Как евреи поминают умерших
Еврейские похороны
Еврейский обряд похорон – это особая традиция, в которой сочетаются траур и поминовение, современность и обычаи, уходящие корнями в глубь веков. Евреев хоронят примерно так же, как христиан, но есть особенности, о которых наша статья.
По многим признакам еврейские похороны напоминают традиционные христианские. Первое, что делают члены семьи умершего, это вызов местного раввина или другого священника из местной синагоги. Если семейный раввин отсутствует, любой похоронный дом порекомендует раввина, который сможет провести церемонию. Сами похороны евреи проводят настолько быстро, насколько это возможно – как правило, в течение 24 часов, следуя принципу почитания умерших кхвод хамет.
Впрочем, исключения возможны: если близкие родственники покойного проживают заграницей и не могут вовремя приехать на похороны, либо просто не хватает времени для проведения похорон до Шабата или другого праздника, церемонию разрешается отложить, но только не более на один день. Даже небольшое отступление от этого правила считается неуважением к мертвым.
Согласно Закону о погребении, принятом в Израиле, для похорон используется простой гроб из сосны. Поэтому родственникам нет необходимости выбирать между различными вариантами обивки или оформления гроба, хотя о выборе участка с захоронением на кладбище придется позаботиться.
В каждом еврейском поселении или городском районе существует своеобразное общественное похоронное бюро Хевра Кадиша, в обязанности которого входит подготовка тела к похоронам в строгом соответствии с принятыми в иудаизме канонами. Мужчины готовят мужчин, женщины – женщин. Происходит омовение всех частей тела теплой водой и, хотя в процессе этого умершего могут поворачивать чтобы омыть все органы, его никогда не кладут лицом вниз.
Затем тело одевают в белый саван, называемый тахрихим. Его специально шьют в простом стиле – чтобы исключить неравенство между телами богатых и бедных. Мужчин хоронят в собственной молитвенной шали таллите, с которой срезают часть бахромы – чтобы сделать невозможным ее дальнейшее использование.
Традиционные еврейские похороны проводятся в скромном стиле и длятся очень недолго. В самом их начале у особо близких покойному людей принято символично рвать на себе одежду.
Плач родственников на еврейских похоронах,
на некоторых присутствующих видны траурные черные ленты
Иногда раввин сам рвет одежды родственников, повторяя слова молитвы: Барух атах Хашем Элокейну мелех хаолам, дайан ха’емет – Блажен будь Господь наш, Правитель вселенной и истинный Судья. Остальные повторяют за раввином более короткую версию молитвы: Барух дайан эмет – Блажен будь наш истинный судья.
После похорон все, кто не является близкими родственниками усопшему, становятся в два ряда лицом друг к другу и повторяют традиционные слова соболезнования в то время, как родственники и близкие покидают церемонию похорон, проходя между ними: Хамаком й’нахем этхэм б’тох ш’ар авайлай цион эе ерушалэйм – Да утешит Бог вас среди всех скорбящих Сиона и Иерусалима.
После похорон все приглашенные омывают руки в знак символического очищения.
Вынос гроба с телом в саване — все просто и скромно
После похорон у евреев принят семидневный траур – Шива. Однако в настоящее время некоторые реформисты и просто современное поколение сокращает этот срок до трех и даже одного дня. Траур проводится в отдельном доме – обычно у самого близкого родственника. Согласно древним канонам, все зеркала в доме должны быть занавешены, а скорбящие должны сидеть на особых скамьях – опять-таки, не самым строгим образом соблюдаемые обряды.
Во время траура у евреев принято навещать семью усопшего. Цветы при таких визитах (равно как и на похоронах) неуместны, а вот еду приносить можно, поскольку скорбящие о таких мирских делах, как приготовление пищи, не думают и не заботятся.
Итак, подытожим главные особенности еврейских похорон:
- Узнав о смерти, евреи обычно произносят фразу Барух дайан эмет – Блажен будь наш истинный судья
- С момента смерти и до самых похорон тело тщательно оберегают – рядом с ним всегда находится кто-либо из родственников или близких
- Перед похоронами тело тщательно омывают
- Хоронят евреев в простых гробах из сосновой доски, в качестве одеяния используется скромный саван – тахрихим
- Перед самым началом похорон у близких родственников принято рвать на себе одежду, но в настоящее время этот обычай осовременен – раввин дает им черные ленты, которые необходимо прикрепить на одежду
Как видим, в еврейской / иудейской похоронной церемонии есть свои особенности, однако в общем она не сильно отличается от христианской. Некоторые обычаи (занавешивание зеркал, например) перешли в славянские обычаи без каких-либо религиозных атрибутов, скорее в качестве обычной приметы или предрассудка. Если Вам придется присутствовать на канонических еврейских похоронах, данная статья – мы надеемся – сможет помочь Вам правильно сориентироваться в похоронных обычаях этой страны.
Ранее мы рассказывали о том, как проводятся мусульманские похороны.
С информацией о похоронных бюро и ритуальных агентах предлагаем ознакомиться в разделе Похоронные бюро нашего справочника
Похоронные традиции евреев
Согласно еврейской традиции, душа является частичкой Божественности, потому со смертью тела ее жизнь не заканчивается. Она попадает в Мир Грядущий, где наслаждается близостью к Всевышнему и сиянием Божественного Присутствия. Эта награда дается за дела в земной жизни, а также за раскаяние и муки очищения, которые душа испытывает после смерти. Спустя некоторое время она может снова вернуться в этот мир, чтобы до конца выполнить свое Божественное предназначение и это — утешение скорбящим.
Последние часы жизни
Любое действие, даже по просьбе умирающего, способное хоть на мгновение приблизить кончину, — запрещено. Выполнить любую просьбу умирающего, если она не противоречит еврейскому Закону (передача тела для медицинских опытов, кремация) обязан каждый человек.
Подготовкой к похоронам и любыми другими вопросами, связанными с неизбежностью смертельного исхода (приобретение гроба, рытье могилы, дележ имущества) не начинают заниматься до момента смерти — полной остановки дыхания.
Обращение с телом покойного
- Тело человека создано по образу Всевышнего, поэтому неуважительное к нему отношение равносильно оскорблению Творца. Тело запрещается вскрывать или кремировать, выставлять на обозрение.
- В комнате, где лежит усопший, нельзя пить, есть и удовлетворять другие потребности, свойственные при жизни людям.
- Без необходимости прикасаться к покойному запрещено.
Подготовка к похоронам
- Тело тщательно моют водой комнатной температуры, начиная с головы, а затем равномерно омывают минимум двадцатью литрами воды.
- Перед омовением подготавливают для умершего простое одеяние белого цвета — тахрихим.
- Следуя ритуалу, на глаза усопшего кладут глиняные черепки или щепотку земли.
- Затем умершего одевают и кладут в гроб. Он должен быть деревянным, а в его днище просверливают отверстие или выбивают одну из досок, чтобы тело не было полностью отделено от земли.
- Тело мужчины покрывают талесом — молитвенным покрывалом, у которого отрезают одну из четырех кистей.
- На тело не кладут абсолютно ничего, а гроб сразу же закрывают.
Время похорон
В иудейские праздники и в субботу похороны не проводят. Кроме этих случаев, крайне нежелательно откладывать их даже на один день, так как задержка приносит душе дополнительные мучения. Исключение может быть сделано лишь в определенных ситуациях, например, чтобы в похоронах мог поучаствовать единственный ребенок покойного.
Тело покойного выносят ногами вперед, а присутствующие медленно следуют за гробом. В некоторых общинах во время похорон делают криа — знак высшего проявления скорби. Он заключается в том, что те, на кого действует закон траура, надрывают на себе одежду. В большинстве случаев криа делают в момент, когда стало известно о смерти. Криа не делают, если скончавшийся выкрест (перешел в иудаизм из другой религии) или самоубийца.
По обычаю все присутствующие на похоронах принимают участие в засыпании могилы. Лопату при этом из рук в руки не передают, а втыкают в землю, чтобы ее мог взять другой человек. После похорон принято делать пожертвование — цдаку. С кладбища уходят сразу же после похорон, не посещая другие могилы.
При выходе родственники умершего проходят между двумя рядами присутствующих, стоящих лицом друг к другу, и выслушивают слова утешения. Уходя с кладбища, бросают через плечо горсть земли или несколько сорванных травинок. Обязательно омывают, но не вытирают руки. С невымытыми руками после посещения кладбища в дом входить запрещается.
После возвращения скорбящим подают «трапезу сочувствия» — круглый хлеб, вареные бобы или чечевицу и крутое яйцо. Во время недельного траура, за исключением праздников и суббот, не пьют вино и не едят мясо.
- Шива. Основной период, который длится семь дней после похорон. В течение этого времени скорбящие полностью погружены в траур и не занимаются никакой деятельностью.
- Шлошим. Дни с седьмого по тридцатый являются для близких родственников покойного вторым периодом траура.
- Год. Третий период соблюдают только в случае смерти матери и отца. На протяжении всего этого времени читают поминальную молитву — Кадиш.
- Йорцайт — годовщина смерти. В этот день отдают дань памяти покойного — учат «Мишне Тора».
Траурные традиции
После наступления смерти, в комнате, где находится усопший, открывают окно. Желательно, чтобы рот и глаза того покойного закрыли близкие ему люди. Рядом с изголовьем ставят свечи. Умершего одного не оставляют. С ним постоянно должен находиться или кто-либо из членов семьи или шомер — любой другой взрослый иудей.
Всю воду, находившуюся в доме в момент смерти в открытой посуде, выливают. Зеркальные поверхности, фотографии и портреты завешивают или снимают со стен. До истечения годичного траура в домах тех, на кого он распространяется, должен гореть нешомэ лихт — масляный светильник или негасимая свеча
Кто обязан соблюдать траур
Евреи соблюдают законы траура только по родственникам — супругу, родителям, детям, брату или сестре. Исключением являются дети — девочки до 12 и мальчики до 13 лет. Они соблюдать траур не обязаны.
Не соблюдают траур по выкрестам, самоубийцам (кроме случаев суицида в состоянии безумия или самопожертвования), а также по младенцам, которые прожили менее месяца.
Законы траура до похорон
Скорбящий — онен — обязан соблюдать все запрещающие заповеди, но освобожден от исполнения предписывающих. Его основной долг — организация достойных похорон. Онену запрещено:
- здороваться;
- мыть тело, бриться, стричь ногти и волосы, пользоваться косметикой;
- принимать участие в застольях, пить вино и есть мясо;
- вступать в интимные отношения;
- заниматься торговлей или ремеслом.
Онен сохраняет свой статус до момента завершения погребения.
Законы траура в период Шива
В течение последующих семи дней после похорон скорбящий называется авель. По возможности, все это время он должен находиться в доме покойного. При этом авель:
- на протяжении Шива не выходит из дома, за исключением праздников и суббот, а также работы, но только через три дня и если от этого зависит его пропитание;
- не приветствует и не прощается с теми, кто пришел его утешать;
- не купается, не бреется и не стрижется, не пользуется косметикой и украшениями;
- не надевает свежевыстиранную (кроме белья) или новую одежду, не носит кожаную обувь;
- не слушает музыку, не развлекается, не вступает в интимные отношения;
- не учит Тору (кроме книги Иова и мест Священного Писания вызывающих скорбь).
Авель может выполнять лишь самую необходимую работу, например — готовить еду, если больше некому это сделать.
На седьмой день посещают могилу покойного, читают молитвы и псалмы, раздают пожертвования. В знак того, что могила посещается, перед уходом с кладбища на нее кладут камешек.
Законы траура периода Шлошим
В это время действуют следующие запреты:
- бритье, стрижка волос и омовение для удовольствия (ванна, сауна);
- прослушивание музыки, посещение празднований и торжеств, увеселительных заведений;
- экскурсии и туристические поездки.
На тридцатый день, как и на седьмой, посещают могилу. На протяжении всего этого времени не садятся в синагоге на свое постоянное место.
Траур в течение года
В течение 12 месяцев особенно строго соблюдают траурные ограничения те, кто скорбит по родителям. В это время:
- не покупают новую одежду, жилплощадь;
- не посещают увеселительные заведения и не участвуют в застольях;
- читают Кадиш на протяжении 11 месяцев со дня похорон для поминовения.
Его следует установить не позднее, чем через год со дня похорон. Наличие памятника расценивается как почтение покойному, но он не должен быть роскошным и на нем запрещено размещать любые изображения покойного.
В еврейской традиции не принято возлагать цветы и венки на могилу. Подойдя к ней, левую руку кладут на могильный камень. Посещают могилы предков в месяце элуле и в дни между Рош ха-Шана и Йом-Киппур.
В те дни, когда не говорят покаянную молитву Таханун, — в праздники и по субботам, в Пурим, в Песах шени, с новомесячья и до 12 числа месяца сивана, на протяжении всего месяца нисана, в Ту-би-шват, в Хануку и некоторые другие, посещать кладбище не принято.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА (2016)
- НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (372)
- ДРЕВНИЙ МИР (278)
- СРЕДНИЕ ВЕКА (63)
- ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ (787)
- евреи в России (697)
- ХОЛОКОСТ (497)
- ИУДАИЗМ (1097)
- НЕДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ (162)
- ТОРА (129)
- молитвы (116)
- библейские образы (106)
- ТОРА И НАУКА (78)
- ПРАЗДНИКИ (657)
- Песах (103)
- ХАНУКА (97)
- Пурим (80)
- РОШ А-ШАНА (77)
- СУККОТ (69)
- Шаббат (44)
- Йом Кипур (43)
- Шавуот (31)
- Йом Ацмаут (30)
- ТУ БИ-ШВАТ (25)
- Шмини-Ацерет и Симхат Тора (25)
- Лаг ба-Омер (22)
- ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (1114)
- ЕВРЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ (375)
- ЕВРЕЙСКАЯ КУХНЯ (272)
- СЕМЬЯ (176)
- календарь (93)
- ИМЕНА И ФАМИЛИИ (55)
- самоидентификация (92)
- ЕВРЕИ В МИРЕ (887)
- ВКЛАД ЕВРЕЕВ В МИРОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ (222)
- АНТИСЕМИТИЗМ (353)
- ИЗРАИЛЬ (2077)
- ИЕРУСАЛИМ (276)
- сельское хозяйство (52)
- СТИХИ И ПРОЗА ОБ ИЗРАИЛЕ (38)
- ИЗРАИЛЬ СЕГОДНЯ (941)
- АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ (426)
- ПРОГУЛКИ ПО ИЗРАИЛЮ (393)
- ИСТОРИЯ СОВРЕМЕН. ГОС. ИЗРАИЛЬ (295)
- НАУКА И ТЕХНИКА (214)
- ПРИРОДА ИЗРАИЛЯ (262)
- деревья (79)
- фауна (55)
- цветы (47)
- горы (19)
- ЕВРЕЙСКИЕ СИМВОЛЫ (161)
- СИМВОЛИКА ЧИСЕЛ (22)
- ПРЕДМЕТЫ-СИМВОЛЫ (48)
- ОСНОВНАЯ СИМВОЛИКА (41)
- СИМВОЛИКА БУКВ (35)
- СИМВОЛИКА РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (26)
- иврит (121)
- идиш (45)
- ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА (1654)
- ЛИТЕРАТУРА (509)
- КИНО (404)
- живопись (171)
- фольклор (93)
- театр (59)
- скульптура (55)
- музыка (437)
- МУЗЕИ (72)
- ЕВРЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ (148)
- ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ О ЕВРЕЯХ (101)
- АФОРИЗМЫ О ЕВРЕЯХ (11)
- ЮМОР (242)
- АНЕКДОТЫ (79)
- ЛЮБИМЫЕ АВТОРЫ (46)
- Краткая еврейская энциклопедия (44)
—Метки
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Еврейские похороны и траур
Среда, 18 Января 2012 г. 17:05 + в цитатник
Мемориальные еврейские обычаи
Еврейский Закон однозначен и бескомпромиссен в своем требовании, чтобы усопший был захоронен «внутри земли». После смерти душа поднимается к Б-гу, а физическая оболочка тела, погружается в обширное хранилище природы.
Вс-вышний сказал Адаму: «Ты прах земной, и в прах возвратишься» (Бытие, 3:19). Иудаизм категорически запрещает кремировать тело. Тело свято и сжигание уничтожает ту «оболочку», в которую должна вернуться душа после прихода Мессии. Кремацию нельзя делать даже при желании вывести урну с прахом для погребения в Израиле, Святой Земле. Не следует и считаться с желанием покойного, даже если он еще при жизни просил кремировать его.
Кадиш по умершему читают одиннадцать месяцев (еврейских) со дня похорон, и в день йорцайт – годовщины смерти по еврейскому календарю. Кадиш читают каждый день (желательно три раза в день), в будни, Субботы и Праздники.
Читают Кадиш только в миньяне , (т.е. молитвенном собрании не меньше чем из десяти евреев старше 13 лет) т.к. по самому своему содержанию Кадиш — это общественная молитва.
Очень важно, чтобы Кадиш читал сын умершего. Когда он не может прийти на молитву и читать сам, то необходимо попросить прочесть Кадиш одного из тех, кто будет молиться в миньяне.
Если у умершего нет сыновей, то дочери не читают Кадиш, а приходят в синагогу, слушают чтение Кадиша от других и отвечают Амен.
- На 7-й день принято посещать могилу усопшего, читают псалмы и молитвы, дают пожертвование— цдаку .
- Если этот день выпадает на субботу или праздники, то могилу посещают на следующий день.
- Принято оставлять на могиле камешек перед уходом с кладбища. Существует несколько объяснений этого обычая:
1) В книге «Шульхан Арух», часть «Орах Хаим», глава 224 приведён обычай класть на могилу камень или сорванную траву, как знак уважения к умершему — показать что многие пришли навестить его могилу.
2) Ещё одно объяснение: камень — это очень крепкий материал, он символизирует нашу крепкую и непоколебимую веру в воскрешение мертвых.
3)Третье объяснение: камень на Святом языке — אבן (ЭВЕН) — состоит из слов «АВ» и «БЕН» — отец и сын. Это символ того, что все мы идем одним путем, поколение за поколением, сын за отцом — прах мы и в прах вернёмся.
yatut — Жизнь прекрасна!
Здравствуй, мир!
Еврейские традиции поминовения и посещения могилы
Кадиш
В течение одиннадцати месяцев читают Кадиш-Ятом — Кадиш сироты. Его читают по родителям и по любому умершему еврею, если больше некому это сделать. Не принято читать этот Кадиш тому, у кого живы оба родителя. Его читают стоя, только в присутствии миньяна в завершение молитвы или после чтения псалмов.
Что такое «Кадиш»
Молитва «Кадиш» — буквально «освящение» — т.е освящение и прославление святости Всевышнего. Есть несколько вариантов текста молитвы «Кадиш»: «Хаци-кадиш», «Кадиш ятом», «Кадиш шалем» и «Кадиш дерабанан» и не все из них траурные. Но, пожалуй, главное предназначение «Кадиша» – быть молитвой человека, находящегося в трауре после смерти близкого родственника. В его устах эта молитва приобретает характер «оправдания Божьего Суда», т. е. «принятия приговора»: «хотя меня постигло несчастье, я продолжаю утверждать, что Имя Всевышнего возвысится и освятится в мире, созданном по воле Его… и т. д»
Подробнее (о смысле и содержании, законах чтения) можно почитать тут. Там же представлены тексты и ссылки на аудио-файлы.
Йорцайт — годовщина смерти
- Принято отмечать годовщину смерти близких (в соответствии с датами еврейского календаря).
- В первый год йорцайт отмечают в годовщину похорон, а не смерти.
- Принято посещать могилу по истечении 12 месяцев, даже в високосный год, когда этот день не совпадает с йорцайт.
- Вечером, накануне дня йорцайт зажигают свечу или масляный светильник. Специально зажженный для этой цели электрический светильник также допустим, если нет возможности зажечь свечу или масляный светильник. Свеча или светильник должны гореть в течение суток, до следующего вечера (до выхода звезд).
- Читают Кадиш и подборку псалмов
- Посещают могилу.
- Во многих общинах в йорцайт родителей принято поститься.
- Для мужчины в этот день желательно вести общественную молитву.
- Дают цдаку (пожертвование), чтобы она была засчитана в заслугу умершему.
- В йорцайт не развлекаются.
Изкор — молитва в дни поминовения
Четыре раза в году: в последний день праздника Песах, в праздник Шавуот (в диаспоре – во второй день этого праздника), в праздники Йом-Кипур и Шмини— после чтения свитка Торы произносят молитву за душу умершего – Изкор.
Эту молитву обязательно читать в синагоге во время утренней праздничной молитвы т.к. Изкор читают в присутствии свитка Торы.
Невыполнение содержащегося в тексте молитвы обета пожертвовать деньги на благотворительные цели обессмысливает ее.
Те, у кого живы оба родителя, покидают зал во время чтения Изкор. В течение первого года скорбящие сами не читают Изкор, но не покидают зал.
В Изкор называют еврейские имена покойного и его отца.
Текст молитвы Изкор
За отца (или другого мужчину):
Да вспомнит Бог душу отца моего, наставника моего (или же: мужа моего; сына моего; брата моего; дядю моего; деда моего) сына , отошедшего в мир иной, — в награду за то, что я, не связывая себя обетом, дам ради него пожертвование. В заслугу этого да будет пребывать душа его в обители вечной жизни вместе с душами Авраама, Ицхака и Яакова, Сары, Ривки, Рахель и Леи, и с душами других праведников и праведниц, обитающих в Ган-Эдене, и скажем: омейн!
Изкор Э-ло-им нишмат аба мори (или же: баали (за мужа); бни (за сына); ахи(за брата); доди (за дядю); зкейни (за деда)) бар шэ-алах лэ-оламо баавур шэ-бли нэдэр этэн цдака баадо. би-схар зэ тэ-эй нафшо црура би-црор а-хаим им нишмат Авраам, Ицхак вэ-Яаков, Сара, Ривка, Рахел вэ-Лэйа вэ-им шэар цадиким вэ-цидканийот шэ-бэ-ган эдэн. вэ-номар амейн!
За мать (или другую женщину):
Да вспомнит Бог душу матери моей, наставницы моей (или же: жены моей; дочери моей; сестры моей; тети моей; бабушки моей) дочери , отошедшей в мир иной, — в награду за то, что я, не связывая себя обетом, дам ради нее пожертвование. В заслугу этого да будет пребывать душа ее в обители вечной жизни вместе с душами Авраама, Ицхака и Яакова, Сары, Ривки, Рахель и Леи, и с душами других праведников и праведниц, обитающих в Ган-Эдене, и скажем: омейн!
Изкор Э-ло-им нишмат ими морати (или же: ишти (за жену); бити (за дочь);ахоти (за сестру); додоти (за тетю); зкенти (за бабушку)) бат шэ-алха лэ-олама баавур шэ-бли нэдэр этэн цдака баада. би-схар зэ тэ-эй нафша црура би-црор а-хаим им нишмат Авраам, Ицхак вэ-Яаков, Сара, Ривка, Рахел вэ-Лэйа вэ-им шэар цадиким вэ-цидканийот шэ-бэ-ган эдэн. вэ-номар амейн!
После этого произносят:
Отец милосердия, обитающий в высотах, по великой милости Своей пусть с состраданием вспомнит Он благочестивых, прямодушных и непорочных — все общины святых, отдавших свои жизни во имя освящения Имени Его. Стремительны, как орлы, и могучи, словно львы, были они, исполняя волю Творца своего, желание своего Создателя. Да вспомнит Б-г наш благосклонно и их, и всех праведников мира и отомстит за пролитую кровь рабов своих. Как записал в Торе Моше, избранник Б-га: «Ликуйте, все колена народа Его! Ибо отомстит Он за кровь рабов Своих, обрушит возмездие на их врагов и утешит землю свою и народ свой». И написано пророками, рабами Твоими: «»И прощу я, но крови (народа моего) не прощу», — сказал Г-сподь, обитающий в Сионе». И в святых Писаниях сказано: «Зачем, чтобы народы говорили: «где же Б-г их?» Пусть станет известно об этом народам, и да увидим мы это своими глазами: отмщение за пролитую кровь рабов твоих». И сказано: «Ибо Он взыскивает за кровь и помнит о ней, не забывает стоны страдальцев». И сказано: «Будет судить Он народы за великое множество убитых ими, покарает правителей могущественных государств, которые гордятся тем, что пьют из реки изобилия, протекающей по их земле».
Ав арахамим шохэн мэромим, бэрахамав аацумим, У йифкод бэрахамим, ахасидим вэайешарим вэатмимим, кэилот акодэш шемасру нафшам аль кдушат Ашем, анээавим вэанэимим бэхайейэм, увэмотам ло нифраду. Миншарим калу, умэарайот гавэру, лаасот рэцон конам вэхэфэц цурам. Йизкэрэм Эло-эйну летова, им шъар цадикэй олам, вэйинком никмат дам авадав гашафух. Какатув бэторат Моше иш Аэлоим: арнину гойим амо, ки дам авадав йиком, вэнакам яшив лецарав, вэхипэр адмато амо. Вэаль йедэй авадэха анэвийм катув леймор: вэникэти дамам ло никэти, Вадонай шохэн бэцийон. Увэхитвэй акодэш нээмар: лама йомру агойим айе Эло-эйэм, йивада багойим леэйнэйну никмат дам авадэха гашафух. Вэомэр: ки дорэш дамим отам захар, ло шахах цаакат анавим. Вэомэр: ядин багойим мале гвийот махац рош аль эрэц раба. Минахаль бадэрэх йиштэ, аль кэн ярим рош.
При чтении молитвы Изкор принято упоминать имя матери покойного, но если оно не известно, упоминается имя отца.
Евреи не кладут цветы или венки на могилу.
Запрещено принимать участие в религиозных и этнических ритуалах других конфессий и народов, однако разрешается участвовать в гражданских обрядах.
Подойдя к могиле, кладут левую руку на могильный камень.
Не принято посещать могилу дважды за одно посещение кладбища.
Принято посещать могилы предков и праведников в месяце элул (месяц перед Рош-hаШана) и в дни между Рош-hаШана и Йом-Кипуром.
Не принято посещать кладбище в те дни, когда не говорят покаянную молитву Таханун, а именно:
- в субботу и праздники;
- в Пурим — 14 и 15 числа месяца адар;
- а также (кроме тех случаев, когда на эти дни выпадает йорцайт):
- в течение всего месяца нисан;
- в Песах шени — четырнадцатого числа месяца ияр
- в Лаг ба-омер;
- в месяц сиван – с новомесячья и до двенадцатого числа;
- девятого числа месяца ав;
- пятнадцатого числа месяца ав;
- с Йом-Кипура до конца месяца тишрей;
- в Хануку;
- в Ту-би-шват — пятнадцатого числа месяца шват;
- в Пурим-катан (14 и 15 числа первого месяца адар в високосном году);
- в рош-ходеш (новомесячье).
Коhаним (потомкам тех, кто служил в храме) запрещено посещать кладбище.
Как хоронят евреев
Когда и для чего у евреев принято выливать всю воду в доме?
Если у евреев умер человек, то обязательно открывают все окна, занавешивают зеркала и избавляются от не прикрытой в емкостях воды в доме покойного. Если обычаи с занавешиванием зеркал понятны, то с водой не все ясно. Для людей несведущих может казаться бессмысленной традицией, не имеющей под собой никакой основы. Спешим вас разуверить. Возможно уже и нынешнее поколение евреев не понимают с чем связана эта традиция. С чем же связан данный обычай и с какой целью происходит? Узнаем, как хоронят евреев, поймем причину.
Как хоронят евреев.
Умершего еврея в обязательном порядке должны похоронить именно на еврейском кладбище. При похоронах и поминках тоже присутствуют одни евреи. Поэтому вам вряд ли удастся лично присутствовать на похоронах. В чем же различие между христианскими похоронами и традиционно иудейскими траурно-похоронными обрядами? Благодаря отсутствию точной информации народная молва нередко выдумывает небылицы, далекие от истины. Бытует мнение, что евреев принято хоронить не по-людски, сидя или лицом вниз. Это предрассудки, не более того. Как же на самом деле хоронят евреев?
Начнем с того, что на похороны не принято приносить венки и цветы. Тора запрещает заимствование обычаев из других религий. Не услышите на похоронах евреев ни приветствия, ни напыщенных речей. Не принято говорить о житейских проблемах. Этим вы проявите не уважению к покойному. Поэтому на похоронах по обычаю молчат до тех пор, пока к ним не обратятся скорбящие.
Выказывать почтение и уважение к покойному не возбраняется. Это разрешается делать только до поминальной молитвы «Эль мале рахамим» Соболезнования родня умершего начнет принимать на кладбище. Для этого существует целый обряд. После того, как тело придали земле, все встают в два ряда и между ними проходят родственники умершего и принимают соболезнования. Это они обязаны делать, сняв обувь.
Похоронные обряды у иудеев имеют некоторое сходство с похоронами в Исламе. Хоронить надлежит, как можно скорее. Это требует мицва из Торы. Исключением будет только субботний день или праздник. Так же уважительной причиной, чтобы отложить похороны более чем на один день, принято считать ожидание прибытия близкого родственника умершего. Стоит учитывать, что душа умершего должна как можно скорее вознестись к Господу. Промедление оскорбительно для Всевышнего ожиданием. В то же время, если дождь или непогода застигнет похоронную процессию в дороге, то скрыть покойного от непогоды на время считается богоугодным поступком.
Отношение к смерти философское, как и у мусульман. Нынешняя жизнь похожа на жизнь в пещере под землей. Ценить нет смысла то, чем мы гордимся в этой жизни. Выйдем из пещеры и увидим мир истинный (олам оба), который гораздо больше и разнообразнее, чем мы можем себе представить. Из всех ценностей этой жизни еврей может взять с собой только Тору и добрые поступки, которые тот успел совершить.
После смерти нет богатых и бедных, все едины перед ликом Господа. Поэтому всех умерших облачают в простое белое одеяние тахрихим. Мужчину могут похоронить в той одежде, в которой он молился, в таллите. Так же, с целью равенства в смерти, хоронят в простом гробу без вычурной отделки. Похоронами и подготовкой тела занимаются специалисты похоронного общества хевра кадиша.
Хевра Кадиша переводится, как святое братство. Это не обычное похоронное агентство, как можно подумать. В состав Хевра Кадиша выбираются общиной уважаемые и богатые люди. Естественно только евреи. Они чтят многовековые традиции и следуют заповедям Торы. Похороны не являются основным видом их деятельности. Только в случае чьей-либо смерти они собираются, чтобы оказать помощь в подготовке тела согласно всем заповедям.
Почему именно люди с достатком должны быть в Хевра Кадиша? Это не является какой-то дискриминацией или чем-то подобным. Напротив, все делается только с целью оказания умершему почтения. Если В Хевра Кадиша работать на постоянной основе, то для получения заработка они будут ожидать чьей-либо смерти, а это не приемлемо. Все же стоит заметить, что Хевра Кадиша уже переходит на постоянный вид деятельности в отдельных общинах.
Когда все остальные горюют без работы, члены общества Хевра Кадиша напротив очень рады тому, что они сидят без дела. Значит смерть обходит стороной их общину. Глубокий смысл, достойный уважения.
У Хевра Кадиша есть свой устав, записанный в книгах. Согласно устава с богатых за свои услуги берут больше, бедняков хоронят в итоге за свой счет. Места на кладбище предоставляются всем бесплатно. Хевра Кадиша обязан заниматься благотворительностью. Когда младенец приходит в мир, его моют и он чист душой и телом. Хевра Кадиша омывают тела умерших по обычаю обычай (таhара). Тем самым завершают жизненный цикл и отправляют в мир иной чистым, как младенца. Для этого используется не меньше 20 литров воды. Мужчины моют мужчин, а женщины женщин.
Вскрытие и бальзамирование запрещено. Отношение у иудеев к телу умершего более щепетильное, чем в других религиях. Чтобы осознать, что тело умершего священно, приведем один пример. В случае, если человек умер при обстоятельствах, когда на одежду пролилась его кровь, то в этой одежде и принято хоронить. Тахрихим уже не обязателен. Кровь умершего так же священна, поэтому тело не омывают по обычаю таhара. Мы созданы по подобию Всевышнего, отделять от тела органы или кровь после смерти не вправе, это кощунство для иудея.
Соответственно и кремировать умершего никто не даст. Даже если это было желание покойного. Существует закон из Торы (Брейшит, 3:19), в котором говорится: «Ибо прах ты и во прах возвратишься». Душа стремится к Богу, а тело должно слиться с природой, как ей и предначертано. С этой целью в гробу проделывают в днище отверстие, чтобы прах в дальнейшем смешался с землей. Поэтому для евреев слова «придать земле» не пустой звук. Опять же именно той земле, где похоронены только евреи.
У евреев существует принцип почтения к умершим «квод аметп», в котором все это оговаривается. К похоронным обрядам иудеи относятся ответственно. Иудеи чтят своих умерших. Лица покойного не покажут. По незнанию сторонние люди могут попросить открыть лицо. Тогда не удивляйтесь, если услышите подобное этому: «это не кукла для зрелищ, чтобы любоваться». Это не грубость. Это квод аметп. Да и врагам умершего будет меньше причин, чтобы лишний раз позлорадствовать.
Рядом с телом покойного до похорон обязательно должен находиться человек, и читать Псалом Тегилим. Тело после смерти лишается души. Чтобы им не завладела нечисть необходимо обязательно быть рядом. Даже в морге, если похороны отложены на другой день. Точно сказать не можем из разряда ли это похоронных обрядов древности, но обязательно для исполнения в любом случае.
Раз уже подобрались к обрядовым традициям иудеев, то необходимо упомянуть обряд криа. Это когда в знак траура раввин разрывает край одежды у ближайших родственников умершего. Они обязаны так ходить всю ближайшую неделю траура Шив-а. После недели траур называется Шлошим. По сути Шив-а первая неделя 30 дневного траура Шлошим. Все это время скорбящий не стрижет ногти, не стрижется и не бреется, не носит кожаную обувь и новые одежды, отменяется на время траура супружеская близость. Запрещено мыться для удовольствия, а только чтобы смыть в холодной воде пот с тела. Запретов много, скажем только, что все они направлены на то, чтобы не наслаждаться мирской жизнью в трауре, а чтить память умершего.
Все это время горюющие должны читать молитву Кадиш. Желательно, чтобы это был сын. К сыну отношение евреев особенное. Считается, что сын при чтении молитвы возвышает души родителей на Высшем суде. Справедливости ради стоит заметить, что Кадиш не является молитвой за упокой. Это молитва направлена на возвышение имени Бога. Все это время в комнате должна гореть свеча.
Для иудея существует мицва милосердия. Евреи в плане соболезнования не назойливый народ. Говорить принято только, если с тобой заговорит сам авель, или авелим-скорбящие. Традиционные слова приветствия, шалом, считаются в горе лишними. Друзья и родственники приходят и молятся вместе с авелим, дабы утешить его в горе и смириться с волей Неба. Маленькая деталь, авель-это длительно скорбящий. А до этого скорбящий называется у иудеев онан-начавший скорбеть. Онан до похорон, авель после похорон.
Траур Шлошим может быть увеличен еще на 11 месяцев, если авелим скорбят только по умершим родителям. А так существует правило, если Шлошим выпадет на праздник, то с начала праздника траур заканчивается и не возобновляется. Поминок евреи не устраивают. Близкие друзья и родственники подают трапезу сочувствия, которая символизирует бесконечное горе, замкнутый круг — яйцо сваренное в крутую.
В какие приметы верят евреи?
Вкратце коснулись традиционно иудеских траурно-похоронных обрядов и узнали, как хоронят евреев. Почему же еврей обязательно должен быть похоронены только на еврейском кладбище? Считается, что душа еврея страдает, если рядом с телом находятся иноверцы. В том случае, если не удается похоронить на еврейском кладбище, могилу иудея принято копать как можно дальше от всех или глубже на 1 метр. Сверху могилы ставится надгробный памятник мацейва. Мацейва- устанавливается по окончанию Шлошим. Но может быть установлен и по истечению года со дня смерти умершего.
Осталось только понять, для чего у выливают воду в доме, где умер кто-то из близких? Рекомендуется так же вылить воду и в трех соседних домах. Для восприятия этой информации необходимо обратиться к истокам иудаизма. В Талмуде говориться об ангеле смерти Малхемувес. В изголовье умирающего появляется Малхемувес, который держит меч. Меч это обмазан ядовитой желчью, который стекает с него в рот вопящего от ужаса иудея. Это и является причиной его смерти.
Меч свой Малхемевус может отмыть от желчи в ближайшей емкости с водой. Где именно знать никто не может. Поэтому, чтобы избежать очередной смерти необходимо вылить всю имеющуюся воду, хранящуюся в емкостях. В Подолии и Бесарабии вообще могут вылить любую незакрытую посуду с жидкостью. Разницы нет, будет это суп или чай. Данный обычай берет начало в XVI веке. Это обязательно к исполнению, согласно своду законов Шульхан арух. Возможно это проводится с гигиенической точки зрения. В жарких странах процесс разложения трупа может повлечь заражение воды в доме. Но могут быть и другие научные объяснения данному обычаю. Мы же рассматриваем только поверья и обычаи иудеев.
Иудеи так же склонны доверять различным приметам, как и верующие других религиозных направлений. Есть такая же традиция накрывать зеркала и не снимать покров до окончания траура. Мистика только отсутствует. Связано с тем, что отражение в зеркале приведет еще в большее уныние и будет отвлекать от молитв по усопшему.
Вой собаки так же у евреев является предвестником смерти. Собака воет, покойника кличет. Многие слышали об этой примете. Только не каждый знает, как можно обмануть смерть. Евреи знают. Дают совет, что необходимо перевернуть в доме обувь. Тем самым удастся обмануть смерть. Переворачивание обуви, как бы символизирует переход в иное состояние, должно сымитировать саму смерть. Насколько это правдиво неизвестно. Но говорят, что собачий вой сразу прекращается.
Иудеи проецируют вопросы, связанные со смертью на обувь, если вы заметили. В трауре запрещено одевать обувь из кожи и ее снимают, когда на похоронах принимают соболезнования. С чем это связано не евреям постичь не дано. Может кто-то из вас сможет прояснить этот вопрос в комментариях? Возможно упустили, что-то важное в похоронных традициях иудеев. Мы будем только рады комментариям людей сведущих в этом плане, если вы нас поправить в чем-то или дополните информацию.