Икона святого духа фото

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

Изображения иконы, именуемой Сошествие Святого Духа

Добавить новое изображение этой иконы в каталог: с компьютера | с другого сайта.

Страницы: [1]. Всего изображений: 37. Сортировка: в обычном порядке.

Описание: Благовещенский cобор Московского Кремля. Начало XV в.

Файл 11596.jpg: | |
Размер: 1400×1809, 2.53 MPix, 969 Kb.
Дата: 2010-08-12, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (546) , 0 (16) .

Описание: Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1425–1427 гг.

Файл 11597.jpg: | |
Размер: 800×1076, 0.86 MPix, 183 Kb.
Дата: 2010-08-12, анонимно.

Рейтинг изображения: 0 (367) , 0 (10) .

Описание: Икона входит в состав праздничного чина, происходящего из Спасо-Преображенского собора Твери, Середина XV в.

Файл 11598.jpg: | |
Размер: 400×512, 0.2 MPix, 44 Kb.
Дата: 2010-08-12, анонимно.

Рейтинг изображения: 0 (312) , 0 (6) .

Описание: Новгород, Конец XV — начало XVI вв.

Файл 11599.jpg: | |
Размер: 800×996, 0.8 MPix, 183 Kb.
Дата: 2010-08-12, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (694) , 0 (20) .

Файл 12027.jpg: | |
Размер: 480×648, 0.31 MPix, 82 Kb.
Дата: 2011-01-24, анонимно.

Рейтинг изображения: 0 (408) , 0 (8) .

Описание: СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА Конец XVIII века. Оклад – первая половина XIX века. Поволжье. Размер: 31 х 25 см. Дерево, левкас, темпера; латунь, серебрение.

Файл 13382.jpg: | |
Размер: 676×650, 0.44 MPix, 217 Kb.
Дата: 2011-09-12, анонимно.

Рейтинг изображения: 0 (505) , 0 (10) .

Описание: «Сошествие Святого Духа», Россия, Москва, 1905 – 1917 гг. мастер оклада – Д. Смирнов; масло на меди, оклад – серебро 84; 34,5х26,5

Файл 14455.jpg: | |
Размер: 484×650, 0.31 MPix, 48 Kb.
Дата: 2011-11-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 1 (896) , 0 (35) .

Описание: Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. Конец 19-го века.

Файл 15399.jpg: | |
Размер: 1400×1726, 2.42 MPix, 268 Kb.
Дата: 2011-12-25, участник [tol].

Рейтинг изображения: 2 (1261) , 0 (57) .

Описание: Сошествие Сятого Духа на апостолов. Первая четверть XVIII века.(Иконостас Преображенской церкви)о.Кижи

Файл 16447.jpg: | |
Размер: 404×600, 0.24 MPix, 98 Kb.
Дата: 2012-03-05, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (361) , 0 (6) .

Описание: Сошествие Святого Духа. Невьянская икона. Конец XVIII — начало XIXв 45,0 Х 28,5.JPG

Файл 18464.jpg: | |
Размер: 2021×2465, 4.98 MPix, 1714 Kb.
Дата: 2012-06-25, анонимно.

Рейтинг изображения: 1 (292) , 0 (3) .

Описание: Сошествие Святого Духа. Невьянская икона. 1894г. 33,3 Х 30,8.JPG

Файл 18465.jpg: | |
Размер: 2005×2137, 4.28 MPix, 1449 Kb.
Дата: 2012-06-25, анонимно.

Рейтинг изображения: 1 (307) , 0 (3) .

Описание: Вознесение. Сошествие Святого Духа. Невьянская икона. Мастерская Богатыревых. Между 1814 и 1822г. 31,6 Х 49,0.JPG

Файл 18466.jpg: | |
Размер: 1825×1163, 2.12 MPix, 817 Kb.
Дата: 2012-06-25, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (324) , 0 (6) .

Файл 20482.jpg: | |
Размер: 774×1000, 0.77 MPix, 267 Kb.
Дата: 2013-01-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 1 (201) , 0 (4) .

Файл 20877.jpg: | |
Размер: 443×750, 0.33 MPix, 386 Kb.
Дата: 2013-03-28, анонимно.

Рейтинг изображения: 0 (149) , 0 (1) .

Описание: Сошествие Святого Духа. Современная настенная храмовая роспись храма Вознесения на Городке, г. Павловский Посад

Файл 21385.jpg: | |
Размер: 550×413, 0.23 MPix, 85 Kb.
Дата: 2013-06-10, участник [lexxx].

Рейтинг изображения: 0 (316) , 0 (16) .

Описание: Т.А.Нефф. 1846-1848 гг. Холст, масло. Ниша юго-восточного пилона. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург

Файл 21505.jpg: | |
Размер: 300×687, 0.21 MPix, 80 Kb.
Дата: 2013-06-18, участник [lexxx].

Рейтинг изображения: 1 (191) , 0 (5) .

Файл 22983.jpg: | |
Размер: 581×800, 0.46 MPix, 421 Kb.
Дата: 2014-01-02, участник [apolinarije].

Рейтинг изображения: 0 (187) , 0 (1) .

Файл 23075.jpg: | |
Размер: 484×650, 0.31 MPix, 48 Kb.
Дата: 2014-01-11, участник [xarm].

Рейтинг изображения: 0 (192) , 0 (3) .

Файл 23777.jpg: | |
Размер: 510×474, 0.24 MPix, 91 Kb.
Дата: 2014-06-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 1 (364) , 0 (20) .

Файл 23778.jpg: | |
Размер: 550×1014, 0.56 MPix, 55 Kb.
Дата: 2014-06-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 0 (232) , 0 (8) .

Файл 23779.jpg: | |
Размер: 457×628, 0.29 MPix, 61 Kb.
Дата: 2014-06-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (314) , 0 (13) .

Файл 23780.jpg: | |
Размер: 484×463, 0.22 MPix, 39 Kb.
Дата: 2014-06-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 1 (217) , 0 (10) .

Файл 23781.jpg: | |
Размер: 900×675, 0.61 MPix, 417 Kb.
Дата: 2014-06-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 0 (226) , 0 (10) .

Файл 23782.jpg: | |
Размер: 432×640, 0.28 MPix, 113 Kb.
Дата: 2014-06-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 0 (136) , 0 (2) .

Файл 23783.jpg: | |
Размер: 439×640, 0.28 MPix, 101 Kb.
Дата: 2014-06-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 1 (136) , 0 (3) .

Файл 23784.jpg: | |
Размер: 372×640, 0.24 MPix, 285 Kb.
Дата: 2014-06-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 0 (66) , 0 (0) .

Файл 23785.jpg: | |
Размер: 496×600, 0.3 MPix, 118 Kb.
Дата: 2014-06-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 1 (76) , 0 (0) .

Файл 23786.jpg: | |
Размер: 343×500, 0.17 MPix, 44 Kb.
Дата: 2014-06-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 0 (63) , 0 (1) .

Файл 23787.jpg: | |
Размер: 800×996, 0.8 MPix, 183 Kb.
Дата: 2014-06-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 0 (80) , 0 (0) .

Файл 23788.jpg: | |
Размер: 676×650, 0.44 MPix, 217 Kb.
Дата: 2014-06-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 1 (70) , 0 (1) .

Файл 23789.jpg: | |
Размер: 493×600, 0.3 MPix, 105 Kb.
Дата: 2014-06-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 1 (84) , 0 (2) .

Файл 24214.jpg: | |
Размер: 713×1026, 0.73 MPix, 151 Kb.
Дата: 2014-09-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 0 (169) , 0 (4) .

Файл 24548.jpg: | |
Размер: 1852×2304, 4.27 MPix, 487 Kb.
Дата: 2014-12-10, участник [popden].

Рейтинг изображения: 0 (261) , 0 (5) .

Файл 27109.jpg: | |
Размер: 1500×2503, 3.75 MPix, 517 Kb.
Дата: 2016-05-01, участник [Milla].

Рейтинг изображения: 1 (117) , 0 (2) .

Файл 28840.jpg: | |
Размер: 1024×768, 0.79 MPix, 237 Kb.
Дата: 2017-02-17, участник [Milla].

Рейтинг изображения: 0 (57) , 0 (0) .

Описание: икона Сошествие Святого Духа на апостолов.jpg

Файл 31360.jpg: | |
Размер: 960×1200, 1.15 MPix, 443 Kb.
Дата: 2018-03-24, анонимно.

Рейтинг изображения: 0 (59) , 0 (1) .

Файл 32500.jpg: | |
Размер: 883×1000, 0.88 MPix, 282 Kb.
Дата: 2018-08-20, участник [WOLAND].

Рейтинг изображения: 1 (38) , 0 (0) .

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • История (560)
  • Живописное (275)
  • Литература (255)
  • ЖЗЛ (254)
  • Дальние страны (236)
  • Великобритания (35)
  • Польша (11)
  • Нидерланды (8)
  • Франция (3)
  • Португалия (2)
  • Испания (2)
  • Чехия (1)
  • Дания (1)
  • Достопримечательности (161)
  • Архитектура (138)
  • Костюмные истории (124)
  • Красавицы (121)
  • 19 век. (95)
  • Города мира (95)
  • Женские штучки (84)
  • Детская (81)
  • Религия (79)
  • музыка (69)
  • Музеи мира (68)
  • Военное дело (65)
  • холодное оружие (9)
  • Необычности (64)
  • Замки (63)
  • А в это самое время. (60)
  • Города России (58)
  • Антиквариат (54)
  • Живность (40)
  • 1812 (39)
  • Актеры и актерки (35)
  • Юмор (34)
  • Чуланчик (33)
  • В воздухе (28)
  • Техника (27)
  • Танец (27)
  • Библиотеки (26)
  • Сказки и мифы. (24)
  • Сады и парки (19)
  • Птицы (17)
  • Декабристы (16)
  • Цветочное (15)
  • Школы (13)
  • Пещеры (12)
  • Спорт (8)
  • Винный погребок (7)
  • Друзья — соперники (7)
  • Планшет (7)
  • С купеческим размахом. (4)
  • Сборник панегириков (3)
  • Море (2)
  • Чехия (0)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Живописные хроники. Сошествие Святого Духа. Иконография.

Понедельник, 13 Июня 2011 г. 21:02 + в цитатник

Сегодня Православная церковь празднует День Святого Духа (Понедельник Святого Духа). Этот праздник отмечается на следующий день после Дня Святой Троицы в воспоминание сошествия Святого Духа на учеников Христовых.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян.2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Иерусалиме, в сионской горнице «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:2-4).

Это событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием как событие первостепенной важности, завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее Таинство Священства.

Сошествие Святого Духа (Евангелие Рабулы, VI век)

Самые ранние сохранившиеся изображения Сошествия Святого Духа относятся к VI в. В рукописном Евангелии, созданном в 586 г. сирийским монахом Рабулой (Библиотека Лауренциана, Флоренция – Bibl. Laur. Plut. I, 56), есть миниатюра (ил. 1), изображающая воспоминаемое событие. В центре композиции – Богоматерь; по сторонам от Нее стоят в два ряда двенадцать апостолов; местонахождение их показано условно – полусфера над ними означает, что они находятся под сводами триклиния. Непосредственно над Пречистой – стремительно летящий вниз Голубь, образ Духа Святого, от которого на главу Богородицы изливаются сияющие лучи. Над главами Богородицы и апостолов горят красные язычки пламени.

На Синайских иконах Сошествия Святого Духа VII–IX вв. (ил. 2), восходящих к древнейшим образцам, сидящие апостолы принимают Духа Святого – нисходящие лучи пламени – от благословляющего их с небес Спасителя .

Купольный свод алтаря монастыря Осиос Лукас в Фокиде украшен вписанной в круг композицией «Сошествие Св. Духа»: в зените свода в медальоне — Этимасия с изображением Св. Духа в виде голубя, от медальона к апостолам, сидящим на отдельных престолах, направлены широкие белые лучи с языками пламени; в парусах изображены фигуры людей, олицетворяющих «народы», просвещенные евангельской проповедью. В нишах на стенах вимы — полуфигуры святителей. В конхе апсиды — Богоматерь с Младенцем на престоле,

Богородица с младенцем на престоле. Сошествие Св. Духа на апостолов. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в.

Читать еще:  Как заказать поминание в церкви

Сошествие Святого Духа на апостолов. Мозаика венецианского собора Святого Марка. 11 век.

Мозаика венецианского собора Сан-Марко (XI в.) изображает сидящих апостолов с книгами; на апостолов сходят огненные языки, а находящиеся ниже группы народов (каждая по два человека) – это упомянутые в книге Деяний апостольских Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне. (Деян. 2:9–11). Каждая группа не только надписана – они различаются характерной одеждой: римляне в кольчугах, со щитами, иудеи в характерных головных повязках, полуобнаженные смуглые аравитяне, совсем темнокожие египтяне, еламиты в остроконечных шапках.

Самый распространенный вариант иконы Сошествия Святого Духа на апостолов — литургический. На иконе изображен триклиний (трапезная), где полукругом сидят апостолы, в руках у них книги и свитки, они оживленно беседуют. С неба на апостолов опускаются лучи света, иногда с огненными языками.

В центре триклиния арка, пространство внутри которой почти всегда темное (это тьма отражает состояние мира до того, как апостолы пошли просвещать его светом Христовым). Здесь помещены народы, ждущие света Евангелия, о чем сказано во второй главе книги Деяний.

Крещение. Сошествие Святого Духа. Успение Богоматери
Монастырь cв. Екатерины, Синай
XII в.

Интересна трансформация образа «племен и народов» в иконографии Пятидесятницы. В ранних памятниках ниже восседающих в Сионской горнице апостолов изображались две группы людей, называемые «племена» и «языки». Под первыми традиционно понимались колена Израилевы, иудеи, под вторыми — язычники, то есть все другие народы. Эти «народы» можно считать и изображением конкретных людей — свидетелей чуда Пятидесятницы, и шире — образом всего человечества, ожидающего Благовестия. Таким образом, утверждается идея универсальности апостольской проповеди, которая должна просветить всю вселенную, и универсальность Церкви

Фрагмент эпистилия. Вторая половина XIIв. Синай

В процессе развития иконографии, в средневизантийский период, «народы» изображаются на иконах уже не как две группы людей, а в виде всего лишь двух фигур, помещенных внутри изогнутого профиля скамьи, на которой восседают апостолы. Причем, один из персонажей наделяется «варварскими» чертами (иногда это даже эфиоп), а другой — одет как византийский император. «Представитель» народа православной Империи и » представитель» некрещеного человечества — варвар.

Вознесение. Сошествие Св. Духа. Успение
Монастырь cв. Екатерины, Синай
Вторая половина XII в.

В XIV веке император и варвар уступают место образу «старца царя-Космоса», держащего в руках плат с двенадцатью свитками. Старец символизирует не Империю, и не какой-то конкретный народ, а весь мир, принимающий слова Благовестия.

Сошествие Святого Духа
Новгородский музей
Ок. 1341 г.

Сошествие Святого Духа
ГММК
Начало XV в.

Сошествие Святого Духа
Троице-Сергиева Лавра
1425–1427 гг.

Сошествие Святого Духа на апостолов
ГТГ
Середина XV в.

Сошествие Святого Духа
Церковь Троицы в Никитниках
1666 г.

Сошествие Святого Духа на апостолов
Новгородский музей
Конец XV — начало XVI вв.

Иконография «Сошествие Святого Духа на апостолов»

Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на апостолов, День Святой Троицы – этот праздник имеет сразу три названия и многоплановое содержание. И если с иконографией Святой Троицы мы немного знакомы, то икона «Сошествие Святого Духа» понятна далеко не всем.

После изображения «Воскресение Христово» таким же ярким примером «богословия в образе» является икона Пресвятой Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым. Празднование в честь Пресвятой Троицы совершается в день сошествия Святого Духа на апостолов, и это событие также имеет свою икону, именуемую «Пятидесятница»

В основе этого изображения лежит сказание книги Деяний святых апостолов (Деян. 2, 1–13), из которого нам известно, что в День Пятидесятницы апостолы были собраны вкупе в сионской горнице, и в 3-й час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках. Это привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению.

Это событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием как событие первостепенной важности, завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее Таинство Священства.

Иконография этого праздника начала развиваться с 6 в. Мы находим изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках различных рукописей, в мозаиках (например, Святой Софии в Константинополе или в венецианском соборе святого Марка 9-13 вв.), во фресках соборов Афона, в древних храмах Киева, Новгорода и других церквах.

Эта икона изображает триклиний (трапезный зал), сидящих в нем апостолов во главе с апостолами Петром и Павлом. В руках апостолов книги и свитки, или они пишутся с благословляющими десницами. Сверху, с неба, на них опускаются лучи света, иногда с огненными языками, иногда пишутся одни языки пламени.

В центре триклиния находится подобие арки или усеченного эллипсиса, иногда же прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темно (хотя есть редкие случаи, когда это пространство позолочено). Здесь помещаются толпы народа: те самые, которые перечислены в книге Деяний. Есть изображения, где толпы заменены двумя-тремя фигурами. Уже в 9 в. для некоторых художников эта первоначальная арка с темным пространством внутри становится непонятной и признается как вход в сионскую горницу. Этим объясняется то, что на некоторых изображениях написаны двери, а на одной миниатюре из грузинской рукописи к двери даже приставлены две лестницы.

В древневизантийских образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись 13 в.). Группа народа иногда имеет надпись «Племена, языцы».

Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись «Космос» — весь мир. То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках 15–18 вв.

Несмотря на надпись, значение фигуры царя представляется неясным и вызывает различные толкования. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28–29). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос».

Профессор Усов иконе «Пятидесятница» дает другое толкование. Он видит в ней заседание апостолов при избрании апостола Матфия на место отпавшего Иуды, что происходило до Пятидесятницы. На этом собрании апостол Петр в своей речи привел пророчество царя Давида. Надлежало, –говорил он, – исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде… В книге же псалмов написано: да будет двор его пуст… достоинство его да приимет другой (Деян. 1, 16, 20). Основываясь на этих словах, профессор Усов считает, что художник, изобразив царя Давида с убрусом в руках и двенадцатью жребиями, тем самым напомнил как о содержании речи апостола Петра, так и о избрании апостола Матфия. А то, что Давид отделен от апостолов аркой, говорит о том, что Давид — не участник собора апостолов. То же, что он изображен в темном месте, означает его принадлежность к Ветхому, а не к Новому Завету. Но возникает вопрос: какая же связь между этим собором апостолов при избрании апостола Матфия и Пятидесятницей? Профессор считает, что, во-первых, на предшествовавшем соборе апостолов было установлено Таинство Священства, а сошествие Святого Духа есть подтверждение этого права, то есть эта икона есть образное выражение Таинства Священства. Во-вторых, Давид написан здесь потому, что и он, и пророк Исаия предрекали Вознесение Господа Иисуса Христа.

Связь между избранием апостола Матфия и сошествием Святого Духа на апостолов установлена автором произвольно. Оба эти события в Деяниях апостолов стоят отдельно. Притом пророчество Давида, которому автор отводит видное место в характеристике собора, было лишь поводом к нему, но не его сущностью, да и говорит оно о судьбе Иуды, а не о священстве.

Есть еще более субъективное объяснение фигуры царя на иконе «Пятидесятница». Некто говорит: «Царь — Христос, обещавший апостолам быть с ними до скончания века; старческий возраст царя — равенство Сына Отцу; темное место — неведение о Его местопребывании; червленая риза — искупление людей Пречистой Кровью; венец — соцарствование Сына с Отцом и Святым Духом; убрус — чистота; свитки — апостолы». Но и это замысловатое толкование так же, как и вышеприведенное, имеет искусственный характер.

Читать еще:  Как поминают на 20 день после смерти

Истинное объяснение должно основываться на свидетельстве древних памятников. Несомненно, что фигура царя позднейшего происхождения и появилась на месте древней толпы народов, как бы ее заменяя. С ней она имеет теснейшую связь, отсюда и должно идти объяснение. Книга Деяний рисует нам грандиозную картину собрания народов в День Пятидесятницы. Здесь должны были находиться люди разного звания и состояния. Переводя на образный язык искусства это обстоятельство, византийские художники вносили в толпу народа и фигуры царей, хотя их действительное присутствие при этом чудесном событии было одной догадкой. Значение этих групп определялось отчасти надписями, отчасти типами, отчасти костюмами. Но такие подробности вносились в исключительных случаях, когда позволяло место. В большинстве же случаев места для этого было недостаточно. Архитектурные формы триклиния, где произошло сошествие Святого Духа, не имели особого значения для художников, внимание которых было поглощено верхней частью композиции, низ был стилизован в форме полуэллипсиса. Это узкое пространство не позволяло вдаваться в подробности, и толпа народа также подверглась стилизации: сперва вместо нее остались два-три лица, наконец, одно — царь как представитель народа, заменявший собой целое царство и весь народ.

Итак, царь стал образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. Двенадцать свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в День Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной. Свитки помещены в убрусе как предмет священный, касаться которого обнаженными руками не следует.

В древних византийских изображениях Пятидесятницы Матерь Божия не изображалась среди апостолов; только в одном из памятников Она была введена в круг апостолов. В западных же изображениях почти с 10 в. Она всегда является участницей этого события. С 17 в. эта практика перешла и в греческую, и в русскую иконографию.

Может возникнуть еще один вопрос по поводу иконы «Сошествие Святого Духа». Почему на ней изображен апостол Павел, не бывший среди апостолов в День Пятидесятницы. Можно сказать, что духовное озарение художника перенеслось в этом случае от реального исторического факта к видению в этом событии основания и утверждения Церкви Божией на земле, поэтому он и отвел одно из первых мест среди апостолов учителю языков — святому апостолу Павлу. Книги и свитки в руках апостолов есть символы их церковного учительства; иногда они изображаются даже с пастырскими жезлами. Все они с нимбами вокруг голов — как удостоенные высшего озарения Святого Духа.

Изображение Святого Духа в виде голубя обычно в эту композицию не вводилось, так как прямых указаний на это в книге Деяний нет. Проявлением Святого Духа в День Пятидесятницы были языки пламени. Однако в западной средневековой живописи было положено начало изображению на этой иконе Святого Духа в виде голубя, что представляет собой явное уклонение от византийского иконописного Подлинника.

В своем дальнейшем развитии иконография этого праздника сильно изменилась. Вместо древнего триклиния, стали писать палаты. Центральное место на троне дано Богоматери, по ее сторонам группами или полукругом размещаются апостолы. Арка с «космосом» совсем исчезла. Стремление к исторической точности заставило исключить и апостола Павла. Вместо стилизованного неба появились облака и лучи с пламенем.

Фото иконы взято с сайта Иконописной мастерской Екатерины Ильинской

По книге монахини Иулиании (Соколовой), «Труд иконописца»

Икона святого духа фото

Японская икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

Икона Троицы или Пятидесятницы имеет сложную иконографию. Сегодня все, почитающие Дух Святой, отмечают день Пятидесятницы или Троицы, в который исполнилось обещание Иисуса послать апостолам в скором времени Утешителя, Духа Истины.

Он их всему научит и о всем напомнит. Это событие отмечается как день рождения кафолической, вселенской церкви. Праздник Троицы ассоциируется с поминанием предков, зеленью, самой длинной и самой красивой службой года.

После Троицы, на следующий день, отмечается День Духа Святого. Но так сложилось, что он меньше почитаем, чем воскресная Троица, хотя Пятидесятница – это день Святого Духа.

У католиков в этом смысле существет четкое разделение: два праздника разнесены календарно и отмечаются раздельно. Одно воскресение — Пятидесятница, как у Нас, второе — Троица.

У праздника таким образом есть две иконы. Одна – Троица, богословская идея которой наиболее прозрачно выражена в иконе Андрея Рублева, другая – Пятидесятницы или Сошествие Духа Святого на апостолов.

Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

Эта икона находится в праздничном ряду иконостаса , в то время как икона Троицы находится на самом верху, венчая иконостас. Т.е. они даже разнесены по разным местам в иконостасе. О двух замечательных иконах мы и расскажем, сначала об иконе Пятидесятницы, потом о Троице.

Икона Пятидесятницы имеет очень интересную историю, поскольку ее иконография складывалась непросто, а окончательная схема праздника так и не установилась. На одних иконах изображается Богородица, на других остается пустое пространство, на одних иконах Дух Святой изображается в виде голубя, на других – в виде языков пламени, на третьих символы Духа Святого объединены в единый образ.

Греческая икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

Дело в том, что в начале христианской эры праздник Вознесения и Пятидесятницы не были разнесены по времени, как сейчас, так же, как не были разъединены праздники Рождества Христова и Крещения Господнего.

Поэтому на первых образах два события – Вознесения и Пятидесятницы — были едины: Иисус Христос Возносится на небо и оттуда длань Божия посылает языки пламени на апостолов.
Когда возникла необходимость разделить два образа, т.к. праздники стали отмечаться по-отдельности, то был найден самый простой способ – за основу взять одну и ту же схему – Богородица в центре стоящих группой апостолов, а сверху на них нисходят огненные языки.

Но богословски это было неточно, потому что Вознесение заканчивает период Христова домостроительства, а Пятидесятница открывает новый этап – создание церкви и начало домостроительства Духа Святого.

Выход был найден. За основу праздника Пятидесятницы был взят античный образ групповых портретов философов и мудрецов, сидящих полукругом. Сначала эта схема получила распространение в образе праздника Преполовения , где Иисус восседает в центре апостолов, потом эта же схема была взята для иконы праздника Собора Святых Отец, который отмечался в прошлое — седьмое воскресение по Пасхе, а потом и для праздника Пятидесятницы.

Икона «Преполовение». или «Иисус Христос среди учеников»

На иконе, которая считается канонической, мы видим апостолов, восседающих на дугообразной скамье по шесть человек слева и справа. В центре, между апостолами Петром (слева) и Павлом (справа), оставлено место – для Вознесшегося, но оставшегося главой Церкви, Иисуса Христа. Эту икону иногда даже называют второй Тайной Вечерей.

Внизу две полудуги образуют арку, в которой виден античный образ Космоса, что характерно для многих икон, например иконы Крещения, где Иордан изображен в виде седовласового старца, а море – в виде убегающей женщины.

Космос стоит на темном фоне со священным платом, на котором лежат 12 свитков. Они символизируют проповеди апостолов, которым предстоит, после принятия Святого Духа, по слову Господа, отправиться учить все народы, сидящие во тьме и сени смертной. Тьму олицетворяет фон, на которым мы видим Космос.

Каноническая русская икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

Сверху на апостолов нисходят лучи света с огненными языками пламени. На иконе все апостолы имеют нимб, в отличие от иконы Вознесения, на которой нимб был только у Богородицы, первой получившей Духа Святого.

Разногласия в иконах касаются двух вопросов: следует ли изображать в центре Богородицу? А второй – запрет Стоглавого Собора XVI века изображать Святого Духа голубем: в книге Деяний Дух Святой был в образе огненных языков, а не голубя. В виде голубя Он явился только на Крещение.

На Руси до XVII века было принято не изображать Богородицу среди апостолов, но постепенно, по мере обмирщения и все большей оглядки на запад, за основу брались католические образы Пятидесятницы, на которых Богородица изображалась всегда, начиная с X века. Учитывая культ Девы Марии, для запада это было естественным.

Эль Греко. Сошествие Святого Духа на апостолов

Но для России это было чужеродно, тем более, что в Деяниях апостольских, где рассказывается об этом событии, о Богородице в прямую не упоминается. Как впрочем, не упоминается и об апостоле Павле, который здесь тоже изображен. Его не могло быть среди апостолов, потому что он еще не был обращен из Савла в Павла и находился в стане гонителей христиан.

Здесь уже вступает в силу Предание, а не Священное писание. Согласно Преданию, Богородица присутствовала в момент нисхождения Духа Святого вместе с апостолами, но если Богородица уже получила Духа Святого раньше, то второй раз получать Его вроде бы уже и не надо.

Другими словами, существует несколько образов Пятидесятницы, которые в православии принимаются с равной каноничностью: без Богородицы и с Богородицей, с голубем или без голубя.

Читать еще:  Пасхальный кулич без яиц

Коптская икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

Но мне нравятся не только русские иконы, но и те, что несут на себе очень ярко следы этнографической особенностей восприятия праздника.

В самом начале текста размещена японская икона Пятидесятницы, очень лаконичная, без излишних деталей, но узнаваемая с первого взгляда. Она мне очень нравится, потому что чем-то похожа на картины Малевича.

Чуть выше по тексту- коптская икона – тоже понятная, но имеющая свою особенность: здесь мы видим в центре Богородицу, которая заняла место Иисуса.

Китайская икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

А вот икона китайская со своей национальной спецификой и тоже с Богородицей в центре. И все иконы очень интересные, все необычные, со своим богословским смыслом и своей образной картиной. Есть иконы эфиопские, армянские, греческие.

В России в основном сохраняется верность ранней традиции написания иконы Троицы, которая очень точно и прозрачно отражает суть Пятидесятницы.

Икона Пресвятой Троицы

Неотъемлемой частью православного вероучения является почитание святых икон. На них могут изображаться как отдельно взятые святые, так и сам Господь наш Иисус Христос, его Пречистая Матерь, Ангелы. Однако в православной иконописи встречаются образа, глубокий смысл которых сразу понять не так-то просто.

Один из таких примеров — икона Святой Троицы. Мало того, что существует несколько различных вариантов этого образа, так еще и не всегда понятно, кто же именно на ней изображен. Попробуем разобраться в этом непростом богословском вопросе.

Кто такая Святая Троица и какие бывают ее иконы

Догмат о единстве Святой Троицы — один из наиболее сложных и в то же время основополагающих постулатов православной веры. Согласно ему, мы верим в Единого Бога, который представлен в трех лицах или ипостасях — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Каждая из ипостасей является Богом, а Бог вмещает в себя неразрывно все три лица. Иерархии в Троице нет, Бог Сын в той же степени Бог, что и Бог Отец или Бог Дух Святой.

Полностью понять данное учение простому мирянину не под силу, над этим ломают головы лучшие богословы всего христианского мира. Для обычного рядового человека, верующего в Господа нашего Иисуса Христа, достаточно понимать, что у Единого Бога есть три лица, каждое из которых одинаково является Богом. Канонически на иконах можно изображать лишь то, что было явлено людям. Так, человечеству было явлено большое чудо лицезреть Самого Господа Иисуса Христа, поэтому мы имеем большое количество икон с его святым ликом.

Об иконах Иисуса Христа:

Что касается Бога Отца и Бога Святого Духа, то видимо они никогда не являлись людям. В Библии есть места, где Господь посылал с Небес свой глас, а также Святой Дух спускался в виде голубя. Это все физические проявления двух других ипостасей, которыми располагает человечество. В связи с этим нет иконы, которая в естественном виде изображала бы Святую Троицу (как, например, есть иконы Христа, достоверно повторяющие Его внешность).

Все изображения Троицы — глубоко символичны и несут в себе большую богословскую нагрузку. Один из наиболее известных образов — «Гостеприимство Авраама». На нем изображена сцена из книги Бытия, когда Аврааму был явлен Господь под видом трех ангелов. Именно тогда один из ангелов возвестил Аврааму о скором рождении у него сына.

На этом изображении мы видим трех ангелов, сидящих за столом, и Авраама и Сарру, которые им прислуживают. На заднем плане виден Мамврийский дуб, дом самого Авраама и горы. Суть этого изображения в том, что символично Аврааму и Сарре под видом трех ангелов была явлена тайна Троичного Господа.

Икона преподобного Андрея Рублева

Наиболее полно суть троической Божественной природы раскрыта в образе преподобного Андрея Рублева. Пожалуй, это наиболее известная и почитаемая икона Святой Троицы в нашей церкви. Художник отказывается от образов Авраама и Сарры, ангелы сидят за столом одни. Они уже не вкушают пищу, а как будто благословляют ее. Да и пищи как таковой на столе уже нет — осталась одна чаша, которая символизирует причастие и Святые Дары.

Многие исследователи пытались разгадать, в какой же последовательности преподобный Андрей Рублев изобразил каждую ипостась Господа. Большинство специалистов сошлись во мнении, что для того чтобы подчеркнуть единство Троицы, художник не стал указывать, где кто изображен.

По большому счету, для простого верующего христианина нет никакой разницы, где какая сущность расположена. Мы все равно молимся Единому Богу, и невозможно помолиться Сыну, не молясь при этом Отцу или Святому Духу. Поэтому, глядя на икону, лучше всего воспринимать образ в целом, не разделяя его на три разных фигуры.

Даже само изображение как бы подчеркивает единство всех персонажей — фигуры всех трех ангелов вписываются в невидимый круг. В середине находится Чаша, которая символически указывает на Христову Жертву ради всего человечества.

Необходимо упомянуть, что встречаются различные неканонические попытки изобразить три ипостаси Божии. Загадка христианского понимания Бога всегда привлекала множество исследователей, и не всегда они согласовывали свои взгляды с канонами православия. Поэтому верующим людям нужно тщательно избегать увлечения подобными изображениями. В храмах таких икон встретить нельзя, не нужно их иметь и дома.

Где должна находиться икона Святой Троицы и как перед ней молиться

Если говорить о храмах, то в большинстве из них можно найти этот святой образ. Если храм освящен в честь Святой Троицы, то главная икона будет находиться на аналое, на видном месте. Любой верующий христианин может прийти в такой храм и приложиться к святыне.

Перед образом могут служиться молебны, может быть освящена вода. Такие небольшие службы даруют большое утешение православным, которые молятся на них о том, что волнует их души. Можно подавать записочки с именами родных и близких, тогда священник вознесет прошения к Богу и о них.

Важно! Основой любого молебна является не сам факт подачи записочки с именами, а искреннее обращение к Богу верующего человека. Поэтому очень желательно присутствовать на молебне лично.

Икону Святой Троицы можно иметь и дома, чтобы в личной домашней молитве обращаться к Господу. Для этого дома можно оборудовать специальные полки для образов — домашний иконостас. На нем располагают все имеющиеся в семье иконы. Стоит помнить, что при оформлении иконостаса центральное место должны занимать иконы Господа и Пресвятой Богродицы, а следом за ними почитаемых в семье святых.

По христианской традиции все иконостасы принято оборудовать на восточной стене или углу дома. Однако если по каким-то объективным причинам это сделать невозможно (например, восточная сторона занята большим окном или дверью), то нет никакого греха в том, чтобы разместить домашние святыни в любом другом подходящем месте.

Главное правило — отношение к месту, где хранятся образа, должно быть благоговейным. Нужно содержать его в чистоте, своевременно вытирать пыль, менять салфетки. Совершенно недопустимо, когда хозяева поддерживают порядок, к примеру, на кухне, но при этом святой угол выглядит запущено и неухожено.

Православный интернет-магазин Svyatsy — иконы Пресвятой Троицы.

В чем помогает икона

В околохристианской среде нередко можно встретить мнение, что перед теми или иными святынями можно молиться строго по определенным вопросам. Нередко можно услышать подобные советы даже перед опытными прихожанами и старожилами храмов. Такой подход не совсем верно отражает суть православной веры.

О других известных православных иконах:

Во всех бедах и скорбях, в которых мы просим духовной помощи, подать ответ нам может только лишь один Господь Бог. Святые являются нашими помощниками, которые вместе с нами могут упросить Господа подать нам все необходимое для нашей жизни. Просто складывается такая традиция, что молитвы перед определенными образами помогают в той или иной ситуации. Но это нестрогое правило, и человек перед любой иконой может попросить о чем угодно.

Важно! Вера в то, что помощь исходит именно от иконы, перед которой человек молится, является языческим подходом и искажает суть православной веры.

Поэтому, молясь перед иконой Святой Троицы дома или в храме, человек может попросить обо всем, что лежит у него на душе. Стоит только не забывать, что к Господу нельзя идти с греховными мыслями, нечестными или заведомо плохими просьбами.

Большинство святых отцов церкви говорят, что настоящая молитва та, которая ничего не просит, а только лишь благодарит Бога и возлагает на Него заботу о жизни человеческой. В Евангелии сказано, что и волос не упадет с головы человека, если на то не будет Божьей Воли. Поэтому лучше всего предстоять перед святыней с покаянным сердцем, смирением, и желанием исправить свою жизнь по Божьей воле. Такое обращение всегда будет услышано и человек ощутит благодать и духовную помощь в жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector