Грехов юности моей не вспоминай господи
Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 24
Аудио
— Продолжаем разговор о Псалтири. Сегодня мы разберем 24 псалом.
— 24 псалом Псалтири царя Давида очень значим для каждого христианина, потому что в нем Давид научает всех верных правильно молиться, учит, как нужно себя вести в трудных жизненных обстоятельствах. Когда на долю человека выпадают какие-либо жизненные потрясения, нужно обращаться к Богу, но молиться необходимо не только о себе. Молитва должна расширяться и уходить за пределы своего «я», будучи наполненной прошением о своих близких. Попадая в трудные обстоятельства, нужно читать этот псалом, в котором молящийся испрашивает милости Божией и получает ее.
«К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся вовек, ниже да посмеют ми ся врази мои». Давид говорит, что «я воздвигаю к Тебе душу свою», то есть представляю ее перед Господом. Но чтобы душа предстояла перед Богом, ее нужно освободить от всего лишнего, наносного, земного, к чему она прилеплена в течение нашей жизни.
Мы идем в храм, встаем на молитву только тогда, когда сможем оторваться от своей повседневности, суеты, лени. Только тогда душа вместе с телом обращается к Богу в молении. «На Тя уповах, да не постыжуся». Упование на Господа никогда не посрамляет человека. Когда он с Богом, ему никогда не бывает стыдно — без Бога он может быть посрамлен, потому что в состоянии богооставленности человек остается один на один со своей немощью, скудостью и попадает в руки врагов.
«Ниже да посмеются ми ся врази мои». Можно даже не пояснять эти слова, потому что, действительно, будет посмеян человек без Бога. Почему Бог выступал на стороне Давида? Потому что Давид всегда возлагал свое упование в любом деле, в любой битве – на Господа. И это упование никогда его не подводило.
«Ибо вси терпящии Тя не постыдятся». Что значит «терпящии»? В данном контексте слово «терпящии» не означает терпение. Здесь говорится о тех, кто уповает на Бога, призывает Его милосердие. И надежда на Бога никогда не посрамит.
«Да постыдятся беззаконнующии вотще». Что значит «беззаконнующии вотще»? Всякий человек грешен, нет безгрешных людей. Но бывают грехи — ведомые и неведомые, вольные и невольные. Если человек совершает невольные грехи, согрешает нечаянно, то эти грехи не вменяются ему в великое согрешение. А те грехи, которые он совершает целенаправленно, пребывает в них, низводят грешника до преисподней. На них псалмопевец обращает внимание, говоря, что эти грехи напрасны, с ними нужно бороться, их нужно преодолевать.
«Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя». Псалмопевец Давид очень часто употребляет увеличительное, подчеркивающее значение произносимых слов, усиливая их повторами, заменяя синонимами, подобными словами. «Пути», «стези» — стежки, дорожки – казалось бы это одно и то же. Только есть пути широкие, есть узкие, но любые пути Божии являются святыми. Если говорится о путях Божиих, то речь идет о следовании воле Божией через соблюдение Его заповедей. Псалмопевец говорит: «Покажи мне путь, научи меня заповедям Твоим».
«Настави мя на истину Твою, и научи мя: яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день», то есть на тебя уповаю весь день. «Настави мя на истину Твою, научи мя» — научи меня заповедям Твоим. «Яко Ты еси Бог Спас мой». Почему Давид называет Бога — «Спас мой»? Потому что только Господь избавляет человека от тех трудностей, скорбей, болезней, которые есть в его жизни. Он называет Его Спасителем, потому что без Бога невозможно обрести мир и покой. И Давид просит, чтобы Господь научил, показал истину, наставил в ней. Благодаря этому человек обретает спасение от тех трудностей, с которыми он встречается в своей жизни.
«И Тебе терпех весь день». Для евреев понятие «день» включало в себя все световые дни, это понимание всей жизни. Ночь они не считали за жизнь, это временное упокоение человека, временная смерть, потому что ночью человек не созидает, не живет. Здесь говорится о том, что «я уповаю на Тебя всю свою жизнь».
«Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть». Давид говорит: «Помяни, Господи, милости Твои, на которые я уповал в течение всей своей жизни. Для меня это является сутью жизни, я не могу по-другому в своей жизни поступать». Действительно, Давид всегда очень милостиво поступал ко всем, помня о том, что Господь дает милость Свою только тем, кто явил эту милость в своей жизни. Далее он говорит: «Грех юности моея, и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи». Давид просит, чтобы грехи юности и неведения не поминал Господь. В юности человеку присуща горячность, поэтому с такой легкостью он совершает грехи, неосознанно. Эти грехи, как говорят святые отцы, в единой покаянной молитве может простить Господь. Сознательные же грехи нуждаются не просто в покаянной молитве, но и в удручении тела. Такие тяжкие грехи прощаются только через несение каких-то серьезных тягот, скорбей.
«Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающим на пути». По мнению всех толкователей, Господь благ потому, что Он совершенен. Благость может быть только в Господе. Мы помним слова Священного Писания, когда Господь сказал одному законнику: «…что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк, 10:18). Действительно, благость, как высшее добро, благодать – только в Господе находится в полноте. Такое обращение подобает только Богу. Правым называется тот судья, который совершает суд без всякой предвзятости, лицемерия, мздовоздаяния, неправды. Правым называют Господа, потому что Он совершает праведный суд, без всякого лицеприятия.
«Сего ради законоположит согрешающим на пути». Здесь говорится о том, что закон Господь дает для согрешающего и по закону этому судит его. «Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим». Кроткие оправдываются судом. Им показывается правильный, спасительный путь, по которому они идут – «научит кроткия путем своим». Господь всегда научает кротких заповедям Своим.
Мы говорили о том, что Псалтирь христологична: в ней есть много пророчеств о Христе. По-настоящему кротким мы не можем назвать ни одного человека до пришествия Христова, потому что в полноте этот подвиг не был совершен до страданий Христа. Кротости мы научаемся только от Господа. Господь говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременные и Аз упокою вы. Научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем»(См.: Мф, 11: 28-29). Кротости и смирению в полноте могли научиться от Господа только ученики Христовы. По святоотеческому толкованию, в словах о кротких, идущих путем Божиим, говорится об учениках Христа – святых апостолах, которые с радостью стали исполнять повеления Христа, те заповеди, которые оставил им Господь.
«Вси путие Господни милость и истина, взыскающим завета Его, и свидения Его». «Свидением» и «заветом» называются заповеди Божии. Тот, кто поучается от Господа заповедям Божиим, тому Господь являет милость и истину. Во всем нужно стремиться исполнять заповеди Божии.
«Ради имени Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть». Конечно, у человека множество грехов, неправд, но ради прославления имени Божия, Господь очищает человека.
«Кто есть человек бояйся Господа; законоположит ему на пути, егоже изволи». Здесь говорится о святости и благочестии. Когда человек живет по заповедям Божиим, тогда Господь являет ему милость Свою, пути его становятся правильными и праведными. В то же время «душа его во благих водворится, и семя его наследит землю». Здесь говорится о селениях праведников, о времени открытия Царства Небесного в райских селениях. Двери Царства Небесного в ветхозаветное время были закрыты, но в аду были селения праведных. Естественно тот, кто живет по заповедям Божиим, у того душа водворится в селениях праведников. Что значит «наследит землю»? У евреев была важная задача — иметь продолжение своего рода, чтобы через это их род освятился встречей с Мессией, с Избранным, Который придет спасти человечество. Для них это была задача номер один, поэтому многодетность всегда поощрялась. В то же время человек, который не имел детей, считался грешником. В детях заключалось не только продолжение рода, но и осмысленность земной жизни. Родители не расточали богатство, которое накопили, чтобы им пользовались их дети. В этом заключается великая радость.
«Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им». То есть явит им заповеди. «Держава» — значит «крепость». Господь является для нас крепостью, защитой всех тех, кто боится Бога.
«Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои». Здесь говорится об уме человеческом. «Исторгнет от сети нозе» — сети расставляет враг рода человеческого, а Господь сохраняет человека, его жизнь и путь от искушений диавольских.
«Призри на мя, и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз». Здесь псалмопевец говорит о себе: о том, что бывает такое время, когда человек остается один в своих духовных поисках, оставленный всеми. В таком состоянии он говорит: «Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя». «Скорби сердца моего» — это очень тяжелые внутренние переживания, которые касаются не каких-то физических немощей, а состояния богооставленности, уныния. Человек говорит: «Я одинок в этой жизни, нищ, и все оставили меня». Тогда рождается сильное сердечное переживание, когда все от тебя отворачиваются, готовы предать тебя, тогда ты думаешь и взываешь к Богу: «От нужд моих изведи мя».
«Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя». Что мы можем предложить Господу? Только показать то, что есть в нашем сердце смирение и труд. «Ради этого, Господи, избавь меня от всех грехов моих».
«Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя». Очень много врагов у человека. Бывает, он чувствует одиночество и страшится того, что его одолело множество врагов. Что может сказать он Богу? Возненавидели его неправедно. Здесь Давид говорит о том, что во всем должна быть правда: если я сделал человеку что-то плохое и лукавое, подвел его, за что он возненавидел меня, значит, по правде ненавидит он меня. А если я ничего плохого не делал, не предавал, никакого зла ему не делал, тогда почему и как возненавидел он меня суть неправедно.
«Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на тя». Когда каждый человек испытывает такие трудности, мучения, остается один на один с собой, своими испытаниями, то он знает, что есть еще Кто-то, кто может разделить с ним скорби, переживания, может помочь в этом испытании. В этом заключается молитва Давида. Он просит Бога о помощи, о том, чтобы Он сохранил, исправил, научил; приносит покаяние в этом псалме, просит, чтобы Господь простил грех юности и неведения. В то же время говорит: «Господи, я не делал ничего такого, чтобы эти люди восстали против меня, возненавидели. Я одинок, Господи, помоги».
Этот псалом как некий плач, стенание к Господу о том состоянии, в котором сейчас находишься. В конце псалма Давид просит: «Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя». Этими словами он хочет сказать: «Сохрани меня, Господи, избави, покажи, что я правильно верую, чтобы все знали, что я только на Бога уповаю, все делаю с благословения Божия». Сила псалмопевца Давида заключена не в мудрости, не в уме, не в поддержке своего народа. Все что он имеет — он всегда об этом говорил — все это только благодаря тому, что он уповает на Бога, верит в Него и считает Его своим помощником, защитником и избавителем от всего злого.
«Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи» — постоянно уповал на Тебя, возлагал свои надежды. Какие «незлобивии и правии»? Это те, которые видели, что Господь помогает Давиду, дает ему силы, крепость, победу. И тогда они обращались к нему и становились рядом, ощущая силу Божию и почитание Бога. Видя такое упование, они присоединялись к Давиду, понимая, что сила Давида в его Боге.
«Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его». Это замечательные слова псалмопевца Давида, в которых он показывает, чем должна заканчиваться молитва. Молясь, нужно просить не только за себя, о своих нуждах и скорбях, но и за тот народ, который дорог тебе и близок. Многие по этому поводу утверждают, что молиться надо за самого себя, нужно знать тех, за кого ты молишься, нельзя молиться за тех, кого не знаешь. Псалмопевец Давид отвечает нам, говоря о том, что молиться надо за всех, особенно за свой единоверный народ. Поэтому он заканчивает свою молитву прошением за весь Израиль, так как является частью израильского народа.
Псалом Давида 24
В минуты покаяния человек по особому осознает свой грех, находясь в стесненных обстоятельствах. С чистым сердцем он взывает к Создателю в поисках помощи и выхода из создавшейся ситуации.
История написания и значение псалма
Псалом 24 — молитвенное воззвание царя Давида, в котором праведник кается за свои грехи, совершенные на протяжении жизни, и умоляет Господа вывести из сложившейся ситуации с сыном Авессаломом.
Написанный в минуты отчаяния и слабости, когда Давид находился в одиночестве, оставленный многими соратниками и друзьями, преданный собственным сыном, Псалом 24 выражает искреннее раскаяние и полное доверие Творцу.
Интересно! Уникальной является форма построения этой песни, многие еврейские дети именно по Псалму 24 изучали алфавит. Каждый стих Псалма 24 на еврейском языке начинается с алфавитной буквы, что облегчает его запоминание.
В чем смысл Псалма 24
1 К Тебе, Господи, возношу душу мою. Боже мой, на Тебя уповаю, да не буду посрамлен вовеки, и да не посмеются надо мною враги мои!
2 Ибо все надеющиеся на Тебя не посрамятся.
3 Да посрамятся творящие беззакония тщетно!
4 Пути Твои, Господи, укажи мне, стезям Твоим научи меня.
5 Наставь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог, спасающий меня; и на Тебя надеюсь всяк день.
6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо вечны они.
7 Грехов юности моей и неведения моего не помяни; по милости Твоей вспомни меня, по благости Твоей, Господи!
8 Благ и праведен Господь, посему дарует закон Свой согрешающим на пути.
9 Укажет кротким истину, научит кротких стезям Своим.
10 Все пути Господни — милость и истина для тех, кто ищет завета Его и откровений Его.
11 Во славу имени Твоего, Господи, очисти меня от греха, ибо он велик.
12 Кто из людей боится Господа? Дарует ему Бог закон на пути, уготованном ему.
13 Душа его обретет блаженство, и потомство его наследует землю.
14 Господь — опора боящимся Его, и явит Он им завет Свой.
15 Очи мои всегда взирают на Господа, и Он исторгнет из сети стопы мои.
16 Воззри на меня и помилуй меня, ибо одинок я и беден.
17 Скорби сердца моего умножились, от бед моих избавь меня!
18 Воззри на смирение мое и на бремя тяжкое мое и отпусти грехи мои!
19 Воззри на врагов моих, умножились они и ненавистью неправедной возненавидели меня.
20 Сохрани душу мою и избавь меня от бед, да не постыжусь, что уповал на Тебя!
21 Незлобивые и праведные примкнули ко мне, ибо надеялся я на Тебя, Господи.
22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его!
Милостивый Создатель не оставит в беде всех, кто надеется на Него.
Осознание своих грехов вызывает у Давида желание очиститься и спастись, ибо он понимает, что грех приводит к тяжелым испытаниям и даже смерти.
Стихи 4-5 подчеркивают, что только Творец может направить на путь истины, спасти от опасной дороги, ведущей в погибель.
Путь Божий — Его заповеди, Истина в их исполнении. Многие верующие могут перечислить все 10 заповедей, демонстрируя свою религиозность, но при этом имеют лицемерное сердце, которое невозможно спрятать от Бога.
Важно! Царь Давид не был святым человеком, и он отступал от истины, но каждый раз находил в себе силы покаяться и вернуться на истинную тропинку, ведущую к спасению.
Псалмопевец пишет, что всякий час он надеется на Божью помощь.
Не единожды Господь щедро одарял Давида (стихи 6-7), покрывал Своим прощением грехи юности, забывал впоследствии расскаянные преступления. Так было покрыто прощением и преступление против Урии, когда Давид впал в блуд с Вирсавией. Наказание в виде смерти сына пришлось пережить, осознав всю полноту греха.
Читайте о других псалмах:
Божественная любовь проявлялась в прощении и ниспослании материального благополучия. Милость Творца даровала спокойствие и мир в мятежную душу царя.
О совершенстве и благости Бога к грешникам, которые приняли решение идти путем праведности, поет помазанник Божий в стихах 8-10.
По закону грех подлежит наказанию, по милости Иисуса мы имеем награду в виде благодати. В случае, когда человек сбивается с истинного пути, Всевышний нежной рукой, а порой и более жестко, возвращает любящих Его людей на истинную дорогу во благо самого грешника.
Наставления Бога могут проявляться разными способами:
- обличением голосом совести;
- наставлениями от других людей, в случае царя Давида его обличал пророк Нафан;
- стесненными обстоятельствами, допущенными во благо грешнику для раскаяния.
Велика Божья любовь, облегчающая путь к суду Всевышнего, когда уже ничего нельзя будет изменить. Что кроется в имени Бога? Где найти слова, чтобы описать Его величие, могущество, милость и щедрость, справедливость и суд?
Стихом 11 праведник описывает великое поклонение и признание власти Творца, подчеркивая тяжесть своих грехов.
Всесовершенный Бог является для людей примером чистоты, той высотой, к которой необходимо стремиться каждому из нас. Царь Давид, занимающий высокую ступень человеческой власти, признает себя грешником перед Создателем.
Великое обетование тем, кто боится Господа, звучит в стихах 12 — 15. Если ты благоговеешь перед Богом, тогда душе твоей гарантировано благо, Сам Творец наставит верное дитя на путь истины и проведет дорогой правды.
Боящимся Бога открывается Его завет.
Некогда могущественный праведник признает себя одиноким и бедным, он ищет защиту в Божьей милости.
В 18-19 стихах Давид призывает Создателя посмотреть на его грехи и прегрешения его врагов. При этом царь не указывает Творцу, что делать и как наказать нечестивых. Весь суд он отдает Богу, принося перед престолом справедливости, как себя, так и врагов.
Великое доверие и надежда на спасение, справедливость звучит в последних стихах Псалма 24 на русском языке. Царь Давид провозглашает свободу от проблем во время любого пленения.
Важно! Псалом 24 читается во время покаяния, перед исповедью, в период пленения грехами и страстями при искреннем желании получить освобождение и очищение.
4 Кафизма. Читать на русском языке
Перевод профессора Павла Александровича Юнгерова
24. Псалом Давида.
К Тебе, Господи, воздвиг я душу мою. Боже мой! На Тебя я уповал, да не постыжусь во век, и да не посмеются надо мной враги мои. Ибо все уповающие на Тебя не постыдятся. Да постыдятся все, беззаконнующие тщетно. Пути Твои, Господи, скажи мне и стезям Твоим научи меня. Наставь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог, Спаситель мой, и на Тебя я надеялся всякий день. Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века. Грехов юности моей и неведения моего не помяни, по милости Твоей Ты помяни меня, по благости Твоей, Господи. Благ и прав Господь, посему согрешающим Он укажет путь закона. Будет руководить кротких в суждении, научит кротких путям Своим. Все пути Господни – милость и истина для ищущих завета Его и откровений Его. Ради имени Твоего, Господи, очисть грех мой, ибо он велик. Какой человек боится Господа? Ему Он даст закон для пути, какой Ему угоден. Душа его среди благ водворится, и семя его наследует землю. Господь – сила боящихся Его и завет Его (это) явит им. Очи мои всегда (обращены) ко Господу, ибо Он исторгнет от сети ноги мои. Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и убог. Скорби сердца моего умножились, от бедствий моих изведи меня. Посмотри на смирение мое и на изнеможение мое, и оставь все грехи мои. Посмотри на врагов моих: как они умножились и (какою) ненавистью неправедною возненавидели меня! Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что уповал на Тебя. Незлобивые и праведные объединились со мною, ибо я на Тебя, Господи, уповал. Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.
25. Псалом Давида.
Суди меня, Господи, ибо я в незлобии своем ходил и в уповании на Господа не ослабею. Искуси меня, Господи, и испытай меня, расплавь внутренности мои и сердце мое. Ибо милость Твоя – пред очами моими, и я благоугоден был (Тебе, ходя) во истине Твоей. Не сидел я в собрании суетном и к нарушителям закона не войду. Возненавидел я скопище лукавых и с нечестивыми не буду сидеть. Умою среди невинных руки мои и обойду жертвенник Твой, Господи, Дабы услышать мне глас хвалы Твоей и поведать о всех чудесах Твоих. Господи! Я возлюбил благолепие дома Твоего и место селения славы Твоей. Не погуби с нечестивыми душу мою и с кровожадными жизнь мою, У которых в руках беззаконие, а десница их наполнена мздоимством. А я ходил в незлобии моем: избавь меня, Господи, и помилуй меня. Нога моя стоит на правом пути, в церквях благословлю Тебя, Господи.
26. Псалом Давида. Прежде помазания.
Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюсь? Господь защитник жизни моей: кого устрашусь? Когда приближались ко мне злодеи, чтобы съесть плоть мою, оскорбители мои и враги мои, то сами они изнемогли и пали. Если выстроится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня брань, на Него я уповаю. Одного просил я у Господа, и сего (только) взыщу: чтобы жить мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать мне красоту Господню и посещать храм святой Его. Ибо Он сокрыл меня в скинии Своей в день бедствий моих, сохранил меня в тайном месте скинии Своей, на скалу вознес меня. И ныне, как только Он возвысил голову мою над врагами моими, я обошел и принес в скинии Его жертву хвалы и восклицания. Буду петь и воспевать Господу. Услышь, Господи, голос мой, которым я взывал, помилуй меня и услышь меня. Тебе сказало сердце мое: Господа взыщу. Взыскало Тебя лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от меня и не уклонись во гневе от раба Твоего, будь мне помощником, не отринь меня и не оставь меня, Боже, Спаситель Мой! Ибо отец мой и мать моя оставили меня, а Господь принял меня. Руководи мной, Господи, в пути Твоем и наставь меня на стезю прямую врагов моих ради. Не предай меня на волю притеснителей моих, ибо восстали на меня свидетели неправедные, и солгала неправда себе самой. Верю, что увижу блага Господни на земле живых. Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа.
27. Псалом Давида.
К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, не безмолвствуй со мною, дабы, когда Ты будешь безмолвен со мною, я не уподобился нисходящим в могилу. Услышь, Господи, голос моления моего, когда я молюсь Тебе, когда воздеваю руки мои ко храму святому Твоему. Не похить меня с грешниками, не погуби меня с делающими неправду, говорящими: “мир” ближним своим, тогда как зло в сердцах их. Воздай им, Господи, по делам их и по лукавству замыслов их, по делам рук их воздай им, воздай им должное. Ибо они не уразумели дел Господних и дел рук Его: низложи их и не восставляй. Благословен Господь, ибо Он услышал голос моления моего. Господь – помощник мой и защитник мой, на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и процвела плоть моя, и волею моею исповедаю Его. Господь – крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. Спаси людей Твоих и благослови достояние Твое, и упаси их, и вознеси их до века.
28. Псалом Давида. На исход скинии.
Принесите Господу, сыны Божии, принесите Господу молодых овнов, воздайте Господу славу и честь. Воздайте Господу славу имени Его, поклонитесь Господу во дворе святом Его. Глас Господа на водах: Бог славы возгремел, Господь (возгремел) на водах многих. Глас Господа крепок, глас Господа великолепен. Глас Господа сокрушает кедры, и истребит Господь кедры ливанские. И сотрет их в прах, как тельца ливанского, а возлюбленный – как сын единорога. Глас Господа высекает пламя огня. Глас Господа потрясает пустыню, и потрясет Господь пустыню Каддийскую. Глас Господа укрепляет оленей и обнажает дубравы. И в храме Его всякий возвещает славу (Его). Господь потоп населяет, и будет восседать Господь (как) Царь во век. Господь крепость людям Своим даст. Господь благословит людей Своих миром.
29. Псалом песни. На обновление дома Давидова.
Превознесу Тебя, Господи, ибо Ты поднял меня и не возвеселил врагов моих из-за меня. Господи, Боже мой! Я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. Господи! Ты извел из ада душу мою и спас меня от нисходящих в могилу. Пойте Господу, преподобные Его, поведайте память о святыне Его. Ибо наказание в ярости Его, и жизнь в воле Его: вечером водворится плач, а утром – радость. Я сказал в благоденствии моем: “не поколеблюсь во век: Господи, по благоволению Твоему дай силу доброте моей!” Ты же отвратил лице Свое, и я был смущен. К Тебе, Господи, воззову, и Богу моему помолюсь. Что пользы в крови моей, когда я должен истлеть? Ужели прославит Тебя прах? Или возвестит он истину Твою? Услышал Господь и помиловал меня, Господь стал помощником мне. Ты обратил плач мой в радость мне, разорвал вретище мое, и опоясал меня веселием. Да воспоет Тебя слава моя, и да не буду сокрушаться. Господи, Боже мой! Во век буду исповедовать Тебя.
30. В конец. Псалом Давида. При исступлении.
На Тебя, Господи, я уповал, да не постыжусь во век: правдою Твоею избавь меня и спаси меня. Приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня, будь мне Богом – защитником и домом прибежища, во спасение мне. Ибо Ты – держава моя и прибежище мое, и ради имени Твоего наставляй меня и питай меня. Изведи меня из сети сей, которую затаили для меня, ибо Ты, Господи, защитник мой; В руки Твои предаю дух мой. Ты избавил меня, Господи, Боже истины. Ты возненавидел тщетно почитающих суетное, а я на Господа уповал. Возрадуюсь и возвеселюсь о милости Твоей, ибо Ты призрел на смирение мое, спас от нужды душу мою И не оставил меня в руках врагов, поставил на просторе ноги мои. Помилуй меня, Господи, ибо я скорблю, помутились от ярости око мое, душа моя и утроба моя. Ибо истощилась в болезни жизнь моя и лета мои (прошли) в воздыханиях, изнемогла в нищете крепость моя, и кости мои потряслись. У всех врагов моих я сделался поношением, а наипаче у соседей моих, и страшным для знакомых моих: видящие меня вон убегали от меня. Я был забыт в сердце (их), как умерший, я стал, как разбитый сосуд. Ибо я слышал хулу от многих, вокруг живущих, когда они собирались вместе на меня, совещались исторгнуть душу мою. Но я на Тебя, Господи, уповал, сказал: Ты – Бог мой! В руках Твоих жребий мой: избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. Яви лице Твое рабу Твоему, спаси меня по милости Твоей. Господи! Да не постыжусь, что я призвал Тебя, да постыдятся нечестивые и да сойдут в ад. Да будут немы уста льстивые, наговаривающие на праведника беззаконие с гордостью и презрением. Сколь велико множество благости Твоей, Господи, которую Ты сокрыл для боящихся Тебя, приготовил для уповающих на Тебя пред сынами человеческими! Ты скроешь их под кровом лица Твоего от мятежа людского, укроешь их в скинии от возмутительных речей. Благословен Господь, что дивно явил милость свою (как бы) в укрепленном городе. А я сказал в исступлении моем: я отвержен от очей Твоих. Посему услышал Ты голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе. Возлюбите Господа, все преподобные Его, ибо истину требует Господь и воздает чрезмерно творящим гордыню. Мужайтесь, и да укрепится сердце ваше, все уповающие на Господа!
31. Псалом Давида. В научение.
Блаженны те, чьи беззакония отпущены и чьи грехи прощены. Блажен муж, которому не вменит Господь греха и в устах которого нет лести. Когда я молчал, ослабели кости мои от вседневного вопля моего, Ибо день и ночь тяготела на мне рука Твоя; я сделался страдальцем, когда вонзился в меня терн. Беззаконие мое я познал и греха моего я не скрыл, сказал: “исповедуюсь Господу в беззаконии моем”, и Ты простил нечестие сердца моего. Посему помолится Тебе всякий преподобный во время благопотребное, и тогда разлившиеся многие воды к нему не приблизятся. Ты прибежище мое от скорби, объявшей меня. Радость моя! Избавь меня от окруживших меня. “Вразумлю тебя и наставлю тебя на путь сей, по которому пойдешь, остановлю на тебе очи Мои”. Не будьте, как конь и мул, у которых нет разума и которых челюсти можно притянуть (лишь) уздою и удилами, когда они не приближаются к тебе. Много наказаний грешному, а уповающего на Господа милость (Его) окружит. Веселитесь о Господе и радуйтесь праведные, и хвалитесь (Им) все правые сердцем!
Молитвы после 4 кафизмы:
По 4-й кафисме, Трисвятое.
Таже тропари, глас 7:
Смиренную мою душу посети, Господи, во гресех все житие иждившую: имже образом блудницу, приими и мене, и спаси мя. Преплавая пучину настоящаго жития, помышляю бездну многих моих зол, и не имеяй окормителя помышлений, Петров провещаваю Ти глас: спаси мя, Христе, спаси мя, Боже, яко Человеколюбец.
Скоро совнидем в невестник Христов, да вси услышим блаженный глас Христа Бога нашего: приидите, любящии Небесную славу, сопричастницы бывше мудрых дев, уяснивше свещы нашя верою.
И ныне: Душе, покайся прежде исхода твоего, суд неумытен грешным есть и нестерпимый. Возопий Господу во умилении сердца: согреших Ти в ведении и не в ведении, Щедрый, молитвами Богородицы ущедри и спаси мя.
Господи, помилуй (40) и молитва:
Тебе, Господи, Единому Благому и Непамятозлобному, исповедаю грехи моя, Тебе припадаю вопия, недостойный: согреших, Господи, согреших и несмь достоин воззрети на высоту небесную от множества неправд моих. Но, Господи мой, Господи, даруй ми слезы умиления, Единый Блаже и Милостивый, яко да ими Тя умолю, очиститися прежде конца от всякаго греха: страшно бо и грозно место имам проити, тела разлучився, и множество мя мрачное и безчеловечное демонов срящет, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй. Тем припадаю Твоей благости, не предаждь обидящым мя, ниже да похвалятся о мне врази мои, Благий Господи, ниже да рекут: в руки нашя пришел еси, и нам предан еси. Ни, Господи, не забуди щедрот Твоих и не воздаждь ми по беззаконием моим, и не отврати лица Твоего от мене: но Ты, Господи, накажи мя, обаче милостию и щедротами. Враг же мой да не возрадуется о мне, но угаси его на мя прещения и все упраздни его действо, и даждь ми к Тебе путь неукорный, Благий Господи: занеже и согрешив, не прибегох ко иному врачу, и не прострох руки моея к богу чуждему, не отрини убо моления моего, но услыши мя Твоею благостию и утверди мое сердце страхом Твоим, и да будет благодать Твоя на мне, Господи, яко огнь попаляяй нечистыя во мне помыслы. Ты бо еси, Господи, свет, паче всякаго света; радость, паче всякия радости; упокоение, паче всякаго упокоения; жизнь истинная и спасение, пребывающее во веки веков, аминь.
Молитва и размышления Давида о тайне Господа
Уильям Макдональд
«Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!» (Пс.24:7)
24 псалом представляет собой акростих, в нем трудно выделить единую тему; скорее, его можно назвать смесью молитв и размышлений, не имеющих другой очевидной связи между собой, кроме алфавитного порядка.
Сначала идет молитва о защите. Похоже, враги Давида никогда не оставляют его в покое. Поэтому он взывает к Господу о помощи, признавая, что может уповать только на Бога. Давид просит о двух вещах что он никогда не окажется разочарован, во всем полагаясь на Иегову, и что его враги никогда не восторжествуют, злорадствуя изза того, что Бог забыл одного из Своих сынов. Это молитва за всех тех, кто уповает на Господа. А что касается тех, кто намеренно поступает неправедно, то им Давид желает оказаться полностью посрамленными.
Далее псалмопевец говорит о себе как об ученике, ищущем наставления. Он хочет познать пути Господа, ходить по Его стезям и обрести Божию истину. На это его подвигла любовь к Богу спасения своего, к Тому, с Кем связаны все его надежды.
Затем в 6 и 7-м стихах Давид предстает перед нами грешником, ищущим прощения. Он, указав на давние щедроты и милости Господа, просит Его помнить, что в прошлом Он проявлял такую благодать словно бы Господь мог об этом забыть! Если подобные молитвы представляются нам признаком несовершенства в понимании Божией благодати у Давида, мы должны учитывать, что он жил в сумеречный век, тогда как для нас все совершенно явственно освещено сиянием благо вестия… Давид мучается из-за грехов юности своей; к тому есть основания. Псалмопевец без лишних слов просит Господа забыть эти грехи, но помнить его самого по милости и ради благости Божией. На такую мольбу невозможно не откликнуться… Какое облегчение знать, что наши грехи смыты Кровию, удалены от нас так далеко, как восток от запада, погребены в океане Божиего прощения, навек забыты!
Далее Давид переходит от молитвы к размышлению. Он полон восхищения при одной мысли об учительном наставлении от Иеговы. Так как Господь по Своей сути благ и праведен, Он наставляет грешников на путь истины, справедливости и спасения. Одно важнейшее качество, которое мы должны усвоить от Него это смирение; мы должны быть настолько кротки, чтобы признавать свое невежество и свою потребность в дальнейшем наставлении. Если мы прилежные ученики, мы скоро узнаем, что праведно, то есть какова воля Божия. Те, кто покоряется Слову Господа, отнюдь не находят повода об этом пожалеть, обнаруживая, наоборот, что их жизнь наполнена знамениями неколебимой Божией любви и верности.
На короткое время Давид возвращается к молитве о прощении. (24:11) Полностью сознавая огромную тяжесть своей вины, он взывает о прощении «ради имени Твоего, Господи». Поскольку имена нередко обозначают свойства своих обладателей, псалмопевец здесь апеллирует к благим качествам Бога в особенности к Его милости и благодати как единственному основанию для своего прощения. Он ни слова не говорит о своих собственных заслугах!
Затем Давид еще раз прерывает свою молитву для монолога о духовном. Темой его становится человек, боящийся Господа онто и получит от Бога все самое лучшее. Такого человека ждут:
Верное руководство — Бог укажет ему, какой путь избрать.
Личное благоденствие — он в изобилии получит средства к существованию.
Благополучие семьи — дети его унаследуют землю.
Общение с Богом — он войдет во внутренний дружеский круг, которому Господь задушевно раскрывает Свои замыслы и пути Свои.
«Тайна Господня боящимся Его, и завет Свой Он открывает им». (24:14) Это, несомненно, золотой стих данного псалма. Даниил, «муж желаний», оказался тем, кому Бог раскрыл в чудесных видениях грядущее как на смену языческим царствам придет последнее Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. А Иоанну, ученику, который возлежал у груди Иисуса, было дано величественное откровение на Патмосе.
Давид причисляет себя к тем, кто боится Бога. Очи его всегда обращены с верою и упованием на небеса, и он твердо знает, что Господь извлечет его из сети невзгод и опасностей, которая сейчас его оплетает.
Воспоминание об опутывающих его сетях заставляет Давида прервать духовные раздумья и вернуться к молитве о своей нынешней беде. Он одинок и угнетен. А скорби сердца его все умножаются. Поэтому он просит Бога проявить к нему милость, снять тяжкое бремя с его сердца, вызволить из бед, заметить его страдание и простить ему все грехи. Давид также просит Бога оградить его от врагов с их оголтелой ненавистью, показав тем самым, что не напрасно он уповает на Иегову. Когда Давид восклицает: «непорочность и правота да охраняют меня», он говорит отнюдь не о собственной нравственности, а напротив, просит Бога проявить Свою праведность, помогая тому, кто во всем положился на Него.
«Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его». (Пс.24:22)
В этом заключительном стихе Давид, выступая от имени Израиля, просит Бога об искуплении избранного народа. Это предполагает, что такие псалмы станут молитвами благочестивого остатка Израиля в грядущие дни Великой скорби.
Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ