Димитриевская родительская суббота 2017

Дмитриевская родительская суббота: что нужно сделать в этот день

В последнюю субботу перед 8 ноября, Днём памяти великомученика Димитрия Солунского, — у православных принято поминать усопших родственников.

В 2017 году родительская суббота перенесена на 28 октября из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божьей матери (4 ноября).

«Обозреватель» решил выяснить, какие традиции стоит соблюдать в этот день.

Дмитриевская суббота — это последний поминальный день в году, когда поминали усопших предков.

История праздника

Традиция поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского была установлена князем Дмитрием Донским после битвы на Куликовом поле. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, после чего князь Димитрий Иоаннович посетил Троице-Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.

Архиепископ Димитрий считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян. Тризна — это часть языческого погребального обряда у восточных славян, которая состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Тризна совершалась рядом с местом погребения после сожжения покойника. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок».

Традиции, или что надо сделать в этот день

С начала XX века Дмитровскую субботу праздновали весьма торжественно: ходили на могилы своих усопших родственников и служили здесь панихиды, устраивали богатые подношения церковнослужителям. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных.

В субботу перед Дмитриевым днём на Руси справляли «прощальные поминки» по усопшим. В центральном Полесье поминки в пятницу бывали постными и назывались «дедами», а в субботу скоромными и назывались «бабами». Дмитровская неделя называется родительской, дедовой. В Литве и Белоруссии этот день назывался «Пиром козла», где первенствовал козляр, гусляр, жрец и песнопевец.

На Дмитриевскую субботу было принято печь обрядовые пироги, относить их на могилы и оставлять для душ усопших.

В ночь на субботу у сербов, черногорцев и македонцев на стол ставили хлеб, освящённую воду и вино, так как верили, что в полночь придут души умерших. У соседей католиков (хорватов и словенцев), было принято ходить на могилы предков и зажигать на них свечи, приносит питьё и еду для умерших. В Сербии и Черногории пекли небольшие хлебцы для покойников, причем различные по форме для мужчин и для женщин.

Как и любой поминальный день, Дмитровская суббота отмечается совершением панихид, заупокойных молитв, посещением кладбищ и специальными поминальными трапезами. В народных традиция Дмитровской субботы запечатлелись и бывшие дохристианские обычаи славян, связанные с культом предков. Так, например, помимо церковных заупокойных молитв, накануне субботы было принято оставлять в бане чистую воду и новые веники для душ усопших. Подобным образом на ночь на столе оставляли специально приготовленный обед, чтобы пришедшие предки смогли насытиться. Угощение для усопших относили и на кладбище. Вообще сам размах и масштаб празднования в этот день на Руси свидетельствует о слиянии двух традиций — языческого праздника предков и христианского дня поминовения усопших.

В современной традиции в этот день православные сначала посещают службу в церкви, а затем отправляются на могилы умерших, где поминают усопших.

Накануне, в пятницу вечером, в храмах служится так называемый Парастас — поминальная вечерняя служба. А в саму субботу с утра происходит заупокойная литургия с панихидой. Как пожертвования в этот день принято в храм относить продукты, за исключением крепких спиртных напитков и мясного.

Отметим, Димитриевская суббота — последняя родительская суббота в 2017 году. Следующая родительская суббота – 10 февраля 2018 года.

Ты еще не читаешь наш Telegram? А зря! Подписывайся

Православные отмечают Дмитриевскую родительскую субботу

Обычно Димитриевская родительская суббота приходится на начало ноября, но в 2017г. этот день памяти отмечают чуть раньше. Дело в том, что в первую субботу ноября 2017г. у православных праздник Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября), поэтому, чтобы не мешать в одну кучу поминки и празднования, усопших воинов в этом году мы поминаем 28 октября.

Пушкин считал, что величие человека определяется тем, как он относится к «родному пепелищу» и «отеческим гробам». Дохристианская Русь помнила своих усопших, и среди дней их общенародных поминок был и осенний. Однако именно христианство наполнило дни поминовения особым смыслом. Произошло это так. В 1380 г, 8 сентября (21 сентября по новому стилю), великий князь московский и владимирский Дмитрий Иоаннович Донской одержал победу над ордынским войском под началом хана Мамая. Знаменитая битва произошла на Куликовом поле. Бой был затяжной и кровавый, по свидетельству летописцев кони уже не могли не ступать по трупам, так как не оставалось чистого места. Русские ратники почти из всех земель Северо-Восточной Руси сражались не просто храбро, но «не щадя живота своего», войско Мамая было полностью разгромлено.

И хотя татаро-монгольской иго не пало и длилось еще столетье, победа на Куликовом поле нанесла мощный удар по доселе несокрушимой Золотой орде. Сразу после победы на Куликовом поле Дмитрий Донской отправился в Троице-Сергиев монастырь, к Сергию Радонежскому — его настоятелю. Дело в том, что именно отец Сергий, великий русский святой, благословил Дмитрия Донского на брань с ордынцами. Больше того, в битве участвовали и два инока монастыря — богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябля. Оба погибли как герои.

По-видимому, именно осенью 1380 г. в Троице-Сергиевом монастыре и было положено начало поминать павших воинов в субботу, предшествующую дню святого великомученика Димитрия Солунского. Почему именно в этот день? Во-первых, в Церкви не принято поминовение усопших в воскресенье, так как этот день недели, даже по названию, напоминает нам о Воскресении Христа, а в субботний день Сам Иисус находился во гробе, поэтому дни всеобщего поминовения усопших — это, чаще всего, именно субботы. Во-вторых, Дмитрий Донской получил своё имя в честь великомученика Димитрия Солунского, чрезвычайно почитаемого на Руси в то время. День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, а значит день ангела Дмитрия Донского — 26 октября (8 ноября по новому стилю). Поэтому днем поминовения воинов, отдавших жизнь на поле брани, и была выбрана суббота, предшествующая именинам Димитрия Донского, то есть суббота, предшествующая 8 ноября. Логика простая и величественная: прежде чем праздновать свои именины, помянем усопших, тех, кто своею смертью, возможно, даровали тебе жизнь.

Читать еще:  Календарь пасхи на все годы

После первого поминовения павших на Куликовом поле, бояре высказали великому князю Дмитрию Иоанновичу такое пожелание на будущее: и впредь «память творити, кто сложил голову свою». Шли годы, новые битвы за землю русскую, новые тысячи воинов, принявших смерть за веру, за Родину. И в день Димитровской субботы поминали уже не только ратников, павших на Куликовом поле, но и всех, положивших жизнь за веру и Отчизну.

В день Димитровской родительской субботы, в храмах поминаются также и все умершие скоропостижной смертью, то есть те, кто «не был напутствован в жизнь вечную молитвами святой Церкви». Богослужения по усопшим начинается накануне: в пятницу вечером православных храмах служится великая панихида, которую называют греческим словом «парастас», а в саму субботу, утром служится заупокойная литургия, а после нее общая панихида. И во время богослужения священник тайно произносит такую молитву: «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имярек), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина».

Что можно перевести так: «Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь мiру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя — правда навек и слово Твое — истина».

Существует традиция в день поминовения приносить в храм еду — «на канон» (или «на канун»), то есть оставлять ее на столе рядом с каноном — местом, где ставятся свечи по усопшим. Дело в том, раньше было принято совершать общие поминки, на которых за большим столом сообща поминали усопших. Сегодня продукты, которые верующие приносят в церковь, отдают нуждающимся. Милостыня — еще один способ почтить память усопшего близкого.

Димитриевская родительская суббота – 28 октября в 2017 году

В 2017 году из-за совпадения субботы перед днем памяти святого Димитрия и праздником Казанской иконы Божьей матери, Дмитриевская родительская суббота перенесена на 28 октября.

Димитриевская родительская суббота – поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября по старому стилю). Людям «советского» возраста, приходящим поминать в родительские субботы своих усопших, проще запомнить этот день по другой дате: где 7 ноября – «красный день календаря», там где-то рядышком перед ним – и Димитриевская…

Народная традиция крепко связала этот день с Куликовской битвой: дескать, благоверный князь Димитрий Донской просил в этот день преподобного Сергия Радонежского отслужить панихиду по воинам, полегшим в Мамаевом побоище…

Правда, в «Православной энциклопедии» мы читаем, что слова из Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине 16 века : «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» – не связаны напрямую с Куликовской битвой. В богослужебном уставе этот день не отмечен как поминальный, и народная традиция (вероятно, еще древняя, дохристианская) поминать в этот день усопших не сразу стала церковной.

Тем не менее тысячи россиян заходят в этот день в православные храмы, ставят свечи, кладут на канунник продукты и пишут в поминальных записочках имена своих умерших близких. Стопы записочек, вереница имен… Горят свечи, поет хор, воздух светло-синь от кадильного фимиама, люди стоят плечом к плечу, и мнится, что пространство храма в этот день расширяется, увеличивается вдвое: плечом к плечу стоят здесь незримо и наши усопшие, для кого поминальная наша молитва – поддержка и утешение…

photosight.ru. Фото: Диoниcий 3eмлянoв

Один из самых болезненных вопросов в такие дни – можно ли поминать тех, кто умер некрещеным?

Распространено среди прихожан такое мнение: молиться можно только о крещеных и умерших в вере, перед кончиной исповедавшихся и причастившихся св.Таин (знаю монастырь, монахини которого учат паломников: молитесь только о самых близких, и то с осторожностью, за верующих, а за некрещеных – даже за самых близких нельзя, мол, человеку бы свои грехи отмолить, а молиться о других – брать на себя еще и их грехи, сие есть дерзость и неразумие пред Богом…)

Что ответить усвоившим такой взгляд на молитву? Отвечаю просто: молитва и милостыня наша о душе усопшего – в помощь такому человеку.

И вот представьте: один человек сидит себе на берегу, а другой тонет – кого надо спасать? Тонущего. Так кому первоочередно нужна молитва-помощница, верующему или неверующему усопшему? Понятно, что неверующему, тому, кому после смерти тяжелее…

Конечно, если человек умер некрещеным, а тем паче – сознательно неверующим, если в земной жизни не принадлежал к Церкви Христовой, то после смерти его насильственно к Церкви не «пристегнешь», в записках на проскомидию его имя не пишут – но самим-то родным и близким, тем, кому судьба усопшего небезразлична, молиться о нем надо – и дома, и в храме – самим, в том числе и во время панихиды (молитву в храме, в евхаристическом собрании, совершает вовсе не только один батюшка, но в с я Церковь, все предстоящие).

Коли мы сами христиане – это наш христианский долг во исполнение заповеди Божьей о любви к ближнему.

Он ушел из земной жизни в тяжких грехах, нераскаянным? Что ж, предоставим его Богу и суду Божию, сколь праведному, столь и – в отличие от нашего с вами суда –милосердному. Об этом нам на каждом богослужении напоминает Церковь словами одной из ектений: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Заупокойная служба. Поют по крюкам.
Или голоса так свежи, или это
Умерший так стремительно уходит,
Но в тесной часовне ветер поднялся невидимый.
Шевелит листы старинной книги,
Пылают над строками, летят киноварные невмы
За умершим вслед.
Пение напряжённо тянется, пока может
Поддерживать душу, уходящую ввысь
Ступенями мытарств. И вот – дальше стоп.
Предел. Тончают,
Глохнут нёбные кратиматы.

Читать еще:  3 ноября день поминовения

Мы – дети, а взрослые – наши умершие.
Мы в их прошлом живём.
Никому не вернуться в детство.
То-то я замечаю,
Насколько наш мир мал, прост, шаток,
Ярок, аляповат – манеж для игр
При постоялом дворе! Особенно
В сравнении с тобой, живой смертный голос,
В следовании за умершим сам истаять готовый,
Ветреною весной в часовне поющий
Славу незнаемому, отчаянно чаемому
Превечному Богу.

Какого числа Дмитриевская суббота в 2017 году

Поскольку многие религиозные праздники и важные дни в православном календаре имеют текучие даты, людям, исповедующим православие, следует знать, какого числа Дмитриевская суббота в 2017 году, так как это очень важный день – день памяти усопших.
Всего, за одни год, в православном календаре выделяют 7 суббот, когда принято вспоминать тех, кого уже нет с нами на этом свете, молиться за них, а также проводить день скромно, по-другому дни памяти называют родительской субботой. К концу года эти семь суббот проходят, и завершающей становится как раз Дмитриевская родительская суббота, которая по обычаю отмечается в последний месяц осени. В 2017 году Дмитриевская суббота пройдет 4 ноября.


Дмитриевская родительская суббота: что нужно делать

Какого числа будет Дмитриевская родительская суббота в 2017 году уже известно, это 4 ноября. А вот что нужно делать в этот важный день памяти?

Первое, с чего начинается день каждого верующего на Дмитриевскую родительскую субботу – это с визита в церковь. В храмах в этот день проводят специальные поминальные службы, которые посвящены всем умершим. По окончанию службы прихожане отправляются на кладбище, чтобы навестить могилки своих близких, знакомых или друзей, которые отошли в мир иной. Принято не только навестить могилки, но и прибраться там, навести порядок. Дмитриевская родительская суббота важна тем, что она несет одну простую истину – души усопших живы и упокоены до тех пор, пока в сердцах живых людей о них есть память.

Ранее, существовала традиция приносить с собой в церковь продуты и накрывать один большой стол, за которым все прихожане могли поминать усопших. Сейчас такое уже не практикуется, но в церковь по-прежнему можно брать с собой продукты, которые потом служители храма раздают нищим и нуждающимся, чтобы и они смогли в Дмитриевскую субботу помянуть тех, кто им дорог и близок, но кого уже нет в этом мире.

Еще, служителя церкви рекомендуют прихожанам оставлять записки с именами их умерших близких, чтобы во время очередной службы они были упомянуты в молитве.

Чего нельзя делать на Дмитриевскую родительскую субботу

5 ноября 2017 года, православная дата, на которую приходится Дмитриевская родительская суббота. В этот день не рекомендуется заниматься такими делами, как уборка, стирка, и выходить на работу. Но, служители церкви отмечают, что если эти мирские дела не мешают верующему посетить церковь в этот день, то ими можно заниматься.

Несмотря на то, что Дмитриевская суббота посвящена памяти отошедших в мир иной, нельзя слишком сильно придаваться скорби. Ведь память о своих ушедших близких людях не подразумевает печаль и боль в связи с этим событием. В христианстве прописано, что душа человека не умирает, и что даже если тело погибло, то душа продолжает жить, просто в другом мире. Поэтому, чтобы души в том мире прибывали в гармонии и радости, надо за них молиться и помнить о них, а это, как уже было сказано, не есть скорбь.

Что делать накануне Дмитриевской субботы

В славянских народах есть немало поверий касательно Дмитриевской субботы, причем эти поверья берут свое начало еще до наступления дня поминания, накануне.

Дмитриевская суббота 2017 у православных пройдет 4 ноября, а вот что нужно сделать накануне, то бишь 3 ноября:

• Вымыть и прибрать весь дом, также рекомендуется прибирать могилки именно накануне родительской субботы;
• Подготовить стол для поминальной трапезы. Хозяйки в этот день пекут пироги, готовят кутью, делают разные салатика. Стол накрывается с вечера, то есть в пятницу. На стол обязательно ставится чистая тарелочка, на которую нужно положить часть приготовленного, считается, что в ночь души близких заходят перекусить. А чтобы утолить их жажду, надо рядом с тарелочкой поставить стакан чистой воды.

Дмитриевская родительская суббота проводиться скромно, в этот день нельзя придаваться веселью. Лучше всего провести Дмитриевскую субботу в кругу родных, и всем вместе помолиться за умерших, вспомнить все счастливые и хорошие моменты, проведенные рядом с ними. Если не удалось посетить храм на Дмитриевскую родительскую субботу, то можно помолиться дома, в тихом месте.

Родительские субботы в 2017 году – какого числа?

Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2017 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения.

Родительские субботы в 2017 году

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Родительские субботы в 2017 выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 18 февраля 2017 года.
  • Суббота 2 седмицы Великого поста – 11 марта 2017 года.
  • Суббота 3 седмицы Великого поста – 18 марта 2017 года.
  • Суббота 4 седмицы Великого поста – 25 марта 2017 года.
  • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2017 года.
  • Радоница – 25 апреля 2017 года.
  • Троицкая родительская суббота в 2017 году – 3 июня 2017 года.
  • Димитриевская родительская суббота – 4 ноября 2017 года.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Читать еще:  Выходной на пасху в россии

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе. И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становятся приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3; 20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3; 10).

Суббота – последний день седмицы. Да-да, день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться»).

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Димитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство (угроза которому на Руси возрастала по мере исламизации Орды), согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector