Как оформить памятку для родителей
Памятки для родителей
Папы и мамы ! Помните!
u От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «я хороший». От сигналов осуждений, недовольства, критики появляется ощущение «с мной что-то не так», «я –плохой».
u Душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
u Даже требования ,которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
u Научись слушать своего ребёнка в радости и в горести.
u Наказывая своего ребёнка,оставайтесь рядом с ним, но избегайте общения с ним.
u Станьте для своего ребёнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и другим людям.
u Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.
u Не разговаривайте со своим ребёнком с равнодушным и безразличным лицом.
u Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.
«Как относиться к отметкам ребенка»
u Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.
u Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.
u Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти Вашего душевного спокойствия. Не учите ребенка ловчить, унижаться к приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
u Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения — идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.
u Поддерживайте ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось Вам подражать.
«Как помогать ребенку в приготовлении домашнего задания»
u Поддерживайте ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось Вам подражать.
u Посидите со своим ребёнком на первых порах в выполнения домашних заданий, если это необходимо. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие успехи.
u У Вашего ребёнка не сформирована привычка делать уроки.
u Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
u Оформите рабочее место ребёнка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед выполнения уроков.
Учите выполнять уроки в этом рабочем уголке.
u Объясните ребёнку главное правило учебной работы—учебные принадлежности должны всегда находиться на своём рабочем месте. Постарайтесь привести в пример своё рабочее место.
u Постоянно требуйте от ребёнка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдёт немного времени, и он будет сам убирать своё рабочее место.
u Если ребёнок в Вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, ещё не начав это задание выполнять.
u Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что Вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
u Учите Вашего ребёнка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребёнок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведённом на выполнении уроков.
u Если ребёнок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал без чисто, без помарок, с соблюдением полей.
u Не заставляйте своего ребёнка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвёт Ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
u Старайтесь как можно раньше приучить ребёнка делать уроки самостоятельно т обращаться к Вам только в случае необходимости.
u Каждый раз, когда Вам хочется отругать своего ребёнка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли
u Ваш ребёнок через много-много лет вспомнить Вас и Ваши родительские уроки.
u Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и Ваше здоровье.
u В конце концов, радуйтесь тому, что у Вас есть такое счастье-с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.
Вы узнали, что ваш ребенок курит…
Начинать антитабачную (и антиалкогольную) пропаганду необходимо, когда ребенок еще бегает в коротких штанишках. Используя любую жизненную ситуацию, из которой наглядно видно, что курение и алкоголь приносит организму вред, любую историю, увиденную по TV, – своими репликами показывать отношение к этим явлениям. Все услышанное накапливается у ребенка в голове.
Надо загодя создавать ребенку окружение, то есть с умом выбирать школу, класс, кружок или спортивную секцию – детский коллектив, где наш ребенок будет находить друзей. А потом надо работать с этим окружением: знакомиться с друзьями, приглашать их в дом, разговаривать с ними, с кем-то ненавязчиво дружбу поощрять, кого-то ненавязчиво отсекать. В 11–12 лет мнение сверстников более значимо для ребенка, чем мнение родителей. Подросток очень остро хочет быть «как все», то есть как все его друзья.
Но так уж случилось, что ребенок закурил: мы не успели поработать на предупреждение. Что делать теперь? Найти правильную форму для выражения своего отношения к этому событию! Подростки обычно бывают против не сути наших требований. Их возмущает форма предъявления этих требований. Попробуйте поговорить с ним, как со взрослым, то есть дайте ему возможность самому принять решение. Подростки сейчас так жаждут все решать сами. Можно сказать: «Кури, но знай, что тебя ждет…» И дальше излагаем то, что произведет на наше чадо наибольшее впечатление: и про кислородное голодание развивающегося мозга и про несовместимость курения и спорта… Девочкам – про маловесных, слабеньких детей, которые рождаются у курящих мам. В общем, кури, но знай свою судьбу. И, как это ни покажется странным, подросток, которому позволили самому принять решение, делает правильный выбор.
Как защитить своего ребенка
1. Научите своего ребенка, что он имеет право сказать «Нет» любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность.
2. Научите ребенка громко кричать: «Это не моя мама», «Это не мой папа». Это привлечет внимание или отпугнет от ребенка.
3.Научите вашего ребенка сообщать, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если планы неожиданно меняются.
4. Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом. Ребенок должен знать домашний телефон, мобильный и телефон службы спасения наизусть.
5. Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите заранее воспитателя или школьного учителя.
6. Научите никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним.
7. Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступников всегда привлекает темное время суток.
8. Фотографируйте вашего ребенка не реже 1 раза в год.
9. Если ваш ребенок выезжает заграницу, ему необходимо иметь заграничный паспорт, а все документы необходимо самим предоставить в паспортный отдел.
10. Будьте такими родителями, которым ребенок может рассказать все, что случилось. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его.
Родителям о наказаниях
Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.
Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.
Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка.
Задача дисциплинарной техники — изменить желания ребенка, а не только его поведение.
Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.
Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства — любовь и ненависть, — как сразу возникнет конфликт.
Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным.
Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
Нельзя наказывать ребенка до 2,5-3 лет.
Чем заменить наказания?
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь — подождите, пока поступок повторится.
Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.
· Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и …. не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор.
· Когда Вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты…». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.
· Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
· Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?»
· Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь, домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!»
· Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай», скажите лучше «Не обманывай», А еще лучше улыбнитесь: «Кажется, кто-то говорит неправду».
· Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!».
· Скажите ребенку: «Не будь чистюлей – в классе не любят чистюль», не будь и грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным ».
· Мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребенок – работает, он растет. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.
· Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько ребенок выходит из дому.
Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что Вы рады его возвращению, даже если он провинился.
· Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карман ребенка, даже если вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях.
· Как бы Вы не устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, Вы учите их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь, вызвать жалось, не к себе, а к другим людям, родным и незнакомым.
В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно неправы. Эти Вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.
Как разработать памятку для родителей
В статье рассматриваются особенности разработки памяток для родителей как одного из способов передачи им информации, важной для взаимодействия со школьником в различных ситуациях семейного общения, в том числе при оказании помощи в решении учебных задач. Определены возникающие при этом проблемы и их источники; разработаны педагогические условия, при которых памятка может стать эффективным способом передачи информации, а также технологические требования, выполнение которых необходимо для того, чтобы она достигла стоящих перед педагогом целей.
Учение без размышления бесполезно,
Но и размышление без учения опасно
Конфуций
Памятки являются одним из способов передачи информации, необходимой для осуществления той или иной деятельности. Посредством памятки коммуникатор (человек, передающий информацию) сообщает другим людям ту информацию, которую он считает важной для решения конкретной задачи. В настоящее время этот способ приобретает все большую популярность в образовательной среде начальной школы в связи с изменением образовательных целей, переходом на компетентностный подход и вовлечением родителей в образовательный процесс детей. Родителям наряду с учителем нередко отводится роль «консультантов» и «помощников» в организации проектной деятельности ребенка как конструктивном созидательном процессе, «в котором учащиеся активно повышают свою компетенцию» [2,41-42]. В свою очередь роль «консультанта» и «помощника» для родителей выполняют памятки, которые широко «разрабатываются, тиражируются и распространяются» в школах [3].
В словаре русского языка Ожегова С.И. термин «памятка» трактуется как «книжка, листок с краткими наставлениями на какой – нибудь случай, с краткими сведениями о ком – чем – нибудь» [4]. Под памяткой для родителей в данном контексте будет пониматься книжка или листок, содержащий систематизированную информацию (ориентиры) о том, как эффективнее организовать взаимодействие со школьником в различных ситуациях семейного общения, в том числе при оказании помощи в решении учебных или других возрастных задач.
Разработка памяток является одним из направлений в деятельности педагога, которое требует специфических знаний и навыков. Чтобы цель, ради которой разрабатывается памятка, была достигнута, необходимо знать правила приема и передачи информации, особенности ее восприятия различными людьми, уметь видеть мир глазами «другого» [1; 5; 6; 9].
Любая памятка для родителей содержит информацию, которая требует осмысления, поэтому должна разрабатываться с опорой на имеющиеся у них знания и опыт. В то же время родители школьников отличаются по уровню образованности и области профессиональной деятельности. Многие из них имеют объективные временные рамки возможного общения с детьми.
По этой причине разработка памятки для родителей сопряжена с решением следующей проблемы: как сконструировать содержание, доступное для такой разной аудитории, чтобы достичь поставленную педагогом цель?
Анализ имеющегося в этом отношении опыта привлечения родителей к проектной деятельности детей подтверждает наличие такой проблемы. Например, содержание памяток, определяющих роль и задачи родителей в проектной деятельности школьников нередко строится на научном психолого – педагогическом языке, начиная с определения метода проектов [3]. Перед родителями ставятся задачи, для решения которых также требуется специальная подготовка, например, «знать суть этой работы, ее этапы, требования к процессу и его результатам, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью». Чтобы оказать помощь учащемуся родители должны владеть такими «источниками информации» как «опрос, наблюдение, эксперимент…», уметь осуществлять «грамматический и стилистический контроль», знать «…основные правила оформления документов», уметь «снять стресс перед выступлением» и т.д.
Следует отметить, что метод проектов – это достаточно сложный метод, для освоения которого в образовательную программу педагогических ВУЗов включены специальные дисциплины, например, курс «Педагогические технологии». Для педагогов с этой целью организуются специальные семинары и лектории, знакомство с соответствующими методическими письмами и методической литературой, публикациями тематических статей в периодической печати и т.п. Действия родителя, не имеющего специальной подготовки в этой области, могут привести к обратному эффекту и оказаться «во вред» школьнику и отношениям с ним.
Среди отрицательных эффектов могут быть:
снижение познавательной мотивации и формирование у детей негативного отношения к учебе и школе;
возникновение конфликтов в семье и снижение авторитета тех родителей, которые не обладают компетентностью и способностями, необходимыми для выполнения действий, перечисленных в памятке.
Таким образом, содержание памятки может стать источником нежелательных стрессов для ребенка и его семьи [7; 8].
В то же время ознакомление родителей с ожидаемыми образовательными результатами детей и методами или технологиями, посредством которых они достигаются, является необходимым в условиях современной школы. Важно чтобы родители не сомневались в высоком качестве получаемого их детьми образования и поддерживали в границах своей компетентности деятельность школы и своего ребенка.
По этой причине можно выделить вторую проблему: при каких условиях памятка является действенным средством повышения эффективности взаимодействия родителей и детей при решении семейных проблем или оказании помощи в решении учебных или возрастных задач?
На основании анализа исследований в области педагогической и социальной психологии можно определить условия, при которых памятка может стать эффективным способом передачи информации родителям, а также технологические требования, выполнение которых необходимо для того, чтобы она достигла стоящих перед педагогом целей [10].
Педагог может приступать к разработке памятки при соблюдении следующих условий:
- Педагог хорошо ориентируется в проблеме, по поводу которой составляется памятка.
- Педагог четко сформулировал цель разработки памятки и результат, который будет получен родителями, если они будут следовать изложенным в ней рекомендациям или придерживаться указанных ориентиров.
- Педагог уверен, что участие в решении проблемы доступно родителям по времени и необходимым знаниям.
Для того чтобы памятка достигла цели она должна удовлетворять следующим требованиям (критериям):
- Памятка должна быть четкой, однозначно понимаемой, без лишних рассуждений и объяснений.
- Памятка должна содержать алгоритм действия, либо его ориентиры (например, как помочь школьнику лучше подготовиться к контрольной работе по математике или русскому языку или по каким признакам можно определить стрессовые ситуации, опасные для здоровья ребенка и др.).
- Содержание памятки должно быть доступно для понимания родителям, имеющим различный уровень образования и психолого-педагогической компетентности, т.е. памятка должна быть написана на том же языке, которым пользуются они. Недопустимо использование научных терминов, для понимания которых требуется психолого-педагогическое образование!
- Цель составления памятки (например, оказание помощи в проектной деятельности, преодолении учебного стресса и т.п.), должна быть принята родителями, вызывать у них заинтересованность и уверенность в наличии необходимой для ее достижения компетентности. Недопустимо ожидать от родителей действий, требующих профессиональных знаний и опыта!
- Памятка должна быть конструктивной. Чтобы убедиться в этом, педагогу необходимо сначала представить («увидеть», «услышать», «прочувствовать») реакцию каждого родителя на информацию, изложенную в ней, а затем представить эффекты от его взаимодействия с ребенком при следовании имеющимся рекомендациям.
- Вручать памятку родителям можно только убедившись, в том, что все изложенное в ней понято ими в том смысле, который вкладывал сам автор памятки. Учитывая особенности родительской аудитории, наиболее эффективной будет специально организованная для этой цели обратная связь.
Адекватность содержания памяток, разрабатываемых в помощь родителям с целью привлечения их к участию в школьной жизни или образовательной деятельности детей, может стать важным показателем качества профессиональной деятельности педагога, педагогического коллектива, управленческой команды школы.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
- Баранников А.В. Профильное обучение и качество образования в процессе модернизации. /Профильное обучение: Вопросы теории и практики. /Отв. за выпуск. Семенина С.К. — М.: Педагогическая академия. – 2005. – С.41-42.
- Землянская Е., Чугреева М. Родители лишь консультанты и помощники. / «Учитель», №5, 2005. – С.5-8.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 23-е изд., испр. – М. : Рус. яз., 1991. – С.488.
- Современная психология: справочное руководство. М.: ИНФРА-М., 1999.
- Тихомирова Т.С. Cлагаемые коммуникабельности. /Конфликтология в школе. Часть II. Учебно – методическое пособие для средних общеобразовательных учреждений. Под ред. С.В.Баныкиной. — М., 2002. — С.56-73.
- Тихомирова Т.С. Организационные подходы к снижению конфликтогенности учебного процесса /Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып.20: Региональные конфликты: моделирование, мониторинг, менеджмент. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С.453-463.
- Тихомирова Т.С. Как помочь школьнику преодолеть стресс. Пособие для родителей, учителей, воспитателей и всех, кто хочет сохранить здоровье школьников. М.:СИП РИА, 2003.- 40 с.
- Тихомирова Т.С. Стрессоустойчивость школьника: знания х здоровье = успех (технологии формирования в образовательном процессе)- Ю.:Издательство ЗАО «ПСТМ», 2009.- 124 с.
- Тихомирова Т.С. Технология как способ развития качества образования. /Стандарты и мониторинг в образовании.- М.: Русский журнал, 2006. № 3.– С.3-8.