Где упоминается лилит в библии

Где упоминается лилит в библии

«Касталия» — это:

  1. ИЗДАТЕЛЬСТВО, выпускающее уникальные книги, большинство из которых впервые доступны для русскоязычного читателя благодаря нашим усилиям.
  2. ЛЕКТОРИЙ с регулярно проходящими лекциями в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России и ближнего зарубежья.
  3. ВИРТУАЛЬНЫЙ ЛЕКТОРИЙ, где собран весь массив наших видеолекций по юнгианской психологии, символизму таро, алхимии, астрологии и другим духовным наукам. Находясь в любой точки мира, вы можете связаться с нашим кординатором и заказать заинтересовавшие вас лекции и курсы.
  4. САЙТ, ежемесячно пополняемый эксклюзивными переводами, авторскими материалами, видеозаписями, книгами и статьями — огромным количеством ценной информации, находящейся в открытом доступе, то есть предоставляемой совершенно бесплатно! Поэтому, даже если у вас нет денег для участия в собраниях нашего клуба или приобретения изданных нами книг, это не станет препятствием на пути познания.
  5. ЛУЧШИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ в сфере психологии, астрологии и таро, готовые оказать помощь в преодолении духовного кризиса и расширить ваше представлени о самих себе.

Наш проект — это, кроме того, знак качества. Сейчас, когда эзотерика в сознании даже образованных людей с трудом отличается от шизотерики, а «духовный эфир» заполнили лазаревы, трехлебовы, ахиневичи, торсуновы и прочие чумакователи и мошенники, наш проект дает уникальную возможность соприкоснуться с серьезными и аутентичными духовными и психологическими школами.

КАСТАЛИЯ ПРИГЛАШАЕТ К СОТРУДНИЧЕСТВУ АВТОРОВ, ПЕРЕВОДЧИКОВ, А ТАКЖЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ

Подробные сведения о работе «Касталии» в различных городах и в вирту-альном пространстве представлены в разделе О проекте.

Тем, кто желает больше узнать о нас и нашем мировоззрении, советуем ознакомиться со следующими материалами:

Жителям Москвы и Московской области предлагаем обратить внимание на информацию о мероприятиях клуба – Все, что нужно знать о клубе «Касталия». Жителям других регионов, возможно, будет интересно рассмотреть вариант виртуального членства и ознакомиться с Уставом отде-ла переводов «Касталии».

Собрания московского отделения клуба «Касталия» проводятся ежене-дельно. Наши лекции посвящены символизму предсказательных систем (в первую очередь, Таро, рунам и астрологии), методам анализа сновидений и другим практикам самопознания.

Любые возникшие вопросы о клубе можно задать в письме, отправив его создателю и руководителю проекта Олегу Телемскому на адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Зигмунд Гурвиц Книга Лилит. Исторические аспекты Глава 3 Лилит в Библии и Талмуде

  • размер шрифта уменьшить размер шрифтаувеличить размер шрифта
  • Печать
  • Эл. почта

Книга Лилит. Исторические аспекты

Глава 3

Лилит в Библии и Талмуде

В Ветхом Завете Лилит упоминается лишь однажды — в видении пророка Исайи об истреблении врагов Сиона, в котором говориться о большом заклании в земле Едома:

«И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов [ court for owls ] . И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие [ s a’ir ] будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение [ Lilith ] и находить себе покой.» Ис. (34:13-14)

В отличие от изображений Лилит в культуре Шумера и Вавилона, где она почиталась как богиня и была тесно связана с Ламашту и Иштар, в библейской литературе она превратилась в безликого духа пустыни, и затерялась среди всех остальных демонов. Тем не менее, предполагается, что каждый знал о её существовании.

Изучая текст Писания, Гастер выдвинул довольно смелую гипотезу о том, что в Книге Исаии помимо Лилит упоминается ещё и мужской дух — Лили. В качестве доказательства он приводит следующий стих:

«Ve’ha’elilim kalil jachaloph.» 2

Данный стих вызвал споры ввиду своей неоднозначности, поэтому, чтобы ответить на вопрос, что же он значит, нам необходимо подвергнуть его короткому критическому анализу. В английской Библии Короля Иакова он переведён как: «And the idols he shall utterly abolish.» 3 , в русском Синодальном переводе он звучит как: «и идолы совсем исчезнут.»

Приставка ? «ve«переводится как «и «, ? «ha» — это определённый артикль как в единственном, так и во множественном числе. . «elilim» — существительное во множественном числе, образованное от слова ?? «El «, что значит «бог». В контексте данного стиха это слово имеет уничижительную окраску и означает «идолы».

Одно время было принято связывать значение этого слова с богом ветра Элилем, но подобное утверждение абсолютно беспочвённо, так как правильное написание имени этого бога — «Энлиль». «Elilim » означает «уничтожить». В своих переводах Библии Торкзинер использует слово «ничтожества» (nothingness ), Мартин Бубер, в свою очередь, употребляет термин «небожественые» (non-godliness), но точнее всего, на мой взгляд, перевёл это слово Ганс Вилдбергер: в своём комментарии на переводы Книги Исайи, он предложил словосочитание «тщетные существа» (vain beings ). В Библии есть несколько стихов, в которых слово » e lilim» используется применительно к идолам, особенно в Исаии (10:10) и в Иезекииле (30:13).

» jachaloph » — это глагол в будущем времени третьего лица единственного числа, образованный от слова . «ch-l-ph», которое означает «миновать», «пройти мимо». В этой связи оно перекликается с «и поднимется она во всех протоках своих» Ис. (21:7,8), и «бури на юге носятся» Ис. (21:1)

На данный момент среди учёных нет разногласий по поводу перевода слов «elilim» и «jachaloph». Также не вызывает сомнений и то, что «jachaloph» имеет отношение только к «kalil», а не к «elilim», поскольку это продиктовано правилами грамматики. Однако его значение до сих пор под вопросом. Если следовать распространённому мнению, то оно образовано от еврейского . «kol», что значит «содержать», «общий», «вполне». Оно несколько раз встречается в Ветхом Завете в таком значении. 1

Зачастую, любая интерпретация этого библейского стиха вызывает сомнения.

Гастефи предложил поделить слово . » kalil» на две части: «ka», то есть «как», «подобно» и » lil «, что по его мнению является искажённым написанием имени Лили. В его варианте перевода стих должен звучать так:

«И идолы — такие как Лили, которые с трепетом пролетают мимо.»

1. Судей (20:40), Езекииль (16:14)

2. Т . Н . Gaster: loc. tit., p. 50 note 1

Не смотря на предоставленный перевод, гипотеза, предложенная Гастефи, признана весьма спекулятивной и опровергнута большинством специалистов по Ветхому Завету.

Приведённый выше стих из Книги Исайи свидетельствует о том, что образ Лилит был общеизвестен. Однако, о её природе, внешности и действиях ничего не сказано. Первыми, кто попытался приоткрыть завесу, были комментаторы Библии. Они описывали её как женщину-демона, которая умеет летать и стонет по ночам как птица. 2 Не трудно предположить, что их интерпретации были навеяны Талмудом. Раввины, которым была неизвестна этимология слова «Лилит», непреднамеренно связывали его со словом «лайла», или же с краткой формой — «лайил», что, как мы уже говорили, означает «ночь».

Вместе с тем, в талмудической литературе к образу Лилит добавляется новый элемент: Лилит как женщина-соблазнительница. До этого, она обладала только аспектом Ламашту, но по мере своего развития стал проявляться аспект Иштар. В Талмуде, так же как и в Библии, Лилит наделена исключительно отрицательными качествами.

Отношение к ней как к опасной демонической фигуре было продиктовано раввинистической и талмудической традицией, и имело под собой веские исторические и психологические основания. В первую очередь это было вызвано патриархальными взглядами талмудически-равинистического Иудаизма, в котором всё женское воспринималось как нечто опасное и угрожающее. В результате, это перекочевало в Иудео-Христианство и прочно укоренилось в Западной культуре, где образ женщины был обесценен и демонизирован.

1. S. Jizchaqi: Raschi to Isa. 34, 14

2. D. Qimchi: Redaq to Isa. 34, 14

Далее мы рассмотрим последствия таких взглядов.

В Талмуде, впрочем как и в Мидраше, сведений о Лилит не много, но её демонический характер достаточно ясно описан известными раввинами:

Рабби Иеремия бен Элеазар сказал: « В те годы, в которые Адам, первый человек, был отделен от Евы (130 лет между смертью Авеля и рождением Сифа), он стал отцом призраков, демонов и лилин ». 1

В другом стихе Талмуда он говорит:

«Они (то есть, люди, которые пытались построить Вавилонскую башню) были разделены на три группы. [. ] И те, кто сказал: Поднимемся, восстанем войной (против Бога), были превращены в обезьян, призраков и лилин.» 2

Комментатор Соломон бен Ицхак 3 говорит, что лилин имели человеческое тело и крылья.

В одном талмудическом трактате упоминается похожая на Лилит женщина-демон по имени Аграт, дочь Махлат, которая душит мужчин. Многие авторы отождествляют её с Лилит:

«Не выходи один гулять ночью. Потому что учение говорит: Не выходите ночью в среду или в шаббат (которые считались неблагоприятными днями), потому что в это время, когда Аграт, дочь Махлат, бродит в сопровождении восемнадцати легионов ангелов смерти, каждый из которых способен задушить. 4

1. ВТ : Traktat Erubin 18b

2. ВТ : Traktat Sanhedrin 109a

3. S. Jizchaqi on Sanhedrin 109a

4. ВТ : Traktat Pessachim; Midrash Num. rabba 12, 1

Среди упоминаний о Лилит как о соблазнительной женщине, есть и такие, в которых говорится о её длинных волосах и крыльях. 1

В другом тексте мы видим предостережение:

Рабби Ханина говорит, что: «Нельзя спать одному в доме (согласно другому переводу: в изолированном доме), потому что всякий, кто спит один в доме, подвергается нападению Лилит.» 2

В более поздней раввинистической традиции Лилит выполняет роль суккуба, который является Адаму и его детям при каждом удобном случае. В сирийской Книге Варуха (ветхозаветном апокрифе) есть следующее упоминание о ней:

«Я обращусь к морским сиренам

К Лилит, которые выходят из диких мест

И к шеддим и танним, живущих в лесах.» 3

Сирены, упомянутые в этой цитате, похожи на совоподобных демонов греко-римской мифологии. У каждой из них голова соблазнительной женщины и тело совы (согласно другим источникам: тело рыбы). Легенда гласит, что они были дочерями бога рек Ахиллеса и нимфы Каллиопы. В современной Греции вера в них сохранилась до сих пор:

«Сирены заманиваю парнасских моряков своим сладкоголосым пением, и те остаются беззащитными перед надвигающимся штормом. В надежде на спасение моряки плывут туда, откуда доносятся эти сладкие звуки. Подплывая ближе, они становятся ещё более подвластны этим голосам, и продолжают плыть в их сторону, пока в конце концов не тонут.» 1

Тема: Лилит

Опции темы

Лилит

Приветствую.Скажите пожалуйста, прада ли, что лилит первая жена адама?И что о лилит говорится в библии, если вообще говорится.

Насколько мне известно — это из еврейских неканоничных текстов. Что о ней говорится там, честно говоря, не помню.

Читать еще:  Когда можно поминать самоубийц

Ф. М. Достоевскоий: «раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» «Гражданин», Дневник писателя, 1873 г., №50.
«Неверье — слепота, а чаще свинство» И.Бродский

Покаяние — это жажда быть другим. (с)

У Адама была одна супруга и звали ее вначале Жена, потому, что взята из Мужа. После грехопадения Жены, после Первого Обетования ей дано было имя Ева, что означает Жизнь. Если, вас интересующее имя, означает то же, называйте её этим именем. Желательно с пояснением.

2Remo: не стоит выдавать общеизвестную информацию, тем более, что не в этом вопрос. Если не знаешь, то лучше промолчи.

Я, в принципе, тоже не знал, но решил помочь, а поэтому воспользовался гуглом. И вот, пожалуйста: слово Лилит встречается в Библии один раз и это в Ис.34:14
Русский перевод: «там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой»
Украинский: «Ліліт тільки там заспокоїться і знайде собі відпочинок!»
Перевод еврейского tyliyli » — ночная богиня или ночной демон

Мне трудно понять как это заимствованное из аккадской мифологии слово привязалось к Еве .

Вот это вопрос, не в бровь, как говорится. А правда ли вообще многое из того, что написано в Библии? О Лилит говорилось на одной из тем. Кажется, «Два пола человека, почему?».

Kot прав отчасти. О Лилит действительно упоминается в еврейских текстах. Не ТаНаХе, но все же назвать Талмуд неканоническим. Хм, это для кого же, не для самих ли для евреев?

Почему в библии не упоминается о первой жене адама? Что за фуфло подсунули нам, русскоговорящим? Или у евреев несколько вариантов сотворения мира?

Нет, просто у евреев кроме ТаНаХа (христианского Ветхого Завета) есть еще и другие источники. Подобно тому, как в православной и католической церквях — предания.
И те и другие вначале передавались устно, а в сборник объединены уже позже. Вот почему иерусалимская Гемара отличается от вавилонской, хотя Мишна в обоих Талмудах одна и та же. Кроме того, существует традиция так называемой тайной или скрытой Торы (основная книга («Зоhар Акодэш») — это «просто» комментарий к Пятикнижию). Но к ее изучению может приступить лишь богобоязненный, близкий к истинной святости человек.

В традиционных легендах и сказаниях многих народов, признающих Библию Священной Книгой, появляется иногда имя Лилит — существа женского рода. Ее считают первой (т.е. еще до Евы) женой библейского Адама. Согласно одному преданию, Бог, сотворив Адама, сделал ему из глины жену и дал ей имя Лилит. Ее называют еще Первая Ева.

Часто полагают, что Лилит является отражением старинных попыток раввинов интегрировать в иудейскую мифологию шумеро-вавилонскую богиню Белет-или (ее укороченное имя — Белили). Жители библейской Земли Ханаанской (Палестины) называли Лилит именем Баалат, что означает «святая властительница». А на одной из табличек, найденных в древнем городе Ур и датируемых 2000 г. до нашей эры, она названа именем Лиллаке. Имя Лилит восходит к именам трех шумерских демонов: Лилу, Лилиту и Ардат Лили, причем первый и второй из них — инкуб и суккуб, т.е. существа соответственно мужского и женского пола.

Согласно древнееврейской традиции Адам взял Лилит в жены только потому, что устал от соитий с различными животными. Эта содомия, которой он занимался до женитьбы на Лилит, хоть и считалась в Ветхом Завете грехом (Второзаконие, 27: 21), была очень распространена среди пастухов Среднего Востока.

Адам пытался приучить Лилит совокупляться с ним в так называемой «миссионерской позе», т.е. в позе, когда мужчина находится сверху, что соответствовало преобладающей в то время власти мужчин (патриархату). Кстати, эту позу считали впоследствии единственно возможной и мусульмане, утверждавшие: «Будь проклят тот мужчина, который ставит женщину на место Небес, а себя на место Земли». Католические авторитеты также постоянно повторяли, что любая иная поза, кроме миссионерской, является грехом.

Но Лилит не была ни мусульманкой, ни католичкой. Она насмехалась над сексуальной необразованностью Адама и однообразием его любовных ласк. А потом прокляла Адама и убежала, поселившись у Красного моря. Кстати, это море, упоминаемое в связи с Лилит, является не географическим Красным морем, а одним из вариантов Океана Крови богини Кали Ма, «Темной матери» индийского пантеона богов, триединой богини творения, сохранения и разрушения, причем последнее считается ее самым характерным свойством. И поэтому данный Океан должен постоянно наполняться жертвами, чему Лилит и способствовала впоследствии.

Бог послал ангелов, наказав им вернуть Лилит к мужу. Лилит отказалась вернуться и заявила, что создана, чтобы вредить новорожденным. Единственное, что удалось ангелам — это взять с Лилит клятву, что она не войдет в дом, в котором увидит их самих или их имена. Но одновременно она прокляла ангелов, не вняла наказам Бога и проводила свое время, совокупляясь с демонами. Любовь с демонами доставляла ей большее удовольствие, чем любовь с Адамом, от них она ежедневно рожала по сотне детей. И Бог был вынужден для замены Лилит сотворить кроткую Еву, которая и стала второй женой Адама.

Плодовитость Лилит и ее сексуальные предпочтения сделали ее очень популярной у земледельческих племен. Они называли Лилит Праматерью или Великой Матерью и противопоставляли Адаму, сделавшемуся предводителем скотоводческих племен. Древние евреи, считавшие кровь и все, что с ней связано, нечистым, не приняли культ Великой Матери из-за того, что она пила кровь пастуха Авеля, который — в соответствии с Ветхим Заветом — был убит Каином, считавшимся покровителем земледелия и кузнечного искусства.

Считают, что есть связь между Лилит и богиней этрусков Лейнт, которая вместе с богинями Эйтой и Персипнеей (в греческом варианте Гадес и Персефоной) встречала мертвых у ворот Подземного царства. Эти ворота изображались часто в виде йони, женского полового органа, или же в виде цветка лилии, а само вхождение в подземное царство часто представляли в мифологии как сексуальный акт.

История Лилит исчезла из канонического текста Библии, но дочери Лилит, которых называли лилитами, преследовали мужчин еще более тысячи лет. Вплоть до средних веков евреи применяли амулеты, отпугивающие — по их мнению — лилит, этих похотливых искусительниц, которые охотно совокуплялись со спящими мужчинами и вызывали у них ночные семяизвержения. И естественно, будучи верными дочерьми Лилит, эти ночные искусительницы во время такого совокупления сидели на корточках на мужском теле, т.е. в любовной позе, предпочтительной во времена матриархата.

Древние греки также верили в существование лилит, называли их Ламии и считали, что они похищают и пожирают чужих детей. Впоследствии христиане переняли легенды о лилитах, называя их адскими распутницами или суккубами — демоническими существами женского рода, соблазняющими мужчин, особенно ведущих праведный образ жизни. Монахи пытались защищаться от лилит тем, что брали в руки крест и закрывали им во время сна свои гениталии. Говорят, что Лилит каждый раз смеялась, когда у набожного христианина случалось ночью непроизвольное семяизвержение. А если юноша улыбался во сне, считалось, будто его гладит Лилит. Чтобы предохранить детей от ее тлетворного влияния, вокруг детских колыбелей чертили мелом круг, внутри которого писали имена тех самых трех ангелов, которых Бог послал к Лилит, чтобы вернуть ее Адаму. Считалось еще, что мужчины и дети не должны оставаться одни дома, чтобы не подпасть под власть Лилит.

В дальнейшем дочерей Лилит стали называть «ночными ведьмами». Как и их братья инкубы, эти похотливые ведьмы, т.е. суккубы, были настолько искусны в любви, что после любовных утех с ними мужчины (или, соответственно, женщины) не могли уже удовлетворяться любовью с земными женщинами (или, соответственно, мужчинами).

Благодаря большому интересу к каббале в Европе во времена эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно европейской литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Такое представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе (хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с ее способностью менять свой облик). Образ прекрасной, магически соблазнительной Лилит лежит в основе рассказа французского писателя Анатоля Франса «Дочь Лилит» и поэмы классика армянской литературы Аветика Исаакяна «Лилит», где прекрасная, «неземная», сделанная из огня Лилит противопоставляется простой, «обыденной» Еве. Таким же противопоставлением Лилит Еве отмечено и стихотворение Марины Цветаевой «Попытка ревности». Шотландскому романисту и сказочнику Джону Мак-Дональдсу (1824-1905 гг.) принадлежит очень известный в свое время роман «Лилит».

Образ Лилит, одновременно чарующей и демонической, приносящей несказанные удовольствия и одновременно разрушающей жизнь и убивающей младенцев, долго не давал покоя не только писателям, но и всем, кого привлекали ужас и очарование восточных легенд. И только в наше время, время полного равноправия мужчин и женщин почти во всех вопросах жизни, о Лилит как-то забыли. А ведь это она была первой, кто выступил в защиту этого равноправия, понимаемого ею, правда, несколько своеобразно. А не добившись его, стала мстить людям своим, необычным способом.

Впрочем о Лилит в наше время забыли не все. Философ и визионер Даниил Андреев предрекает пришествие в наш мир так называемого анти-Логоса — небывалого существа, обладающего признаками гениальности и являющегося одновременно своеобразным воплощением дьявола, т.е. антихриста, который приобретет власть над умами и душами людей. Он — согласно видениям Андреева — вытеснит из людских душ образ Христа и сам займет его место. А рядом с ним будет Лилит в образе прекрасной женщины, воплощения Вечной Женственности. «Вокруг себя, — пишет Андреев, — и воплощенной Лилит антихрист создаст кощунственный культ мирового совокупления, и гнусные действия между ними, окруженные сказочными эффектами и одурманивающим великолепием, будут разыгрываться перед лицом всех и вся, якобы отображая в нашем мире космический брак двух ипостасей Троицы». И еще: «От воплощенной Лилит будет излучаться свет невыразимой красоты, напоминающий лунное сияние. Прикосновение же к ее телу будет вызывать не какое-либо подобие электрического разряда, а, напротив, несказанное наслаждение для всякого человека и полное угасание последних проблесков в его памяти о чем-либо высшем».

Но согласно воззрениям Даниила Андреева, как была создана Лилит волей Бога, так она и будет уничтожена божественными силами вместе с антихристом. Вот как об этом пишет сам Андреев: «Катастрофа же, которой завершится жизнь последнего воплощения Лилит, не будет иметь ни одного зрителя. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно как и куда. В действительности ее физический облик бесследно распадется на составные компоненты. Этого никто не будет знать, и поиски ее будут продолжаться долго. Появятся даже самозванки, но, конечно, ни одна из них не сможет выдержать до конца такой нечеловеческой роли. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей».

Читать еще:  Борис годунов что вспоминает о грозном пимен

Таковы мрачные видения Даниила Андреева. Но как бы то ни было, образ истинной Вечной Женственности, чьим обманным воплощением представляется иногда на какое-то время Лилит, не исчезает из людских душ уже много веков.

Кто такая Лилит — первая жена Адама

До сотворения Евы существовала Лилит — первая жена Адама, согласно древнейшим апокрифам, созданная Богом из глины. Впоследствии женщина ушла из Рая и стала одним из страшнейших демонов, будучи несправедливо обиженной как мужем, так и Создателем.

Упоминания о Лилит — первой жене Адама

Лилит как первая жена Адама впервые упоминается в нескольких христианских апокрифах — книгах, написанных в библейские ветхозаветные времена или при жизни и после смерти Иисуса, которые не принимались официальной церковью в качестве достойных внимания и общепризнанных источников. До сих пор ни иудаизм, ни христианство, ни ислам не считают факт существования Лилит соответствующем канонам веры.

Сущность Лилит активно была задокументирована в ранних семитских мифах, где женщина была покровительницей злых духов ночи. Демон губила женщин и маленьких детей, соблазняла мужчин. Более подробно о силах и статусе написано в статье про демоницу Лилит.

Глубже всего образ первой женщины раскрывается в каббале. Согласно мистическому иудейскому учению, Лилит символизирует негативное женское начало, как Каин — антимужское, а демон Самаэль — антибожественное. Первая жена Адама считается воплощением всех адских демонов и их королевой.

Иудаизм не отвергает каббалу, а считает продолжением религиозной и научной традиции еврейского народа. Первая женщина, созданная из глины, имеет право на существование наряду с другими демонами и ангелами.

Адам и Лилит — история совместной жизни

Лилит, согласно апокрифам, была сотворена Богом вместе с Адамом. Для создания женщин была использована простая глина. По праву сотворения люди были равны, но Бог отдал первую женщину в пользование Адаму. Долгое время пара была вместе: временные рамки пребывания людей в Райском саду не обозначаются в Писании.

Согласно популярной среди феминисток легенде, Лилит была доброй женой и стремилась соответствовать мужу, но ей претила идея неравенства. Основной конфликт у пары возник из-за сексуальных отношений. В один момент жена потребовала при занятии любовью находиться сверху. Адам отказался подчиняться, как Лилит подчинялась ему, и пошел жаловаться Богу.

Узнав о гневе Господа, Лилит решила бежать из Райского сада. Назвав тайное имя Бога, женщина с помощью его силы поднялась над водой и полетела прочь из Эдема. У Красного моря трое посланных ангелов-преследователей смогли настигнуть беглянку. Первая женщина была жестоко наказана, но суть наказания легенды описывают по-разному. Согласно одним мифам, Лилит постоянно чувствует боль сотни умирающих родных детей каждый день, другие гласят, что женщина была изуродована, третьи уверяют, что первая жена Адама просто стала бесплодной и рожала исключительно демонов.

Считается, что спас женщину ангел Самаэль, который стал Люцифером или Сатаной. Их объединяли общие цели и стремления. Образ Лилит часто сопровождается змеями, ведь Змей — одно из обличий дьявола.

Почему ушла первая жена Адама — Лилит (из Библии)

Сотворенная из глины женщина сбежала из-за нежелания мириться с установленным порядком вещей. Крайне интересную параллель притче проводят историки и культурологи. Первые мифы возникли в момент перехода человечества от матриархального строя к патриархальному. Любые попытки женщин заявить о правах тогда воспринимались обществом в штыки. Унижение Лилит и ее первенство в мире явно отсылает исследователей к ранним матриархальным временам.

Другой причиной ухода первой жены была гордыня, которая заключалась в неподчинении Господу. Некоторые каббалисты считают, что женщина действительно любила Адама и хотела лишь проверить, любят ли её муж и Бог. В итоге Лилит оказалась жестоко наказана. Окончательное уничтожение доброго и светлого материнского начала в первой женщине закрепилось созиданием Евы из ребра адамова. Сам факт такого происхождения подразумевал подчинение новой женщины мужу. В итоге Ева и Лилит — антагонистические друг другу образы.

Толкователи считают, что грех первой жены Адама был меньшим, чем грех Евы. Женщина из глины сама ушла из Райского сада, а не была изгнана: Господь был готов простить Лилит, а Ева нарушила волю Создателя, съев запретный плод.

Дети Лилит и пещера

Мифы не сохранили информации о детях Адама и Лилит, хотя сегодня часть теологов уверена в их существовании. Детьми первой пары были хтонические чудовища и великаны — не злая и не добрая сила, исключительно земное творение, возникшее не по воле Господа, а сотворенное самой первой из женщин.

Упоминания о существах встречаются во всех мировых религиях, кроме авраамических. Иудеи, мусульмане и христиане решили убрать из истории информацию о нарушении Божьей Воли первой женщиной.

Согласно легенде, впоследствии демон стала существовать в двух ипостасях: Старшая Лилит была супругой Самаэля и матерью всех демонов, пока Младшая олицетворяла похоть и была спутницей демона Асмодея. Младшая жила в пещере и выходила в мир только ночью, соблазняя случайных путников и мужчин, которые оставались дома одни. Эта ипостась заведовала и сотнями подчиняющихся ей духов — суккубов, инкубов и ночных призраков, которые крали дыхание младенцев.

В ортодоксальных иудейских общинах до сих пор существует традиция, что юношам нельзя ночевать в одиночестве, а отец ребенка в последнюю ночь перед обрезанием обязан читать до рассвета над малышом Тору.

Мифический образ первой жены Адама существовал у разных народов Междуречья. Впоследствии любые упоминания о первой супруге тщательно искоренялись, ведь история Адама и Лилит не соответствовала устоявшимся патриархальным традициям. Сейчас обнаруживают все больше источников, подтверждающих существование и важность по-настоящему первой женщины в истоках христианской, мусульманской и иудейской веры.

Кто такая Лилит из Библии

Первая жена Адама, что означает её имя?

Считается, что первой женщиной на Земле была Ева, и мало кому известно, что до того, как Бог создал Еву, он сотворил Адаму жену Лилит. В апокрифах говорится, что Лилит была сотворена из глины, а не из ребра Адама.

Лилит сделала свой выбор и покинула рай, со временем она стала ужасным демоном, этому способствовала сильная обида на мужа и создателя.

В качестве непокорной жены Адама Лилит упоминается в Кумранских свитках, и нескольких апокрифических книгах, написанных еще во времена Ветхого Завета, и не принятых церковью. Поэтому и поныне ни в христианстве, ни в исламе, ни в иудаизме в официальных источниках не упоминается Лилит, ведь её образ не отвечает канонам.

Женщина-загадка Лилит, кто она — демон или женщина?

Однако о Лилит рассказывается в древней семитской мифологии, согласно которой она была демоницей, повелительницей злых ночных сущностей. Ей приписывали соблазнение мужчин, доведение до погибели женщин, убийство детей.

Подробнее всего о Лилит повествует каббала. В этом средневековом иудейском учении Лилит является олицетворением всего отрицательного в женщине, также как в Каине воплотились все негативные черты мужчины.

Лилит, согласно каббале, – королева демонов. А если учесть, что каббала не отвергается иудаизмом, то и Лилит вправе занять свою нишу среди ангелов и демонов.

В апокрифах написано, что первая женщина Лилит была создана Богом одновременно с Адамом, то есть по моменту появления на свет и по правам они были равны, да и вместе провели довольно много времени. Однако точный временной отрезок неизвестен, ведь в Писании вообще не указано, сколько времени провели люди в райском саду.

Существует легенда, получившая признание у представительниц феминистического движения, что Лилит была хорошей супругой, но при этом достаточно независимой, чтобы не терпеть неравенство. И конфликт между супругами возник из-за того, что она желала доминировать во время интимной близости.

Муж же наотрез отказался подчиниться, потому и пожаловался на строптивицу Богу. Тогда Лилит бежала из рая, сказав тайное имя Бога и вырастив крылья, благодаря чему улетела к Красному морю, за что и была наказана.

По одной легенде выходит, что наказание её было – рожать только демонов, по другой – она была кардинально изменена внешне. Помог Лилит ангел Самаэль, впоследствии он сам стал Сатаной.

Историки полагают, что легенды о Лилит возникли в связи с тем, что общество перешло к патриархальному строю, соответственно, женщины были ограничены в правах и все их поползновения на независимость жестко пресекались, вот и образ Лилит становится воплощением отвергнутого матриархата.

Создание Евы из ребра мужчины означает, что женщина во всем вторична и находится в безусловном подчинении.

Другая версия у каббалистов, считающих, что Лилит лишь пыталась узнать любят ли её супруг и Бог, простят ли. Многие считают, что Лилит менее грешна, чем Ева, ведь она не действовала тайком и не была изгнанной, а ушла по своей воле, сразу высказав свою позицию.

Лилит приписывают рождение детей, да не простых, а великанов и хтонических чудовищ. Сама же она обрела две ипостаси, одна из них была женой Самаэля и родительницей демонических сущностей, другая – была подругой демона Асмодея и воплощала похоть, жила в пещерах, а по ночам соблазняла мужчин, повелевала лилимами (джиннами в исламе), инкубами и суккубами.

Такой мифический персонаж был и у населения Междуречья, однако со временем упоминания о нем стирались, поскольку нарушали устоявшиеся догмы.

До сих пор является тайной, кем же была Лилит, мятежной мстительной женой или ужасным демоном.

Значение имени Лилит

Существует несколько версий происхождения имени Лилит.

Основная гипотеза говорит о том, что имя происходит от еврейского слова (לילי) [lyl] («ночь») и переводится как ночное привидение, также этим словом обозначают сову, именно это слово упоминается в Библии, но в значении ночного духа.

В одном из английских переводов Библии слово трактуют как «ночное чудовище». Причем в обоих случая используется оно в женском роде.

В переводе Библии на русский язык lilith истолковали как «ночь». Поэтому переводчики использовали словосочетание «ночное привидение» предполагая под ним нечто, что пугает человека в ночи.

По другой версии имя берет начало в шумерском языке, где «лиль» означает «ветер», «призрак», в аккадском же языке лилу означает «ночь». Возможно, что таким образом позаимствовали название месопотамских демонов лилу и лилиту.

Говоря о значении имени Лилит, стоит помнить, что похожи на Лилит демон из ассирийской мифологии – Лили, изображавшийся как нагая женщина со змеями вместо ног, а также убивающая детей и мужчин Ламия из греческой мифологии.

История любви Адама и Лилит

Источник мифа о Лилит находится в Библии: в первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две разные истории сотворения человека. Сначала Господь создаёт из праха мужчину и женщину. Затем во второй главе рассказывается совершенно другая история о создании Адама из праха, о пребывании в раю, о создании женщины из ребра его.

«После создания Богом первого человеческого существа, Адама, Он сказал: «Нехорошо, чтобы Адам был один» (Быт 2:18). Он создал женщину, тоже из праха и назвал её Лилит. Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя! Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя». Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли)». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдёт, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела прочь. Адам же вознёс свои молитвы Творцу, говоря: «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня. Немедленно Всевышний, Благословенно Имя Его, послал трёх ангелов за ней. Всевышний сказал Адаму: «Если она вернётся, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто её детей будут умирать ежедневно».

Итак, Лилит была первой женой Адама. Она была создана, как и Адам, из глины и праха — и тут же затеяла с мужем спор о равенстве.

Читать еще:  Пасха в 1960 году

Мы оба равны, говорила она, потому что созданы из одного материала. Никто из них не слушал другого. У большинства народов есть мифы о женском бунте. Многочисленны и мотивы, вызывающие такой бунт.

Миф о Лилит, вероятно, в этом плане уникален. Сложно вспомнить никакой другой миф, когда женщина восстала бы исключительно во имя равноправия.

История любви Адама и Лилит… из разных источников…

«Когда бог создал небо, землю, всех животных и все растения, то взял лежащую под ногами животных глину и словом своим сотворил из него человека.

Сотворил, дабы дивился он величественным деяниям господа и прославлял имя божье. И поселил его в Эдеме. И новосозданный Адам восхитился чудесами божьими. Обозрел он всех животных, всех птиц, все растения, изумился и восславил имя великого мастера. И, ощутив себя одиноким, впал в тоску, в великую тоску. И бог, видя одиночество Адама, сказал сам себе: «Нужно создать для Адама нежную подругу, дабы человек вкушал отрады рая не в одиночестве». И поймал устремлённое ввысь пламя и из его зыбких, порхающих языков сотворил первую женщину — Лилит.

И, посмотрев на своё создание, восхищённо оказал: «Добра, ибо прекрасна». И подозвал к себе Адама. Вложил маленькую руку Лилит в ладонь прачеловека и сказал: «Адам, вот тебе подруга, прекрасная Лилит. Отражайтесь в глазах друг у друга, сердцами же любите друг друга. Плодитесь и размножайтесь. Адам, следуй за Лилит во все дни жизни твоей, а ты, Лилит, будь покорна Адаму». Пристально посмотрела Лилит на Адама и почуяла запах глины. И почувствовала она, что взгляд Адама опустился тяжестью земною на плечи её. И поспешно вырвала она руку из ладони Адама. Так и повелось, что избегала она видеться с Адамом, говорить с ним, любить его.

Когда в очередной раз он старался угодить ей, он принёс ей в дар драгоценные камни. Лилит очень обрадовалась, перебирала их, а счастливый Адам лежал у её ног.

— Мудра ты, Лилит, бесподобная Лилит, поведай же мне, что за чувство угнездилось в душе моей с того мгновения, когда я впервые увидел тебя? Жажду расточиться у светозарных стоп твоих, жажду лобызать землю, что попираешь ты, жажду обратить солнце венцом для главы твоей и звёздами вымостить стезю твою. Внимала Адаму Лилит, и тихая усмешка мелькала на устах ее.

— Поведай, дивная моя Лилит, что это за чувство, от которого, когда я рядом с тобою, рай становится ещё восхитительнее и жизнь — ещё сладостнее, когда же я вдали от тебя, рай становится пустынным и уродливым, а жизнь — тяжёлою и горькою! Во сне, наяву ли — тобою лишь полны мечты мои. Живёшь ты в сердце моем и в очах моих.

И Лилит отвечала со смехом, но холодно: «Любовь! Адам, это называется любовью».

— Откуда? Откуда ты знаешь?

— Я давно это знаю, Адам.

Однажды он долго звал и искал её, мучился от тоски и обиды. А когда вновь увидел её, не добился от неё ласк. Она ускользнула.

Потерял терпение Адам и направился к богу — жаловаться.

— Господь мой, что за подругу даровал ты мне? — молвил Адам, сдерживая гнев. — Ни разу не повиновалась она приказу твоему, не подчинилась мне. Соблазняет она меня, распаляет и, оставив неутолённым, скрывается. Сгораю я, когда я вдали от неё, сгораю и рядом с нею. Злой огонь она, язык огня палящего, мучаюсь я, истаиваю…

И призвал Господь Лилит. И, потупив взор свой, стала она пред Господом. И творец пригрозил ей, молвив: «Создал я Адама из земли и тебя — из огня, дабы вы дополняли друг друга. Должна ты любить его и тем паче быть покорна ему, супругу твоему, ибо для него создал я тебя.

Когда же не покоришься ему, знай, что сурова будет кара моя. А теперь отправляйся к Адаму. Таково желание моё»…

Адам ждал её возвращения. Подошёл он и сел рядом с нею, взял со страхом руку её и, сама нежность, еле слышно прошептал:

— Лилит, душа души моей, отчего ты грустна, отчего ты так грустна? Отчего не улыбнёшься ты, моя нежно-прекрасная? Ах, сверкающая подобно солнцу Лилит, отчего ты безмолвствуешь? Или не ведаешь ты, что живу я только любовью твоею? Сожми сердце моё — и выжмешь из него лишь любовь мою к тебе, лишь любовь мою к тебе и ничего более. Любовь моя к тебе объемлет всю вселенную, всю вселенную… И с беспредельным вожделением поцеловал он края кудрей Лилит. Но безмолвна и безучастна была Лилит, и взор недвижных очей её был устремлён вдаль.

Обнял её тонкий стан Адам, поднял её на руки и отнёс в шалаш. Утомлена была Лилит от волнений сердца. Устрашил её недовольный взор Господа. И безропотно возлегла Лилит на цветочном ложе. Положил Адам голову её на колени свои и восторженно, зачарованно взирал на хрустальную наготу Лилит, простёртой на листьях пылающих пурпуром роз. Смежила очи Лилит, и кротка была она и покорна подобно газелям. И была она бледна подобно жемчугу. Адам любовался Лилит и шептал себе:

— Безумно, безумно люблю тело твоё, ибо дивно сотворено тело твоё. Сосуд всех совершенных даров — тело твоё, сад несравненный — тело твоё, сад всех содроганий и желаний огненных. Благоуханнее тело твоё, благоуханнее жасмина и лаванды, нарцисса и гиацинта, всех сладостных благовоний их, тропы райские в мечты погружающих…

И огненными устами лобзал Адам тело Лилит и вдыхал благоуханную свежесть его, и свежее было оно росы на кустах и травы в первые дни творения. И огнепламенными перстами лобзал Адам перси Лилит и, душу свою изливая, говорил:

— Безумно, безумно люблю тебя, Лилит, о ты, чтос овершеннее ангелов.

Смежила очи Лилит, безучастна была она и не внимала Адаму. И забыл сам себя Адам, и ничего более не существовало для него. И были только уста Лилит, что лобызал Адам без насыщения и прекращения; впивая всю сладость Лилит, всю сущность её, не насыщался Адам — и истаяла душа Адама, расточаясь в беспредельности лобзаний…

И внезапно изогнулась Лилит, освободилась от изнурительных, безумных, страстных до крови поцелуев Адама, метнулась прочь из шалаша и скрылась в лабиринтах ночного рая. Адам лишился чувств и так пролежал до рассвета. Когда же пришёл он в себя, то вспомнил, что скрылась Лилит во тьме ночной. И с разбитым сердцем воспрянул Адам. Попытался он вновь разыскать Лилит, ещё раз умолить её, дабы не покидала она его.

И в видениях его Лилит представала ему желанной, ещё более желанной, недоступно желанной. И от видений этих с болью в сердце пробуждался Адам и, как безумный, метался, метался… И достиг он границы рая, по другую же сторону её простиралась земля, пустынная, необитаемая. Очень устал Адам. Присел отдохнуть.

И вдруг, точно во сне, услышал он радостный, светлый смех, подобный зову весны, и от этого смеха пуще забилось сердце его. С упованием устремил он взор туда, откуда доносился смех… И увидел нечто страшное, то, что, подобно чёрной молнии, затемняя и прожигая, до самого дна пронзило душу его.

И увидел он свою Лилит в объятиях сатаны. Адам обезумел от ревности. Обезумел Адам, бродил, не зная покоя, по уединённым уголкам Эдема. Опустел для него Эдем, и пение птиц тяготило его.

И погрузил Бог Адама в сон, и из ребра его создал ему новую подругу — Еву, чтоб по происхождению своему была бы Адаму покорна, могла бы любить только его и умела бы утешать его. И отверз очи свои Адам и увидел рядом с собою новую подругу, не столь совершенную и огненно-прекрасную, как Лилит, но тоже прекрасную.

И подошла Ева к Адаму, и положила голову ему на плечо, и нежно ему улыбнулась, устремляя преданный взор в ответ на грустный, мечтательный взор Адама. Но Адам, сидя рядом с Евой и внемля шелесту розовых кустов, слышал в нем дыхание Лилит. В благоухании роз являлось ему благоухание Лилит, в песнях соловьёв — голос Лилит.

Когда добрая Ева ласкалась к Адаму и чёрными кудрями своими закрывала ему лицо, то видел Адам лишь златоогненные кудри Лилит, закрывавшие весь небосвод. Когда смежал он очи свои, представал ему бесконечно прекрасный образ Лилит: когда взирал он на звезды — в звёздах видел он очи Лилит, в бездонном же солнце — всю Лилит…

«Ева» звучало на устах его, но душа отзывалась: «Лилит». И когда он тщился забыть о Лилит и обнимал верную Еву, прижимал её к груди и целовал — в те же миги в объятиях своих он видел Лилит, целовал Лилит, ощущал Лилит, только Лилит… И жил Адам, ожидая и вожделея только Лилит, и умер Адам, стеная и мечтая лишь о Лилит».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector