Еврейская пасха как называется

Песах

Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом (Фото: Noam Armonn, Shutterstock)

Песах, или Пасха, — самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших событий в еврейской истории — с Исходом из египетского рабства около 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю.

Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом. Израильтяне пришли в Египет как одна семья — род Иакова, состоявший из семидесяти человек, а вышли как народ, насчитывавший шестьсот тысяч. Поначалу род Иакова был радушно принят в земле Гошен (одной из провинций Египта), но когда евреев стало «слишком много», к ним были приняты особые меры. На всех жителей страны была возложена трудовая повинность, на евреев — особенно тяжелая. Дома евреев прослушивались и досматривались, жен разлучали с мужьями, новорожденных мальчиков убивали.

Моше (Моисей) и был тем самым мальчиком, которому было суждено выжить и спасти свой народ. Эту историю знают все. Удивительное стечение обстоятельств спасло его от неминуемой гибели от рук египтян и привело к тому, что воспитывался Моше во дворце фараона, но всегда ощущал себя частью своего народа. За убийство египтянина, избивавшего еврея, он был приговорен к смерти, бежал, много лет жил в странах Африки и Среднего Востока. Однажды, перегоняя стадо овец через Синайский полуостров, увидел горящий, но не сгорающий куст («неопалимая купина»). Из огня раздался голос Всевышнего, повелевающего Моисею отправиться в Египет и вывести евреев из рабства.

Название «Песах» одни исследователи трактуют как «переход», исход из земли Египетской, другие связывают с историей праздника. Фараон не хотел отпускать евреев, и Бог наслал на Египет десять «казней»: превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и, наконец, гибель первенцев. Бог умертвил первенцев египтян, но пропустил («песах» на иврите) дома евреев. Еще «Пе-сах» толкуется как «уста говорящие», и это, конечно, соответствует тому, что главная заповедь Праздника Песах — говорить, рассказывать об истории Исхода.

Песах — праздник весны — символизирует пробуждение природы, обновление мира и освобождение человека. Это праздник обретения свободы и достоинства. Евреи должны были выбрать из скота, к которому они были приставлены в качестве пастухов (и который не погиб, как скот египтян), молодых агнцев, зарезать их, зажарить и съесть «с горькими травами и опресноками». Барашков, которые для египтян были священными животными, требовалось не просто съесть, но сделать это открыто, на глазах у египтян, а за несколько дней до этого необходимо было при свете дня пометить косяки дверей своих домов кровью этих баранов. А в ночь, когда в каждой семье египтян погибли первенцы, смерть обошла стороной все еврейские дома, помеченные таким образом.

Существует легенда, что перед Исходом не успели заквасить тесто, поэтому напекли пресных лепешек. Правда, есть свидетельства, что пастушеский праздник опресноков отмечали еще до Моисея. Но до сих пор маца — пресные лепешки, которые полагается есть в Песах, — напоминание о хлебе, который ели евреи, спешно покидая Египет. Спешка была не напрасной — египетская армия во главе с фараоном гналась за ними по пятам. Но на седьмой день Исхода Красное море расступилось перед евреями, а затем сомкнуло свои воды над головой египтян.

Праздник длится семь дней с 15-го по 21-е число весеннего месяца нисана по еврейскому календарю. Песах, так же как Суккот и Шавуот, — это праздник паломничества в Иерусалим для жертвоприношений. Празднование начинается 14 нисана вечером, когда вся семья и гости, пришедшие в дом, собираются за праздничным столом и читают Пасхальную Агаду — историю Исхода евреев из Египта. Эта трапеза называется «седер» («порядок» на иврите) и является важнейшей частью праздника. Пасхальный седер проводится в определенном, строго установленном порядке, где каждому действию отведено свое место и свое время. «В каждом поколении должен еврей смотреть на себя так, как будто он сам, лично вышел из Египта». Праздничная трапеза в миллионах еврейских семей во всех странах мира на протяжении веков, с соблюдением одних и тех же обычаев — это удивительное явление, помогающее понять, как удалось евреям остаться единым народом в условиях многовекового рассеяния.

День, следующий за пасхальным седером, — это первый день праздника. Для религиозных людей — это день молитвы и отдыха, когда запрещена всякая работа. Для светской части населения Израиля это выходной день, который принято проводить с семьей, друзьями, близкими. Далее следуют пять дней, так называемых полупраздников, когда часть учреждений работает полдня, а часть — не работает вовсе. И завершает пасхальную неделю еще один праздничный день. Израильтяне любят отдыхать и часто используют пасхальную неделю для поездок за границу всей семьей или же для путешествий по стране, устраивая пикники в многочисленных живописных ее уголках.

Другие праздники в разделе «Еврейские праздники»

Что такое Песах? Гид по еврейской Пасхе

Let my people go-The Escape from Egypt

Взгляд на историю и законы Песаха (Еврейской Пасхи)

Еврейский праздник Песах — хорошо известный «праздник свободы», отмечаемый в честь Исхода евреев из египетского рабства, которое длилось 210 лет. Песах — это и национальный праздник еврейского народа. Тора дана народу, когда он уже осознал себя, а это произошло после того, как потомки наших праотцев прошли через рабство в Египте.

Песах есть рождение еврейского народа ; его уроки борьбы и самобытности продолжают формировать основу еврейского сознания спустя 3300 лет после свершившихся событий.

Песах в 2018 году

Праздник Песах длится 8 дней в диаспоре (в Израиле 7 дней); его начало приходится на канун 15 нисана (вечер 14 нисана ); завершение — 22 нисана (с 30 марта по 7 апреля в 2018 году).

Название праздника “Песах” берёт своё начало от события последней казни, — поражение египетских первенцев — и напоминает про обещание Всевышнего: “…пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной” ( Шмот , 12:23). Всевышний «прошёл мимо» (песах) еврейских домов, миновал их и не тронул.

Ночь Седер Песах

Этот вечер (после наступления темноты) на исходе 14-го числа месяца нисана, по еврейскому календарю, отмечается празднованием ритуальной семейной трапезы. За пределами Эрец-Исраэль принято проводить два седера — в этот вечер и следующий. В Израиле — Седер Песах проводится только в одну первую ночь. Сама идея седера основана на библейских стихах из книги Шмот , (главы 1-15):

«И скажи сыну твоему в тот день так: это ради того, что сделал со мною Г-сподь при выходе моем из Египта» – Шмот ,13:8.

Рассказ об Исходе из Египта ( магид ) в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы . Цель Седера — дать ощутить каждому еврею опыт выхода «из рабства в свободу». Каждая семья в этот вечер и ночь чувствует себя так, как будто бы она выходит из Египта в режиме реального времени. Как написано в пасхальной Агаде , мы рассказываем историю Исхода и подробно излагаем 10 казней. Мы едим особенную пасхальную еду (символы рабства и свободы); кроме того, праздничная трапеза включает много вкусных блюд, которых люди ждут с нетерпением в течение года (подумайте о шариках из мацы !) Мы произносим хвалу Ѓаллель и заканчиваем Седер надеждой на встречу в «следующем году в Иерусалиме!»

Седер — особое таинство семейных уз как взрослых, так и детей, сосредоточенных на главной ночи праздника Песах . Дети с наслаждением поют пасхальные песни, например, Ма Нишатана, Дайейну, задают вопросы от имени «Четырех Сыновей», читают повествование об Исходе из Египта; пытаются «украсть» афикоман и открывают дверь пророку Элияѓу.

Маца — главный символ Седера

Главной особенностью и законом праздника Песах является заповедь есть пресный хлеб (мацу ) и строжайший запрет не только употреблять, но даже иметь в своем доме квасное (хамец). Маца есть главный символ Седера: наиболее распространённой причиной употребления мацы является то, что на утро Исхода евреи так спешили выйти из Египта, что хлеб не успел забродить и подняться. Маца — это тонкая пресная лепешка, испеченная из муки одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы. При ее изготовлении тщательно следят, чтобы ни зерна, ни мука не соприкасались прежде времени с водой. Весь процесс выпечки мацы с момента смешивания муки с водой не должен превышать восемнадцати минут . (В настоящее время распространена маца, изготовленная машинным способом, хотя многие по-прежнему предпочитают мацу, сделанную вручную. Современная техника не только дает возможность изготовить мацу требуемого стандарта, но и увеличивает скорость процесса, что уменьшает опасность брожения).

Читать еще:  Вырубова анна александровна воспоминания скачать

Маца может быть круглой и прямоугольной, форма мацот не имеет особого значения. Особая мицва Седера — вкушение мацот . Каждый должен съесть две трети квадратного кусочка мацы (или половину круглой мацы ) , облокотившись на левую руку в течение 4 минут . В конце праздничной трапезы подаётся особый «десерт» — кусочек мацы, называемый афикоман .

Четыре бокала

Вино — символ веселья и радости. В Седер мы пьём четыре бокала вина. Они символизируют четыре обещания свободы, данные Всевышним народу Израиля: “И выведу вас из-под ига египтян…”; “И избавлю вас…”; “И спасу вас…”; “И приму вас…” ( Шмот , 6:6,7). Следующий стих начинается словами: “И введу вас в эту землю…”. Это пятое обещание, которое символизирует пятый бокал, называемый “бокалом Элияѓу” (кос Элияѓу). Его не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции, пророк Элияѓу считается провозвестником Машиаха, с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль. У каждого участника Седера должен быть свой бокал, объёмом не менее 98 мл. Попытайтесь выпить вино в бокале полностью (или большую её часть ) в течение 4 минут; каждый из четырёх бокалов в знак выражения свободы пьют, наклоняясь слегка влево и назад, полулежа, опираясь на левую руку .

Карпас

Перед началом Седера мы едим карпас — овощи (например, сельдерей, петрушку, картофель), макая их в солёную воду в знак воспоминания о слезах и каторжном труде евреев. Глава Седера , а затем и все присутствующие, обмакнув в соленую воду кусочек карпаса , съедают его, предварительно благословив: Благословен Ты, Г-сподь, Б-же наш, Царь вселенной, сотворивший плоды земли. Это благословение выводит также и марор , который будет съеден позже.

Горькие травы, марор

Далее в Седер мы едим марор — горькие травы. Хотя у многих есть обычай есть хрен; допускается в пищу и римский салат. («Красный хрен» в банках, купленный в магазинах, есть нельзя, ибо это смесь большего количества свёклы и меньшего количества хрена). Марор также макают в харосет , густое пюре из фиников, вина, орехов и яблок. Участники Седера, не облокачиваясь на левую руку, съедают по кусочку марора (минимальным объемом — кезайт ), обмакнув его в харосет и произнеся прежде благословение:

Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш, Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам вкушать горькую зелень.

Контрольный перечень необходимого для проведения Седера

Седер означает «порядок», поэтому нужно запомнить много важных подробностей. Не забывайте: ваш Седер должен включать:

Блюдо Седер Песах , ( кеара ) на которое выкладывается:

  1. сельдерей, петрушка или картошка ( карпас );
  2. салат-латук ( марор );
  3. хрен ( хазерет );
  4. харосет ;
  5. жареное куриное крылышко ( зроа );
  6. яйцо вкрутую ( бейца );
    • маца , покрытая сверху салфеткой (три квадратных или круглых мацот (плюс дополнительная маца );
    • вино и виноградный сок;
    • Агадот шель Песах ( пасхальная Агада для каждого участника Седера);
    • бокал для Элияѓу;
    • солёная вода;
    • бокалы для кидуша;
    • подушки для возлежания хозяина дома;
    • призы за находку афикомана

Помещения без квасного (хамца)

Во время пасхальной недели евреям запрещено есть или держать у себя хамец (квасное). По этой причине мы уничтожаем (или продаём) весь хлеб, печенье, макароны, пиво и т. д., приобретая другие продукты со знаком « Кошер леПесах » (разрешено для праздника Песах ). (Ашкеназские евреи воздерживаются от употребления в пищу китнийот — рис, бобы и прочее). Во избежание проблем соприкосновения с оставшимся квасным ( хамец), у нас есть специальный набор посуды и кастрюль на Песах . С практической точки зрения, многие люди начинают уборку дома на Песах за неделю и раньше до начала праздника Песах .

Поиск и сожжение квасного ( бдикат хамец )

Накануне праздника Песах, вечером, мы организовываем тщательный осмотр дома на предмет нахождения запретного квасного ( бдикат хамец ). Бдикат хамец совершается при помощи свечи и оставляет незабываемые впечатления у всей семьи. Любой оставшийся хамец сжигают на следующее утро ( срифат хамец ) или продают не еврею на передержку, пока не закончится Песах . Продажа должна быть серьёзной и юридически обоснованной; она осуществляется при помощи квалифицированного раввина. Любая проданная еда должна быть закрыта в шкафу и накрыта плёнкой.

Как празднуется еврейская Пасха

Для иудеев Еврейская Пасха является важнейшим днем в году. Она была учреждена ещё в ветхозаветные времена в память об исходе израильтян из Египта и освобождении их от рабства. Эти события не только дали свободу еврейскому народу, но и положили начало зарождению его национального осознания.

Именно поэтому иудейская Пасха, получившая название Песах, имеет огромное значение для всех израильтян, независимо от степени их религиозности. В этот день они пекут еврейский пасхальный хлеб и собираются всей семьей за праздничным столом, где во время трапезы рассказывают детям историю этого великого праздника.

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Исход евреев из Египта

История праздника Песах, который нередко называют Ветхозаветной Пасхой, уходит своими корнями в древнейшие времена, когда такой нации, как евреи, еще и в помине не было. Тогда у праведного человека Авраама и его жены Сары был сын Исаак, у которого потом появился наследник Иаков. Последний имел дюжину сыновей, одним из которых был Иосиф.

Иосиф старался жить в соответствии с праведным учением отца, просил своих братьев также встать на верный путь и отказаться от нечестивых деяний. Но они не вняли его кротким просьбам, а только еще больше озлобились и возненавидели Иосифа. Они боялись, что он возвысится над ними и решили его убить, но потом передумали и продали праведного брата в рабство.

Так Иосиф оказался в Египте. Там на его долю выпало множество испытаний, но он с Божьей помощью преодолел все невзгоды и со временем превратился из раба в чиновника, приближенного к самому фараону. Правитель Египта очень ценил умного и праведного Иосифа. А когда тот предсказал великий голод, и фараон успел вовремя сделать большие запасы пищи, то Иосиф завоевал любовь и уважение не только правителя, но и египтян.

И когда во всех странах начался страшный голод, фараон разрешил своему любимому советнику привести в Египет отца и братьев. Иосиф, который не держал зла на родственников, был очень рад воссоединению с семьей. Пока он был жив, израильтяне были в Египте почетными гостями и не испытывали ни в чём нужды.

Но время шло, одно поколение сменяло другое… Коренные жители постепенно забыли о том, что евреи были гостями египтян, и превратили их в рабов. Иудеи были вынуждены работать на своих господ более 400 лет и не видели спасения, пока однажды Бог не послал им Моисея, которому он велел потребовать, чтобы фараон освободил его народ. Правитель отказался отпускать своих рабов, и тогда Бог наслал на Египет девять страшных казней, но фараон не поменял свое решение.

После чего Бог сказал Моисею, что следующей ночью наступит самая страшная, десятая казнь — смерть первенцев. Он велел пророку предупредить еврейские семьи, что бы те в канун этой смертоносной ночи принесли в жертву ягнят и намазали их кровью двери своих домов, а мясо — зажарили и съели до наступления утра. Той ночью ангелы принесли смерть многим египетским детям, не тронули они лишь тех малышей, что жили в домах, двери которых были отмечены кровью агнцев. После этих страшных событий фараон разрешил евреям покинуть Египет, что положило конец их длительному рабству.

В память об «освободительной» ночи была учреждена иудейская Пасха — Песах, которая по праву считается одним из древнейших торжеств и начала праздноваться еще за полтора тысячелетия до периода земной жизни Иисуса Христа.

Ветхозаветные традиции иудейской Пасхи

Исход из Египта стал началом не только свободной жизни еврейского народа, но и лёг в основу зарождения его самобытного национального осознания. Поэтому иудейская Пасха уже ни одну тысячу лет является главным еврейским праздником. Название «Песах» переводится с древнееврейского как «прошедший мимо» и означает, что ангел смерти миновал дома израильтян.

Иудеи отмечают Песах ежегодно, на 14 день нисана. По еврейскому календарю это первый месяц библейского года, и он, как правило, приходится на март или апрель обычного, «гражданского» календаря. Даты еврейской Пасхи, также как и христианской, являются переходящими.

Читать еще:  Когда была пасха

В ветхозаветные времена одной из главных традиций празднования иудейской пасхи было принесение в жертву агнца или козленка. Это делалось в память о той ночи, когда кровь жертвенного животного спасла еврейских малышей от ангела смерти, карающего египетские семьи. Конец этому обычаю был положен Иисусом Христом, когда он во время пасхальной трапезы на Тайной Вечере, преломил праздничный хлеб и поднял символический бокал вина.

Изначально, в древние времена Песах — Еврейская Пасха — отмечалась в течение недели, где первый и последний дни были праздничными и выходными. Также на протяжении всего этого срока было принято отказываться от тяжелой работы и неприятных обязанностей.

В наше время практически во всем мире Песах празднуется 8 дней, а в Израиле — 7.

Этот обычай связан с тем, что в период расселения иудеев ещё не было чётко установленного единого календаря, и они, боясь пропустить памятную дату, отмечали все праздники по два дня. И в этом случае выходными являются два первых и два последних дня праздничного периода.

Песах в наши дни: праздничная трапеза и другие обычаи

Подготовка к празднику начинается заблаговременно.

  1. Иудеи собирают по всему дому все квасные продукты, которые сжигаются до наступления Песаха, так как в течение всего праздничного периода им запрещено употреблять мучные изделия из забродившего теста и можно есть только пресный хлеб.
  2. Также в утро перед праздником иудейские мужчины-первенцы держат символический пост. Они приносят эту жертву в память о чудесном спасении еврейских младенцев во время смертоносной ночи, предшествующей исходу иудеев из Египта.

По еврейскому календарю смена дат происходит не в полночь, а в момент захода солнца, поэтому иудеи начинают отмечать Песах вечером. Особую роль здесь играет Седер — специальная трапеза, на которую обязательно должна собраться вся семья, начиная с самых старших членов клана и заканчивая малышами.

Главный атрибут праздничного ужина — еврейский пасхальный хлеб, который выпекается в виде лепешек и называется «маца». Это блюдо готовиться в память об исходе из Египта, когда у евреев не было времени ждать, пока забродит тесто, и они испекли пресный хлеб, который во время путешествия спас их от голода.

Помимо мацы, на праздничном блюде обязательно должны быть такие кушанья.

Продукты Что символизируют
Мясо на кости или куриное крыло Символизируюют агнца, принесенного в жертву.
Отварное куриное яйцо. Олицетворяет несокрушимую силу духа еврейского народа, который только крепчает от переносимых испытаний.
Марор (разновидность горького хрена). Подаётся на стол в память о горькой жизни иудеев в период рабства;
Харосет. Это сладкая однородная масса из протертых фруктов, орехов, корицы и вина. Она символизирует глину, из которой евреи в период рабства изготавливали кирпичи.
Солёная вода в широкой пиале. По различным толкованиям она символизирует слезы израильтян, пролитые во время мучений в Египте, либо олицетворяет память о водах Красного моря, которые сначала расступились, пропуская иудеев, а затем сомкнулись, погребя египетских солдат, пущенных за ними в погоню.

В течение трапезы на Еврейскую Пасху иудеи обязательно должны вкусить все эти блюда. При этом во время ужина младший член семьи задает старшему четыре вопроса о событиях памятной «освободительной» ночи, и глава семьи отвечает на них.

Несмотря на схожие называния, еврейская и христианская Пасха по своей сути являются двумя абсолютно разными праздниками и даже отмечаются в разное время. Иудеи в этот день вспоминают освобождение своего народа от рабства и зарождение еврейской нации, а у православных христиан Пасха — это исключительно религиозный праздник в честь Светлого Христова Воскресения.

Песах

( פֶּסַח ; по-арамейски פִּסְחָא , писха ; по-гречески и по-русски — Пасха), весенний праздник в память Исхода евреев из Египта, начинающийся 15 нисана и длящийся семь дней в Эрец-Исраэль и восемь дней в странах диаспоры. Первый и седьмой дни (первые два дня и заключительные два дня — в диаспоре) — праздничные в полном смысле ( иом тов ), нерабочие, как суббота (но приготовление пищи разрешено); в остальные дни — хол ха-мо‘эд (`праздничные будни`) — работа разрешается (с некоторыми ограничениями).

Название «Песах» традиция связывает с тем, что Бог миновал ( пасах ) дома израильтян, не тронув их во время казней египетских (Исх. 12:23–27). Словом «песах» в древности назывался годовалый агнец или козленок, приносившийся в жертву в канун этого праздника (14 нисана к вечеру); его зажаривали целиком и съедали на семейной праздничной трапезе ночью (Исх. 12:1–28, 43–49; ср. Втор. 16:1–8, где упомянут и теленок). Тот, кто, не обладая ритуальной чистотой или находясь слишком далеко от Храма, не мог выполнить этот обряд 14 нисана, мог совершить его месяцем позже (Чис. 9:1–14); это второй ( Песах шени ), или малый Песах, согласно позднейшей терминологии. Песах называется также хаг ха-маццот (`праздник опресноков`, см. Мацца; Исх. 23:15; Лев. 23:6; Втор. 16:16), так как в этот праздник заповедано есть хлеб только из неквашеного теста в память о том, что израильтяне, в спешке покидавшие Египет, были вынуждены изготовить хлеб из не успевшего взойти теста (Исх. 12:39).

В книге Ие хошуа бин Нуна говорится, что израильтяне, войдя в Эрец-Исраэль, праздновали Песах в Гилгале (ИбН. 5:9–10). В Хроник книге рассказывается о праздновании Песаха в Иерусалиме в царствование Хизкия ху (II Хр. 30:1–21) и Иошия ху (II Хр. 35:1–18). Иосиф Флавий сообщает, что в 65 г. н. э. в Иерусалим на жертвоприношение пасхальных агнцев в Храме прибыло не менее трех миллионов человек (Война 2:280); такая же цифра приводится в Талмуде (Псах. 64б). С разрушением Второго храма (70 г. н. э.) жертвоприношение агнца прекратилось, в то время как другие пасхальные обряды сохранялись. Самаритяне, культовый центр которых находится на горе Гризим, до сегодняшнего дня приносят там в жертву пасхального агнца.

Праздничная трапеза в вечер наступления Песаха и все ритуалы этой ночи называются седер (буквально `порядок`), полнее — седер Песах ; главное предписание этой церемонии — рассказывать детям об исходе из Египта. В средние века выработался окончательный традиционный порядок обрядовой трапезы (включая форму ответов главы семьи на вопросы детей, застольные песнопения и т. п.), зафиксированный в Пасхальной хаггаде.

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате Псахим. До наступления пасхальной недели в доме и на всех других принадлежащих еврею территориях собирают все квасное (хамец) и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею). Согласно раввинистическим авторитетам, есть маццу обязательно только в первый день праздника (ночь 14 нисана), в то время как в остальные дни пасхальной недели, по мнению большинства, требуется лишь не употреблять в пищу квасного. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять в Песах только после специальной обработки погружением в кипящую воду ( хаг‘ала); посуда, которую ставят на огонь, прокаливается докрасна; если посуду нельзя обработать никаким из этих способов, ее не используют в Песах. Иногда в семье хранится особая посуда для Песаха.

В первый день Песаха в синагоге читается молитва о росе ( тал ) и полностью — Халлел (в странах рассеяния Халлел читается полностью в первые два дня, а в остальные дни Песаха — до середины); в субботу, выпадающую на один из дней праздничной недели, в синагогах ашкеназов читают Песнь Песней; в последний день Песаха читается Хазкарат нешамот. Этот день принято связывать с переходом через Красное море. В синагогальной литургии Песах называется праздником свободы ( хаг ха-херут ).

В еврейских общинах принято перед Песахом собирать ме‘от хиттим (буквально `деньги на пшеницу) или кимха де-фисха (по-арамейски, буквально `пасхальная мука`); первоначально собирались деньги на муку для маццы, а позднее — на пасхальный стол в пользу бедных членов общины. В талмудическое время всякий, проживший год в данном поселении, был обязан жертвовать, а если сам был неимущим, мог получать ме‘от хиттим . В средневековой Европе было принято, чтобы раввин общины и семь ее видных членов составляли список жертвователей и получателей благотворительных денег.

По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников — собственно пасхальной церемонии и праздника опресноков. Высказывались предположения, что пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками перед переходом с зимних пастбищ в пустыне на летние пастбища в обжитых районах, а обычай мазать дверные косяки кровью жертвы — из магического ритуала защиты стад. Первоначально Песах отмечался в семейном кругу (ср. Исх. 12:21) — сначала в шатрах, а с поселением израильтян в Ханаане — в постоянных домах. После произведенной царем Иошия ху централизации культа в Иерусалимском храме празднование Песаха там стало массовым (II Ц. 23:21–23; ср. Втор. 16:2,7). Обычай закалывать жертвенное животное, готовить и съедать его мясо при Храме (II Хр. 30; 35:13–14; Юб. 49:16–20), видимо, сохранялся и после возвращения из пленения вавилонского. Позднее, когда число участников увеличилось, при Храме производили только заклание, а трапезу совершали в частных домах Иерусалима (Псах. 5:10, 7–12 и др.). Пасхальное жертвоприношение при Храме положило конец обряду мазать дверной косяк кровью жертвы: теперь ею кропили алтарь (II Хр. 30:15–16; 35:11).

Читать еще:  Автор воспоминаний сестры милосердия крестовоздвиженской общины

О порядке пасхальной трапезы, традиционных пасхальных блюдах и особых видах столовой утвари см. Седер.

Песах наряду с Суккот и Шаву‘от — один из трех паломнических праздников. Хотя, в отличие от двух последних, Песах в Библии не связан с земледелием, талмудическая традиция установила, что приношение омера (плодов первой весенней жатвы) должно совершаться на второй день Песаха. В современной литературе на иврите Песах принято называть хаг ха-авив (`праздник весны`). В Израиле в связи с возрождением еврейского сельского хозяйства вновь стал значимым характер весеннего праздника; прекратившееся с разрушением Храма приношение омера символически восстановлено в киббуцах. Песах в Израиле — это пора массовых экскурсий и прогулок по всей стране и особых походов в Иерусалим, как бы воспроизводящих в новой форме древнее паломничество.

Возвращение народа из галута на историческую родину после Катастрофы и восстановление еврейской государственности воспринимается в Израиле как повторение решающих событий ранней еврейской истории, и в этом аспекте Песах как праздник освобождения приобретает особо актуальное значение (см. Исход).

В христианстве Песах — Пасха получает новое осмысление, связанное с Иисусом. Это единственный христианский праздник, сохранивший связь с лунным еврейским календарем (см. также Иудействующие). Пасхальный седер. Из Хаггады. 14 в. Испания. Британский музей. Лондон.

Традиционный пасхальный стол йеменских евреев. Энциклопедия Иврит. Тель-Авив.

Песах 2019: когда отмечается, история и традиции, заповеди и запреты, маца и вино

Евреи всего мира готовятся отметить главный иудейский праздник Песах, который празднуется в память исхода евреев из Египта. Это событие является основополагающим в иудаизме и расценивается как начало создания еврейского государства.

Название праздника

Название главного еврейского праздника напоминает слово Пасха. Это неспроста — христианская Пасха тесно связана с иудейским праздником. Еврейскую Пасху традиционно называют Песах, или Пейсах (такой вариант названия принят у восточноевропейских, в том числе у российских евреев).

Слово «песах» имеет несколько значений. По одной из версий оно означает «перепрыгнуть», то есть в более широком смысле — перейти из рабского состояния к свободе. Также есть вариант происхождения названия от ивритского слова «пасах», что в переводе означает — «миновал», «прошел мимо». Бог, согласно преданию, во время «казней египетских» миновал еврейские дома, и погибли только египетские первенцы.

Когда отмечается Песах в 2019 году

Песах начинается на 14-й день весеннего месяца нисан и празднуется в течение семи дней в Израиле и в течение восьми дней за пределами еврейского государства. Чтобы не усложнять, сразу переведем в современный календарь.

Праздник будет отмечаться с вечера пятницы, 19 апреля, до вечера, субботы, 27 апреля.

Самая главная часть праздника — первый седер — состоится вечером 19 апреля. Первым днем Песаха официально считается 20 апреля.

В Израиле первый и последний день Песаха являются выходными, согласно религиозным правилам работа в эти дни категорически запрещена, время следует посвятить отдыху и молитве.

Все остальные дни Песаха считаются так называемым полупраздником, поэтому многие государственные учреждения Израиля закрыты, а светские израильтяне массово уезжают в короткие отпуска.

История исхода

Песах отмечается в память избавления евреев из египетского рабства и обретения ими свободы. Событиям праздника посвящена Книга Исход (Вторая книга Моисея). Это важнейшая часть Торы (Пятикнижия), Ветхого завета и всей Библии.

Книга Исхода рассказывает, что евреи 400 лет были рабами в Египте, пока их по божьей воле не вывел оттуда Моисей (Моше). Однако египетский фараон отказывался отпустить евреев. Бог в ответ наслал на Египет «десять казней». Только после десятой казни (гибели первенцев) фараон согласился отпустить евреев на свободу, однако потом передумал и кинулся в погоню.

Всевышний, однако, спас иудеев, повелев водам Красного моря расступиться и дать беглецам пройти. Преследовавшее Моисея фараоново войско при этом погибло.

Через три месяца перехода по пустыне иудеи достигли горы Синай, где Моисей получил десять заповедей. Оттуда путники направились в Ханаан (Землю обетованную) и, достигнув ее границ, выслали вперед двенадцать разведчиков. Десять из них вернулись и поделились своими сомнениями о возможности завоевания этой земли. Всевышний наказал иудеев за сомнения и ропот: он обрек их 40 лет скитаться по пустыне, чтобы за это время родилось поколение, которое никогда не знало рабства.

Сорок лет спустя после исхода из Египта иудеи вышли к берегу Иордана, там Моисей умер, назначив своим преемником Иисуса Навина. Рассказ об исходе является фундаментальным в иудаизме, это событие, согласно Торе, является основополагающим в формировании евреев как свободного народа, обретшего свою страну.

Песах: традиции, заповеди и запреты

Традиции Песаха очень древние, считается, что они сохранились со времен исхода из Египта почти без изменения. Строгое исполнение всех правил и традиций праздника — это заповедь, которая тщательно соблюдается.

Среди главных атрибутов Песаха — маца (опресноки, которые готовят по строго определенным правилам), которая заменяет на всю праздничную неделю хлеб, а также вино, которое имеет символическое значение. К символам Песаха относится также горькая зелень, символизирующая горечь рабства, и некоторые другие продукты.

Все правила Песаха изложены в Агаде — сборнике молитв и текстов, связанных с исходом. Особое внимание в Агаде уделено правилам и порядку проведения самой важной части праздника — первого седера («седер» на иврите — это «порядок», последовательность действий, которая строго регламентирована).

Перед началом праздника верующие проводят тщательную уборку всего дома, изгоняя даже намеки на хамец (квасное — продукты и напитки, полученные с помощью брожения). Считается, что эта традиция идет со времен исхода, когда евреи так торопились покинуть Египет, что взяли с собой не успевшее забродить тесто. Из этого теста они по дороге пекли мацу — сухие пресные лепешки, «хлеб свободы».

Изгнание и даже сжигание (сегодня, как правило, символическое) хамеца — это символ избавления от греховного, всего, что мешает следовать божьим заповедям.

Хамец можно не только выбросить, но и продать, в том числе символически. После окончания праздника его так же символически выкупают обратно, делается это и в Израиле, в том числе так поступают со всеми хлебными запасами страны.

Заповеди Песаха столь же важны, как и запреты. Наличие на праздничном столе мацы и горькой зелени (марора) — символа горечи египетского плена — это одна из заповедей. К заповедям относится чтение пасхальной Агады, рассказ об исходе с ритуальными вопросами и ответами, а также правило выпивать за праздничным столом не менее четырех бокалов вина или виноградного сока и некоторые другие ритуалы.

Из других обрядовых блюд на Песах упоминают зероа — пропеченное мясо с косточкой, бейцу — крутое яйцо, карпас — съедобную зелень, а также харосет — смесь из тертых яблок, вина, орехов и корицы. Каждое из этих блюд имеет символическое значение, связанное с историей исхода.

Связь Песаха с Пасхой

Песах и христианская Пасха тесно связаны. Согласно христианскому учению, Иисус вошел в Иерусалим как раз накануне Песаха. Все события Страстной недели так или иначе связаны с отмечанием этого иудейского праздника (Тайная вечеря — это, собственно, первый седер).

Католическая Пасха (которая в этом году отмечается 21 апреля) календарно не привязана к Песаху, в отличие от православной. Православные церкви, живущие по юлианскому календарю, как правило (бывают редкие исключения), отмечают Пасху ровно через неделю после Песаха. Так будет и в этом году: Страстная неделя у православных начнется 22 апреля, а Пасха будет отмечаться сразу после окончания Песаха — 28 апреля.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector