Двунадесятые праздники и святая пасха
Двунадесятые праздники и святая пасха
Самый большой праздник у православных христиан это Пасха или Воскресение Христово — это праздник праздников. Кроме Пасхи есть еще 12 больших праздников — это «Двунадесятые праздники»: (1) Рождество Пресвятой Богородицы, (2) Введение во храм Пресвятой Девы Марии, (3) Благовещение Пресвятой Девы Марии, (4) Рождество Христово, (5) Сретение Господне, (6) Крещение Господне, (7) Преображение Господне, (8) Вход Господень в Иерусалим, (8а) Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, (9) Вознесение Господне, (10) Сошествие Святаго Духа на Апостолов, (11) Успение Божией Матери, (12) Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста. (По учебнику Протоиерея Аполлония Темномерова, «Священная История Новаго Завета», Петроград, 1915 г.)[ДД-21.1]
Праздники освящают нашу жизнь и освещают для нас главные моменты в христианской истории и служат училищем добродетели и благочестия и напоминают нам о высоких истинах веры. Православные люди не должны «изучать Библию» как протестанты, так как церковный календарь постоянно их обучает. Иконы двунадесятых праздников, находятся в церкви на иконостасе, во втором ряду икон начиная снизу. В православной России Пасха и двунадесятые праздники были гражданскими праздниками.
Тропарь, глас 4-й:
Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш,
и разрушив клятву, даде благословение,
и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак, глас 4-й:
Иоаким и Анна поношения безчадства,
и Адам и Ева от тли смертныя свободистася,
Пречистая, во святем рождестве Твоем.
То празднуют и Людие Твои,
вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти:
неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.
Тропарь, глас 4-й:
Днесь благоволения Божия предображение
и человеков спасения проповедание:
в храме Божии ясно Дева является,
и Христа всем предвозвещает,
Той и мы велегласно возопиим:
радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Кондак, глас 4-й:
Пречистый храм Спасов,
многоценный чертог и Дева,
священное сокровище славы Божия,
днесь вводится в дом Господень,
благодать совводящи, яже в Дусе Божественнем,
Юже воспевают Ангели Божии:
Сия есть селение небесное.
Тропарь, глас 4-й:
Днесь спасения нашего главизна,
и еже от века таинства явление,
Сын Божий Сын Девы бывает,
и Гавриил благодать благовествует.
Темже и мы с ним Богородице возопиим:
радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак, глас 8-й:
Взбранной Воеводе победительная,
яко избавльшеся от злых,
благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице:
но яко имущая державу непобедимую,
от всяких нас бед свободи,
да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Тропарь, глас 4-й:
Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии
звездою учахуся,
Тебе кланятися Солнцу правды
и Тебе ведети с высоты Востока:
Господи, слава Тебе!
Кондак, глас 3-й:
Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит:
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют:
нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.
Молитва св. Симеона Богоприимца, (поется на Вечерни, 1-ая часть Всенощной):
Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко,
по глаголу Твоему с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков
и славу людей Твоих Израиля. (Луки 2:29-32).
6. Крещение Господне (Матфея 3:13-17; Марка 1:9-11; Луки 3:21-22; Иоанна 1:32-34)
Тропарь, глас 1-й:
В Иордане крещающуся Тебе, Господи,
Троическое явися поклонение:
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,
возлюбленнаго Тя сына именуя:
и Дух, в виде голубине,
извествоваше словесе утверждение:
явлейся Христе Боже,
и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак, глас 4-й:
Явился еси днесь вселенней,
и свет Твой, Господи, знаменася на нас,
в разуме поющих Тя:
пришел еси и явился еси Свет неприступный.
Тропарь, глас 7-й:
Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху:
да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный,
молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Кондак, глас 7-й:
На горе пеобразился еси,
и якоже вмещаху ученицы Твои,
славу Твою, Христе Боже, видеша:
да егда Тя узрят распинаема,
страдание убо уразумеют вольное,
мирови же проповедят,
яко Ты еси воистину Отчее сияние.
8. Вход Господень в Иерусалим (Матфея 21:1-17; Марка 11:1-19; Луки 19:29-48; Иоанна 12:12-19)
Стихира в начале утрени, глас 6-й:
Воскресение Твое, Христе Спасе,
Ангели поют на небесех:
и нас на земли сподоби
чистым сердцем Тебе славити.
Тропарь:
Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ,
и сущым во гробех живот даровах.
Тропарь, глас 4-й:
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
радость сотворивый учеником,
обетованием Святаго Духа,
извещенным им бывшим благословением:
яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак, глас 6-й:
Еже о нас исполнив смотрение,
и яже на земли соединив небесным,
вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный,
и вопия любящим Тя:
аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Тропарь, глас 8-й:
Благословен еси, Христе Боже наш,
Иже премудры ловцы явлей,
ниспослав им Духа Святаго,
и теми уловлей вселенную,
Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак, глас 8-й:
Егда снишед языки слия,
разделяше языки Вышний:
егда же огненныя языки раздаяше,
в соединение вся призва:
и согласно славим Всесвятаго Духа.
Тропарь, глас 1-й:
В рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси, Богородице,
преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы нашя.
Кондак, глас 2-й:
В молитвах неусыпающую Богородицу,
и в предстательствах непреложное упование,
гроб и умерщвление не удержаста:
якоже бо Живота Матерь,
к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Воздвижение Креста Господня, последний из двунадесятых праздников, учебник Закона Божия описывает так:
Воздвижение Креста Господня. Преследования христиан продолжались около трехсот лет, и окончились только при императоре Костантине Великом, который сам принял христианскую веру. Мать его благочестивая царица Елена, отправилась в Иерусалим чтобы найти крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.
Царице указали, что крест Христов зарыт в землю, и на том месте построен языческий храм. Когда, по приказанию Елены, сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и возле них дощечку с надписью: «Иисус Христос Назарянин, Царь Иудейский.»
Чтобы узнать, который из трех Крестов Господень, стали возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, умерший воскрес, и таким образом узнали крест Господень.
Всем, бывшим при этом, хотелось видеть святой крест. Тогда патриарх иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и воздвигали крест, а народ покланялся ему и восклицал: «Господи, помилуй!»
Тропарь (Глас 1-й)
Спаси Господи, люди Твоя,
и благослови достояние Твое,
победы православным христианом
на сопротивныя даруя,
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
По русски (перевод АНМ)
Спаси Господи, люди Твои,
и благослови достояние Твое,
победы православным христианам
на врагов даруй,
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак (Глас 4-й)
Вознесыйся на Крест волею,
тезоименитому Твоему новому жительство
щедроты Твои даруй, Христе Боже:
возвесели силою Твоею православныя христианы,
победы дая им на сопостаты,
пособие имущым Твое оружие мира,
непобедимую победу.
По русски (перевод АНМ)
Вознесся на Крест волею,
тезоименитому Твоему новому жительство
щедроты Твои даруй, Христе Боже:
возвесели силою Твоей православных христиан,
победы дай им на врагов,
пособие имущим Твое оружие мира,
непобедимую победу.
Литература на наших эл. стр.
Жизнь Господа Иисуса Христа (ДД-21.1)
Чудеса Господа Иисуса Христа (ДД-21.2)
Притчи Господа Иисуса Христа (ДД-21.3)
Учение Господа Иисуса Христа (ДД-21.4)
Примечания
[П1] Эта работа была написана для учеников «Русской Церковной Гимназии при Храме всех Святых в Земле Российской просиявших», в г. Бурлингейм, штат Калифорния.
Книга: Матвеевский П. «Двунадесятые праздники и Святая Пасха»
![]() |
Автор | Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|---|
Протоиерей Павел Матвеевский | Двунадесятые праздники и Святая Пасха | Двунадесятые праздники, посвященные важнейшим событиям земной жизни Господа и Божией Матери, являются центром богослужебной жизни нашей Церкви. Тексты служб этихдней наполнены размышлениями о тайне… — @Сибирская Благозвонница, @ @ @ электронная книга @ Подробнее. | 2011 | 79.9 | электронная книга |
протоиерей Матвеевский Павел | Двунадесятые праздники и Святая Пасха | Двунадесятые праздники, посвященные важнейшим событиям земной жизни Господа и Божией Матери, являются центром богослужебной жизни нашей Церкви. Тексты служб этихдней наполнены размышлениями о тайне… — @Сибирская Благозвонница, @ @ — @ @ Подробнее. | 2014 | 165 | бумажная книга |
Протоиерей Павел Матвеевский | Двунадесятые праздники и Святая Пасха | Двунадесятые праздники, посвященные важнейшим событиям земной жизни Господа и Божией Матери, являются центром богослужебной жизни нашей Церкви. Тексты служб этихдней наполнены размышлениями о тайне… — @Сибирская Благозвонница, @ @ @ @ Подробнее. | 2014 | 232 | бумажная книга |
протоиерей Матвеевский Павел | Двунадесятые праздники и Святая Пасха | Двунадесятые праздники, посвященные важнейшим событиям земной жизни Господа и Божией Матери, являются центром богослужебной жизни нашей Церкви. Тексты служб этихдней наполнены размышлениями о тайне… — @Сибирская Благозвонница, @(формат: 70×100/32, 288 стр.) @ @ @ Подробнее. | 2014 | 213 | бумажная книга |
Протоиерей Павел Матвеевский | Двунадесятые праздники и Святая Пасха | Двунадесятые праздники, посвященные важнейшим событиям земной жизни Господа и Божией Матери, являются центром богослужебной жизни нашей Церкви. Тексты служб этихдней наполнены размышлениями о тайне… — @Сибирская Благозвонница, @(формат: 70×100/32, 288 стр.) @ @ @ Подробнее. | 2012 | 213 | бумажная книга |
Митрополит Владимир (Иким) | Двунадесятые праздники и Святая Пасха | В книге представлены проповеди митрополита Омского и Таврического Владимира (Икима) на двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение КрестаГосподня, Рождество Христово и другие… — @Сибирская Благозвонница, @ @ @ @ Подробнее. | 2015 | 232 | бумажная книга |
Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким) | Двунадесятые праздники и Святая Пасха | В книге представлены проповеди митрополита Омского и Таврического Владимира (Икима) на двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение КрестаГосподня, Рождество Христово и другие… — @Сибирская Благозвонница, @(формат: 84×108/32, 224 стр.) @ @ @ Подробнее. | 2015 | 216 | бумажная книга |
митрополит Владимир (Иким) | Двунадесятые праздники и Святая Пасха | В книге представлены проповеди митрополита Омского и Таврического Владимира (Икима) на двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение КрестаГосподня, Рождество Христово и другие… — @Сибирская Благозвонница, @(формат: 84×108/32, 224 стр.) @ @ электронная книга @ Подробнее. | 2015 | 69 | электронная книга |
ПротоиерейПавел | Двунадесятые праздники и Святая Пасха | 286 стр. Двунадесятые праздники, посвященные важнейшим событиям земной жизни Господа и Божией Матери, являются центром богослужебной жизни нашей Церкви. Тексты службэтих дней наполнены размышлениями… — @Сибирская Благозвонница, @(формат: 70×100/32, 288 стр.) @ @ @ Подробнее. | 2011 | 213 | бумажная книга |
Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким) | Благ. Двунадесятые праздники и Святая Пасха | В книге представлены проповеди митрополита Омского и Таврического Владимира (Икима) на двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение КрестаГосподня, Рождество Христово и другие… — @Сибирская Благозвонница, @(формат: 84×108/32, 218 стр.) @ @ @ Подробнее. | 2014 | 248 | бумажная книга |
См. также в других словарях:
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ — Важнейшие православные церковные праздники (см. церковь*, Православие*). Двунадесятые праздники отмечаются в честь важнейших событий земной жизни Иисуса Христа и его матери Богородицы. Этих особых праздников двенадцать, поэтому они называются… … Лингвострановедческий словарь
Пасха — У этого термина существуют и другие значения, см. Пасха (значения). Пасха … Википедия
Праздники Православной церкви — В христ ве общепринятыми являются праздники, знаменующие собой важнейшие вехи земного пути Иисуса Христа Рождество, Крещение, Сретенье, Воскресение (Пасха), Вознесение, Троица (Пятидесятница). Праздничный календарь Правосл. церкви… … Религии народов современной России
ПАСХА — Общехристианский праздник воскресения Иисуса Христа (Светлое Христово Воскресение). Дата Пасхи меняется и рассчитывается по специальным таблицам пасхалиям, но всегда приходится на весну* и на воскресенье. От дня Пасхи отсчитываются даты так… … Лингвострановедческий словарь
ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ — церковные, в христианской традиции дни отдыха (отсюда русское «праздник») и особого прославления Бога, связанные с периодическим (ежегодным или еженедельным как, например, воскресенье) воспоминанием тех или иных событий Священной истории. Важным… … Энциклопедический словарь
Богородичные праздники — «Владимирская икона Божией Матери» Богородичные праздники – праздники ряда христианских церквей, установленные в честь Пресвятой Богородицы … Википедия
Святость — (праслав. svętъ, svętъjь[1]) одно из наиболее фундаментальных понятий христианства. Святое являющееся Богом или Божественным, происходящее от Него, отмеченное Его присутствием или действием Божественной Благодати, посвященное Ему в… … Википедия
Введение во храм Пресвятой Богородицы — Статья о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Ворота зимы (праздник) Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534 … Википедия
Богородица — У этого термина существуют и другие значения, см. Богородица (значения). Мария (др. евр. מרים Miryam) … Википедия
Рождество Пресвятой Богородицы — Статья о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Осенины Рождество Пресвятой Богородицы … Википедия
Воздвижение Креста Господня — Икона «Воздвижение Креста Господня» (Новгород, XV век) Тип религиозный праздник Официально Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня иначе Здвиженье Установлен в чес … Википедия
Двунадесятые праздники
Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Все они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы и входят в число самых больших религиозных праздников.
Если перечислять двунадесятые праздники по хронологии церковного года, который начинается 14 сентября (1 сентября по старому юлианскому календарю), то первым идет Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября — праздник, посвященный рождению Девы Марии (Пресвятой Богородицы) в семье праведных Иоакима и Анны.
Рождество Богородицы. Фреска Джотто
27 сентября — Воздвижение Креста Господня (Воздвижение Честнóго и Животворящего Креста Господня) — праздник установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.
Воздвижение Креста Господня (миниатюра из иллюстрированной рукописи XV века — «Великолепный часослов герцога Беррийского»)
Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря — христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.
Введение во храм Пресвятой Богородицы
(Тициан, 1534—1538)
Рождество Христово — 7 января — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Иерусалимская, Русская, Украинская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская греко-католическая церковь , старообрядцы и некоторые иные празднуют 25 декабря по юлианскому календарю, что приходится на 7 января по современному григорианскому календарю. Католическая церковь, Элладская и ряд иных поместных православных церквей празднуют 25 декабря по григорианскому календарю; Древневосточные церкви — 6 января.
«Рождество Христово», икона Андрея Рублёва
Крещение Господне — 19 января — событие евангельской истории, Крещение Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, а также это и двунадесятый христианский праздник, установленный в честь этого события. Во время Крещения, согласно всем четырём Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим был Глас с Небес,что провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».
Сретение Господне — 15 февраля — христианский праздник, отмечаемый в Исторических церквях и некоторых протестантских конфессиях, в частности, в лютеранстве. Принесение во Иерусалимский Храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания. В Иерусалимском Храме Святое Семейство встретил Симеон Богоприимец. Согласно евангельскому повествованию, на сороковой день после рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом.
«Сретение». Дуччо, «Маэста», фрагмент, 1308—1311
Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля — евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.
«Благовещение», мозаики на двух столбах Софии Киевской, ок. 1040 года. Старейшее изображение сцены в древне-русском искусстве
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье, Пальмовое воскресенье) — переходящий (не имеющий фиксированной календарной даты) христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю Великого Поста. В тот день Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна (слава!) Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних (спаси, Всевышний)!». Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай. Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства. Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на ослёнке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны).
Вход Господень в Иерусалим. Русская икона
Вознесение Господне — событие новозаветной истории, восшествие Иисуса Христа во плоти на небо, а также установленный в память этого события и обещания о Его втором пришествии переходящий христианский праздник, полное название: Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, который отмечается в 40-й день по Пасхе. Как изъясняет Афанасий Великий (ок. 298—373, Архиепископ Александрийский), Вознесение Спасителя означает обóжение Его человеческой природы, которая становится невидимой для телесного ока. Праздник всегда приходится на четверг.
Вознесение Господне. Новгородская икона, XIV век
День Святой Троицы (Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа) — переходящий праздник. Православные церкви отмечают День Святой Троицы в воскресенье на 50-й день после Пасхи, поэтому праздник называется ещё Пятидесятницей. В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога — Бог Отец, который ни от кого не рождается и ни от кого не исходит; Бог Сын, что предвечно рождается от Бога Отца; Бог Святой Дух, что предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир, промышляет о нём и освящает его.
Троица (икона Андрея Рублёва, прибл.1422-1427, Москва, Третьяковская галерея)
Преображение Господне (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа)— 19 августа — описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками (Петром, Иаковом и Иоанном) во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас).
Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)
Успение Богородицы (Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии) — 28 августа — праздник православной и католической церквей, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.
Икона Феофана Грека
Двунадесятые праздники 2020 в православной церкви
Что такое двунадесятые праздники в православной традиции? Многие слышали это название, но не все понимают, о чем идет речь. Двунадесятыми называют 12 важных дат церковного календаря, в которые отмечают значимые для православного мира праздники. Эти даты посвящены знаменательным событиям из земной жизни Спасителя и Богоматери, о которых должны помнить верующие.
Рассмотрим двунадесятые праздники в 2020 г. в православной традиции. Большинство людей знают о Пасхе и Рождестве, но о других праздниках либо не слышали, либо знают совсем немного. Ознакомила меня с православными праздниками дочка, которая стала посещать Воскресную школу. В статье я поделюсь с вами важной и необходимой информацией о православных обычаях.
Преходящие и непреходящие даты
В православном календаре можно встретить название «переходящие» и «непереходящие». Что это значит? К переходящим относятся нефиксированные даты: время празднования определяется положением луны на небосклоне. К непереходящим причислены праздники с фиксированной датой, например, Рождество и яблочный Спас. Рождество Христово мы всегда празднуем в один и тот же день — 7 января, как и Крещение — 19 января.
К двунадесятым праздникам причислены следующие даты:
Среди них к переходящим причислены:
- Вход Господень в Иерусалим;
- Вознесение Господне;
- День Святой Троицы.
Остальные праздники отмечают в один и тот же день.
Но где же среди перечисленных праздников Пасха? В церковном понимании этот день стоит выше всех по своей значимости и важности, поэтому не вписан в календарный круг. На иконе 12-ти праздников православных события Пасхи изображены по центру, а вокруг расположены события 12-ти праздничных дат.
К первым переходящим праздникам причислен Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Эта дата отмечается ровно за неделю до Пасхальных торжеств. Время празднования определяется расположением луны на небосклоне. В 2020 году Вход Господень отмечается 12 апреля. Эти дни являются предпразднеством Пасхи. В Палестине не произрастает верба, поэтому Иисуса встречали пальмовыми ветвями, которые и явились символом этого праздника на Ближнем Востоке.
Вторым переходящим праздником является Вознесение Господне, которое отмечается ровно через 40 дней по светлому Христову воскресению. В 2020 году Вознесение выпадает на 28 мая. На третий день после распятия Иисус Христос воскрес в новом теле и являлся ученикам ровно 40 суток. После он вознесся на Небо в теле, о чем и вспоминают христиане в этот день. Вознесение показывает, что ожидает верующих христиан после физической смерти — обожение. Но для этого следует придерживаться заповедей Божьих.
Следующий переходящий день — Троица или Пятидесятница. Это событие происходит через 50 суток после воскресения, поэтому его еще называют Пятидесятница. Именно в это время Дух Святой спустился с небес, и ученики заговорили иными языками. В 2020 году Троица выпадает на 7 июня.
Господские и Богородичные праздники
В православном обиходе двунадесятые праздники иногда именуют Господскими и Богородичными. Эта классификация основана на содержании праздника, его основной идее. Господские праздники напоминают христианам о земном времени Иисуса Христа, а Богородичные — о жизни Пречистой Девы.
7 Господских праздников:
5 Богородичных праздников:
Рассмотрим внимательно смысл каждой даты, чтобы понимать, о чем идет речь на литургии.
Значение и смысл праздников
Открывает литургический календарь Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник всегда отмечают 21 сентября, в день осеннего равноденствия. Верующие чествуют отца и мать непорочной Девы, через которую в мир пришел Спаситель. Это праведные Анна и Иоаким. Богородица почитается как Врата, через которые Сам Создатель пришел в мир, уподобившись внешне человеку. О рождении Богоматери было написано в ветхозаветных пророчествах.
Воздвижение Креста Господня отмечают 27 сентября, это тоже непереходящая дата. Праздник был положен в честь обнаружения креста, на котором был распят Христос. Произошло это знаменательное событие в 326 году, когда императрица Екатерина лично отправилась в экспедицию в Палестину. Во время раскопок нашли 3 креста. Когда к одному из них приложили больную женщину, она получила исцеление. Почему праздник носит название Воздвижение? Потому что во время литургии священники поднимают крест на обозрение всем верующим.
Введение во Храм Пресвятой Богородицы отмечают всегда 4 декабря. Во время праздника вспоминают события посвящения Богоматери Богу. Когда девочке исполнилось 3 годика, родители привели ее в Храм. Все присутствующие были удивлены, когда маленький ребенок самостоятельно взошел по крутым ступенькам внутрь помещения. Девочка жила в храме до 12-ти лет, после ее выдали замуж за престарелого праведника Иосифа.
Рождество Христово отмечают 7 января. В этот день Бог воплотился и пришел в человеческую цивилизацию как простой смертный. Родился Спаситель в обычной пещере, где содержался домашний скот, так как мест в гостинице не было. В те дни римский император устроил перепись населения, и все должны были явиться в Вифлеем. Вот в таких условиях появился на свет Спаситель мира. Ежегодно в память о Рождестве в церкви украшают Вертеп — имитацию пещеры.
Крещение Господне отмечают 19 января. В это время (в ночь на Крещение) вся вода становится святой и долгое время не портится. Верующие вспоминают события, когда пророк Иоанн Креститель крестил в реке Иордан самого Господа Бога. В этот момент на его плечо сел голубь, а с небес прозвучал глас: «Сей есть Сын мой возлюбленный».
Сретение Господне отмечают 15 февраля. Этот праздник посвящен встрече Нового Завета со Старым: Богомладенец Христос встретился с известным богословом Симеоном, которому было пророчество о встрече с Мессией. Праведный Симеон узнал Спасителя в маленьком Иисусе, и после этого смог спокойно предать Богу душу. Ему было сказано, что не умрет, пока не увидит Спасителя мира.
Благовещение Пресвятой Богородицы отмечают 7 апреля. В этот день верующие вспоминают, как архангел Гавриил принес весть о непорочном зачатии и рождении Богомладенца. Также архангел сказал Марии, каким именем следует назвать младенца. Девушка покорно приняла эту весть и выразила согласие стать Матерью Спасителя мира.
Преображение Господне отмечают 19 августа, этот день в народе называют яблочным Спасом. Народ несет в храм яблочки на освящение. Церковь вспоминает знаменательное событие, когда Иисус беседовал на горе Фавор с праотцами — Моисеем и пророком Илией. В момент беседы вся фигура Спасителя преобразилась, а лицо стало светиться небесным светом. Сияла даже одежда, которая была на Спасителе. Это событие подтвердило божественную природу Иисуса, в чем иногда сомневались его ученики под напором речей фарисеев и первосвященников иудейских. Трое учеников Христа видели его славу на горе Фавор, но Господь запретил им рассказывать об этом до момента своего воскресения.
Успение Пресвятой Богородицы отмечают 28 августа. В церковной традиции не принято говорить о смерти Богородицы: считается, что она просто уснула. По христианскому преданию Богородица воскресла на третий день после успения и вознеслась на небеса, как Иисус Христос, в новом теле.
Как отмечают церковные праздники
Современные люди не всегда знают, как правильно провести праздничный день. Праздник — это не значит, что нужно ставить на стол спиртное. Церковные праздники проводят в молитвах и размышлениях о своей душе и Царствии Небесном. Желательно попасть на литургию, чтобы послушать проповедь священника.
На заметку! Праздничные службы начинаются накануне вечером, а затем продолжаются утром.
Перед праздничными днями принято исповедываться, чтобы на праздничной литургии причаститься Христовых Тайн. Конечно, строгих правил для мирян не существует, но желательно придерживаться традиций и канонов церкви. Это будет способствовать очищению души и подготовке к встрече с Господом в свое время.
В эти святые дни нужно отстраниться от мирских развлечений, читать святое писание и молиться. Даже если праздник выпадает на рабочий день, нужно найти время хотя бы для вечерней молитвы. Не всегда верующие могут попасть в церковь на праздничную литургию, но всегда можно посмотреть трансляцию из Храма Христа Спасителя.
Двунадесятые православные праздники: что это такое и как их отмечать
В огромном многообразии праздников в православном календаре легко запутаться. В православии праздники не просто разделяются на большие и малые. Среди больших праздников есть особый вид — двунадесятые.
Существуют большие двунадесятые праздники, великие, средние, малые, дни памяти (вседневные). Каждый из них важен по-своему, но во главе всего стоит лишь один праздник, который не относится ни к одной из групп — Пасха.
Особенности двунадесятых праздников и как их отмечают
Их всего двенадцать. В переводе слово «двунадесятый» означает «двенадцатый». Каждый год эти праздники могут отмечаться в один и тот же день, а могут быть переходящими, то есть меняющими свою дату.
Это самые большие и самые важные праздники, которые отражают сам ход жизни истории Иисуса Христа и Девы Марии. Эти праздники воспитывают нас, они призваны вдохновлять верующих. Они — напоминание о том, что Богородица и Мессия являлись простыми людьми, на которых была возложена особая миссия по спасению человечества от первородного греха.
Важность праздника определяется количеством предпраздничных дней, то есть подготовительными. Также у двунадесятых праздников есть дни попразднства, продолжения. Завершается все отдаянием.
Отмечаются такие праздники по-особому. Во-первых, в такие дни нельзя работать. Ходить на работу можно и нужно, но делать что-то сверх меры не стоит. Запрещаются работы в огороде, уборка.
Такие дни проводят в семье, в храме и в молитвах. Рекомендуется собирать скромное застолье, на котором должны присутствовать все родные и близкие вам люди.
Список двунадесятых праздников
Рождество Христово. Это самый большой двунадесятый праздник, который имеет непереходящую дату 7 января. Следует он сразу же после завершения Рождественского поста, одного из самых строгих в году. Многие считают, что именно с Рождества Христова начинается церковный календарь, но это не так.
Рождество Богородицы. Всему началом была Дева Мария, поэтому первый из двенадцати самых больших праздников календаря посвящен ей. 21 сентября отмечается первый после церковного новолетия праздник.
Воздвижение Креста Господня. Этот праздник отмечается каждый год 27 сентября. Это второй двунадесятый праздник в церковном календаре. Посвящен обретению креста, на котором распяли Христа. В этот день читают молитву «символ веры», дарят друг другу крестики.
Введение Богородицы во храм. Это очень важное событие, поскольку в этот день вспоминают то, как Дева Мария была передана в руки Господа. Ее отец и мать, Иоаким и Анна, отдали свою дочь в трехлетнем возрасте под опеку церкви, чтобы исполнить договоренность с Богом, который обещал даровать им дочь в обмен на то, что они согласятся передать ее церкви. Отмечается праздник 4 декабря.
Крещение. Крещение также называется Богоявлением. В этот день вспоминается крещение Христа в реке Иордан Иоанном Предтечей, набирается святая вода в храмах, проводятся купания в проруби. Четыре дня предпразднства говорят о том, что это второй по значимости день после Рождества Христова. Крещение празднуется 19 января каждый год.
Сретение Господне. «Сретение» переводится как «встреча». Это праздник, посвященный принесению младенца Иисуса Христа в иудейский храм для совершения обряда посвящения в веру. Это был первый раз, когда мир встретился с Христом, поэтому праздник и назвали таким образом. Отмечается от 15 февраля.
Благовещение Пресвятой Богородицы. Благую весть принес Марии Ангел Господень. Он сказал, что ей предстоит родить сына, который должен будет принять смерть за грехи людские и спасти человечество от первородного греха. Дата праздника — 7 апреля.
Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье пред Пасхой, поэтому является переходящим. В этот день люди торжественно приветствовали Христа, думая, что прибыл новый царь иудейский. Альтернативное название праздника — Вербное воскресенье.
Вознесение Господне. Празднуется на сороковой день после Пасхи, в четверг. Этот переходящий праздник символизирует вознесение Христа на Небеса. Его Земные дела были закончены — надлежало занять свое место рядом с Отцом в Раю. Именно поэтому считается, что души умерших еще сорок дней ходят среди нас по Земле.
День Святой Троицы. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи, поэтому называется еще пятидесятницей. Этот двунадесятый праздник посвящен триединству Бога — Отцу, Сыну и Святому Духу.
Преображение Господне. Каждый год 19 августа православные верующие отмечают праздник, символизирующий торжество двух начал Иисуса Христа — божественного и человеческого.
Успение Богородицы. День погребения Девы Марии. Отмечается каждый год 28 августа. В этот день все ученики Христа чудесным образом собрались вместе, чтобы совершить обряд погребения.
Упомянутая выше Пасха не входит в число двунадесятых праздников, потому что она стоит выше всех двенадцати главных праздников. Это самый важный день церковного календаря. Самый яркий, радостный и добрый праздник из всех возможных.
Не забывайте в такие дни читать утренние и вечерние молитвы, посещать храм, делать добрые дела. Это дни духовного очищения, дни эмоционального погружения в веру. Успехов вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
Adblockdetector