Еда на поминки в день похорон

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем. преломлять для них хлеб ( Иер. 16: 7 ). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных.

Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.

В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших.

Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в

первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и

близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.

Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье).

Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.

Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.

Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон.

Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?

За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.

Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.

Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы.

«Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный.

Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».

На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».

Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой день поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.

Следующие молитвы читают в любые дни поминок.

«Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой».

«Богородице Дево, радуйся. »

В конце трапезы попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».

«Вечная память» (трижды).

Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил Свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если этого нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед (или изюм) – сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.

Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.

После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш. », «Достойно есть. »

Но самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Что же, поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание наше за души умерших шло от сердца нашего. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как было рассказано ранее.

Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18: 20 )

Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21: 22 ).

Во время поминок оставляют во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд: это очень древний обычай.

Во время похорон существует еще один обычай – закрывать в доме зеркала материей. Это делают из чувства благочестия, дабы ничто лишнее не рассеивало скорби и печали о грехах перед Богом.

Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.

Поминальная трапеза: что должно быть на поминальном столе?

Поминки представляют собой не просто обычный обед, а целый обряд, главная цель которого – вспомнить умершего, поговорить о его добрых делах и хороших качествах.

На поминках присутствуют самые близкие покойного, которые с помощью молитвы просят Бога облегчить страдания души, простить грехи и зачесть добродетели.

Каким должен быть поминальный стол?

Обед, на котором поминают умершего, не должен ставить задачу накормить присутствующих или удивить их кулинарными шедеврами. Однако важно, чтобы блюда были сытными – таким образом вы отблагодарите гостей, которые пришли поддержать вас, предложили свою помощь и вместе с вами вспоминали все то хорошее, что было связано с ушедшим.

Читать еще:  Когда будут родительские дни поминовения усопших

Составляя меню для такого мероприятия, как поминальная трапеза, учитывайте ее следующие особенности:

  • Стол должен быть строгим и максимально простым
  • Еда должна помочь восстановить силы, а не свалить с ног
  • В качестве продуктов должны быть использованы только свежие овощи, фрукты, мясо и рыба.
  • По православным канонам во время постных дней блюда для поминок должны быть постными. Если поминки попадают на Великий пост, то их нельзя устраивать в дни с понедельника по пятницу, стоит подождать субботы или воскресенья.

В ходе поминального обеда желательно вести тихую и душевную беседу, посвященную покойному.

Что подать?

Каждый хозяин сам в праве решать, каким будет поминальный обед. Мы лишь приведем примеры самых распространенных блюд, которые принято подавать в таких случаях.

  • Кутья (обязательное блюдо, с которого начинается трапеза. После прочтения молитвы кутья передается по кругу, при этом каждый из гостей должен съесть ее три ложечки).
  • Домашний борщ
  • Котлеты
  • Гречневая каша
  • Картофельное пюре
  • Блины
  • Рыба (селедка, рыба в кляре, копченая скумбрия)
  • Салаты (овощной, Оливье)
  • Нарезка (колбаса, ветчина, сыр)
  • Хлеб
  • Курица (жареные бедрышки или ножки)
  • Бутерброды с икрой
  • Сладкое (слойки, печенье, конфеты, рулетики, пряники)
  • Фрукты (яблоки, бананы, апельсины, груши)
  • Овощи (свежие и маринованные)
  • Напитки (компот, минералка, сладкая газировка)

Рассчитывайте на то, что в день похорон вам придется накормить около тридцати человек. На девятый и сороковой день можно использовать то же самое меню, только с расчетом на самых близких людей.

Можно ли употреблять алкоголь?

Несмотря на то, что водка считается традиционной составляющей траурного стола, православная церковь выступает категорически против этого. Ведь молитва, которая является главной целью трапезы, не может быть совместима с нетрезвым состоянием. Также православные каноны запрещают ставить наполненную рюмку с хлебом около фотографии умершего. Однако, конечно, подавать вино и водку гостям или нет, решать только хозяевам.

Если по каким-то обстоятельствам у вас нет возможности самостоятельно заниматься готовкой, то вы вполне можете заказать поминки в кафе, предварительно обсудив с официантами меню и оформление зала.

Столовую, кафе или ресторан для организации поминального стола вы найдете в разделе Проведение поминок нашего портала

Комментарии

4. Наталья @ 7 мая 2019 г. в 08:09

Впервые слышу, что возле фотографии умершего нельзя ставить рюмку водки, а сверху хлеб.

3. Михаил @ 4 мая 2019 г. в 15:55

Да уж, почитал меню и мне кажется это больше похоже на свадебный стол, бутерброды с икрой, скумбрия копчёная, вы что на поминки идете нажраться повкуснее или помянуть усопшего.

2. Leonid @ 19 июл 2016 г. в 12:06

В отношении выбора блюд вопросов нет: на поминках желательно подавать простые, хотя и необязательно постные, блюда.

Что касается алкоголя: это совершенно определенно лишний напиток на поминках, и по этому поводу не хочется даже дискутировать. Водка на поминках в 100% случаев — желание хозяев соответствовать некой традиции, ничего общего с религией или верой в Бога не имеющей.

Украина: не думаю что когда-либо и особенно в настоящее время эту страну можно выбирать в качестве эталона или хотя бы ориентира.

Что касается ложек, то и эта традиция полностью зависима от людских суеверий и псевдотрадиций. Этому вопросу в ближайшее время мы посвятим отдельную статью.

1. нина @ 28 июн 2016 г. в 04:06

Когда я обратилась к священнику в отношении поминального стола после смерти бабушки, мне объяснили, что стол должен быть скорбящим, и всякие разносолы запрещены. Кутья, первое блюдо, второе (мясное, обычно гуляш с пюре, салат) и компот с пирожком сладким, три рюмки алкоголя. Это было на Украине. Кстате, ели ложками.

Меню русского поминального стола, его традиции и особенности

Меню русского поминального стола, его традиции и особенности

Среди ритуальных русских национальных застолий наиболее прочно удерживались в течение всего XX в. как при царской, так и при советской власти так называемые поминки — застолье, устраиваемое после погребения какого-либо лица для его родственников, близких друзей, а иногда и для всех тех, кто пришел на его похороны и провожал его до могилы. После кладбища близкие и знакомые покойному люди возвращаются по приглашению близких родственников в его дом, где их обычно уже ждет приготовленный стол.

В советское время это был либо холодный стол, либо ужин с одним горячим блюдом, либо (если поминки устраивались учреждением) — холодный фуршетный стол. Разумеется, в течение XX столетия состав пищи, блюд во время таких поминок чрезвычайно сильно менялся и в целом, как правило, отражал состояние кулинарных возможностей и всего общества, и конкретной семьи. Важным считалось пригласить и накормить людей, а вот чем, в каком количестве, в каком составе или при каком меню, — это уже вовсе не входило в соображения устроителей. Таким образом, поминальный обед или поминальный ужин совершенно терял, утрачивал свой ритуальный кулинарный характер и превращался в обычный обед или ужин, устраиваемый родственниками, чтобы отблагодарить людей, пришедших на похороны их близкого. Вот почему ели и пили все, что в данный момент смогла достать и выставить на стол конкретная семья.

Между тем, русский поминальный стол (будь то обед или ужин) традиционно должен состоять из обязательного и определенного числа и состава блюд.

Классическое меню поминок, независимо от того, устраиваются ли они сразу же после похорон или же на девятый или сороковой день, состоит из одного и того же стабильного состава блюд, подаваемых в строго определенном порядке. Именно этим поминальный стол резко отличается от всех других форм и категорий еды. И в этом его глубокое значение, выделяющее его из обычного ряда застолий.

Между прочим, поминальный стол имеет еще одно традиционное русское название — «горячий», что прямо указывает на то, что замена поминального стола «холодным закусочным», а тем более фуршетным, является грубым нарушением правил этого вида застолья. Это нарушение прямым образом затрагивает и лишает значения сам смысл еды на поминках как выражение уважения памяти покойного. Вот классическое, традиционное, правильное меню поминального стола:

Блины. Они могут подаваться с маслом (сливочным), сметаной, семгой или лососиной и икрой — красной, зернистой или паюсной. Все эти традиционные «приклады» зависят исключительно от индивидуального достатка и вкусов устроителей. Но блины должны быть обязательно, причем именно дрожжевые, а не какие-нибудь блинчики.

Щи. Речь идет о классических русских капустных щах. Из какой капусты будут сделаны эти щи — свежей или кислой, квашеной, будут ли они богатыми или постными (то есть с мясом или без него), свежими или суточными, — все это опять-таки решается индивидуально в каждом конкретном случае. Но щи должны быть непременно и приготавливаться по-настоящему, а не заменяться борщом или иным супчиком.

Пироги могут быть также любые, с любой начинкой — мясные, капустные, луковые, картофельные, рыбные, грибные. Но они должны быть непременно. Тип поминальных пирогов может быть любым. Более того, чем больше представлено на поминках пирогов разных типов, тем лучше. Это могут быть подовые, жирные мясные пироги, многослойные кулебяки или легкие пироги из слоеного теста, они могут быть и из простого кислого теста, из ржаного или пшенично-ржаного теста на закваске.

Единственным строгим требованием ко всем типам и видам пирогов, подаваемых на поминках, является то, что они обязательно должны быть закрытыми, а также несладкими, поскольку сладкие пироги всегда делаются либо открытыми, либо решетчатыми, а также потому, что они служат ритуальными пирогами для дней радости — в дни рождения, свадьбы, юбилеев и т. п., в то время как в дни скорби должны употребляться только закрытые пироги. Уже одно это создает правильный, приличный случаю погребения, сдержанный фон всего застолья, что и должен почувствовать человек, даже не сведущий в любых правилах, условностях и церемониях.

Жаркое. Это блюдо — кульминация поминального застолья. Оно может быть приготовлено из любого мяса или домашней птицы и снабжено, как правило, скромным овощным гарниром, чаще всего картофельным или овощным пюре, поскольку пюре удобно разделить на сравнительно большое число лиц. Реже и, так сказать, беднее, когда в виде гарнира подаются каша или макароны (вермишель), но в XX в. эти замены можно считать допустимыми, особенно для массовых «пиршеств», как продукты, имеющие в основе зерновое (мучное) сырье.

Читать еще:  Как поминать мусульманина христианам

Кисель. Заключительное блюдо на поминках, носит крайне важное ритуальное значение. Его нельзя исключать из меню поминального стола ни при каких обстоятельствах. Даже в случае чрезвычайной бедности покойного, когда разрешается ограничивать и сокращать поминальный стол до минимума. Этим минимумом должны оставаться два блюда: первое — блины и последнее — кисель. Кисель должен быть обязательно кислым и растительным, то есть клюквенным, брусничным или, на худой конец, яблочным, крыжовенным, смородинным, но только не молочным! Это связано как с ритуальным, языческим смыслом поминальной пищи, так и с учтенным еще в древности, на базе многовекового опыта, чисто кулинарным смыслом этой гастрономической процедуры. Дело в том, что тяжелая мучная и мясная пища легко и хорошо усваивается и перерабатывается в кислой среде. Вот почему за тяжелыми блинами обязательно следуют кислые щи, а за пирогами и жарким — кисленькие кисели.

Питье во время поминок. На поминках, если они ритуально правильны и культурны, разумеется, предусмотрены определенные каноны и для употребления напитков. К сожалению, в последние десятилетия XX в. поминки превратились в своего рода повод напиться «в честь покойника». Это, конечно, неверно. Употребление алкогольных напитков, как и всей остальной поминальной еды, ритуально, подчинено четким правилам. Первое блюдо — блины — предваряется одной рюмкой чистой водки (примерно 50 г), которую должны выпить все присутствующие в память об усопшем. И на этом в ходе классических поминок употребление водки (или коньяка) как крепких алкогольных напитков, собственно, кончается. Далее на протяжении всего застолья употребляются пиво, брага, квас, а к жаркому, особенно если оно из птицы, подается красное виноградное вино. Но водка, после первой всеобщей рюмки, демонстративно должна быть убрана с поминального стола.

Этот особый характер поминального русского застолья, однако, полностью забылся, игнорировался и нарушался. Между тем, он полон смысла: в момент скорби все должны сохранять трезвость мысли и действий, а также не имеют морального права оскорблять память покойного неприличной формой поведения (пьяным видом).

Как видим, меню и характер еды на поминках, выработанные у русского народа в XVII—XIX вв., подвергались в течение XX в. систематическому нарушению и искажению как в силу утраты опыта предыдущих поколений, так и в силу крайней некультурности подавляющего большинства населения, которое не связывает характер поминальной еды со смыслом данного события и смотрит на поминки лишь как на повод для попойки, встречи со знакомыми и на форму благодарности этим знакомым за их близость или прошлое содействие в чем-либо покойному лицу.

Другая причина искажения поминального застолья в XX в. — это общая утрата кулинарных навыков, привычка пользоваться готовыми или полуготовыми промышленными пищевыми продуктами. Вот отчего на поминальном столе появились колбаса, консервы, шоколад, конфеты, совершенно не подобающие данному событию.

Если внимательно вглядеться в поминальное меню, представленное выше, то станет совершенно очевидно, что в его состав входили основные русские национальные блюда, требующие ручного приготовления из сырых продуктов при помощи печи или плиты (блины, щи, пироги, жаркое, кисель).

А именно эти блюда к концу XX в. совершенно исчезли из состава семейного стола большинства средних советских, и в том числе русских семей, особенно в городах. Эти блюда требуют, конечно, не только хороших кулинарных навыков, но и времени, возни, а при наличии большого числа участников поминок — чрезвычайно большого количества посуды. Вот почему настоящие поминки фактически должны ограничиваться лишь крайне близким кругом родственников и друзей. Только тогда они могут быть осуществлены по-настоящему правильно — как в ритуальном, так и в кулинарном отношении. Только тогда они смогут сохранить нужную данному событию атмосферу и иметь для семьи и ее самых близких серьезное национально-воспитательное значение. А в этом изначально и состояла цель устройства и троекратного повторения поминок — воспитывать будущие генерации в семейно-партриархальном национальном духе, ненавязчиво, но последовательно и определенно устанавливать связь и преемственность поколений, по крайней мере, в сфере усвоения и поддержания национальных традиций.

Ныне, к концу XX в., такая связь, честно говоря, полностью утрачена. И именно это прискорбно и заставляет нас в конце XX в. напоминать тем, кто будет продолжать русский народ в XXI в., о забытых, растерянных и искаженных правилах и канонах русского национального поминального стола. Право, это наследие далеких предков не грех и восстановить, и сохранить, и перенести в XXI в. По крайней мере тем и для тех, кто хотя и равнодушен к «родным могилам», но хочет быть хорошим кулинаром или желает сохранить один из важных «уголков» русской национальной кулинарии и иметь случай вспоминать о нем хоть несколько раз в жизни, при печальном расставании со своими «предками» или близкими друзьями.

Приметы на поминках — рекомендации и табу

Распространённые приметы на поминках не отличаются универсальностью и постоянством. Одни уходят корнями в древние времена, другие сформировались сравнительно недавно. Некоторые обряды изжили себя и канули в забытье, существуют суеверия, известные лишь в узких кругах.

Помощь Бабы Нины — просто задайте свой вопрос, после чего получите ответ

В славянской культуре траурными признаны одежды в тёмных тонах. Это не только дань традиции, эзотерики утверждают, что чёрный защищает от негатива, в то время как белый символизирует безоговорочное принятие обстановки, царящих вокруг.

Поверья не обошли стороной правила этикета, настроение присутствующих:

  • в разговорах за поминальной трапезой упоминаются только добрые поступки и положительные качества покойного;
  • недопустимы шум, ссоры, брань;
  • обилие пролитых на поминках слёз затрудняет восхождение души в высшие миры;
  • неуместное веселье грозит навлечь беду на шутника.

Староверы не считали смерть трагическим событием. Собравшиеся почтить память радовались, что ближний находится в лучшем мире, оживлённо общались, устраивали ритуальные танцы. Отголоски этой традиции встречаются и в наши дни.

Приметы после похорон

Поминать покойного принято сразу после похорон. Место погребения покидают, не оглядываясь, на выходе с погоста очищают обувь от кладбищенской земли. Руки также нуждаются в энергетической очистке, ладони следует подержать над открытым пламенем или тщательно вымыть.

Перед организацией поминального обеда в доме, где находился умерший, проводится ритуальная уборка. Подметает пол человек не из числа кровных родственников новыми веником и совком. В дальнейшем использовать эти предметы в быту не рекомендуется.

Можно ли беременным ходить на поминки

Чтобы выяснить, можно ли беременной присутствовать на поминках, следует принять во внимание ряд факторов:

  • степень близости с покинувшим этот мир;
  • взаимоотношения с присутствующими;
  • совместимость ритуальных традиций и личных убеждений;
  • самочувствие будущей мамочки.

Столкновение формирующейся жизни с энергетикой смерти создаёт внутренний конфликт. Когда траурная обстановка действует угнетающе, отношения с роднёй натянутые, возмущает излишняя набожность или откровенное пренебрежение религиозными обрядами, имеет место быть недомогание — разумно не подвергать без того уязвимое биополе дополнительной проверке на прочность. Из тех же соображений не рекомендуется присутствие маленьких детей.

Запоздалое раскаяние, чувство невыполненного долга, отчуждения от круга семьи способны причинить моральные страдания, нежелательные в ожидании малыша. Прямых запретов на участие беременных в ритуальных церемониях нет, решение предстоит принять в индивидуальном порядке. Если обстоятельства складываются против, но совесть по-прежнему неспокойна, можно помянуть умершего в церкви.

Поминальная трапеза

Обычаи поминальной трапезы предусматривают особый этикет и выбор блюд:

  1. Кутья из зёрен и мёда или сладких фруктов олицетворяет возрождение и сладкую загробную жизнь.
  2. Холодец, горячие блюда из мяса, кроме свинины.
  3. Грибной суп.
  4. Сдобные пирожки или лесенка: открытый пирог с начинкой овальной формы с поперечными перекладинками из теста — «торить» путь на тот свет.
  5. Сладкий густой кисель.
  6. Блины в некоторых кулинарных традициях не пекутся на третий поминальный день.

Не приняты блюда из картофеля, чай, нарочито пышная сервировка. Приготовление пищи не должно отвлекать от воспоминаний об усопшем, размышлений о духовном, молитвы.

Зачастую суеверия содержат сугубо рациональную подоплёку. Меню составлено из диетических продуктов, придуманные много веков назад правила обращения с пищей соответствуют современным требованиям гигиены. К таким поверьям относится отсутствие режущих и колющих столовых приборов. В былые времена делили наследство сразу после погребения, имущественные споры порой перерастали в поножовщину, потому ножи и вилки благоразумно припрятывали.

Читать еще:  Пасха в 1994 году какого

Почему на поминках нельзя есть вилками

Предотвращение поножовщины — не единственная причина, в силу которой на поминках нельзя есть вилками. Сей предмет был введён в обиход Петром І в качестве альтернативы старым добрым деревянным ложкам.

На Руси существовал поминальный обычай забирать ложку с собой, благоприятным знаком считалось раздать на сороковой день сорок ложек сорока гостям. В нумерологии число символизирует окончательное завершение земного пути, дух усопшего обоснуется в загробном мире, не будет тревожить живых без веских оснований .

Вилка долго воспринималась как нечто чуждое, внешний вид ассоциировался с агрессией, нечистой силой. Современные биоэнергетики находят неэтичным тыкать металлическим остриём в ритуальную еду, к тому же кутью, кисель или холодец удобнее кушать ложкой.

Можно ли забирать еду с поминок

С точки зрения гигиены и биоэнергетики, между застольной едой с поминок и продуктами, побывавшими на могиле, существуют принципиальные различия. Считается, что употребление найденной на погосте пищи не причинит вреда лишь тем, кто действительно не в состоянии заработать себе на хлеб, остальные рискуют прогневать покойника, которому предназначалось угощение.

В то же время, не следует опасаться незнакомцев, предлагающих сладости прохожим — это старинный способ поминовения ушедших в мир иной. Если дающий не внушает доверия, имеет смысл вежливо отказаться: аналогичный приём используется в чёрной магии для наведения порчи.

Остатки скорбного застолья желательно раздать знакомым или нуждающимся. Допустимо передавать угощения через присутствующих в третьи руки и принимать такие дары у тех, кто не желает другим зла. Чем больше людей помянет покойника, тем лучше. Сакральная еда не должна быть выброшена на помойку или скормлена животным.

Можно ли на поминках пить спиртное

Историки утверждают, что пить спиртное на поминках — сравнительно молодая традиция, которая основательно вошла в обиход и успела обзавестись собственными приметами. Ранее на погребальных церемониях подавали квас.

Любимое место покойного украшает фотография, напротив ставится стопка, накрытая ломтиком хлеба. Обязательно ли наполнять стопку крепким напитком? Если умерший при жизни не употреблял спиртное, здравый смысл подсказывает налить что-нибудь безалкогольное. Запрет чокаться во время траурного застолья возник из опасений разнести горе по домам присутствующих.

Церковь считает распитие водки греховным действом, молитва о прощении души из пьяных уст не будет услышана. Согласно писанию, вино олицетворяет радость бытия. Земные утехи более недоступны мёртвому, он может принять жест за насмешку. Дети родителей, не знающих меры за поминальным столом, проявляют склонность к алкоголизму.

Малоизвестные приметы на поминках

Некоторые приметы на поминках известны лишь узкому кругу лиц, обособленному религиозно или территориально. У порога дома, где проходит заупокойная церемония, кладут еловые ветки. Ель славится свойством впитывать негатив, переступившие порог не унесут с собой беду.

Как только один из собравшихся выходит из-за стола, остальные встают и следуют за ним. Казус можно предотвратить, убедительно объяснив причину отлучки.

В процессе уборки хозяйки задаются щепетильным вопросом: как поступить с хлебом и напитком, символически предназначенных покойнику? Согласно преданиям, употреблять в пищу или скармливать домашней живности смертельно опасно. Композицию следует переставить на подоконник, когда жидкость испарится, хлебушек оставить в малолюдном месте подальше от собственного жилья и перекрёстков — обители нечистой силы. Угощение найдёт и склюют птицы, которым оно не повредит, улетят в небо и передадут умершему все добрые слова, сказанные о нём на поминках.

Поминки у соседей

Следует знать, как себя вести, когда у соседей поминки. Не рекомендуется одалживать свои табуретки, прочую мебель и кухонную утварь, чтобы не накликать неприятности. Возвращаясь с поминок, по дороге нельзя заходить к соседям.

Нежелательно праздновать Дни рождения, играть свадьбы одновременно с погребальной церемонией в соседнем доме. В случае печального совпадения праздник имеет смысл отметить в кафе.

Поверья, связанные с водой

Во время поминок можно набрать в стакан воду, по завершении отнести туда, где покинувший этот мир любил бывать при жизни, в течение сорока дней следить, чтобы стакан не пустовал. Родная душа будет туда наведываться и благодарить за заботу и светлую память.

Стоявшую у изголовья икону не принято класть в гроб, небезопасно хранить в доме, кощунственно сжечь или выбросить. Одно из верований предлагает отнести образа к реке и пустить по течению — такой обряд никому не причинит вреда. Если этот способ неприемлем, можно оставить икону в церкви.

Традиции и приметы, связанные с поминками, адресованы мёртвым и живым. Согласно поверьям, соблюдение обычаев помогает душе усопшего обрести покой, пережившим утрату близким — преодолеть скорбь и растерянность.

Поминальный обед: блюдами славяне прощались с умершими

Поминальная трапеза у славян следовала сразу же за обрядом погребения усопшего. Большое значение отводилось блюдам, которые подавались на стол.

Бывшие язычниками, славяне поклонялись огню, земле, воде и Роду. Еда, подаваемая на поминках, символизировала каждую из этих стихий.

Фактрум перенёсся на тысячелетие назад и узнал, какие блюда и напитки были на поминальных столах у наших предков.

С чего начинался поминальный обед

В культуре славян считалось, что умерший человек должен перейти из мира живых в мир мёртвых посредством некоторых обрядов. Так, поминальная трапеза, следующая сразу за погребением, была направлена на подготовку к переходу. Традиционно первым блюдом на поминках являлось коливо, или кутья — рисовая или пшеничная каша с добавлением изюма. Это блюдо было связано с культом земли. Считалось, что оно символизирует землю, в которую был погребён покойный.

После кутьи в поминальном меню значились блины, символизирующие солнце. Но, если круглые блины ассоциировали с огнём небесным, то сложенные вчетверо блины были символом зашедшего солнца и скорби. Часто блины поливали маковым молоком или мёдом, желая, чтобы у усопшего была сладкая загробная жизнь. Часто вместе с блинами подавали булочки из дрожжевого теста с символикой погребального костра.

Что пили во время поминальной трапезы

Алкоголь (брага или пиво) у славян символизировал огненную реку, которую покойный должен пересечь, чтобы оказаться в лучшем мире. Поэтому спиртное было неотъемлемой частью поминального обеда. Ещё до его начала во время похорон рядом с могилой умершего оставляли чарку водки, накрытую краюхой чёрного хлеба. Такой ритуал назывался «кормлением» покойника, сразу после погребения он считался ещё не совсем умершим. Кстати, хлеб тоже играл немаловажную роль, символизируя землю и земную пищу. Восточные славяне оставляли хлеб прямо на могиле, а северные клали кусок хлеба вместе с солью в могилу.

Алкоголь присутствовал на поминальном столе с самого начала обеда. А в его конце обязательно подавали кисель. То, из чего его изготавливали, зависело от региона. Чаще всего кисель был кислым и варили его из яблок, крыжовника, смородины, клюквы или брусники. В некоторых славянских племенах варили только молочный кисель. Он был отражением молочной реки с кисельными берегами, проплыв по которой, покойник попадал в мир иной. Наливали в конце обеда и пиво, подслащённое мёдом, или сладкую брагу.

Поминальный стол. Фото: pomin-trapeza.ru

Основные блюда поминального меню

В качестве горячего на стол славяне подавали щи, сваренные из капусты. Это блюдо было общедоступным и простым в приготовлении, поэтому приготовить их на поминки могли даже в крайне бедной семье. Вместе с капустными щами подавали пироги, объединяющие в себе символы огня, жизни, смерти и плодородия.

Пироги присутствовали на поминальном столе в обязательном порядке. В качестве начинки использовали грибы, мясо, капусту с луком или рыбу. Большое значение имел вид пирога, он обязательно должен был быть закрытым. Открытые пироги со сладкой начинкой обычно подавали на свадьбу, поэтому на поминках им не было места.

Поминальные обеды обычно проводили в доме усопшего. К столу приглашали всех друзей и родных, соседей и знакомых, знавших покойного. Но так было по большей части у северных славянских племен. Восточные славяне же на поминки не приглашали, сесть за стол мог абсолютно любой человек. Единственными, кого не допускали к поминальной трапезе, были неженатые юноши и девицы. Поминки проводили не только в день похорон, но и на второй, тогда исполняли ритуал «бужения» покойника. После поминальные трапезы проходили на девятый и сороковой день, а также в годовщину смерти.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector