Дмитрий прилуцкий день памяти

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Димитрия Прилуцкого

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие верующие, которые при жизни не раз доказывали свое ревностное верование в Господа, были казнены или приняли мученическую смерть за это. Но народ не забыл о них. Они почитают их память и обращаются к ним в любой сложной ситуации. Явным примером есть Димитрий Прилуцкий Вологодский Чудотворец. Он всегда помогал не только при жизни, но и отзывается на прошения после своей кончины. Немало чудес произошло по молитвам к его иконе.

Житие святого

Точной даты его рождения нигде не сохранилось. Есть сведения в некоторых источниках о том, что рожден он был в богатой купеческой семье, проживавшей в Переяславе-Заллеском. По утверждению некоторых источников, житие Димитрия Прилуцкого с раннего детства было направлено на изучение главных истин христианства. Он не играл со своими сверстниками. Как только начал читать, сразу стал изучать священные писания.

В юности он пришел в Переяславский монастырь, где принял монашеский постриг. Он был примером идеального подвижничества. После этого им был основан Никольский общежительный монастырь. Многие считают, что на такое дело его сподвигла встреча с Сергием Радонежским и длительные беседы. Слава о нем и его подвигах распространялась далеко по Руси, и сам Дмитрий Донской решил взять его крестным отцом своего сына.

Те, кто встречались с ним в живую говорили о его неимоверной красоте. Но сам святой считал ее наказанием и поэтому трудился еще больше. Через некоторое время он удалился в вологодские леса, где построил на берегу реки Великой храм на честь Воскресенья Христова. Он хотел основать вокруг него обитель, но местные жители не дали ему под благое дело земель.

Далее он проследовал по Волге, где в 1371 году основал Спасо-Прилуцкий мужской общежительный монастырь. Тут он поучал как нужно жить в любви к Христу. Также он применял свои дары, которыми был награжден Господом. Своими молитвами он не раз помогал людям. О своей кончине он узнал из ведения. Мощи его хранятся в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре.

В чем помогает святой игумен

К данному месту его кончины ежегодно направляются толпы паломников, которые стараются своими молитвами обратить на себя благосклонность. Чаще всего у него просят помощи в долговых тяжбах. Но кроме этого он способен:

  • избавить от алкогольной зависимости;
  • помочь вернуть одолженные материальные средства;
  • избавится от телесных и душевных недугов;
  • избежать соблазнов и прочих дурных мыслей;
  • найти правильное решение в сложной жизненной ситуации.

В летописях есть много упоминаний о чудесах, которые происходили даже после смерти святого. Одно из самых часто описываемых есть то, когда грабитель пробрался в обитель и хотел ограбить гроб. Только он протянул руку, как невиданная сила отбросила его и он умер.

Лик святого

Первое изображение его не дошло до нашего времени, также как и его описание было утеряно. Икона Димитрия Прилуцкого руки Дионисия пребывает в Вологде. На ней описаны события из его жизни и чудеса. Автор был знаком лично со святым и многие считают, что лик излучает те же качества, которыми был полон исполнитель при жизни. Многие списки были написаны по его творению. И большая их часть обладает чудодейственными свойствами.

Чаще всего перед ними читают молитвы. Особенно сильными они становятся в день памяти. Их есть два и припадают они на:

Святыни в честь Димитрия

Так как его считают чудотворцем, то не удивительно, что во многих религиозных сооружениях считается за правило провести молебен на его честь. Но есть и такие, которые носят его имя. Так например, храм Димитрия Прилуцкого в Москве. Это единственное сооружение в память о нем в городе, которое было построено на деньги купца Дмитрия Сторожева.

Первое здание появилось в 1890 году. После революции его закрыли, а в его помещении затем разместилась типография, лаборатория анестезиологии. Позже его возвратили церкви и снова начали проводить службы. На них можно присутствовать и прочитать молитву.

«О священная главо, предивный чудотворче, богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление. Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

Но кроме того, есть еще возможность прослушать чтение акафиста Димитрию Прилуцкому. В молитве святым важно вдумываться в слова, которые произносите и не важно, это специальное прошение или они идут от чистого сердца.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом игумене Димитрие:

Преподобный Сергий Радонежский и его ученики

Преподобный Димитрий Прилуцкий

Основным источником сведений о преподобном Димитрии Прилуцком является его Житие; некоторые известия о чудесах святого находятся в «Истории о великом князе Московском» А. М. Курбского (1-я пол. 70-х гг. XVI в.). Житие известно в нескольких редакциях. Его автором считается игумен Спасо-Прилуцкого монастыря Макарий (нач. 70-х гг. XV в.), который при составлении своего произведения основывался на рассказах игумена Спасо-Прилуцкого монастыря Пахомия.

По свидетельству одной из редакций Жития, Димитрий происходил из богатого купеческого рода Переяславля-Залесского, принял постриг в Горицком в честь Успения Богородицы монастыре. Затем он основал Переяславль-Залесский-на Болоте Никольский монастырь и стал его игуменом. Слава о Димитрии настолько распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. В 1354 г. Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переяславль к епископу Афанасию. С тех пор переяславский игумен неоднократно беседовал с преподобным Сергием, посещая Троице-Сергиев монастырь. В Никольском монастыре Димитрий положил начало книгописанию. Сохранилось несколько рукописей, созданных во время его игуменства. В ОР РНБ хранится так называемое «Переяславское» евангелие, которое, судя по записи в нем, в ХVII в. принадлежало библиотеке этого монастыря: на л. 166 об. – запись почерком ХVII в.: «Евангилье тетръ Николы Чюдотворца з боло…» (шифр: ОСРК. F.п.I. 21).

Под влиянием Сергия Радонежского Димитрий решил удалиться в глухое место и в вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, построил храм Воскресения Христова. Он хотел основать там монастырь, но через некоторое время вынужден был оттуда уйти из-за конфликта с местным населением, опасавшимся лишиться угодий. Димитрий пришел в Вологду. Недалеко от города, на левом берегу реки Вологды, он выбрал место у ее излучины («на Прилуце»), где и основал, вероятно, между 1378 и 1382 гг., монастырь в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Спасо-Прилуцкий монастырь). Среди первых прилуцких монахов были и те, кто перешел вслед за Димитрием из Переславль-Залесского-на Болоте Никольского монастыря.

Почитание Димитрия в Спасо-Прилуцком монастыре началось вскоре после кончины преподобного — не позже 1408 г., общерусским почитание Димирия стало к концу XV в.

Читать еще:  Пасха борзенко краткое содержание

Как и в Переяславль-Залесском, в Спасо-Прилуцком монастыре Димитрий организовал книгописание. В ОР РНБ, в собрании Санкт-Петербургской Духовной академии, хранится Пролог, происходящий из Спасо-Прилуцкого монастыря. Он создан в конце ХIV — начале ХV в., то есть еще при жизни преподобного Димитрия. Пролог состоит из двух массивных книг: т. 1 (на сентябрь – февраль), т. 2 (на март – август). То, что эти книги принадлежали Спасо-Прилуцкому монастырю, устанавливается по записи, сделанной скорописью на л. 2 т. 1: «Пролог Прилуцкого монастыря». Оба тома Пролога написаны на пергамене уставом, переходящим в полуустав. Имя писца — Феодот, как указано в сделанных им киноварью приписках: «Господи, помози рабу божию Феодоту написалъ Прологъ. Где буду описалсь, с другом глаголя или неподобно мысля, и вы, отци, чтите, исправливая, а не мозите кляти Бога диля. А кончанъ месяца октября въ 7 день Сергия и Вахка на память» (т. 1, л. 303 об., в т. 2 на л. 255 об. находится схожая запись того же Феодота (шифр: СПДА. А.I.264. Т.1, 2).

Пролог – это древнерусский церковно-учительный сборник, в основе которого лежат византийские Синаксари. По сути, Пролог является сводом сокращенных житий святых, расположенных в календарном порядке. Различают две редакции этой книги. Спасо-Прилуцкий пролог принадлежит ко второй редакции, которая по объему превышает первую в два раза, прежде всего за счет добавления статей назидательного характера. Однако и житийная часть была существенно переработана: в эту редакцию были включены жития некоторых русских святых. Пергаменных списков этой редакции сохранилось очень мало (около десяти), поэтому Спасо-Прилуцкий пролог имеет огромное значение для истории древнерусской книжности.

Ил. 7. Миниатюра «Спас в силах». «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.

Димитрий Прилуцкий

Во времена тяжёлых испытаний Господь посылает русскому народу истинных подвижников Веры, способных придать ему духовных сил. Во время подъёма борьбы против татарского ига такими истинными пастырями стали преподобные Сергий Радонежский и Димитрий Прилуцкий.

Житие преподобного Димитрия Прилуцкого

Основным источником о житии первого Прилуцкого игумена является работа его преемника на этом посту — монаха Макария. Он являлся учеником Пахомия — спутника и сподвижника преподобного чудотворца.

Происхождение и первые годы жизни

В первые годы XIV в. в семье переславского купца Покропаева. В житии отмечается, что с ранних лет мальчик отличался смирением и спокойным нравом. Едва научившись читать, он начал изучать церковную литературу.

Не желая продолжать родительское дело и тяготясь мирской суетой, отрок отправляется в местный монастырь во имя Пресвятой Богородицы, называемый в народе Горицким. Здесь он принимает монашеский постриг под именем Димитрий.

Покинув мирскую жизнь, праведник не разорвал окончательно родственные связи. В житии упоминается случай с его единокровным братом, который через много лет пришёл к нему в вологодскую обитель за советом и благословением. Два раза одобрял поездку родственника в далекие северные земли провидец, но на третий год выступил против торговли с языческими народами. Брат не послушал доброго совета и был убит в чужих землях.

Служение в Переславле-Залесском

Преподобный Димитрий с первых дней иноческого служения отличался особым послушанием, смирением и постническим образом жизни. Вскоре после пострига молодой монах принимает иерейский сан. Он становится основателем общежительной мужской монашеской общины, сложившейся при воздвигнутой им церкви во имя Николая Чудотворца.

За советом к праведнику приходили и миряне, и монахи. Многие из них оставались в Никольской обители под окаймлением святого человека. На богослужения в соборный храм собирались и местные насельники, и простые люди. Последними часто двигало любопытство, так как ходила легенда, что настоятель обители сияет не только внутренней душевной красотой, но и имеет красивую внешность.

Постник считал своё привлекательное лицо — наказанием и испытанием, посланными Создателем. Чтобы испортить свою красоту, он предавался строгому посту и брался за самые тяжёлые физические послушания. Но чем больше праведник пытался умертвить свою плоть, тем ярче сияло его лицо, отражая божественный свет, наполняющий избранника Господа.

Интересно! Чтобы скрыть свой лик и не искушать им простых людей, инок постоянно носил монашеский куколь, который полностью скрывал лицо. При этом он редко общался с мирянами мужского пола и никогда не разговаривал с женщинами.

Особую роль в жизни преподобного Димитрия сыграло знакомство с основателем Троицкого монастыря — преподобным Сергием Радонежским. Встреча двух столпов Господних произошла в 1354 г., когда известный чудотворец посещал местного епископа Афанасия. С этого времени переславский праведник часто ездил в Троицкую обитель. Монахи вели духовные беседы, давали друг другу наставления и благословения.

Слава о преподобном Димитрии вскоре дошла до Москвы. Великий князь Дмитрий Иванович пригласил его в свою столицу и попросил стать восприемником своего сына. Исследователи считают, что Никольский игумен стал крёстным отцом Василия Дмитриевича, родившегося в 1371 г.

Слава, внимание и почет тяготили великого постника. По совету преподобного Сергия Димитрий оставляет родные края и отправляется с единственным учеником Пахомием на север в вологодские земли.

Вологодское служение

Переславские монахи искали покоя и молчаливого уединения в малолюдных северных землях. Они решили обосноваться в устье реки Лежи и поставили здесь небольшую церковь во имя Воскресения Христова. Но крестьяне села Авнега воспротивились организации монашеского скита, так как опасались, что их земли отойдут монастырю.

Смиренный старец ушёл из этой местности и отправился в Вологду. В нескольких километрах от города в излучине реки праведные странники возвели деревянный Спасский храм. Местные жители Илья и Исидор, владеющие прилегающими к постройке землями, добровольное отдали свои наделы под строительство монастыря, растоптав при этом свои озимые посевы.

Весть о том, что Димитрий обосновался в Вологде, быстро разлетелась по православной русской земле. В новый монастырь пришли духовные дети старца из Переславской Никольской обители. Великий князь Дмитрий Иванович прислал игумену богатые дары для устроения обители. Местные жители также много жертвовали для возведения святого места в своём городе.

Часть денег втайне от братии основатель общины раздавал нуждающимся людям. Смирение и праведность заставляли престарелого монаха вести ещё более строгий постнический образ жизни. Он ежедневно ел маленькую просфору и выпивал горячую воду. При этом он читал постоянную молитву, указывая братии на её угодность Господу. Для его молитвенного уединения в соборном храме было обустроено специальное место, огороженное досками.

Интересно: до глубокой старости настоятель исполнял все монастырские служения наравне с другими насельниками. При этом он много лет круглый год ходил в старом овчинном тулупе, который не грел зимой и заставлял мучиться от зноя летом.

Чудотворец и провидец

Преподобный Димитрий Прилуцкий ещё при жизни почитался как чудотворец и провидец. Одним из первых случаев чудесного исцеления по молитве святого инока произошел в Никольской обители. Одна богатая горожанка, ведомая дьявольским научением, пожелала увидеть красивый лик праведника.

Она ворвалась в келью молящегося монаха и тут же почувствовала слабость во всём теле. В страхе и панике она выбежала из пристанища блаженного человека, упав без движения на монастырской территории. Братия привела её к игумену, по молитве которого женщина получила исцеление.

Блаженный инок сказал ей, что люди должны приходить в храм Божий с мыслями о духовной красоте своей, так как только она имеет значение в Царстве Небесном. Господь наделил своего преданного сына даром провидения людских душ и происходящих в православном мире событий.

Однажды Илья — человек, отдавший свою землю для строительства обители, принёс братии пищу и питьё. Димитрий запретил брать подаяние, так как домочадцы Ильи голодали. Он велел честному христианину отнести еду домой и накормить близких людей, а остатки принести в монастырь. Осознав свою ошибку и покаявшись в ней, Илья уговорил настоятеля принять дар, обещая в будущем заботиться о людях, живущих под его кровом.

Один из самых известных случаев провидения, описанный в житии святого мужа, рассказывает о его словах в день кончины святого благоверного князя Дмитрия Донского. В присутствии трудящихся монахов игумен сказал, что великий князь не заботится о земных делах, пребывая в благодатном месте.

Лишь через три дня братия узнала скорбную весть о смерти защитника Русской земли. В этот момент они вспомнили о пророческих словах своего наставника и сердца их наполнились почтением, любовью и смирением.

Читать еще:  Кого нельзя поминать

Завершение жизненного пути

В житии не указана точная дата смерти преподобного Димитрия. Но упоминается, что он заранее предвидел свой уход. Он сообщил о скорой своей кончине монастырской братии и завещал им выбрать игуменом Пахомия, сопровождавшего старца в его странствии.

Через некоторое время молящиеся в ночное время монахи ощутили сильный запах благовоний, распространяющийся по обители. Войдя в келью игумена, братия увидели, что помещение было заполнено чудесным ароматом, исходящим от почившего тела. Старец выглядел как уснувший ненадолго человек, а его тело сияло Божественным Светом.

Монахи поместили тело своего духовного отца в Спасской церкви. Над местом погребения они установили деревянную гробницу. В конце XIX в. над ней разместили литую сень из меди.

Интересно: мощи преподобного Димитрия Прилуцкого никогда не вскрывались. Сегодня они покоятся в нижнем храме Спасского собора.

Почитание

Вскоре после окончания земного пути преподобного мужа началось его почитание. Первые чудеса от его мощей произошли около 1408 г. Через несколько лет после кончины святого Димитрия на Вологодской земле разразилась эпидемия болезни, которую в то время называли «корчета».

Люди страдали от сильных болей в руках и ногах. Они приходили в Прилуцкую обитель, прося святого предстоятеля об облегчении болей и исцелении. По молитве заступника страдальцы получали исцеление.

В начале XV в. в Вологду пришёл отряд племени вятичей. Они грабили город и его окрестности, а также вошли в Спасский монастырь. Ворвавшись в соборный храм, один из солдат попытался сорвать покров с гробницы игумена. Но в тот же момент его отбросила невидимая сила. От удара об пол злодей умер, а других налетчиков охватил страх и трепет. Их предводитель велел вернуть все ценности в обитель и уйти, отпустив всех пленных монахов.

Ещё множество чудес происходило по молитве святому Димитрию. Весть о них распространилась по всей русской земле. На Московском церковном соборе 1457 г. было принято общецерковное прославление преподобного чудотворца. Особым почтением прилуцкий старец пользовался у Ивана III. Московский правитель приезжал в вологодский монастырь перед походом на Казань.

Здесь ему преподнесли в дар небольшой образ преподобного мужа. А через несколько лет Великий князь прислал в обитель икону преподобного Димитрия, с которой в царское время совершался ежегодный крестный ход. Жители Вологды считают основателя Спасской обители небесным покровителем и заступником всего их края.

В чем помогает святой игумен

В Спасский Прилуцкий монастырь приезжают люди, чтобы просить небесного заступника о помощи в следующих случаях:

  • решении долговых споров;
  • избавлении от алкогольной зависимости;
  • поиске правильного жизненного пути;
  • попытке избежать греховных соблазнов;
  • тяжёлой физической и душевной болезни.

Интересно: в дореволюционное время первый прилуцкий настоятель считался покровителем купцов и торговцев.

Лик святого

Иконография игумена Димитрия начала складываться в начале XV столетия. Первое иконописное изображение располагалось у гробницы святого мужа, и было написано его современником Дионисием Глушицким. Образ не сохранился до настоящего времени, но исследователи полагают, что он представлял собой поясное изображение.

Именно этот святой лик вологодцы вынесли на центральную городскую площадь в Смутное время, прося покровителя о заступничестве. На основе иконы Глушицкого были созданы последующие святые образы, на которых игумен предстает почтенным старцем с волосами, покрытыми сединой. При этом она почти не тронула бороды.

Он одет в монашеское одеяние, схиму и куколь. В левой руке предстоятель держит свиток, а правую кисть складывает в благословляющем жесте. Большинство изображений святого мужа XV столетия представляют собой многофигурные композиции, на которых помимо игумена изображались византийские и русские святые предстоятели.

Самым известным иконописным изображением преподобного Димитрия Прилуцкого является житийная икона, созданная Дионисием в начале XVI в. Вокруг центрального поясного лика, заимствованного у иконописца Глушицкого, расположены 16 клей, которые рассказывают о событиях из жизни игумена. Они начинаются от пострижения Димитрия в монахи, и заканчиваются сценами чудесных деяний, произошедших после его преставления.

Интересно: в настоящее время оригинал иконы находится в Вологодском историко-архитектурном музее. Но её списки можно увидеть во многих православных храмах.

Святыни в честь Димитрия

В России находятся 19 храмов во имя преподобного игумена. Большинство из них находятся в Вологодской области. Старейшим храмом является Никольский собор, возведённый на центральной площади Вологды в конце XVIII в. В нём в память о деревянной Дмитриевской церкви был освящён одноимённый придел в честь святого мужа.

По три храма находятся на родине чудотворца в Ярославской области, а также в Костромской земле. В Российской столице в начале прошлого столетия на территории современного района Хамовники был возведён однопрестольный храм в честь вологодского чудотворца.

Преподобный Димитрий Прилуцкий — пример истинного христианина, осознанно выбравшего тяжёлый путь служения Господу и людям. Его смирение и истинное человеколюбие сделало его одним из самых почитаемых православных святых предстоятелей.

Религия

Димитрий, игумен Прилуцкий, Вологодский, преподобный

общерусский святой, основатель Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, память 11/24 февраля, 3/16 июня

Дата рождения: начало XIV в.
Место рождения: г.Переславль-Залесский
Дата смерти: 11.02.1392
Место смерти: Спасо-Прилуцкий монастырь

(Начало XIV в., Переславль-Залесский – 11.02.1392, Спасо-Прилуцкий монастырь)

Общерусский святой, основатель Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря.

Родился в г.Переславль-Залесском «от богатых и благочестивых родителей купеческого звания», – сообщает нам его житие. Некоторые исследователи уточняют: родился в деревне Веслево под Переславлем-Залесским в богатой купеческой семье Покропаевых. Мирское имя его неизвестно. С детства Дмитрий был обучен грамоте, что в то время было делом довольно редким. Не исключено, что родители готовили его к церковной карьере, хотя житие свидетельствует, что они «смотрели на своего сына как на будущего купца».

Юношей Дмитрий оставил дом и постригся в Переславском «святыя Богородица» Нагорном монастыре, который находился рядом (в двух верстах) с городом (ныне – Переславль-Залесский Ярославской области). Очень быстро Дмитрий достиг священнического сана. Время пребывания Дмитрия в этом монастыре неизвестно, но вскоре недалеко он создал свой монастырь с общежительным уставом – Переславский Николаевский, что на Болоте. Из-за ревностного соблюдения постов, строгой иноческой жизни и добродетельного отношения к окружающим имя Дмитрия скоро стало известно далеко за пределами Переславля-Залесского. Дмитрий становится духовным другом известного подвижника того времени – Сергия Радонежского, монастырь которого находился в 60 верстах от монастыря Дмитрия. Впервые встретились они в 1354 г., когда Сергий пришел в Переславль к епископу Афанасию. «Оба одинаково были озабочены учреждением иноческого общежития, у обоих в подвижнической жизни могли быть опыты и наблюдения, случаи и обстоятельства, взаимное сообщение и обсуждение которых было полезно для того и другого», – пишет И.Верюжский. Дмитрий часто приходил к Сергию в его обитель, и они подолгу беседовали.

Подвижник был замечен также и великим князем московским Дмитрием, получившим позднее прозвище Донской, который пригласил его к себе, чтобы он стал воспреемником при крещении одного из его сыновей. Это сделало Дмитрия заметной политической фигурой.

Однако, как свидетельствует житие, мирская слава тяготила Дмитрия, и он вместе со своим учеником Пахомием оставил монастырь и отправился на Север для создания новой обители. Первую попытку ее создания они сделали в местности под названием Авнега. «Странники пришли на реку Лежу и устроили себе хижину неподалеку от впадения в нее речки Великой, верстах в 30-ти от г. Вологды… Здесь надеялись они тихо и безмолвно проводить свои дни в служении Богу и своими руками вдвоем поспешили построить небольшую церковь в честь Воскресения Христова» (в XVIII в. здесь был построен каменный храм. В настоящее время это село Воскресенское Грязовецкого района Вологодской области). Однако попытка создания монастыря окончилась неудачей. К ним явились крестьяне, проживавшие в этой местности, и заявили: «Отче, не угодно и тебе, и нам твое пребывание здесь». Житие объясняет подобное настроение «невежественных» жителей Авнеги тем, что они испугались возможного закабаления их создаваемым монастырем. Но так ли это? Примерно в это же время в данной местности уже создавался монастырь Стефаном Махрищским. Возможно, именно это повлияло на уход Дмитрия.

Дмитрий с Пахомием двинулись дальше и пришли в г.Вологду. Это произошло в 1371 г. По местному преданию, они жили какое-то время на пустынном левом берегу реки Вологды, напротив города (сейчас на этом месте находится церковь Дмитрия Прилуцкого), а затем прошли чуть дальше и на белозерской дороге у переправы через р.Вологду, около которой стояло село Выпрягово, основали свой монастырь. Река Вологда в этом месте делает большой изгиб – излучину, поэтому монастырь и его основатель получили именование «Прилуцкий», а само село в настоящее время называется Прилуки.

Читать еще:  Календарь пасхи с 2000

Вскоре в монастыре был воздвигнут храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. К Дмитрию стали приходить монахи, в том числе и из старого Переславского монастыря. Как пишет Н.И.Суворов, «внешнее благосостояние обители обеспечено было частью щедротами великого князя Дмитрия Ивановича, который, узнав о новом местопребывании любимого своего старца, послал ему все необходимое для монастыря, частью усердными приношениями жителей Вологды и в особенности… христолюбивцев села Прилуцкого Илии и Исидора Выпряга». Связь монастыря с московскими князьями породила один интересный обычай. Вплоть до 1645 г. после дня памяти преподобного Дмитрия (11/24 февраля) игумен монастыря ездил в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освященной на праздничном молебне, и просфоры.

Дмитрий как подвижник прославился, прежде всего, заботой о бедных и милосердием к слабым. Обитель была расположена на большой дороге, которая вела в Белозерье, в Пермь и далее на Север, и по ней почти ежедневно проходило и проезжало много людей. По мере своих сил монастырь привечал всех. «Преподобный… считал себя должником перед всеми, – читаем мы у И.Верюжского, – и потому в обители его все находили себе приют, успокоение, и никому ни в чем не было отказу. Мало того, что в своем монастыре преподобный Дмитрий старался помочь каждому по мере его нужды, ухаживал за больными и молитвами своими возвращал им здоровье, одевал и кормил бедных, прощал им долги, платил за них другим заимодавцам, но нередко сам ходил в город, чтобы защитить невинных и ходатайствовать перед судьями за угнетенных».

Дмитрий провел в основанном им Спасо-Прилуцком монастыре более 20-ти лет, «достиг маститой старости, лета покрыли сединой его главу, посты, бдения и труды изнурили телесные силы его». Перед смертью Дмитрий назначил своего преемника: игуменом монастыря он благословил быть своего ученика Пахомия, вместе с которым пришел из Переславля.

Умер Дмитрий в ночь на 11 февраля 1392 г., похоронен в монастырской церкви.

Почитание святого началось почти сразу же после его смерти. Автором Жития преподобного Дмитрия стал игумен Спасо-Прилуцкого монастыря Макарий, который при его написании основывался на устных рассказах Пахомия – второго после Дмитрия игумена монастыря. Всего известно более 200 рукописных списков Жития. Самый древний из них относится к 1494 г. Особо почитался святой в Вологде, где считался защитником города.

В XV–XVI вв. Спасо-Прилуцкий монастырь стал одним из самых крупных и известных на Европейском Севере, а его основатель продолжал оставаться одним из покровителей московских князей, а затем и русских царей. Иван III брал в поход на Казань чудотворную икону Дмитрия Прилуцкого, а Иван IV в 1522 г. затребовал хранившийся в монастыре Киликийский крест. Великие князья и цари ездили в монастырь на богомолье. Игумены монастыря присутствовали в Москве на соборах по избранию нового царя: в 1598 г. – Бориса Годунова, в 1613 г. – Михаила Романова.

С XVI в. в монастыре началось каменное строительство. В 1537–1542 гг. на месте деревянной церкви был воздвигнут величественный каменный собор Происхождения Честных Древ Животворящего Креста. Вслед за собором в XVI в. появились каменные настоятельские кельи с обширной трапезной и с Введенской церковью. В середине XVII в. монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, превратившими его в сильную крепость. В монастыре имелись книгописная и иконописная мастерские, велось летописание. На территории монастыря похоронен святой Игнатий Прилуцкий, в составе монастырской братии начинал свою подвижническую деятельность преподобный Феодосий Тотемский.

Спасо-Прилуцкий монастырь был закрыт в мае 1926 г. В 1930-е гг. в нем находился пересыльный пункт для раскулаченных, которых перевозили далее на Север, в 1950–1970-е гг. он был занят под военные склады. С 1979 г. монастырь стал филиалом Вологодского краеведческого музея, а с 1991 г. вновь открылся как действующий монастырь.

Литература

Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всей церковью и местночтимых. – Вологда, 1880. – С. 104–130.

Житие преподобного отца нашего Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца / Перевод, послесловие и комментарии Т.Н.Украинской. – Вологда, 1996.

Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря (составленное в 1844 г. П.Савваитовым, исправленное и дополненное в 1884 г. Н.И.Суворовым). – Вологда, 1884.

Житие Дмитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского. Тексты и словоуказатель. – СПб., 2003.

Источник: Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет «Вологодская энциклопеция». —
Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. — 568 с. — ISBN 5-87822-271-X

День памяти преподобного Димитрия Прилуцкого

24 февраля отмечается День памяти преподобного Димитрия Прилуцкого. Родился святой в Ярославской области в городе Переславль-Залесский в зажиточной купеческой семье Покропаевых. С детства избегал шумных подвижных игр с ровесниками, любил читать книги, жития святых, Святое Писание. Особо почитал будущий чудотворец Иоанна Златоустого , во всем ему подражал. По свидетельствам очевидцев Димитрий отличался необыкновенной красотой, был кроток, учтив, смиренен.

В юном возрасте он ушел из семьи в один из ярославских монастырей, принял монашеский постриг. Вскоре основал в Переславле общежительный Никольский мужской монастырь и стал его игуменом. Строительство началось с небольшого храма в честь Николая Чудотворца в 1348 году.

1354 год для Димитрия стал судьбоносным. Преподобный познакомился с Сергием Радонежским. Преподобный Сергий часто беседовал с Димитрием о монашеской жизни, обустройстве монастыря, спасении душ иноков. Простые люди, братия любили святого подвижника за его преданность вере Христовой, доброту, смирение, неустанную молитву. Он стал для них истинным наставником, духовным отцом. В Никольском монастыре собралось много мирян, иноков – все они неукоснительно выполняли утвержденный преподобным Димитрием строгий Устав общежительной жизни.

Слава среди людей угнетала святого подвижника. Его душа стремилась к молитвенному уединению. По благословению Сергия Радонежского Димитрий Прилуцкий вместе с учеником Пахомием отправились на север, в Вологду. В 1371 году недалеко от села Выпрягово был возведен Спасский храм и основан монастырь. Местные жители охотно помогали преподобному в обустройстве обители. Впоследствии поселение получило название Прилуки (от слова «излучина»), а монастырь — Прилуцкий, что связано с особенностями местности. Святые подвижники Пахомий и Димитрий выбрали для строительства обители уединенную область, где река делает изгиб, излучину.

Святого почитал и уважал московский князь Дмитрий Донской . О строгой монашеской жизни, ревностном служении Богу великого чудотворца узнал князь еще в Переславле. Он выбрал преподобного крестным для своего сына, всю жизнь помогал материально обителям, которые основывал его любимый старец. Благодаря щедрой помощи московского князя, местных жителей Прилуцкая обитель быстро разрасталась, улучшалось благосостояние монастыря. Через скит пролегала крупная дорога на север. Много странников, нищих, бездомных прибивалось к обители. Преподобный всем старался помочь по их нуждам: давал кров, еду, ухаживал за больными, спасал попавших в долговую зависимость от заимодавцев. Есть свидетельства, что Димитрий Прилуцкий защищал невинно осужденных. Он оставлял обитель и шел в город, чтобы помочь восстановить правду и честное имя оклеветанных, угнетенных.

20 лет святой был игуменом монастыря, перед смертью (11 февраля 1392 года) приемником назначил Пахомия, ученика, с которым пришел в вологодские земли. Закончил свою земную жизнь Димитрий в глубокой старости, прожив около ста лет.

Почитание преподобного началось еще при жизни. Бог наградил святого даром прозорливости. В дни разорения своего брата, который наследовал все отцовское имущество, Димитрий пророчески предсказал ему торговый путь в Югру и Печеру. В результате два похода были удачными, принесли брату достаточно прибыли, чтобы расплатиться с долгами и вести безбедную жизнь. Третий поход не был благословлен старцем, он отговаривал брата от продолжения торговли. Брат, объятый жаждой наживы, не послушался святого, предпринял поход и был убит язычниками.

После смерти Димитрий Прилуцкий был причислен к лику святых. С 1409 года начинается чреда чудесных исцелений и спасения страждущих у гроба преподобного.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector