Дмитриевская родительская суббота кого можно поминать

Кому и зачем нужны молитвы за умерших

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.)

Современные политологи формулируют ту же мысль чуть иначе: человек, не интересующийся своими предками, историей своего народа, оказывается подвешенным в безвоздушном пространстве. Не опираясь на опыт — семейный, родовой, национальный, он легко гибнет, и если таких, оторванных от корней, становится много, общество обречено на вырождение. Кстати, подобные гомункулусы, искусственно вынутые из опыта предыдущих поколений, функционирующие лишь в режиме собственных рефлексов, — не только мечта маркетологов всех мастей в эпоху общества потребления, но и надежная база для организаторов любых цветных революций, любых актов дестабилизации.

Конечно, когда наши предки впервые отмечали Димитровскую родительскую субботу, а было это, вероятно, в 1380 году, пращуры гениального поэта о Руси еще слышать не слыхивали, а политологии вообще не существовало. Как считают историки, появление Димитровской родительской субботы и ее утверждение в календаре — показатель нравственной чистоты и дальновидности народа.

Итак, в 1380 году, 8 сентября (21 сентября по новому стилю), великий князь московский и владимирский Дмитрий Иоаннович Донской одержал победу над ордынским войском под началом хана Мамая. Знаменитая битва произошла на Куликовом поле. Бой был затяжной, кровавый, по свидетельству летописцев, кони уже не могли не ступать по трупам — не оставалось чистого места. Русские ратники почти из всех земель Северо-Восточной Руси сражались не просто храбро — «не щадя живота своего», войско Мамая было полностью разгромлено. Да, татаро-монгольское иго не пало и длилось еще столетье, но победа на Куликовом поле нанесла мощный удар по доселе несокрушимой Золотой орде.

Сразу после победы на Куликовом поле Дмитрий Донской отправился в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому — его настоятелю. Именно отец Сергий, великий русский святой, благословил Дмитрия Донского на брань с ордынцами. Больше того, в битве участвовали и два инока монастыря — богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Оба погибли как герои.

По-видимому, осенью 1380 года в Троице-Сергиевом монастыре и было положено начало поминать павших воинов в субботу, предшествующую дню святого великомученика Димитрия Солунского. Почему именно так? Во-первых, в Церкви не принято поминовение усопших в воскресенье: этот день недели даже по названию напоминает нам о Воскресении Христа, а в субботний день Сам Иисус находился во гробе, поэтому даты всеобщего поминовения усопших — это, как правило, именно субботы. Во-вторых, Дмитрий Донской получил свое имя в честь великомученика Димитрия Солунского, чрезвычайно почитаемого на Руси в то время. День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, а значит, день ангела Дмитрия Донского — 26 октября (8 ноября по новому стилю). Поэтому днем поминовения воинов, отдавших жизнь на поле брани, и была выбрана суббота, предшествующая именинам Дмитрия Донского, то есть суббота, предшествующая 8 ноября. Каждый год дата тут разная, день один — субботний. А логика у Дмитрия Донского была простая и величественная: прежде чем праздновать свои именины, помянем усопших, тех, кто своею смертью даровал тебе жизнь.

После первого поминовения павших на Куликовом поле бояре высказали великому князю Дмитрию Иоанновичу пожелание на будущее: и впредь «память творити, кто сложил голову свою».

Шли годы, новые битвы за землю русскую, новые тысячи воинов, принявших смерть за веру, за Родину. В XVI веке царь Иоанн Васильевич Грозный узаконил Димитриевскую субботу, повелев «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». День прижился, народ поминал на Димитровскую субботу и воинов, и родных. Говорили: «На дедовой неделе и родители вздохнут», и это не единственная поговорка, рожденная осенними соборными поминками. В 1903 году был издан императорский указ: панихиды в этот день служить и в войсковых частях — по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

В наше время в день Дмитровской субботы особо поминают не только воинов, но и всех умерших скоропостижной смертью, то есть тех, кто «не был напутствован в жизнь вечную молитвами святой Церкви», ну и про своих ушедших родственников не забывают.

У Ивана Шмелева есть описание того, как проводились дни памяти по усопшим. Удивительно, но тема, связанная с болью потери, с тоской и скорбью, у писателя дана с теплотой и даже радостью. И дело здесь не в таланте Ивана Сергеевича, тут просто христианское восприятие смерти, понимание, что после Воскресения Христа она побеждена. А еще чувство выполненного долга по отношению к нашим усопшим. Да, молитва по умершим — это долг еще живущих по отношению к тем, «чьи мертвы уста».

Вот как об этом говорил известный старец архимандрит Кирилл (Павлов): «Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от грехов, и такие оказываются виновными пред Правосудием Божиим. В то же время мы знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых — они могут помочь изменить их посмертную участь. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире». То есть души умерших нуждаются в нашей молитве — так же, как мы, живущие на земле, нуждаемся в еде и питье. Но и для нас — и это тоже нужно понять! — наша молитва за усопших не менее важна. Как учит святой Иоанн Дамаскин, каждый, кто молится и борется за спасение другого, приносит пользу прежде всего самому себе, а только потом ближнему.

В храмах по усопшим священники тайно читают особую молитву. Сегодня мы раскроем ее смысл. Сначала, как обычно, в молитве констатируется, к Кому мы обращаемся: «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!», что в переводе с церковнославянского звучит так: «Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший!» Дальше в молитве, читаемой тайно, священник просит: «Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имена), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание». То есть священник просит: «Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание». И затем просьба о прощении грехов умершего, просьба, содержащая оправдание всем нам: «Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина». «Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя — правда навек и слово Твое — истина».

Простой текст, ничего лишнего — емкое изложение того, чего хочет потерявший близкого, на что он надеется. И перепоручив посмертную участь усопшего Тому, Чья милость и любовь несравнимо больше людских милосердия и любви, молящийся реально ощущает не просто облегчение, но и то, что любовь простирается за границы земного мира. Молитва — проводник, по которому устремляется ток нашей любви. И тут, как в физике: чем сильнее ток, чем выше его частота, тем ярче свет, тем меньше тьмы — в наших скорбящих душах. В мире вокруг нас — если мы не оставляем в нем места для безысходности и отчаяния.

Как правильно провести Дмитровскую субботу

Богослужение по усопшим начинается в пятницу вечером, когда в храмах служат великую панихиду (по-гречески «парастас»), а в субботу утром служится заупокойная литургия и после нее общая панихида. Для церковного поминовения на парастас и отдельно на литургию пишут записки с именами усопших. Имена надо писать крупно, разборчиво, в родительном падеже, в полном варианте (не Сашу, а Александра), в церковном написании (Татиану, Алексия). Есть традиция в день поминовения приносить в храм еду — «на канон» (или «на канун»), то есть оставлять ее на столе рядом с каноном — местом, где зажигают свечи по усопшим. Раньше поминки были общими: за большим столом сообща поминали всех усопших, сегодня продукты, приносимые в храм, отдают нуждающимся. Милостыня — важный способ почтить память близкого.

В XX веке, неожиданно, Куликовская битва стала причиной нешуточных боев между официальной исторической наукой и последователями теории А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского, считающими: битва проходила не на поле между реками Доном и Непрядвой, а в районе Москвы, называемом Кулишки.

Читать еще:  Пасха 2018 какого числа православная

Родительские субботы в 2020 году: даты и правила поведения в поминальные дни

2,965 просмотров всего, 60 просмотров сегодня

С давних пор у православных христиан существует традиция поминать своих усопших родственников, и делают они это в специально установленные в церковном календаре, дни. Обычно они приходятся на субботы, поэтому их так и называют – родительскими субботами.

В 2020 году таких дней – семь. Даты являются переходящими, поэтому всегда полезно знать заранее, когда следует отправиться на кладбища для того, чтобы отдать дань уважения близким, которые ушли в мир иной. Об этом расскажет Joinfo.ua.

2 марта – Вселенская мясопустная суббота

Ее отмечают за восемь дней до начала Великого поста. Свое название – Вселенская – суббота получила не случайно. Дело в том, что в храмах священники читают молитвы во славу всех умерших христиан, прошедших крещение. Отметим, что в каждом году Вселенских суббот – две: Мясопустная и Троицкая.

Мясопустная суббота также называется Малой Масленицей, так как она отмечается в последнюю неделю перед этим праздником. В этот день, как и во все другие поминальные даты, в храмах проводятся специальные службы, на протяжении которых священнослужители читают молитвы за усопших христиан. При этом места их проживания и погребения не имеют никакого значения. Во время таких молитв люди просят Бога о том, чтобы он простил их умершим родственникам все земные грехи.

До наших дней дошла традиция подавать священнослужителям записки с именами усопших. После служб следует отправляться на кладбища, чтобы привести могилы в порядок и помолиться там.

С древних времен на Вселенскую мясопустную субботу женщины выпекали блины, первый из которых необходимо было возложить рядом с иконами – на так называемую божницу. Остальные блины относили на могилы умерших родственников, а также угощали ими просящих, детей и монашек. При этом необходимо было попросить тех, кто принимал угощения, о том, чтобы они вознесли молитвы за упокой душ усопших: назывались имена. Принято также подавать милостыню и раздавать приготовленную загодя кутью, без которой у славян не обходятся ни одни поминки.

В чем, собственно, смысл кутьи? Это блюдо является символом людей, покинувших этот мир, и вот почему. Зерно, заложенное в землю, дает плоды, а само истлевает. Так же и человек: тело после погребения тлеет, а душа возносится на небо. Кутья также символизирует тех людей, которых после смерти не предали земле по тем или иным причинам. Их души мечутся в поисках покоя, но не могут вознестись на Небо. Это угощение, как известно, принято готовить из пшеничного зерна. Сначала его замачивают на несколько часов, чтобы блюдо получилось рассыпчатым, а потом отваривают. Заправляют его орехами, семенами, сухофруктами, маком… Здесь все зависит от личных предпочтений.

Родительские субботы в Великий пост

В 2020 году они выпадают на 14, 21 и 28 марта, то есть, на вторую, третью и четвертую недели поста. В храмах проходят Литургии, во время которых все присутствующие могут также подать записки с именами, поставить свечи за упокой, заказать сорокоуст.

Отметим, что ежегодно даты родительских суббот, выпадающих на Великий пост, меняются, впрочем, как и другие праздники, связанные с Пасхой. Полезно также знать, что Литургии в этот период проводятся исключительно по трем поминальным дням.

Как и в любые другие поминальные дни, после храмов принято отправляться на кладбище, чтобы привести в порядок могилы и вознести молитвы за упокой душ ушедших в мир иной родственников. Но священники говорят, что делать этого не обязательно, так как во внимании нуждаются души умерших, а не их тела. Однако мы, живущие, так или иначе, отправляемся к местам захоронений: это больше нужно нам, нежели покойным.

28 апреля — Радоница

Это первый день после Пасхи, когда Церковь вновь разрешает поминание умерших. На первый взгляд кажется немного странным, что Радоницу, которая является днем поминальным, в народе называют праздником. Да и название его берет свое начало от слова «радость». Почему? Здесь все просто. В этот день люди едут на кладбище с одной целью: чтобы отпраздновать Воскрешение Христа вместе со своими родственниками, ушедшими в мир иной. Таким образом, живущие сообщают своим умершим родным о том, что зло повержено.

В Радоницу принято возить с собой на кладбище куличи и другую свежую выпечку. Можно отвозить конфеты и сладости, главное, чтобы угощения были освящены в храме. Часть этой снеди, согласно традиции, раздают нищим и детям, а остальную съедают сами.

Служители церкви неустанно предупреждают о том, что, посещая кладбища, надо отдавать дань традиции, но не устраивать из этого грандиозные пиршества с возлияниями среди могил. Подобное поведение – неуважение к миру усопших. Радость на Радоницу должна быть умеренной, но ни в коем случае не буйной. Вечером этого дня дома можно организовать скромный поминальный ужин.

6 июня — Троицкая суббота

Троицкая суббота, как уже упоминалось выше, также является Вселенской. Как можно понять из названия, приурочена она к празднику Святой Троицы. Прихожане, поминающие своих умерших родных, посещают храмы, ставят свечи за упокой их душ и ходят на кладбища.

К этому дню природа просыпается, появляются травы и листья, поэтому могилы с давних пор стало принято украшать свежей зеленью и ранними цветами. Как и положено, во Вселенскую субботу, поминают не только своих родственников, но и всех христиан, некогда живущих на планете. Исходя из этого, истинно верующие христиане приводят в порядок могилы даже незнакомых людей и возлагают на них цветы. К слову, именно Вселенскую Троицкую субботу Церковь считает главным из всех поминальных дней.

В этот день строго запрещается ругаться и ссориться, веселиться и сплетничать. Особенно возбраняется делать это во время поминального ужина. В ходе трапезы не рекомендуется принимать алкогольные напитки.

Священнослужители говорят, что каждый христианин тем или иным способом внес свою лепту в строительство Царства Божьего, которое будет установлено после того, как Иисус Христос во второй раз явится живущим. Это событие предзнаменует воскрешение умерших, после которого они вернутся к счастливой и вечной жизни.

2 ноября — Дмитриевская суббота

В 1380 году князь Дмитрий Донской, после своего возвращения с Куликова поля, установил еще один поминальный день, который носит название – Дмитриевская суббота. Во время панихид, проводящихся в храмах, люди просят Бога простить грехи своим покойным родственникам и даровать им Царствие Небесное.

В старину в Дмитриеву субботу христиане прощались с осенью и встречали зиму. Не запрещались легкие работы по хозяйству. Так, если до наступления Покрова Пресвятой Богородицы люди не успевали управиться по саду-огороду, то завершали такие дела они именно в этот день. Кроме того, можно устраивать уборку в доме, но только в том случае, если до этого вы успели навести порядок на могилах умерших родных. Вечером, по традиции, рекомендуется устроить семейный поминальный ужин за столом, устланным белой льняной скатертью. Набор блюд – традиционный: кутья, блины, узвар и свежая выпечка.

Несмотря на то, что современная жизнь проходит в бешеном ритме и теплые чувства к покойным родственникам затираются, память то и дело возвращает нас к тем неповторимым дням, когда наши близкие были рядом с нами. Остановитесь хоть на мгновенье и отдайте им дань уважения. Помолитесь об их душах: пожалуй, это все, что мы можем сделать для тех, кого больше с нами нет.

Димитриевская родительская суббота

Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та – один из ос­нов­ных по­ми­наль­ных дней рус­ско­го Пра­во­слав­но­го ка­лен­да­ря.

Во­об­ще же каж­дая суб­бо­та – осо­бый день для хри­сти­ан. К суб­бо­те, по биб­лей­ско­му по­вест­во­ва­нию, за­вер­ши­лось тво­ре­ние ми­ра, и она ста­ла «днем по­коя», – по­это­му мы на­зы­ва­ем этот – по­след­ний день неде­ли (под­чёр­ки­ваю – по­след­ний!) несколь­ко из­ме­нен­ным ев­рей­ским сло­вом шаб­бат). Но в этот же день уснув­ший пло­тью Хри­стос за­вер­шил вос­со­зда­ние это­го «об­вет­шав­ше­го» – вет­хо­за­вет­но­го – ми­ра и, сой­дя во ад, воз­ве­стил на­ча­ло но­вой жиз­ни. Помни­те тро­парь из Пас­халь­ных Ча­сов? «Во гро­бе плотски (пло­тью), во аде же с душею (ду­шой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с раз­бой­ни­ком, и на пре­сто­ле был еси, Христе, со Отцем и Ду­хом, вся ис­полняя неописан­ный».

По­это­му в каж­дую суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся по­ми­но­ве­ние усоп­ших, – не по­ки­нув­ших нас на­все­гда, но тер­пе­ли­во жду­щих по­след­не­го дня все­об­ще­го Вос­кре­се­ния. Сре­ди этих дней вы­де­ля­ют­ся осо­бые об­ще­цер­ков­ные еже­год­ные – «ро­ди­тель­ские суб­бо­ты», на­зван­ные так по­то­му, что каж­дый хри­сти­а­нин мо­лит­ся преж­де все­го за сво­их ро­ди­те­лей.

Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та по­лу­чи­ла своё на­зва­ние от име­ни свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия, ко­мен­дан­та гре­че­ско­го го­ро­да Со­лу­ни (или Фес­са­ло­ник), каз­нён­но­го за ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ства в 306 го­ду (его па­мять 26 ок­тяб­ря / 8 но­яб­ря). Он был че­ло­ве­ком во­ен­ным – и по­то­му счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем во­и­нов, а на ико­нах изо­бра­жа­ет­ся в до­спе­хах и с ко­пьем. Уста­но­вил же этот день, со­глас­но пре­да­нию, дру­гой Ди­мит­рий – наш слав­ный ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Дон­ской – по­сле зна­ме­ни­той Ку­ли­ков­ской бит­вы, слу­чив­шей­ся 8 сен­тяб­ря 1380 го­да, то есть в празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы [1] (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю).

Читать еще:  Можно ли причащаться на пасху

«И оста­вал­ся ве­ли­кий князь за До­ном на том ме­сте во­семь дней, – от­ме­ча­ет ле­то­пи­сец, – до тех пор, по­ка не смог­ли от­де­лить хри­сти­ан от нече­сти­вых та­тар: ко­го смог­ли, схо­ро­ни­ли, а о про­чих зна­ет Бог, ведь со­вер­ши­лось это Бо­жьим су­дом. И ве­лел ве­ли­кий князь свя­щен­ни­кам петь над­гроб­ные пес­но­пе­ния над уби­ты­ми, и вос­пе­ли свя­щен­ни­ки веч­ную па­мять всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, уби­тым та­та­ра­ми на по­ле Ку­ли­ко­вом, меж­ду До­ном и Ме­чей. И сам ве­ли­кий князь со сво­им бра­том и остав­ши­ми­ся во­и­на­ми воз­гла­си­ли гром­ким го­ло­сом с пла­чем и сле­за­ми мно­ги­ми веч­ную па­мять» (Ска­за­ния и по­ве­сти о Ку­ли­ков­ской бит­ве. Л., 1982, с. 194).

С тех пор каж­дый год суб­бо­та, пред­ше­ству­ю­щая дню па­мя­ти Ди­мит­рия Со­лун­ско­го, по­свя­ща­ет­ся хри­сти­ан­ско­му по­ми­но­ве­нию усоп­ших, в первую оче­редь – по­ми­но­ве­нию во­и­нов, «на по­ле бра­ни за Оте­че­ство жизнь свою по­ло­жив­ших» [2] [3] .

Юрий Ру­бан
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

За­упо­кой­ное Апо­столь­ское чте­ние

1Фес.4:13-17. – За­ча­ло 270

[О вос­кре­се­нии мерт­вых]

Бра­тья, мы не хо­тим, чтобы вы не зна­ли об усоп­ших (или: об усы­па­ю­щих), чтобы вы не пе­ча­ли­лись, как и про­чие, не име­ю­щие на­деж­ды. Ведь ес­ли мы ве­рим, что Иисус умер и вос­крес, то та­ким же об­ра­зом и усоп­ших – через Иису­са – Бог при­ве­дёт [вме­сте] с Ним.

Это ведь мы го­во­рим вам сло­вом Гос­под­ним [*] , что мы, жи­ву­щие, оста­ю­щи­е­ся до при­ше­ствия Гос­под­ня, от­нюдь не опе­ре­дим усоп­ших; по­то­му что Сам Гос­подь при при­зыв­ном кли­че (букв. в при­ка­за­нии), при гла­се ар­хан­ге­ла и тру­бе Бо­жи­ей, сой­дет с неба, и сна­ча­ла вос­крес­нут мёрт­вые во Хри­сте; за­тем мы, оста­ю­щи­е­ся жи­вые, вме­сте с ни­ми бу­дем под­ня­ты (букв. бу­дем схва­че­ны) в об­ла­ках на встре­чу Гос­по­да в воз­дух; и так все­гда с Гос­по­дом бу­дем.

За­упо­кой­ное Еван­гель­ское чте­ние

[Ска­зал Гос­подь ко при­шед­шим к Нему иуде­ям]: «Аминь (ис­тин­но), аминь (ис­тин­но) го­во­рю вам: Слу­ша­ю­щий Моё сло­во и ве­ря­щий По­слав­ше­му Ме­ня име­ет жизнь веч­ную, и в суд не при­хо­дит, но он пе­ре­шел от смер­ти в жизнь.

Аминь (ис­тин­но), аминь (ис­тин­но) го­во­рю вам, что при­хо­дит час, и те­перь уже на­стал, ко­гда мёрт­вые бу­дут слы­шать го­лос Сы­на Бо­жия – и услы­шав­шие бу­дут жить. Ведь как Отец име­ет жизнь в Са­мом Се­бе, так дал Он и Сы­ну иметь жизнь в Са­мом Се­бе. И дал Ему власть тво­рить суд, по­то­му что Он – Сын Че­ло­ве­че­ский.

Не удив­ляй­тесь это­му, по­то­му что при­хо­дит час, в ко­то­рый все, на­хо­дя­щи­е­ся в гроб­ни­цах, бу­дут слы­шать Его го­лос, и вый­дут: де­лав­шие доб­рое – в вос­кре­се­ние жиз­ни, а де­лав­шие дур­ное – в вос­кре­се­ние су­да (греч. эн анаста­син крисеос [**] ).

Я ни­че­го не мо­гу де­лать Сам от Се­бя: как слы­шу – так и сужу, и суд Мой спра­вед­лив; по­то­му что не ищу Мо­ей во­ли, но во­ли по­слав­ше­го Ме­ня [От­ца]».

При­ме­ча­ния

[1] Хо­чу на­пом­нить, что в XIV ве­ке 8-е сен­тяб­ря по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю со­от­вет­ство­ва­ло 16-му сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му (хо­тя сам этот ка­лен­дарь был вве­дён позд­нее). Это и есть ис­то­ри­че­ски без­услов­ная да­та Ку­ли­ков­ской бит­вы. По­это­му по­пыт­ки от­ме­чать это со­бы­тие в на­сто­я­щее вре­мя 21 сен­тяб­ря, сов­ме­щая с празд­ни­ком Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, ос­но­ва­ны на эле­мен­тар­ной хро­но­ло­ги­че­ской без­гра­мот­но­сти. (Рож­де­ство Бо­го­ро­ди­цы при­хо­дит­ся на 21 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю толь­ко в XX—XXI сто­ле­ти­ях; в XXII ве­ке сме­стит­ся на 22 сен­тяб­ря и т. д.)

[2] Ра­ди ис­то­ри­че­ской спра­вед­ли­во­сти сле­ду­ет сде­лать уточ­не­ние. Эта суб­бо­та – наш на­цио­наль­ный по­ми­наль­ный день, ос­но­ван­ный на пре­да­нии. По­это­му Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты нет ни гре­че­ском, ни да­же в Рус­ском офи­ци­аль­ном Цер­ков­ном уста­ве (Ти­пи­коне). Непо­сред­ствен­ное уча­стие в его уста­нов­ле­нии Ди­мит­рия Дон­ско­го то­же под­вер­га­ет­ся обос­но­ван­но­му со­мне­нию. Как пи­шет из­вест­ный ав­тор мно­го­крат­но пе­ре­из­да­вав­ше­го­ся ру­ко­вод­ства по бо­го­слу­жеб­но­му уста­ву, «Ди­мит­рий Дон­ской, по­сле по­гре­бе­ния уби­тых на по­бо­и­ще, при­ка­зал там со­вер­шить па­ни­хи­ду по ним. За­тем, воз­вра­тясь в Моск­ву 21 сен­тяб­ря (29 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю. – Ю. Р.), по­ве­лел по всем церк­вам её от­пра­вить па­ни­хи­ду об уби­ен­ных. На­ко­нец, по при­бы­тии в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву лав­ру, при­ка­зал и там со­вер­шить па­ни­хи­ду (Рус­ская ле­то­пись по Ни­ко­нов­ско­му спис­ку, изд. Имп. Ака­де­мии на­ук, т. IV, с. 124). В ле­то­пи­сях не ска­за­но, чтобы Ди­мит­рий Дон­ской ука­зал для по­ми­но­ве­ния во­и­нов суб­бо­ту пред Дмит­ри­е­вым днем », то есть пред днём сво­е­го те­зо­име­нит­ства. «Есте­ствен­но ду­мать, что по­сле кон­чи­ны его на­зна­че­на суб­бо­та пред Ди­мит­ри­е­вым днём для по­ми­но­ве­ния усоп­ших» (Ни­коль­ский К., про­то­и­е­рей. По­со­бие к изу­че­нию Уста­ва бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. М., 1995, с. 506, прим. 1)

[3] При опре­де­ле­нии да­ты Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты в кон­крет­ном го­ду на­до учи­ты­вать сле­ду­ю­щие ка­лен­дар­но-бо­го­слу­жеб­ные по­прав­ки (во из­бе­жа­ние пу­та­ни­цы, да­лее все да­ты – по но­во­му сти­лю). Ес­ли па­мять Ди­мит­рия Со­лун­ско­го (8 но­яб­ря) при­хо­дит­ся на вос­кре­се­нье, то мы по­лу­ча­ем са­мую позд­нюю Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту – 7 но­яб­ря. Ес­ли же па­мять Ди­мит­рия Со­лун­ско­го при­хо­дит­ся на суб­бо­ту, то эта суб­бо­та не мо­жет быть ро­ди­тель­ской – и па­ни­хи­да пе­ре­но­сит­ся на пред­ше­ству­ю­щую суб­бо­ту (1 но­яб­ря). Но ес­ли с суб­бо­той пе­ред па­мя­тью св. Ди­мит­рия сов­па­да­ет празд­ник Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (4 но­яб­ря), то Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та со­вер­ша­ет­ся ещё од­ной неде­лей ра­нее. Ис­хо­дя из этих пра­вил, мож­но лег­ко опре­де­лить, что са­мая ран­няя Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та мо­жет быть 28 ок­тяб­ря.

[*] «Сло­вом Гос­под­ним» в Древ­ней Церк­ви на­зы­ва­ли из­ре­че­ния цер­ков­ных про­ро­ков. Наи­бо­лее важ­ные за­по­ми­на­лись и в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния Пре­да­ния ста­но­ви­лись мис­си­о­нер­ски­ми или ли­тур­ги­че­ски­ми фор­му­ла­ми. (Бла­го­да­рю за это уточ­не­ние ар­хи­манд­ри­та Иан­ну­а­рия.Ю. Р.)

[**] Хо­ро­шо зна­ко­мое нам гре­че­ское сло­во крисис пе­ре­во­дит­ся как «раз­де­ле­ние», «суж­де­ние», «суд», «при­го­вор», «спор», «вы­бор», «окон­ча­ние», «пе­ре­лом­ный мо­мент», «кри­зис». Во­пре­ки од­но­знач­но от­ри­ца­тель­но­му ме­щан­ско­му зна­че­нию («ох, ко­гда же за­кон­чит­ся этот оче­ред­ной про­кля­тый кри­зис и на­сту­пит же­лан­ная ста­биль­ность»!), ра­зум­ный хри­сти­а­нин все­гда пре­бы­ва­ет в со­сто­я­нии кри­си­са – то естьв со­сто­я­нии ду­хов­но­го трез­ве­ния и су­да над сво­и­ми мыс­ля­ми, же­ла­ни­я­ми и по­ступ­ка­ми. Так он го­то­вит­ся к то­му, чтобы по­след­ний и окон­ча­тель­ный Страш­ный Суд (= Страш­ный Кри­зис!) Бо­жий не стал для него неожи­дан­ным и «страш­ным» в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва.

Дмитриевская родительская суббота 2019: что можно и нельзя делать

Дмитриевскую родительскую субботу — день всеобщего поминовения усопших — в 2019-м отмечают 3 ноября

Постоянной даты в церковном календаре у Дмитриевской родительской субботы нет – православная церковь отмечает ее в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, который ежегодно отмечает 8 ноября.

Дмитриевская – последняя родительская суббота в году, когда умерших православных христиан поминают в церквях особым образом.

В Дмитриевскую родительскую субботу совершают панихиды не только по всем воинам, павшим за Отечество на поле брани, но и по тем, кто умер скоропостижной смертью и не был напутствован молитвами Святой церкви в жизнь вечную.

Sputnik Грузия рассказывает, что можно и нельзя делать в Дмитриевскую родительскую субботу.

Дмитриевская суббота

Этот поминальный день установил князь Дмитрий Донской для почитания памяти погибших воинов после знаменитой битвы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Русское войско в сражении понесло большие потери.

Князь Дмитрий, одержав победу, распустив оставшихся в живых воинов по домам, отправился в Троице-Сергиев монастырь, где совершили поминовение воинов, павших в битве.

В обители панихиду отслужил преподобный Сергий Радонежский, давший благословение князю Донскому на битву с неверными и двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю, из числа своей братии.

Оба инока пали в бою – их похоронили в Старом Симонове, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы

Более 100 тысяч воинов не вернулись с Куликовского поля – радость победы в их семьи пришла вместе с горечью утрат, и этот частный родительский день стал по сути на Руси вселенским днем поминовения.

Совершать ежегодно такое поминовение перед днем памяти Святого Димитрия Солунского стали со временем. На Руси имя этого Святого связывали всегда с патриотизмом, с воинским подвигом и защитой Отечества.

Князь Димитрий был великим почитателем великомученика — главную святыню Владимирского Дмитриевского собора — икону Димитрия Солунского, написанную на доске гроба Святого, он торжественно перенес в Москву из Владимира накануне Куликовской битвы.

На иконах Димитрия Солунского изображают воином в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Русские солдаты всегда верили, что находятся под его особым покровительством.

Что можно и нельзя делать

По традиции, в Дмитриевскую родительскую субботу люди поминают своих усопших родителей – по церковным канонам, в храм на богослужение можно прийти в пятницу вечером, когда совершается великая панихида.

Заупокойную литургию, после которой служат общую панихиду, можно отстоять в поминальную субботу утром — люди в церкви подают священнику записочки за умерших родственников и молятся за упокоение их души в загробном мире.

В родительскую субботу можно принести в церковь угощение – помин освящают во время богослужения и позже раздают всем желающим. Также в этот день можно подавать милостыню, с просьбой помолиться об усопших.

Читать еще:  Как поминать на 9 дней в церкви

После посещения храмов можно посетить кладбище – привести в порядок могилки и прочитать молитву за упокой души умерших. Но если нет возможности посетить храм или кладбище, можно об упокоении умерших помолиться дома.

Помин в Дмитриевскую родительскую субботу нельзя оставлять непосредственно на могилах.

Можно дома накрыть стол и, позвав родственников, вместе помянуть тех, кто ушел из жизни. Готовить можно и те блюда, которые при жизни любили дорогие сердцу люди.

В Дмитриевскую родительскую субботу нельзя о покойных говорить плохо, ругать их или вспоминать их неблаговидные поступки — этим можно разозлить души умерших.

Напиваться, ругаться и дебоширить в родительскую субботу нельзя, а также оставлять спиртные напитки на могилках.

Нельзя в Дмитриевскую родительскую субботу участвовать и в увеселительных мероприятиях.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Как правильно провести поминальную родительскую субботу

«Поминать умерших можно, только когда веришь, что они живы», — протоиерей Александр Ткаченко.

Есть особые дни в году, когда каждый православный верующий должен вспомнить близких людей, ушедших в мир иной. И прежде всего — своих почивших родителей. Такие дни в церковном календаре называются родительскими субботами. Они созданы для того, чтобы каждый смог ощутить вечную, невидимую связь с теми, кого рядом нет.

© Depositphotos

Православные родительские субботы

Сегодня «Так Просто!» подготовил для тебя календарь родительских суббот на 2019 год. Он содержит несколько поминальных дней. Начинает год Вселенская (мясопустная) суббота, 2 марта, завершает череду — Дмитриевская, 2 ноября.

Прежде чем перейти к конкретным датам, давай уясним, в чём смысл поминовения усопших? Может, и вовсе не нужно посещать заупокойные богослужения, раз человека нет с нами, значит, ему ничего не нужно? Оказывается, не всё так просто. И рассуждать подобным образом — большой грех.

© Depositphotos

Мы заботимся о близких, навещаем их, когда они попадают в больницу или перебывают в местах заключения. Приносим еду, рассказываем новости, обещаем прийти снова, делаем всё возможное, что может помочь человеку перенести тяготы лишения свободы. Но смерть родных всегда шокирует и ставит в тупик.

Как бы парадоксально это ни звучало, но только смерть близких помогает понять, насколько они были нам дороги. Но что делать дальше? Как выразить свою любовь в дальнейшем? Ведь ни у кого из нас нет опыта бытия за гранью земной жизни. Мы не знаем, что происходит с человеком после смерти.

© Depositphotos

Ответы на беспокоящие вопросы дает Церковь: без веры в жизнь после смерти поминать умерших — бессмысленное занятие. Святые отцы поясняют, что биологическая смерть лишает тела, но освобождает душу. Человек попадает в пока неизвестный нам, но вполне реальный мир — «мир иной». И этот переход неизбежен для всех, независимо от личного желания. Каждый встретится с Господом.

Эта встреча может быть радостной, а может быть мучительной и невыносимой. Всё зависит от того, какую жизнь прожил человек и какие поступки совершал. Это знание открывает простую истину — в наших силах помочь ушедшей душе. Нужно жить праведной жизнью и тем самым делиться ею с усопшими через молитву. Это главный принцип духовной помощи.

© Depositphotos

Молитва за умерших нужна нам не меньше, чем усопшим. Молитвенное общение помогает решить земные проблемы и живым. Вот как объясняет смысл поминальных дней святитель Николай Сербский:

«Когда Господь прощает грешников, тогда их грехи не ложатся на плечи потомков. В этом и заключается смысл ц ерковных молитв за умерших, чтобы Господь простил их грехи и чтобы наказание не пало на их детей. Уходя из этой жизни, наши близкие становятся ближе к Господу и могут ходатайствовать за нас перед Ним».

© Depositphotos

Поэтому каждый православный христианин должен заботиться об ушедших близких. И делать это нужно в ежедневной молитве и, что особенно важно, на всеобщих молитвенных богослужениях. Тогда сила молитвы возрастает в разы.

Православные родительские субботы в 2019 году приходятся на такие дни.

Родительские субботы в 2019 году

  1. Открывает череду особых поминальных дней Вселенская родительская суббота. Поминальный день приходится на Мясопустную неделю (неделя перед Масленицей) за 7 дней до начала Великого поста. В 2019 году это 2 марта. Православные верующие молятся о всех прежде почивших родственниках, а также о тех, кто покинул этот мир в далеком прошлом.


Во время Великого поста насчитывается три поминальные субботы: суббота второй седмицы Великого поста — 23 марта, суббота третей седмицы Великого поста — 30 марта, суббота четвертой седмицы Великого поста — 6 апреля.

В эти дни православные христиане в первую очередь молятся за своих почивших родителей. В храмах после литургии совершают особую заупокойную службу — панихиду.
Родительский день Радоница (девятый день от Пасхи) приходится на 7 мая. Этот праздник связан с традицией разделять Христово Воскресение вместе с усопшими родственниками. Церковь призывает не печалиться о временной разлуке с близкими, а радоваться победе над смертью, полученной в обмен на Распятие и Воскрешение Христа.

© Depositphotos

  • Поминовение усопших воинов — 9 мая.
  • Троицкая вселенская родительская суббота приходится на 15 июня. В этот день необходимо посетить не только богослужение, но и кладбище. Могилы усопших родственников убирают, украшают зеленью. Категорически запрещено приносить еду и распивать там спиртные напитки. Пищу лучше раздать нуждающимся или занести в храм.

    © Depositphotos
    2 ноября отмечается Димитриевская родительская суббота. В храмах совершаются панихиды, заупокойные литии. После службы нужно проведать усопших на кладбище, а вечером желательно собрать родственников за ужином и помянуть близких молитвой. Поминальная трапеза должна быть скромной, без спиртного.

    Главная задача верующего в поминальные дни — это искренняя молитва. Некоторые мирские дела и тяжелую работу следует отложить. Праздник нужно встретить в чистом доме, поэтому убери жилище заранее, приготовь еду на завтра. С утра сходи на богослужение, раздай милостыню. После службы съезди на кладбище, приведи в порядок могилки.

    Если ты не можешь посетить церковную службу в родительскую субботу, сходи в храм в пятницу вечером. В это время служится великая панихида — парастас. В пятницу можно подать записки за усопших на субботу, заказать заупокойную, оставить продукты на панихиду. Пожертвование можно совершить и в церковную кружку, у храма много нужд, не только пищевых.

    © Depositphotos

    При невозможности посетить богослужение, постарайся прочитать молитву на работе или дома. Для этого не нужно много времени, главное — желание уделить духовное внимание усопшим. Помянуть можно своими словами, а можно читать молитвы из молитвослова. Канон об упокоении можно найти заранее и распечатать.

    Поминальная молитва на родительскую субботу

    «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Аминь».

    © Depositphotos

    Молитва об усопших родителях

    «Господи, услышь наши мольбы о родителях, что покинули эту землю и отправились в Царствие Твоё, где жизнь вечная. Лишь Ты способен утешить души наши скорбящие. Прошу, отпусти все грехи ушедшего и подари ему жизнь в радости и счастье на Небесах. Плачу я и молюсь за душу раба Божьего (имя) с верою и надеждою на утешение.

    Не оставь меня одного в печали скорбящей, помоги пережить утрату. Отпусти ему все грехи, позволь душе упокоиться и обрести жизнь вечную. Помолюсь же я за него и восславлю имя Твое, Господь наш! Ибо ты Отец наш, и лишь ты знаешь, когда пробьет последний час наш на земле, чтобы забрать после души наши в Царствие Небесное. Да обретем мы вечность рядом с тобой. Во веки веков. Аминь».

    © Depositphotos

    Молитва об упокоившихся детях

    «Отец наш, Господь, Тебе молимся! На Небесах с Тобою рядом чадо мое (имя). Прошу, подари заботу ему и утешение. Не оставь его одного, забери все печали и муки его земные. Твоею волею подарил Ты мне дитя и так же забрал его в Царствие свое! Так озари его любовью и заботою своею!

    Очисти душу его от уныния, ибо теперь он навеки с Тобою. Ты Царь наш, Создатель наш, лишь по Твоей воле мы ходим по земле грешной, и все мы души наши отдадим на Небеса. Но пока не пришло время мое, позаботься о чаде моем, как о всех детях своих, ибо лишь Ты способен подарить нам утешение. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

    © Depositphotos

    Мы не расстаемся со своими близкими даже после их смерти. Поминая их в своих ежедневных молитвах, мы возвращаем их в нашу жизнь. Родительская суббота — проявление нашей любви к ушедшим в мир иной.

    Господь любит нас всех. Когда мы молимся об усопших, мы молимся не столько о них, сколько вместе с ними. Светлая память и вечный покой всем ушедшим из жизни, они в наших сердцах навсегда, и пусть Господь хранит твою семью.

    Покажи статью друзьям в социальных сетях, ведь здесь именно та информация, о которой должен знать каждый.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector