Есть ли душа у рыбы
Научный подход: есть ли у животных душа?
По мысли святого Максима Исповедника, человек должен был превратить весь мир в один большой райский сад. Вот еще одно важное противопоставление — человек и мир природы.
Кто мы друг другу? Стоит ли человек особняком по отношению к другим обитателям земли, или между нами и животными гораздо больше общего, чем мы привыкли думать? Вы спросите, как это связано с темой любви? Все просто: если животные, растения и все прочее на земле — это лишь вещи, умеющие ходить, мурлыкать, распускаться красивыми цветами, но все же вещи, то тогда их не нужно любить, ими можно пользоваться.
В таком случае мы не «твари дрожащие, мы право имеем». Но если у всего этого есть душа и чувства, тогда окружающий мир достоин нашей любви.
Конечно, поначалу люди не считали себя какими-то особенными, наоборот, человек ощущал свою глубокую родственную связь с окружающим миром, отдельные животные и растения почитались как тотемические предки человека. Более того, на раннем этапе истории наблюдается религиозное поклонение животным, их буквально нечеловеческой силе.
Но вот наступает так называемое «осевое время» (VIII–II вв. до Р. Х.), на земле нарождается философия. Физическая сила, в которой человек явно уступает многим животным, перестает почитаться, в цене резко поднимается разум. Все, что ассоциируется с животным миром, начинает восприниматься как нечто грубое и низменное. Потом еще проходят века, и среди ученых все больше становится тех, кто верит, что человек не какое-то «особое творение Божие», а всего лишь потомок обезьян.
Впрочем, любая гипотеза должна подкрепляться экспериментально. И вот в начале ХХ века возникла идея научить обезьян человеческой речи. С точки зрения эволюционистов, затея вполне разумная — немного подтянуть предпоследнюю ступень эволюции к последней. Однако эти попытки потерпели неудачу, речевой аппарат обезьян оказался не приспособленным к членораздельной речи. Но ученые не сдавались, и в 60-е американским антропологам Аллену и Беатрис Гарднер пришла в голову потрясающая мысль — научить обезьян языку жестов (в дальнейшем подобные эксперименты проходили в разных странах мира). И вот здесь ученых ждал настоящий успех — обезьяны осваивали человеческую речь
Первой такой обезьяной стала шимпанзе Уошо, за свою жизнь она усвоила около 350 слов, а с таким словарным запасом вполне уже можно общаться, что, собственно, и наблюдалось. В тех случаях, когда в эксперименте участвовала группа обезьян, ученые с удивлением наблюдали, что они общаются между собой на языке жестов и сами обучают этому языку своих детей.
Шимпанзе Уошо и Беатрис Гарднер
Но и это еще не все. Некоторые обезьяны показывали результаты, которых ученые от них никак не ожидали, — они придумывали новые слова, то есть обнаружили способность к творчеству. Например, та же Уошо сама придумала жест, обозначающий слово «прятать», а шимпанзе Люси придумала несколько слов, комбинируя уже известные ей слова. Так, для обозначения арбуза она соединила вместе два слова: «пить» и «фрукт» (получилось «пить-фрукт»), а цитрусовые она стала называть «запах-фрукт».
Самым же удивительным было то, что в некоторых случаях обезьяны демонстрировали способность к абстрактному мышлению, а эта способность появляется у человека лишь к подростковому возрасту.
Все та же Уошо однажды обиделась на смотрителя, она просила у него воды, но смотритель не стал исполнять просьбу обезьяны (ох уж этот человеческий снобизм!). Тогда Уошо назвала его «Грязный Джек». Что тут удивительного? А то, что прежде обезьяна знала лишь буквальное значение этого слова — «испачканный», но она каким-то образом поняла (?!), что этим словом можно обидеть человека. Что она и сделала.
Еще более впечатляющих результатов достигла американская горилла по кличке Коко. Ученые утверждают, что она знала более 1000 слов и понимает около 2000. Эта обезьяна удивила ученых своим чувством юмора. Однажды Коко заявила, что она «хорошая птичка» и умеет летать, а потом призналась, что это была шутка. Горилла оказалась более изобретательной и в обзывательствах. Когда горилла Майкл оторвал ногу у ее тряпичной куклы, он тут же узнал о себе от Коко, что он «грязный плохой туалет».
Горилла Коко и ее котенок
Конечно же, все эти примеры не лишают человека звания «Самого умного», ведь обезьяны никогда не напишут стихов и не изобретут новый вид транспорта. Да, мы по-прежнему самые умные, но все-таки не единственные разумные существа на земле. Граница между нами и животными оказалась намного тоньше, чем мы думали.
А что обо всем этом говорит Библия? Справедливости ради скажем, что человек в Библии превознесен над прочими созданиями. Единственный, о ком Писание говорит как об образе Божием, — это человек. Да, Адам не нашел среди животных никого равного себе, хотя бы просто кого-нибудь, с кем можно было бы поговорить (Адам не догадался поговорить с обезьянами на языке жестов). Нередко христианские авторы, вслед за античными философами, отказывали животным не только в разуме, но и вообще в наличии души. Отсюда установка подавлять и даже «умерщвлять» в себе все животное, неразумное.
Фреска: Адам дает имена животным
Наша цель не убить в себе животное, а приручить его, раскрыть его потенциал. Если покопаться в христианской литературе, можно найти одно стройное объяснение природы наших взаимоотношений с окружающим миром. Честно говоря, святых не очень интересовал этот вопрос. Они много рассуждали о Боге, еще больше — о человеке, но не так уж много о мире, который сотворил Бог и в котором обитает человек. Так вот одним из таких немногих исключений является рассуждение святого Феофана Затворника — примечательно, что пишет он об этом не в одной из своих книг, а в частном письме.
Святитель предлагает своему собеседнику учение о мировой душе. Весь мир одушевлен, утверждает святой. Душа есть у человека и у животных (животная душа), душа есть у растений (растительная душа), даже у камней есть душа (химическая душа). Ведь кажется, что камень — это кусок мертвой материи, но это вовсе не так, если проникнуть в его природу, выяснится, что в нем осуществляются миллионы, миллиарды атомных взаимодействий — там жизни больше, чем в метро в час пик!
Так вот, возьмем, к примеру, какую-нибудь гориллу. По рассуждению святителя Феофана, души всех горилл восходят к общей душе (и после смерти возвращаются туда), а родовые души горилл, макак, шимпанзе и прочих восходят к общей обезьяньей душе и так все выше и выше, а венец всей этой конструкции, собственно, мировая душа. Это значит, что нас соединяют с окружающим миром миллионы невидимых нитей, мы не можем противопоставлять себя миру животных, растений и даже камней, потому что мы — одно целое.
Человек должен относиться к миру не как к чему-то внешнему, чужеродному, а как рыба относится к воде или водорослям в своем аквариуме — это среда нашего обитания, она неотрывна от нас, она пронизывает нас насквозь, входит в нашу кровь и плоть, она — наше продолжение, а мы — ее продолжение. Мир живой, он одушевлен, но мы относимся к миру утилитарно, как к бездушной вещи, от которой нужно взять по максимуму, а если мир чего-то не желает отдать по-хорошему, можно взять и по-плохому. Как говорил Иван Мичурин, «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача».
Однажды мой сын серьезно поссорился с матерью. Я попытался их помирить и в какой-то момент сказал ему вот что: пойми, ты состоишь из двух половинок, в тебе одна половинка от меня, а другая половинка от мамы. Если ты злишься и рвешь отношения с одним из нас, ты отрицаешь, перестаешь понимать одну из половин собственной души, ты как бы обесточиваешь эту часть, лишаешь ее внутренней силы.
Есть ли душа у животных: мнение церкви и философские учения
Есть ли душа у животных согласно Библии
Православие отвечает на этот вопрос однозначно: да, есть. Книга Бытия начинается с рассказа о создании мира. Из нее мы узнаем, что первыми Бог сотворил птиц и рыб, а уже потом земля породила души других живых существ. При этом Библия говорит, что только человек имеет бессмертную сущность, так как она была дана ему самим Господом Богом.
По христианским традициям принято поминать умершего на 9-й, а затем на 40-й день. Делают это, чтобы Всевышний даровал усопшему вечную жизнь. А вот у животных душа разрушается сразу после смерти вместе с физическим телом, поэтому такие обряды над ними не проводятся.
По церковным канонам привязанность к четвероногим друзьям – это грех. Святое Писание говорит, что любовь, которую Создатель дал человеку с избытком, должна быть направлена на родных и близких. Однако очень часто владельцы кошек или собак относятся к своим питомцам, как к полноправным членам семьи. Немудрено, что они часто задаются вопросом: куда уходят их питомцы после завершения земной жизни.
Видео «Что ждет животных после смерти?»
В этом видеоролике священнослужитель рассказывает, есть ли души у животных.
Люди, знакомые с тибетской философией, часто задаются вопросом о становлении, развитии сознания. Если посмотреть на него через призму эволюции, можно увидеть, что человек стоит на высшей ступени эволюционного процесса. Такую теорию подтверждает случай с экстрасенсом, у которого спросили: «Куда попали души давно вымерших динозавров»? Ясновидящий ответил коротко: «Они здесь».
Метемпсихоз
Это учение, зародившееся в Древней Греции, проповедует переодушевление умершего существа во вновь родившееся. По сути, тут продолжается тема эволюции духа. Согласно философии метемпсихоза, прежде чем стать человеческим, сознание проживает несколько циклов в животном воплощении.
Количество перерождений зависит от самосознания: чем быстрее дух станет индивидуальным, тем больше шансов, что в следующей жизни он обретет человеческую оболочку. Однако не все души способны эволюционировать, а потому существует понятие коллективного разума, когда сущности сливаются воедино.
Метемпсихоз проповедует переодушевление умершего существа во вновь родившееся
Здесь также прослеживается идея отождествления животной души с человеческой. Наша сущность очень сильна, а потому заставляет дух собаки или кошки обретать самостоятельность.
Привязываясь к своим питомцам, мы тяжело переживаем их уход в иной мир. Однако не стоит печалиться, ведь души бессмертны, а потому на Небесах нас ждет приятная встреча с нашими любимцами.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Есть ли душа у животных: мнение церкви и философские учения
Есть ли душа у животных согласно Библии
Православие отвечает на этот вопрос однозначно: да, есть. Книга Бытия начинается с рассказа о создании мира. Из нее мы узнаем, что первыми Бог сотворил птиц и рыб, а уже потом земля породила души других живых существ. При этом Библия говорит, что только человек имеет бессмертную сущность, так как она была дана ему самим Господом Богом.
По христианским традициям принято поминать умершего на 9-й, а затем на 40-й день. Делают это, чтобы Всевышний даровал усопшему вечную жизнь. А вот у животных душа разрушается сразу после смерти вместе с физическим телом, поэтому такие обряды над ними не проводятся.
По церковным канонам привязанность к четвероногим друзьям – это грех. Святое Писание говорит, что любовь, которую Создатель дал человеку с избытком, должна быть направлена на родных и близких. Однако очень часто владельцы кошек или собак относятся к своим питомцам, как к полноправным членам семьи. Немудрено, что они часто задаются вопросом: куда уходят их питомцы после завершения земной жизни.
Видео «Что ждет животных после смерти?»
В этом видеоролике священнослужитель рассказывает, есть ли души у животных.
Люди, знакомые с тибетской философией, часто задаются вопросом о становлении, развитии сознания. Если посмотреть на него через призму эволюции, можно увидеть, что человек стоит на высшей ступени эволюционного процесса. Такую теорию подтверждает случай с экстрасенсом, у которого спросили: «Куда попали души давно вымерших динозавров»? Ясновидящий ответил коротко: «Они здесь».
Метемпсихоз
Это учение, зародившееся в Древней Греции, проповедует переодушевление умершего существа во вновь родившееся. По сути, тут продолжается тема эволюции духа. Согласно философии метемпсихоза, прежде чем стать человеческим, сознание проживает несколько циклов в животном воплощении.
Количество перерождений зависит от самосознания: чем быстрее дух станет индивидуальным, тем больше шансов, что в следующей жизни он обретет человеческую оболочку. Однако не все души способны эволюционировать, а потому существует понятие коллективного разума, когда сущности сливаются воедино.
Метемпсихоз проповедует переодушевление умершего существа во вновь родившееся
Здесь также прослеживается идея отождествления животной души с человеческой. Наша сущность очень сильна, а потому заставляет дух собаки или кошки обретать самостоятельность.
Привязываясь к своим питомцам, мы тяжело переживаем их уход в иной мир. Однако не стоит печалиться, ведь души бессмертны, а потому на Небесах нас ждет приятная встреча с нашими любимцами.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Есть ли душа у рыбы
Печальные события всегда наводят на мысли о вечном. Это неизбежно. Каждый домашний любимец яркая личность, целый мир, и встает вопрос «А дальше?» Говорю по своему опыту: разум не принимает того, что все ушло навсегда и безвозвратно, какое бы атеистическое воспитание не было, и как бы не относился к официальной церкви. Точка зрения РПЦ по этому вопросу лично мне неизвестна, если узнаю, то напишу. Есть веское подозрение, что, так как животные не вносят пожертвования, то и рассматривать этот вопрос не стоит. Возможно, я не прав.
Я посмотрел западные источники. Оставив в стороне теологический вопрос разницы души и Духа, в принципе сходятся на том, что животные попадают в рай. Христианский. Насколько я знаю, все основные религии осуждают плохое отношение к животным.
Мне понравилась статья на одном из религиозных сайтов и я ее перевел. Выводы очевидны. Остальное вопрос личных взглядов и убеждений. Но все же хочется верить, что наши любимцы ждут нас где-то на другом конце радуги.
Есть ли душа у животных?
Вопрос задан ребенком, написавшим: «Попадают ли животные в рай? Я думаю, у животных есть душа. У них точно есть личности. Мы их так сильно любим, и когда они умирают, мы надеемся, что они перешли в лучший мир. Это нас успокаивает?»
У меня дома две собаки, кот, три кролика и птица, и я могу заверить, что каждое из этих животных личность. Но душа? Принятие концепции может изменить пищевой рацион миллионов людей, так как убивать существа, имеющих душу — варварство. И кроме того, все знают, что животные не такие умные как люди (их можно поработить, но они не зарабатывают на жизнь), у них нет цивилизации (у них нет войн), и, вдобавок, они зависят от людей (сколько видов исчезло за последние 100 лет?!).
Но есть ли у них душа? Обратимся к Священному писанию и посмотрим, что там.
Первое, нам надо посмотреть, что говорится о сотворении животных, а потом посмотреть, как обозначается душа на иврите. Словарь указывает, что nephesh chaya обозначает душу. В официальном переводе (King James Version) говорится, что человек был сотворен с живой душой, буквально nephesh chaya.
Хорошо, у человека душа есть, но как у животных.
И сотворил Бог рыб больших и всякую nephesh chaya (душу) животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую, по роду ее. (Бытие.21).
Рыбы и птицы явно имеют душу.
И сказал Бог: да произведет земля nephesh chaya душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. Бытие.24.
Очевидно, что душа есть и у остальных животных. Но если животные имеют душу, можем ли мы их есть? Поедание животных явно не входило в первоначальный Божественный замысел. В Бытие 1.29-30 Бог предписывает людям есть овощи, фрукты и траву сеящую семя, в то время как животные должны есть всю зелень травную. Животные не были сотворены в пищу ни нам, ни друг другу (см. Бытие 2.18-19, чтобы узнать, зачем они были сотворены).
У животных есть личность, душа, и они не были сотворены для наших гастрономических удовольствий. Но попадают ли они в рай?
Библия не особо описывает, что такое рай. Те места, которые часто понимаются как описание рая, фактически описывают новую землю и новый Иерусалим.
Единственное, в чем мы уверены, это то, что это то место, где есть Бог, и что там есть животные. Животные в раю? Так говорит Библия. В разных местах неоднократно упоминаются лошади, Иоанн видит орлов, собравшихся вокруг трона Господня. Очевидно, Бог любит и животных. Животные показаны как часть рая, и, представляется наиболее вероятным, что, так как животные имеют душу живую, рай для них также открыт, так как они были частью мира с начала времен.
И если у них есть душа и они попадают в рай, почему люди относятся к ним так плохо, используя в пищу и пуская на обувь, куртки и так далее? Потому, что в отличии от животных, люди могут выбирать зло. Животные могут только выбирать оставаться животными. У нас есть выбор, что есть, бургер или спагетти? Новая фабрика или сохранение вида? Новый оттенок помады или жизнь подопытных обезьян?
Животные попадут в рай. Истинный вопрос… какова наша ответственность перед ними, как перед нашими сожителями в мире, сотворенном Богом?
Попадут ли животные в рай?
На иконе Рождества Христова мы видим вола и осла, склонившихся над лежащим в яслях Богомладенцем. Некоторые святочные вертепы напоминают Ноев Ковчег: тут и овцы с пастухами, и караван верблюдов. О том, как относится Церковь к братьям нашим меньшим, «Правде.Ру» рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.
— Отец Никанор, у животных, согласно православному учению, есть душа?
— В Книге Бытия животные, рыбы и птицы названы «душой живой». Ее наличием они отличаются, например, от растений, небесных светил и т. д. Но также из Писания мы знаем, что «душа животных в крови их» и умирает вместе с телом. В этом — ее главное отличие от бессмертных человеческих душ, которые продолжают жить и после смерти тела. Таким образом, среди обитателей видимого мира выстраивается духовная иерархия, по признаку наличия или отсутствия души, а также ее бессмертия или смертности. И из всех творений Божиих только человек создан по образу и подобию своего Творца.
— Есть мнение, что в Царствие Небесное попадут все животные, которых любил кто-либо из попавших туда людей. Что говорили об это святые отцы?
— В момент Второго Пришествия Христа, как говорит апостол Павел, «последний враг истребится — смерть». То есть она отпустит все и всех, кого поглотила за время своего царствования в материальном мире. Ничто из сотворенного Господом не канет в полное небытие, Божие творение будет восстановлено во всей своей полноте. О том, что для животных тоже найдется место в обновленном мироздании, говорит пророк Исайя: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе». А преподобный Нектарий Оптинский, очень любивший кошек, говорил, что из всех животных именно они первыми войдут в рай.
Но вот относительно того, будут ли с наступлением вечного Царствия Христова воскрешены все прежде умершие животные, у богословов существуют разные мнения. Одни думают, что да, будут. Другие же считают, что, если говорить о животных, то для Творца значение имеют не отдельно взятые особи, не индивиды того или иного вида, а лишь сами виды.
Лично я — большой любитель братьев наших меньших, и потому думаю, что в очах Божиих каждое Его творение неповторимо и ценно. И то, как относились к своим бессловесным друзьям святые, укрепляет меня в этом мнении. Вспомним и преп. Герасима Иорданского с его львом, и преп. Серафима Саровского с его медведем, преп. Брендана Мореплавателя с его китом, и многих других подвижников. Но настаивать на своей точке зрения я не могу, поскольку все это сфера частных богословских суждений, и то или иное мнение по данному вопросу никак не влияет на наше спасение. Так что истину все мы узнаем только после Страшного Суда.
— Слишком сильно привязываться к животным — это грех?
— Любить животных так же сильно, как людей или, тем более, сильнее людей — конечно же, грех. В подлинной любви существует своя иерархия: на первом месте — всегда Бог, на втором — наши ближние, то есть окружающие нас люди, созданные по образу и подобию Божию. И уже на третьем месте — бессловесные животные, братья наши меньшие. Любить животных, как прекрасные божии создания, жалеть их, заботиться о них — просто необходимо. А вот иметь к ним пристрастие, чрезмерную привязанность — это уже нарушение заповеди «не сотвори себе кумира». Так как в этом случае мы в своем сердце воздвигаем идола, который заслоняет от нас и Бога, и окружающих людей.
— Можно ли православным держать в доме собак? Правда ли, что собаки — нечистые животные?
— Деление животных на чистых и нечистых существовало только в Ветхом Завете. В Новом Завете, с отменой ритуальной стороны Закона Моисеева, эти нормы потеряли для нас всякое значение. Ни в Евангелии, ни в посланиях апостолов, ни в творениях святых отцов, ни в деяниях соборов, мы не найдем каких-либо указаний на то, что одни животные — чисты перед Богом, а другие — осквернены. Новый Завет знает лишь понятие нравственной скверны — то есть греха. Животные же по определению безгрешны. То есть с нравственной точки зрения нечисты вовсе не братья наши меньшие, а мы.
Поэтому собака ничуть не более осквернена, чем кошка, или мышка, или канарейка, или аквариумная рыбка, или летающий по комнате комар. В Книге Бытия сказано, что всякое творение Божие — «добро зело», то есть «хорошо весьма». Это, конечно, вполне относится и к таким замечательным друзьям человека, как собаки. И какие-то предубеждения против них есть не более чем отголоски или ветхозаветного законничества, или языческого суеверия.
Бытует поверие: если в храм забежит собака, его необходимо после этого заново освящать. Так вот, на самом деле никаких церковных канонов, говорящих об этом, просто не существует. В Книге Правил есть запрет вводить животных в храм, но там не уточняется, о ком именно идет речь. И согласно авторитетным толкователям, смысл этого канона вовсе не в том, что животное своим присутствием осквернит храм, а в том, чтобы не профанировать дом Божий, сохранять к нему благоговение и не использовать церковное здание не по назначению. А в Большом Требнике есть только один чин переосвящения храма, связанный с животными: он совершается в том случае, если животное умерло или родило в храме. И опять никаких особых указаний относительно собак.
У священномученика Киприана Карфагенского есть замечательные слова: «Обычай без истины есть всего лишь застарелое заблуждение». И их вполне можно отнести к странному мнению, будто собака — нечистое животное, которое даже нельзя держать в доме.
Иллюстрация: Адам дает имена животным. Фреска Феофана Критского, 1527 г.