Димитрий прилуцкий житие

ДИМИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ

О жизни преподобного Димитрия — основателя Спасо-Прилуцкого Вологодского монастыря и вологодского чудотворца — рассказывается в его Житии, составленном во второй половине XV века прилуцким игуменом Макарием в основном по рассказам ученика святого Димитрия Пахомия.

Родился Димитрий в начале XIV века в городе Переяславле-Залесском, в богатой купеческой семье. (Местное переяславское предание называет деревню, в которой родился святой — Веслево, а также родовое прозвище его родителей — Покропаевы.) В детстве он обучился грамоте и полюбил читать Священные книги. Торговые дела отца мало интересовали его; он больше думал о небесном, помышляя о вступлении на «тесный и скорбный путь» иноческого жительства. Юношей он покидает отцовский дом и принимает пострижение в Переяславском Горицком монастыре. Здесь он проводит некоторое время и удостаивается священства, то есть становится иеромонахом.

Вскоре после этого Димитрий решает покинуть Горицкий монастырь и основать свой собственный. Он переселяется «на болото» — так называлось сырое болотистое место на окраине Переяславля, в одной версте от Плещеева озера. Здесь преподобный ставит храм во имя святителя Николая Мирликийского и основывает при нем монастырь, игуменом которого становится.

Вскоре монастырь получает известность. Житие рассказывает, что к Димитрию приходят и миряне, желающие принять пострижение от его руки, и иноки других монастырей. Святой, «как отец чадолюбивый», всех принимает с любовью. «Преподобный Димитрий, — рассказывает автор Жития, — был одарен редкою красотою, и так как он вел „жестокое житие“, измождая себя подвигами поста, молитвы и труда, то лицо его сияло особенной одухотворенностью, удивлявшею людей. Поэтому во избежание соблазна и искушения преподобный обыкновенно закрывал лицо монашеским куколем даже во время бесед с мужчинами, посетителями монастыря; с женщинами же он говорил очень редко, когда являлась настоятельная нужда в слове назидания». В монастырь, расположенный в городской черте, в воскресные и праздничные дни приходило немало горожан, как мужчин, так и женщин. И вот некая знатная женщина, которая много слышала о красоте и целомудрии преподобного Димитрия, захотела взглянуть на него. Долгое время старания ее были безуспешны. Наконец, подстрекаемая пустым любопытством, она подкралась к келии преподобного и через окно взглянула на игумена. «Подвижник в это время готовился к Божественной литургии; заметив нескромность женщины, он огорчился и с укоризною посмотрел на нее. Под гневным взором преподобного женщину охватил столь сильный ужас, что она в расслаблении упала на землю, не имея сил подняться. Некоторые из братии еле живую подвели ее к крыльцу настоятельской келии и усиленно просили игумена о прощении провинившейся. Видя искреннее раскаяние плачущей женщины», — заключает автор Жития свой рассказ, — преподобный «кротко упрекнул ее» и, поучив о том, что в храм «должно приходить не для показа тленных украшений, а для просвещения души сосредоточенной молитвой и милостыней», благословил ее и даровал ей прощение.

Ко времени игуменства преподобного Димитрия в Никольском монастыре относятся его знакомство, а затем и искренняя дружба с преподобным Сергием Радонежским. (Можно полагать, что знакомство их состоялось в 1354 году, когда Сергий был рукоположен в сан пресвитера в Переяславле епископом Афанасием.) Преподобный Димитрий любил приходить в монастырь Живоначальной Троицы к преподобному Сергию для взаимной молитвы и назидательной беседы. Наверное, именно под влиянием этих бесед Димитрий ввел в своем монастыре общежительный устав, почти не известный до того на севере Руси.

Слава о подвижнической жизни преподобного дошла до великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Тот пригласил старца в Москву и попросил его быть восприемником при крещении одного из своих сыновей.

Людская слава, однако, тяготила преподобного. Он решил оставить свою обитель и родной город. Взяв лишь одного своего ученика Пахомия, Димитрий покинул Переяславль и отправился на север. Через дремучие леса, дебри и болота путники достигли реки Лежи, правого притока Сухоны (в Вологодской области). Здесь, неподалеку от впадения в Лежу реки Великой, верстах в 20-ти от Вологды, они построили небольшую церковь в честь Воскресения Христова; это место показалось им удобным для уединенного служения Богу. Однако жители соседнего села Авнеги, узнав, что в лесах их поселились иноки и уже построили церковь, решили прогнать их. «Вот, — рассуждали они, — близ нас поселился великий старец, который в скором времени и овладеет как нами, так и нашими селами». (Действительно, практика монастырского освоения северных областей России свидетельствовала о том, что северные монастыри, по княжеским грамотам, обзаводились вскоре значительными земельными владениями. Жития многих северных русских подвижников наполнены рассказами об их столкновениях с местными жителями; иногда эти рассказы представляются даже своего рода трафаретами, «общими местами» агиографической литературы.) Толпою крестьяне пришли к преподобному и потребовали, чтобы тот покинул их область. «Нам неугодно твое пребывание здесь», — говорили они.

Преподобный не стал прекословить. Посчитав их требование за указание промысла Божия, он оставил негостеприимные берега Лежи и летом 1371 года пришел вместе с учеником Пахомием в Вологду. Он избрал для обители место на повороте (луке) реки Вологды, верстах в трех от города. Земля здесь принадлежала двум крестьянам, жителям ближайшего села Прилуцкого, — Илии и Исидору, по прозвищу Выпряг. По просьбе преподобного они дали ему участок земли, пригодный для построения обители. Эти земли представляли собой нивы, на которых уже почти выколосился хлеб; но жертвователи, из уважения к старцу и для скорейшего построения церкви, решили не дожидаться жатвы. Соорудив крест, преподобный Димитрий с молитвой водрузил его на месте будущей обители, а затем приступил к построению храма. Узнав о приходе «человека Божия», свидетельствует древнее Житие, все жители города — «малые и великие, богатые и убогие, предваряя друг друга, спешили за благословением к святому». Многие внесли свой вклад в строительство церкви и монастыря: одни деньгами, другие бревнами или утварью, необходимой для обители. Скоро церковь была построена и освящена 1 августа 1371 года во имя Спаса нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и в честь Животворящего Креста — празднований, отмечаемых в этот день. (Впоследствии монастырь, основанный Димитрием, получил название Спасо-Прилуцкий.) Это была первая в Вологодской земле обитель со строгим общежительным уставом.

К преподобному стали стекаться иноки и миряне, ищущие пострижения: большинство было из Вологды и окрестных сел, но приходили и иноки из Никольского Переяславского монастыря, основанного Димитрием, узнавшие об основании их учителем новой обители. Когда весть об этом дошла до великого князя Дмитрия Ивановича, то он поспешил прислать почитаемому им старцу щедрое пожертвование.

Житие рассказывает о суровой и поистине подвижнической жизни преподобного Димитрия. Первый в трудах на пользу братии, он первым был и в церкви на молитве. По его повелению, в храме, по левую сторону алтаря, было устроено особое место, отгороженное досками; здесь, никем не видимый и ничем не отвлекаемый, он изливал душу пред Богом в усердной и горячей молитве. Пост его был исключительно суров: неделями старец обходился без пищи, лишь в праздники позволяя себе вкушение хлеба с водою. Одежду его составлял один заскорузлый тулуп из жесткой овчины, так что зимой он страдал от стужи, а летом от зноя. Кроме того, на теле преподобный носил тяжелые железные вериги (не слишком частые в практике русских святых того времени).

Читать еще:  Красная пасха отзывы

Игумен заботился о странниках, щедро одаривая их всем необходимым. Приходящих к нему с духовными нуждами он не оставлял беседой и поучением. Нередко он покидал обитель для того, чтобы заступиться перед властями за обидимых и угнетенных, защищал и слуг от насилия их господ. Рассказывают, что однажды он отказался принять присланные в монастырь пищу и питье от одного из постоянных благотворителей монастыря. «Отнеси это в дом свой, — отвечал он ему, — и напитай прежде домочадцев своих, да не томятся они голодом и жаждой». (Под словом домочадцы разумеются прежде всего слуги.)

Рассказывают и о даре прозорливости старца. Родной брат его, наследовавший богатое отцовское имение, вскоре разорился и, задумав поправить дела, пришел в Прилуцкую обитель, прося брата благословить его на торговую поездку к языческим племенам Югры и Печоры. Преподобный благословил его. Поездка оказалась очень удачной; вскоре, снова по благословению преподобного, купец опять отправился на север. Страсть к наживе разгорелась в нем, и он в третий раз пришел к брату, прося благословения на торговую поездку. На этот раз преподобный отказал ему: «Довольно, брат, можешь прожить и с тем, что приобрел; не ходи более — не погибнуть бы тебе от язычников». Брат не внял его увещаниям и без благословения отправился в путь. Обратно он уже более не возвращался. Весною 1389 года преподобный провидел и смерть князя Дмитрия Донского, случившуюся в Москве, и поведал о ней братии. Лишь через несколько дней слова его подтвердил прибывший из столицы гонец.

Великий подвижник умер в ночь на 11 февраля 1392 года, назначив перед смертью своим преемником ученика своего Пахомия. Тело его было похоронено в построенной им церкви. Вскоре возле гробницы начали совершаться чудеса и исцеления: особенно много их совершилось в 1409 году, когда Вологду поразила эпидемия страшной болезни. Тогда, вероятно, и было установлено местное празднование святому. К концу XV века празднование стало уже общерусским.

Церковь празднует память преподобного Димитрия Прилуцкого в день его кончины 11 (24) февраля.

ЛИТЕРАТУРА:

Избранные жития русских святых. X–XV вв. М., 1992.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Димитрия Прилуцкого

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие верующие, которые при жизни не раз доказывали свое ревностное верование в Господа, были казнены или приняли мученическую смерть за это. Но народ не забыл о них. Они почитают их память и обращаются к ним в любой сложной ситуации. Явным примером есть Димитрий Прилуцкий Вологодский Чудотворец. Он всегда помогал не только при жизни, но и отзывается на прошения после своей кончины. Немало чудес произошло по молитвам к его иконе.

Житие святого

Точной даты его рождения нигде не сохранилось. Есть сведения в некоторых источниках о том, что рожден он был в богатой купеческой семье, проживавшей в Переяславе-Заллеском. По утверждению некоторых источников, житие Димитрия Прилуцкого с раннего детства было направлено на изучение главных истин христианства. Он не играл со своими сверстниками. Как только начал читать, сразу стал изучать священные писания.

В юности он пришел в Переяславский монастырь, где принял монашеский постриг. Он был примером идеального подвижничества. После этого им был основан Никольский общежительный монастырь. Многие считают, что на такое дело его сподвигла встреча с Сергием Радонежским и длительные беседы. Слава о нем и его подвигах распространялась далеко по Руси, и сам Дмитрий Донской решил взять его крестным отцом своего сына.

Те, кто встречались с ним в живую говорили о его неимоверной красоте. Но сам святой считал ее наказанием и поэтому трудился еще больше. Через некоторое время он удалился в вологодские леса, где построил на берегу реки Великой храм на честь Воскресенья Христова. Он хотел основать вокруг него обитель, но местные жители не дали ему под благое дело земель.

Далее он проследовал по Волге, где в 1371 году основал Спасо-Прилуцкий мужской общежительный монастырь. Тут он поучал как нужно жить в любви к Христу. Также он применял свои дары, которыми был награжден Господом. Своими молитвами он не раз помогал людям. О своей кончине он узнал из ведения. Мощи его хранятся в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре.

В чем помогает святой игумен

К данному месту его кончины ежегодно направляются толпы паломников, которые стараются своими молитвами обратить на себя благосклонность. Чаще всего у него просят помощи в долговых тяжбах. Но кроме этого он способен:

  • избавить от алкогольной зависимости;
  • помочь вернуть одолженные материальные средства;
  • избавится от телесных и душевных недугов;
  • избежать соблазнов и прочих дурных мыслей;
  • найти правильное решение в сложной жизненной ситуации.

В летописях есть много упоминаний о чудесах, которые происходили даже после смерти святого. Одно из самых часто описываемых есть то, когда грабитель пробрался в обитель и хотел ограбить гроб. Только он протянул руку, как невиданная сила отбросила его и он умер.

Лик святого

Первое изображение его не дошло до нашего времени, также как и его описание было утеряно. Икона Димитрия Прилуцкого руки Дионисия пребывает в Вологде. На ней описаны события из его жизни и чудеса. Автор был знаком лично со святым и многие считают, что лик излучает те же качества, которыми был полон исполнитель при жизни. Многие списки были написаны по его творению. И большая их часть обладает чудодейственными свойствами.

Чаще всего перед ними читают молитвы. Особенно сильными они становятся в день памяти. Их есть два и припадают они на:

Святыни в честь Димитрия

Так как его считают чудотворцем, то не удивительно, что во многих религиозных сооружениях считается за правило провести молебен на его честь. Но есть и такие, которые носят его имя. Так например, храм Димитрия Прилуцкого в Москве. Это единственное сооружение в память о нем в городе, которое было построено на деньги купца Дмитрия Сторожева.

Первое здание появилось в 1890 году. После революции его закрыли, а в его помещении затем разместилась типография, лаборатория анестезиологии. Позже его возвратили церкви и снова начали проводить службы. На них можно присутствовать и прочитать молитву.

«О священная главо, предивный чудотворче, богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление. Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

Но кроме того, есть еще возможность прослушать чтение акафиста Димитрию Прилуцкому. В молитве святым важно вдумываться в слова, которые произносите и не важно, это специальное прошение или они идут от чистого сердца.

Читать еще:  Песня на пасху

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом игумене Димитрие:

Спасо-Прилуцкий монастырь и Пушкинский дом издали книгу «Димитрий Прилуцкий. Житие и служба»

Книгу, посвященную истории создания Жития Димитрия Прилуцкого и службы ему, представили накануне в вологодском Софийском соборе.

Преподобный Димитрий Прилуцкий – ученик Сергия Радонежского, основатель первого общежительного монастыря в Вологде – является одним из наиболее почитаемых русских святых. До наших дней дошло более двухсот списков его Жития, в которых, помимо жизни и деяний самого святого, упоминаются важные для русской истории события: победа Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380 году, нападения на Вологду вятичей (1417 г.) и Дмитрия Шемяки (1450 г.).

Несколько лет назад наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Игнатий (Молчанов) задумался об издании Жития преподобного Димитрия. При этом встал вопрос о том, какой из сохранившихся текстов брать за основу для публикации. За его разрешением представители монастыря обратились к специалистам в Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, и началась работа над книгой, которая длилась два года.

Автором первой части книги стала Светлана Семячко, специалист по древнерусской литературе, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИРЛИ РАН.

«Если вы спросите среднестатистического человека, что такое житие – то скорее всего он вам скажет, что это очень скучно, что все жития однотипные, похожи друг на друга, что читать их утомительно и неинтересно, – поделилась своими мыслями на презентации книги Светлана Семячко. – Но, как правило, человек не задумывается о том, что у каждого жития есть своя история. И исследование истории этого текста – это в какой-то мере детектив. Потому что обнаруживается огромное количество рукописей, списков жития, среди которых нет одинаковых. И мы должны понять: что в этих рукописях позднее, что – раннее, что было в начале, что потом; понять, когда стали почитать Димитрия, как изменялось это почитание – каждое поколение привносило в понимание этой святости что-то свое. Свою часть книги, посвященной исследованию разных редакций Жития, я писала так, чтобы читатель мог меня проверить. В книге много таблиц, где сравниваются тексты разных редакций – выводы можно сделать самим, не обязательно соглашаться со мной. Я видела свою задачу в том, чтобы читатель мог пройти тем же путем, которым шла я».

В книге опубликовано 4 текста ранних редакций Жития преподобного Димитрия, а также перевод с церковнославянского на русский язык самой распространенной и самой полной житийной редакции – Минейной.

При подготовке книги Семячко сделала вывод, что автором первоначального текста Жития преподобного Димитрия не является игумен Спасо-Прилуцкого монастыря Макарий, который значится автором во многих списках – оказалось, что он только дополнил и переработал первоначальный текст. Имя же автора самого первого текста до сих пор остается неизвестным – это повод для дальнейших поисков и исследований.

Вторая часть книги посвящена певческой традиции церковной службы Димитрию Прилуцкому. Ее автором стала Флорентина Панченко, кандидат искусствоведения, заместитель директора по научным вопросам ИРЛИ РАН. Служба в честь преподобного Димитрия была создана тем же игуменом Спасо-Прилуцкого монастыря Макарием в конце XV века и в дальнейшем практически не подвергалась обработке. Тексты службы, предполагавшие певческое исполнение во время богослужения, записывались в соответствующие книги с роспевами. Вторая часть книги «Димитрий Прилуцкий. Житие и служба» посвящена как раз истории бытования и художественному своеобразию этих песнопений. В исследовании также приводится реконструкция знаменного роспева.

«Как в конце XIX – начале ХХ века благодаря исследователям мир узнал о древнерусской иконе, так во 2-й половине ХХ века было обретено древнерусское пение – про это открытие мало кто знает, но это огромный труд многих людей», – рассказал игумен Игнатий. На презентации книги пример песнопений из службы Димитрию продемонстрировал Ансамбль древнерусской музыки «Знамение» Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Под сводами древнего Софийского собора звучал распевы, которые исполнялись четыреста и больше лет назад.

Иллюстрациями к изданной книге стали виды Спасо-Прилуцкого монастыря, изображения икон и предметов из собрания самого монастыря и музеев, в которые попали монастырские вещи в эпоху советской власти. Больше всего икон и предметов из обители находится в Вологодском музее-заповеднике, остальные – в других музеях страны. К примеру, в книге есть фотография деревянного потира (сосуда для причастия) XVII-XVIII веков с изображением креста на Голгофе: сейчас потир находится в коллекции Эрмитажа.

Книга рассчитана на широкий круг читателей: от специалистов – историков, филологов, музыковедов – до любого, кто хочет познакомиться с Житием преподобного Димитрия и узнать, как складывалось почитание святого.

Димитрий прилуцкий житие

Житие Димитрия Прилуцкого — один из самых ранних памятников вологодской агиографии. Герой Ж. Димитрий родился в начале XIV в., происходил из богатой купеческой семьи г. Переславля-Залесского. М. И. Смирнов, опираясь на местное предание, говорит о нем как об уроженце деревни Веслево Переславского уезда, из рода Покропаевых. Согласно Ж., в юные годы Димитрий принял постриг в переславском монастыре «святыя Богородица, иже на Горицах». В скором времени был рукоположен в иеромонахи и основал близ города свой монастырь во имя Николая Мирликийского чудотворца. Под влиянием бесед с Сергием Радонежским (их знакомство состоялось в Переславле в 1354 г., когда Сергий был рукоположен в сан пресвитера епископом Афанасием Волынским) Димитрий ввел в монастыре общежительный устав, неизвестный до того на Севере Руси. Молва о переславском игумене дошла до великого князя Московского Димитрия Донского, и тот призвал его в столицу, прося быть восприемником при крещении одного из своих сыновей. По возвращении из Москвы Димитрий оставил новооснованный монастырь и с учеником Пахомием удалился на Север, где в Авнежской округе построил на берегу р. Великой, притока р. Лежи, церковь в честь Воскресения Христова. Видя недовольство местных жителей, Димитрий ушел в окрестности г. Вологды, где основал Спасо-Прилуцкий общежительный монастырь в честь праздника Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа, так называемый «первый», «медовый Спас»). Это был первый на Руси монастырь в честь праздника, установленного Андреем Боголюбским в 1164 г. в память о победе над волжскими булгарами. Игуменом этого монастыря, согласно Ж., Димитрий оставался до смерти 11 февраля 6900 г. (1392 г.).

Ж. дошло до нас по крайней мере в пяти редакциях, представленных более чем 120 списками. Почти все списки называют автором Ж. игумена Прилуцкого монастыря Макария. В монастырском синодике (ОР Волог. обл. краев. муз., № 2013, 1754 г., л. 75 об.) он назван пятым игуменом после Димитрия Прилуцкого, Пахомия, Константина и Михаила. Единичные списки называют автором Ж. Марка, Марина, Логгина, но это, по-видимому, результат разного рода ошибок и описок. Главным источником сведений о Димитрии послужили автору устные рассказы Пахомия, преемника Димитрия по игуменству.

Читать еще:  Какого числа день пасха

Первой редакцией Ж. Ключевский считал редакцию без предисловия и Похвалы святому, с пятью чудесами (нач.: «От славнаго града Переславля, от благочестиваго корене израсте доброплодная розга…»). Последнее «чудо о граде Вологде» начинается здесь замечанием, опущенным во всех остальных редакциях: «По сих же летех и иная ненаписана чудеса, ему же и мы самовидцы бывше…». В составе «чуда о вятчанех» в этой редакции уже содержится пересказ (с указанием источника) эпизода о новгородском князе, пришедшем ратью на г. Сурож, из Жития Стефана Сурожского.

Другая, по Ключевскому — вторая, редакция наиболее часто встречается в списках. Ряд чудес, прерванный в первой редакции на «чуде о граде Вологде», продолжается в ней еще девятью чудесами. Эта редакция дополнена предисловием, в котором заметно влияние предисловий к Житиям Стефана Пермского Епифания Премудрого и Сергия Радонежского Пахомия Серба. Заканчивается она Похвалой: «Но убо ныне прекратим слово писати, чюдеса святаго неисчетна бо суть…», — которая по стилю — повторяющимися хайретизмами — близка к акафисту. Автор Похвалы уподобляет Димитрия Прилуцкого его небесному покровителю — Димитрию Солунскому — и сравнивает их жития. Самый ранний из известных списков этой редакции датируется 1494 г. (ГПБ, Солов. собр., № 518/537, л. 216 об. — 243). Это «Минея новым чудотворцам монастырская, написана на Вологде в соборниках» по повелению священноинока Досифея (нач.: «Иже святое житие поживших и веру божественную сохранших святых преподобных отец великих…»). В XVI в. эта редакция была включена в Великие Минеи Четьи митр. Макария под 11 февраля (см. ГПБ, Соф. собр., № 1320, л. 78а—88с, XVI в.). В нескольких списках вологодского происхождения вариант Минейной редакции сопровождается 34 чудесами.

Минейная редакция часто встречается вместе с особым большим похвальным словом Димитрию, созданным в традиции «плетения словес». Ключевский называет это Слово третьей редакцией Ж. В нем использованы биографические известия и 12 первых чудес Минейной редакции, а также предисловие к Житию Сергия Радонежского Пахомия Серба (нач.: «Приидете, святое и честное постник сословие, днесь снидетеся, отцы и братия…»).

В составе Пролога встречается самая краткая — Проложная редакция Ж. Она представляет собой, по Филарету Гумилевскому, «извлечение» из Минейной редакции. Содержит сравнение с Иоанном Златоустом, сведения о пострижении Димитрия, об основании Никольского и Воскресенского монастырей, о встрече с Сергием и совместных беседах о том, «како бы общее житие управити», об основании Спасо-Прилуцкого монастыря и о преставлении (нач.: «Сей преподобный и богоносный отец наш Димитрий бысть родом Российскаго царства, от страны Московския, от града Переяславля…»).

На основе Проложной и вологодского варианта Минейной редакции позднее была создана Сводная редакция Ж. Автор ее в заглавии не указан. Начинается она как Проложная и точно следует ей до эпизода о преставлении Димитрия. Текст расширен четырьмя вставками из Минейной редакции, развивающими отдельные моменты Ж. (о пострижении, об отношениях с родителями, о принятии священства, о беседах с Сергием). С эпизода, в котором Димитрий уподобляется Иосифу Прекрасному, следует переработанный текст вологодского варианта Минейной ред. За «Сказанием о чудесах…» помещено «Сказание о сретении чудотворного образа преподобного и богоносного отца нашего Димитрия игумена, иже на Прилуце, вологодского чудотворца и о новосозданной церкви во обители его». Сводная редакция известна пока только в одном списке XIX в. (ГПБ, F.1.774. Сборник житий вологодских святых, л. 1—35).

В Ж. нашли отражение многие события русской истории XIV—XVII вв.: победа Димитрия Донского на Куликовом поле, болезнь «корчета», распространившаяся на огромном пространстве от Москвы до Вологды (1409 г.), нападения на Вологду вятчан (1417 г.), Дмитрия Шемяки (ок. 1448 г.), поляков (1618 г.) и т. д.

Ж. отразилось в ряде литературных произведений XV—XVI вв. Оно упомянуто в Похвальном слове всем русским святым Григория, монаха Спасо-Евфимиева монастыря: «Кто не весть Димитрия Прилучскаго, о нем же убо многи повести списана быша…» (ГБЛ, ф. 304, № 337. Сборник нач. XVII в., л. 582). В Житии Антония Сийского вспоминается об изгнании Димитрия с Авнеги. В Житие Григория Пельшемского включен эпизод о нападении Шемяки зимой на Вологду, в Похвальном слове этого жития использована Похвала Димитрию. Имя Димитрия Прилуцкого упоминается в Житии Галактиона Вологодского (XVII в.), в послании Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь (1578 г.). Сохранилось несколько местных преданий о Димитрии, записанных вологодскими краеведами И. К. Степановским, Н. И. Суворовым и др. (предания о «белоризцах», о сретении образа Димитрия). Часть из них соответствует содержанию Ж. (рассказ о помощи «белоризцев» в составе «чуда о граде Вологде», «Сказание о сретении чюдотворнаго образа… Димитрия игумена…»). Знаменательно, что как в Ж., так и в преданиях Димитрий Прилуцкий выступает патроном Вологды.

Полного исследования текстов Ж. и их научного издания пока нет. В изданном А. И. Пономаревым Прологе опубликована Проложная редакция Ж. В «Материалах…» архиеп. Макария — Минейная редакция (по двум принадлежавшим ему спискам).

Изд.: Материалы для истории русской церкви. Харьков, 1863, т. 2, с. 51—77; Пономарев А. И. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1896, вып. 4. Славяно-русский Пролог, с. 38—39.

Лит.: Савваитов П. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. СПб., 1844; Ключевский. Древнерусские жития, с. 188—189, 270—271; Вологодский летописец. Вологда, 1874, с. 6—7; Верюжский И. 1) Преподобный Димитрий, игумен Прилуцкий, вологодский чудотворец. Вологда, 1879; 2) Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880, с. 104—130; Савваитов П., Суворов Н. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. СПб., 1884; Филарет (Гумилевский). 1) Обзор, с. 108; 2) Жития святых: (Февраль—апрель). СПб., 1885, с. 92—98, 190; Макарий. История русской церкви. СПб., 1886, т. 5, с. 242—243; Русская Фиваида на Севере. СПб., 1894, с. 336—375; Коноплев Н. Святые Вологодского края. М., 1895, с. 34—38, 64—65; Степановский И. К. Вологодская старина: Историко-археологическпй сборник. Вологда, 1895, с. 82—102; Ильинский П. Переславский Никольский женский (бывший мужской) монастырь и его основатель Димитрий Прилуцкий // Владим. губ. вед., 1898, № 36—38; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902, с. 189—194; Голубинский. История канонизации, с. 73; Дилекторский Ф. Николаевский женский монастырь в г. Переяславле Владимирской губернии. М., 1904, с. 58; Барсуков. Источники агиографии, стб. 156—160; Савваитов П., Суворов Н., Суворов И. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. Вологда, 1914; Смирнов М. И. Переславщина: Источники и материалы краеведения, их систематизация и обзор. Переяславль-Залесский, 1921, с. 60; Летопись города Вологды. Вологда, 1963; Будовниц. Монастыри на Руси, с. 134—141; Дмитриев Л. А. Дмитрия Прилуцкого житие // ТОДРЛ, 1985, т. 39, с. 195—196.

Доп.: Дмитриев Л. А. О «Житии Дмитрия Прилуцкого» // Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 190—194.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector