Илья муромец 33 года на печи

Илья Муромец

Илья с самого детства ходить не мог. Подрос немного, понимать стал. Люди добрые нашептали, мол, дед виноват в твоей беде. Спроси, зачем он икону порубил. И дед ему рассказал.
— Не рубил я иконы. Прогнал только калик перехожих вместе с ней. Скучно стало! «Не убий! Не возжелай…!» Сплошные запреты! И всё так милостиво. Все люди друг дружке помогают, не завидуют, в беде выручают. Улыбаются тебе, как родному. Такая благодать и райская умиротворенность, что аж тошнит. Становится муторно от избытка душевной сладости, будто меда объелся. Хочется чего-нибудь сломать или, хотя бы, лучку горького пожевать.
И вся эта благодать огорожена запретами. Это – нельзя, то – нельзя: обидишь кого, виновен станешь, совесть заведется и, как чахотка, со свету сживет. Да и калики, все в черном, глаза — долу, даже радуги на небе не видят, ничему не радуются. А у нас — на Ивана Купала — какие были игры, пляски, прыжки через костер! И девушки не стеснялись одежду снять, покрасоваться юным телом.
Запреты! Сплошные запреты! А мне — так напротив, коли скажут, что нельзя, так именно этого и хочется. Вот, кажется, и совсем не нужно было. А как сказали, что нельзя, так и захотелось, аж, до смерти.
Да дело даже не в этом, а в том, что никакого зла, о котором калики говорят, в мире нет. Живи себе, да радуйся всему, что глаз веселит. Рай существует испокон веку вовсе не на небе, а на земле! Только не упусти его. И не надо никаких правил соблюдать, запретов каких-то бояться. Стреляй зайцев, лови рыбу, качай мед, и никто тебе не нужен, как и ты никому!
Осмотрелся Илья, и действительно никакого зла и нет. Разве что сверчок спать не дает, да мыши беспокоят, а летом — мухи с комарами. Вот и лежал он на печи. Мелкие пакости злыдней не стоят и труда. Отмахнулся, закрыл окна и спи. Так он и лежал на печи 33 года. И снились ему девушки, которые все прыгают через костер и так ласково ему улыбаются, рукой машут, зазывают. Но куда ему, больному!

Проснулся он, когда Лихо такую силу набрало, что даже соловьи в разбойников превратились. Девушек не осталось: разбойники заманили в лес и продали иноземцам. Натрещали соловьи в уши князю Владимиру, что нет, и не может быть, на земле никакой любви. И потому боярам, поперед всего, — свобода нужна, чтобы делать все на полную катушку, без нудных препятствий, кому чего захочется. Вот взбредет что князю, даже безудержное, в голову, — и твори от души! Кому какое дело! И рассыпалась земля. Все стали воевать друг с другом. Каждый понимал только то, что он хочет, и норовил наказать тех, кто ему мешал. Предали соловьи землю русскую иноземцам на поругание. Осмеяли богатырей, которые спасти ее хотели, выставили шутами гороховыми перед народом, да и извели всех.
А Илья на печи лежит, да сны видит. Тут опять калики перехожие в дверь постучали. А она не заперта. Вошли.
— Время пришло, Илия, рассказать тебе всю правду!
И поведали, что на белом свете делается. Только теперь он уж не белый, а совсем черным стал. В Храм стали люди ходить по праздникам так, как будто место для себя в раю спешат занять, и самодовольные возвращаются.
И стало Илье так больно и обидно, что все его тело, с головы до пят, как будто молнией передернуло.
— Впервые чувствую боль в ногах, но не ходят они.
— Это мы на тебя такое заклятье наложили, чтобы не извели тебя прежде времени соловьи-разбойники.
— Да как же вы, люди мудрые, до такого бедствия белый свет довели?! Что же ваша правда так долго шла ко мне?! И почему добро перед злом обессилело?
— А ты, мил человек, не гневайся! Надежда на тебя была самая малая. Да и сейчас сомневаемся. Просто никого боле не осталось. Ты один — живой в Карачарово. Даже мать уже не вернется к тебе. Пошла за водой к роднику, там ее и полонил Соловей-Разбойник.
А зло всегда сильнее добра, поскольку не знает никаких запретов. Кажется, — воля вольная и души простор, а на самом деле зло самое черное и есть. И чтобы его победить, надо людям сами запреты сделать желанными. Тогда они уже не запретами становятся, а звеньями глубокого колодца с живой водой, из которого люди утоляют свою жажду в понимании, верной дружбе, светлой любви. И никакую свою жертву ради общей победы добра над злом, правды над ложью даже жертвой не считают. Свою смерть в жизнь превращают. Но дать тебе воды из этого колодца, — никто не в силах, даже и мы, как бы ни хотели. Сам ты ее должен добыть.
Посмотри на этот ковш. Он, ведь, тоже запрет: запрет воде растекаться. А чистую правду, которую ты этим ковшом пил, тебе мать завсегда из родника приносила. Только ты ее за простую воду принимал. Поскольку не сам за ней ходил.
— Неужто некому Лихо унять?!
— Да, Илюша, все спят, соловьев заслушались! Ты один, окна закрыл и соловьев не слышал. И тебе теперь уже никто не подсобит. Когда мы уйдем, не сможешь даже воды испить.
Если встанешь на ноги, пронзит их боль адская. Одолеть ее способна только боль сердца за родную землю. Первая боль в землю уйдет, когда полонишь Соловья-Разбойника. А сердечная — будет вечно с тобой, превращаясь в непобедимую силу богатырскую, коли будешь поступать по правде и совести и не увидишь в том досадных запретов для своей гордыни. Вот тогда и станет добро сильнее зла. А покуда – нет этого….
Подал Илья каликам перехожим воды, а наутро — полонил самого свирепого и могучего Соловья-Разбойника.

Читать еще:  Дмитровская родительская суббота что можно делать

Стишок №1073358

Илья Муромец на печке
Тридцать лет пластом лежал!
Тяжко было на сердечке —
Супостат страну терзал!

Собирались вкруг избы
Толпы знати, голытьбы:
Хвор, здоров, да стар и млад,
Светел, черен, лыс, патлат…

“Ты вставай, Илья, с печи!
Прочь твои параличи!
Прут на нас татар-монголы,
Жгут остроги, частоколы!

Когда ж ты, Илюша родный,
Меч свой острый расчехлишь?
Тут конфликт международный —
На тебя надежда лишь!”

Поп сказал: ”мы — Русь святая!
А помазанник — в Кремле!”
Цепь на шее золотая
Гнула батюшку к земле!

”Чтобы больше беззаконий
Не творилось над людьми,
Это, молодец, мельдоний,
Как лекарство ты прими!”

Взял Илья у них пузырь,
Зелья залпом в уста влились,
Ноги вдруг зашевелились,
И поднялся богатырь!

Прояснились его очи,
Жилой силы налились:
“Биться буду — нету мочи!”
Люди рады – дождались!

”Только вот для битвы ратной
Меня надо снарядить,
Ну… копьем, кольчугой знатной —
Одному ж врага мне бить!”

Светлый князь сказал: “полцарства
На тебя ведут работу!
Ты узнаешь про заботу
И поддержку государства!

Тут тебе не Украина!”
(Трель звучала соловьина)

“Там ведь бунты учиняют!
Раскатали, глянь, губу!
Угров бедных притесняют,
Скоро вылетят в трубу!

В политическом угаре
Морды бьют себе бояре!

Насадили психопатов,
Наплодили срамоту,
Вырубают лес в Карпатах,
Проиграли нам в лапту!”

Князь всегда предельно точен,
Украиной озабочен!

Ликовал честной народ —
Полетели в небо шапки,
А в Илью цветов охапки!
Князь проставил от щедрот

На фуршет: филе минтая,
Профитроли, канапе…
Щит дубовый из Китая
Подвезли из ДСП!

Меч булатный — кладенец
Лучший выковал кузнец,
Но, к несчастью, все булаты
Разобрали на откаты,

И осталась только медь —
Ей не биться, ей греметь!

Шлем, заказанный тверским,
Прибыл с браком заводским!
Боле-менее кольчуга —
Волонтер отдал – пьянчуга!

Воевода проревел:
”Ты, Илья, не обессудь,
Без копья уж, как-нибудь, —
Лес российский весь сгорел!

Дел сапожных мастера
Привлекли инспектора
Рыбсельхозконтрольнадзора —
Сапоги придут не скоро!”

И добавил второпях:
“Будешь бить врага в лаптях!”

Князь пресветлый стал не в духе —
Мял кафтан свой в жемчугах,
Конь Илюши, с голодухи,
Чуть держался на ногах!

Слово молвил лекарь княжий:
”Коли меч, Илюша, вражий
Тело кровью обагрит
Или остеохандрит —

Ко мне, тотчас, на поклон,
Выдам я тебе талон!
Месяц, два ли подождешь —
Диагностику пройдешь!

Всё узнаешь про недуги
Ты, посредством хиромантий,
И получишь мед.услуги
По программе гос.гарантий:

Подорожник, кора дуба,
Заговоры, антисглаз!
Всё с лицензией, сугубо!
Ставим на ноги на раз!

Очень жалко, что лекарню
Переделали в трактир!
Разместим тебя на псарню —
Там есть койка и клистир!”

Загудели тут бояре:
“Вот получит татарва!”
Подарили лук в футляре,
Но порвалась тетива!

Тетивами тогда рьяно
Озаботилось Роснано,
Создалась, едва-едва,
В те же дни Росбулава!

Булавы сертификат
Был в процессе регистраций,
То, что есть, из-за вибраций,
Брать нельзя – фальсификат!

А бояр всех предводитель,
Вин сухих производитель:

«Ты, Илья, держись бодрее!
Настроения тебе
И удачи пощедрее
В героической борьбе!”

А Илья сказал: “вельможи,
Прячьте всех, кто вам дороже!
Коли я не устою —
Схоронить бы вам семью!”

А вельможи: “не волнуйся!
Не в свои дела не суйся!
По стечению обстоятельств,
У всех наших у сиятельств

Вся родня сейчас не здесь,
Белый свет заполнив весь!
Кто в Париже, кто в Лондоне —
Язык учат в еврозоне!

Ну, а если просьбы наши
Недостаточно бодрят,
Позади, друг друга краше,
Заградительный отряд!

Все в броне, как жар горя,
Тридцать три богатыря!” —
Князь держал для коронаций
И разгона демонстраций!

Их боялись болтуны,
Чушь про князя городили! —
У них листья находили
Запрещенной белены!

“И еще — ты там, особо,
Животины не щади!
Повышение до гроба
Срока пенсий впереди!

Ты вот сам подумай малость —
Смысла нет встречать здесь старость:

Чайный гриб, собес и клизма!
А погибнешь коль героем —
Тебе памятник откроем!
В духе, брат, патриотизма

Воспитаем молодежь,
Если вовремя помрёшь!”

Призадумался Илюша,
Потоптался у крыльца,
Побледнел и спал с лица!
Плюнул вдруг, забор разруша!

Посмотрел на это… братство,
Зуд унял рукоприкладства,
Лоб могуч поскреб перстом,
Осенил себя крестом

И побрёл, лишь взяв кольчугу,
Напослед обнял пьянчугу.
“Не нужны вы мне и даром!”
И ушел к монгол-татарам.

Илья муромец 33 года на печи

Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои — былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.

Алёша Попович

Алёша Попович — младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо — ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.
Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Читать еще:  Готовим на пасху рецепты с фото

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами — победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

По «Повести временным лет» именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».

Второй подвиг Алеши Поповича — победа над Тугариным змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарын змей» — это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея».
Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

Добрыня Никитич

На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня — добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает.
Имя «Добрыня» обозначает «мягкосердие богатырское». Былинный Добрыня также имеет прозвище «млад», он силен, является защитником «несчастных жен, вдов и сирот». Кроме того, он креативен — играет на гуслях и поет, азартен — не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум — князь-дружинник.
Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич — это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское — Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что «Никитич» — как раз трансформированное народом «Низкинич».

Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По «Повести временных лет» именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

Илья Муромец

Илья Муромец — старший из «младших богатырей». В нем все — наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных — ушел в монахи.
Прототип нашего главного витязя — Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок — это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга «Тератургима». В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII веку.

Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.

Илья Муромец — кто он такой, краткая биография

Илья Муромец известен всем как прекрасный былинный богатырь. Он один из главных русских былин 12-16 века. Это самый известный и, в то же время загадочный, персонаж.

Его имя, это воплощение народного идеала героя-воина. А также, его образ связывается и с библейским Ильей Пророком. После смерти он становится святым Ильей. Еще прослеживается в его образе связь с землей, что сближает его святость с покровителем плодородия.

Читать еще:  Католическая пасха в 2017

Илья Муромец до 33 лет просидел на печи. А потом исцеленный старцами, которые еще и наделили его невиданной силой, он защищал Русь от всякой нечисти. В то время служил он князю Владимиру.

В сюжетах многих былин (сказок) он возглавляет дружину русских богатырей. И вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, он входит в триаду великих богатырей.

Познакомьте своих детей с этим героем и читайте дома красивые сказки про Русь и богатырей. Расскажите им что такое русская печь, какой она была конструкции, что на ней можно было даже лежать, спать и шаньги выпекать. Расскажите как люди раньше жили в своих домах и строили их из бревен.

Илья Муромец — краткая биография

Интересно то, что Илья Муромец — это не придуманный персонаж.

Как человек, он существовал на самом деле. Звали этого человека Чобиток. Родом он был из Мурома. А конкретно, родился он в селе Карачарове, который находился недалеко от города Мурома, в крестьянской семье.

После рождения он ходить не мог и сидел «сиднем» тридцать лет и три года.

И уже только после чудесного исцеления каликами перехожими, Илья обрел «великую силушку». Тогда-то он и слез с печи.

Калики предсказали также ему будущее о том, что он буде совершать богатырские подвиги и что «смерть ему на роду не писана».

Когда калики уходят, Илья идет на отцовское поле, чтобы очистить его от кореньев и пней.

Потом он получает благословение родителей и отправляется в Киев.

По дороге он встречает Святогора. Они состязаются между собой в силе. где Святогор побеждает. Богатыри, тем не менее, братаются. Затем Святогор умирает, но успевает передать Илье свою силу богатырскую. И уже только после этого он становится настоящим богатырем.

Потом Илья продолжает свой путь в город Киев, чтобы по-пути победить Соловья-разбойника. Еще он совершает много других подвигов. Например, защищает от врагов Чернигов и строит мост через реку Смородину.

По приезду в Киев, Илья посещает княжеский дворец. Он показывает князю Соловья и заставляет его свистеть по-соловьиному. Затем Илья его убивает.

Так Илья остается в Киеве и получает почетное место за княжеским столом. Но он отказывается от этого, так как считает, что его место с дружинниками.

В дальнейшем, Илья мирит поссорившихся Добрыню и Дуная, помогает Алеше Поповичу, Дюку Степановичу. Еще он предостерегает князя Владимира от неверных действий (былина о Сухмане).

Илья Муромец совершил большое количество подвигов, которые сложились в былинный цикл, а по-простому, в красивые и умные сказки.

И в Киеве, и в Царьграде он совершает много других подвигов. К примеру, побеждает Идолище, защищает город от воинов Калина-царя. Иногда в сказках вместо Калина можно встретить Батыгу (или Батый Батыевич).

Путешествия Ильи Муромца

Есть цикл былин, который связан с поездками Ильи в «Индею богатую» или «Карелу проклятую».

Везде он встречается с разбойниками и убивает их, а богатую казну раздает нищим.

В путешествиях он встречается с другими богатырями, например, с Добрыней Никитычем. Они бьются, но бой всегда заканчивается примирением и обменом крестами. После этого они отправляются в Киев, чтобы служить князю Владимиру.

Ученые предполагают, что жил Илья в 12 веке. А в Киево-Печерской лавре принял монашество.

Потом после своей смерти (примерно в 1188 г) его причислили к лику святых. В 1643 г. его канонизировали как Илью Печерского.

Мультик про трех богатырей и их подвиги

Богатырь обладает огромной силой и применяет ее с умом, побеждая врагов.

Основные (личностные) качества Ильи Муромца

Основными качествами Илья являются: мужество, сила, мудрость, трезвость, рассудительность и жизненный опыт.

Часто он побеждает врагов в одиночку.

Так несокрушимая сила его и воинское умение должны предостеречь всех, кто собирается идти войной на Киев.

Имея свою жизненную позицию, Илья ссорится с князем Владимиром.

За это его сажают в «погреба глубокие», где он должен умереть от голода и жажды. Никто не осмеливается нарушить приказ князя. Однако, княгиня Апраксевна приказывает тайно кормить Илью едой с княжеского стола. Поэтому он не теряет силу и в любое время готов выступить на защиту Киева.

Таким образом, он предстает перед народом как герой идущий в бой во имя «вдов, сирот и малоимущих детишек». Илья не стал совершать подвигов во имя «собаки князя Владимира».

При победе над царем Калина, он ведет себя дерзко и даже буйно.

Во многих былинах образ Ильи Муромца соотносится с умудренным опытом человеком. Его изображают седобородым стариком, едущим по полю на белом коне. Таким он нарисован и в картине Васнецова «Три богатыря».

Интересен сам факт передачи силы от Святогора, что имеет важный смысл.

Богатырь святорог обладает чрезмерной и бесполезной силой, поэтому он обречен на гибель. Илья Муромец же получает право называться преемником Святогора потому, что его сила приности пользу.

Так в русском варианте сказок, показано четкое противопоставление Ильи Муромца и Святогора.

Мультик про Илью Муромца и Соловья разбойника

Не упускайте из поля зрения подвиги народных богатырей, потому что они по своему защищали нашу с вами землю. Находите время и в комфортной домашней обстановке рассказывайте детям о жизни русских народов в далеком прошлом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×