Исповедь на пасху

Исповедь на пасху

Уважаемый Владыка, Церковь говорит о том, что надо проживать все события Страстной седмицы так, как будто они происходят вот сейчас и впервые. То есть, с одной стороны, мы уже знаем, что Христос воскрес заранее, что все будет хорошо, вроде как переживать не о чем. А с другой стороны, когда Церковь находится в этом состоянии скорби, страха, неопределенности, и мы, верующие христиане, должны находиться в том же состоянии. А как, если уже и куличи дома, и уборка произведена, яйца красятся, уже предвкушение праздника. Можно ли как-то эти состояния совместить?

Думаю, да. Это тоже, до некоторой степени, аскетическое упражнение, потому что праздник, безусловно, надо встречать и к нему надо готовиться: и куличи печь, и яйца красить, и дома убраться. Но все же главное не в этом.

Главное — в тех переживаниях Страстной седмицы, к которым призывает человека Церковь. Ведь удивительные богослужения Страстной недели действительно как бы поставляют человека в сердцевину евангельских событий, внутрь Священной истории. Мы вместе со Христом присутствуем в Гефсиманском саду, видим ту толпу, которая идет взять Его под стражу, следуем на суд Пилата и на Голгофу, вместе с учениками снимаем Его со Креста… Это совершенно удивительное время, которое не имеет аналогов в течение всего богослужебного года и которое нужно обязательно не просто пробыть в храме, а прожить вместе с Церковью, оставив все-таки куличи и крашенные яйца на второй и третий план. К этому надо себя приучить. Для этого нужно почувствовать и смысл, и красоту, назидательность богослужебных переживаний, почувствовать, если угодно, вкус к ним. Это гораздо важнее хорошо пропеченных куличей.

Впереди светлый праздник Пасхи. Как встретить его правильно?

Встретить его необходимо в Церкви. В первую очередь, Пасха должна быть праздником духовным, а не просто поводом для застолья. Я всегда призываю людей меньше времени, сил и внимания уделять внешним вещам. Знаете, есть целый ряд благочестивых суеверий: мол, в Чистый четверг надо обязательно искупаться, окна помыть, шторы постирать, все вычистить. На самом деле этот четверг называется Чистым и еще Великим из-за величия тех событий, который в этот день вспоминаются Церковью. Всякие кулинарные изыски, куличи, пасхи – все это очень хорошо, но должно занимать совсем небольшое место в жизни христианина. Плохо, когда ради этого оставляется все остальное, и человек не идет на службу, потому что он еле живой от всех этих уборочно-кулинарных подвигов. Надо постараться провести по-христиански не только сам день Пасхи, но и в последующие дни Светлой недели сходить в храм, помолиться. И тогда Пасхальная радость надолго сохранится в сердце верующего человека, чего я от души всем желаю.

Уважаемый Владыка! Прошу пояснения, как правильно готовиться ко Святому Причащению, если причащаешься несколько Литургий подряд. Нужно ли читать каноны каждый раз, или достаточно последования? И как часто и правильно можно приступать ко Причащению в Страстную и Светлую седмицы? Однозначного ответа не получала, уважаемые священники отвечают по-разному. Один разрешает приступать на Пасху и в Светлую седмицу без исповеди, но прежде читать три раза канон Пасхи, другой не рекомендует вообще Причастие на Светлой седмице, так как покаяние заменяется ликованием, а без исповеди приступать нельзя. И в отношении подготовки и частоты тоже разные получала наставления. Доходило даже до того, что прислушиваясь к совету одного, вводила в недоумение другого. Прошу Вашего благословения и молитв, Наталия

Уважаемая Наталия! Вопросы подготовки ко Святому Причащению очень подробно рассмотрены в документе «Об участии верных в Евхаристии». Этот документ прошел очень широкое обсуждение, был одобрен Архиерейским совещанием и утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2015 году. Я еще раз рекомендую не только Вам, но и всем прихожанам очень внимательно с ним ознакомиться.

Самое главное: каждый раз, когда мы приступаем ко Святому Причащению, нам нужно подготовиться. Эта подготовка включает в себя молитвенное правило, присутствие на богослужении суточного круга, предваряющем Литургию, и очищение своей совести исповедью. Что касается правила, в документе подчеркивается: «Неизменной частью молитвенной подготовки является последование ко Святому Причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко Святому Причащению».

Что касается частого причащения – думаю, оно может быть правильным в исключительных случаях. Скажем, на Страстной седмице можно причаститься и в Великий Четверг, и в Великую Субботу, и на Пасху. Полагаю, этого достаточно для человека, живущего в миру, работающего и обремененного семьей. Монашествующим я бы советовал причащаться во все дни Страстной седмицы. Но для мирян это сложно.

Что касается исповеди — необходимо испытывать свою совесть и, если в этом есть необходимость, то надо приступать к исповеди хоть перед каждым причащением.

В дни Светлой седмицы христиане, соблюдавшие Великий пост, приступают ко Святому Причастию, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Исповедь — опять же, по необходимости. Всякие разговоры о том, что «покаяние несовместимо с ликованием» и прочее — это доморощенное богословие того разряда, о котором апостол сказал: «Негодных же и бабьих басен отвращайся» (1 Тим. 4, 7). К сожалению, к этому склонны некоторые наши священники, особенно пожилые. У молодых встречается другая крайность: «А, давайте причащайтесь без разбора, когда угодно и как угодно». Это тоже неправильно.

Читать еще:  Дмитриевская поминальная суббота

Думаю, что критерием частоты причащения для человека, живущего в миру, может быть следующее: «Я могу причаститься, если накануне смогу прийти на вечернее богослужение и нормально, как положено по Уставу, подготовиться ко Причастию, не пренебрегая своими семейными и должностными обязанностями». То есть, если Вы можете на Светлой седмице каждый день утром и вечером ходить в храм, читать канон Пасхи (один раз, а не три, как Вам кто-то сказал) и правило ко Причащению, и при этом Ваша семья — муж, дети, старшие родственники — не будет негодовать, что Вы их забросили, а сами только ходите в церковь,— пожалуйста, причащайтесь каждый день.

ЛАМПАДКА

Беседы о Причастии

Мария: «Как каждому верующему человеку во всем происходящем я вижу промысел Божий. В прошлое воскресенье я хотела исповедаться и причаститься. Вышла из дома как всегда раненько утром, шла не спеша и всю дорогу молилась. По пути увидела целый «островок» цветущей амброзии. Подумала, как быстро она здесь поднялась, вроде бы раньше не замечала ее. И решила доброе дело сделать, благо, что до службы было еще время. Притом, во мне живет четкое убеждение – прежде, чем что-то у Господа просить, надо что-то хорошее сделать для Него. Вот я и старалась, как могла. Закончив работу, побежала в храм. На исповедь к священнику стояло много людей, и я пристроилась в самом конце за молодой женщиной. Но когда подошла моя очередь, батюшка вдруг сказал: «Простите, братья и сестры, но сейчас мне нужно срочно уйти». Развернулся и пошел. Поначалу возникло недоумение, ведь нас оставалось все лишь два человека. Но потом ко всему случившемуся я подвела духовную почву – раз Господь не допустил меня к Причастию, значит, я что-то неправильно сделала и мне надо подумать об этом. Поэтому, дорогой батюшка, прошу вашего совета или комментария моей ситуации»

Уважаемая Мария! Не принимайте все так близко к сердцу! Не нужно видеть промысел Божий во всем буквально. Многие события происходят по более простым и естественным причинам. Чтобы священник оставил человека, готовящегося к Исповеди есть только одно основание – незамедлительно преподать Причастие для умирающего. Вероятнее всего, что Ваш благочестивый батюшка, спешил исполнить свой пастырский долг, надеясь, что Вы как опытная прихожанка, знаете это правило и сможете его подождать, немного повременив со своей Исповедью. Ваше четкое убеждение, что «прежде, чем что-то у Господа просить, надо что-то хорошее сделать для Него» не имеет христианского обоснования. Оно слишком тяжело и даже не исполнимо для нас немощных. Все, что нам дает Господь – дает даром, ни за что, просто так – по Своей благодати, а не в результате нравственной сделки: «Ты мне, я – Тебе». Ему ничего не нужно. Он исполнен всяческих благ. Делать добрые дела – свойственно нам. Это норма нашего существования. Так мы можем выразит свою благодарность Богу за все Его благодеяния к нам. Я искренне рад за Вас, дорогая Мария, что так внимательны к своей духовной жизни! Радости Вам многой от Господа!

Причастие на Пасху

Елена: «Наш батюшка считает, что лучше всем причащаться не на Пасху, а в Чистый Четверг. «А то на Пасху будете разговляться», — говорит он, — «А тут после причастия, после принятия Господа нашего, вы же не удержитесь, будете пить, кушать все подряд. Так что, лучше не надо». В связи с этим возникает вопрос: надо ли поститься после причастия в Пасху?»

Очевидно, уважаемая Елена, Ваш дорогой батюшка , хорошо зная свою паству, хотел напомнить благочестивое церковное правило — в день Причастия быть воздержанным и умеренным – не объедаться, не празднословить, удерживаться от излишних мирских увеселений, а тихо хранить в себе бесценное сокровище – принятого в Святых Дарах нашего Господа. Нет надобности поститься после Причастия на Пасху. Пост — это средство, способ приготовить себя к встречи с Небесным Гостем. Эту подготовку можно уподобить генеральной уборкой в доме нашей души, когда мы выметаем весь мусор — пыль грехов и грязь страстей. Украшаем стол добрыми делами, проветриваем дом свежим воздухом молитвы и идем на тихую пристань Божьего храма встречать долгожданного Гостя с Небес. Он приходит в нашу душу и в наше тело, освящает нас, наполняет неземной радостью, и мы преисполняемся тихим умилением от Его бесед. Не очень удобно перед Ним, вдруг, встать, схватиться за веник и тряпку и побежать что-то дочищать в порыве постной уборки. Батюшка Серафим Саровский учил, что если мы подвизаемся стяжать Духа Святого и взываем к Нему – «Прииди, вселися в ны», — то Он приходит и вселяется в дом нашей души. Когда же Он уже в нас, то разумно ли будет выходить из дому на улицу и опять вопить – «Прииди, вселися в ны». Наверное, покинутый Гость подумает, что у нас «не все дома». Мира Вам и радости!

Читать еще:  Антипасха что это такое

О готовности к Причастию
Наталия: «На Пасху перед причастием я стояла в длинной очереди причастников и ко мне подошла одна девушка, очень благочестивого вида. Она спросила меня, как я думаю, можно ли ей причаститься сейчас, если она исповедовалась в Чистый Четверг? Я ей ответила, что можно, если только ничего не содеяла непристойного после исповеди. Мои слова очень обрадовали ее, и она тихонечко стала рядом. За несколько метров до алтаря она вдруг увидела молодого человека, который следил за порядком в очереди, и метнулась к нему, по-видимому, с тем же вопросом. Я лишь услышала его отдельные реплики. Он категорически запретил ей причащаться. К причастию в тот день молодая девушка не подошла. Мне стало грустно: ведь кто, как ни сам человек знает меру своей подготовленности к Причастию! Как правильно понимать?”

Уважаемая Наталия! Мне тоже жаль, что девушка не причастилась в такой светлый праздник. Благоразумнее всего Вашей знакомой было бы подойти заранее к батюшке и решить с ним этот вопрос. Нет конкретных церковных правил, определяющих когда, и за сколько времени, нужно исповедоваться перед Причастием. Есть правила, запрещающие «смешивать» Таинства – сотворять одно Таинство во время другого. Например, запрещается прерывать Божественную Литургию и идти исповедовать прихожан. Причастие и Исповедь — два различных Таинства и творятся они разновременно. В некоторых поместных православных церквях сохранилась древняя традиция исповедоваться за несколько дней, а то и недель, до Причастия. Это очень дисциплинирует внутреннее состояние. В эти дни человек находится в особом духовном напряжении, старается следить за своими поступками и мыслями, чтобы не впасть в грех и не помрачить встречу с Господом . Степень готовности христианина ко Причастию определяет не факт прохождения Исповеди, и не количество вычитанных канонов и молитв, а чувство собственного не достоинства принять в себя Самого Господа, сотворившего небо и землю. Достойно причащается тот, кто глубже осознает свое не достоинство . Со страхом Божьим и верою приступим!

Георгий: « Прошу вас ответить на мучащий меня вопрос. Как правильно причащать ребенка 2-хлетнего возраста, если у нас в храме служится только поздняя Литургия и ребенок до Причастия не выдерживает, не вкушая? Или может быть такому ребенку можно что-то скушать? И скажите, как вообще быть, если ребенок причащается с самого рождения? Спаси Вас Господи».

Уважаемый Георгий! Не вкушать пищу перед Причастием – это дисциплинарная, воспитательная норма. Выработана она в процессе практической жизни Церкви на протяжении многих веков. При этом христианин, готовящийся ко Причастию выражает, что для него важнее в жизни вечная душа а не бренное тело, Хлеб Небесный а не хлеб земной. В первую очередь насыщаем душу, а потом и чрево насытим. Это правило не носит неукоснительного характера и предназначено для взрослого здорового человека. Если заболел и нужно соблюдать диету или врачебные назначения относительно питания, то причащаться можно и после приема пищи. Если утром болит голова, сердце, одолевает кашель или нужно выпить таблетку по расписанию, то можно спокойно принять лекарство, запить водой сколько нужно (а при некоторых заболеваниях необходимо поесть после приема лекарства) — и мирно приступать ко Причастию. Вполне допускается маленьким детям, и тем более грудным младенцам приступать к Чаше после своего обычного завтрака. До какого возраста — до 2-х, 5-ти или 7-ми лет – решайте сами. Лучше всего, когда ребенок сам поймет, что так нужно и зачем это нужно. Много раз приходилось испытывать недоумение, когда молодые мамы, только начинающие ходить в церковь, не кормили ребенка грудью, пока он не причаститься. Иные мамы несколько дней отказывали детям в грудном молоке и поили их соками, дескать, перед Причастием три дня поститься надо. А некоторые прекращали период лактации с началом Великого поста — ребеночку, якобы, тоже поститься нужно, а тут – молоко. Это дикие предрассудки, не имеющие ничего общего ни с церковными правилами, ни со здравым смыслом.

Новости

— добавлено в раздел «Прихожанам на заметку»

Причастие на Пасху (не экуменический рассказ)

Настоятель католической Церкви Креста, что во Франкфурте-на-Одре, пастор Шнайдер очнулся от дремоты, в которую погрузился ввиду нескольких бессонных ночей. Война, очевидно, подходила к концу, «фюрер Германской нации» уже шесть дней как отдал Богу душу. Хотя, подумалось пастору, вряд ли Господу досталась его душа.

Стоп! Что это за грохот? Так громко в двери храма стучат только право имеющие. Неужели.

Настоятель похолодел, подумав, что власть в городе снова сменилась и за ним пришло гестапо по доносу об укрывательстве евреев, которому, насколько ему было известно, так и не успели дать ход. А кто еще может так стучать?

Как-то незаметно для самого себя, на цыпочках, пастор оказался у большой кованой двери. Стены католического собора снова гулко отозвались на громкий стук.

— Wer ist da? (Кто там?) — внезапно отказавшимся подчиняться своему владельцу голосом спросил настоятель.

— Оtkrojte! Pоzhalujsta otkrojte! Delo est’!- ответили с той стороны. И вот тут душа пастора окончательно ушла в пятки. К нему обращались по-русски!

Пастор Шнайдер немного знал этот язык. В молодости ему приходилось бывать на русско-австрийском фронте. Он присутствовал на допросах русских пленных и даже исповедовал некоторых из них, разумеется, католиков. Правда, через переводчиков. Но тут — большевики.

Читать еще:  Еврейская пасха 2015

— Tschto vi hotet’? — все тем же непослушным голосом проблеял священник первое что ему пришло в голову. И ответ «с той стороны» поверг его в тотальное изумление.

— Pritchastit’ menja mozhete?

Пастор хорошо знал это слово — «pritchastit'». С ним, хрипя и захлебываясь кровью не раз обращались к нему тяжело раненые и умирающие пленные русские. В «ту» войну.

Пастор еще продолжал размышлять о сути происходящего, а его руки уже проворно отодвигали засов. За дверью стоял невысокий голубоглазый мужчина в запыленной красноармейской форме, откровенно славянской внешности и широко, правда, несколько смущенно, улыбавшийся простоватой шербатой улыбкой. Мозолистые руки, выдающие, судя по всему, крестьянские корни своего владельца, покоились на висевшем на груди автомате.

— Pritchastit’ menja mozhete, batuschka?- с виноватым видом потирая щетину повторил свой вопрос вражеский солдат. Судя по знакам отличия — рядовой или, как там у них — bojetz.

— Hm, aber, Herr . es gibt heute keinen Dienst!( Но, господин. у нас нет службы!) — сообщил нежданному прихожанину ошарашенный пастор. А тот, собрав в кучу все знания немецкого, что остались со школы и сделав шаг вперед, произнес, да так решительно, что настоятель невольно сделал шаг назад, как бы приглашая посетителя внутрь храма:

— Ich heiße Vasily. Paskha . heute!( Меня зовут Василий. Пасха(название праздника произнесено по-русски) сегодня).

— Paskha? -недоуменно переспросил пастор, — Ostern? Ahh ja, ich erinnere mich natürlich, dass Sie heute Ostern haben. (Ах! Да, конечно, я помню, что у вас сегодня Пасха ).

-Aber. Пастор расширенными от удивления глазами оглядел своего посетителя, который,тем временем, восхищенным взглядом блуждал по внутреннему убранству собора, — Bist du ein Katholik?( Вы католик?)

От последних слов русский почему-то вздрогнул и изумленно уставился на священника.

— Ви католик? — на ломаном русском поспешно переспросил пастор, почуяв, что какая-то часть фразы, судя по всему, затронула некие личные переживания солдата. Как тут угадать?

— Net, ya pravoslavnij, -ответил русский и, с готовностью перекрестился щепотью. И тут же, прищурившись, будто что-то вспоминая, чуть ли не по слогам изрек на ломаном немецком:

— Morgen . vielleicht . Tod (Завтра. может быть . смерть)

Пастор Шнайдер с пониманием кивнул головой Ему ли не понять это. Свист снарядов и бомб, гибель людей, которых знал в лицо и еще недавно видел живыми. Но сейчас к нему пришел вражеский солдат. И он просит о том, в чем он, как христианский священник, не вправе ему отказать. Ибо сказано: » Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас». А этот солдат явился вовсе не с целью убить его, или даже что-то украсть. Он пришел за Причастием, Святыми Дарами.

— Folge mir, mein Sohn. (Следуй за мной, сын мой). Осознание сказанных им самим слов заставило настоятеля внутренне вздрогнуть. Но это была лишь минутная слабость. Но русский солдат тронул его за рукав:

— Ispovedovatsja bi. Tschetire goda bez Pritschastija.

-Ich spreche kein Russisch! (Я не говорю по-русски!) развел руками пастор.

Василий в отчаянии посмотрел на пастора. И вдруг, его осенило: он положил сложенные ладони на сердце, а затем поднес руку ко рту и изобразил шепот. Исповедь. Настоятель кивнул с довольной улыбкой и указал рукой на исповедальню.

Пастор Шнайдер тихо плакал. Поскольку он находился за перегородкой исповедальни, этого не было видно и продолжавший сумбурно перечислять накопившиеся за долгий срок грехи Василий ничего не заметил. Из всей исповеди русского солдата католический священник смог понять лишь два слова — «nemzi» и «ubival», но этого старому пастору, повидавшему немало на своем веку, было достаточно.

Когда настоятель, по завершению молитвы, протянул Василию опреснок, тот, поначалу, в недоумении отпрянул.

— Corpus Christi, — пояснил пастор и указал на тело распятого Христа на картине у себя за спиной.

— Verstehen(Понимать), — согласился Василий. — A kak zhe krov’?- он с укоризной указал на свежий глубокий шрам на кисти руки , доставшийся ему от немецкого унтера в рукопашном бою.

-Sanguis Christi(Кровь Христова -лат.), — отозвался священник и с сожалением покачал головой.- Wir haben nicht das Blut Christi. ( У нас нет Крови Христовой)

Василий тяжело вздохнул, и указав на опреснок, покорно приоткрыл рот.

— Corpus Christi! — торжественно произнес пастор. И, указывая рукой на русского подсказал:

— Sagen «Amen». (Скажи «Аминь»)

-Amen, — произнес Василий.

Прочитав молитвы, пастор перекрестил русского. Тот, в ответ, свершил крестное знамение тремя перстами, поблагодарил священника по-немецки и, по-военному развернувшись на каблуках, направился к выходу. А католический пастор с грустной улыбкой смотрел ему вслед.

Оказавшись на улице, залитой ярким майским солнцем, Василий радостно вздохнул полной грудью, счастливо зажмурился, повернулся к собору и отвесил глубокий поклон, размашисто перекрестившись. Он еще не знал, что в тот же пасхальный день, всего через несколько часов, немецкий подросток из «Гитлер Югенд» выстрелит ему в спину из-за угла.

Упав навзничь, и оказавшись лицом к лицу с казавшимся ему до сих пор таким недобрым, с проседью облаков, чужим небом, а теперь словно участливо склонившимся над умирающим солдатом, Василий поднес руку ко рту и с удивлением посмотрел на открытую ладонь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector