Дмитровская поминальная суббота в 2018 году

3 ноября — Дмитриевская родительская суббота

3 ноября — последний в нынешнем году день поминовения усопших. Прихожане молятся об упокоении душ усопших родственников и близких, посещают на кладбищах их могилы.

Поминальные субботы – это очень важные дни, так как человек, чей земной путь уже завершился, не может вымолить прощение своих грехов и исправить совершенные при жизни ошибки. Однако живым это вполне под силу. Родительские субботы и существуют для того, чтобы мы не забывали об умерших, чтили их память и, что самое главное, просили у Господа милости для ушедших в мир иной родственников и близких людей, облегчая тем самым их загробную участь.

Многие христиане каждый день молятся об упокоении усопших, но особенно важные дни памяти, по традициям православной Церкви, наступают пять раз в году. Все родительские субботы для православных христиан являются особенно важными днями, когда необходимо помянуть усопших и помолиться о даровании Царствия Небесного всем умершим родственникам и близким. Прежде всего, речь идет о родителях, что и отражено в названии.

Дмитриевская родительская суббота является переходящим праздником. Она привязана не к определенной дате, а к субботе перед днем памяти Дмитрия Солунского – великомученика, жизнь, чудеса и подвиги которого вспоминаются 8 ноября (26 октября по старому стилю). На выходных в преддверии праздника служится заупокойная Божественная Литургия и читаются панихиды.

Традиции Дмитриевской родительской субботы 3 ноября 2018 года

3 ноября (канун дня Святого Дмитрия Солунского) – очередной день поминовения умерших родственников. В храмах проводятся специальные панихиды. Люди молятся об упокоении душ усопших, просят Бога простить им грешные деяния и даровать Царствие Небесное.

Многие историки связывают возникновение этой субботы с Куликовской битвой. Дмитрий Донской после победы предложил православным сановникам установить в честь павших в битве воинов день поминовения их душ. Священнослужители согласились, назвав субботу в честь князя Дмитрия.

Те, кто не может посетить храм, чтобы вознести молитву за усопших, могут сделать это дома. В этот день принято подавать милостыню, поэтому, отправляясь в храм, не забудьте взять с собой угощения, которые после службы необходимо раздать бедным.

После поминальной службы православные верующие могут отправиться на кладбище и навести порядок на могилах родственников. В этом случае с собой необходимо взять угощения, которые оставляют на могиле.

Дмитриевская родительская суббота в 2018 году, что делать

В народных традициях 3 ноября прощаются с осенью и встречают зиму. В день поминовения усопших убирались в домах, приводили в порядок участки, чтобы весной приступить к посевным работам как можно раньше. После посещения службы в прежние времена и сейчас верующие устраивают поминальные обеды, где по традиции накрывают стол и на ушедших родственников, полагая, что их души спускаются с Небес, чтобы присмотреть за живыми. Раньше перед Дмитриевской субботой обязательно посещали бани, а после помывки оставляли веники, полагая, что души усопших тоже захотят помыться.

В Дмитриевскую субботу многие отправляются на кладбища, чтобы прибраться на могилах, оставить помин и зажечь свечи, взятые в храмах или церквях. На погостах читают молитвы по усопшим и просят их о помощи и поддержке.

Молиться за усопших можно не только во время родительских суббот, но и в обычные дни. Священнослужители отмечают, что регулярные молитвы, возносимые к Высшим силам, оказывают огромную поддержку душам мертвых и помогают им попасть на Небеса. Искренние молитвы, идущие от самого сердца, обязательно будут услышаны.

Правила трапезы на Дмитриевскую родительскую субботу

Устраивая поминальную трапезу, необходимо придерживаться важных правил. В первую очередь постарайтесь подать на стол блюда, которые при жизни нравились покойному. В древности бытовала традиция ставить на стол дополнительные столовые приборы и наполнять тарелку угощениями.

Считалось, что таким образом можно показать усопшему, что его по-прежнему любят и хранят о нем память. Во время поминального ужина запрещено злоупотреблять алкоголем, иначе вы можете разгневать души усопших. На стол лучше подавать безалкогольные напитки или кагор.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, а затем отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т. д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Дмитриевская родительская суббота 3 ноября 2018 года: что нельзя, а что можно и обязательно нужно сделать в этот день

3 ноября 2018 года православные верующие встретят Дмитриевскую родительскую субботу. Это особый день в церковном календаре, когда каждый человек будет иметь возможность помянуть своих родных и близких и помолиться за упокоение их душ.

В Дмитриевскую родительскую субботу 3 ноября 2018 года стоит проявить бдительность и осторожность, а поминая усопших, строго соблюдать церковные традиции. В противном случае можно разозлить души умерших, навлечь на себя их гнев и притянуть беды и неприятности. Для того чтобы провести Дмитриевскую родительскую субботу 3 ноября 2018 года правильно, стоит заранее узнать о традициях и запретах этого дня.

Дмитриевская родительская суббота 3 ноября 2018 года: что можно и обязательно нужно сделать в этот день. Согласно традициям, нужно постараться посетить богослужение в храме накануне Дмитриевской родительской субботы, желательно отстоять до конца. Если же такой возможности нет, то стоит обязательно помолиться за усопших дома.

3 ноября 2018 года непосредственно в Дмитриевскую родительскую субботу в храмах проходят панихиды и заупокойные литургии, во время которых читаются особые молитвы за упокоение усопших. Каждый желающий может в этот день прийти в церковь и передать священнослужителю записку с именем покойного родного. В этот день также можно помолиться дома.

Собираясь в храм, в этот день можно взять с собой гостинцы, которые служители церкви освятят. Эти угощения нужно отдать нуждающимся людям и попросить их помолиться за ваших усопших близких.

После похода в храм в Дмитриевскую родительскую субботу 3 ноября 2018 года можно и нужно пойти на кладбище. В этот день можно навести порядок на могилках. Многие также на кладбище берут с собой угощения, чтобы оставить их на могиле. Церковь не запрещает этого, однако лучше раздать эти угощения бедным и голодным людям.

Читать еще:  Когда пасха в 2019

Также можно и обязательно нужно помянуть родственников дома. По традиции принято устраивать поминальную трапезу накануне Дмитриевской родительской субботы. Для этого стол накрывают белой скатертью, а приборы ставят не только для тех, кто присутствует за столом, но и для тех, кого вы собрались помянуть. В центр стола нужно поставить свечу и зажечь ее, а уже после этого приступать к поминальному ужину. Это будет знаком для ваших умерших родных, что вы их помните и чтите.

Еще одна традиция гласит, что нужно положить ложку угощения из своей тарелки в отдельную емкость. Сделать это должен каждый из присутствующих за столом. После окончания поминального ужина эту емкость убирать со стола нельзя, нужно оставить ее до утра.

Еще в Дмитриевскую родительскую субботу 3 ноября 2018 года обязательно нужно навести порядок в доме, все убрать и вымыть, а после вымыться самому. Наши предки в этот день обязательно посещали баню, а после оставляли там веник и чистую воду, чтобы задобрить душу покойного.

Дмитриевская родительская суббота 3 ноября 2018 года: что нельзя делать в этот день. В этот день категорически запрещено ругать покойных, воспоминания о них должны быть исключительно светлыми и добрыми. Также нельзя в этот день оплакивать их. Просто вспомните самые приятные и радостные моменты, которые у вас были. Смеяться во время поминальной трапезы, конечно, тоже нельзя, но и не нужно лить слезы. Так вы только навредите душам умерших. Запрещается поминать близких спиртными напитками, в качестве напитка лучше выбрать кисель или компот.

Также в Дмитриевскую родительскую субботу 3 ноября 2018 года нельзя ни с кем ссориться, ругаться, браниться, сквернословить, затевать споры и провоцировать конфликты. Категорически запрещено желать зла кому бы то ни было. Ваши мысли и слова, так же как и ваше тело, должны быть чистыми в этот особый день.

Кому и зачем нужны молитвы за умерших

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.)

Современные политологи формулируют ту же мысль чуть иначе: человек, не интересующийся своими предками, историей своего народа, оказывается подвешенным в безвоздушном пространстве. Не опираясь на опыт — семейный, родовой, национальный, он легко гибнет, и если таких, оторванных от корней, становится много, общество обречено на вырождение. Кстати, подобные гомункулусы, искусственно вынутые из опыта предыдущих поколений, функционирующие лишь в режиме собственных рефлексов, — не только мечта маркетологов всех мастей в эпоху общества потребления, но и надежная база для организаторов любых цветных революций, любых актов дестабилизации.

Конечно, когда наши предки впервые отмечали Димитровскую родительскую субботу, а было это, вероятно, в 1380 году, пращуры гениального поэта о Руси еще слышать не слыхивали, а политологии вообще не существовало. Как считают историки, появление Димитровской родительской субботы и ее утверждение в календаре — показатель нравственной чистоты и дальновидности народа.

Итак, в 1380 году, 8 сентября (21 сентября по новому стилю), великий князь московский и владимирский Дмитрий Иоаннович Донской одержал победу над ордынским войском под началом хана Мамая. Знаменитая битва произошла на Куликовом поле. Бой был затяжной, кровавый, по свидетельству летописцев, кони уже не могли не ступать по трупам — не оставалось чистого места. Русские ратники почти из всех земель Северо-Восточной Руси сражались не просто храбро — «не щадя живота своего», войско Мамая было полностью разгромлено. Да, татаро-монгольское иго не пало и длилось еще столетье, но победа на Куликовом поле нанесла мощный удар по доселе несокрушимой Золотой орде.

Сразу после победы на Куликовом поле Дмитрий Донской отправился в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому — его настоятелю. Именно отец Сергий, великий русский святой, благословил Дмитрия Донского на брань с ордынцами. Больше того, в битве участвовали и два инока монастыря — богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Оба погибли как герои.

По-видимому, осенью 1380 года в Троице-Сергиевом монастыре и было положено начало поминать павших воинов в субботу, предшествующую дню святого великомученика Димитрия Солунского. Почему именно так? Во-первых, в Церкви не принято поминовение усопших в воскресенье: этот день недели даже по названию напоминает нам о Воскресении Христа, а в субботний день Сам Иисус находился во гробе, поэтому даты всеобщего поминовения усопших — это, как правило, именно субботы. Во-вторых, Дмитрий Донской получил свое имя в честь великомученика Димитрия Солунского, чрезвычайно почитаемого на Руси в то время. День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, а значит, день ангела Дмитрия Донского — 26 октября (8 ноября по новому стилю). Поэтому днем поминовения воинов, отдавших жизнь на поле брани, и была выбрана суббота, предшествующая именинам Дмитрия Донского, то есть суббота, предшествующая 8 ноября. Каждый год дата тут разная, день один — субботний. А логика у Дмитрия Донского была простая и величественная: прежде чем праздновать свои именины, помянем усопших, тех, кто своею смертью даровал тебе жизнь.

После первого поминовения павших на Куликовом поле бояре высказали великому князю Дмитрию Иоанновичу пожелание на будущее: и впредь «память творити, кто сложил голову свою».

Шли годы, новые битвы за землю русскую, новые тысячи воинов, принявших смерть за веру, за Родину. В XVI веке царь Иоанн Васильевич Грозный узаконил Димитриевскую субботу, повелев «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». День прижился, народ поминал на Димитровскую субботу и воинов, и родных. Говорили: «На дедовой неделе и родители вздохнут», и это не единственная поговорка, рожденная осенними соборными поминками. В 1903 году был издан императорский указ: панихиды в этот день служить и в войсковых частях — по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

В наше время в день Дмитровской субботы особо поминают не только воинов, но и всех умерших скоропостижной смертью, то есть тех, кто «не был напутствован в жизнь вечную молитвами святой Церкви», ну и про своих ушедших родственников не забывают.

У Ивана Шмелева есть описание того, как проводились дни памяти по усопшим. Удивительно, но тема, связанная с болью потери, с тоской и скорбью, у писателя дана с теплотой и даже радостью. И дело здесь не в таланте Ивана Сергеевича, тут просто христианское восприятие смерти, понимание, что после Воскресения Христа она побеждена. А еще чувство выполненного долга по отношению к нашим усопшим. Да, молитва по умершим — это долг еще живущих по отношению к тем, «чьи мертвы уста».

Вот как об этом говорил известный старец архимандрит Кирилл (Павлов): «Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от грехов, и такие оказываются виновными пред Правосудием Божиим. В то же время мы знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых — они могут помочь изменить их посмертную участь. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире». То есть души умерших нуждаются в нашей молитве — так же, как мы, живущие на земле, нуждаемся в еде и питье. Но и для нас — и это тоже нужно понять! — наша молитва за усопших не менее важна. Как учит святой Иоанн Дамаскин, каждый, кто молится и борется за спасение другого, приносит пользу прежде всего самому себе, а только потом ближнему.

Читать еще:  Какого числа празднуется пасха

В храмах по усопшим священники тайно читают особую молитву. Сегодня мы раскроем ее смысл. Сначала, как обычно, в молитве констатируется, к Кому мы обращаемся: «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!», что в переводе с церковнославянского звучит так: «Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший!» Дальше в молитве, читаемой тайно, священник просит: «Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имена), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание». То есть священник просит: «Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание». И затем просьба о прощении грехов умершего, просьба, содержащая оправдание всем нам: «Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина». «Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя — правда навек и слово Твое — истина».

Простой текст, ничего лишнего — емкое изложение того, чего хочет потерявший близкого, на что он надеется. И перепоручив посмертную участь усопшего Тому, Чья милость и любовь несравнимо больше людских милосердия и любви, молящийся реально ощущает не просто облегчение, но и то, что любовь простирается за границы земного мира. Молитва — проводник, по которому устремляется ток нашей любви. И тут, как в физике: чем сильнее ток, чем выше его частота, тем ярче свет, тем меньше тьмы — в наших скорбящих душах. В мире вокруг нас — если мы не оставляем в нем места для безысходности и отчаяния.

Как правильно провести Дмитровскую субботу

Богослужение по усопшим начинается в пятницу вечером, когда в храмах служат великую панихиду (по-гречески «парастас»), а в субботу утром служится заупокойная литургия и после нее общая панихида. Для церковного поминовения на парастас и отдельно на литургию пишут записки с именами усопших. Имена надо писать крупно, разборчиво, в родительном падеже, в полном варианте (не Сашу, а Александра), в церковном написании (Татиану, Алексия). Есть традиция в день поминовения приносить в храм еду — «на канон» (или «на канун»), то есть оставлять ее на столе рядом с каноном — местом, где зажигают свечи по усопшим. Раньше поминки были общими: за большим столом сообща поминали всех усопших, сегодня продукты, приносимые в храм, отдают нуждающимся. Милостыня — важный способ почтить память близкого.

В XX веке, неожиданно, Куликовская битва стала причиной нешуточных боев между официальной исторической наукой и последователями теории А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского, считающими: битва проходила не на поле между реками Доном и Непрядвой, а в районе Москвы, называемом Кулишки.

Дмитриевская суббота 2019: традиции дня памяти усопших

Дмитриевскую родительскую суббота в 2018-м отмечают 3 ноября – это день всеобщего поминовения усопших, когда в православных храмах проводят поминальные литургии и панихиды

У Дмитриевской родительской субботы в церковном календаре нет постоянной даты – Русская православная церковь отмечает ее в субботу, перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября).

Дмитриевская – последняя родительская суббота в году, когда в церквях особым образом поминают умерших православных христиан.

В Дмитриевскую родительскую субботу совершают панихиды не только по всем воинам, павшим за веру и отечество на поле брани, но и тем, кто умер скоропостижной смертью и не был напутствовал молитвами святой церкви в жизнь вечную.

Почему Дмитриевская

Этот день, как рассказывает предание, установил Дмитрий Донской более шести столетий назад для почитания памяти воинов, погибших в ходе знаменитой Куликовской битвы. На Куликовом поле в сентябре 1380 года полегло много русских воинов.

Князь Дмитрий, одержав победу столь дорогой ценой, распустил оставшихся в живых воинов по домам, а сам отправился в Троице-Сергиев монастырь, чтобы почтить память погибших в сражении героев.

Преподобный Сергий Радонежский, благословивший князя на битву с неверными и пославший с Донским двух иноков, отслужил панихиду по павшим воинам. Погибших иноков — Андрея Ослябю и Александра Пересвета похоронили в Старом Симонове монастыре у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы.

В Куликовском сражении в целом за Отечество погибли более 100 тысяч воинов — вместе с радостью победы их семьи постигла и горечь утрат. С тех незабвенных пор этот частный родительский день стал по сути на Руси вселенским днем поминовения.

Традиция ежегодно совершать такое поминовение перед днем Святого Димитрия Солунского сложилась со временем. На Руси имя этого Святого всегда связывали с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.

Князь Донской почитал Святого великомученика Димитрия — накануне Куликовской битвы он торжественно перенес в Москву икону Солунского из Владимира, написанную на доске гроба Святого — главную святыню Владимирского Дмитриевского собора.

Святого Димитрия изображали на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Русские воины верили, что они всегда находятся под его особым покровительством.

Солунский

Димитрий родился в семье тайных христиан в городе Солуни (Салоники) в Греции. Обряд крещения он прошел еще в детстве, а после смерти отца властителем Фессалоникийской области и защищал город от внешних врагов.

Когда император приказал Димитрию вылавливать и истреблять христиан, он стал искоренять языческие обычаи, и язычники принимали христианство. Деяния Солунского разгневали императора, и он велел темничной страже убить его копиями. Это произошло в 306 году.

Тело мученика бросили на съедение диким зверям, но жители похоронили его останки тайно. При гробе Святого всегда совершались чудеса, в том числе и исцеления.

Святой на Руси особо почитался издревле – с первых веков христианства по всей стране построено множество храмов, а одного из сыновей русские князья, обычно старшего, называли Дмитрием.

Традиции родительской субботы

В Дмитриевскую субботу, по традиции, в храмах проводят панихиды и заупокойные литургии — возносят особые молитвы за усопших.

Поминать усопших родителей в этот день следует в церкви – по традиции, паства подает священнику записочки с именами умерших родственников, а также молится за упокоение их души в загробном мире.

В Дмитриевскую субботу, по традиции, в храм приносят угощение для неимущих. Угощение освящают во время богослужения, а позже раздают его всем желающим.

Читать еще:  Как поминать усопшего в день рождения

В день памяти усопших, по традиции, подают милостыню неимущим с просьбой помолиться за умерших.

Православные, в день памяти усопших, по традиции, посещают кладбище, убирают могилки и читают молитвы за упокой души умерших родственников. Те, кто не смог посетить храм или кладбище, может дома помолиться за усопших родных.

По церковным канонам великая панихида проводится накануне Дмитриевской субботы, поэтому в храм, для молитвы за упокой души, нужно прийти в пятницу вечером. А в субботу утром проводится заупокойная литургия, после которой служат общую панихиду.

Дмитриевская родительская суббота с давних пор считалась днем перехода от осени к зиме. Поэтому, люди старались закончить все дела, оставшиеся после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечают 14 октября, и встретить суровые морозы во всеоружии.

Хозяюшки, по обычаю делали генеральную уборку, наводили чистоту как в доме, так и во дворе и в хлеву. Вся семья, по традиции, мылась перед Дмитриевской родительской субботой. После этого веник и воду оставляли для усопших родственников.

Ужин в Дмитриевскую родительскую субботу, по обычаю, был особенным и отличался от других поминальных дней. Усопших начинали поминать с пятницы, а стол обязательно покрывали новой белой скатертью.

Хозяйки, по традиции, старалась приготовить много блюд из мяса — жаркое, студень и так далее, но основным оставалась фаршированная свиная голова. На стол, по обычаю, подавались также специальные поминальные еда — кутья, пироги, блины и другие блюда, которые любили усопшие.

В Дмитриевскую родительскую субботу поминальные пироги занимали особое место. На стол, по традиции, подавалось огромное количество выпечки, продолговатой формы, с разнообразной начинкой – с капустой, творогом, мясом и так далее.

На стол, по обычаю, ставили свечи как в пятницу, так и в субботу – таким образом люди подавали знак умершим, что о них вспоминают. По традиции, вся семья на Дмитриевскую субботу собиралась вместе, так как в стародавние времена люди верили, что умершие в эти дни посещают родные дома.

За поминальным столом старшие рассказывали молодежи историю семьи и об усопших, об их добрых качествах и поступках.

После ужина, накануне Дмитриевской родительской субботы, хозяйки, по обычаю, убирали оставшуюся еду и затем заново накрывали стол, предварительно застелив его чистой скатертью. И завершив все приготовления, приглашали к столу всех усопших родственников.

По традиции, за поминальной трапезой в родительскую субботу каждый член семьи по одной ложке откладывал от каждой еды в отдельную тарелку, которые оставляли для усопших на ночь.

Такой обычай, по мнению людей, позволял душам усопших придя домой, насладиться едой вместе со своей семьей. А чтобы они смогли умыться после трапезы, на столе оставляли также миску с водой и полотенце.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector