Есть ли душа у животных по библии
Есть ли душа у животных?
Наверное, каждый православный христианин хотел бы, чтобы его домашний любимец получил жизнь вечную. Появляется логичный вопрос: могут ли животные попасть в Царство Небесное? Для начала стоит изучить комментарии богословов по этому поводу и понять, есть ли душа у животных вообще.
Душа у животных и человека: в чем отличие
Не стоит забывать, что все живое в этом мире создано Господом Богом. Изначально человек был венцом творения и пребывал со Всевышним в гармонии и любви. Как известно, человек был создан по подобию Божьему.
Пребывание человека в Раю было самым лучшим и благим временем. Из библейских рассказов и описаний можно понять, что и животные населяли Эдемский Сад. Они жили в гармонии с первыми людьми, Адамом и Евой. Сам Адам давал имена этим животным, а они были в его власти. Не существовало смерти и страданий, но все это закончилось, когда праотцы совершили грехопадение. Вместе с природой человека повредилась и природа животных. Теперь все живое было подвластно физической и духовной смерти.
Человек столкнулся с грехом, который ему предстояло побороть, чтобы вернуть утерянный Рай. В Писании говорится об обновленной природе человека после второго пришествия Спасителя и о Рае, населенном различными животными. Следовательно, животные тоже имеют душу. Вот только душа эта отличается от человеческой, так как она тленна. По Писанию, душа животного находится в его крови. А кровь — не что иное, как плоть. Плоти свойственна смерть, тление. Душа человека бессмертна, так как сам человек был создан по образу Божьему.
Что мы знаем о душе:
Тем не менее природа души животного не полностью раскрыта. Богословы пытались трактовать слова из Священного Писания по этому поводу, но однозначных мнений нет и по сегодня. Неизвестно, каким образом войдут обновленные животные в Царство Небесное. Некоторые богословы считали, что такими животными станут те, которые когда-то при земной жизни повстречали человека. Святитель Феофан Затворник считал, что для каждого животного и растения Господь создаст одну душу, будто один идеальный собирательный образ пса, кошки и т.д.
Важно! Иногда любовь к домашнему питомцу переходит все допустимые границы. Иисус Христос заповедал прежде любить Бога, а потом ближнего и все живое существо.
Например, если человеку его домашний любимец важнее собственных родственников или друзей, то можно смело говорить о неправильной духовной жизни такого человека.
Куда попадает душа животных после смерти
Как и было сказано раньше, душа животного смертна, так как изначально животные были созданы для службы человеку. Господь даже заповедал Ною употреблять животных и растения в пищу, приносить их в жертву, но запретил употреблять кровь, так как в ней душа животного.
Христианские богословы так и не пришли к одной точке зрения насчет загробной жизни у животных:
- одни ожидают встретить своих питомцев в раю;
- другие настаивают на том, что встретят всего лишь обновленный образ животного.
Тем не менее только будущая жизнь приоткроет эту завесу неведения. Что же касается земной жизни, то здесь все немного яснее. Оказывается, что за домашних животных можно молиться. Не о прощении грехов или упокоении души, ведь животные по природе своей не согрешили, но были вынуждены последовать за человеком после его грехопадения. Да и душа животного умирает вместе с его телом.
Молитвенно можно обращаться к Богу тогда, когда животное заболело или потерялось. Есть святой покровитель кошек. В истории Церкви известны и другие святые, которые без всякого страха жили бок о бок с дикими животными и даже кормили их с рук. Каждый человек должен относиться к животным с любовью, ведь эти существа вынуждены страдать за грехопадение рода человеческого.
Интересно! Православным христианам и по сей день не рекомендуется употреблять кровь животных в пищу. В Средневековье употреблявших кровь животных отлучали от Причастия.
Православное отношение к животным
Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “меньшим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.
Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников 1 .
В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.
Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.
Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.
А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленного — В. К.) 2 .
Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).
Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям” 3 . Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!
Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них 4 .
По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её” 5 .
Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.
Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!
Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.
По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла медведица.
Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…
Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.
Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “меньшим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).
И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.
Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо. ”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).
Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!
Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?
…Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого — людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы — пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “младший”), но дети одного Небесного Отца.
1Подробнее см.: Об отношении к животным. М., 1998. — Ред.
2Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.–Клин, 2003. С. 125.
Научный подход: есть ли у животных душа?
По мысли святого Максима Исповедника, человек должен был превратить весь мир в один большой райский сад. Вот еще одно важное противопоставление — человек и мир природы.
Кто мы друг другу? Стоит ли человек особняком по отношению к другим обитателям земли, или между нами и животными гораздо больше общего, чем мы привыкли думать? Вы спросите, как это связано с темой любви? Все просто: если животные, растения и все прочее на земле — это лишь вещи, умеющие ходить, мурлыкать, распускаться красивыми цветами, но все же вещи, то тогда их не нужно любить, ими можно пользоваться.
В таком случае мы не «твари дрожащие, мы право имеем». Но если у всего этого есть душа и чувства, тогда окружающий мир достоин нашей любви.
Конечно, поначалу люди не считали себя какими-то особенными, наоборот, человек ощущал свою глубокую родственную связь с окружающим миром, отдельные животные и растения почитались как тотемические предки человека. Более того, на раннем этапе истории наблюдается религиозное поклонение животным, их буквально нечеловеческой силе.
Но вот наступает так называемое «осевое время» (VIII–II вв. до Р. Х.), на земле нарождается философия. Физическая сила, в которой человек явно уступает многим животным, перестает почитаться, в цене резко поднимается разум. Все, что ассоциируется с животным миром, начинает восприниматься как нечто грубое и низменное. Потом еще проходят века, и среди ученых все больше становится тех, кто верит, что человек не какое-то «особое творение Божие», а всего лишь потомок обезьян.
Впрочем, любая гипотеза должна подкрепляться экспериментально. И вот в начале ХХ века возникла идея научить обезьян человеческой речи. С точки зрения эволюционистов, затея вполне разумная — немного подтянуть предпоследнюю ступень эволюции к последней. Однако эти попытки потерпели неудачу, речевой аппарат обезьян оказался не приспособленным к членораздельной речи. Но ученые не сдавались, и в 60-е американским антропологам Аллену и Беатрис Гарднер пришла в голову потрясающая мысль — научить обезьян языку жестов (в дальнейшем подобные эксперименты проходили в разных странах мира). И вот здесь ученых ждал настоящий успех — обезьяны осваивали человеческую речь
Первой такой обезьяной стала шимпанзе Уошо, за свою жизнь она усвоила около 350 слов, а с таким словарным запасом вполне уже можно общаться, что, собственно, и наблюдалось. В тех случаях, когда в эксперименте участвовала группа обезьян, ученые с удивлением наблюдали, что они общаются между собой на языке жестов и сами обучают этому языку своих детей.
Шимпанзе Уошо и Беатрис Гарднер
Но и это еще не все. Некоторые обезьяны показывали результаты, которых ученые от них никак не ожидали, — они придумывали новые слова, то есть обнаружили способность к творчеству. Например, та же Уошо сама придумала жест, обозначающий слово «прятать», а шимпанзе Люси придумала несколько слов, комбинируя уже известные ей слова. Так, для обозначения арбуза она соединила вместе два слова: «пить» и «фрукт» (получилось «пить-фрукт»), а цитрусовые она стала называть «запах-фрукт».
Самым же удивительным было то, что в некоторых случаях обезьяны демонстрировали способность к абстрактному мышлению, а эта способность появляется у человека лишь к подростковому возрасту.
Все та же Уошо однажды обиделась на смотрителя, она просила у него воды, но смотритель не стал исполнять просьбу обезьяны (ох уж этот человеческий снобизм!). Тогда Уошо назвала его «Грязный Джек». Что тут удивительного? А то, что прежде обезьяна знала лишь буквальное значение этого слова — «испачканный», но она каким-то образом поняла (?!), что этим словом можно обидеть человека. Что она и сделала.
Еще более впечатляющих результатов достигла американская горилла по кличке Коко. Ученые утверждают, что она знала более 1000 слов и понимает около 2000. Эта обезьяна удивила ученых своим чувством юмора. Однажды Коко заявила, что она «хорошая птичка» и умеет летать, а потом призналась, что это была шутка. Горилла оказалась более изобретательной и в обзывательствах. Когда горилла Майкл оторвал ногу у ее тряпичной куклы, он тут же узнал о себе от Коко, что он «грязный плохой туалет».
Горилла Коко и ее котенок
Конечно же, все эти примеры не лишают человека звания «Самого умного», ведь обезьяны никогда не напишут стихов и не изобретут новый вид транспорта. Да, мы по-прежнему самые умные, но все-таки не единственные разумные существа на земле. Граница между нами и животными оказалась намного тоньше, чем мы думали.
А что обо всем этом говорит Библия? Справедливости ради скажем, что человек в Библии превознесен над прочими созданиями. Единственный, о ком Писание говорит как об образе Божием, — это человек. Да, Адам не нашел среди животных никого равного себе, хотя бы просто кого-нибудь, с кем можно было бы поговорить (Адам не догадался поговорить с обезьянами на языке жестов). Нередко христианские авторы, вслед за античными философами, отказывали животным не только в разуме, но и вообще в наличии души. Отсюда установка подавлять и даже «умерщвлять» в себе все животное, неразумное.
Фреска: Адам дает имена животным
Наша цель не убить в себе животное, а приручить его, раскрыть его потенциал. Если покопаться в христианской литературе, можно найти одно стройное объяснение природы наших взаимоотношений с окружающим миром. Честно говоря, святых не очень интересовал этот вопрос. Они много рассуждали о Боге, еще больше — о человеке, но не так уж много о мире, который сотворил Бог и в котором обитает человек. Так вот одним из таких немногих исключений является рассуждение святого Феофана Затворника — примечательно, что пишет он об этом не в одной из своих книг, а в частном письме.
Святитель предлагает своему собеседнику учение о мировой душе. Весь мир одушевлен, утверждает святой. Душа есть у человека и у животных (животная душа), душа есть у растений (растительная душа), даже у камней есть душа (химическая душа). Ведь кажется, что камень — это кусок мертвой материи, но это вовсе не так, если проникнуть в его природу, выяснится, что в нем осуществляются миллионы, миллиарды атомных взаимодействий — там жизни больше, чем в метро в час пик!
Так вот, возьмем, к примеру, какую-нибудь гориллу. По рассуждению святителя Феофана, души всех горилл восходят к общей душе (и после смерти возвращаются туда), а родовые души горилл, макак, шимпанзе и прочих восходят к общей обезьяньей душе и так все выше и выше, а венец всей этой конструкции, собственно, мировая душа. Это значит, что нас соединяют с окружающим миром миллионы невидимых нитей, мы не можем противопоставлять себя миру животных, растений и даже камней, потому что мы — одно целое.
Человек должен относиться к миру не как к чему-то внешнему, чужеродному, а как рыба относится к воде или водорослям в своем аквариуме — это среда нашего обитания, она неотрывна от нас, она пронизывает нас насквозь, входит в нашу кровь и плоть, она — наше продолжение, а мы — ее продолжение. Мир живой, он одушевлен, но мы относимся к миру утилитарно, как к бездушной вещи, от которой нужно взять по максимуму, а если мир чего-то не желает отдать по-хорошему, можно взять и по-плохому. Как говорил Иван Мичурин, «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача».
Однажды мой сын серьезно поссорился с матерью. Я попытался их помирить и в какой-то момент сказал ему вот что: пойми, ты состоишь из двух половинок, в тебе одна половинка от меня, а другая половинка от мамы. Если ты злишься и рвешь отношения с одним из нас, ты отрицаешь, перестаешь понимать одну из половин собственной души, ты как бы обесточиваешь эту часть, лишаешь ее внутренней силы.
Есть ли душа у животных?
Каким образом животные могут страдать и радоваться, если у них нет души? Почему церковь более благосклонна к кошкам, нежели к собакам? Можно ли молиться о зверюшках?
О христианском отношении к братьям нашим меньшим
С этими распространёнными вопросами от наших читателей мы обратились к другу нашей редакции и бывшему рижанину — наместнику Свято-Георгиевского мужского монастыря в Гётшендорфе игумену Даниилу (Ирбитсу).
Всё своё свободное время (если, конечно, его таковым можно назвать) батюшка Даниил нынче посвящает обустройству при обители большого скотного двора и периодически поднимает людям настроение в сети Facebook, размещая там замечательные фотоотчёты об этом добром начинании.
— Идея создания монастырского скотного двора у нас появилась давно, можно сказать, с самого начала строительства обители, — говорит отец Даниил. — Но было много нюансов, которые не давали нашей мечте осуществиться. И вот время пришло.
Начали мы с разведения карликовых коз. Потом планируем купить овец, десяток кур, свиней и в идеале хотя бы одну корову. Смысл этой затеи — производство своей продукции. Молоко, яйца, сыр, сметану мы планируем изготавливать для себя сами.
Понятно, что мы, живущие в обители, стоим пока у истоков и должного опыта у нас ещё маловато. Но я уверен, что со временем придёт и такой опыт. Главное — не сидеть сложа руки и помимо молитвы трудиться на всех возможных монастырских послушаниях.
— Когда встаёт извечный вопрос «Есть ли душа о животных?», мнения священников сильно разнятся. А как считаете лично вы?
— В книге Бытия (первая книга Библии) сказано: «…и сказал Бог: да произведёт вода (и земля) душу живую по роду её. И появились рыбы, птицы, животные».
Следовательно, у животных душа, несомненно, есть. Только её природа отличается от природы души человеческой. Потому что человек получил душу от Бога: «И создал Бог человека из праха земного, и вдохнул в его лице дыхание жизни, и стал человек душою живою».
— Можно ли молиться о заболевших или потерявшихся животных? И к кому из святых лучше обращаться с подобными просьбами?
— Забота о животных — это неотъемлемая часть деятельности человека. А как может быть иначе — ведь они тоже живые, наделённые душой создания, способные страдать.
И нельзя забывать, что зачастую их страдания обусловлены именно деятельностью человека. Поэтому люди, конечно же, должны молиться о здоровье своих питомцев. Но такие молитвы концептуально должны отличаться от молитв о здоровье человека.
Человек страдает за свои грехи, а животное — за грехи человека.
К слову, в Германии нет бродячих животных. Каждая собака или кошка имеет своего хозяина, который за них несёт ответственность перед городом: он обязан вовремя делать профилактические прививки и следить за тем, чтобы животное было накормлено и не бросалось на людей. В противном случае хозяин будет нести административную ответственность.
Что касается молитв о животных — в истории христианства было множество святых, которые считаются покровителями животных, — они о зверюшках не просто заботились, но были наделены Богом даром исцеления братьев наших меньших. Среди самых известных из них — святые Косьма и Дамиан.
Но в любом случае, лучше всего обращаться в своих молитвах за помощью к Господу Богу. А то получается какое-то язычество: святые помогают своими молитвами, но подаёт просимое только Бог.
— А почему церковь благосклоннее относится к кошкам, нежели к собакам?
— Изначальное предназначение кошки — ловить мышей в доме, а предназначение собаки — охранять дом снаружи. Отсюда и отношение к ним различное. Оно не более или менее благосклонное, оно обусловлено только этим различием.
И это ложное мнение, будто церковь запрещает держать собак в домах, где есть иконы. Просто у собаки обязательно должно быть в нём своё место (кошку, как известно, приучить к своему месту нельзя), отличное от положения человека.
Во многих монастырях прекрасно уживаются и кошки, и собаки. Да и не только в монастырях. Как поётся в молитве: «Всякое дыхание да хвалит Бога!»
— Допустимо ли хоронить домашних любимцев на специальных кладбищах для животных?
— В Германии, например, такая практика очень распространена. Думаю, что это личное дело каждого хозяина своего питомца. Только не стоит из этого делать культ.
— Можете ли вы сказать, что животные, которые живут на территориях монастырей и храмов, как-то отличаются от своих собратьев? Ведь сказывается на них как-то и звон колоколов, и молитвенное пение!
— Несомненно, поведение животных, обусловленное поведением человека, живущего в монастыре, отличается от поведения животных, живущих в дикой природе или на городских улицах.
Монастырские питомцы практически никогда не бывают озлобленными, поскольку окружены особыми заботой и любовью.
А тот факт, что любое животное чувствует любовь, даже не оспаривается.
У нас в обители, кстати, есть свои особые любимцы — кошка Микки и кот Маус. Они удивительные создания!
— Вы согласны с утверждением, что о здоровье общества можно судить по отношению к детям, старикам и животным?
— Наверное, это самое верное утверждение. Ведь пожилые люди, дети и животные — это та часть нашего общества, которая не может самостоятельно заботиться о себе, постоять за себя. И уровень духовного состояния общества как раз определяется степенью его сострадания именно к таким категориям.
Если общество озлоблено, оно не умеет сострадать, не умеет любить. Напротив, в обществе, где живёт любовь, в первую очередь заботятся о тех, кто нуждается в этой любви, кто самостоятельно не может позаботиться о себе.
На мой взгляд, это и есть тот критерий, который должно применять к оценке состояния общества.
Святые покровители зверюшек
Святой Франциск (Почитается преимущественно в католических странах)
В день его памяти — 4 октября — в 1931 году был установлен Всемирный день животных.
Священномученик Афиноген
В давние времена в день памяти этого святого — 29 июля — крестьяне приводили к церкви животных, где священники читали над ними особое последование для их умножения и здравия.
Также считается, что православный святой Власий помогает скотоводам, а святые Флор и Лавр — коневодам, святой Василий — свиноводам, святой Никита — тем, кто разводит водоплавающую птицу.
Ещё среди покровителей животных — преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, которые при жизни приручали диких зверей и кормили их из своих рук.
Следующий номер православного приложения «Воскресный день» выйдет в газете «Суббота» 7 мая.
Есть ли душа у животных: мнение церкви и философские учения
Есть ли душа у животных согласно Библии
Православие отвечает на этот вопрос однозначно: да, есть. Книга Бытия начинается с рассказа о создании мира. Из нее мы узнаем, что первыми Бог сотворил птиц и рыб, а уже потом земля породила души других живых существ. При этом Библия говорит, что только человек имеет бессмертную сущность, так как она была дана ему самим Господом Богом.
По христианским традициям принято поминать умершего на 9-й, а затем на 40-й день. Делают это, чтобы Всевышний даровал усопшему вечную жизнь. А вот у животных душа разрушается сразу после смерти вместе с физическим телом, поэтому такие обряды над ними не проводятся.
По церковным канонам привязанность к четвероногим друзьям – это грех. Святое Писание говорит, что любовь, которую Создатель дал человеку с избытком, должна быть направлена на родных и близких. Однако очень часто владельцы кошек или собак относятся к своим питомцам, как к полноправным членам семьи. Немудрено, что они часто задаются вопросом: куда уходят их питомцы после завершения земной жизни.
Видео «Что ждет животных после смерти?»
В этом видеоролике священнослужитель рассказывает, есть ли души у животных.
Люди, знакомые с тибетской философией, часто задаются вопросом о становлении, развитии сознания. Если посмотреть на него через призму эволюции, можно увидеть, что человек стоит на высшей ступени эволюционного процесса. Такую теорию подтверждает случай с экстрасенсом, у которого спросили: «Куда попали души давно вымерших динозавров»? Ясновидящий ответил коротко: «Они здесь».
Метемпсихоз
Это учение, зародившееся в Древней Греции, проповедует переодушевление умершего существа во вновь родившееся. По сути, тут продолжается тема эволюции духа. Согласно философии метемпсихоза, прежде чем стать человеческим, сознание проживает несколько циклов в животном воплощении.
Количество перерождений зависит от самосознания: чем быстрее дух станет индивидуальным, тем больше шансов, что в следующей жизни он обретет человеческую оболочку. Однако не все души способны эволюционировать, а потому существует понятие коллективного разума, когда сущности сливаются воедино.
Метемпсихоз проповедует переодушевление умершего существа во вновь родившееся
Здесь также прослеживается идея отождествления животной души с человеческой. Наша сущность очень сильна, а потому заставляет дух собаки или кошки обретать самостоятельность.
Привязываясь к своим питомцам, мы тяжело переживаем их уход в иной мир. Однако не стоит печалиться, ведь души бессмертны, а потому на Небесах нас ждет приятная встреча с нашими любимцами.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.