Как и зачем поминаем
Как правильно поминать усопших в годовщину смерти?
Поминание усопших — важная часть духовной жизни православного христианина. Молитвы об умерших свидетельствуют о том, что наша земная жизнь не есть пределом, не есть смыслом и целью существования. За порогом физического бытия начинается жизнь вечна, и она зависит от того, как человек прошел свой земной путь. Это великая тайна, но и великое утешение — мы знаем, что умирая, наши близкие не исчезают во мраке, не пропадают и не растворяются в небытие, но только лишь переходят в другую — духовную — реальность.
Христианское отношение к смерти соединяет в себе вполне понятную скорбь об ушедшем близком человеке, а с другой стороны, светлое чувство, что человек ушел к Богу. Верующим людям намного проще переносить расставание с близкими, потому что они знают, что это расставание не навсегда, а только лишь на время.
Для того, чтобы почтить память умершего, вознести свои молитвы о его упокоении, вспомнить его при жизни — православные христиане устраивают поминки. Они бывают на разные сроки после смерти человека. Сегодня узнаем, как следует правильно отмечать первую годовщину после смерти, что надо делать в этот день.
Смысл поминания на год после смерти
Кроме поминаний, которые отмечаются довольно скоро после смерти, большое значение имеет первая годовщина смерти. Богослужебный год имеет свой цикл, поскольку именно за год происходят все богослужения и проходят болььшие церковные праздники. Поэтому год в православной церкви считается неким завершенным циклом. Поминание на годовщину смерти как бы подводит итог начальному этапу после смерти человека.
Ещё статьи о поминовении умерших:
Для верующего человека этот день должен отмечаться не только как день скорби, но и как некоего рода «день рождения» в новую, вечную жизнь. Вполне понятна наша чисто человеческая скорбь и печаль, когда близкие уходят, но она не должна переходить в глубокое уныние, депрессию и невозможность жить дальше. Если мы доверяем Богу, мы должны положиться на его попечение о каждом из нас — и об умерших, и об оставшихся еще живых.
Зачем вообще поминают умерших и какой смысл в это вкладывается? Тут мы видим большую разбежность между людьми верующими и неверующими. Для обычного мирского человека, который не открыл для себя радости воцерковления и познания Бога, поминки представляют собой, как правило, застолье. Люди собираются за общим столом, едят и пьют, могут вспоминать умершего при жизни. Если умер очень близкий человек, то поминки часто проходят в атмосфере гнетущего беспросветного горя.
Для верующего воцерковленного человека основной смысл поминовения — это молитва за усопшего. Это не означает, что нельзя организовать поминальный обед и позвать на него близких. Можно встретиться и за столом, но при этом нужно помнить, что еда и питье совершенно не нужны душе умершего человека.
Важно! Именно поэтому совершенно бессмысленными являются суеверия, когда в квартире или на могиле человека оставляют какую-либо еду, якобы чтобы усопший ел и пил.
Все, что нужно душе усопшего — искренняя молитва о нем, милостыня от его имени. Поэтому с православной точки зрения поминки на год — это возможность собраться людям, которые готовы искренне молиться за умершего. Да, они вполне могут поучаствовать и в поминальном обеде, но атмосфера такого собрания будет совсем иная, более тихая и светлая.
Православные обряды по усопшим:
С этой точки зрения, получается, довольно бессмысленно, когда на поминки собираются люди, не верующие в Бога и, соответственно, вечную жизнь души. Если со смертью тела человек перестает существовать, то какой смысл его поминать? Это делать имеет смысл только тогда, когда люди понимают, что после физической смерти от человека остается что-то живое. Этим и является бессмертна богоданная человеческая душа.
Как правильно организовать годовщину смерти
Когда приближается знаковая дата, родные и близкие усопшего задаются вопросом правильной организации поминок. С чего нужно начинать и как все сделать правильно?
Конечно, первое, что нужно сделать — заказать в храме заупокойные богослужения. Это может быть панихида, сорокоуст за упокой. Очень желательно, чтобы близкие не только подали записочку с именем усопшего человека, но и сами побывали на богослужении, помолились вместе с Церковью. Конечно, это касается тех, кто воцерковлен и понимает необходимость таких действий.
После богослужения можно съездить проведать могилку умершего, навести там порядок. Не нужно при этом следовать сотням народных суеверий, которые «регламентируют» посещения кладбищ. К примеру, к таким суевериям относятся:
- предписание ходить на кладбище только в первую половину дня — якобы, именно в это время там присутствуют души умерших, с которыми можно невидимо встретится;
- входить на кладбище дозволяется только через узкую калиточку, а через ворота проходить нельзя, поскольку там провозят покойников. Абсурдность этого суеверия очевидна, поскольку покойников возят и по улицам, и по больницам, и много где еще, но мы же не перестаем из-за этого ходить по дороге, по которой везли умершего;
- традиция оставлять еду и питье на могилке для кормления усопшего. Очевидно, что физическая еда ему уже давно не нужна. Гораздо лучше раздать пищу нищим с просьбой помянут умершего;
- суеверный страх любых предметов с кладбища и атрибутов похорон. Конечно, странным и кощунственным будет, например, собирать букеты цветов на кладбище, но если вы случайно привезли что-либо с кладбища, или у вас остались какие-либо предметы, там используемые — не стоит их бояться. Это просто вещи.
Такие и многие другие суеверия имеют своей целью отвлечь человека от истинной веры, подменить ее, увести внимание от важного на всякие глупости. Не нужно этому поддаваться.
Поминальная трапеза
После посещения кладбища можно отправится и на поминальную трапезу. Ее часто заказывают в кафе, так намного удобнее разместить и накормить большое количество людей. Понятно, что музыка на таких мероприятиях неуместна, ее выключают, а трапеза проходит тихо, спокойно, с молитвой и добрыми воспоминаниями о покойном.
На первую годовщину традиционно принято приглашать всех или многих родственников и друзей покойного. Чаще всего, такая компания оказывается очень разной в плане воцерковления и веры. Но если поминаемый человек был искренне верующим христианином, то его поминки нужно устраивать согласно христианским обычаям, даже если это непонятно кому-то из близких.
Людям нужно объяснить, как и почему совершаются те или иные действия, зачем они нужны. Неверующие и невоцерковленные люди могут не участвовать в общей молитве, посещении заупокойного богослужения и прочих православных традициях, но они должны их уважать и не мешать их проведению, если решили прийти на поминки.
Отдельное внимание при организации поминальной трапезы на первую годовщину смерти нужно уделить вопросу алкоголя. К сожалению, очень часто любые застолья, в том числе и поминальные, превращаются в попойку, где количество алкоголя превышает все разумные меры. Конечно, для православного христианина такой подход не допустим.
Строгого запрета на употребление алкоголя на такой трапезе нет, но нельзя забывать о цели поминального обеда и не превращать его в обычное застолье, где люди пьянеют и начинают неподобающе себя вести. Это грех и кощунство. Так поминание проходить не должно.
Частые вопросы о годовщине смерти
Даже когда близкие в целом правильно понимают организацию поминок на годовщину смерти, часто возникает множество мелких бытовых или практических вопросов. Попробуем ответить на основные из них.
- Когда организовывать поминки?
В нашей церкви поминальную панихиду и все сопутствующие мероприятия притяно заказывать либо день в день, либо за один день до самой годовщины.
- Как одеваться на поминки?
Традиционно считается, что близкие люди носят траур по умершему первый год после его смерти. Сегодня эта традиция не очень распространена, да и подходы к одежде в обществе сильно поменялись. Никто не смотрит косо на человека, похоронившего родственника, и не одетого в черное. Поэтому на поминки нужно одеваться так, как вы привыкли ходить этот год.
Конечно, нужно воздержаться от излишне ярких, броских, вызывающих одеяний, а отдать предпочтение сдержанной одежде, преимущественно темных тонов. Но и специально наряжаться и покупать себе черные одежды не стоит, если вы ежедневно их не носите.
- Что принести в храм на панихидный столик?
Заказывая в храме панихиду, традиционно положено приносить какую-либо еду и оставлять ее на специальном столике. Эти продукты после службы освящаются и раздаются тем, кто в них нуждается, а также из них готовят храмовые обеды. Можно принести: хлеб, крупы, макароны, сахар, подсолнечное или сливочное масло, конфеты и печенье, фрукты, а также любые другие продукты.
Не нужно приносить скоропортящиеся деликатесы, торты с кремом, крепкие алкогольные напитки и тому подобное. Поскольку в каждом храме могут быть свои порядки и традиции, лучше этот момент уточнить именно там, где вы будете заказывать панихиду.
- Что готовить или заказывать на поминальный обед?
Существует масса традиций и суеверий, связанных с проведением поминальной трапезы на годовщину. Где-то принято есть исключительно ложками, где-то ставят пустой стул, тарелку и приборы для покойника, где-то поминают исключительно водкой и никакими другими напитками.
Православный христианин должен помнить, что все эти внешние атрибуты не имеют никакого значения для души умершего человека, а поминание алкоголем всегда осуждалось в нашей церкви. Поминальный обед нужен не усопшему, а его живым близким, которые потрудились сходить на кладбище и богослужение и нуждаются теперь в подкреплении своих сил.
Поэтому меню можно составлять на свое усмотрение, учитывая пищевые привычки присутствующих. Традиционно начинают трапезу с кутьи, после чего можно есть любые другие блюда.
- Кого звать на годовщину смерти?
Какого масштаба устраивать поминки на год решает семья умершего человека. Кто-то собирает большую компанию из всех друзей и знакомых, а кто-то ограничивается тесным семейным кругом. Во многом это зависит от возможностей семьи — в наше время накрыть стол для большой компании является делом затратным и хлопотным.
Но важно не то, сколько людей соберется на поминки, а с каким сердцем эти люди придут. Если даже собирается всего несколько человек, но они искренне молятся за упокоение души, такие поминки будут иметь большое значение.
- Что делать, если с поминок остается еда?
Часто бытует мнение, что с поминальной трапезы нельзя забирать оставшуюся еду — это плохая примета. На самом деле, это очередное суеверие, которых очень много вокруг темы смерти и похорон. Если на трапезе остается еда — ее можно раздать гостям, можно забрать домой, можно накормить неимущих. Никакого мистического смысла в этой пище нет и никакого негатива она не несет.
- Что делать с суеверными родственниками?
В семьях, где к воцерковлению пришли не все родные, часто разгораются дебаты по поводу вопросов организации поминок. Как правило, в невоцерковленной среде царит огромное количество суеверий и поверий, якобы обязательных для исполнения. Это и стакан с водой, который ставят, чтобы покойник пил, и ношение еды на кладбище, и отдельное пустое место для умершего и многое другое.
Православный христианин понимает всю глупость и тщету таких внешних действий и часто пытается донести это до остальных. Но, чаще всего, натыкается на стену непонимания, что может довести до конфликта. Если вы видите, что близкие не готовы принимать ваши доводы — не стоит усердствовать.
Люди склонны держаться за привычные внешние действия, поскольку это дарит некое ощущение порядка и того, что все делается «правильно», «так, как надо», «так делали всегда». Если речь не идет о каких-либо существенных искажениях православия, то на внешние формальности можно просто не обращать внимания.
- Если годовщина припала на пост
Как организовать поминки, если человек умер в пост? Тут нужно искать золотую середину. Если умерший и его ближайшие родственники, которые и занимаются поминками, всегда соблюдали посты, вполне уместно будет сохранить эту традицию и для поминальной трапезы. Если приглашены люди, не знакомые с практикой соблюдения поста, им можно объяснить, что в вашей семье есть такая традиция и она важна.
Тем не менее, если среди пришедших на поминки могут быть люди, категорически отвергающие пост — нужно позаботиться, чтобы меню было составлено с учетом их привычек питания. Поминки — это не то место, где нужно спорить о важности и необходимости поста. Это дело каждого человека и не нужно никого заставлять против воли.
Вселенская мясопустная родительская суббота в 2020: как правильно поминать усопших и молитвы
22 февраля 2020 года Православная Церковь отметит особый день поминовения усопших – Вселенскую (мясопустную) родительскую субботу.
По традиции, за неделю до наступления Великого поста, в день перед Неделей о Страшном суде, христиане молят Господа явить Свою милость всем усопшим христианам.
Именно поэтому в этот день Церковь молитвенно поминает всех умерших христиан, а в храмах служится особая, вселенская панихида.
Слово «вселенская» говорит о том, что в этот день поминаются усопшие чада всей Вселенской Православной Церкви. В какое бы время они не жили и гражданами, какого бы государства они не были, если они были членами Православной Церкви – за всех за них в этот день и молится Церковь.
Что нужно делать в храме и на кладбище
Прежде всего, верующие люди непременно отправляются в ближайшую церковь, чтобы принять участие в заупокойной службе. Как правило, накануне подают записки, в которых указаны имена усопших людей (на старославянском языке, без фамилий и отчеств).
Во время службы можно поставить зажженную свечу за упокой на специальный панихидный столик. Если не увидите его сразу, вам всегда помогут найти его.
Далее можно послушать песнопения и вознести искреннюю молитву за ушедшего в мир иной человека. Можно молиться своими словами или произнести вслух или про себя простую фразу:
Это особые минуты, когда боль утраты озаряется светлым чувством, подобно тому, как огонь свечи хоть и немного, но все же освещает мрачное помещение.
Христианское вероучение (как и многие другие религии) исходит из того, что истинная природа человека бессмертна. А значит, душа его живет и в посмертном мире. Более того – верующие в Христа однажды воскреснут, поэтому мы расстались с близким только на время, но не навсегда.
После этого можно еще несколько минут побыть в церкви и отправиться по своим делам – на кладбище или же домой, чтобы побыть со своими близкими.
Если поминание происходит в родительский день (второй вторник после Пасхи), в церковь можно принести практически любые продукты и напитки, кроме алкогольных. Также не следует приносить мясо и продукты на его основе (колбасы, копчености и т.п.).
Еда обычно просто отдается нуждающимся. Вкусить ее могут и священнослужители, которые одновременно поминают усопших. Кстати говоря, каждый человек может оставить не только продукты, но и положить туда записку с именами покойных близких – их помянут особо.
Интересно, что такой обряд называется «принести пищу на канун». В народе традиция переплетается с принесением продуктов и водки на могилу, однако это далеко не одно и то же. На самом деле церковь неодобрительно относится к возлияниям на кладбище, равно как и дома, в день поминовения.
Зачем нести еду на канун и подавать милостыню
Иногда верующие испытывают определенное стеснение, сомнения и другие неприятные эмоции, связанные с этим обрядом. Возникает сразу несколько вопросов, например:
- Нужно ли нести пищу?
- Действительно ли она достанется нуждающимся?
- Не употребит ли ее кто-то в корыстных мотивах – т.е. просто бесплатно покушать, а не помянуть покойных?
Как и во многих житейских ситуациях, на эти вопросы следует отвечать исходя из совести и здравого смысла. А еще полезно прислушаться к духовно зрелым людям и священнослужителям, которые обязательно помогут разрешить духовные сомнения.
Если поминальный день выпадает на пост (например, 4 суббота Великого поста), приносить можно только постные продукты – фрукты и овощи в любом виде, несладкая выпечка, грибы и т.п.
Что не следует делать в памятный день
Существует довольно много народных традиций. связанных с поминанием. Наиболее известная из них – трапеза на могиле, оставление продуктов и водки на столике. Если говорить о том, что надо делать в родительскую субботу, можно сказать: почти все, но только не это.
Православие не считает нужным организовывать поминки, как принято в народе, с помощью пищи и алкоголя, которые приносят и ставят на могиле. Эта традиция имеет давние языческие и отчасти советские корни, когда на место захоронения погибших воинов ставили граненый стакан водки, на который клали кусочек хлеба. В самом этом жесте нет ничего предосудительного, ибо люди таким образом выражают свое уважение – они поминают близкого человека.
С другой стороны, не секрет, что если рюмка налита, ее непременно кто-то выпьет. Возможно, алкоголь употребит сам наливший, а после поминовения на могилу вообще может заглянуть посторонний человек. К тому же на еду могут прибежать собаки или хуже того – крысы.
Получается, что мы стараемся поступить от всего сердца – помянуть человека, отдать ему последнюю дань уважения. Но последствия использования пищи и особенно алкоголя (к тому же крепкого) на могиле не вполне соответствуют нашей благородной цели.
Впрочем, это не лишает возможности пожертвовать всю еду нуждающимся, которые могут быть в том числе и на кладбище. Отдайте яйца и пасочку любому человеку, как подскажет сердце. Возможно, он и сам об этом попросит, а может быть, все будет понятно и без слов – это самая удобная ситуация.
Конкретных рекомендаций и правил тут нет, вот только одно условие: милостыня подается от чистого сердца. И конечно, речь не идет об алкоголе. Мы ведь говорим именно о нуждающемся, т.е. о его нужде. А алкоголь, как ни крути – это ложная потребность: то, без чего вполне можно прожить здоровым и счастливым.
Официальные представители церкви охотно делятся православной точкой зрения о том, как правильно поминать усопших. Священники единодушны в том, что традиция поминовения с помощью алкоголя и оставления на могиле еды не имеет отношения к православию.
Поэтому лучше прислушаться к православной точке зрения, если есть желание правильно помянуть усопшего человека.
Таким образом, светлая память об ушедших не должна омрачаться житейскими страстями, которым лучше уделять как можно меньше времени. Есть простой и правильный способ помянуть человека – помолиться о нем и сотворить добро (подать милостыню).
Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…»
Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Познавательный сайт ,,1000 мелочей»
Популярные статьи
ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ: КАК И ЗАЧЕМ ПОДДЕРЖИВАТЬ КОНТАКТ С УМЕРШИМИ ПРЕДКАМИ.
Смерть разводит людей по разные стороны реальности: живые остаются в материальной вселенной, усопшие переходят в тонкий мир. Но при желании с умершими можно общаться. Особенно если это родственники.
Как и зачем поддерживать контакт с покойными предками?
Покойники существуют в непосредственной близости от человека. Но смерть дает им некоторые «суперспособности», которые могут помочь живым. Многие маги, к примеру, работают через духов умерших, задабривая их или силой ставя себе на службу. Хотя в случае с предками все несколько проще: хороший род сам стремится поддерживать потомков.
И достаточно лишь научиться контактировать с умершими родственниками, чтобы:
*Оказаться под защитой (мертвец способен уберечь человека от негатива).
*Получать подсказки и советы, узнавать будущее (покойники видят и знают больше, чем живые).
*Избавиться от тоски, депрессии, плохих мыслей (усопшие пребывают в мире некротических энергий, обладающих «пожирающим» характером и способных забирать что угодно, в том числе и эмоции/переживания).
*Почувствовать родственную поддержку (даже после смерти люди могут служить опорой оставшимся в живых родственникам, скрашивая их грусть и одиночество).
*Добиваться целей (мертвые успешно помогают в исцелении, наведении приворотов, привлечении денег, мести врагам – ограничений как таковых нет).
Общение с покойниками энергозатратно. Потому не стоит пытаться «подружиться» со всеми представителями своего рода – достаточно ограничиться самыми близкими и любимыми людьми. Причем начинать лучше с одного предка. Обычно охотнее всего помогают родители и бабушки/дедушки (т. е. представители старшей линии). Если в семье когда-то был колдун, то имеет смысл обратиться к нему.
Во-первых, его возможности значительно превосходят умения обычных покойников;
Во-вторых, он может сам желать войти в контакт с потомком, чтобы обучить его магическому мастерству.
Поминовение как основной способ контакта с умершими:
Покойники жадны до внимания. И помин – лучшее, что могут сделать для них живые. Важны не только церковные сорокоусты и свечи за упокой, но и менее распространенные ритуалы. Суть поминовения – вспомнить о мертвом и тем самым немного «подкормить» его энергией.
Традиционный обряд подразумевает визит на могилу усопшего. С собой нужно взять подношение.
В качестве такого подарка могут выступать:
*Сладости – конфеты, печенье, пирожные и т. д.
*Негорячие (комнатной температуры) сладкие напитки – кисель, чай, компот.
*Домашняя еда – хлеб, сладкая каша, пирожки и т. д.
*Восковые свечи (как церковные, так и обычные).
*То, что покойник очень любил, – сигареты, табак, цветы, украшения, семечки, журналы и т. д.
Самым ценным для мертвеца становится дар, выбранный с учетом его предпочтений. Такие подношения принимаются наиболее охотно и способствуют установлению хорошего контакта. К примеру, курившие при жизни обычно жаждут сигарет. Тогда нужно, помимо угощений, положить на могилу зажженную папиросу и дать покойнику «подымить». Если предок обожал цветы, можно высадить их вокруг захоронения.
Необходимо своими словами поприветствовать умершего, поговорить с ним. Тут же требуется высказать просьбу или попросить совета. Действуют по наитию – так же, как и при разговоре с живыми людьми. Перед уходом прощаются. Домой идут без оглядки.
Как понять, чего именно хочет покойник:
Поначалу, пока контакт с предком еще слабый, не всегда получается слышать его пожелания. В таких случаях допустимо ограничиваться стандартным набором и носить на погост обычную пищу/свечи. Но постепенно связь будет укрепляться, и мертвец станет настойчиво просить то, что нужно именно ему.
Обычно это проявляется следующим образом:
*Покойник появляется во сне и озвучивает свои желания. Это наиболее простой вариант взаимодействия с умершим предком. Кстати, такие сновидения свидетельствуют о неплохом контакте с усопшим.
*Живой человек испытывает непреодолимое и непонятное желание касательно чего-то. Например, он может вдруг захотеть щавелевого борща, хотя в принципе не переносит это блюдо. Такой необъяснимый порыв – способ, которым покойник требует угощение.
*К человеку подходит незнакомец и сообщает о желаниях мертвеца. Выглядит это довольно странно, но подобная практика весьма распространена. Обычно говорят что-то вроде: «Простите, но (имя покойного) просил принести ему яблок». Иногда в роли «вестников» выступают маленькие дети – как свои, так и кого-то из знакомых.
Нужно дать мертвецу требуемое. Нет смысла экономить время или деньги, поскольку таким образом человек пренебрегает умершим.
Можно ли поминать предка алкоголем:
Поминают ли усопшего алкоголем, зависит от местности и устоявшихся там традиций. Тем не менее священники говорят, что употребление спиртных напитков недопустимо. Считается, будто вино, выпитое родственниками «ради» покойника, лишь усугубит его страдания в ином мире. Сельские бабки-знахарки зачастую соглашаются с этим мнением. Некоторые из них утверждают, что если поминать предка водкой или вином, то в дальнейшем в роду появятся запойные пьяницы.
Согласно колдовским правилам, использовать спиртное недопустимо в следующих случаях:
*Усопший умер от цирроза печени, вызванного продолжительным алкоголизмом.
*Умерший погиб в состоянии алкогольного опьянения.
*Покойник при жизни негативно относился к алкоголю и не употреблял его.
Но в то же время магия допускает помин спиртным, если у мертвеца не было слишком «драматичных» отношений с ним. Например, внучка может поставить для деда, любившего выпить, рюмку водки. Нужно ориентироваться на собственные ощущения. Бывает, покойник буквально выпрашивает алкоголь, приходя во снах и в видениях, подсовывая картинки с изображением спиртного и т. д.
В некоторых ситуациях все наоборот: мертвец категорически не хочет получать подобного угощения. Тогда он может мешать потомкам: в магазине откажутся продать бутылку, она разобьется по дороге и т. д.
Когда следует поминать покойников:
Поминают покойников не только на третий/девятый/сороковой день и на первую годовщину, но и на другие важные даты.
*день смерти;
*день рождения;
*религиозные праздники, если умерший был верующим.
Работают после обеда накануне выбранной даты. По времени суток предпочтителен промежуток с двух до четырех часов дня, когда поминальные службы проводятся в церквях. Например, человек умер второго июля. Значит, поминать его нужно первого числа с 14:00 до 16:00.
Правило рекомендуется соблюдать даже тем, кто далек от христианства: именно в эти часы открывается стабильный канал связи с миром покойников.
Дары для Хозяев кладбища при поминовении предка:
Хозяин и Хозяйка погоста – те, кто охраняют территорию и стерегут покой умерших. При работе на кладбище необходимо приносить им подношения с просьбой разрешить ритуал. Делать это нужно всегда, чтобы не попасть в неприятность (к примеру, не подцепить некропривязку).
Чаще всего с целью помина обращаются именно к Хозяину.
Под старым деревом рядом с погостным перекрестком ему оставляют:
*сигареты или хороший табак;
*качественный алкоголь (коньяк, крепкое вино, водку);
*мед, сахар;
*свежий хлеб;
*мясо, фарш, натуральные колбасы.
Кладут подношение, кланяются и произносят:
«Царь-батюшка, погостный владыка, позволь мне по царству твоему побродить, предка моего помянуть, вреда никому не чинить».
Уходя с кладбища, вновь кланяются и говорят:
«Спасибо, царь погостный, от (свое имя) да от (имя предка)».
Можно обращаться и к Хозяйке. Нужно лишь заменить в приветствии и прощании слово «царь» на «царица».
В качестве подарков ей приносят:
*густой мед, соты;
*черный платок;
*украшения с настоящими камнями;
*шоколад;
*сладкое вино.
Допустимо просить о поддержке и у обоих Хозяев сразу. Особенно это рекомендуется делать тем, кто никогда раньше не практиковал на кладбищах.
Как поминать умершего через чужую могилу:
Бывает, что захоронение предка находится далеко и ездить туда не получается. Тогда допустимо поминать усопшего через чужую могилу.
Отправляются на любое кладбище. Ищут безымянное захоронение.
Оставляют на нем:
*Подношение для «своего» покойника.
*Сладкие дары для «безымянника».
Просят у «владельца» могилы, чтобы он передал помин предку.
«Ты, что спишь-почиваешь, косточки в землице греешь, на помощь мне приди, реку смертную перейди, (имя предка) отыщи, дары мои в руки ему отдай, привет от меня передай, сам за то угостись, мною крепко помянись».
Как обычно, до и после обряда задабривают Хозяев.
Поминовение предка в домашних условиях:
На кладбища стараются попасть по поводу важных дат. В остальное время нередко ограничиваются более простым ритуалом.
Зажигают на подоконнике свечу, рядом кладут конфеты или другое угощенье. Мысленно или вслух обращаются к покойнику и сообщают ему все, что хочется. Спустя сутки еду выносят на улицу и оставляют под деревом.
Поминовение предка через поступки:
У каждого действия есть энергетический потенциал. Он реализуется, как только поступок совершается. Высвобождается энергия, которую и «жертвуют» предку. Для этого нужно делать что-либо от его имени.
*Угощать детей конфетами.
*Подавать нищим милостыню.
*Помогать немощным.
*Заниматься волонтерством.
*Высаживать растения.
Занятие допустимо любое, если оно приносит пользу или радость. Помин безопасен и не создает лишних привязок к мертвецу. Следует лишь сосредоточиться на том, что совершаемый поступок – заслуга предка.
Для умершего важно любое упоминание о нем. Покойник будет контактировать с каждым, кто просто скажет его имя. Потому помины и считаются наиболее эффективными способами общения с усопшими родственниками. Мертвец получает нужное ему внимание, живой – поддержку предка. Все оказываются в выигрыше.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Вселенская родительская суббота: как правильно поминать усопших?
22 февраля православные верующие отметят Вселенскую родительскую субботу. Это суббота традиционно отмечается в последнюю субботу перед началом Великого поста. Накануне этого дня «МИР 24» выяснил, почему суббота называется Вселенской и как правильно ее отмечать.
Почему суббота называется Вселенской
Всего родительских суббот в церковном году пять, но только две из них именуются «вселенскими». С одной начинается время Великого поста – это суббота перед началом Масленицы, она называется мясопустной. Вторая – в конце большого церковного цикла, включающего в себя пост, Пасху и 50 дней после Пасхи. Венчает весь этот период праздник Святой Троицы, а перед ней отмечается троицкая Вселенская родительская суббота.
Вселенские они потому, что только в эти две субботы священники в церкви читают особые молитвы. О них рассказал корреспонденту «МИР 24» первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Дмитрий Гасак. «В эти дни принято поминать всех верных Христу православных христиан, от века почивших, – говорит он. – Конечно, поминальные события есть в каждой религиозный культурной традиции. Но для христиан важно, что эта память об усопших переходит с родового порядка, с памяти о своих предках и родителях, на порядок поминовения всех детей единого Бога. Всех, кто когда бы то ни было веровал во Христа. Потому что духовное родство выше родового. Христианство это утверждает и исповедует. В этот день Церковь вспоминает всех почивших христиан, потому что у Бога, как известно, все живы. Поэтому Троицкая родительская суббота называется «Вселенской»: она всеобщая, всеохватная».
Что нужно сделать в этот день
Помолиться. Самое важное, что мы можем и должны сделать – это помолиться об упокоении умерших близких людей, как родных, так и просто знакомых, с кем нас сталкивала жизнь, или кто является для нас значимым человеком, даже если ушел из мира живых раньше, чем мы сами появились на свет.
Почему так важно молиться о почивших? В православной традиции принято считать, что вечно живая душа каждого усопшего испытывает великую потребность в нашей молитве о ней, потому что сам человек уже не может творить добрых дел и как-то испросить прощение у Господа. Вот почему молитва за усопших близких – это долг всякого православного христианина. В такой молитве и после нее мы можем получить какое-то размышление и о себе, о своей жизни, о том, что нам тоже когда-то придется уйти, и важно, чтобы было кому о нас самих помолиться».
Написать поминальные записки. Можно пойти в церковь на утреннюю службу и написать поминальные записки, указав имена всех усопших, которых мы вспоминаем (многие даже специально обращаются к старшим родственникам, чтобы выяснить как можно больше имен предков).
По словам Дмитрия Гасака, если в этот день приехать в особо чтимые места, такие, как Троице-Сергиева Лавра или храм Христа Спасителя, то там у священников скапливается так много поминальных записок, поданных прихожанами, что они даже специально приглашают кого-то из братии в алтарь, чтобы разделить эту молитвенную работу: помочь прочитать эти толстые стопки записок, чтобы произнести имена все поминаемых.
«В этот день Церковь поминает всех христиан, кто только жил на белом свете: и здесь, в России, и в Европе, и на Востоке, и в Сирии, и в Африке – всех, кто был верен Христу, – говорит Дмитрий Гасак. – В отношении Литургии есть такое правило: писать имена только верующих крещенных людей. А в сердце своем, в домашней молитве можно вспоминать любого человека, даже некрещеного. Когда кто-то молится об усопшем, он тем самым являет ему свою любовь. Так что если есть какие-то теплые чувства к тому, кто ушел из жизни, то я думаю, что вспомнить их в личной молитве можно за всех. Ведь поминовение – это дело живой памяти. И для нас в России это особенно важно, особенно учитывая историю XX века, когда память о многих людях была стерта. А надо помнить всех, хоть это и не всегда легко».
Что делать можно, но не обязательно
Заказать сорокоуст об упокоении кого-то самого близкого. Тогда об умершем человеке целых сорок дней подряд будут молиться священники, поминая его имя в алтаре. Также можно заказать панихиду об умершем.
Принести пожертвование на канун. Еще один способ помянуть – купить и принести в церковь продукты (любые, кроме мясных). Их кладут на канун – обычно это стол рядом с тем местом, где ставят свечи об упокоении. Можно также купить в церковной лавке и пожертвовать на канун кагор, который потом пойдет для причащения верующих, или лампадное масло. Все это делается с той же целью, с какой ставится свеча – это пожертвование, как способ поминовения близких.
Раздать милостыню. Что еще мы можем сделать, чтобы наши молитвы были услышаны? Конечно, делать добрые дела. А также раздавать милостыню и пожертвования. В любой форме: можно перевести деньги на благотворительность, пожертвовать в храм, раздать нуждающимся, просто сделать перевод кому-то из знакомых, про кого вы знаете, что человеку нужна помощь. Важно сделать это по-возможности негласно, не обсуждать это ни с кем, не хвалиться своим поступком.
Собрать близких за поминальной трапезой. В родительскую субботу хорошо собирать родных людей дома, чтобы помолиться и вспомнить жизнь усопших близких, вспомнить, что они смогли сделать в своей жизни ради Бога, ради других людей, и поблагодарить Бога за них. Только поминальная трапеза не должна сопровождаться обильным возлиянием или превращаться в пышный пир.
Доделать то, что не успел сделать усопший. Очень хорошая традиция, скорее не церковная, а светская – постараться закончить те дела, которые не успел доделать на этой земле близкий человек. Мы знаем, что друзья и родственники часто издают собрания сочинений писателя или поэта, даже если он не получил широкого признания при жизни. А ученики продолжают научные изыскания своего учителя. Но любой человек достоин того, чтобы в память о нем подхватить и доделать важное для него дело. А иногда бывает нужно даже попросить от его имени прощения у кого-то, если он не сделал этого при жизни. Самое время для этого – родительская суббота.
Выяснить историю своей семьи. Сейчас многие люди изучают свои родословные, находят информацию о своих предках: где они жили, кем были. Иногда находят среди своих предков людей очень достойных или даже святых. «Эта тенденция дает большую надежду, что от бытового почитания усопших наш народ будет постепенно переходить к более духовному отношению к предкам. И к родителям, и к тем, кто для нас лично и для нашего народа является примером и вдохновителем», – сказал корреспонденту «МИР 24» старший преподаватель СФИ Максим Зельников.
Посетить родные могилы. В родительскую субботу можно также посещать могилы близких. Но это не обязательно, а по велению души. Если хочется, то можно. Однако священники предупреждают, что без молитв это бессмысленно и даже вредно, поскольку приводит к унынию.
Чего лучше избегать
В нашем народе сильна традиция памяти об усопших. Но по происхождению она не только христианская. Если вы православный человек или хотя бы на уровне традиции ассоциируете себя с православием, то не нужно делать всего того, что пришло к нам из язычества или противоречит христианству.
- Не нужно превращать поминки в пышные торжества.
- Нельзя употреблять алкоголь на кладбище.
- Нельзя оставлять на могиле рюмку с водкой, хлеб и любое угощение. Это – не христианская, а языческая традиция.
- Нельзя креститься на фото, монументы и памятники.
- В Родительский день не нужно ссориться и конфликтовать, тем более – сквернословить.
- Не стоит вспоминать о грехах и недостатках усопших.
В конце концов, любая родительская суббота – это день сосредоточенных молитв, светлой грусти и воспоминаний о близких людях, которых мы утратили. А также о том, что и наш черед когда-нибудь наступит, и хорошо бы к этому подготовиться с помощью исповеди и причащения.
Зачем поминать покойника на 3,9,40 день
Смерть пришла в этот мир посредством грехопадения, это известно всем. Также все знают, что после нее жизнь души продолжается. Загробная участь зависит от земной жизни каждого человека. Но откуда пошел обычай поминать умершего на третий, девятый и сороковой день, знают немногие. Почему именно эти дни после смерти выделены для особого поминовения?
Третий день
О смерти и загробной жизни мы можем подробно узнать, прочитав житие святой блаженной Феодоры. Она рассказала в посмертном видении, что ждет человека с наступлением иной жизни.
Когда святая лежала на смертном одре, то видела, как к ней приступили бесы. Вид их был страшен, они ждали исхода ее души, чтобы забрать в ад. При этом каждый из них держал список ее земных грехов. Оказывается, что все плохие поступки, мысли и слова человека записывают, чтобы представить как компромат.
Но тут же появились и Ангелы, вид их был светел. Они прогоняли бесов и говорили, что те не имеют пока власти над душой. Потом пришла сама Смерть в виде скелета с косой. При этом душа Феодоры затрепетала от ужаса. Смерть дала ей испить некое питие, потом стала отсекать по очереди руки и ноги. Последней она отрубила святой голову.
В первые три дня душа находится возле тела, видит его со стороны. Перед ее зрением проносится вся земная жизнь. На третий день совершается чин погребения. Священник читает разрешительную молитву, и душа теряет последнюю связь с телом. Оно предается земле, а душа отправляется в путь.
Девятый день
С третьего по девятый день душе показываются райские блаженства. Она видит то, что уготовано святым и желает туда попасть. В девятый день после смерти надо молиться за умершего, подавать милостыню, чтобы душа его сподобилась попасть в Царство Небесное навсегда.
Затем с девятого по сороковой день душа видит страшные адские мучения. С этого момента начинается ее восхождение по ступеням в рай. Это – так называемые «мытарства». Подробно они описаны в житии святой Феодоры.
Каждая из двадцати ступеней означает некую страсть:
- Первая – грехи словом (празднословие, смехотворство и т.д.).
- Вторая – лжи.
- Третья – осуждения.
- Четвертая – чревоугодия.
- Пятая – лени.
- Воровства.
- Сребролюбия.
- Лихоимства.
- Неправды.
- Зависти.
- Гордости.
- Гнева.
- Злопамятства.
- Убийства (сюда относятся и аборты, толкание в гневе).
- Чародейства.
- Блуда.
- Прелюбодеяния.
- Содомских грехов.
- Ереси.
- Немилосердия.
Последняя ступень – немилосердие. Если даже душа прошла все мытарства, непричастна к греху блуда, осуждения и т.д., но не оказала милость ближнему, то она низвергается в ад. Если человек исповедовал при жизни согрешения, то они стираются из списка бесов. Также большую роль играет молитва живых за усопшего и добрые дела. Они служат как бы данью для бесов, они не смогут задержать душу.
Сороковой день
На сороковой день после смерти душе выносится окончательный приговор. Вот почему именно в этот день надо особенно усердно молиться за усопшего, творить милостыню. Теперь душа навсегда попадает либо в рай, либо в место вечного мучения. Но до Страшного суда усопшего можно вымолить, изменить его участь.Поэтому молитва живых за умершего чрезвычайно важна. Сам он уже не может помолиться за себя после смерти.