Дмитриевская родительская суббота как поминают
Как поминать усопших в родительскую субботу 22 февраля 2020 года
FTIMES — Подпишитесь на самое интересное в
Сегодня проводится первая родительская суббота в наступившем 2020 году. По церковному календарю она называется — Вселенская мясопустная суббота.
22 февраля православные россияне поминают своих усопших родителей. Как правильно поминать усопших и чего нельзя делать в этот день — читайте далее.
Первая поминальная суббота 2020
На протяжении многих веков христиане поминают предков накануне больших праздников: перед Масленичной неделей, Троицей, Покровом и Дмитровым днем. Самая первая родительская суббота по церковному календарю наступает за два дня до Масленицы и за две недели до Великого Поста.
В 2020 году Вселенская мясопустная суббота проходит 22 февраля.
Вселенская родительская (мясопустная) суббота – один из дней всецерковного поминания всех покойных, когда церковь возносит молитвы. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение— вселенскими родительскими субботами.
Особое внимание сегодня уделяется молитвам за тех, кто умер скоропостижно или от неестественной смерти – в результате катастроф, несчастных случаев, аварий, пожаров, землетрясений и прочего. Не стоит сегодня плакать, скорбь должна быть светлой.
Как поминать
Сегодня Церковь в совместной молитве вспоминает тех, кто покинул нас, и просит для усопших у Всевышнего прощения и упокоения.
Поминальный день перед Масленицей богат на традиции и запреты. Как правило, в Мясопустную субботу пекут блины. Первый оставляют перед иконой, второй — на подоконнике. Несколько блинов можно отнести в церковь или раздать малоимущим.
Сегодня в храмы несут продукты на помин души и поминальные записки. Как правило, отнести это все можно еще накануне в пятницу. На помин подаются лишь имена крещеных родственников. Пишут их имена в родительном падеже и желательно использовать церковную форму имени: СергИя – а не СергЕя, например.
ПОМНИТЕ! В храм никогда не несут алкоголь (исключение кагор) и мясо. Кстати такой запрет действует и на все церковные праздники.
На помин можно принести крупы, муку (для просфор), растительное масло, соль, сахар и пр. Можно пожертвовать храму деньги – вместе или вместо продуктов (если, например, нет времени сходить за покупками). Самой маленькой жертвой является покупка свечи в церковной лавке.
Чего нельзя делать сегодня
Поминальный день принято встречать в чистом доме, но заниматься уборкой в этот день не стоит. Лучше навести порядок накануне, а вселенскую посвятить молитве об усопших.
В этот день запрещено отказывать в помощи нуждающимся. Нищих и обездоленных, которые принимают от вас деньги или продукты, нужно попросить помолиться за усопших.
В родительскую субботу запрещено злоупотреблять спиртным. Особенно распитием крепких напитков запрещено заниматься на кладбище. Помянуть на могилке давняя традиции наших предков, но она не только не поможет усопших, но и навредит им. Так утверждают священники.
Нельзя носить и оставлять на кладбище алкоголь и сигареты. Лучше принести лампадку и зажечь свечу в память об усопшем.
Не стоит в этот день сажать растения. Считается, что они будут плохо расти и не дадут плодов.
Запрещено в Мясопустную субботу ругаться, сквернословить и рукоприкладствовать. День нужно провести в мире и согласии.
Из народных запретов стоит упомянуть про запрет говорить До свидания на кладбище – лишь Прощай, а то, по поверью, скоро человек и сам отправится на «свидание» с покойным на тот свет.
Молитва на поминальный день
Если вы по какой-то причине не смогли посетить церковное богослужение, то молитву по усопшим можно прочитать и дома. Текст такой:
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (перечислить имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Аминь.
Молится можно и своими словами. Искренний призыв Господь всегда услышит.
Как правильно молиться
Не существует каких-то определенных правил чтения таких молитв. Главные условия — вера и искренность. Лучше всего молиться перед святыми иконами.
Читают молитву про себя или шепотом, как в стенах храма во время его посещения, так и дома.
В храме не поминают самоубийц и некрещеных поименно. В общей молитве, когда мы приходим в церковь молиться, мы можем у Господа Бога любые прошения воздавать в своем сердце, в своем уме. Конечно, когда у человека есть усопшие некрещеные, или усопшие самоубиенные, в мысленной молитве нельзя запрещать обращаться к Господу – Господь сам знает, кого и как определять в загробной жизни.
Дмитриевская родительская суббота: приметы, традиции, поминания
Дмитриевская родительская суббота — день всеобщего поминовения усопших, который Русская православная церковь обычно отмечает в субботу, перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября)
В 2019 году Дмитриевская родительская суббота будет отмечаться на 2 ноября.
Дмитриевская суббота
Последняя родительская суббота в 2019 году – в этот день в православных храмах проходят панихиды, поминальные литургии и совершается особое поминовение умерших православных христиан.
Особый смысл Дмитриевской родительской субботы в том, что в этот день совершаются панихиды по всем воинам, павшим за веру и отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами Святой церкви.
Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно перед днем Святого Димитрия Солунского, имя которого всегда связывали на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.
Сначала в этот день молились об упокоении именно тех, ценой чьих жизней была одержана победа. Со временем Дмитриевская суббота стала днем, когда поминают всех «от века (с начала времен) усопших» христиан.
Почему родительская
Название «родительская» скорее всего произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. А еще потому, что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.
Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские, в которые православная Церковь молитвенно поминает вообще всех усопших. Таких суббот две: Мясопустная и Троицкая. В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.
Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.
Но с давних времен в народе больше всего почитали Дмитриевскую родительскую субботу. Император Николай II в 1903 году даже издал указ о совершении особой панихиды по павшим за Отечество воинам — «За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».
Покровитель русских воинов
На иконах Святой Димитрий изображается в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Русские воины всегда верили, что они находятся под его особым покровительством.
Святой Димитрий родился в городе Солуни (Салоники) в Греции в семье тайных христиан. После смерти отца он стал властителем Фессалоникийской области и защищал город от внешних врагов.
Тело Димитрия выбросили на съедение зверям, но жители тайно похоронили его. При гробе великомученика всегда совершались чудеса и исцеления.
Святой издревле особо почитался на Руси — с первых веков христианства по всей стране построено множество храмов. Русские князья одному из сыновей, обычно старшему, давали имя Дмитрий.
Князь Димитрий Донской был великим почитателем Святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Дмитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба Святого.
Традиции поминания
В Дмитриевскую родительскую субботу по традиции поминают своих усопших родителей в церкви — люди подают записочки за умерших родственников священнику, а также молятся за упокоение их души в загробном мире.
По церковным канонам, чтобы помянуть своих почивших родственников необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида. Утром в поминальную субботу совершается заупокойная литургия, после которой служат общую панихиду.
В этот день обычно приносят в храм угощение для неимущих, которые освящают во время богослужения и позже раздают всем желающим. Также в этот день принято подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.
После посещения храмов православные отправляются на кладбище, читают молитвы за упокой души умерших родственников, приводят в порядок могилы. Но, если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома.
Молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Обычаи и приметы
Женщины, как и в другие поминальные дни были заняты генеральной уборкой — убирали во дворах, вымывали все лавки, окна, столы. Перед родительской субботой вся семья обязательно мылась, после чего оставляли воду и веник для усопших родственников.
В Дмитриевскую родительскую субботу ужин был особенным и проходил немного иначе, чем в другие поминальные дни — в старину верили, что все усопшие в этот день спускаются на землю в свои родные дома, потому и старались собрать семью в родовых жилищах.
Поминать усопших начинали уже с пятницы и для этого обязательно приобретали новую белую скатерть, которой застилали поминальный стол. На стол как в пятницу, так и в субботу ставили свечи — люди считали, что семья таким образом дает знак умершим, что о них не забыли и вспоминают.
Хозяйки старалась приготовить как можно больше блюд из мяса, но традиционным и основным оставалась фаршированная свиная голова. Также готовили традиционные поминальные блюда — кутью, блины, пироги, а также другие любимые блюда усопших родственников.
На стол подавалось огромное количество пирогов с разными начинками — с мясом, капустой, творогом и так далее. Причем форма обязательно должна быть продолговатой.
За трапезой вспоминали о том, какие были усопшие при жизни, об их добрых качествах и поступках. Также самые старшие в семьях рассказывали молодежи историю семьи и родословную.
В пятницу, после того, как вся семья поужинала, хозяйка дома убирала весь стол, накрывала его чистой скатертью и расставляла столовые приборы с едой и приглашала всех усопших родственников к столу.
На следующий день в субботу за поминальной трапезой каждый член семьи откладывал по одной ложке от каждого яства в отдельную тарелку, а затем это все оставляли на ночь для усопших. Это делалось для того, чтобы души умерших смогли прийти домой и насытиться едой вместе со всей семьей.
Рядом с тарелками ставили миску с водой и полотенце, чтобы они смогли умыться после трапезы.
Дмитриевская суббота с давних времен считалась днем перехода от осени к зиме, соответственно много примет было связано и с погодой: Дмитриев день – зима лезет на плетень; на Дмитрия реки замерзают; до Дмитриевской субботы зима не становится.
Люди считали, что, если в этот день холодно и снег выпал – весна будет поздняя, а если оттепель – весна будет теплой.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Дмитриевская родительская суббота: как правильно поминать усопших
Дмитриевская родительская суббота в этом году по православному календарю отмечается 3 ноября. Это ближайшая суббота ко дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю). Родительских суббот в церковном календаре несколько.
«МИР 24» рассказывает, как правильно отмечать родительские субботы: что нужно делать в этот день, а чего делать не стоит.
Что нужно сделать в этот день
Самое важное, что мы можем сделать – это помолиться об упокоении умерших близких и родных людей. И не только о родителях, хотя суббота и называется родительской, но и о друзьях и знакомых, которые уже ушли от нас, и об отдаленных предках. Лучше всего прийти для этого в церковь на утреннюю службу и написать поминальные записки, указав имена всех усопших, которых мы вспоминаем. Можно заказать панихиду или сорокоуст об упокоении (тогда об умершем человеке целых сорок дней подряд будут молиться, поминая его имя в алтаре). В записках можно писать имена только крещеных людей. О некрещеных и тех, кто при жизни был неверующим человеком, мы можем лишь помолиться самостоятельно.
А вот могилы близких в этот день посещать совсем не обязательно. «Традиция посещения кладбищ в определенные дни восходит к язычеству, которое видит в человеке прежде всего его телесную, земную сторону, – сказал корреспонденту «МИР 24» старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Максим Зельников. – Христианская же традиция поминовения усопших уделяет большее внимание духовной стороне жизни человека, его вере, его связи с Богом, она больше связана с молитвой, чем с посещением могил».
По словам православного педагога, с точки зрения христианства гораздо ценнее помолиться об усопшем человеке и вспомнить его жизнь перед Богом, сделать так, чтобы Божьи дары, которые раскрывались в его жизни, не пропали для потомков, чтобы они могли чему-то учиться, извлечь из его жизни какие-то уроки.
«В Димитриевскую родительскую субботу, как и в другие особые дни поминовения усопших, хорошо собираться вместе в храме или дома, чтобы помолиться и вспомнить их жизнь, вспомнить, что они смогли сделать в своей жизни ради Бога, ради других людей, и поблагодарить Бога за них», – говорит Максим Зельников.
Это и есть главное в церковном отношении к усопшим – воспоминание о том, что в жизни ушедшего от нас человека уже было соединение с Богом. И если в чем-то этого соединения не хватало, то надо всякий раз думать о том, как это восполнить – может быть, что-то за него доделать или у кого-то попросить за него прощения.
Что еще мы можем сделать, чтобы наши молитвы были услышаны? Конечно, делать добрые дела! А также раздавать милостыню и пожертвования. В любой форме: можно перевести деньги на благотворительность, пожертвовать в храм, раздать нуждающимся, просто сделать перевод кому-то из знакомых, про кого вы знаете, что человеку нужна помощь.
Ажиотаж в дни поминовения – плохой симптом
Почитание родителей – это Божья заповедь, которая дана уже в Ветхом Завете. Но тогда она означала послушание, научение вере отцов, восприятие от них всего лучшего, а также заботу о родителях и обеспечение их достойной жизни, когда они становятся старыми и немощными.
В Новом Завете почитание родителей приобретает большую глубину как подражание лучшему в их духовной жизни. В этом смысле в христианстве под родителями понимаются не только те, кто тебя родил биологически, но прежде всего те, кто стал для тебя примером жизни с Богом. Такое почитание выражается в том, что мы отмечаем дней памяти православных святых.
Важно, чтобы это почитание не было только символическим, а таким, чтобы, глядя на их жизнь, мы могли подражать их вере и их делам, как они подражали Христу.
В нашей стране есть кризис почитания родителей и вообще своих предков.
«Ажиотаж в родительские субботы, может быть, является оборотной стороной того, что мы мало успеваем сделать для своих родителей при их жизни».
Кроме того, чаще ходят на могилы к родителям, а вот на могилы к бабушкам и дедушкам ходят гораздо реже, а о прабабушках и прадедушках многие могут и не знать и не помнить, не говоря уже о более старших поколениях. «Это определенный разрыв в памяти, – говорит православный педагог. – И он связан, прежде всего, с тяжелым наследием советского времени, когда человеку навязывалось потребительское отношение к жизни. Интерес к своим предкам, к своим корням возникает тогда, когда человек осознает свою жизнь как исполнение призвания, как служение, когда человек чувствует себя ответственным за продолжение дела отцов, того дела, которое делали его деды и прадеды. Тогда ему важно знать, достоин ли он продолжать это дело, что он перенимает, что он наследует».
«А когда человек потребитель, когда он живет для себя и для него родители важны только потому, что они обеспечивают его какими-то благами, или, наоборот, мешают ему жить, то его интересы не простираются дальше одного поколения. Поэтому отсутствие живой связи со своим родом – это плохой симптом», — говорит Максим Зельников.
Хотя, с другой стороны, сейчас просыпается интерес к предкам. Многие люди выясняют свои родословные, находят своих предков, что-то про них узнают: где они жили, кем они были, и часто находят много интересного. Иногда находят среди своих предков людей очень достойных или даже святых. «Эта тенденция дает большую надежду, что от бытового почитания усопших наш народ будет постепенно переходить к более христианскому, более духовному отношению и к предкам. И к родителям, и к тем, кто для нас лично и для нашего народа является примером и вдохновителем», – сказал православный педагог.
Дмитриевская родительская суббота: что нужно сделать в этот день
В последнюю субботу перед 8 ноября, Днём памяти великомученика Димитрия Солунского, — у православных принято поминать усопших родственников.
В 2017 году родительская суббота перенесена на 28 октября из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божьей матери (4 ноября).
«Обозреватель» решил выяснить, какие традиции стоит соблюдать в этот день.
Дмитриевская суббота — это последний поминальный день в году, когда поминали усопших предков.
История праздника
Традиция поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского была установлена князем Дмитрием Донским после битвы на Куликовом поле. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, после чего князь Димитрий Иоаннович посетил Троице-Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.
Архиепископ Димитрий считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян. Тризна — это часть языческого погребального обряда у восточных славян, которая состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Тризна совершалась рядом с местом погребения после сожжения покойника. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок».
Традиции, или что надо сделать в этот день
С начала XX века Дмитровскую субботу праздновали весьма торжественно: ходили на могилы своих усопших родственников и служили здесь панихиды, устраивали богатые подношения церковнослужителям. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных.
В субботу перед Дмитриевым днём на Руси справляли «прощальные поминки» по усопшим. В центральном Полесье поминки в пятницу бывали постными и назывались «дедами», а в субботу скоромными и назывались «бабами». Дмитровская неделя называется родительской, дедовой. В Литве и Белоруссии этот день назывался «Пиром козла», где первенствовал козляр, гусляр, жрец и песнопевец.
На Дмитриевскую субботу было принято печь обрядовые пироги, относить их на могилы и оставлять для душ усопших.
В ночь на субботу у сербов, черногорцев и македонцев на стол ставили хлеб, освящённую воду и вино, так как верили, что в полночь придут души умерших. У соседей католиков (хорватов и словенцев), было принято ходить на могилы предков и зажигать на них свечи, приносит питьё и еду для умерших. В Сербии и Черногории пекли небольшие хлебцы для покойников, причем различные по форме для мужчин и для женщин.
Как и любой поминальный день, Дмитровская суббота отмечается совершением панихид, заупокойных молитв, посещением кладбищ и специальными поминальными трапезами. В народных традиция Дмитровской субботы запечатлелись и бывшие дохристианские обычаи славян, связанные с культом предков. Так, например, помимо церковных заупокойных молитв, накануне субботы было принято оставлять в бане чистую воду и новые веники для душ усопших. Подобным образом на ночь на столе оставляли специально приготовленный обед, чтобы пришедшие предки смогли насытиться. Угощение для усопших относили и на кладбище. Вообще сам размах и масштаб празднования в этот день на Руси свидетельствует о слиянии двух традиций — языческого праздника предков и христианского дня поминовения усопших.
В современной традиции в этот день православные сначала посещают службу в церкви, а затем отправляются на могилы умерших, где поминают усопших.
Накануне, в пятницу вечером, в храмах служится так называемый Парастас — поминальная вечерняя служба. А в саму субботу с утра происходит заупокойная литургия с панихидой. Как пожертвования в этот день принято в храм относить продукты, за исключением крепких спиртных напитков и мясного.
Отметим, Димитриевская суббота — последняя родительская суббота в 2017 году. Следующая родительская суббота – 10 февраля 2018 года.
Ты еще не читаешь наш Telegram? А зря! Подписывайся
Димитриевская родительская суббота — 3 ноября в 2018 году
Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2018 году — 3 ноября
Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2019 году — 2 ноября
Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2020 году — 7 ноября
Димитриевская родительская суббота — поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября по старому стилю). Людям «советского» возраста, приходящим поминать в родительские субботы своих усопших, проще запомнить этот день по другой дате: где 7 ноября – «красный день календаря», там где-то рядышком перед ним – и Димитриевская…
Народная традиция крепко связала этот день с Куликовской битвой: дескать, благоверный князь Димитрий Донской просил в этот день преподобного Сергия Радонежского отслужить панихиду по воинам, полегшим в Мамаевом побоище…
Правда, в «Православной энциклопедии» мы читаем, что слова из Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине 16 века : «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» – не связаны напрямую с Куликовской битвой. В богослужебном уставе этот день не отмечен как поминальный, и народная традиция (вероятно, еще древняя, дохристианская) поминать в этот день усопших не сразу стала церковной.
Тем не менее тысячи россиян заходят в этот день в православные храмы, ставят свечи, кладут на канунник продукты и пишут в поминальных записочках имена своих умерших близких. Стопы записочек, вереница имен… Горят свечи, поет хор, воздух светло-синь от кадильного фимиама, люди стоят плечом к плечу, и мнится, что пространство храма в этот день расширяется, увеличивается вдвое: плечом к плечу стоят здесь незримо и наши усопшие, для кого поминальная наша молитва – поддержка и утешение…
photosight.ru. Фото: Диoниcий 3eмлянoв
Один из самых болезненных вопросов в такие дни – можно ли поминать тех, кто умер некрещеным?
Распространено среди прихожан такое мнение: молиться можно только о крещеных и умерших в вере, перед кончиной исповедавшихся и причастившихся св.Таин (знаю монастырь, монахини которого учат паломников: молитесь только о самых близких, и то с осторожностью, за верующих, а за некрещеных – даже за самых близких нельзя, мол, человеку бы свои грехи отмолить, а молиться о других – брать на себя еще и их грехи, сие есть дерзость и неразумие пред Богом…)
Что ответить усвоившим такой взгляд на молитву? Отвечаю просто: молитва и милостыня наша о душе усопшего – в помощь такому человеку.
И вот представьте: один человек сидит себе на берегу, а другой тонет – кого надо спасать? Тонущего. Так кому первоочередно нужна молитва-помощница, верующему или неверующему усопшему? Понятно, что неверующему, тому, кому после смерти тяжелее…
Конечно, если человек умер некрещеным, а тем паче – сознательно неверующим, если в земной жизни не принадлежал к Церкви Христовой, то после смерти его насильственно к Церкви не «пристегнешь», в записках на проскомидию его имя не пишут – но самим-то родным и близким, тем, кому судьба усопшего небезразлична, молиться о нем надо – и дома, и в храме – самим, в том числе и во время панихиды (молитву в храме, в евхаристическом собрании, совершает вовсе не только один батюшка, но в с я Церковь, все предстоящие).
Коли мы сами христиане – это наш христианский долг во исполнение заповеди Божьей о любви к ближнему.
Он ушел из земной жизни в тяжких грехах, нераскаянным? Что ж, предоставим его Богу и суду Божию, сколь праведному, столь и – в отличие от нашего с вами суда –милосердному. Об этом нам на каждом богослужении напоминает Церковь словами одной из ектений: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».
Заупокойная служба. Поют по крюкам.
Или голоса так свежи, или это
Умерший так стремительно уходит,
Но в тесной часовне ветер поднялся невидимый.
Шевелит листы старинной книги,
Пылают над строками, летят киноварные невмы
За умершим вслед.
Пение напряжённо тянется, пока может
Поддерживать душу, уходящую ввысь
Ступенями мытарств. И вот – дальше стоп.
Предел. Тончают,
Глохнут нёбные кратиматы.
Мы – дети, а взрослые – наши умершие.
Мы в их прошлом живём.
Никому не вернуться в детство.
То-то я замечаю,
Насколько наш мир мал, прост, шаток,
Ярок, аляповат – манеж для игр
При постоялом дворе! Особенно
В сравнении с тобой, живой смертный голос,
В следовании за умершим сам истаять готовый,
Ветреною весной в часовне поющий
Славу незнаемому, отчаянно чаемому
Превечному Богу.
Вы прочитали статью Димитриевская родительская суббота в 2017 году. Читайте также:
Этот день изначально был посвящен поминовению тех Христовых воинов, которые отдали жизнь за Христа и за други своя в Куликовской битве. Вместе с ними мы поминаем и всех прежде усопших православных христиан, и наших умерших родных и близких. Все храмы полны в этот день молящимися, и мы видим, что и вера жива, и жива любовь к ближнему. Но наши умершие близкие ждут от нас не только молитвы о них…