Как поминать мусульманина христианам
Благочиние
Взрослым
Благотворительность
Скажите, пожалуйста, допустимо ли по Уставу Православной Церкви поминание во время совершения проскомидии, молебна и акафиста поминание иноверцев (католиков, протестантов, мусульман и т.д.). Если возможно, то дайте ссылку на источник. Спаси Господи.
Отвечает протоиерей Александр Вербило
Чтобы ответить на этот вопрос, я обращусь к книге митрополита Иллариона (Алфеева) «Православие», Т. 2 (изд. Сретенского монастыря, М., 2009), к главе «Особые случаи заупокойного поминовения». И хотя эта глава посвящена вопросу о возможности или не возможности молитвы в храме за усопших некрещённых или инославных, её рассуждения можно применить к поминовению и молитве за живых.
Митрополит Илларион говорит:
«Отсутствие в церковном Уставе молитв за иноверных и инославных (как живых, так и усопших) отнюдь не означает, что такие молитвы не могут совершаться православным христианином».
Далее приводятся примеры некоторых заупокойных молитв христианина о нехристианах или еретиках, которые сохранило нам Церковное Предание. Они содержатся в Синаксарии Субботы мясопустной из постной Триоди, их три.
Первый пример рассказывает о Макарии Египетском. Однажды он, идя по пустыне, увидел лежащий на песке череп и, прикоснувшись к нему палкой, спросил: «Кто ты?» Череп отвечал, что он был языческим жрецом, а теперь находится в вечной муке, но когда Макарий молится о таких как он, то они получают некоторое утешение.
Второй пример связан с рассказом о спасении души императора Траяна, которая была «крещена» в аду слезами и молитвами святого Григория Двоеслова.
Третий пример повествует о посмертном спасении «богомерзкого» императора-иконоборца Феофила по молитвам его вдовы Феодоры. Известно, что патриарх Мефодий Константинопольский и Церковный собор по её просьбе постановили в течение недели по всем храмам столицы молиться о упокоении императора. Господь дал знать о том, что его душа помилована.
Основываясь на этих примерах, в своё время святитель Филарет Московский говорил о том, что православный христианин может молиться об усопшем лютеранине, хотя и считал, что такая молитва не должна быть «открытой», т.е. публичной. Более того, святитель допускал поминовение умершего лютеранина на проскомидии: «О живом лютеранине можно петь молебен и просить ему благодати Божией, привлекающей в единство истинной Церкви, но с умершим иное дело. Мы его не осуждаем: не его была воля остаться до конца вне пределов Православной Церкви. Зная некоторых лютеран, имевших уважение и веру к Православной Церкви, но скончавшихся вне соединения с нею, я дозволял о них молитву, не открытую в Церкви, с которою они открыто не соединились в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме».
В свою очередь, основываясь на приведённых примерах и свидетельствах о поминовении усопших инославных, известный русский литургист и исповедник святитель Афанасий (Сахаров) в середине 20 века писал:
«Христианская любовь, побуждающая к молитве о заблудших братьях, найдёт способы удовлетворить свою потребность без нарушения правил церковных: как на молитве домашней. так даже и при общественном богослужении в храме. поминая их на проскомидии, руководствуясь авторитетным разрешением митрополита Филарета. Если же имена усопших неправославных могут быть произносимы на одном из важнейших поминовений — на проскомидии, то, значит, они могут быть вносимы и в помянники и возглашаемы наряду с прочими именами. »
Митрополит Илларион, при этом замечает: «Данный вывод, однако, до сего дня остаётся лишь частным мнением иерарха, хотя и весьма уважаемого и причисленного к лику святых».
Подводя итог, можно сказать, что современная практика и отношение к поминовению инославных среди православных христиан разнится и чаще всего зависит и будет в дальнейшем зависеть от наших взглядов, понимания, христианского дерзновения и любви. Но самое пожалуй важное, что можно вынести из приведённых примеров в книге митрополита Иллариона (Алфеева), это то, что не нужно бояться проявлять любовь к людям, если даже кажется, что этим ты нарушишь какое-то правило, якобы запрещающее тебе такое проявление.
Мусульманские поминки
Законы Ислама обязательны для мусульман, где бы они не проживали. Следуя религиозным канонам (по Шариату), для траура по усопшему отводится три дня с момента его смерти. При этом вместо поминального обеда можно проводить обряд «садака». По мусульманской религии, это не только раздача милостыни нуждающимся, но и любое иное действие, которое приносит пользу, служит во благо людям.
Что же касается проведения поминок в такие даты как 7 дней, 40 дней, годовщина со дня смерти, то по Исламу ритуальный обед не является «сунна» (рекомендованное Кораном деяние). Также нельзя считать их «фарзом» (обязательным требованием). Тем не менее, у многих мусульман принято отмечать поминки не только в день смерти, но и на 7-ой, 40-ой день, а также, когда со дня смерти прошел 1 год.
Ритуальный обед у мусульман, так же, как и поминальная трапеза у христиан, организовывается для поминовения человека, недавно покинувшего этот мир. Но сам подход к проведению этого мероприятия существенно отличается.
Поминки характеризуются скромным набором блюд на столе. Как правило, готовят ту пищу, которая принята для данной народности или является традиционной для семьи покойного. Особых каких-либо поминальных блюд у мусульман, в отличие от христиан, не существует. Скорбящие родственники, близкие, друзья, соседи за столом ведут себя скромно. Принято приглашать муллу на поминки, чтобы он читал молитвы.
м. «Тропарёво», ул. Академика Анохина, д. 60
Рядом с Хованским и Востряковским кладбищами
м. «Красносельская», ул. Верхняя Красносельская, 8 к3
- Расположение. Кладбища в шаговой доступности, близко расположены метро и парковка для личного транспорта.
- Меню. Можно выбрать блюда, которые будут соответствовать обычаям, вероисповеданию, традициям заказчика.
- Не запрещается приносить с собой алкоголь.
При этом сами поминки обойдутся недорого — экономный вариант поминального меню стоит 1000 рублей за человека.
Традиции
Как и в повседневной жизни, так и на поминках, Ислам требует соблюдение правила, по которому мужчины и женщины должны находиться отдельно. Если не получается усадить гостей в разных помещениях, то обязательно приглашают за отдельные столы. Дети присутствовать на этом скорбном мероприятии не должны.
Обычаи Ислама также требовательны к одежде присутствующих за поминальным столом. Она должна быть спокойных, светлых тонов. Женщины должны быть одеты в закрытые платья (либо длинная юбка и кофта), голова покрыта платком.
Традиционно мусульманский поминальный обед проходит практически в полном молчании. Не приветствуется плач по усопшему, разговоры и воспоминания о нем. Согласно изречениям Пророка если родные плачут, то слезы приносят душе покойного мучения.
У мусульман на поминках принято раздавать подаяние (хаер). Делает это каждый присутствующий другим. Хаером могут быть деньги, чай, платки, что-то иное. После того как по кругу раздали хаер, мулла читает молитву.
При заказе поминальной трапезы через форму на сайте действует скидка на всё меню
Особенности меню
На многих поминках, проводимых мусульманами, на столе можно наблюдать традиционные, повседневные блюда – суп с лапшой, приготовленное без изысков мясо, вареную картошку, свежую зелень. Практически всегда на столе есть сладости — символ сладкой райской жизни. Любой алкоголь строжайше запрещен (харам).
Помины на день похорон. Крайне важный ритуальный обед. Считается, что если родные и близкие не проявят покойному должного уважения, то душа его будет очень страдать. Выражением скорби по Шариату молчание, поэтому за столом практически не разговаривают. Речи касательно усопшего не приветствуются. Все присутствующие на поминках слушают молитвы за покойного, которые читает приглашенный на поминки мулла.
7-ой и 40-ой дни. В эти поминальные дни за столом только самые близкие родственники. Обязательно присутствие муллы для чтения молитв. В большинстве случаев на стол подается чай и сладости. В память об усопшем раздается подаяние (хаер).
Годовщина. Поминальная трапеза на годовщину смерти проводится всеми мусульманами. Следует сказать, что в зависимости от страны, где проживают мусульмане и народности, к которым они относятся, разительно меняется смысл организовываемой поминальной трапезы.
Если у одних народов поминки проводят, чтобы грехи усопшего были прощены, а душа его попала в рай, то другая группа верующих уверена, что посредством устраиваемого обеда душа покойного задабривается, и она будет им помогать в дальнейшем по жизни, выступая в качестве ангела-хранителя. Поэтому стол может быть, как очень скромным, так и роскошным, с обилием разнообразных блюд.
В большинстве случаев меню мусульманского поминального стола состоит из следующих блюд:
- Суп с домашней лапшой. Мясной бульон из говядины, баранины или курицы.
- Плов мясной. Ингредиенты – мясо (говядина или баранина), рис.
- Плов фруктовый. Ингредиенты – рис, морковь, курага, сушеные яблоки, изюм, чернослив. Добавляется сок (виноградный или яблочный).
- Чай.
- Халва с миндалем, иные сладости.
Поминки в исламе
Согласно мусульманским традициям, похороны умершего должны проводится как можно быстрее. Пророк Мухаммад говорил, что не следует задерживать процедуру предания тела земле. Если покойный был хорошим человеком, то чем скорее он будет похоронен, тем раньше сможет вкусить блага райской жизни. Если же умерший при жизни творил много плохих дел, то быстрое погребение позволит сбросить зло с плеч родных и близких.
Похоронный обряд в исламе носит название джаназа. Порядок его проведения описан в Сунне Мухаммада. За выполнение обряда отвечают родные и близкие покойного, для которых похороны являются религиозным обязательством (фардом). Если у умершего нет родственников, то хоронить его должны мусульмане, которым стало известно о смерти этого человека.
Похороны у мусульман состоят из нескольких основных стадий:
- Подготовка. Перед смертью человек читает шахаду. Если он не в состоянии это сделать, то ее шепчут ему на ухо.
- Омовение. Тело умершего мусульманина омывают от 1 до 3 раз. Совершают процедуру минимум 44 человека.
- Облачение в саван. Традиции ислама запрещают хоронить покойников в одежде. Умерший окутывается специальным саваном из белой материи.
- Похоронная молитва. Она читается имамом мечети или человеком, который его заменяет. Намаз совершается стоя, без земных и поясных поклонов.
- Захоронение. Хоронить умершего принято в день смерти или на следующий день. Мусульманские обычаи не предусматривают использование гроба. Покойного кладут в просторную могилу на правый бок таким образом, чтобы тело было направлено в сторону Каабы. Нишу с умершим закрывают досками, после чего засыпают землей.
- Обозначение могилы. Религиозные авторитеты выступают против размещения каких-либо отметок возле места захоронения. Но большинство мусульман придерживаются традиции установки надмогильных камней с указанием имени, а также дат рождения и смерти.
Как правильно помянуть мусульманина?
В христианских культурах после похорон обычно устраивают поминки. В исконном исламе подобной традиции нет. Но аналог поминального обеда у мусульман в странах СНГ и в некоторых других уголках мира все-таки присутствует. Многие верующие в Аллаха устраивают поминальные трапезы на 3, 9 и 40 день после смерти. Исламские религиозные авторитеты, как правило, не одобряют подобную практику, называя ее заимствованием у христиан. Также большинство имамов категорически против роскошных застолий по время поминок. Приготовление еды вообще считается не обязательным. Согласно исламскому учению, первые три дня после смерти человека питаться в его доме запрещается. Считается, что мусульмане должны и материально, и духовно помогать родным и близким покойного, а не объедать их.
Общие принципы мусульманских поминок следующие:
- поминальная трапеза должна быть скромной. Пышные застолья в исламе устраиваются только в честь радостных событий. Кроме того, поминки не должны быть тяжелым финансовым бременем для семьи усопшего. Многие духовные отцы советуют друзьям и знакомым покойного брать на себя расходы по организации поминальной трапезы;
- терпение — одна из главных добродетелей мусульманина. Поэтому по время поминальной трапезы не нужно громко и публично оплакивать покойного, причитать. Ритуал проходит в тишине и спокойствии. Праздные разговоры не приветствуются;
- на поминки следует пригласить муллу. Наставления духового отца помогут правильно принять смерть близкого человека. Произносить застольные речи об умершем не принято. Присутствующие должны сосредоточится на молитвах за душу покойного, которые читает мулла;
- до недавнего времени женщины на поминальный обед не допускались. Сейчас эту традицию обычно не соблюдают. В то же время, мужчины и женщины рассаживаются отдельно друг от друга — например за разными столами или даже в разных комнатах. Детям на поминках присутствовать запрещено;
- за поминальным столом принято раздавать подаяние (хаер). В качестве пожертвований могут выступать деньги, чай, платки, мыло;
- алкоголь на поминках категорически запрещен. А вот подача сладостей — хурмы, печенья, изюма и других — приветствуется. Считается, что такие блюда символизируют сладость загробной жизни для покойного;
- присутствующие на обеде должны быть одеты в белые одежды. Ношение нарядов в темных тонах не допускается.
Для тех, кто желает поминать по Корану, следует помнить слова пророка Мухаммада:
- «Не ругайте и не оскорбляйте умерших, они уже получили то, что заслужили».
- «Ругая и оскорбляя покойных, наносят боль его живым родственникам и друзьям».
- «Не вспоминайте о ваших покойных, кроме как благом».
- «Упоминайте только положительные качества умерших и воздержитесь от упоминания их пороков».
На какой день проводятся поминки?
Первый поминальный обед проводят в день похорон. Согласно священным текстам ислама, душа покойного в этот момент все еще пребывает на земле. Она испытывает сильные страдания, облегчить которые можно почтением и молитвами со стороны родственников, друзей и близких. Особых требований по приготовлению поминальных блюд в мусульманской традиции нет. Руководствоваться нужно личными предпочтениями и местными кулинарными обычаями. Например, у татар принято подавать плов, суп из баранины с лапшой. Казахи обычно готовят национальные блюда — талкан, тары, баурсаки.
Помимо дня похорон поминки принято устраивать также на 7 и 40 день. В некоторых мусульманских обществах также проводят поминальные обряды на 3, 36 и 51 сутки с момента смерти. Смысл ритуальных обедов может меняться в зависимости от национальных обычаев мусульманской общины. Некоторые считают, что поминки помогают душе заслужить прощение у Аллаха и получить место в раю. В других обществах поминальные обеды призваны расположить дух умершего к живым. Эти представления уходят корнями в язычество. Согласно этим верованиям, если задобрить душу покойного, она будет помогать родным и близким в различных делах.
Практически во всех мусульманских обществах принято поминать умершего через год после смерти. Считается, что именно в это время душа окончательно покидает земной мир. Существует большое количество традиций и ритуалов, которые принято совершать на годовщину смерти. Обычно в этот день приглашают всех родственников, знакомых и соседей. Поминальную трапезу рекомендуется проводить очень скромно, но нередко мусульмане устраивают пышные застолья. Они символизируют окончание периода траура, в течение которого в доме покойного запрещалось проводить свадьбы и другие торжества.
Какие молитвы читают на поминках?
Молитвы об умершем призваны обеспечить его душе лучшую участь в загробном мире. На это случай существуют специальные дуа (мольбы). Непосредственно после погребения следует обратиться к Всевышнему с такими словами «О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!». В дальнейшем при поминовении следует читать следующую дуа: «О, Аллах, прости живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, старым и малым, мужчинам и женщинам! Сделай так, чтобы те, кому Ты даруешь жизнь, жили по законам ислама, а тех, кого Ты упокоишь, упокой в вере! Не лишай награды за него и не сбивай с пути после него».
Как вспоминать умерших
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:
1. «Не ругайте, не оскорбляйте умерших, они уже пришли к тому, что заслужили»[1].
2. «Не ругайте, не оскорбляйте умерших, тем самым нанося боль живым [потомкам, родственникам покойного, друзьям]»[2].
3. «Не вспоминайте о ваших покойных, кроме как благом»[3].
4. «Упоминайте [лишь] положительные качества ваших покойных и воздержитесь от [упоминания] их недостатков (пороков)»[4].
Если человек был настолько плохим, что есть польза упреком, предостережением для живых и в назидание упомянуть об этом, некоторые ученые допускают подобное, но только до момента погребения[5]. После погребения тела лучше говорить благое либо молчать[6]. Это должно стать неотъемлемой чертой верующего, осознающего себя и свои поступки пред Господом миров и не выискивающего недостатки других, а тем более уже покинувших мирскую обитель, на что у него (верующего) не должно быть ни времени, ни желания. Со своими бы ошибками, промахами и недоработками разобраться. Неизвестно, что ожидает нас, когда сами займем его место, когда будем держать ответ, расплачиваясь валютой благих дел за то, что бездумно наговорил наш язык.
Я слышал, что шахиды не умирают, что они после смерти помогают людям. Но ведь известно: кроме Бога никто не может помочь. Тогда как шахиды помогают? Дастан.
Они не помогают.
Кстати, учитывая реалии последних сорока лет, следует отметить, что произошла серьезная подмена понятий. Сегодняшние «шахиды» (участники вооруженных групп и бандформирований, устанавливающие «законы Аллаха» в горячих точках мира и провоцирующие новые военные конфликты заодно с представителями высшего эшелона власти или крупного бизнеса) — это всего-навсего убийцы и самоубийцы. Мы живем в ту эпоху, когда силами отдельных политиков, некоторых СМИ и представителей спецслужб бандитов, террористов стали называть моджахедами, совершающими джихад «ради Аллаха», а подрывающих себя и других — шахидами-смертниками. Святое (защиту Родины и высоких идеалов) смешали с очевидным злом.
Если говорить о шахиде в истинном понимании этого слова, то это человек, самоотверженно защищающий свою Родину и свои ценности на поле битвы, противостоя агрессии и захвату территории враждебными государствами или группировками. Он готов во имя Аллаха (Бога, Господа) пожертвовать своей жизнью ради мира и благополучия других людей. О таких людях в Коране сказано: «Если кто-то умер на пути Всевышнего [например, с именем Творца в сердце и на устах, защищая свою Родину, или мученической, насильственной смертью, являясь при этом верующим], то не говорите о них, что они умерли. Они живы, но вы этого не чувствуете» (Св. Коран, 2:154).
Самоубийство же, согласно канонам религии, — это прямая дорога в Ад, как и любой самосуд. Русско-татарский словарь советских времен, например, дает слову «шахид» следующее определение: «Мученик за веру; убитый на войне за священное дело (за Родину)». То есть это человек, ушедший из жизни ради высокого, а вовсе не кипя местью, и, уж конечно, не ради корыстной наживы. В мусульманской правовой доктрине и этике понятие «месть» вообще отсутствует.
Можно ли дома ставить в рамки фотографии умерших родственников?
Фотографии лучше всего хранить в альбоме, так как нахождение их на видном месте, по мнению некоторых ученых, препятствует присутствию в доме ангелов проявления милости Всевышнего.
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил:
— «Ангелы [проявления милости Творца][7] не заходят в помещения, где находятся «тамасиль»[8], «тасавир»[9];
— «Ангелы не заходят в помещения, где находится «сура[10]»[11]»;
— «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или «тасавир[12]»[13]»;
— «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или «сура[14]»[15]».
При комментировании данных хадисов обычно приводится мнение имама аль-Хаттаби: «Ангелы (проявления Божьей милости) не входят в те дома, где находятся изображения (или статуэтки), запретные с точки зрения религии. Но, например, те изображения (или статуэтки), которые не имеют четких контуров лица или используются без какого-либо особого к ним отношения[16], не препятствуют присутствию ангелов»[17].
Более категорично мнение имама ан-Навави, который считал, что упомянутое в хадисе касается любых форм изображения живого[18].
Одной из главных предполагаемых причин относительно непроникновения ангелов в помещение является то, что раньше (как порой и сейчас) на художественные изображения живого или их монументы, статуи некоторые люди молились, забывая о том, Кому истинно должно молиться и у Кого истинно нужно просить[19].
В этом году умер дедушка. У нас человека хоронят на следующий день после смерти, то есть ночь проводят рядом с умершим, читают Коран. У далеко живущих родственников есть время, чтобы приехать на похороны. Три дня нельзя есть в доме, где умер человек (нужно это делать у соседей), три дня нельзя шить, вязать и т. п. Должен гореть свет в доме 3 или 40 дней. Ногти нельзя стричь 3 дня. Если бабочка летает рядом — это душа умершего. Зеркала нужно держать закрытыми.
Расскажите, пожалуйста, как на самом деле должны проводиться байрамы мужские и женские, что читать, какие ду‘а, в какой последовательности? Насколько правильно проводить байрамы на 3-й, 7-й и 40-й день, а также на 51-й со дня смерти? Есть ли специальные блюда, которые должны стоять на столе?
Что означает, если снится умерший человек, если он зовет к себе, обнимает, успокаивает, говорит, что ему хорошо? Йолдыз.
1) Чем раньше похоронить, тем лучше; 2) «три дня нельзя есть в доме» — об этом говорится в теме «Трапеза в доме покойного»; 3) «три дня нельзя шить, вязать» — чья-то выдумка; 4) свет в доме должен гореть по необходимости, и это никак не связано со смертью человека; 5) «ногти нельзя стричь три дня» — выдумка; 6) бабочки — это Божьи творения, а не души умерших; 7) закрытие зеркал — суеверие; 8) поминальные застолья по случаю смерти близкого можете проводить на свое усмотрение, учитывая ваши национальные традиции и не совершая явно запретного, например, распитие алкоголя; 9) привязывать поминки к датам нет канонической необходимости, об этом говорится в теме «Благие дела, совершаемые от имени умершего»; 10) специальных блюд нет, следуйте национальной традиции либо своим предпочтениям в еде.
Что касается снов, то трактуйте их в лучшую сторону. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Поистине, сон реализуется так, как ты его трактуешь. Это похоже на то, когда человек поднимает ногу и выжидает [время], пока опустит ее [то есть выдерживает некую паузу, обращая внимание, на что наступает]. Если кто-либо из вас увидит сон [вещий, яркий, ясный, запоминающийся], то пусть никому не рассказывает его, кроме как умеющему наставить [человеку, который может дать мудрый совет] или знающему (‘алиму) [который имеет религиозные знания и хорошо знаком с тем, что в Исламе сны, даже настораживающие и страшные, должны «опускаться на землю», то есть трактоваться лишь и только в лучшую сторону] »[20].
Отпустите умершего сердцем и разумом. Его душа будет пребывать в загробном мире, ожидая Конца Света и Судного Дня, а вам еще предстоит достойно и с пользой прожить земную жизнь.
Когда кто-то умирает, все зеркала в доме покойного обязательно накрывают тканью, иначе душа усопшего, отразившись в зеркале, может напугать родственников. Говорят даже, что если человек увидит в зеркале покойного, то вскоре умрет. Но ведь это невозможно?
Я в приметы не верю и потому хочу узнать, действительно ли так важно в доме, где умер человек, тканями накрывать зеркала и от сквозняка закрывать окна? Правда ли, что после смерти душа может приходить в то место, где покинула тело? И.
Не морочьте себе голову пустой и никчемной информацией. Все это — суеверие, не заслуживающее внимания.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, аль-Бухари, ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 579, хадис № 9782, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 330, хадис № 1393; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 117, хадис № 1514; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 8. С. 48, хадис № 243.
[2] Хадис от аль-Мугийра; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 580, хадис № 9783, «хасан»; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 8. С. 49, хадис № 244.
Также см.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 117, хадис № 1515; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 8. С. 49, хадис № 245.
[3] Хадис от ‘Аиши; св. х. ан-Насаи. См., например: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 219, хадис № 1935, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 579, хадис № 9765, «хасан».
[4] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 317, хадис № 1020; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 61, хадис № 905, «сахих».
[5] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 331.
[6] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь миров и приветствует) сказал: «Кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и в [истинность, неотвратимость] Судного Дня, тот пусть говорит благое (хорошее) либо молчит!». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2032, хадисы № 6475, 6476; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 373, хадисы № 6475, 6476.
[7] Ангелы-хранители и ангелы-писари, фиксирующие все поступки людей, никогда не покидают человека. См.: аль-‘Аскаляни А. (773–852 по хиджре). Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 579.
Также для ангелов, забирающих души людей, художественные изображения живого или статуи, памятники не являются препятствием. См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 8. С. 265.
[8] Слово «тамасиль» переводится с арабского языка как «статуи, статуэтки, памятники», то есть художественно-скульптурные изваяния животных или людей, которые способны отбрасывать тень. Но обычно оно переводится как «идолы». Слово «тасавир» употреблено в данном случае в качестве синонима. См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 15 т. Бейрут: Садир, 1994. Т. 4. С. 473; Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 146.
[9] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 408, хадис № 1364.
[10] Использованное здесь слово «сура» (пишется через букву «сод») переводится с арабского языка как «образ, картина, изображение, фигура». См.: Арабско-русский словарь Х. Баранова. Также данное слово употребляется в значении «лицо». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб. Т. 4. С. 473.
В богословских трудах данное слово чаще употребляется в значении «шакль» (форма, образ, фигура) и «ат-тимсаль аль-муджассам» (статуя, монумент, памятник). Раньше большая часть ученых обозначала статуэтки, памятники, монументы тем же словом, что и, например, изображение людей или животных на холсте. Они все это называли словом «сура» (через «сод») См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 277, 278.
[11] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 408, 409, хадис № 1365.
[12] Объяснение данного слова см. в сноске выше.
[13] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 578, хадис № 5949.
[14] Объяснение данного слова см. в сноске выше.
[15] Хадис приведен в св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 578, хадис № 9758, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 160, 161, хадисы № 5849, 5850. Также см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 581, хадисы № 5957, 5958, 5960, 5961; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 6. С. 71, хадисы № 69/1, 2, 3, 4.
[16] К примеру, иллюстрации в газетах, журналах, книгах или на денежных банкнотах.
[17] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 580, а также с. 593; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 8. С. 265.
[18] См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 8. С. 265.
[20] Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 123, хадис № 2001, «сахих».
Мусульманские поминки
Похоронные традиции разных народов и религий сильно разнятся. Различия касаются не только самих похорон, но и поминовения умерших. Так, у православных принято устраивать поминальную трапезу на третий, девятый и сороковой день после кончины человека. Поминки у мусульман – сложная и спорная тема. Хотя мусульманские поминки прямо не запрещены Шариатом, отношение к ним в традиционном исламе иное, нежели у православных.
Мнения духовных лиц конфессии здесь расходятся. Отношение к поминкам в Исламе и практика поминовения умершего человека по-разному решаются у разных мусульманских народов. Это вопрос не столько религии, сколько местных традиций, обычаев и укладов.
Общие принципы поминовения в Исламе
- Застолья в Исламе должны устраиваться по поводу радостных событий, но не горестных. Поэтому поминальная трапеза должна быть скромной.
- Поминальный обед мусульман не должен отвлекать от скорби в первые дни после кончины и напоминать о ней спустя сорок дней.
- Мусульманские поминки не должны финансово обременять семью усопшего и вынуждать их к излишним тратам.
Дни поминок у мусульман
Исламские традиции не устанавливают конкретные дни поминок у мусульман. У многих мусульманских народов есть традиция проводить поминки на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Некоторые религиозные авторитеты критикуют подобный обычай, указывая, что он заимствован у соседей-христиан. Несмотря на критику, эти даты поминовения у мусульман распространены. Также есть практика проводить поминальную трапезу в день смерти и спустя год. Однако однозначного ответа на вопрос, на какой день проходят поминки у мусульман, не существует.
Поминки у мусульман: традиции
У мусульманских поминок есть ряд важных особенностей. Терпение – это одна из важнейших добродетелей ислама, а потому традиции запрещают причитать по умершему, громко и публично его оплакивать. Поминки у мусульман проходят в тишине и спокойствии, без лишних разговоров.
Среди мусульманских общин принято собираться для чтения Корана, и поминки не исключение. Поэтому на них принято приглашать муллу для чтения молитв. Ислам утверждает, что для любого верующего необходимо помнить о смерти, а наставления духовного лица помогут правильно воспринять уход близкого человека.
По сей день в традиционных семьях есть обычай проводить раздельные мусульманские поминки для мужчин и женщин. В не столь консервативных общинах ограничиваются отдельными столами или размещением на разных концах стола.
Многие духовные лица отмечают, что подготовка к трапезе может быть финансово затратной и отвлечь семью умершего от скорби. Поэтому многие духовные лица наставляют друзей скорбящей семьи брать заботы по организации мусульманских поминок на себя.
Поминки у мусульман часто сопряжены с раздачей милости (хаир). Нередко мусульманам советуют не тратиться на пышные поминки, а совершить благое дело, накормив и одев нуждающихся. Дары могут быть разными, обычно для хаира используются чай, платки, деньги (фиксированной суммы нет).
Где проводить поминки у мусульман?
Согласно традиции, мусульманские поминки принято проводить в доме семьи покойного. Хотя соблюдение этой традиции желательно, ситуации бывают разные – например, когда дома не хватает места для всех приглашенных. В таком случае возможно провести мусульманскую поминальную трапезу в кафе или ресторане.
Угощения на мусульманских поминках
На поминки у мусульман принято готовить повседневные традиционные блюда. У татар-мусульман принято готовить суп из баранины или говядины с лапшой, часто также подают плов. У казахских мусульман принято подавать национальные блюда: тары, талкан, жети нан, баурсаки. Разумеется, на мусульманских поминках недопустим алкоголь (употребление спиртного считается в исламе грехом). Часто подают сладости: хурму, сахар, изюм, печенье. Сладкие блюда в поминальной трапезе символизирует сладость загробной жизни для усопшего.
Возможно, вам будет интересно: