Как исчисляется пасха у православных
Как определяют день Пасхи
Каждый праздник имеет дату. Именно в этот день и проводится торжество. Не каждый праздник имеет четко установленную дату, которая повторяется из года в год. К таким относится праздник Пасха. Это самый древний и важный день в христианстве. Именно в этот праздник можно услышать слова «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!». Как определяют день Святой Пасхи? Об этом далее.
Почему Пасха каждый год в разные дни
Прежде чем говорить о системе вычисления даты празднования Пасхи, нужно узнать причины такого порядка. Стоит углубиться в историю. Сам праздник непосредственно связан с лунным календарем, который был принят у евреев.
Если посмотреть с этой позиции, то можно с уверенностью заявить, что по правде Святая Пасха каждый год празднуется в одно и то же число. Все дело в наших календарях.
Это важно! В России люди живут по Григорианскому календарю. Он создан, как и Юлианский, на основе солнечного. Год включает в себя 365 суток и 6 часов, то есть 12 месяцев, каждый из которых длится от 28 до 31 дня. Лунный календарь состоит из 354 суток. Это и есть 12 месяцев, каждый из которых длится от 27 до 29 дней. Как видно из разницы лунный календарь меньше солнечного.
Именно из-за различия в наших календарях Святая Пасха отмечается в разные даты, но всегда в воскресенье.
Читайте о Пасхе:
Как высчитывается дата Пасхи
Раньше в России даже необразованные крестьяне могли с легкостью определить дату Пасхи. Они просто отсчитывали 48 дней с начала Великого поста. Его тогда соблюдали практически все, поэтому и дата Пасхи была известна. Это был, пожалуй, единственный способ. Поскольку сейчас мало кто держит пост, можно воспользоваться другим методом. Вот его алгоритм:
- Определите день весеннего равноденствия.
- Узнайте, когда после него наступает первое полнолуние.
- Первое воскресенье после полнолуния — день Святой Пасхи.
Можно заметить, что способ достаточно легкий. Он не требует каких-то познаний. Все данные может предоставить интернет.
Ученые определили, что по григорианскому календарю самая ранняя Святая Пасха была 4 апреля, а самая поздняя — 8 мая. Православная и католическая Пасхи никогда не выйдут за пределы этого диапазона.
Как определить дату Пасхи
Кроме вышеуказанного способа, имеется и арифметический. Он состоит из простых действий и чисел, был придуман Гауссом немецким математиком и ученым в XIX веке.
Сначала нужно номер нужного года разделить на 19 и выделить остаток. То же самое нужно сделать еще два раза, но с числами 4 и семь. У нас есть 3 остатка после каждого действия. Теперь первый остаток умножаем на 19 и делим на 30, находим остаток. Второй остаток умножаем на 2, третий на 4, четвертый на 6. Складываем полученные данные и прибавляем 6, делим на 7. Вновь находим остаток.
Если сумма четвертого и пятого остатка меньше 9, то месяц празднования — март. Теперь осталось определить дату. Сложим четвертый и пятый остатки и прибавим 22. Полученное число и есть дата торжества.
Если сумма четвертого и пятого остатка больше 9, то месяц празднования — апрель. Чтобы определить дату сложим четвертый и пятый остатки и отнимем 9. Полученное число и есть дата торжества. Такой способ будет актуален вплоть до 2101 года. Позже, из-за разрыва календарей будет немного изменен.
Даты православной и католической Пасхи с 2020 до 2033 года
Для удобства представим ниже даты празднования Святой Пасхи с 2020 года по 2033 в православии и католичестве.
Год | Католическая Пасха | Православная Пасха |
2020 | 12 апреля | 19 апреля |
2021 | 04 апреля | 2 мая |
2022 | 17 апреля | 24 апреля |
2023 | 9 апреля | 16 апреля |
2024 | 31 марта | 5 мая |
2025 | 20 апреля | 20 апреля |
2026 | 05 апреля | 12 апреля |
2027 | 28 марта | 02 мая |
2028 | 16 апреля | 16 апреля |
2029 | 01 апреля | 08 апреля |
2030 | 21 апреля | 28 апреля |
2031 | 13 апреля | 13 апреля |
2032 | 28 марта | 02 мая |
2033 | 17 апреля | 24 апреля |
Это интересно! Даты празднования Пасхи у православных, евреев и католиков никогда не сходятся. Это происходит из-за тех же календарей и обычаев, которые сложились очень давно в Западной и Восточной Римской империи. Католическая пасха опережает еврейскую, а еврейская православную. Однако в 2025, 2028 и 2032 годах совпадут даты только католической и православной Пасхи, но не еврейской.
Используя эти нехитрые способы как первый, так и второй, любой человек сможет без труда рассчитать дату празднования Святой Пасхи на любой год.
Как вычисляется день празднования Пасхи?
История установления даты празднования Пасхи
Установление календарей
В основе построения двух календарей лежит вопрос о пасхалии, то есть правилах празднования Пасхи.
Решение о праздновании Пасхи было принято на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году, но это решение не было каноном, это была некая договоренность.
С предложением рассмотреть вопрос о дате празднования Пасхи выступил святой равноапостольный император Константин. Он считал, что необходимо выработать собственные правила вычисления для установления дат празднования Пасхи.
Причина: Нежелание праздновать христианскую Пасху одновременно с иудеями, которые устанавливали сроки празднования своей Пасхи – христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после еврейской Пасхи, дату которой высчитывали сами иудеи. Таким образом, существовала прямая зависимость от иудеев. Эту зависимость было необходимо разорвать.
Правила вычисления еврейской Пасхи с ветхозаветных времен:
– основа вычислений – лунный календарь
– основная единица – месяц
– длительность месяца – 29 или 30 дней
– полнолуние – 14-ый день любого месяца
– продолжительность года в 12 месяцев – короче на 10 дней солнечного года
– если год из 13 месяцев, то год на 20 дней длиннее солнечного
– для фиксирования праздников за определенными датами – корректировка лунного и солнечного календарей – это делалось методом периодического добавления 13-го месяца. Решение о добавлении месяца принимал первосвященник. Год должен был начинаться весенним месяцем, когда появляется первый урожай ячменя – месяц нисан.
Для разных мест в среднем начало месяца нисана запаздывало по отношению к равноденствию на срок от 8 до 20 дней. Разница в этих оценках связана с тем, что урожай ячменя в горных местах созревает позже, чем в долинах. Нужно подчеркнуть, что в любом случае речь идет о запаздывании в среднем. Были годы, когда евреи праздновали свою Пасху раньше равноденствия, в другие годы – значительно позже.
Для римлян и греков весна всегда наступала после весеннего равноденствия. О точной дате этого астрономического события были разногласия, но практически все были согласны принять некую постоянную дату юлианского календаря, пренебрегая колебаниями реального астрономического равноденствия в пределах четырехлетнего високосного цикла. Евреи стали интересоваться календарем, связанным с астрономическими явлениями и датой весеннего равноденствия, только после разрушения Иерусалима Титом.
Правила вычисления дня христианской Пасхи:
Метонов цикл (в греко-римском мире)
По имени афинского астронома Метона. Предварительные расчеты показывали, что через каждые 19 лет (при несоизмеримости лунного месяца с годом) сумма лунных периодов совпадала с солнечным годом. Если полнолуние совпадало с днем весеннего равноденствия, то через 19 лет снова происходило такое совпадение. Этот цикл был очень точным – ошибка в один день нарастала за 302 года. Таким образом, используя данный цикл, можно было определять даты полнолуния на протяжении многих сот лет.
Метонов цикл был разделен на месяцы продолжительностью 29 и 30 дней.
Однако полнолуния здесь не были астрономическими, то есть 14-ая луна каждого месяца могла отличаться от момента, когда наступало астрономическое полнолуние на 1-2 суток. Это было важно, так как, на первый взгляд, то правило, которое было принято на I Вселенском Соборе, казалось бы, исключало возможность совпадения христианской и еврейской Пасх. Должно было соблюдаться правило, чтобы христианская Пасха праздновалась бы после иудейской Пасхи, так как Христос воскрес после еврейской Пасхи. Поэтому в правиле говорилось, что если полнолуние (то есть еврейская Пасха) совпадали с воскресеньем, то праздновать надо в следующее воскресение. Полнолуние не астрономическое, а расчетное.
В первое тысячелетие таких совпадений было несколько. Дело в том, что можно было использовать Метонов цикл, но выбирать первый его год каждый мог сам. Выборы этих дат у разных народов не совпадали. В связи с этим, в некоторых Церквах могло происходить празднование Пасхи в один день с иудеями. Последнее такое совпадение произошло в конце VIII века. Тогда этого никто не боялся. Строгого запрещения праздновать Пасху в один день с иудеями – нет.
Метонов цикл более точен, чем юлианский календарь. В юлианском календаре за период в 400 лет накапливается ошибка в 3 дня.
Все возникающие вопросы по календарю мог разрешить только Вселенский Собор, однако, начиная с IX века, по политическим причинам собрать его уже было невозможно.
Правило I Вселенского Собора – днем празднования Пасхи является первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Чтобы не возникало споров по поводу того, какое полнолуние считать первым весенним (пасхальным), было решено считать границей, отделяющей весну от зимы, день весеннего равноденствия. Днем весеннего равноденствия считается 21 марта по юлианскому календарю.
Для отцов I Вселенского Собора, прежде всего, было важным единство и согласие в Церкви, а не строгие астрономические выкладки. Желание праздновать Пасху всем православным Церквам в один день. Введение этого правила должно было быть постепенным. Это правило помогало каждому епископу самостоятельно рассчитать дату празднования Пасхи.
Римская (Западная) Церковь имела свои правила празднования Пасхи:
– ссылка на указание апостола Петра – не праздновать Пасху после 21 апреля. Как считают историки – это было нежелание того, чтобы день празднования Пасхи выпадал на день основания Рима.
Святой Афанасий Великий предлагал праздновать Пасху в 346, 349 гг. вместе с Римом – ради единства Церкви во времена смуты.
Папа Лев Великий предложил праздновать Пасху в 444. 455 гг. вместе с Востоком, также ради единства.
Никейские правила, касающиеся дней празднования Пасхи, были приняты Римской Церковью к концу V – началу VI веков.
Пасха и лунный календарь
Пасха в христианской религии является древнейшим и очень значимым праздником. От нее зависят другие многочисленные празднования, которые входят в Пасхальный круг. Появление Пасхи приурочено к великому событию — Воскресению Иисуса Христа. Точной даты у данного праздника нет, она рассчитывается каждый год и отмечается в разных числах.
Пасхальный календарь
Для расчета алгоритма, по которому исчисляют число и месяц Пасхи, используют специальную систему — пасхалию. У православных и католиков применяют различные пасхалии для определения даты этого великого дня. В связи с применением у каждой церкви своего пасхального календаря, возникает разница в числах:
- Католики применяют григорианскую пасхалию, которая исчисляется по григорианскому календарю. Дата дня весеннего равноденствия — 03 числа 04 месяца.
- Православные ведут исчисления для александрийской пасхалии по юлианскому календарю. Весной день равноденствия наступает 21 числа 03 месяца.
В 20-21веках, в пасхалии православных используется более поздний показатель полнолуния (различие примерно в 4 дня) в отличие от астрономического. Это произошло из-за накопленной погрешности.
Пасха по Лунному календарю
Празднование этого великого дня происходит весной, а точно исчисляется пасха по лунному календарю. Рассмотрим подробнее как рассчитать пасху по лунному календарю.
Узнать число этого праздника не просто. Главным критерием расчетов является следующая информация: празднование назначается на воскресенье весны, наступающее за днем с полной луной.
Для того чтобы узнать как рассчитывается Пасха по лунному календарю, необходимо учесть основные признаки:
- Календарные показатели солнечной системы (обороты Земли по отношению к Солнцу).
- Вычисление календарных данных лунной системы (обороты Луны по отношению к Земле).
- Постоянный неизменный день недели празднования — воскресенье.
В случае наступления полной луны ранее 21 числа 03 месяца, пасхальным полнолунием будет являться следующее за ним. А при его попадании на воскресенье, праздник наступит в следующее воскресенье.
В связи с использованием различного пасхального календаря Православной и Католической церковью, даты праздника у них будут разниться. Число и месяц православной Пасхи изначально исчислялся в соответствии с регламентированным сводом правил.
В их содержании отражается следующее: праздник не должен быть назначен на более раннюю дату, чем дата празднования иудейской Пасхи и в один день с ней. При этом в них не отражено каким образом ведется исчисления с технической стороны.
После окончательного разделения двух церквей в 1054г., православные правила вычисления даты Пасхи по лунному календарю отразились в «Синтагмах» Матфея Властаря.
Также существует 4 главных постановления, касаемые католической Пасхи (два из них из неписаного предания):
- Празднование происходит весной после дня равноденствия.
- Число не назначается на дату иудейского празднования.
- Исчисления производятся не только по окончанию равноденствия, но и по завершению полнолуния, наступившего за ним.
- Дата назначается после полнолуния в первое воскресение.
Но из-за того что в 1582г. папа ГригорийXIII ввел обновленную Пасхалию, произошли изменения во всем календаре. В связи с этим дата католического празднования может выпасть на одно и то же время с иудейским и часто наступает ранее чем в православии.
Почему Пасха каждый год в разные дни
Изначально, число празднования Христианской Пасхи имело прямую зависимость от Песаха (Пасха иудеев). Еврейский народ, зашедший в Египет в 18 веке прошлой эры, был радушно принят государством. Но после смены правления их поработили и стали эксплуатировать. И только в середине 13 века прошлой эры им удалось покинуть страну. С того времени Исход начал праздноваться иудеями в Песах.
В ту же дату, через многочисленные столетия, случилось распятие Иисуса Христа. Это произошло 14 нисана в полнолуние, по прошествие весеннего равноденствия. По наступлению 3 дня с даты этого события, Иисус Христос воскрес.
До 4 века празднование происходило в двух датах: кто-то причислял его к 14 нисану, в честь Исхода, а некоторые отмечали уже после 14 числа в воскресенье. В 325г. было принято решение о назначении даты Пасхи после иудейской. А в 1054г. разъединение народов послужило образованию отдельной Церкви католиков, которая с 1582г. начала использовать для вычисления пасхальных дней григорианский календарь. В то время как Православная продолжала пользоваться юлианским.
Как высчитывается дата
В 325г. был утвержден свод правил, по которым вычисляется дата празднования. В них сказано, что назначение даты выпадет на воскресенье весны, наступающее за днем с полной луной после равноденствия. При этом иудейское празднование должно пройти раньше.
В связи с этим, Пасха не может быть назначена ранее 04.04 и позднее 08.05. по обновленному стилю. Исчисление даты производится довольно-таки сложно. Обычно вычисления проводила Александрийская церковь, которая умела наиболее точно определить даты с полной луной. Затем она сообщала итоги другим церквям.
Как определить дату Пасхи
Помимо вычисления числа празднования по лунному календарю, существует более простой математический метод Карла Гаусса. Используя следующие формулы, можно рассчитать дату на необходимый год.
Для того, чтобы начать расчеты возьмем три числа: 19, 4, 7. Далее нужно год празднования поделить на каждое из этих чисел. Для удобства первому результату присвоим букву 《А》, следующему — 《Б》, и последнему — 《В》. Далее производим следующее действие: (19×А+15)÷30, к итогу этого примера присвоим букву 《Г》. Следующее уравнение — (2×Б+4×В+6×Г+6)÷7, присвоим его результату букву 《Д》.
В случае суммы Г и Д Даты православной и католической Пасхи с 2019 до 2033 года
В таблице указаны число, месяц празднования и года Православной и Католической пасхи.
Год | Православная | Католическая |
2019 | 21.04 | 28.04 |
..20 | 12.04 | 19.04 |
..21 | 04.04 | 02.05 |
..22 | 17.04 | 24.04 |
..23 | 09.04 | 16.04 |
..24 | 31.03 | 05.05 |
..25 | 20.04 | 20.04 |
..26 | 05.04 | 12.04 |
..27 | 28.03 | 02.05 |
..28 | 16.04 | 16.04 |
..29 | 01.04 | 08.04 |
..30 | 21.04 | 28.04 |
..31 | 13.04 | 13.04 |
..32 | 28.03 | 02.05 |
..33 | 17.04 | 24.04 |
Праздник великой Пасхи является одним из самых давних и почитаемых в христианстве. Он знаменуется важными событиями в религии — воскресением Иисуса и завершением Великого поста.
Как определяется дата православной Пасхи: история и современность
Православная Пасха является «праздников праздником, торжеством из торжеств» для нашей Церкви. От нее зависит ряд других дат церковного календаря: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица, которые образуют так называемый Пасхальный круг. Эти праздники называются переходящими. От чего зависит дата главного христианского праздника и как она вычисляется, мы расскажем в этой статье.
Еврейский Песах
Традиция отмечать Пасху восходит еще к ветхозаветным временам. Только тогда она имела другой смысл и значение, да и название звучало несколько иначе. Еврейский Песах переводится как «миновать, проходить мимо» и связан с событиями избавления израильского народа от порабощения Египтом.
Обычай ежегодно вспоминать и чтить Исход еврейского народа из рабства установил Сам Бог через пророка Моисея. Из Писания мы знаем, что Господь Иисус Христос, пришедший не нарушить закон, но исполнить, тоже принимал участие в этом празднике — после иудейской Пасхи Он и был распят.
Дата празднования Песаха приходилась на период с 14 по 21 число месяца нисана, что приблизительно соответствует нашему марту. Этот месяц был первым в еврейском календаре, ориентиром для определения его начала служил момент созревания колосьев. После разрушения Иерусалима этот ориентир был утрачен, поэтому иудеям пришлось перейти на лунный календарь.
Пасхальный спор
После Воскресения Иисуса Христа, как свидетельствуют историки, первые христиане вначале особым постом отмечали «Пасху крестную», которая по времени совпадала с еврейской. Она продолжалась до следующего воскресенья, в которое отмечалась уже «Пасха радостная», или воскресная.
Со временем второе празднование стало главным, уже ко II столетию оно обретает значение ежегодного главного торжества для всех христиан. Большинство верующих отмечало Воскресение Христово в следующее воскресенье после еврейского Песаха. Но не все.
Христиане Ассирии пользовались собственным календарем. Церкви Малой Азии, ссылаясь на авторитет апостола Иоанна Богослова, придерживались иудейского обычая. Празднование Пасхи у них всегда приходилось на 14 день нисана, за что их еще прозвали четыренадесятниками, или квадродециманами.
Наиболее распространенными среди всех верующих были Александрийские пасхалии. Западный мир отмечал Пасху в следующее воскресенье после еврейской, последнюю определяя как полнолуние после дня весеннего равноденствия.
Такая разница в определении даты празднования главного события, от которого зависели многие другие даты, не могла не вносить сумятицу в церковную жизнь, в результате чего возникли так называемые «пасхальные споры». Решить их был призван I Вселенский собор, который прошел в 325 году в Никее.
Постановление Вселенского собора
Вселенский собор единогласно постановил отмечать Воскресение Господне всем поместным церквям в один день. Что касается самой даты, то это правило звучало следующим образом:
Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния
Под весенним полнолунием подразумевается то, которое наступает после дня весеннего равноденствия. Таким образом, дата определяется из соотношения лунного (полнолуние) и солнечного (день весеннего равноденствия) календарей — на основе солнечно-лунного календаря. Этот принцип и по сей день применяется при вычислении даты православной Пасхи.
Было также согласовано время самого праздника. Собор установил время празднования «в средние часы ночи», что в целом сохраняется и сегодня.
Кроме того, Собор строго запретил совершать праздник «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями». Историки, правда, свидетельствуют, что часть малоазийцев не отказалась от своей традиции, за что была отлучена от Церкви как «иудействующие» еретики.
В основу исчисления постановили взять Александрийские пасхалии как наиболее простые и удобные. К этому времени как в западных, так и в восточных церквях крестная и воскресная Пасхи уже были объединены. Празднование первой из них длилось неделю до воскресенья (соответствует нашей Страстной седмице), второй — неделю после воскресенья (современная Светлая седмица).
Однако название Пасхи для обозначения именно — и только — Воскресения Христова закрепилось в христианском мире лишь в V веке. Тогда же этот день получил название «праздника праздников», или «царя дней», и постепенно стал центром богослужебного круга.
Проблема календарных стилей
И все было бы хорошо, мы бы так и отмечали главный праздник со всем христианским миром в один день, если бы с тех пор ничего не изменилось. Но изменения произошли. И связаны они с именем папы Григория XIII. В 1582 году он ввел новый календарный стиль, впоследствии названный его именем — григорианский (или «новый стиль»).
С чем это было связано? Все с тем же желанием упорядочить Пасхалии, внести в них большую точность. И здесь нужно сделать небольшое отступление и объяснить, что же до этого было не так.
Дело в том, что до этого времени весь европейский мир жил по юлианскому календарю. Его в 46 году до Рождества Христова составил император Юлий Цезарь по египетскому образцу. В основе этого календаря лежит солнечно-лунная система, по которой год получается длиннее на 11 минут 14 секунд года астрономического.
Из-за несоразмерности солнечного и лунного циклов день солнечного равноденствия, который в 325 году был 21 марта, к концу шестнадцатого века сместился на десять дней назад. Сразу скажем, что и сегодня время празднования православной Пасхи определяется по юлианскому (старому) стилю.
Недовольная этим Римско-католическая церковь провела реформу и ввела свой календарь, основанный исключительно на солнечной системе отсчета. Так она хотела сделать дату праздника фиксированной. Летоисчисление в 1582 году было механически перенесено на десять дней вперед, то есть днем весеннего равноденствия опять стала дата 21 марта.
Сегодня большая часть поместных православных церквей, за исключением Автономной Финской, дату празднования Воскресения Господня определяет по юлианскому календарю. В то же время другие праздники, не привязанные к этой светлой дате (как например, Рождество Христово), многие церкви отмечают по новому стилю. Разница между ними сегодня составляет 13 дней.
Пасха православная и католическая — чья правильнее?
Закономерно возникает вопрос: какой же стиль для определения дня Христова Воскресения лучше? Справедливости ради нужно сказать, что с астрономической точки зрения григорианский календарь, конечно, точнее. Если лишний день по юлианскому летоисчислению появляется через каждые 128 лет, то согласно григорианскому стилю он возникнет только через 3200 лет.
Однако с точки зрения хронологии Евангельских событий новый стиль уступает старому. Это связано с тем, что по григорианскому календарю Пасха может совпадать с еврейской. Иногда она совершается даже раньше, как получилось и в этом, 2016 году: католическое Воскресение Христово пришлось на 27 марта, еврейское торжество начинается только с 22 апреля. В нашей Церкви Пасха 2016 года выпадает на 1 мая.
Поскольку Сын Божий Иисус Христос воскрес после еврейского Песаха, то и празднование этого события не может совершаться раньше — это нонсенс. Именно поэтому его запретил Вселенский собор вплоть до анафемы. О том же гласит и седьмое апостольское правило:
Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина
Это объясняет, почему Православная Церковь не отказывается от старого стиля. Еще одним неоспоримым фактом истинности этой традиции исчисления является то, что Благодатный Огонь в Храме Гроба Господня сходит именно в день празднования по юлианскому стилю.
Почти в половине случаев католический Светлый праздник Воскресения бывает раньше православного. Приблизительно в 30 процентах случаев они совпадают, что мы будем наблюдать в следующем 2017 году 16 апреля. Обычно разница между двумя традициями празднования составляет более месяца.
Дата православной Пасхи колеблется в пределах с 22 марта по 25 апреля (с 4 апреля по 8 мая по новому стилю). Если она выпадает на 7 апреля (совпадает с праздником Благовещения), ее называют Кириопасхой (Господней Пасхой).
Новые попытки реформации
Уже в XX веке неоднократно предпринимались попытки привести к единообразию празднования главного христианского торжества. В 1923 году на Всеправославном конгрессе Константинопольским патриархом Мелетием IV была предпринята попытка ввести новоюлианский календарь, совпадающий с григорианским до 2800 года.
Хотя восточные церкви не поддержали эту идею, спустя год на этот календарь все же перешла Румынская Церковь. Еще позже Антиохийская, Константинопольская, Элладская, Александрийская и ряд других православных церквей под влиянием того же Мелетия тоже перешли на новоюлианский стиль.
В Москве в 1948 году на Совещании Церквей было принято решение, что православная Пасха и все привязанные к ней переходящие праздники должны вычисляться по юлианскому календарю, а непереходящие праздники — по тому, который принят в данной поместной церкви. Полностью юлианским календарем сегодня пользуются лишь Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская православные Церкви, а также Святая гора Афон.
В 1997 году Всемирный совет церквей в Сирийском городе Алеппо предложил зафиксировать дату «торжества торжеств» в солнечном календаре или утвердить одну Пасхалию для всех христиан. Но эта реформа не была поддержана всеми участниками Совета.
Подробнее о разнице между григорианским и юлианским календарями можно узнать из видео:
Почему Пасха празднуется каждый год в разные дни
Пасха – древний и наиболее важный религиозный праздник в христианстве, на котором оно, собственно говоря, и основано. Отмечается в честь удивительного воскрешения из мёртвых Иисуса Христа на третьи сутки после Его распятия на кресте.
Воскресенье Христово относится к переходящим праздникам, ежегодно дата торжества меняется, припадая на разные дни. Многие не могут понять, почему так происходит, желают найти ответ на вопрос: «Почему Пасха празднуется каждый год в разные дни?». Предлагаю получить его в этой статье.
Когда празднуется Пасха?
Христианскую Пасху отмечают в день первого воскресенья, следующего за первым полнолунием, наступающим после дня весеннего равноденствия (то есть даты, когда длительность ночи и дня одинаковая). Если же первое полнолуние совпало с седьмым днём недели, то торжество переносится на неделю вперёд.
Почему Пасха празднуется каждый год в разные дни?
Вам может показаться странным, но в действительности Светлое Христово Воскресенье ежегодно выпадает на одну и ту же дату. Только для её расчёта используется не привычный нам солнечный календарь, а лунный. И тут необходимо отметить, что в мире люди пользуются разными системами исчисления времени: еврейским календарём, Юлианским, Григорианским (по которому живут в частности россияне и украинцы) и другими.
Для отсчёта года ориентируются на вращение Земли вокруг Солнца. Так за 1 год она совершает ровно 1 оборот вокруг дневного светила. Намного более сложная ситуация наблюдается с расчётами месяцев. Цикл Луны, варьирующийся от фазы новолуния к фазе полнолуния, равняется в среднем 27-29 суткам. Однако, такой идеальный месяц в календаре – это разве что февраль.
В результате мы имеем постоянные несоответствия солнечного и лунного календарей, с которыми ничего невозможно сделать. Ведь небесные светила двигаются в соответствии с физическими законами, а не календарными расчётами.
В итоге получаем следующие данные:
- Длительность солнечного года – равняется 365 суткам и практически 6 часам. В нём двенадцать месяцев, длительность которых немного превышает продолжительность лунных (составляет от 28 до 31 суток).
- Длительность лунного года – равняется 12 месяцем по 27-29 суток. На протяжении года Луна обновляется двенадцать раз, что соответствует количеству 354 суток.
Выходит, что по продолжительности лунный год всегда меньше, чем солнечный. И здесь мы вплотную подходим к объяснению того, почему ежегодно день праздника Пасхи варьируется.
Пасха, как мы уже знаем, празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, наступающего за весенним равноденствием – то есть 20 марта. Дата равноденствия является стабильной каждый год. Отчего же тогда Воскресение Иисуса Христа смещается на различные даты?
Происходит это потому, что первое полнолуние может наступить, как на следующие сутки после дня равноденствия, так и через пару недель после него. Именно из-за этого и происходит постоянное изменение даты Пасхи. Они не могут быть одинаковыми даже для 2 лет подряд.
Также не следует забывать и о традиции празднования Пасхи только по воскресным дням недели. А ведь каждый год числа в неделе сдвигаются на один, а в високосные годы даже на два дня. Поэтому и неудивительно, что праздник относится к переходящим – по умолчанию он не может иметь устойчивой даты.
Интересно! Можно рассчитывать дату Воскресенья Христа самостоятельно, а можно обратиться за помощью к специальной Пасхалии, где числа праздника прописаны на много лет вперёд.
Почему Пасха связана с первым полнолунием?
И если с вычислением даты Воскресения Христова вроде бы всё ясно, то остаётся непонятным, почему для его расчётов берётся первое весеннее полнолуние. Для получения ответа на поставленный вопрос необходимо обратиться к истории, отмотав время практически на 2000 лет тому назад – тогда, когда и жил легендарный Иисус Христос. Вернее, когда иудеи предали его смерти на кресте.
Как мы знаем из Библии, случилось данное событие в пятницу, а чудесное воскрешение Спасителя из мёртвых совпало с древним еврейским праздником Песах. Ничего не напоминает вам его название? Да, почти как наша Пасха и такое совпадение совершенно не случайное – современное христианское торжество отталкивается от той самой древней даты Песаха.
Что вообще означал Песах для иудеев? Он считался священной датой, ведь тогда народ израильский был выведен пророком Моисеем из плена египтян. Дальше следуют длительные скитания евреев, которые успешно завершаются нахождением ими земли обетованной – современного Израиля. Дата празднования Песаха приходится на 14 нисана – то есть еврейского аналога русского марта с апрелем. И выпадает древний праздник как раз таки на первое полнолуние по весне.
Интересно! Есть предположения, что празднование Песаха проводилось ещё в более древние времена, до жизни библейского Моисея.
Поэтому получается, что первое полнолуние – выступает своего рода точкой отсчёта, с которой весна полностью вступает в свои права. А что означала весна для древних людей? Она символизировала начало жизни в природе: света становилось больше, чем тьмы, теплело, можно было сеять и сажать растения для будущего урожая, постепенно появлялись первые ягодки и другие плоды.
Может быть, здесь кроется та причина, почему к христианскому празднику Пасха неравнодушны даже те, кто не причисляет себя к верующим.
Интересно! Несмотря на ежегодные различия в днях Светлова Воскресенья Христова кое что остаётся неизменным всегда – праздник празднуется только в воскресенье.
Почему православные и католики празднуют Пасху в разные числа?
Для ответа на вопрос нужно ещё раз обратиться к истории, а именно – к 1054 году, когда случается раскол христианской церкви на Восточную (православие) и Западную (католицизм). Изначально обе конфессии не имели различий в датах празднования религиозных торжеств, ведь в обоих использовался Юлианский календарь, утверждённый Гаем Юлием Цезарем – римским императором.
Юлианское летоисчисление, однако, не было точным – в нём существовала небольшая ошибка (всего лишь 12 минут), но за годы и столетия сумма неучтённых дней накапливалась довольно внушительная, что приводило к календарным неточностям.
Требовалось решение ситуации и оно было найдено Папой Римским Григорием XIII. Во второй половине 16 столетия он предлагает утвердить новую систему исчисления времени. Нововведенный календарь получает название Григорианского – в честь своего создателя и приводит к смещению времени на 10 суток. То есть ещё вчера на календаре было, допустим, 1 апреля, а сегодня уже наступило 11.
В дальнейшем православная церковь так и не меняет систему летоисчисления на Григорианскую, поэтому все церковные праздники продолжают праздноваться по Юлианскому календарю. Разница же между двумя календарями на сегодняшний день равняется 13 суткам. Что касается России, Украины и многих других стран, то здесь с 1918 года используется Григорианский календарь.
Нередко можно услыхать от верующих вопрос касательно того, насколько подобное положение вещей считается правильным. И не лучше ли ввести новую систему летоисчисления, которая была бы одинаковой для православных и католиков? Вполне разумное предложение, но дело в том, что проведение такой реформы – было бы очень серьёзным событием, на которое пока церковь не решается.
Поэтому пока католики продолжают отмечать Пасху в другую дату, которая преимущественно настаёт раньше христианской. Но бывают и совпадения праздников, когда христианская Пасха отмечается совместно с католической в одно и то же число.
В завершение
- Пасха – самый великий переходящий праздник у христиан. Каждый год его празднование припадает на разные дни. Происходит это из-за того, что Светлое Воскресенье Христово вычисляют по лунному календарю, а мы в быту используем солнечный календарь.
- Между лунным и солнечным календарями есть различие в количестве суток, в связи с чем, первое полнолуние наступает на протяжении определённого количества суток после дня весеннего равноденствия, что влияет на дату наступления Пасхи.
- Католики и православные пользуются различными стилями – Старым (Юлианским) и Новым (Григорианским), поэтому Светлое Воскресенье у обеих конфессий отмечают по разным числам.
А напоследок рекомендую просмотреть тематический видеоматериал: