Из того ли города из мурома

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Воспитатель читает следующий отрывок:

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно…

А подъехал как ко силушке великой,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

Ай побил он ту силу всю великую.

Скачать:

Вложение Размер
nod.docx 22.36 КБ

Предварительный просмотр:

11гр. Воспитатель Куприянова Е.И.

По развитию речи.

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Педагог предлагает детям послушать былину про русского богатыря Илью Муромца. Уточняет, слышали ли они что-нибудь об этом богатыре и как они его себе представляют.

Воспитатель читает отрывок из былины (в записи А. Гильфердинга). Дает детям возможность обменяться впечатлениями. Соглашается, что былина написана совсем не так, как привычные, легкие и понятные стихи: «Так народ давным-давно рассказывал о своих героях, и рассказы эти называли былинами. В былинах говорилось о героях, которые жили на русской земле, защищали ее от врагов и нечисти, например, от Соловья-разбойника, в страхе державшего простых людей».

Педагог зачитывает соответствующий отрывок из былины.

«Только подвиги этих былинных героев были иногда преувеличены, – продолжает воспитатель, – поэтому былины – необычные литературные произведения. В них реальные герои и события иногда описаны так, что они воспринимаются как сказочные. Мог ли, например, один человек, даже если он силы необыкновенной, победить целое войско?»

Воспитатель читает следующий отрывок:

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно…

А подъехал как ко силушке великой,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

Ай побил он ту силу всю великую.

Заканчивая занятие, педагог предлагает вниманию детей репродукцию картины

В. Васнецова «Три богатыря».

Если у детей появится желание узнать о двух других богатырях, следует пообещать им найти былины о них.

Илья Муромец и Соловей разбойник

Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно,

Ай черным-черно, как черна ворона.

Так пехотою никто тут не прохаживат,

На добром коне никто тут не проезживат,

Птица черный ворон не пролетыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

А подъехал как ко силушке великоей,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

Ай побил он эту силу всю великую.

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,

Выходили мужички да тут черниговски

И отворяли-то ворота во Чернигов-град,

Ай зовут его в Чернигов воеводою.

Говорит-то им Илья да таковы слова:

– Ай же мужички да вы черниговски!

Я не иду к вам во Чернигов воеводою.

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да в стольный Киев-град.

Говорили мужички ему черниговски:

– Ты, удаленький дородный добрый молодец,

Ай ты, славный богатырь да святорусский!

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Ай по той ли по дорожке прямоезжею

Да пехотою никто да не прохаживал.

На добром коне никто да не проезживал.

Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,

Да у той ли у березы у покляпыя,

Да у той ли речки у Смородины,

У того креста у Леванидова

Сидит Соловей разбойник на сыром дубу,

Сидит Соловей разбойник Одихмантьев сын.

А то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному.

И от его ли то от посвиста соловьего,

И от его ли то от покрика звериного

Те все травушки-муравы уплетаются.

Все лазоревы цветочки осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются, —

А что есть людей – то все мертвы лежат.

Прямоезжею дороженькой – пятьсот есть верст,

Ай окольноей дорожкой – цела тысяча.

Он спустил добра коня да богатырского,

Он поехал-то дорожкой прямоезжею.

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холма на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

Подъезжает он ко речке ко Смородине,

Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей,

Да ко тою ко березе ко покляпыя,

К тому славному кресту ко Леванидову.

Засвистал-то Соловей да по-соловьему,

Закричал злодей-разбойник по-звериному

Так все травушки-муравы уплеталися,

Дай лазоревы цветочки осыпалися,

Темны лесушки к земле все приклонилися.

Его добрый конь да богатырский

А он на корни да спотыкается —

Ай как старый-от казак да Илья Муромец

Берет плеточку шелковую в белу руку,

А он бил коня да по крутым ребрам,

Говорил-то он, Илья, таковы слова:

– Ах ты, волчья сыть, дай травяной мешок!

Али ты идти не хошь, али нести не можь?

Что ты на корни, собака, спотыкаешься?

Не слыхал ли посвиста соловьего,

Не слыхал ли покрика звериного,

Не видал ли ты ударов богатырскиих?

Ай тут старыя казак да Илья Муромец

Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,

Во свои берет во белы он во ручушки.

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

Он стрелил в того-то Соловья разбойника,

Ему выбил право око со косицею,

Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,

Он повез его по славну по чисту полю,

Мимо гнездышка повез да соловьиного.

Запись А. Гильфердинга

Начало НОД (оргмомент, приветствие)

Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем – то

При встрече здороваться!

Солнцу и птицам!

И каждый становится

Доброе утро длится до вечера!

Ход занятия НОД (процесс).

Включает в себя: повторение пройденного материала, объяснение нового, закрепление.

Выполнение поставленных задач, с учётом здоровье сберегающих методов обучения.

В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)

Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)

А в избушке той старушка

Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)

Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)

Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)

Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)

И сердитая, и злая (показываем злость, машем кулаком)

Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)

И всего одна нога (стоим на одной ноге)

Не простая, костяная

Вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)

Дидактическая игра «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за, соба – ка, абри – кос, бара – бан, апель – син, ана – нас, боло – то, доро – га, мозай – ка, воро – на, газе – та, автомо – биль, трак – тор, и тд.)

Дидактическая игра «Я назову, а вы продолжите»

Цель: Развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.

Ход: Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Воспитатель читает следующий отрывок:

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно…

А подъехал как ко силушке великой,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

Ай побил он ту силу всю великую.

Скачать:

Вложение Размер
nod.docx 22.36 КБ

Предварительный просмотр:

11гр. Воспитатель Куприянова Е.И.

По развитию речи.

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Педагог предлагает детям послушать былину про русского богатыря Илью Муромца. Уточняет, слышали ли они что-нибудь об этом богатыре и как они его себе представляют.

Воспитатель читает отрывок из былины (в записи А. Гильфердинга). Дает детям возможность обменяться впечатлениями. Соглашается, что былина написана совсем не так, как привычные, легкие и понятные стихи: «Так народ давным-давно рассказывал о своих героях, и рассказы эти называли былинами. В былинах говорилось о героях, которые жили на русской земле, защищали ее от врагов и нечисти, например, от Соловья-разбойника, в страхе державшего простых людей».

Педагог зачитывает соответствующий отрывок из былины.

«Только подвиги этих былинных героев были иногда преувеличены, – продолжает воспитатель, – поэтому былины – необычные литературные произведения. В них реальные герои и события иногда описаны так, что они воспринимаются как сказочные. Мог ли, например, один человек, даже если он силы необыкновенной, победить целое войско?»

Воспитатель читает следующий отрывок:

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно…

А подъехал как ко силушке великой,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

Ай побил он ту силу всю великую.

Заканчивая занятие, педагог предлагает вниманию детей репродукцию картины

В. Васнецова «Три богатыря».

Если у детей появится желание узнать о двух других богатырях, следует пообещать им найти былины о них.

Илья Муромец и Соловей разбойник

Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно,

Ай черным-черно, как черна ворона.

Так пехотою никто тут не прохаживат,

На добром коне никто тут не проезживат,

Птица черный ворон не пролетыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

А подъехал как ко силушке великоей,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

Ай побил он эту силу всю великую.

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,

Выходили мужички да тут черниговски

И отворяли-то ворота во Чернигов-град,

Ай зовут его в Чернигов воеводою.

Говорит-то им Илья да таковы слова:

– Ай же мужички да вы черниговски!

Я не иду к вам во Чернигов воеводою.

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да в стольный Киев-град.

Говорили мужички ему черниговски:

– Ты, удаленький дородный добрый молодец,

Ай ты, славный богатырь да святорусский!

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Ай по той ли по дорожке прямоезжею

Да пехотою никто да не прохаживал.

На добром коне никто да не проезживал.

Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,

Да у той ли у березы у покляпыя,

Да у той ли речки у Смородины,

У того креста у Леванидова

Сидит Соловей разбойник на сыром дубу,

Сидит Соловей разбойник Одихмантьев сын.

А то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному.

И от его ли то от посвиста соловьего,

И от его ли то от покрика звериного

Те все травушки-муравы уплетаются.

Все лазоревы цветочки осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются, —

А что есть людей – то все мертвы лежат.

Прямоезжею дороженькой – пятьсот есть верст,

Ай окольноей дорожкой – цела тысяча.

Он спустил добра коня да богатырского,

Он поехал-то дорожкой прямоезжею.

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холма на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

Подъезжает он ко речке ко Смородине,

Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей,

Да ко тою ко березе ко покляпыя,

К тому славному кресту ко Леванидову.

Засвистал-то Соловей да по-соловьему,

Закричал злодей-разбойник по-звериному

Так все травушки-муравы уплеталися,

Дай лазоревы цветочки осыпалися,

Темны лесушки к земле все приклонилися.

Его добрый конь да богатырский

А он на корни да спотыкается —

Ай как старый-от казак да Илья Муромец

Берет плеточку шелковую в белу руку,

А он бил коня да по крутым ребрам,

Говорил-то он, Илья, таковы слова:

– Ах ты, волчья сыть, дай травяной мешок!

Али ты идти не хошь, али нести не можь?

Что ты на корни, собака, спотыкаешься?

Не слыхал ли посвиста соловьего,

Не слыхал ли покрика звериного,

Не видал ли ты ударов богатырскиих?

Ай тут старыя казак да Илья Муромец

Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,

Во свои берет во белы он во ручушки.

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

Он стрелил в того-то Соловья разбойника,

Ему выбил право око со косицею,

Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,

Он повез его по славну по чисту полю,

Мимо гнездышка повез да соловьиного.

Запись А. Гильфердинга

Начало НОД (оргмомент, приветствие)

Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем – то

При встрече здороваться!

Солнцу и птицам!

И каждый становится

Доброе утро длится до вечера!

Ход занятия НОД (процесс).

Включает в себя: повторение пройденного материала, объяснение нового, закрепление.

Выполнение поставленных задач, с учётом здоровье сберегающих методов обучения.

В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)

Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)

А в избушке той старушка

Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)

Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)

Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)

Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)

И сердитая, и злая (показываем злость, машем кулаком)

Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)

И всего одна нога (стоим на одной ноге)

Не простая, костяная

Вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)

Дидактическая игра «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за, соба – ка, абри – кос, бара – бан, апель – син, ана – нас, боло – то, доро – га, мозай – ка, воро – на, газе – та, автомо – биль, трак – тор, и тд.)

Дидактическая игра «Я назову, а вы продолжите»

Цель: Развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.

Ход: Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Читать еще:  Пасха в 1999
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector