН Иван Андреевич (1840-1917), ФРОЛОВ Александр Никитич (1830-1909). «Евангелист Марк». 1887-1896 гг.
Цветная смальта. 16 кв. м.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург.

Мозаичная икона расположена в парусе северо-восточного пилона главного купола. Евангелист Марк изображён сидящим, правой рукой он придерживает раскрытую книгу, левая рука отведена в сторону. Он облачён в белый хитон и тёмно-фиолетовый гиматий. Слева изображён крылатый лев, справа – три головки Херувимов с потиром над ними. Икона выполнена римским методом набора мозаики в мастерской Академии художеств.

► ВИТАЛИ Иван Петрович (1794-1855) «Св. евангелист Марк со львом». 1842-1844 гг.
Патинированная бронза, литьё. Высота 3,55 м.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Скульптура расположена на вершине западного фронтона.

Евангелист Марк изображён сидящим, левой рукой он держит Евангелие, правой рукой – перо. В раскрытой книге видны первые строки Евангелия: «Зачало евангелиа Иисуса Христа, Сына Божия». Святой облачён в хитон и перекинутый через плечо гиматий. Позади и с левой стороны сидит лев с раскрытой пастью и пышной гривой. Лицо евангелиста обращено ко льву.

► «Лев, символ апостола Марка».
Консоль юго-западной угловой колонки церкви-часовни св. Василия Великого на ВВЦ (ВДНХ) в Москве (2011, архитектор А.Н. ОБОЛЕНСКИЙ).
► «Св. евангелист Марк». Фрагмент иконы «Минея на апрель». 1-я пол. XVIII в.
Дерево, темпера.
Сампсониевский собор, Санкт-Петербург.

Евангелист Марк изображён в рост, с лёгким поворотом вправо, голова повёрнута в сторону правого плеча. Облачён в красный хитон и гиматий тёмно-зелёных тонов, положенный на сгиб левой руки. Ноги босые. Правая рука поднята, ладонь раскрыта к зрителю, в правой руке держит закрытое Евангелие в тёмно-синем переплёте, с орнаментированной верхней доской, которая обращена к зрителю. Голова осенена золотым нимбом.

► «Апостол и евангелист Марк».
Горельеф на створках врат центрального портала западного фасада Храма Христа Спасителя в Москве.
► «Апостол Марк». XVI в.
Бумага, темпера, доска XIX в. Средник 18,1 х 11,3 см, доска 23,8 х 17,2 см. (Лист бумаги с темперной живописью вклеен в ковчег цельной сосновой доски XIX в., скреплённой несквозной дубовой шпонкой. Лист обрезан со всех сторон вместе с небольшой частью самой миниатюры).
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Москва.

Евангелист Марк сидит в трёхчетвертном повороте вправо. Ножом с голубым лезвием и красной рукоятью он очинивает белый калам. За спиной Марка стоит Премудрость, её нимб звездчатый, из пересекающихся зелёного и голубого ромбов с вогнутыми сторонами, обведёнными белилами. В её правой руке коричневый жезл, отчеркнутый белилами, левая рука, в двуперстии, вытянута в сторону лежащего перед Марком на пюпитре Евангелия с зелёно-голубым обрезом. Текст на развороте книги, не являющийся началом Евангелия от Марка, указывает на то, что миниатюра принадлежала рукописи Евангельских чтений. Данный текст не имеет точных соответствий в этом Евангелии, где неоднократно упоминаются события, имевшие место в субботний день. Скорее всего, здесь имеется в виду начало шестой главы Евангелия от Марка (Зач 1. 2), где возникает образ Премудрости: «И изыде оттуду, и прииде в отечество свое, и понем идоша ученицы его. И бывшей субботе, начат на сонмище учити, и мнози слышащии дивляхуся, глаголющи: откуда Сему сия, и что премудрость даная ему». Оригинальной деталью иконы является письменный прибор с круглыми и ромбическим отверстиями.

► «Евангелист Марк».
Остатки росписи восьмерика церкви Михаила Архангела (1892 г.) в селе Крапивна Климовского района Брянской области.

День апостола марка

Родился в Кирене [1] , племянник (согласно другим переводам — двоюродный брат [2] ) апостола Варнавы (Кол.4:10). В ночь крестных страданий Христа он следовал за Ним (Мк.14:51).

Марк был учеником апостола Петра. В Первом послании Петра он упомянут как «Марк, сын мой» (1 Петра.5:13).

Согласно преданиям

Согласно преданиям, он основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, Марк укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников — епископа Ананию и трёх пресвитеров. Вскоре язычники напали на него во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Было это 25 апреля 68 года.

Евангелие от Марка

Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал». Касательно происхождения Евангелия Марка новейшая критика выдвинула несколько теорий: по одной (Баур, Гильгенфельд и др.) оно составляет переработку первоначальных отрывочных записей или документов, по другой (Де-Ветте, Блеек, Делич) — компиляцию Евангелий Матфея и Луки. Эти теории не выдерживают критики, так как первая основывается на неправильно понимаемом выражении Папия outaxei, а вторая идёт вразрез с преданием, что Евангелие от Марка написано раньше Евангелия от Луки. Самая живость, картинность и оригинальность повествования, составленного по своеобразному плану, говорит в пользу того, что Евангелие от Марка самобытно, а не плод позднейшей компиляции.

По версии, изложенной Свенцицкой, наоборот, Евангелие от Марка использовалось при написании Евангелий от Матфея и от Луки, взявших текст Марка за основу: «Исследователи новозаветных евангелий, отмечая сходство первых трех, высказывают предположение, что Евангелие от Марка было самым ранним из них, а в евангелиях от Матфея и Луки был использован кроме Марка ещё какой-то источник, представляющий собой не связный рассказ о жизни Иисуса, а собрание его речений» [3] .

Евангелие от Марка по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан, как это видно из отсутствия ссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы особенно интересны для иудеев, например, столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр. Напротив, в Евангелии много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (напр. замечание об обычае евреев умывать руки перед едой — VII, 8 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) — всё это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для новообращённых из язычников. Местом написания Евангелия считается Александрия или Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нём латинские слова (лат. legion , лат. speculator и т. п.; V, 9; VI, 27 и др.).

Собор Святого Марка в Венеции

Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию. Мощи были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком [4] , то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста — крылатый лев.

Читать еще:  Пасха в 1986 году

Строительство собора было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере [5] .

Дни памяти, почитание и покровительство

  • В православной церкви: 8 мая (25 апреля по старому стилю) и 17 января (4 января по старому стилю) в день Собора Апостолов от семидесяти
  • В католической церкви: 25 апреля.
    • 31 января в Венеции (день перенесения мощей)
  • В протестантских церквях (евангелисты, англикане): 25 апреля.

В традиции Коптской церкви именуется «Боговидцем» (Theorimos). [6]

Считается покровителем египетских христиан, города Венеции (Италия) и острова Райхенау (Германия), на котором хранится часть мощей апостола.

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий (1478)

День памяти: 17 (30) апреля, 8 (21) августа

Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, происходил из села Толвуя Новгородской епархии.

Родители его, Гавриил и Варвара, воспитали своего сына в благочестии и добрых нравах. Отрок читал Священное Писание и духовные книги. Он стремился к монашеской жизни и хотел посвятить себя служению Богу, поэтому ещё в юности поселился в пустынном месте, вдали от родительского дома. Вскоре он принял иноческий постриг в одном из северных монастырей.

В Поморье отшельник познакомился с иноком Германом, который рассказал юному Зосиме о пустынном и суровом Соловецком острове, где он несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием. В это время скончались родители преподобного Зосимы. Похоронив их и раздав имущество бедным, он вместе с преподобным Германом отправился на Соловки.

В 1436 году иноки поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель.

Однажды преподобный Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение было для иноков благословением Божиим основать монастырь. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставив кельи и ограду.

Немало испытаний преодолели иноки. Преподобный Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволила его сподвижнику Герману вернуться к зиме с материка, куда он отплыл для обеспечения зимовки.

Преподобный Зосима в одиночку противостоял искушениям и тяготам. Все запасы истощились. Чудесное посещение помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок даже не спросил, откуда они. Незнакомцы, посетив его, более не возвращались.

Преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который вскоре принял монашеский постриг. Другие жители Поморья стали также приходить в обитель для поселения.

Иноки, видя умножение числа братии, построили деревянную церковь Преображения Господня с приделом святителя Николая.

Устроив монастырь, преподобный Зосима послал к Новгородскому архиепископу одного из монахов за благословением на освящение храма и с просьбою о назначении игумена. Вновь прибывший игумен Павел освятил храм, но в дальнейшем не смог вынести тягот жизни на острове.

Второй игумен, Феодосий, также возвратился на «материк», и третий из назначенных игуменов, Иона, также удалился обратно. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Они просили архиерея благословить на игуменство их наставника преподобного Зосиму. Архиепископ согласился с просьбой иноков и вызвал к себе отца Зосиму для рукоположения во священника и поставления в игумена. Когда преподобный Зосима совершал в своей обители первую Литургию, лицо его светилось, как лицо ангела.

По мере умножения братии в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери. В монастырь перенесли святые мощи соловецкого первоначальника преподобного Савватия и положили за алтарем храма в деревянной часовне.

Возрастание обители вызывало зависть у некоторых мирских людей, которые стали притеснять иноков и угрожать монастырю разорением. Преподобный Зосима был вынужден ехать в Новгород и просить посадников, чтобы они не отдавали во владение мирян место, назначенное Господом для поселения монахов. Бояре обещали не допустить разорения обители. Монастырю даны были грамоты на владение Соловецкими островами.

Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. В обители был устав православных общежительных монастырей, традиционный для русского иночества.

Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения.

Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 апреля 1478 года и был погребён за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.

В 1503 году житие преподобных Зосимы и Савватия было составлено в Ферапонтовом монастыре преосвященным Спиридоном-Саввой, бывшим Киевским митрополитом.

В 1547 году преподобные Зосима и Савватий канонизированы Церковным Собором.

Память преподобного Зосимы совершается 17 (30) апреля. 8 (21) августа празднуется перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.

В настоящее время святые мощи основателей обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев покоятся в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Последние публикации:

16 февраля 2020

Митрополит Антоний (Паканич):

. Любовь всегда наполнена добротой, милосердием и прощением. Она окрыляет, и даже у самого безнадёжного судна надувает паруса, но мы ловко и цинично спускаем их, продолжая упорно держаться за якорь.

14 февраля 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

. это и было заветным чаянием всех древних праведников. Они хотели жить как можно дольше не для того, чтобы наслаждаться благами этой грустной земли, а для того, чтобы дождаться Искупителя и увидеть Его собственными глазами. Поколение сменялось поколением, праведники с печалью закрывали глаза и с верой уходили в.

12 февраля 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

. У Церкви во все эпохи должны быть и организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели. Горе Церкви и народу Божиему, если кого-то из этих трёх нет у неё в одну из эпох. Трижды горе Церкви, если никого нет! Тогда за привычной и благообразной наружностью усиливаются и умножаются лютые болезни.

12 февраля 2020

Инок Григорий (Пенкнович):

18 апреля 2018 года исполняется 90 лет со дня рождения архимандрита Ипполита (Халина; (1928–2002) – афонского старца, настоятеля Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, «самого доброго батюшки», по словам архимандрита Кирилла (Павлова). Могилка старца в Рыльском монастыре.

Знаменательные даты:

15 (28) января 1918 года Совнарком принял декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), а 29 января (11 февраля) года — декрет о создании Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ) на добровольных началах, декреты были подписаны председателем Совнаркома Лениным. Предложения учредить День.

Анонсы

29 февраля 2020

29 февраля 2020

Фотоальбомы

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

День апостола марка

  • Пасхальное начало утрени (аудио)
  • Светлое Христово Воскресение — видеорассказ (видео)
  • Начало Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста (видео)

Евангелие от Марка – второе по счёту Новом Завете – самое краткое среди четырёх Евангелий. Но от этого – не менее точное. Просто там отсутствуют многие подробности, понятные в то время лишь современникам Христа. Ведь Марк писал своё Евангелие специально для вчерашних язычников, римлян. Именно с Евангелия от Марка рекомендуется начинать изучение Нового Завета тем, кто совсем незнаком с христианством.

Евангелист Марк входит в число апостолов от 70-ти – учеников и последователей Христа. Он родился в Иерусалиме. Дом родителей Марка был рядом с Гефсиманским садом. Неизвестно, бывал ли в этом доме, где часто проводились собрания христиан, Сам Христос, но многие апостолы там точно бывали. Как звали отца Марка, неизвестно. Зато церковное Предание сохранило имя его матери, одной из ревностных христианок – Мария. Дядей Марка был святой Варнава – также апостол от 70-ти.

Вполне вероятно, что от рождения Марка звали Иоанн, затем по каким-то причинам он сменил имя. Возможно, дело в том, что Иоанн – имя еврейское, а Марк – латинское. Поэтому иногда этого апостола называют Иоанн-Марк.

Церковное Предание повествует, что в ночь, когда Христа арестовали в Гефсиманском саду, Марк был с Ним. И затем, завернувшись в плащ, следовал за Ним до дверей тюрьмы. А когда стражники схватили апостола, он вырвался и убежал. В момент Крестных страданий Христа, Его Воскресения и Вознесения, Марк был ещё слишком молод, чтобы играть какую-то заметную роль в только что родившейся Церкви. Однако со временем, будучи ближайшим сподвижником первоверховных апостолов Петра и Павла, а также своего дяди Варнавы, он получил огромный духовный опыт, осознал весь смысл прихода Христа и Его Воскресения – и тоже стал нести благую весть разным народам.

Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии (современный Ирак), оттуда апостолы отправились на остров Кипр, который обошли весь с востока на запад. Естественно, апостолы не просто путешествовали: они проповедовали Евангелие, создавали церковные общины, исцеляли людей. После этого трудного путешествия апостол Марк вернулся в Иерусалим, оттуда, уже вместе с апостолом Петром, отправился в Рим, из Рима – в Египет, из Египта – в Антиохию (на территории современной Турции), из Антиохии – опять на Кипр, а оттуда – снова в Египет.

Во время этих странствий было основано множество Церквей. В том числе и в Вавилоне – одном из самых значительных городов того времени (его руины – на территории современного Ирака). Из Вавилона апостол Пётр направил послание христианам Малой Азии, в котором с любовью отозвался о своём духовном сыне. «Марк, сын мой», – назвал своего сподвижника первоверховный апостол.

Надо понимать, что пути апостолов были сложны и разнообразны. Проповедуя Евангелие, неся весть о Воскресшем Христе – они старались охватить как можно больше стран и народов. Поэтому их пути то сходились, то расходились, они встречались в каких-то городах и снова расставались, путешествуя и поодиночке, и группами.

Известие о том, что апостол Пётр арестован и находится в тюрьме в Риме, застало апостола Марка в Эфесе (современная Турция). Вместе со святителем Тимофеем, эфесским епископом, он немедленно отправился в Рим. Там апостол Марк навещал апостола и подолгу беседовал с ним – очевидно, была в тогдашних тюрьмах такая возможность. И не просто беседовал: Марк записывал всё сказанное апостолом Петром.

Именно из этих записей позже и родилось Евангелие от Марка. Оно было написано примерно в 62-м–63-х годах – либо в Риме, либо в Александрии, куда позже вернулся апостол Марк. Исследователи отмечают важную особенность Евангелия от Марка: оно написано для христиан из язычников, а не из иудеев (каковыми были большинство апостолов). Поэтому главное внимание в этом Евангелии уделяется словам и делам Христа, которыми Он наглядно демонстрирует, что является не только Человеком, но и Богом.

То есть для Марка важно было как можно нагляднее и проще, не ссылаясь на пророчества Ветхого Завета, который был попросту незнаком язычникам, донести до новых христиан основную суть Христовой веры. И с этой задачей он справился блестяще. Поэтому на иконах апостол Марк часто изображается со львом – символом могущества Христа. И поэтому же, кстати, именно с Евангелия от Марка рекомендуется начинать изучение Нового Завета людям, незнакомым с христианством.

Вернувшись в египетскую Александрию, апостол Марк основал там одно из первых на земле, а возможно, и первое христианское учебное заведение, училище. Впоследствии из его стен вышли такие знаменитые учителя Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, Григорий Чудотворец и многие другие.

В Александрии апостол жил в доме сапожника Анании, которому, по преданию, исцелил больную руку. Вся семья сапожника и его соседи любили апостола Марка. «Он достиг такого дерзновения к Богу, что и самая тень его исцеляла больных», – писал об апостоле святитель Димитрий Ростовский. Со временем очень многие люди в этой части Александрии приняли Христову веру.

Это очень не нравилось язычникам, которых в городе было большинство. Они ненавидели апостола и в один из дней напали на него, избили и заточили в тюрьму. Незадолго до этого святой апостол, предчувствуя свой близкий конец, поставил Ананию александрийским епископом. Будучи уверенным, что теперь созданная им Церковь в надёжных руках, апостол в тюрьме молился Богу, прося помощи пока ещё немногочисленным александрийским христианам. На следующий день должен был состояться суд над апостолом. Однако, когда толпа вела его к судье, святой Марк умер, произнеся лишь: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Это произошло 4 апреля 63 года.

Христиане похоронили тело Христова апостола в каменной гробнице. В 310 году над этой гробницей был построен храм. Когда Египет захватили арабы, исповедующие ислам, над гробницей апостола Марка нависла угроза разорения. Поэтому бывшие в Александрии венецианские купцы в 828 году фактически выкрали его останки и перевезли их в Венецию. В 832 году там был построен собор Святого Марка – одно из красивейших зданий мира, сохранившееся и по сей день. С тех пор святой Марк стал небесным покровителем Венеции, а символом города – крылатый лев.

В России святой Марк не так известен, как многие другие святые апостолы. Тем не менее с днём его памяти связываются народные традиции. Например, 8 мая по народному календарю – день Марка-ключника. Считается, что святой Марк «открывает» дорогу дождям, которые крайне необходимы в это время для хорошего урожая. А ещё после дня памяти апостола Марка в весеннем небе появляется радуга.

Cобор Cвятого Марка в Венеции

Собор на протяжении нескольких столетий непрерывно достраивался и украшался. После разграбления Константинополя во время четвёртого Крестового похода в храм попало множество древних реликвий. Собор Святого Марка уникален тем, что является одним из немногочисленных памятников византийской архитектуры на территории Центральной Европы. Он был возведён по образцу константинопольского храма Святых Апостолов. Создание мозаичного убранства собора продолжалось более двухсот лет.

Евангелие от Марка

Евангелие от Марка, вероятнее всего, было написано в Риме в 60-х годах I века. Марк записал своё повествование со слов очевидца – апостола Петра. В этом Евангелии подробно описан путь Христа и Его учеников по Галилее из Кесарии Филипповой в Иерусалим. Заключительная часть этого Евангелия посвящена событиям, происходившим в Страстную неделю, – в те восемь дней, которые отделяли торжественный вход Господа в Иерусалим от Его Воскресения.

Четыре символа евангелистов восходят к древней традиции так называемого тетраморфа (греч. τετραμορφος – четырёхвидный). В виде тетраморфов в разных культурах издревле изображались, например, четыре стихии, четыре стороны света, четыре времени года.

В христианской символике каждый из четырёх евангелистов наделён собственным символом, имеющим определённое толкование. Символ евангелиста Матфея – ангел, воплощение Христа и Его человеческая природа. Символ Иоанна – орёл, дар Святого Духа над Церковью, а также Вознесение Господне. Евангелиста Луку символизирует крылатый бык – священнодейственное и священническое достоинство Христа, а также Его крестная жертва во имя рода человеческого. И, наконец, символом Марка считается крылатый лев – действенность, господство и царская власть Христа-Царя, а также Его Воскресение из мёртвых.

Тропарь, глас 3-й

Апостол святой и Евангелист Марк, умоли милостивого Бога, да согрешений прощение подаст Он душам нашим.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector