Игры на запоминание

Игры на развитие памяти

Здравствуйте, уважаемые родители! Все Вы, конечно, понимаете, насколько важно развивать память будущему первокласснику. Ведь от этого напрямую зависит его успешность не только в школе, но и в дальнейшей взрослой жизни. Хорошая память поможет успешно учиться в ВУЗе, карьерному продвижению.

Сегодня мы дадим Вам некоторые рекомендации, которые помогут укрепить и развить память ребёнка. Упражнять память не только можно, но и нужно. И лучше всего заниматься этим целенаправленно и начиная с раннего возраста.

Сначала – немного теории. Память – это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить некоторую информацию, которая может иметь самую разную форму и содержание. Можно помнить ощущения и образы, которые мы получаем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию. Можно помнить лучше других стихи и прозу, лица людей, даты, фамилии, номера телефонов, дорогу. Память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Тренируя память Вашего ребёнка, Вы, возможно, воспитаете будущего полиглота (от греческого «многоязычный»). Но даже если Ваш малыш и не будет разговаривать на 19 языках, как известный русский поэт Брюсов, хорошо тренированная память, несомненно, поможет ему в учёбе.

Дети-дошкольники обладают удивительной памятью. Многие родители с удивлением отмечают, что их ребёнок без лишних усилий может цитировать рекламные ролики или с точностью воспроизводить диалоги из мультика или бразильского сериала. Однако родители и учителя часто жалуются на плохую память ребёнка, особенно в первом классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей и т.д. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе. В тестировании и коррекции памяти ребёнка нужно ориентироваться на смысловую память и показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запоминать.

Актёры, заучивающие наизусть многие страницы текста роли, не имеют этого навыка от рождения, а приобретают его благодаря упражнению. Для ребёнка память – это основной способ познания и привыкания к миру. Он запоминает язык и уже потом, встречая повторяющиеся звукосочетания, учится соотносить их с ситуацией и таким образом постигать значение слов. Он запоминает правила, предложения, таблицу умножения, чтобы затем понять их смысл, а пока не понял – пользоваться механически, доверяя своей памяти.

Характерно, что у детей лучше сформирована память на эмоции и образы, чем на слова и символы. Поэтому хорошо, если в обучении Вы будете использовать иллюстрации, рисунки самого ребёнка. Важно также знать, что у разных детей может главенствовать либо зрительная, либо слуховая, либо моторная память, в зависимости от этого будет более эффективным то показывать детям картинки, то объяснять и диктовать, то просить самого ребёнка обвести букву или воспроизвести изображение. Однако учтите, что 80% всей информации человек получает всё-таки благодаря зрению и слуху.

А сейчас мы дадим Вам несколько игр и заданий, которые Вы можете использовать для занятий по укреплению и развитию памяти ребёнка.

«Отгадай-ка!»

Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребёнком. Задание состоит в том, что ребёнок должен по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов, так, чтобы партнёры по игре угадали, что это. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его. После того, как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и выбрали свой предмет, водящий даёт в руки любому игроку камушек как приглашение к началу рассказа. Получивший камушек рассказывает о загаданном предмете. Когда предмет отгадан, камушек передаётся следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из играющих не придумает свою загадку.

Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему достаточно полно описать предмет. В конце игры можно раздать сладкие призы.

«Вспомни фигуру».

Для этой увлекательной игры понадобится 10-30 палочек (можно спичек или счётных палочек). Играть лучше вдвоём. Ведущий складывает из палочек фигуру (домик, ёлочку, звёздочку), даёт рассмотреть и через 2-4 секунды закрывает фигуру листом бумаги. Другой участник игры должен за это короткое время запомнить фигуру, а затем по памяти выложить её из палочек в точном соответствии с образцом. По окончании игры фигуры сверяются, если есть расхождения, исправляются. Если палочка пропущена или положена неправильно – это считается ошибкой. Задание можно усложнить, предложив выложить сразу несколько фигурок или сократив время запоминания до 1-2 секунд. Не расстраивайтесь, если ребёнок не сумеет с первого раза правильно выложить фигурку – это очень сложное задание.

«Игрушки-непоседы».

На столе расставляются в любом порядке 10 игрушек или предметов. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться. Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, можно даже убрать 1-2 игрушки, и после этого предложите ребёнку расставить всё, как было раньше. Если он вспомнил 6 и меньше предметов, нужно ещё поупражнять память и внимание, если вспомнил 7 или больше – прекрасный результат! Если хотите, и Вы поучаствуйте в этой игре, пусть ребёнок проверит Вашу память и внимание.

«Вместительный чемодан».

В эту игру можно играть и вдвоём, но лучше – компанией из 3-5 человек. Взрослый начинает игру вот такой фразой: «Бабушка укладывает в свой чемодан… расчёску», следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: «Бабушка укладывает в свой чемодан расчёску и… тапочки» и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд предметов, укладываемых в бабушкин чемодан, не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов. Если кто-то в процессе игры забывает один из предметов, ему вручается фант и даётся задание (нарисовать бабушку, посчитать все расчёски и тапочки в доме и т.д.).

Упражнения для развития литературной памяти.

Очень полезно для развития памяти ребёнка читать ему (и вместе с ним) стихи. Это занятие не может быть лишним ни в каком возрасте и, помимо общеразвивающего эффекта, помогает привить ребёнку литературный вкус и способствует эмоциональному сближению членов семьи. Начинать следует со стихов хорошего ритма и яркого содержания, если же Вы предпочитаете переводы, то пусть это будут классические образцы – произведения С.Маршака, Б.Заходера, К.Чуковского. Начинайте с четверостиший, постепенно увеличивая объём стихотворного текста, который нужно запомнить и прочитать наизусть. Старайтесь читать текст не торопясь и выразительно, приучая к этому и ребёнка. Поставьте перед ребёнком цель – запомнить стихотворение с четвёртого (третьего, второго) раза. Поощряйте интерес ребёнка к чтению – покупайте яркие, красочные, содержательные и увлекательные книги. Можно устроить конкурс юных чтецов, пригласив друзей Вашего ребёнка, призами могут быть книги или лакомства.

«Дверная скважина».

Эта игра предназначена для развития зрительной памяти и пространственного мышления. Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно в 4 раза превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Картинку до начала игры не должен видеть ни один игрок. Играть в эту игру лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с «дверной скважиной» и кладёт её перед играющими. Рассматривать картинку можно только через вырезанную «дверную скважину», постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит верхним листом по картинке в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В конце игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Этот игрок и сменяет ведущего. Начинается рассматривание другой картинки.

Статью подготовила завуч по учебной части школы «ЛУЧиК» Иванова Е.В. (по материалам книги «Я иду в школу» О. Морозовой).

15 сайтов, где можно потренировать мозги

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Наш мозг ленив и неповоротлив. Если нагружать его однотипными и привычными задачами, он быстро «тупеет» и теряет способность действовать быстро. Шестеренки в голове начинают крутиться медленнее и со скрипом.

AdMe.ru нашел 15 сайтов, где много разных тренажеров для мозга. При помощи задач, упражнений и игр сегодня потренируем память, завтра логику. А получим красивый и подтянутый ум.

Cognifit

Здесь можно протестировать, насколько хорошо работает ваш мозг, составить индивидуальную программу тренировок, заниматься и отслеживать свой прогресс. Оформлено все красиво и удобно. Главный минус — бесплатная версия сайта довольно ограничена.

Wikium

Викиум предлагает сначала пройти тестирование и определить качество ваших памяти, мышления, внимания. На основании этих результатов вы получаете программу тренировок. Опять-таки есть платный уровень, где обещается больше возможностей.

Читать еще:  Пасха в 1945 году какого

Mnemonica

Этот сайт встречает нас фразой: «Нет людей с плохой памятью. Есть люди, которые не умеют ею пользоваться». Выполняя несложные упражнения, можно развить память, получить навыки в запоминании чисел, слов и текстов, развить внимание и образное мышление. Также на сайте есть небольшие статьи с полезными советами.

Happymozg

На сайте можно проверить память и пройти онлайн-тренировку внимания, концентрации, реакции и других функций мозга с помощью программ и игр. Есть подробная теоретическая часть, рассказывающая о том, что такое мозг и как поддержать его в хорошем состоянии.

Petruchek

Здесь собраны известные логические игры, которые легко запустить в режиме онлайн, чтобы размять мозги.

Brainscale

На этом сайте всего один тренажер для мозга — задачка N-назад. Это упражнение, которое улучшает оперативную («рабочую») память, совершенствует подвижный интеллект, оптимизирует скорость мышления. Суть игры: пользователь видит квадратики в ячейках матрицы и слышит буквы. При этом необходимо определить и указать, встречался ли предъявляемый образ на n-позиций (1, 2, 3. ) назад.

Uplift

Игры, выложенные на этом сайте, призваны тренировать память, скорость, гибкость мышления, вычислительные навыки. Прежде чем начать тренировки, нужно будет определить те возможности ума, которые хочется развить в первую очередь. Это определит выбор упражнений для тренировок.

Fitnessbrain

Еще один сайт с логическими играми, головоломками, упражнениями для развития памяти и паззлами для развития внимательности. Девиз — «Прокачай свой мозг».

Zanimatika

На сайте «Занимательная педагогика» есть интересный тест, пройдя который, можно определить возраст своего мозга.

S-mind

Это сайт о возможностях человеческого мозга и развитии интеллекта. Здесь рассказывают о том, как устроена наша голова, как там все работает, и дают советы, как ускорить эту работу. Например, есть статья «Как улучшить кратковременную память», задачки на логику и многое другое.

Chisloboi

Онлайн-игра на развитие скорости счета. Есть несколько режимов: тренировочный, где не ведется подсчет времени; марафон — нужно как можно быстрее ответить на 20 вопросов; безошибочный, где игра длится аж две минуты, но при этом нельзя допустить ни одной ошибки, и другие.

Quantified-mind

Если английский вам почти как родной, можно зависнуть на этой платформе. Здесь есть тесты на моторные навыки, вербальные, на переключение контекста, на краткосрочную память, на время реакции, визуальное восприятие и многие другие. При этом пользователи могут не только тренировать свой мозг, но и участвовать в разных исследованиях.

Litlbetr

В разделе «Форма ума» сайт предлагает разные веселые упражнения и головоломки для тренировки памяти, внимания, воображения, скорости и гибкости ума. Можно и просто повеселиться — например, есть смешная головоломка «Семечко», где логику происходящего теряешь где-то на пятом-шестом шаге.

Mozgame

Онлайн-игры на развитие памяти, тренировку наблюдательности, на зрительную память.

Brainexer

На Brainexer есть самые разные упражнения: задачи на концентрацию, сортировку, переключение, группы и списки слов, арифметические операции, пропущенные числа, подсчет символов, нахождение пути и др. Одно из особенно интересных упражнений – «Эффект Струпа». Обязательно пощелкайте.

11 лучших игр на развитие памяти и внимания для взрослых

О, нет, серьёзно, я уже взрослый, а мне ещё надо развивать память и внимание? И ещё как. Не замечали, что даже с простыми примерами тянетесь к калькулятору, смотрите на часы и через секунду забываете, сколько было времени, а без списка дел вообще не вспомните, что вам нужно сделать на неделе? Тренировка памяти путём разных упражнений и игр позволяет максимально оттянуть, а часто и вовсе избежать деменции. Причём, начинать никогда не поздно: мы собрали отдельно игры, которые можно дарить даже стареньким родителям — вы заметите изменения. Играйте вместе с ними и детьми, польза будет всем. Вот список простых игр для тренировки памяти и внимания у взрослых.

Простые игры для пожилых и их семей, улучшающие память и внимание

Мемори

Возраст: от 4 лет
Число игроков: от 1 до 8
Классика игр на развитие памяти как у детей, так и у взрослых. Правила очень простые: на столе лежит квадрат из кучи парных карточек рубашками вверх. Вы переворачиваете две. Если изображения совпали, забираете себе. Если нет, переворачиваете обратно. Смысл в том, что вы постепенно запоминаете, где какие карточки лежат, чтобы резко и правильно находить им пару. Играть можно как одному, так и в компании до 8 человек — зависит от набора. А их много разных!

Ничего человеческого

Возраст: от 8 лет
Число игроков: от 1 до 6
Похожа на мемори по принципу: там тоже нужно запоминать карточки, только по нескольким определённым критериям. И всё это в антураже допроса робота: правда ли вы человек? А у кого память лучше, у вас или машины? В неё со взрослыми с огромным удовольствием поиграют дети (для улучшения памяти и семейных отношений).

Квёркл

Возраст: от 6 лет
Число игроков: от 2 до 4
Похож на любимую многими игру типа «три в ряд» на планшетах и смартфонах. Но взрослые нечасто в неё играют (думают, это всё игрушки, а не упражнения на внимание), зато есть настольный вариант, который можно подарить и пенсионерам. Тут нужно ставить фишки с разными фигурами так, чтобы получились линии по 6 одинаковых подряд. Конечно же, противники пытаются вам помешать, так что надо сосредоточиться на поле и победной тактике.

Покер

Возраст: от 16 лет
Число игроков: от 2 до 10
Без классики покера никуда. Знали, что это не только про блеф? Конечно же, покер и для внимания, и для памяти: говорят, лучшие игроки умудряются запоминать, какие карты уже были выложены, вычесть из них свои и предположить, какие остались на руках у соперников.

Игры на внимание и реакцию для остальных взрослых

Медвед

Возраст: от 6 лет
Число игроков: от 3 до 8
Это хит, и запомнить там главное правила. Зато в процессе игры внимание работает на высокой мощности: нужно по очереди выкладывать карты из своей руки (цель — сбросить все) перед собой, но замечать, если вдруг будет совпадение с кем-то (надо первому схватить бревно) или выпадет спецкарта с хитрым заданием. Карты специально очень похожи, чтобы вас путать, а бревно настоящее, берёзовое.

7 на 9

Возраст: от 8 лет
Число игроков: от 2 до 4
Такая же угарная игра. Только там не картинки, а цифры. Нужно также избавляться от карт (штраф заставляет взять их обратно, если ошиблись), но для этого нужно ещё немного складывать и вычитать.

Ратуки

Возраст: от 7 лет
Число игроков: от 2 до 5
Ещё одна игра, развивающая память и внимание у взрослых, но там вообще всё сразу: и цифры (считать не надо), и разные другие изображения чисел. Сколько пальцев? А точек на игральном кубике? Ух, шума и угара тут будет на всю семью!

Головоноги

Возраст: от 4 лет
Число игроков: от 2 до 6
Это такие маленькие чудики разного цвета и со всякими особыми приметами, которые вы выкладываете в стопочку. Выложили первого, дайте ему имя. И так надо давать имя каждому. А если встретился ещё раз такой же, надо вспомнить его имя и назвать. Забыли? Начинаем с начала! Игра хороша для взрослых и обожаема детьми. Развивает память, внимание и реакцию.

Большая стирка

Возраст: от 4 лет
Число игроков: от 2 до 6
Похожа на мемори, в ней тоже надо запоминать, а потом искать пары. Только она ещё и про носки для представителей разных культур. Осторожно, после игры может захотеться проверить, все ли ваши носки имеют пару.

Возраст: от 14 лет
Число игроков: от 4 до 16
Хитовая игра на объяснение известных личностей. Но оно там не обычное, а в три круга с одними и теми же карточками. Сначала все по очереди объясняют слова с помощью ассоциаций. Что-то угадывают, что-то нет. Потом при помощи пантомимы. Бывает, удаётся угадать и те карточки, которые не удавались на словах. Самый сложный этап — последний, потому что надо угадать с одного слова. Почему игра находится в подборке на развитие памяти и внимания? Ага, надо держать в голове всех, кого объясняют остальные, потому что эта же личность может достаться вам в следующем круге!

Мафия

Возраст: от 14 лет
Число игроков: от 5 до 20
Классика психологических игр для взрослых, в которой, безусловно, тренируется и память, и внимание. Нужно ведь за каждым следить и запоминать, что он говорит. Кто что прячет, кто кого боится, кто здесь убийца, а кто невинный доктор.

Если ещё не выбрали игры, которые хотите подарить себе, младшим и старшим родственникам, или к концу списка забыли, что там было — звоните нашим операторам. Они помнят, ведь всё время тренируют память на этих играх.

Все игры для тренировки памяти и внимания есть в категории «На память».

Игры для развития памяти

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Одним людям достаточно пару раз взглянуть на текст, и они уже знают его наизусть. Другие могут часами сидеть над книгой, но не запомнить ни слова, а потом еще долго вспоминать, куда положили ее в последний раз. В особенностях человеческой памяти специалистам еще многое неясно, многое не изучено, а потому и необъяснимо. И если наша память играет с нами в свои игры, почему бы не дать ей достойного ответа? В этом материале мы расскажем, какие игры способствуют развитию нашей памяти.

Читать еще:  Дмитрий солунский день памяти родительская суббота

Особенности

Нашему мозгу, как и телу, нужны постоянные тренировки. В том числе и физические нагрузки. Однако для улучшения памяти мало упражнений в спортзале. Мозг, как и тело, нужно постоянно держать в тонусе. Для совершенствования его работы и улучшения механизмов памяти используются специальные игры, которые так и называются – для развития памяти. Их великое множество – от известных с самых древних времен шахмат до популярной в конце прошлого века «Монополии».

Кроссворды, ребусы, судоку тоже подойдут. В интернете на онлайн-платформах также немало развивающих предложений как для детей, так и для взрослых. Кроме того, есть целый ряд программ, созданных специально для развития памяти. Среди них и известные каждому из нас с детства считалочки, и современные идеи, над которыми потрудились специалисты с применением методов математического программирования.

В этом многообразии не стоит забывать и про обычные инструменты для развития памяти. Такие, как книги, например. После прочтения того или иного произведения обязательно делитесь впечатлениями от прочитанного. Причем делайте это уже после того, как закрыли книгу, а также спустя некоторое время. То же касается и просмотренных фильмов, мультиков и так далее.

Особенности логических игр для улучшения и развития памяти кроются в их механизме воздействия. Большинство направлено на развитие и совершенствование долгосрочной памяти. В игровом процессе этапы закрепления образов происходят ненавязчиво, как бы сами собой. Это обеспечивает долгосрочный эффект.

Постоянные тренировки механизмов памяти на основе создания образных и логических связей гарантируют, что память не подведет даже тогда, когда начнутся возрастные изменения.

Обзор игр для развития детской памяти

Игр, способствующих развитию памяти, множество. Тренировать ее можно как на специальных занятиях по дидактическим материалам с помощью педагога или родителей, так и при помощи разнообразных логических или интеллектуальных компьютерных игр. Тренировать мозг ребенка можно, например, начав с ним игру на запоминание слов.

Одним из вариантов является игра, в которой требуется выполнить следующее задание – продолжить предложение «Мы сходили в магазин и купили там…». Далее произносят название одной покупки. Например, мама говорит слово «хлеб». Ребенку нужно назвать и «хлеб», и еще одну покупку следом, например, «игрушку». Мама перечисляет уже и то, и другое, и добавляет еще один товар, например, «мяч». Список постоянно увеличивается, и участник игры должен назвать все названные до этого товары. Проигравшим считается тот, кто ошибется в последовательности.

Еще одна разновидность такой игры имеет реальное применение. Отправьте ребенка за покупками. Для начала пусть запомнит список из двух-трех наименований, потом увеличивайте «продуктовую корзину». Это полезно и для памяти, и для лексики. Распространенные в конце 90-х «наперстки» – это не только способ обогащения шулеров, но и весьма полезная штука для развития памяти. Возьмите несколько пластиковых стаканчиков, спрячьте под одним из них яркую мелкую игрушку или пуговицу на глазах у ребенка, а потом перемешайте стаканчики, не поднимая их. Попросите чадо вспомнить, где находится «клад».

А вот еще одна игра с мячом на запоминание имен: стучим мячом об пол со словами «Я помню пять имен девочек (мальчиков) — Лиза – раз, Татьяна – два», задача каждого следующего участника – прежде чем придумать свое имя, назвать ранее озвученные предыдущими игроками.

Не секрет, что детям хочется все потрогать своими руками, так почему бы не воспользоваться этим для развития тактильной памяти. Например, можно разместить на одной поверхности кусочки разного материала, ворса, шерсти, пластика, дерева и так далее. Последующая задача ребенка – на ощупь определить, что это за материал и назвать его. Каждая игра направлена на развитие как памяти в целом, так и отдельных ее видов в частности.

Сенсорная память

Последняя описанная игра вполне подойдет и для развития сенсорной памяти, которая работает по отголоскам органов чувств. Полученная информация чаще всего хранится недолго и вскоре заменяется какой-то другой. Просите ребенка чаще описывать свои ощущения, пусть это будет рассказ о походе в парк, садик, школу.

Это очень важно не только для формирования сенсорной памяти, но и для расширения кругозора и лексикона.

Слуховая

Для ее развития одним из самых эффективных методов является создание различных атмосфер с помощью звуков. Запишите на диктофон или скачайте на компьютер или телефон различные звуки природы, машин, самолета, животных. Объясните ребенку, что значит и откуда берется тот или иной звук, сделайте это в игровой форме, после чего поставьте запись. Задача малыша — угадать, кто или что издает тот или иной звук.

Зрительная

Для того чтобы научить ребенка запоминать цвета, образы, буквы и цифры, тоже есть различные игры. Соберите в одну большую кучку все пуговицы и мозаику, которые есть в доме. Задача ребенкаразобрать это многообразие по цветам. Таким образом и названия цветов хорошо запомнятся, и мелкая моторика будет развиваться, а соответственно, будет развиваться и речь. Упражнения на запоминание изображений и их последовательности тренируют внимательность.

Двигательная

Она помогает ребенку развить координацию, а значит, быть более подвижным, ловким. Для ее усовершенствования подойдет следующее упражнение, напоминающее небольшой урок физкультуры. Показывайте движения и просите ребенка повторять их. Можно поиграть в «Крокодильчиков», суть игры сводится к тому, что нужно показать жестами предмет или животное, не произнося при этом ни звука. Остальные игроки должны догадаться, кого именно или что именно показывает ребенок.

Такие игры лучше проводить на свежем воздухе. От этого будет двойная польза.

Эмоциональная

Это память ощущений – радости, грусти, счастья, горя, страха, огорчения и других эмоций. Поэтому для ее развития необходимо использовать не только игры, но и проявлять как можно больше эмпатии во время общения с ребенком. Говорить ему приятные слова, хвалить, поощрять, рассказывать о том, как вы его любите и таким образом дарить ощущение радости.

Впрочем, это необходимо и взрослым. Ведь именно одиночество и отсутствие внимания со стороны окружающих нередко является причиной возникновения проблем с памятью. И чтобы их решить, тоже можно прибегнуть к специально разработанным для этого играм.

Варианты для взрослых

В первую очередь, это настольные игры. Шашки, шахматы, домино, нарды заставят работать ваш мозг. Во время игры вы будете не только продумывать ходы, но и тщательно следить за действиями соперника. Развитию памяти будет способствовать запоминание предметов, расположенных на игровой доске.

Подойдут и карточные игры. Покер и преферанс – отличные варианты, которые заставляют не только думать логически, но и решать вопросы по психологии. Они учат концентрировать внимание, контролировать эмоции. И не отчаивайтесь, если пока вы не можете найти себе соперника по игре. Все эти и многие другие развивающие память игры можно вести виртуально. В интернете масса таких предложений.

Есть и вариант, который не требует напарника по игре. Попробуйте мысленно переворачивать слова задом наперед. Сначала пробуйте короткие, например, «трава», в данном случае должно получиться «аварт».

С каждым днем усложняйте задания. Главное – не лениться.

Рекомендации

Лень как явление нужно исключить из своей жизни, как и другие вредные привычки. Употребление алкоголя, курение пагубно влияют не только на организм в целом, но и на память в частности. Спать нужно не менее 8-9 часов в сутки. Особое внимание стоит обратить на еду. Включите в свое ежедневное меню хотя бы несколько из десятков «волшебных» продуктов, которые помогают сохранить память.

Вот небольшой их список.

  • Семечки и орехи. Они богаты витаминами групп А, В, Е, а также жирными кислотами, аминокислотами и эфирными маслами.
  • Жирная рыба (скумбрия, тунец, лосось, сельдь). Она содержит весьма полезные жирные кислоты, в частности, Омега-3. И в других морепродуктах, даже в морской капусте, много цинка, фосфора, магния и йода, полезных для развития головного мозга и тренировки памяти.
  • Сухофрукты (особенно – курага). Они содержат железо и витамин С, которые стимулируют работу головного мозга.
  • Гранаты и клюква. Они полезны не только для сосудов, но и для всего организма. Это кладовые антиоксидантов, которые, в свою очередь, весьма успешно борются со свободными радикалами.
  • Молоко. Оно богато витамином В12, развивающим способность лучше запоминать информацию.
  • Шпинат,листовой салат, брокколи и брюссельская капуста. Они славятся богатым составом, в частности содержат много фолиевой кислоты, железа, а еще витамины С, Е, К, а также каротиноиды, благодаря этим элементам налаживается мозговой клеточный метаболизм.
  • Бобы. В них есть минералы, белки, клетчатка и витамины, обеспечивающие мозг энергией.
Читать еще:  Владимир шикин пасхальная память

Этот список можно продолжать: здесь и оливковое масло, и говяжья печень, устрицы, голубика, ежевика и черника, лимон и яблоки, мед, зеленый чай, какао и черный шоколад, розмарин и даже чеснок, который ускоряет кровообращение, тем самым помогая мозгу вовремя получать кислород и работать быстрее.

Освободите ваш мозг от негативных мыслей. Больше гуляйте, общайтесь с приятными для вас людьми, посещайте клубы по интересам, музеи, выставки и театры. И обязательно включите в распорядок дня хотя бы короткие занятия физкультурой или просто больше ходите пешком. Многим подойдут и пробежки. Но прежде чем нагружать себя той или иной физической активностью, непременно проконсультируйтесь со своим врачом. Только он может определить доступную для вас физическую нагрузку.

Кстати, о распорядке дня. Его специалисты тоже рекомендуют менять время от времени, как и любимые маршруты. Попробуйте пройтись до остановки общественного транспорта не привычным путем, а новой дорогой. И вообще, побольше гуляйте на свежем воздухе для улучшения мозгового кровообращения.

Соблюдение таких нехитрых рекомендаций или хотя бы части из них поможет улучшить память, восстановить утраченное.

12 игр для развития памяти школьников

Как чудесно, что человек может помнить то, что было с ним много лет назад, да и еще в таких подробностях. Что же это? Наша память. Память дана человеку с самого рождения. Главное, постоянно ее развивать.

Данные игры предлагаются для детей школьного возраста. С помощью них можно развить слуховую, зрительную и другие виды памяти. Играйте с удовольствием!

1. Скороговорки различной длины (слуховая память)

  1. Купила бабуся бусы Марусе.
  2. Муха-горюха села на ухо.
  3. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  4. От топота копыт пыль по полю летит.
  5. Хитрую сороку поймать морока, а на сорок сорок – сорок морок.
  6. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  7. Бублик, баранку, батон и буханку
    Пекарь из теста испек спозаранку.
  8. Слишком много ножек у сороконожек.

2. «На ком оборвется?» (слуховая память)

Число игроков должно быть парным. Все садятся в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые — одна команда, вторые — другая. Начинает любой играющий: он говорит какое-нибудь слово, сидящий рядом с ним повторяет его и называет другое слово, не связанное по смыслу с первым; третий повторяет первые два слова и говорит свое (например: крыша, булка, Иван и т.д.). Так говорят по кругу все подряд, пока кто-либо не забудет последовательности слов, и тогда его команда проигрывает.
Игра начинается снова, и первым говорит тот, кто сидит рядом с проигравшим.

3. «Увидел, услышал — запомни!» (слуховая и зрительная память)


Память на числа очень часто нужна на практике.
Игроки садятся вокруг стола. Кто-то записывает для себя пять однозначных чисел, затем один раз четко их произносит. После этого каждый должен написать их на своей бумажке в том же порядке. Продиктовавший числа, проверяет их у всех.
Затем его сосед, написав 5 других однозначных чисел, показывает их играющим в течение 5-7 секунд.
Когда его бумажка уже спрятана, каждый пишет эти числа у себя, и вновь происходит проверка.
Затем один за другим играющие последовательно пишут 6, 7 однозначных, 3,4,5 двузначных, 2,3,4 трехзначных числа, все время чередуя тренировку зрительной и слуховой памяти.
Игра проводится в течение 7-10 минут.

4. «Цвет и форма» (зрительная память)

У каждого играющего несколько листков бумаги и цветные карандаши. Кто-то, отойдя в сторону, быстро чертит на листке две незамысловатые линии разного цвета и в течение 5-10 секунд показывает остальным играющим свой рисунок.
Все должны как можно точнее его скопировать. Трое, сделавших это лучше других, поощряются.
Теперь другой игрок за несколько секунд делает свой рисунок, другие копируют его по памяти.
Игра продолжается до тех пор, пока то же самое не сделают 5-8 человек, причем рисунок должен с каждым разом становиться чуть сложнее и, если нужно, на его рассматривание и копирование дается больше времени.

5. «Движение по памяти» (зрительная память)


Двое играющих чертят сами для себя на полу или на земле одну зигзагообразную линию.
Один чертит два метра, другой продолжает эту линию тоже на два метра.
Они могут несколько минут изучать ее, чтобы хорошо запомнить, и после этого пройти по ней из конца в конец спиной вперед. Один движется по линии, а другой громко считает, сколько раз тот с нее сошел, затем они меняются ролями.

6. «Запомни фигуры»

Для этой игры лучше всего иметь обычную школьную доску, но можно использовать и любой фанерный щит. Главное, чтобы на нем было удобно рисовать мелом (белым или цветным).

Ведущий рисует одну за другой (стирая поочередно) 6 простых геометрических фигур. Каждая из них демонстрируется секунд семь, затем стирается, и на ее месте рисуется новая.

Условия игры: просмотрев все 6 фигур, ребята должны в течение 5 минут на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное.

Игру можно усложнить, разделив всех играющих на две команды и устроив соревнование, какая из них быстрее и точнее выполнит задание.

(Как вариант — все фигуры могут быть нарисованы заранее на отдельных листах и показываться ребятам по очереди. Основное условие игры — все фигуры должны быть просты для запоминания и их количество не должно превышать 16. )
Какие это могут быть фигуры? Равносторонний треугольник, квадрат, окружность, вписанная в квадрат, окружность, описанная вокруг равностороннего треугольника; квадрат с крестиком внутри; квадрат с одной диагональю; окружность с воткнутым в нее крестом; маленький круг внутри большого; крест и т.п.

7. «Где стереть?» (зрительная память)

На листке бумаги каждый ребенок должен нарисовать «рожицу». Затем, зажмурившись или закрыв глаза повязкой, стереть в той последовательности и только те, которые попросит ведущий, например: сначала левый глаз, затем подбородок, волосы…

8. «Скопируй позы»

Двое ребят становятся лицом друг к другу. Один принимает на 5 секунд какую-либо позу, затем возвращается в исходное положение, после этого другой должен точно ее повторить, далее они меняются ролями. Затем выходят две пары и тоже становятся лицом друг к другу. Оба игрока одной пары принимают на 2-3 секунды каждый свою позу, любой участник другой пары по знаку ведущего должен показать их одну за другой. И вновь пары меняются ролями.

Победителем считается тот или те, кто точнее воспроизвел позы.

После этого трое выходят против троих, четверо против четверых, пятеро против пятерых и т.д. , и игра продолжается по тем же правилам.

9. «Восстанови память» (зрительная память)

Для игры нужно заранее приготовить один большой лист разлинованной в клетку бумаги и маленькие листы по количеству участников с таким же количеством клеток, как и большой. (Можно нарезать их из тетради в клетку.)
На большом листе зачеркнуто несколько клеток в разных местах. Смысл игры заключается в том, что играющие в течение минуты должны запомнить, какие именно клетки зачеркнуты на большом листе, и после того, как большой лист убирается, зачеркнуть на своих листочках те же самые клетки.

Выигрывают те ребята, которые выполнили это задание правильно.

Игру при желании можно усложнить, зачеркивая клетки на большом листе разными цветами. В этом случае участники игры должны не только запомнить, какие клетки зачеркнуты, но еще и то, какого они цвета.

10. «Вспомни, не глядя» (зрительная память)

Каждый ли из нас хорошо представляет себе то, что у него почти всегда перед глазами в комнате, где он живет, в классе, где учится?

Внезапно, никого не предупредив, проведите соревнование, кто точнее скажет, сколько картин на стене, какие занавески на окне, какой рисунок на обоях, кто выше — Коля или Витя и т.п.

11. «Рисование со слов» (слуховая и зрительная память)


Для проведения игры необходимо, чтобы один из играющих схематично изобразил на бумаге что-то не очень сложное, например, дом, из трубы которого идет дым, а в небе летают птицы.

Ведущий показывает картинку одному из играющих и затем прячет ее. Тот, кто ее увидел, шепотом рассказывает второму, что на ней изображено. Второй шепотом пересказывает услышанное третьему и т. д. Последним узнает содержание картины тот, кто будет ее изображать.

То, что им нарисовано, сравнивается с самой картиной, затем оценивается качество устного рассказа о ней, в котором участвовали все играющие.

12. «Рука все помнит» (сенсорная память)

Ведущий раскладывает на столе 6-10 различных предметов, которые необходимо запомнить за 20-30 секунд. Он завязывает глаза одному из играющих, называет два предмета и предлагает ему поменять их местами, запомнив новое место их расположения. При этом надо безошибочно положить руки на те предметы, которые называет ведущий. При первой же ошибке водящий лишается права продолжать игру. Если же он справился с заданием правильно, ему предлагают поменять местами следующие два предмета и т.д. Победит тот, кто сумеет переложить большее количество предметов и т. д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector