Годы странничества воспоминания схиигум мария дохторова аудио

Годы странничества воспоминания схиигум мария дохторова аудио

В 1932 году во дворе обители удалось построить отдельный флигель, где по благословения владыки Мелетия, возглавлявшего Харбинскую епархию после кончины владыки Мефодия был организован «Ольгинский детский приют», небесной покровительницей которого являлась св. равноапостольная княгиня Ольга, просветительница Руси. В декабре 1932 году состоялось освящение приюта в память убиенной в Екатеринбурге дочери государя — великой княжны Ольги Николаевны.

Около 600 девочек воспитал и подготовил к жизни Богородице-Владимирский монастырь.

Скоро Харбин заняли японцы, жизнь православных людей стала невыносимой, многие русские стали покидать город.

Прозорливая игумения Руфина за долго до этих события предупреждала сестёр, что придется уехать из Харбина. (Еще в 1927 году она говорила окружающим, что надо подготовить переезд обители в США, что туда ведет обитель Господь Бог.)

В 1934 году игумения Руфина открыла подворье обители в Шанхае, в ответ на многочисленные просьбы русских людей, переехавших в Шанхай из Харбина.

В Шанхай матушка сразу же принялась за устройство приюта (оставив в Харбине своей заместительницей монахиню Ариадну).

Летом 1937 года матушка Руфина почувствовала себя плохо. 11 июля она в последний раз присутствовала за богослужением в храме. Отец Михаил Рогожин при переполненном храме отслужил молебен о ее здравии, все молились о ее здравии и плакали. После молебна кресло старицы развернули к богомольцам. Она простилась с каждым человеком, благословив чудотворной Владимирской иконой. В эти дни все старались попасть к ней под благословение. Одна женщина попросила матушку благословить её на поездку, но матушка не благословила, вскоре стало известно, что пароход, на котором женщина собиралась ехать, был взорван.

Прозорливой старице было открыто, что её земной путь закончится в праздник Успения Божией Матери, она часто спрашивала сестёр: «Скоро ли праздник Успения?»

14 августа владыка Иоанн причастил ее в последний раз. Отходную по ней читал священник из китайцев Илия Вень. Недвижимая матушка повторяла каждое слово отходной, а то и произносила его вперед. Каждое неправильное ударение она поправляла.

Господь дал ей силы молиться вслух перед своей кончиной. Псалмы, стихиры Успению Божией Матери, всевозможные молитвы лились из ее уст беспрерывным потоком. Вдруг она оборвала их и проговорила: «Колокола звонят, поют красиво, народу много, скорей, скорей, пустите, я пойду!» Ночью 15/28 августа 1937 в праздник Успения Божией Матери, в 3 часа 49 минут игумения Руфина скончалась, оставив следующее завещание: «Живите в мире, любви и согласии. Любите больше всего Бога и отдайте Ему свою душу и сердце».

У гроба беспрерывно читали 4 Псалтири — 2 сестры и 2 девочки. В день похорон литургию совершал святитель Иоанн Шанхайский, а к началу отпевания прибыло все шанхайское духовенство.

Узнав о смерти матушки, в монастырь беспрерывным потоком шли богомольцы. Заупокойную литургию в день похорон и отпевание возглавил святитель Иоанн. Через несколько дней в обители одновременно обновились иконы «Взыскание погибших» и Калужская Божия Матерь.

Согласно воле матушки Руфины, руководство в обители и приюте приняла на себя старшая сестра — монахиня Ариадна, 26 ноября 1938 года она была возведена в сан игумении. (Еще 11 лет Богородице-Владимирский монастырь находился в Шанхае. И только в 1948 году, перед приходом к власти китайских коммунистов, уже новая игумения матушка Ариадна перевела обитель в Сан-Франциско (США). (Схиигумения Ариадна († 1996 г.) )

Игумения Руфина, моли Бога о нас!

Схиигумения Мария (Дохторова) (1896-1978 гг.)

Схиигумения Мария (в миру Лидия Николаевна Дохторова) родилась в Киеве в 1896 году, в благочестивой дворянской семье. В раннем юности Лидия внезапно отказалась от мяса, затем от сладостей, затем стала ограничивать себя во всём: оставила лишь сырые овощи, фрукты и хлеб. Впоследствии она вспоминала: «Без благодати Божией невозможно было устоять, удержаться, когда, сидя с родителями за столом, уставленным роскошными яствами, ни к чему не позволяла себе притрагиваться, кроме сырой капусты, моркови и тому подобного».

Лидия успешно закончила 4 курса филологического факультета Московского университета, а во время Первой Мировой войны, пройдя подготовку на медицинских курсу, ухаживала за ранеными.

В 1918 году девушка решила посвятить себя служение Господу, но прежде она решила испытать себя. Когда до окончания университета оставался лишь один год родители решили отправить Лидию в Рим, к родственнице, чтобы она там могла продолжить образование. Из воспоминаний схиигумении Марии: «Оформили мне заграничный паспорт. В итальянском консульстве выдали визу. Взяв с собой совсем немного вещей и денег, я отправилась в Одессу. В Одессе власть захватили французы. Чтобы выехать за границу, нужна была виза, в которой мне отказали. Не знала, что и делать, но уехать было необходимо. Тогда я пошла в собор и стала молиться Господу. Когда выходила, то случайно услышала разговор. Какой-то человек говорил другому: «Завтра в десять часов утра пароход «Афон» отправляется в Салоники». Я пошла узнать, на каких условиях можно поехать этим пароходом. Мне говорят: «Билеты давно уже распроданы». Я молилась Господу и просила указать мне путь. На следующий день утром подошла к пристани. «Господи, Тебе все возможно», — взмолилась я мысленно и поднялась на палубу».

По милости Божией юной Лидии удалось без билета и визы десять дней пребывать на корабле, и благополучно, минуя проверяющего документы, сойти на берег в Салоникам. На следующий день она была уже в Афинах, где прожила пять месяцев, пока не получила визу в Рим. Останавливаться у богатой тётушка в Риме она не решилась (среди роскоши было бы невозможно вести аскетический образ жизни), она отправилась во Флоренцию, где прожила 2 месяца, пока не кончились деньги, взятые дома). Из воспоминаний схиигумении Марии: «Уже нечем было платить за комнату, не на что было покупать фрукты. Я взяла свою сумочку и покинула Флоренцию.

Решила пойти в Париж пешком, как нищая странница. ночевала, где Бог пошлет, ела хлеб и фрукты, их мне давали люди, у которых я просилась на ночлег. Спустя две недели я (через Геную) пришла в Сан-Ремо, на границе Франции.

Путь странницы лежал через Ниццу в Париж. По милости Божией находились благочестивые люди, которые предоставляли ей кров. Душа Лидии была преисполнена чувством благодарности к Господу. В Париже девушка поняла, что ни искусство, ни живопись, ни науки её больше не интересуют, она познала безграничную милость Божию и была готова посвятить себя служению Господу.

Из воспоминаний схиигумении Марии: «Я молила Господа указать мне путь: «Господи, Тебе все возможно: не могу без православного окружения». Тогда я и решила пойти пешком в Сербию. У меня появилось желание: прежде чем доберусь до Сербии, побывать в Бари, поклониться святым мощам Святителя Николая Мирликийского, испросить у него помощи и благословения на дальнейший жизненный путь.

Я имела Отцом Бога. Господь был мой покровитель, и у меня не было забот. Я проходила через города и селения. Все условности пали. Часто сидела где-нибудь на ступеньках дома, созерцала окружающее и славословила Бога, выведшего меня из темницы мира, чувствовала при этом радость, окрыленность мысли и благодарность.

Из Парижа я шла тридцать дней до Ниццы. Ночевала у разных людей, питалась фруктами и хлебом. Милость Господня окружала меня. Однажды у меня появились на ногах огромные волдыри, и я не могла идти дальше. Пришлось остаться ночевать в лесу. Молилась милосердному Господу. Наутро от ран не осталось и следа. Я благодарила Спасителя.

. В Ницце, однажды в русской церкви вижу, что у одного старого протоиерея одежды сделались как бы эфирными, прозрачными и серебристыми. Тогда был Петров пост. Я у него исповедовалась и причащалась. Он мне говорит: «Раба Божия, твое место в монастыре». С этими словами как бы огнь некий коснулся моего сердца, и я почувствовала, что мое место действительно в монастыре. Но пока продолжала свой путь к Святителю Николаю. Выйдя из Ниццы, к вечеру добралась до Альп. Через двадцать дней я пришла в Венецию».

Русская игумения болгарской обители

Схиигуменья Мария Дохторова

Монастырь Св. Петка

Монастырь Св. Петка

Монастырь Св. Петка

Монастырь Св. Петка

Монастырь Св. Петка

Монастырь Св. Петка

Монастырь Св. Петка

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит

Все кто хочет жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы

Дух ясно говорит что в последние времена некоторые отступят от Веры

Архиепископ Гавриил (Динев)

Схиигумению Марию (в миру Лидию Николаевну Дохторову) современники называли «живой святой». Благодаря высокой духовной жизни и подвигам аскетизма она стала известна как великая подвижница ХХ века. В 1954 году Божий промысл привел матушку Марию в Болгарию. Именно эта христианская страна стала её второй родиной. «Для русских, — говорила матушка, — Болгария после России – самая родная по духу».

А ей было с чем сравнить. Первую половину своей жизни горячая поборница христианской веры провела в странствиях. И где бы она ни находилась, повсюду с ней происходили удивительные вещи, которые явно свидетельствовали о незримом присутствии Господа в ее жизни.

…Лидия родилась в Киеве в 1896 году в благочестивой дворянской семье. Ещё в детстве у неё обнаружились незаурядные способности к учебе, спорту, музыке. Ей пророчили блестящее будущее, но она рано потеряла интерес к миру и начала готовить себя к духовной жизни. Сначала отказалась от мяса, затем от сладкого и, наконец, от вареной пищи. Сидя с родителями за столом, уставленным разнообразными яствами, она ни к чему не притрагивалась, кроме сырой моркови и капусты.

Когда пришло время поступать в институт, Лидия отправилась в Москву и была принята на историко-филологический факультет МГУ. Однако закончить образование помешала революция. Лидия вернулась в Киев. Родители хотели, чтобы она продолжила учебу в Риме и пережила там трудные времена. Девушка была на распутье. Решение пришло в канун Рождества 1918 года, после всенощной службы. Лидия твердо решила покинуть страну, в которой правила безбожная власть. Но не для того, чтобы постигать науки, а для того, чтобы послужить Богу. Вот только где? Как? Лидия всецело положилась на Господа.

В Одессе без билета и без визы она села на пароход «Афон», отбывающий в Салоники. На неё в тот момент никто даже внимания не обратил: на корабле был переполох – среди пассажиров обнаружили большевичку. Всё путешествие Лидия горячо про себя молилась: «Господи, Тебе всё возможно. Помоги!» И удивлялась, как быстро Господь откликался на её молитвы. Каждый раз, когда к ней подходили с проверкой билетов, происходило нечто из ряда вон выходящее, что отвлекало проверяющих. Так и добралась Лидия до Греции.

Читать еще:  Можно ли в пост есть кальмаров

В Афинах молодой девушке надо было получить визу для выезда в Рим, но в её паспорте, который она сдала в русское консульство, не было нужных отметок. Скорее всего, Лидию ждал отказ. Но вновь случилось невероятное — секретарь консульства украл все документы и сбежал с ними в Америку. Лидии выдали новый, оформленный по всем правилам паспорт, открывающий ей путь в Европу.

В тот период жизни молодая девушка, посещая крупнейшие музеи Италии и Франции, решила себя испытать. А не перевесит ли ее интерес к искусству, которое она профессионально изучала, любви к Церкви Христовой? Но оказалось, что радость от общения с Богом неизмеримо выше. Схиигумения Мария вспоминала: « В церкви я получала просвещение, радость неизреченную. Чистые святые чувства и мысли влекли меня в духовный мир. Господь открывался мне в это время как Дух Истины». Тогда же у молодой странницы появилась привычка оставаться одной и подолгу молиться Господу.

Вставая утром, Лидия не знала, где преклонит главу вечером. Шла по дорогам от одного православного храма к другому, не имея за душой ни копейки, при этом точно зная, что Господь не оставит. Лишь эта горячая вера и спасала её. Однажды в Париже эмигрант из России передал Лидии деньги со словами: «Мне было от Бога внушение, что я должен Вам помочь».

В другой раз в Ницце у дверей роскошной виллы ее встретил незнакомый человек: «Милости просим! Мы давно вас ждём». Оказалось, что на вилле живет русская православная женщина, которая некоторое время назад тяжело заболела. В отчаянии она обратилась к Богу. И, вскоре задремав, услышала голос, который сказал, что ей поможет молодая странница. Было точно указано, как это странница выглядит и во что одета.

В течение сорока дней Лидия молилась о болящей, и той стало легче. А когда женщина исповедовалась и причастилась, болезнь окончательно отступила. Из разговора выяснилось, что муж больной шестнадцать лет запрещал своей жене ходить в церковь и причащаться. Лидия нашла возможность поговорить с несговорчивым мужем, и тот изменил своё решение.

Там же, в Ницце, после исповеди немолодой уже батюшка благословил Лидию на монашество: «Раба Божия! Твоё место в монастыре!» Этого жаждала и душа странницы. С тех пор Лидия стала еще требовательнее относиться к себе: усилила молитву и пост, перейдя буквально на хлеб и воду. В Черногории, став послушницей Острожского монастыря, она поселилась в маленькой пещере на горе, где в уединении, в близком «соседстве» с волками, прожила несколько холодных месяцев, согреваясь лишь сухими листьями.

По мере того, как укреплялся дух молитвенницы, все более аскетичной становилась её жизнь. В монастыре Жабка (Бессарабия) она ходила зимой без теплой одежды, босая, разбивая ноги в кровь. Её послушанием было носить воду. Когда, освободившись, послушница приходила в свою холодную келию на молитву, её мокрый подрясник становился ледяным. «Я стояла на коленях, как на льду», — вспоминала позже матушка. И всё это для того, чтобы умилостивить Бога. Лидия считала себя великой грешницей и неустанно творила Иисусову молитву. Она говорила, что её сердце и во сне молится.

В 1925 году, после шести лет странствий, подвижница оказалась в Сербии, где приняла постриг в малую схиму с именем Диодора. Здесь матушка прожила двадцать пять лет, восстановила семь монастырей. В последние годы пребывания на сербской земле управляла тремя обителями, в которых установила строгий устав по образцу Кирилло-Белозерского монастыря.

В начале 50-х годов, в период разрыва отношений между СССР и Югославией, матушку поставили перед сложным выбором: либо отказаться от советского гражданства (она приняла его в 1946 году), либо покинуть страну. Русская по духу и происхождению, она выбрала последнее и с шестнадцатью сестрами отправилась в Албанию.

Однако жизнь в неправославной стране оказалась для матушки невыносимой, и она решила проситься в Болгарию. В 1954 году по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I болгарское правительство приняло русских монахинь и предоставило им возможность выбрать любой монастырь. Матушке понравился полуразрушенный скит Святой Петки (Параскевы Пятницы) недалеко от Софии. Она сразу же начала восстанавливать монастырь и строить новый храм. Работа продвигалась быстро — предстоятели Болгарской Церкви во всем поддерживали матушку. В это же время она познакомилась с епископом Левкийским Парфением, который стал её духовным отцом.

Возглавив монастырь, игумения собрала вокруг себя большую русскую общину, однако никогда не делала различия между русскими и болгарами. С ней больше сближался тот, кто был ближе к Богу. Матушка несла огромную ответственность за своих духовных чад. Если они совершали тяжкие проступки, она сурово наказывала… саму себя, оставаясь на несколько дней без еды и воды.

Подвижница обладала даром прозорливости и чудотворной молитвы, помогая всем, кто к ней обращался. Спала матушка очень мало – она раньше всех вставала и последней уходила в свою келию. При огромной загруженности игумения старалась лично приготовить еду для рабочих и гостей монастыря. Смиренно подавала к столу. Все, кто знал матушку, говорили, что она любит той возвышенной любовью, которая « …не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит… никогда не перестает» (1 Кор. 13:4-8).

В последние полтора года жизни у матушки обострились хронические заболевания. Она испытывала сильнейшую боль в суставах, но душа ее радовалась о Господе. Подвижница достигла того духовного возраста, когда состояние тела не влияет на состояние души. В конце жизни матушка приняла великую схиму с именем Мария. Представилась схиигумения вскоре после Пасхи 1978 года.

Митополит Ловичский Гавриил (Динев), который долгие годы являлся духовным сыном матушки Марии и оставался с ней до последней минуты ее жизни, однажды сказал: «Народ, способный рождать таких церковных чад, — это народ великий и необычайно богатый. Такой народ будет храним Богом до скончания века».

…Память о схиигумении Марии хранят ее духовные чада и насельницы Клискурского монастыря Святой Петки, который с такой любовью обустраивала матушка. Сейчас это одна из самых известных и красивых обителей Болгарии, где непременно стоит побывать, чтобы приложиться к святыням и помолиться у могилы матушки. Великая подвижница и после своей кончины помогает тем, кто с сокрушенным сердцем обращается к ней за помощью.

katbraginskaya

katbraginskaya

Книга «Схиигумения Мария». Прочитав ее, легче будет понять о жизни схимников.
Чихачево. Книга небольшая. Мне очень понравилась.
http://af0n.ru/uploads/u7/m-Mariya-Dohturova.jpeg

КНИГУ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ.
http://www.hesychasm.ru/library/now/marie.htm
Схиигумения Мария Дохторова
Новая книга издательства Сретенского монастыря «Схиигумения Мария», написанная митрополитом Гавриилом (Диневым), содержит жизнеописание подвижницы и письма к Левкийскому епископу Парфению.

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА.
Схиигумения Мария (в миру Лидия Николаевна Дохторова, 1896-1978) — замечательная русская подвижница благочестия XX века, настоятельница монастыря преподобной Параскевы-Петки в Болгарии.
Необычной была ее судьба. Родилась она в Киеве в благочестивой дворянской семье, воспитывалась в традициях старой русской культуры. С раннего детства в ней было заметно стремление к духовной жизни, сила и благородство характера. Ее благочестивое настроение не изменилось в годы учебы в Московском университете, и еще тогда ее жизнь можно было назвать подвижнической.
После большевистского переворота она, как и многие русские люди, была вынуждена уехать из России, чтобы избавиться от гонений беззаконной власти. Много испытаний пришлось ей перенести в этот период жизни, который сама она называет в своих воспоминаниях «годами странничества». Во всех событиях ее жизни в это время можно видеть живой пример промыслительного Божия водительства.
Оказавшись в Сербии, она принимает монашество и в борьбе с искушениями возрастает духовно, на собственном опыте постигает духовную брань и становится способной научитъ этой борьбе и ближних.
В 1954 году вместе с духовно близкими ей русскими монахинями она пришла в заброшенный монастырь преподобной Параскевы-Петки близ Софии, и трудами сестер полуразрушенная обитель была восстановлена. Здесь схиигумения Мария подвизалась до своей блаженной кончины в 1978 году.
Составитель данной книги епископ Макариопольский Гавриил (Динев) в течение шести лет был духовным чадом схиигумении Марии, из них пять лет, начиная с 1973 года, жил в монастыре преподобной Параскевы-Летки, настоятелем которого он ныне является. В жизнеописание схиигумении Марии он включил ее автобиографические записки под названием «Годы странничества». В приложении к книге приводятся ее письма к епископу Левкийскому Парфению, с которым ее связывали тесные узы духовной дружбы.

Данная книга рассказывает о жизненном подвиге монахини русского происхождения, земной путь которой прошел вдали от ее родины — России, но — по заветам и традициям русского православного монашества. Схиигумения Мария, по происхождению и воспитанию человек светской среды, нашла свое духовное призвание в монастырях Румынии, Югославии, Албании и окончила свои дни в Болгарии, собрав в скиту преподобной Параскевы-Петки, что близ Софии, многочисленную русскую общину. Здесь ей и пригодилось то духовное богатство, которое ценой подвижнической жизни обрела она в годы странничества, следуя аскетическим заветам древних и новых подвижников благочестия.
В работе над этой книгой я обращался к бесценному опыту общения с матушкой, накопленному в течение шести лет, проведенных под ее духовным руководством С тех пор и по сей день я непрерывно ощущаю и осознаю благотворное влияние ее наставничества. Эти уроки жизни привели меня в Московскую Духовную Академию. Здесь под опекой моего научного руководителя митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима то, что было заложено матушкой, помогло мне расширить свои познания, побудило к более углубленному изучению опыта русского подвижничества. К великому счастью, в моем распоряжении оказались рукописные и печатные источники, повествующие о русских подвижниках благочестия.
Но писать о святых — не безумие ли? Ибо мысли наши не их мысли. В Апокалипсисе сказано о святых угодниках Божиих, что они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это. девственники которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим. это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной (Откр.14:3-5; 7:14,16). По моему мнению, эти слова ангела в какой-то мере относятся и к матушке схиигумении Марии.
В этой душеполезной книге я постарался предоставить благочестивому читателю все, что у меня сохранилось из написанного подвижницей (многое, к сожалению, было утрачено), и лишь малую толику и самое необходимое дополнил я от себя, дабы своим немощным словом не умалить величие ее подвига и сияние ее чистейшей души. Теперь я весьма сожалею, что во время моего послушания у матушки Марии я не вел дневника с записями ее душеспасительных и богомудрых наставлений и поучений.
Выражаю глубокую благодарность издательству Лавры, уповая на то, что, выпустив в свет эту книгу, оно обретет горячую молитвенницу пред престолом Божиим.
И, наконец, скажу: немало еще можно было бы написать о подвигах схиигумении Марии, чистоте ее души, богодухновенности суждений, ее жертвенности, горячей любви к Богу и людям, но. увы. Многие из тех, которые жили под ее духовным руководством, уже ушли из этого мира, а я сделал то, что было по моим силам.

Читать еще:  Как сделать пасху рецепт

Гавриил, епископ Макариопольский.

Высказывания схиигумении Марии

. В душе человеческой в земной жизни три лика. Иногда господствует один, иногда другой, иногда все три: земли, ада и неба. Любовь к ближнему покрывает первый, не взирает на второй и с надеждой ищет третьего — лика небесного. Преподобный Исаак Сирин уподобл@ет чистоту милосердию. Если милосердие душевное состоит в том, чтобы не видеть наготы ближнего, то для чего нам раскрывать ее? Итак, душа истаивает от жалости к человеку.
Надо молить Господа, чтобы даровал великое покаяние православным людям. Только в этом спасение России и мира.
. Иисус для сердца все: насыщение, просвещение, очищение, окрыление, укрепление, утешение. Возрастает дерзновение сердца, но душа, наученная опытом, удерживает дерзновение и, как в безопасное убежище скрывшись в свою нищету, оттуда, омывшись обильными теплыми струями слез, взывает: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник. «
. Когда, погрузившись в глубину сердца, в согласном единении ведения и желания и разума с чувством обретается воскликновение: «Да будет воля Твоя», исчерпывающее всю полноту сердца, то душа видит себя в обновлении жизни, благоухание которой открывает.
. Если душа на пути ко Господу опытно познает эти предшествующие ее преображению моменты, то исполнится силой совершенного упования. Видя твердость «стены», не убоится ее крепости, зная, что не своею немощью, а Господней благостынею прейдет «стену» и достигнет гласа хлада тонкого, который есть бесстрастная Любовь, Отчее Сияние — Христос. Но, узнав всю твердость и неудобопроходимостъ «стены», принимает в душу свою некую суровость и строгость; познавши же благость «Отчего Сияния», осиявается также благостию Его

«Привлеки eси любовию мя, Спасе, и пременил ecи Божественным Твоим желанием, но попали огнем невещественным грехи моя и насытитися Твоея пищи сподоби: да обое, играя, величаю, Влаже, величия Твоя» (служба Преображения, канон утрени, песнь 9).
. Жизнь — не обыкновенная вещь, которую можно провести разумно, нравственно, красиво — и только (идеал философии и науки). Жизнь подобна человеку, после кораблекрушения оказавшемуся, нагим в море. Цель его — только ухватиться за предмет, могущий доставить его к берегу. В действительности существует только свет Христов и тьма диавольская, а середины нет. Все остальное — соблазны и заблуждение. Только светом Христовым можно различить тьму сатанинскую. «Свете тихий святыя славы», спаси нас.
. Душа, помещая себя в ад, со многими слезами и скорбию сердца, даже до крови, долго умоляет Спасителя Господа Иисуса Христа о пощаде, умиленно также призывает помощь Святой Пречистой, и Ангелов, и всех святых, и возлюбленных покровителей, и потом опять умоляет Спаса, и, наконец, обращается к досточтимой Святой Троице, и, обливаясь слезами, умоляет помиловать падшую. Находит умиротворенное насыщение, благодарит неизреченно. Потом трезвение. Есть два трезвения. Одно — когда ум овладевает опытом молитвы, запечатлевает богатство и вклад вносит в сокровенную сокровищницу, а в иное время — трезвение с Иисусовой молитвой, что расширяет ведение и проясняет самый ум.
. Слово произнесенное имеет две формы: духовную — значение, смысл и вещественную — бесконечные вибрации в атмосфере.
Слово Божие в человеке проходит до «разделения составов и мозгов». (1Евр.4:12.)
Эти изменения в теле сопровождаются некими чувственными ощущениями. Во время молитвы или трезвения ни на какие ощущения чувственные не надо обращать внимания. Где внимание, там ум устанавливает свою силу и соединяется с этой областью.
Если внимание обращено на вещественную сторону слова, то внимание может нечаянно быть введено в психофизическую область. Неприязненные духи также имеют возможность проникать в эту область, и может произойти великий вред — нежелательное смешение с ними, от него да сохранит нас Господь. Здесь корень всех заблуждении и прелести.
Внимание надо соединять только с верой и чистым смыслом. Надо также помнить, что душа не видит Бога, а Бог по всемогуществу и Благодати видит душу, и когда мы верой показываем Господу желания души, а их можно словом определить как совершенное желание чистоты и истины, то мы находимся не в мыслительной или мечтательной среде, а в реально-существенной, и по Благодати Божией исполняются наши молитвенные желания. Это благодать молитвы и надежда спасения.

Митрополит Ловчанский Гавриил: «Екатеринбургская трагедия не вполне осмыслена большей частью наших современников»

Представляем вниманию наших читателей интервью, которое митрополит Ловчанский Гавриил (Динев) из Болгарской Православной Церкви дал Аналитическому центру свт. Василия Великого по поводу 100-летней годовщины мученической кончины последнего русского императора Николая II и его святой семьи. Владыка Гавриил учился в Московской духовной академии и жил в России, общался со многими русскими людьми, известными подвижниками благочестия, благодаря чему у него была возможность узнать русский народный дух и церковную жизнь.

— Ваше Высокопреосвященство! Благословите! Сотрудники Аналитического центра святителя Василия Великого благодарят Вас за возможность этой беседы. Мы хотим посвятить её столетию трагического события русской, а ещё шире – общеславянской и православной истории XX столетия – мученической смерти святого страстотерпца императора Николая II, его августейшей семьи и их верных слуг в 1918 году. Это событие известно почти всем, однако есть ощущение, что оно ещё не вполне осмыслено большинством наших современников. Как Вы считаете, в чём религиозный смысл екатеринбургской трагедии? Мировая история, увы, знает многие примеры цареубийств, но почему именно гибель последнего российского царя вызывает столько споров по сей день, как в России, так и на Балканах?

— Екатеринбургская трагедия не вполне осмыслена большей частью наших современников, потому что личность православного царя-мученика на протяжении десятилетий была запятнана атеистической и антирусской пропагандой. Воспитание нового советского человека ставило целью показать в монархии символический пример тирании, жестокости, алчности и прочего, чтобы внушить отвращение к православной монархии и к её последнему великому святому представителю в России – царю-мученику. Это основная причина многих споров вокруг его личности, потому что последствия безбожной пропаганды остаются и по сей день.

Митрополит Ловчанский Гавриил.

Религиозный смысл этого трагического события в том, что царь предпочёл для себя и своего любимого семейства остаться в России, чтобы быть вместе со своим страдающим православным народом и принять мученическую кончину вместо возможности покинуть Россию и жить богато и роскошно в любой стране мира. Более того, царь знал о своём мученическом конце: в своё время было открыто предсказание одного православного подвижника, в котором был предсказан его мученический подвиг. И он принял с покорностью и смирением Божью волю о себе.

Религиозный смысл этого трагического события в том, что царь предпочёл для себя и своего любимого семейства остаться в России, чтобы быть вместе со своим страдающим православным народом.

Кроме того, как истинный мученик он не поддался злобе и ненависти к своим мучителям, многим людям, которые совершили предательство и измену в те смутные времена. А он относился к ним с Христовой любовью и сожалением за их тяжкие грехи богоборчества, цареубийства и другие.

— Владыка, почитание царственных мучеников в России крайне велико: каждый год 17 июля у Ганиной ямы под Екатеринбургом собираются многотысячные крестные ходы. В Сербии традиционно отношение к последнему русскому Царю-мученику имеет особое значение – как к своему святому. Как относятся к Царской семье болгарские верующие?

— Для сербов естественно отношение к нему как своему святому, потому что Россия вступила в Первую Мировую войну, чтобы помочь и спасти Сербию. С другой стороны, это поспособствовало наступлению и победе Октябрьской революции. Православные христиане в Болгарии относятся с большой любовью к царственным страстотерпцам. В нашей епархии скоро будет издана детская книга о преподобном Серафиме Саровском, в которой упоминается и чудо с царской семьёй, произошедшее по молитвам к преподобному Серафиму.

Старец Иоанн (Крестьянкин) и митрополит Гавриил.

— В истории Церкви есть православные государи, которые особо послужили на благо Христовой Церкви. Является ли монархическая форма правления единственно нормативной, с точки зрения православных канонов, или, по крайней мере, наиболее правильной и желательной?

— В истории далеко не каждая монархия была православной, поскольку она во многом зависит от личности монарха. Не могу сказать, что только монархическая форма правления является единственно каноничной, правильной и желательной. Но более важно, чтобы люди, которые управляют государством, были хорошими православными христианами.

— Владыка, Вы немало времени провели в России и учились в Московской духовной академии. Могли бы Вы поделиться каким-либо воспоминанием о Вашей жизни в России. Что особенно дорого для Вас в России?

— Несмотря на колоссальную борьбу и старания уничтожить Православие в России после Октябрьской революции, в 1970-е годы моя духовная наставница схиигумения Мария[1] сказала, что вера в России победила. А она знала правду, потому что была прозорливым человеком.

Важно, чтобы люди, которые управляют государством, были хорошими православными христианами.

С годами моего пребывания как студента и священнослужителя Болгарского подворья в Москве сохранились драгоценные воспоминания о встречах со многими настоящими православными христианами (и духовенством, и мирянами), о возможности общения с истинно духовными старцами[2], которые относились с большой любовью к нам, православным болгарам. В этот период имел возможности посещать многие святыни Русской Православной Церкви. Это мои самые дорогие воспоминания о России.

Читать еще:  В какой день пасха в 2019 году

Схиигумения Мария (Дохторова).

— В Болгарии после русской революции оказалось много эмигрантов из России, в том числе и значительная часть русского духовенства и монашества. Особо известны на болгарской земле святитель Серафим (Соболев), недавно канонизированный нашими Церквями, и Ваша духовная мать схиигумения Мария-Магдалина (Дохторова), о которой Вы, владыка, написали жизнеописательную книгу. В чём значение подвига этих людей?

— Во время революции большая часть цвета русского общества – духовенство, учёные, писатели, люди искусства – были вынуждены покинуть Россию. Они распространили по всему миру дух истинного Православия и оказали влияние на многие другие народы. Болгария также имела эту благодать принять многих достойных сынов России.

Не забывайте, что как православные болгары любят преподобного Сергия Радонежского, святого Серафима Саровского, святого Иоанна Кронштадтского, святую Елизавету Фёдоровну, святых царственных мучеников, так мы любим и народ, в котором эти святые люди просияли.

Некоторые из них – недавно канонизированный святитель Серафим Софийский[3], архиепископ Феофан Полтавский и великая подвижница благочестия схиигумения Мария (Дохторова). Они помогали своими святыми молитвами, и по сей день они помогают многим болгарам найти путь к христианской жизни, путь к Царствию Божьему. Кроме того, они оставили в сердцах многих болгар любовь и к христианскому подвижничеству, и к русскому народу.

Обитель святой Параскевы Петки (Пятницы) в Болгарии, где подвизалась схиигумения Мария.

— Владыка, напоследок просим Вас дать духовный совет людям, нашим братьям и сёстрам, которые прочтут это интервью.

— Дорогие братья и сёстры, православные христиане в России, не забывайте, что как православные болгары любят преподобного Сергия Радонежского, святого Серафима Саровского, святого Иоанна Кронштадтского, святую Елизавету Фёдоровну, святых царственных мучеников, так мы любим и народ, в котором эти святые люди просияли. Надеюсь, что вы не позволите никому и ничему омрачить вашу любовь к православному болгарскому братскому народу – народу святого Иоанна Рыльского, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, святого патриарха Евфимия и всех святых, в земле Болгарской просиявших.

— Высокопреосвященнейший владыка Гавриил, мы от всего сердца благодарим Вас за интервью и желаем Божьей помощи в Вашем архипастырском служении, а также мира и добра всему братскому болгарскому народу!

Поздравляем Вас, владыка, с наступающим днём рождения! Пусть дни Вашего архиерейского служения будут благодатными, долгими и радостно благовестническими, под омофором Вашего духовного покровителя – святого архангела Гавриила! Многая и благая Вам лета!

Интервью подготовлено диаконом Ильёй Масловым и Евгением Ивановым.

[2] Схимитрополит Питирим (Нечаев), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и Кирилл (Павлов), епископ Василий (Родзянко), митрополит Антоний (Блум), отец Николай Гурьянов и др.

Годы странничества воспоминания схиигум мария дохторова аудио

Православные старицы ХХ века.

Составитель ― Светлана Девятова

«Любящему Господа все поспешествует во спасение. Никто сам не спасся, а Спаситель у нас у всех один. Человек может только желать спасения, а сам спасти себя не может. Надо желать спасения, сознав себя погибающим, негодным для царствия Божия, и это желание спасения надо показать Господу мольбой к Нему и посильным исполнением воли Его, и постоянным покаянием. »

Игумен Никон (Воробьёв)

Когда работа над очерками о старцах и старицах 20 века только началась, трудно было представить, что Господь даровал многострадальной России не десятки, а сотни духовных светильников, чтобы укрепить верующих людей и вывести заблудших из тьмы в годы безверия. Когда повсеместно закрывались храмы и монастыри, многих священнослужителей и монашествующих расстреливали или обрекали на мучительные страдания и голодную смерть в лагерях, ссылке, оставшиеся в миру носители истинной веры со смирением несли тяжёлый крест старчества, ежеминутно рискуя жизнью, духовно поддерживали, вымаливали людей. Они наставляли на путь истинный духовными советами, предупреждали об опасностях, врачевали духовные и телесные недуги, призывали к покаянию и смирению.

Нам хотелось, чтобы как можно больше верующих людей смогли прочесть краткие очерки о старцах и старицах. Истинные свидетельства о жизни современных подвижников, чудеса исцелений могли бы вызвать живой интерес у тех, кого отпугивали увещевания старших, кто сомневался в истинности рассказов о святых, живших много веков назад. Поэтому мы разместили очерки о старцах и старицах в интернете. По Промыслу Божиему в 2006 году появилась возможность опубликовать подготовленный материал в виде двух сборников в печатном виде.

Книга о старицах 20-го века, подобно первому сборнику о старцах двадцатого столетия, появилась благодаря стараниям сотен людей: тех, кто оставил свидетельства о своих духовных матерях, тех, кто собирал свидетельства духовных чад и современников подвижниц, составителей книг и статей о старицах, православных прозаиков и журналистов, а также людей принимавших участие в публикации материала на интернете, сотрудников издательств и типографий. Часть тиража, будет подарена храмам, монастырям, библиотекам, как духовная милостыня за всёх этих людей.

Хочется выразить большую признательность Татьяне Велк-Углановой. Она собирала свидетельства о старицах для очерков «Схимонахиня Серафима (Бирюлёвская)», «Старица Любовь (Измаиловская)», «Старица Евдокия Диева», помогла найти материал о старице Серафиме (Павлово-Посадской) и подвижнице Вере Емелиной.

От всей души благодарю всех, кто помогал доставать необходимую для работы литературу, кто молитвенно поддерживал нас. Слава Богу, за всё!

К сожалению, мы не располагали всей необходимой информацией. Будем весьма признательны всем, кто пришлёт нам ссылки на статьи и книги, свои свидетельства и воспоминания о старцах и старицах, имена которых не вошли в сборники.

«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Иеродиакон Николай (Сахаров) в статье «Учению архимандрита Софрония (Сахарова) о старчестве. » пишет, что по учению греческих отцов: «. Старец играет роль посредника между послушником и Богом . Для этого старец непременно должен обладать, наряду со множеством иных необходимых добродетелей, и даром духовного рассуждения, то есть способностью распознавать в молитве волю Божию, что позволяет его ответам носить исключительно духовный, «пророческий» характер. Как посредник в сообщении божественной воли, старец считается продолжателем дела Самого Христа и причитается к лику пророков наравне с Моисеем (ср. Исх. 4:13).

(В России) духовное наставничество достигло меры старчества в житиях прп. Серафима Саровского и монахов Оптиной Пустыни . (Возрождение старчества в русской монашеской традиции обычно связывают с именем преп. Паисия Величковского (1722—1794 гг.))».

В послании святого Апостола Павла к Галатам сказано: «. Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). Даром духовного рассуждения, способностью распознавать в молитве волю Божию обладали и старицы последних времён, по Промыслу Божиему им суждено было играть роль посредника: одним между Богом и сестрами в монастырях, другим – между Богом и страждущими в миру. Прозорливых стариц называли матушками, к ним обращались люди со своими духовными нуждами, у них искали утешение в горе, получали благословения на предстоящие важные перемены в жизни, к ним спешили верующие люди со своими телесными недугами. По молитвам подвижниц страждущие обретали душевный покой, получали исцеление.

Иеродиакон Николай отмечает: «Согласно преп. Серафиму, ответы старца основываются не на рассудочной деятельности, не на его богословской осведомленности или способности к психологическому анализу, а на воле Божией. Он объясняет, каким образом старец достигает знания воли Божией: «Первое помышление, являющееся в душе моей (после молитвы), я считаю, указанием Божиим и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, а только верую, что так мне указывает воля Божия, для его пользы. А бывают случаи, когда мне выскажут какое-либо обстоятельство, и я, не поверив его воле Божией, подчиню своему разуму, думая, что это возможно, не прибегая к Богу, решить своим умом. В таких случаях всегда делаются ошибки. »

Читая житие блаженных, мы не раз встречаем в воспоминаниях духовных чад подвижниц, указание на то, что блаженные старицы, чтобы узнать волю Божию, прежде чем ответить на вопрос страждущих молились: одни мысленно обращались с вопросом к святым, другие вопрошали, глядя на икону Богородицы или святого. Современники удивлялись их детской вере, умению блаженных стариц не только задавать вопросы, глядя на иконы, но и понимать ответы. Приведём лишь несколько примеров.

Дивеевская блаженная Анна, в келье которой была икона преп. Серафима, по рассказам матушки Маргариты: «. Часто подходила к этой иконе и спрашивала: «Куда? — Затем, кивая головой, говорила: «А, поняла. » — И шла по послушанию туда, где нужна помощь людям».

По свидетельству духовных чад блаженная Пелагея, прежде чем благословить духовных чад на то или иное дело, молитвенно обращалась к преподобному Серафиму Саровскому. В житиях других матушек встречаются свидетельства современников о том, что слепым блаженным старицам Сама Царица Небесная открывала то, что они не могли видеть. (От Царицы Небесной старицы получали благословение помогать страждущим.)

По молитвам блаженных стариц Господь творил чудеса. По свидетельству духовной дочери блаженной Алипии, Валентины С.Е. – «благодатью Божией пища у старицы Алипии умножалась». По свидетельству р.Б. Марфы молитвами матушки Алимпии сапожки и одежда Марфы были совершенно чистые, после того как она, помогая блаженной старице, «ходила целый день по грязи и носила на плечах большие мокрые ветки деревьев. »

Вспоминая блаженную Евдокию Токаревскую, игумен Роман (Загребнев) пишет: «Какие есть у Господа на земле люди! Они, поистине, дерзновенны в своих молитвах! Действенность молитв обнаруживает внутреннюю красоту сих богомольцев. Вот что рассказал мне брат Николай, впоследствии бывший иеродиаконом Псково-Печерской обители. «Как-то прибежал я к матушке, рано утром, и чтобы не нарушить ее покоя, осторожно открыл дверь. Она сидела на стуле посреди своей комнатки перед образами, плача и приговаривая: «Господи, вот какая я калека, не могу Тебе затеплить лампаду, а ведь так охота, чтобы она горела пред образом Твоим!» Я же, застыв, как мертвый, продолжал стоять на пороге. И что же вы думаете? Лампада сама по себе зажглась. Я от радости заплакал и ушел назад домой, чтобы не смущать молитвенницу. Сам же с изумлением думал о том, какое же дерзновение имеют люди пред Богом? Какая сила молитвы этой матушки? Господи, слава Тебе, что есть у Тебя на земле такие сокровенные люди, ради которых мы грешные живем, часто без страха и рассуждения!»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector