Кадаши расписание богослужений

Кадаши расписание богослужений

Настоятель: протоиерей Александр Салтыков

Адрес: г. Москва, 2-й Кадашевский пер., д. 7/4, стр. 14

Официальный сайт храма: www.kadashi.ru

ТУ Росимущества в г. Москве издано распоряжение от 01.07.2014 №422-09/10943 о передаче Русской Православной Церкви объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Воскресения в Кадашах, 1687 г., арх. С. Турчанинов. Колокольня, 1695 г.».

История храма от истоков

Напротив Кремля, за слободой Садовники, Царицыным лугом и Болотом, в Замоскворечье, располагалась одна из самых больших и богатых слобод в Москве в XVII в. – дворцовая Кадашевская слобода. Ее исторические границы проходят по современным Кадашевской набережной, улицам Б. Ордынке и Якиманке. С запада Кадашевская слобода граничила с Голутвинской слободой, с востока с ней соседствовали Стрелецкие слободы, а с юга – Всполье и Казачьи слободы.

Название слободы произошло от села Кадашево, о котором впервые упоминается в завещании великого князя Ивана III сыну Василию в 1504 году. Распространено мнение, что в названии села было отражено главное занятие его жителей в XV-VXI веках – изготовление кадей (бочек). Однако это не находит подтверждения в документах.

На территории Кадашевской слободы находилось несколько храмов. В XV веке были построены церковь Воскресения Христова в Кадашах, а также церковь Иоакима и Анны, давшая название улице Якиманке. Она находилась на юго-восточной окраине Кадашевской слободы, на современном пересечении Б. Полянки и Б. Якиманки, первоначально она была деревянная, а в конце XVII в. заменена каменной. До наших дней не сохранилась.

В XVI веке в Кадашевской слободе были построены еще несколько деревянных храмов: церковь Григория Неокесарийского на Полянке, церковь Николы в Толмачах и церковь Космы и Дамиана в Кадашеве, которая была возведена во время царствования Ивана Грозного в связи с основанием Государева хамовного двора. Все храмы были перестроены в каменные во второй половине XVII века. К сожалению, церковь Космы и Дамиана не сохранилась – она стояла в начале Б. Полянки у Малого Каменного моста.

Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова. Переписная книга 1631-1632 гг. указывала местоположение Кадашевской слободы между Болотом, Полянской площадью, на востоке – Ордынкой, а на западе – Якиманкой.

Местоположение храма – напротив Кремлевского Успенского собора, между двух основных дорог на юг – Полянкой и Ордынкой, определяло его важное стратегическое положение и духовную значимость.

Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется « церковью Воскресения, что на Грязех » . Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах.

По мнению современных ученых, церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья. Она определяла главную градостроительную ось Москвы, проходившую от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.

Первое каменное здание, построенное в 1657 году, просуществовало не более 30 лет, и в 1687-ом при патриархе Иаокиме было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма . Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашевской слободы – гостей (купцов) Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича . (Усердием Лонгина Добрынина была также построена церковь Николы в Толмачах (в 1697 г.).

В расходной Патриаршей книге сообщается, что Кадашевский храм « начат строением при святейшем Патриархе Иоакиме в 1687 году, окончен же строением при следующем Патриархе Адриане в 1695 году ». Патриарх Адриан 13/26 января 1695 году « ходил на освящение церкви Воскресения Христова, что за Москвою-рекою, в Кадашове, и после освящения служил Божественную Литургию ».

Южная апсида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 года, были встроены в новое сооружение. А в 1695 году была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча» .

Предполагается, что строителем храма был Сергей Турчанинов, сподвижник Патриарха Никона, завершивший после его смерти Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре.

До постройки колокольни облик церкви был несколько иным. С западного, северного и южного фасадов храма были пристроены три широкие лестницы, которые поднимались к галерее-гульбищу, вели к порталам второго этажа. Апсиды второго этажа первоначально были небольшими, что позволяло сделать круговой обход по верху апсид. Подобный прием был применен при строительстве Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря – любимого детища патриарха Никона.

В 1695 году три лестницы были разобраны, с западной стороны пристроена колокольня высотой более 43 метров. Это во многом обогатило художественный образ храма.

Сохранились записи о первоначальной покраске храма: «стены ее (церкви) были покрашены суриком, главы позолочены, весь белокаменный декор был выкрашен в желтый цвет и выглядел как золото. Швы между кирпичами на стенах здания были покрашены голубой краской, это создавало впечатление, что вся церковь окружена легкой голубоватой дымкой».

Церковь Воскресения Христова в Кадашах является выдающимся памятником «московского барокко». Этот стиль характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Церковь входит в основные издания, посвященные истории русской архитектуры, и в наши дни привлекает внимание своей красотой, являя высоту русского художественного гения.

Изысканность образа памятника достигается белокаменной резьбой. Все детали – наличники окон, порталы, гребешки, карнизы уничтожают сухость и строгость кирпичной кладки.

Церковь Воскресения в Кадашах. Часть I

Вот как описывает великолепные виды Москвы известный бытописатель М.Н. Загоскин в своей книге «Москва и москвичи»: «Из окон надворной стороны дома видна внизу, под самою горою, часть города, примыкающая к трем холмам, знаменитым во всей Москве своею трехгорной водою. Ваш взор, быстро пробежав по кровлям, невольно останавливается на обширном поемном лугу, по которому змеится наша изгибистая Москва-река: прямо за ней чернеются рощи Воробьевых гор, налево подымается колокольня Новодевичьего монастыря, а еще левее, как сквозь туман, мелькают кровли домов и кресты церквей отдаленного Замоскворечья».

Если смотреть на Замоскворечье с Боровицкого или Кремлевского холма или, например, с Большого Каменного моста, то среди крыш домов выделяются золотые купола храма Воскресения Христова в Кадашах и крест уходящей в небо колокольни. Уж очень по-особенному блестят эти купола на фоне невзрачной кровли стоящих рядом домов. Какая-то необъяснимая сила манит обязательно пойти и отыскать эту церковь, посмотреть на нее вблизи. Сделать это не так-то просто! Предстоит еще поплутать в узких лабиринтах Кадашевских переулков и тупиков. Но результат поиска никого не разочарует, едва окажемся мы в дворике храма. Именно в таких местах можно встретить осколки древней Москвы.

На территории Кадашевской слободы было несколько церквей: Иоакима и Анны, что на Якиманке, Космы и Дамиана, что в Кадашах, и др. Но центром слободы стала церковь Воскресения Христова. Раньше она называлась «что на Грязех», потому что Кадаши были расположены недалеко от старицы Москвы-реки, которая разливалась каждую весну, принося в слободу грязь. Церковь Воскресения в Кадашах служила основной вертикалью и композиционной доминантой Замоскворечья. Кроме того, она определяла главную градостроительную ось Москвы: от колокольни Ивана Великого к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.

Храм Воскресения Христова в Кадашах имел главенствующее значение в ар¬хитектурно-художественном облике Замоскворечья, что давало ему особую привилегию. Испокон веков в Москве колокольный звон, призывающий верующих к заутрене, начинался с знаменитой колокольни Ивана – Великого, а остальные московские церкви с замиранием и трепетом ждали первого удара Успенского колокола. После этого отзывались звоном колокола Страстного, Высоко-Петровского и других крупных монастырей. Ну а следом за ними начинали петь колокола церкви Воскресения в Кадашах, и только потом всех остальных посадских храмов города.

Первое упоминание о храме на этом месте датируется 1493 годом. В 1654 году в Москве свирепствовала чума. «Но в то время как с запада приходили все вести счастливые, из Москвы давали знать, что здесь свирепствует моровая язва… В начале сентября князь Пронский дал знать царице, что моровое поветрие в Москве усиливается, православных христиан остается немного», – свидетельствует С.М. Соловьев. По некоторым данным, от чумы погибло две трети москвичей. Отразилось это и на жителях Кадашевской слободы. Удивительно, как быстро кадашевцы справились со столь серьезной бедой, ведь уже спустя три года после трагедии, в 1657 году, они перестроили деревянную церковь.

Спустя еще тридцать лет своими силами и средствами жители Кадашевской слободы возвели новое архитектурное чудо. Имя архитектора каменного храма Воскресения в Кадашах затерялось в лабиринтах истории. Предполагают, что им был зодчий и «колокольных дел мастер» иеромонах Сергий Турчанинов, уроженец Кадашей. В 1970-х годах историком архитектуры и реставратором Галиной Владимировной Алферовой был создан труд «Памятник русского зодчества в Кадашах. История его реставрации», посвященный не только самой церкви Воскресения, но и всей Кадашевской слободе. Алферова по крупицам собирала в архивах информацию о Кадашах.

Читать еще:  Пасха в 1991 году какого числа была

Галина Владимировна сделала неоспоримые, убедительные выводы о причине появления уникального архитектурного творения в Замоскворечье: «Столь высокохудожественный архитектурный памятник в Кадашевской слободе возник не случайно, а явился воплощением художественной идеи, как художественный образ, вобравший в себя творческие искания, раздумья и противоречия гениального автора, сына своего времени. Нельзя не подивиться вкусу зодчего и заказчиков – ткачей Кадашевской слободы, которые поднялись в своих стремлениях на столь высокий уровень художественного чувства, эстетических воззрений и неповторимого идеала красоты!»

Храм двумя этажами делится на два яруса: нижний – не¬затейливо-строгий – и верхний – более торжественный. Это два мира – дольний и горний. Как на русских иконах, чем выше изображаемое, тем оно больше, величественнее, так и в храме– чем выше, тем красивее, изящнее, царственнее. Архитектор, как и древний иконописец, хотел, чтобы внимание акцентировалось на том, что наверху, поэтому нижняя часть храма проста и незамысловата: из украшений здесь только неброские оконные наличники. Но чем выше мы поднимаем взор, тем богаче становятся украшения. Возле куполов узор делается совсем витиеватым со множеством сквозных участков, созда¬ющих сложную композицию рисунка.

При строительстве церкви Воскресения произошел синтез архитектурных стилей – традиционного русского и барочного, отличающегося декоративностью, возвышенностью, изяществом. Барочные детали храма – это в первую очередь белокаменная резьба в виде изогнутых гребней – знаменитых «петушиных гребешков», как их прозвали в народе. Наружные белокаменные украшения стен и колонн выполнены в виде побега виноградной лозы – одного из самых распространенных символов христианства. Для сравнения можно вспомнить иконографический тип «Христос Лоза Истинная». «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» – говорится в Евангелии.

Архитектор В.И. Баженов, проектировавший соседний храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, часто приходил в церковь Воскресения Христова в Кадашах и называл ее «зданием, обладающим «приятством» в том числе и из-за декоративности ее форм. Пять восьмериков завершаются пятью луковичными куполами, которые образуют сложную композиционную группу. Каждая из глав церкви как будто тянется вверх. Один из восьмериков расположен значительно выше четырех других, поэтому кажется, будто боковые купола пытаются дотянуться до центрального, уходящего крестом в самое небо, и возникает ощущение роста глав и церкви в целом.

Таким образом, вся архитектоника здания направлена на создание эффекта устремления церкви ввысь – к небесам. То же самое можно сказать и о системе декора. Украшения словно поднимаются по стенам, что делает церковь торжественной. «Объемы как бы теряют свою массивность, свойственную архитектуре середины XVII века, возникает зрительное впечатление, будто бы здание построено из тонких стенок. Композиция памятника создана так, что в нижних частях доминирует стена (значение ее постепенно ослабевает по мере движения вверх), а в верхней части главенствует декор. Так зодчий добивается впечатления, что памятник движется, живет, растет, «расцветает», – замечает Алферова.

Стены церкви были выкрашены суриком, и на красно-оран¬жевом фоне золотые главы, смотревшиеся то на фоне неба, то на фоне стены центрального барабана, поражали блеском и великолепием. Швы между кирпичами на стенах храма были раскрашены голубцом. Казалось, что все здание окутано легкой голубоватой дымкой. Небо как бы спустилось на землю. Невозможно было просто зайти в храм – сначала нужно было обойти его почти кругом и весь оглядеть снаружи. В церкви Воскресения зодчий воплотил принцип единства экстерьера и интерьера. Даже рисунок декора главного входа в церковь был практически идентичен рисунку деревянных украшений иконостаса внутри.

Входящий в церковь поражался ее внутренней и внешней целостности. Внутри, как и снаружи, взгляд устремлялся вверх. На второй этаж вели целых три лестницы, поэтому невольно хотелось подняться. Наверху прихожан встречал огромный, ярко освещенный позолоченный иконостас, написанный мастерами Оружейной палаты – учениками Симона Ушакова. Особенную художественную ценность представляли деревянные столбики, отделявшие иконы друг от друга. Они были сделаны из цельного дерева, а внутри – пустые. Резьба представляла собой плетение виноградной лозы, как и на стенах снаружи. Иконостас был вызолочен листовым красным золотом, нерезные части были покрашены в голубой цвет.

Не менее великолепна была роспись стен церкви, выполненная придворными живописцами. К сожалению, роспись была утрачена во время пожара 1812 года, и ее заменили в середине XIX века. Этот своеобразный эффект яркости, красочности, праздничности, контрастирующей с простотой первого этажа и трапезной, поражал всех присутствующих в храме. Старинный иконостас пострадал от наполеоновских варваров и во время советских гонений на церковь. Если вы хотите иметь представление об иконостасе церкви Воскресения, то можете отправиться в Донской монастырь: в соборе в честь Донской иконы Божией Матери один из иконостасов сделан по образцу Воскресенского.

В 1695 году три лестницы, ведущие на второй этаж, были убраны, и была построена высокая (более сорока трех метров) шестиярусная колокольня, которую в народе прозвали «большой московской свечой». Стройная, грациозная, взмывающая ввысь, она до сих пор является одним из главных высотных ориентиров Замоскворечья. Композиция церкви значительно изменилась, она приняла типичный вид «корабля». «Движение вверх как бы замедлилось, и все сооружение несколько отяжелело. Его первоначальный образ существенно изменился, хотя здание и не потеряло своей художественной выразительности», – пишет Алферова об изменениях конца XVII века.

Нижний ярус колокольни и церковь объединила галерея, на которую можно было попасть только по специальной лестнице. Колокольня храма Воскресения по форме похожа на угловую Беклемишевскую башню Кремля. Быть может, архитекторами подразумевалась еще одна ось от Кремля через колокольню. С сорокаметровой высоты «большой московской свечи» Кремль и Замоскворечье были видны как на ладони. Главный колокол храма, весивший более четырехсот пудов, был отлит в 1750 году тем же мастером, который спустя несколько лет создаст знаменитый Успенский колокол колокольни Ивана Великого. В начале XX века здесь часто играл московский звонарь-виртуоз К.К. Сараджиев.

Два колокола Воскресенской церкви общим весом в пятьсот пятьдесят девять пудов находятся сейчас в Большом театре, куда они были переданы на временное пользование в 1938 году. В 1812 году церковь была разграблена. Французы похитили большую часть ценностей, дорогой утвари и икон. В Тихвинском приделе нижнего храма была устроена конюшня. Уходя из Москвы, французы подожгли храм, но чудесным образом огонь потух и не дошел до иконостаса. В результате реставрационных работ XIX века облик храма изменился: исчез круговой ход вокруг верхней церкви, лестницы по обеим сторонам колокольни разобрали и построили крытые паперти с полукупольным завершением.

Борьба за храм Воскресения Христова в Кадашах

Общественность выступает против строительства в охранной зоне Кадашевской слободы, угрожающего церкви Воскресения в Кадашах.

информация:

Сайт храма Воскресения Христова в Кадашах www.kadashi.ru
Блог Общественного движения «Архнадзор». Информационный бюллетень № 16 – 17. 15 июня 2010 года

В 2004 году ООО «Торгпродуктсервис», арендовавшее земельные участки вокруг храма, обнародовало проект строительства офисно-жилого комплекса «Пять столиц». Предполагалось, что 4-6-этажные корпуса элитного жилья, офисов и ресторанов обступят Воскресенскую церковь с трех сторон. В начале 2007 года Москомнаследие приостановило действие всех выданных согласований, и памятник архитектуры федерального значения получил паспорт, определяющий границы его территории, в состав которой вошла и часть консервного завода.

Но весной 2009 года инвестор привлек нового технического заказчика — ОАО «Москапстрой» и проект был откорректирован: в качестве компенсации за отказ от застройки спорного кусочка земли у алтаря поднять четырехэтажные корпуса до пяти этажей и увеличить общую плотность застройки участка. В доказательство серьезности своих намерений уже в августе 2009 г. инвестор собирался снести одно из зданий, которое входит в охранную зону Воскресенской церкви – «дом дьякона».

15/06/2009 Предложения, направленные на разрешение конфликта вокруг Кадашей, в которых выражена позиция Архнадзора и других общественных организаций — защитников исторической Кадашевской слободы, переданы вице-мэру Москвы Валерию Виноградову на собрании в префектуре ЦАО 15 июня 2010.

Меры, направленные на возвращение ситуации с застройкой квартала 401 в правовое поле

1. Отменить Постановление Правительства Москвы от 29 октября 2002 г. № 889-ПП со всеми изменениями и дополнениями как изданное в нарушение Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Отозвать все ранее выданные на основании данного Постановления согласования и заключения.

2. Приостановить проектирование до выпуска распорядительных документов по разработке проектной документации и корректировке инвестиционного контракта, а также до разработки и утверждения в установленном порядке режимов использования земель, градостроительных регламентов и границ территорий и охранных зон всех памятников, находящихся на территории 401-го квартала, включая выявленный объект культурного наследия, известный как палаты Оленевых.

Читать еще:  Все о яйцах куриных

3. При разработке проектной документации основываться на требованиях Федерального закона «Об объектах культурного наследия» и Закона города Москвы «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» по защите историко-градостроительной среды. Сохранить и приспособить к современному использованию все объекты исторической городской среды XIX в., в том числе воссоздать в прежних габаритах Дом дьякона и приспособить его к современному использованию. В рамках компенсационного строительства разработать проект застройки, учитывающий не только морфотип зданий, характерный для старого Замоскворечья, но и историческую планировочную организацию данной территории.

4. До начала какой бы то ни было строительной деятельности на объекте:

— произвести с участием независимых экспертов инженерно-технические исследования фундаментов и грунтов основания памятника архитектуры федерального значения храма Воскресения Христова в Кадашах и других зданий на территории квартала 401;

— произвести укрепление фундаментов и комплексную реставрацию храма Воскресения Христова в Кадашах;

— произвести противоаварийные работы, укрепление фундаментов и комплексную реставрацию палат Оленевых.

5. Ввиду прецедентной значимости проекта регенерации квартала 401 и повышенного общественного внимания к застройке данной территории привлечь к разработке и обсуждению проекта профессиональную общественность и независимых экспертов.

Общественное движение «Архнадзор».
Информационный бюллетень № 16 – 17.
15 июня 2010 года

Кадаши: хроника противостояния
Положение вокруг храма Воскресения Христова в Кадашах за минувшие две недели несколько раз менялось. Застройщик, бросив тяжёлую технику против исторических строений и продемонстрировав при этом москвичам «маски-шоу» в лучших традициях рейдерских захватов 90-х гг., вынужден был отступить перед общественностью, вставшей на защиту культурного наследия Москвы, и поддержавшими её депутатами Государственной Думы. Тем не менее, о полной победе говорить пока что рано. Но обо всём по порядку.
1 июня в Москве прошел брифинг защитников Кадашей ( http://www.regnum.ru/news/1289349.html )

Фотоотчёт о состоявшемся в Кадашах брифинге (http://community.livejournal.com/archnadzor_ru/41132.html) За день до этого со стройплощадки был убран экскаватор.

По итогам прошедшего в конце мая Археологического воскресника защитники Кадашей обратились в Москомнаследие ( http://www.tvkultura.ru/news.html? >

«Архнадзор» просит Дмитрия Медведева защитить Кадашевскую слободу от застройщиков: материал «Радио КП» с комментарием Натальи Самовер (http://kp.ru/online/news/678022/ )

Фотоотчёт о состоянии фабричного корпуса и других построек Кадашевской слободы на 6 июня ( http://community.livejournal.com/archnadzor_ru/42266.html )

Ночь с 6 на 7 июня войдёт в историю движения в защиту охраны памятников: инвестор, не дожидаясь постановления Прокуратуры (которое явно складывалось не в его пользу), двинул тяжёлую технику на стройплощадку с целью её скорейшей зачистки, при этом оцепив отрядами ЧОП всю близлежащую территорию. Лишь вставшая на пути экскаваторов общественность и подоспевшие депутаты Государственной Думы смогли отразить этот новый коварный ход застройщика.
События в Кадашах ночью 6-7 июня в фотографиях блоггера Леонида Варламова (http://mmet.livejournal.com/23276.html )
В префектуре ЦАО, комментируя ситуацию вокруг Кадашей, прибегли к откровенной лжи: представители пресс-службы ведомства хаявили, что протестующих «собирают в трапезной храма и подбадривают вином». События ночи с 6 на 7 июня в изложении Интерфакса, с цитатами заявления пресс-службы префектуры ЦАО ( http://www.tvkultura.ru/news.html? >

7 июня: штурм стройплощадки депутатами ГД и общественностью ( http://mmet.livejournal.com/23338.html )

События 7 июня в репортаже телекомпании НТВ ( http://www.ntv.ru/novosti/194896/ )

В результате переговоров депутатов Госдумы с представителями компании-застройщика удалось достигнуть договоренности о полном прекращении всех работ на 48 часов ( http://www.regnum.ru/news/accidents/1291272.html )

«Да сгнил твой храм, иди на х. отсюда домой» — высказывания ЧОПовцев и представителей застройщика в хронике ночных событий в Кадашах от обозревателей «Газеты.ру» ( http://www.gazeta.ru/social/2010/06/07/3381136.shtml )

7 июня ОАТИ отозвало ордер на работы в Кадашах и направило застройщикам предписание остановить любую деятельность на площадке. ( http://www.levichev.info/2_1327.html )

Тем временем мэр Москвы Юрий Лужков настаивает на необходимости нового строительства в Кадашевской слободе, которое, по его мнению, органично впишется в архитектуру Замоскворечья ( http://www.newsmsk.com/article/09Jun2010/kadashi_luzhkov.html )

Реакция «Архнадзора» на заявление Юрия Лужкова ( http://www.regnum.ru/news/1292109.html )

В эти же дни в Кадашах произошло удивительное открытие. Поддержать общественность в акции защиты культурного наследия приехали потомки купца Николая Григорьевича Григорьева – создателя дома в кирпичном стиле, ныне известного как колбасный цех. Они предоставили приходу храма Воскресения Христова в Кадашах уникальные дореволюционные фотографии фабрики Григорьева и интереснейшие сведения о его биографии. Более того, сам Николай Григорьевич, пострадавший в годы большевизма, объявленный советской властью «врагом народа» и умерший от голода, в 2000 г. оказался причислен Ярославской епархией Русской Православной церкви к лику местночтимых святых в сонме новомучеников и исповедников российских. Материалы, архивные справки и фотографии на сайте храма Воскресения Христова в Кадашах ( http://www.kadashi.ru/memories/2010-06-10.html )

Фракция КПРФ в Мосгордуме потребует отставки главы Москомнаследия Валерия Шевчука, не способного, по мнению депутатов, организовать работу ведомства и допустившего разрушение Кадашей ( http://archi.ru/events/news/news_current_press.html?n >

Беседа Александра Привалова в программе «Угол зрения» с координатором «Архнадзор» Натальей Самовер ( http://uabuild.pp.ua/?p=517 )

Пресс-конференция на тему: «Что происходит в Кадашах?» в помещении РИА «Новости» ( http://www.rian.ru/press_video/20100608/243971432.html )

Обсуждение ситуации вокруг исторической застройки Кадашевской слободы в ток-шоу «Справедливость» на телеканале «РЕН» ( http://narod.ru/disk/21742999000/2010_06_09.avi.html )

Дежурство в Кадашах продолжается: фотоотчёт одного из участников (http://community.livejournal.com/archnadzor_ru/50401.html )

Программа Светланы Сорокиной «Гражданская оборона» о проблеме защиты Кадашевской слободы, с участием Галины Маланичевой, Евгения Любимова, Натальи Самовер и Алексея Клименко ( http://rian.ru/go/20100610/244217906.html )

А в это время московские органы охраны памятников, несмотря на ордер ОАТИ, продолжают настаивать на сносе застройки Кадашевской слободы, поддерживая тем самым точку зрения мэра МосквыПредседатель Москомнаследия Валерий Шевчук на заседании Круглого стола по вопросам архитектуры в МАрхИ заявил, что решение по застройке в Кадашах пересмотрено не будет ( http://www.gazeta.ru/social/2010/06/11/3383952.shtml )
Не отстаёт и Председатель Мосгордумы В. Платонов, заявивший что «ситуация по Кадашам искусственно раздута» ( http://www.regions.ru/news/2295994/ )

Во вторник 15 июня состоялось совещание общественности с властями, посвящённое вопросу об исторической застройке Кадашей. Его результаты, к сожалению, остались неутешительными: никаких гарантий против сноса от застройщика не было получено. Более того, есть угроза отзыва запрета Москомнаследия на строительные работы. В то же время обещано продолжать консультации с общественностью.

Несмотря на заявления главы Москомнаследия г-на Шевчука и упорство мэра Лужкова в вопросе о строительстве в Кадашах, борьба продолжается. Общественность не прекращает дежурств на месте предполагаемой стройки с целью недопущения туда тяжёлой техники, специалисты продолжают отстаивать судьбу исторических зданий Кадашевской слободы. Битва при Кадашах ещё не окончена и ни одна из сторон сдаваться не намерена.

Кадаши: и снова бой?

Два года назад все центральные телеканалы транслировали события «Битвы при Кадашах», когда общественность выступала против разрушения храмового комплекса вокруг храма Рождества Христова в Кадашах.

Сейчас – все успокоилось, активные защитники, в том числе из «Архнадзора», больше не появляются на голубых экранах, чтобы сказать о возмутительной ситуации в Кадашах. Значит, все в порядке и архитектурно-историческому памятнику ничего не угрожает? Почему же на 9 июля назначено заседание Московского арбитражного суда по делу А40-13070/2012? Ситуацию комментирует Игорь Скворцов, юрисконсульт храма Рождества Христова в Кадашах.

Изменения

Благодаря событиям, имеющим двухлетнюю давность, удалось установить границу памятника – храма Воскресения Христова в Кадашах. Установить границу памятника — это вообще достаточно элементарное дело, которым в обязательном порядке должны заниматься специалисты из соответствующих государственных инстанций. То, что для решения такой достаточно обыкновенной задачи в Кадашах два года назад пришлось собрать огромное количество народа, мобилизовать чуть ли не все СМИ является фактом весьма неоднозначного порядка. Но в любом случае это событие показывает, что с делом сохранения памятников культуры у нас далеко не все обстоит благополучно. Помимо территории памятника, по закону существует понятие персональной, отдельной для каждого памятника охранной зоны, которая установлена законодательством, как само собой понятно, для обеспечения сохранности исторически ценных зданий и ансамблей в их исторической среде. Приход постоянно напоминает об этом, но, к сожалению, никто не прислушивается к нашим законным требованиям. Об охранных зонах даже не вспоминают. Не кажется ли это странным?

Сейчас к памятнику как таковому относятся храм и каменная ограда со 2-го Кадашевского переулка. При чем, часть ограды разрушена, и она принадлежит организации ООО «Торгпродуктсервис», которая даже не позволяет ее восстановить. Но это не все.

Позиция прихода

Необходимо понять, что речь идет не только о памятнике, но и о целостном имущественном комплексе церкви Воскресения Христова в Кадашах, который сложился как единый комплекс к 1917 году при приходе исключительно для реализации его религиозно-культового функционального назначения. Согласно Распоряжения Президента РФ № 281-рп от 23 апреля 1993 г. «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества», Церкви должны быть возвращены здания и помещения именно религиозно-культового функционального назначения.

Составные элементы данного комплекса имели, без всякого сомнения, такое, строго функциональное назначение: религиозно – культовое, и входящие в него благотворительное и духовно – просветительское, а сам комплекс являлся образцом своеобразного многостилевого ансамбля, который сам по себе является памятником градостроительного искусства 17 – 20 веков, неотъемлемой частью заповедной зоны «Замоскворечье», и архитектурно – историческим памятником общегосударственного значения, в чём состоит его уникальность.

Читать еще:  Акафист в воскресенье

Здания, входившие в комплекс, использовались именно для осуществления вышеуказанных функций в чётком соответствии с традициями и канонами Русской Православной Церкви. Он включал в себя ряд чисто церковных объектов — просфорню, богадельную, Дом дьякона с усадьбой, сестричество, помещения духовенства (дом священника Н.Смирнова с усадьбой). Нужно ли объяснять, что, например, просфорня имеет религиозно-культовое назначение? Неотделима от этого и вся церковная благотворительность.

Развалины Дома Диакона

Поэтому мы считаем, что комплекс должен быть восстановлен в полном объёме как единый неделимый имущественный объект. В связи с этим и идёт рассмотрение дела в Арбитражном суде г. Москвы, по которому истец – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) РФ – требует передать из собственности Правительства Москвы, а также от частной компании ООО «Торгпродуктсервис», всего вышеуказанного имущества, ранее являвшегося имущественным комплексом Храма Воскресения Христова в Кадашах. (точнее, то, что на данный момент от него осталось после незаконной приватизации и варварского разрушения в течение ряда лет, особенно в 2010 году).

Возникает вопрос, почему же все эти здания не были возвращены приходу, и даже сейчас никто не собирается этого делать.. Оказывается, по российскому законодательству и согласно уже упомянутого Распоряжения Президента РФ № 281-рп, возврат культовых объектов Церкви возможен только в том случае, если эти объекты находятся в федеральной собственности. В настоящее время только сам храм и земля под ним официально находятся в федеральной собственности.

Но до 1991 года весь имущественный комплекс нашего храма, находившийся практически в целостном состоянии, исторически являлся федеральной собственностью, будучи вместе с тем исторической зоной архитектурного памятника общегосударственного значения и неотъемлемой частью заповедной зоны «Замоскворечье». С образованием Российской Федерации после 1991 года комплекс зданий храма, то есть все остальные здания храмового комплекса де-факто, а затем и де-юре в раздробленном на отдельные объекты виде – самозахвачены в собственность Правительством Москвы ещё в 90-х годах прошлого века; а некоторые здания комплекса – приватизированы и оформлены в собственность ООО «Торгпродуктсервис».

Да, два года назад был всплеск общественного возмущения против частной застройки в исторической зоне Кадашей. Но ситуация оказалась не переломленной в корне, а произошли лишь некоторые, не очень значительные изменения.

Состояние памятника

Охранные зоны установлены законодательством не случайно, и рассматриваемая ситуация тому яркий пример. Противозаконное строительство новых зданий на охранной зоне храма Воскресения Христова в Кадашах – гибельно прежде всего для самого храма Воскресения Христова, построенного в XVII веке. Из-за строительных работ и связанных с этим колебаний почвы ему угрожают серьезные и скорее всего необратимые повреждения, то есть, он просто рухнет. Об этом свидетельствуют и многочисленные исследования на предмет состояния фундаментов и основания фундаментов памятника, которые проводились и проводятся приходом.

Фундаменты за 400 лет частично утрачены (свайные поля из дубовых свай 17 века практически пришли в полную негодность), да и сам храм стоит на насыпи, сделанной на болоте. Реальность, увы, подтверждает прогнозы специалистов. После того, как в 90-х годах застройщики вырыли новый котлован с западного фасада Храма, накренилась колокольня.

На эту ситуацию приход неоднократно указывал в течение многих лет, но практически она игнорируется, а компетентные организации отделываются общими отговорками в том смысле, что все это, мол, преувеличено. Между тем, было бы необходимо провести самые серьезные исследования, прежде чем принимать ответственные решения, касающиеся судьбы одного из самых заметных памятников в центре Москвы напротив Кремля.

В.Качанов. Кадаши. Зимний вечер.1991

Еще один нерешаемый вопрос – наследие прошлого в земле. В житейской суете мало кто замечает, что в историческом центре города практически уничтожена вся археология. При спешном строительстве, когда в массовом порядке сносились целые кварталы старой застройки, весь культурный слой просто-напросто вывозился на свалку.

Эта же судьба по всей видимости уготована и непризнанной охранной зоне кадашевского храма. Несмотря на неоднократные призывы как специалистов, так и прихода, нет ни малейших попыток проведения на месте уникальной застройки, восходящей к 14-15 векам, каких-либо научных исследований.

Что хотят строить

Сейчас ООО «Торгпродуктсервис» планирует строить недалеко от храма, непосредственно в пределах предполагаемой Законом и необходимой персональной охранной зоны памятника до десятка элитных частных двух – трехэтажных домов с подземными парковками. Такое строительство является прямым нарушением законодательства о культурном наследии (об этом далее), что, конечно, всем специалистам и деятелям культуры, в том числе ответственным чиновникам, хорошо известно.

К сожалению, тем не менее 29 февраля 2012 года состоялось заседание Комиссии при Правительстве Москвы по вопросам осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия и там был согласован Протокол №2, по которому разрешается снос оставшихся зданий ансамбля и застройка прихрамовой территории, то есть той самой охранной зоны памятника, на которой, по закону, новое строительство запрещено.

Новый проект ориентирован, при этом, на фабричную застройку, и нет никаких оснований считать его «регенерацией» культурно-исторической городской среды для древнего храма. Предполагаемая застройка будет очень плотной, она достигнет четырех этажей, которые еще могут быть надстроены.

Непонятно, что «элитного» будет в этих полу-фабричных корпусах, со всей очевидностью рассчитанных только лишь на добывание денег. В общем, основная программа пресловутых «Пяти столиц» сохраняется (ведь ППМ 889, разрешающее строительство «Пяти столиц», не отменено), но она несколько завуалирована, чтобы не волновать общественное мнение.

Кстати, любопытно: несколько раз в СМИ прозвучало, что инвестор «уже потерял» 70 млн долларов. Мы сочувствуем ООО «Торгпродуктсервис». Но это, мы надеемся, не повод вновь и вновь нарушать законодательство и уничтожать культурное наследие. Только как удалось «потерять» столь немалые средства, если ничего не построено?!

Что говорит Закон

Согласно действующему законодательству, в пределах охранных зон действуют особые режимы использования земель и установленные градостроительные регламенты регулирования градостроительной деятельности, запрещающие новое строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение или регенерацию историко-градостроительной среды, что соответствует статье 34 «Зоны охраны объектов культурного наследия» Закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации».

Совершенно очевидно, что предлагаемое в Кадашах строительство ни в чем не соответствует указанным требованиям закона и является вполне новым строительством, полностью противоречащим законодательству, интересам Церкви и культуры народов Российской Федерации.

Предложения прихода

Приход считает, что лучшим и единственно законным решением будет вернуть храму всю его историческую собственность.. Что касается интересов инвестора, то Правительство Москвы недавно сообщило о выделении 17 млрд рублей на памятники истории и архитектуры, причем было указано, что некоторые инвесторы получат компенсацию. Приход обратился в Правительство Москвы с предложением выделить соответствующую компенсацию ООО «Торгпродуктсервис». и «переселить» его на другое, более спокойное место, но ответа не последовало.

Непосредственно по проблемам прихода, мы вновь предлагаем:

1. Правительство Москвы соглашается с передачей прав собственности на имущественный комплекс храма Воскресения Христова в Кадашах в собственность Российской Федерации

2. ООО «Торгпродуктсервис» также передает права собственности на здания и сооружения, ранее принадлежавшие Церкви, в собственность Российской Федерации, с получением соответствующей компенсации от Правительства Москвы.

3. Росимущество вправе принять решение о передаче храмового комплекса в собственность Правительства Москвы уже единой имущественной единицей с последующей передачей его Церкви.

4. Приход храма совместно с Москомнаследием разрабатывает проект персональной охранной зоны храмового комплекса и готовит проектную документацию по реставрации и восстановлению комплекса в его историческом виде.

Кстати, похожая ситуация была в Костроме, там частным лицам принадлежал не только прихрамовый комплекс Благовещенской церкви, но и сам храм. Однако удалось все забрать у частных лиц (с компенсацией) и передать Церкви.

В наш же адрес даже раздавались анонимные угрозы, что если мы будем протестовать против застройки, то все передастся в «руки беспредела» и нам придется худо.

Польза городу от Кадашей

Если же будет реализован наш проект, город получит:

— Восстановленную градостроительную среду на уровне первой половины XIX века, то есть храм – в окружении городских усадеб в необходимом центру города зеленом окружении.

Это не просто украсит город, но и привлечет туристов, которым интересно смотреть не на фабричные или банковские корпуса, и даже не на отдельно стоящие памятники, а, что называется, погружаться в городскую среду прошлого. Причем восстанавливаться или реконструироваться все будет на уже имеющихся родных фундаментах.

— В зданиях усадьбы могут расположиться детский центр, центр по работе с молодежью. Сегодня при храме действует воскресная школа, которая уже не в состоянии вместить всех желающих. На этой территории мы предлагаем совместно со светскими организациями заняться воспитанием молодежи, что гораздо важнее пустого извлечения прибыли для частных фирм.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector