Как поминают евреи усопших

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА (2016)
  • НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (372)
  • ДРЕВНИЙ МИР (278)
  • СРЕДНИЕ ВЕКА (63)
  • ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ (787)
  • евреи в России (697)
  • ХОЛОКОСТ (497)
  • ИУДАИЗМ (1097)
  • НЕДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ (162)
  • ТОРА (129)
  • молитвы (116)
  • библейские образы (106)
  • ТОРА И НАУКА (78)
  • ПРАЗДНИКИ (657)
  • Песах (103)
  • ХАНУКА (97)
  • Пурим (80)
  • РОШ А-ШАНА (77)
  • СУККОТ (69)
  • Шаббат (44)
  • Йом Кипур (43)
  • Шавуот (31)
  • Йом Ацмаут (30)
  • ТУ БИ-ШВАТ (25)
  • Шмини-Ацерет и Симхат Тора (25)
  • Лаг ба-Омер (22)
  • ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (1114)
  • ЕВРЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ (375)
  • ЕВРЕЙСКАЯ КУХНЯ (272)
  • СЕМЬЯ (176)
  • календарь (93)
  • ИМЕНА И ФАМИЛИИ (55)
  • самоидентификация (92)
  • ЕВРЕИ В МИРЕ (887)
  • ВКЛАД ЕВРЕЕВ В МИРОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ (222)
  • АНТИСЕМИТИЗМ (353)
  • ИЗРАИЛЬ (2077)
  • ИЕРУСАЛИМ (276)
  • сельское хозяйство (52)
  • СТИХИ И ПРОЗА ОБ ИЗРАИЛЕ (38)
  • ИЗРАИЛЬ СЕГОДНЯ (941)
  • АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ (426)
  • ПРОГУЛКИ ПО ИЗРАИЛЮ (393)
  • ИСТОРИЯ СОВРЕМЕН. ГОС. ИЗРАИЛЬ (295)
  • НАУКА И ТЕХНИКА (214)
  • ПРИРОДА ИЗРАИЛЯ (262)
  • деревья (79)
  • фауна (55)
  • цветы (47)
  • горы (19)
  • ЕВРЕЙСКИЕ СИМВОЛЫ (161)
  • СИМВОЛИКА ЧИСЕЛ (22)
  • ПРЕДМЕТЫ-СИМВОЛЫ (48)
  • ОСНОВНАЯ СИМВОЛИКА (41)
  • СИМВОЛИКА БУКВ (35)
  • СИМВОЛИКА РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (26)
  • иврит (121)
  • идиш (45)
  • ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА (1654)
  • ЛИТЕРАТУРА (509)
  • КИНО (404)
  • живопись (171)
  • фольклор (93)
  • театр (59)
  • скульптура (55)
  • музыка (437)
  • МУЗЕИ (72)
  • ЕВРЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ (148)
  • ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ О ЕВРЕЯХ (101)
  • АФОРИЗМЫ О ЕВРЕЯХ (11)
  • ЮМОР (242)
  • АНЕКДОТЫ (79)
  • ЛЮБИМЫЕ АВТОРЫ (46)
  • Краткая еврейская энциклопедия (44)

Метки

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Еврейские похороны и траур

Среда, 18 Января 2012 г. 17:05 + в цитатник

Мемориальные еврейские обычаи

Еврейский Закон однозначен и бескомпромиссен в своем требовании, чтобы усопший был захоронен «внутри земли». После смерти душа поднимается к Б-гу, а физическая оболочка тела, погружается в обширное хранилище природы.

Вс-вышний сказал Адаму: «Ты прах земной, и в прах возвратишься» (Бытие, 3:19). Иудаизм категорически запрещает кремировать тело. Тело свято и сжигание уничтожает ту «оболочку», в которую должна вернуться душа после прихода Мессии. Кремацию нельзя делать даже при желании вывести урну с прахом для погребения в Израиле, Святой Земле. Не следует и считаться с желанием покойного, даже если он еще при жизни просил кремировать его.

Кадиш по умершему читают одиннадцать месяцев (еврейских) со дня похорон, и в день йорцайт – годовщины смерти по еврейскому календарю. Кадиш читают каждый день (желательно три раза в день), в будни, Субботы и Праздники.

Читают Кадиш только в миньяне , (т.е. молитвенном собрании не меньше чем из десяти евреев старше 13 лет) т.к. по самому своему содержанию Кадиш — это общественная молитва.

Очень важно, чтобы Кадиш читал сын умершего. Когда он не может прийти на молитву и читать сам, то необходимо попросить прочесть Кадиш одного из тех, кто будет молиться в миньяне.

Если у умершего нет сыновей, то дочери не читают Кадиш, а приходят в синагогу, слушают чтение Кадиша от других и отвечают Амен.

  • На 7-й день принято посещать могилу усопшего, читают псалмы и молитвы, дают пожертвование— цдаку .
  • Если этот день выпадает на субботу или праздники, то могилу посещают на следующий день.
  • Принято оставлять на могиле камешек перед уходом с кладбища. Существует несколько объяснений этого обычая:

1) В книге «Шульхан Арух», часть «Орах Хаим», глава 224 приведён обычай класть на могилу камень или сорванную траву, как знак уважения к умершему — показать что многие пришли навестить его могилу.

2) Ещё одно объяснение: камень — это очень крепкий материал, он символизирует нашу крепкую и непоколебимую веру в воскрешение мертвых.

3)Третье объяснение: камень на Святом языке — אבן (ЭВЕН) — состоит из слов «АВ» и «БЕН» — отец и сын. Это символ того, что все мы идем одним путем, поколение за поколением, сын за отцом — прах мы и в прах вернёмся.

Как проходят похороны у евреев согласно традициям

Для людей, исповедующих иудейскую веру, смерть не трагична, это не более чем естественный процесс. И смерть, и жизнь имеют смысл и являются частью Божественного плана, ибо человеческая жизнь для евреев – это целый мир, который подходит к концу, когда жизнь заканчивается. В этой культуре жизнь высоко ценится. В законах указано, как хоронят евреев, что они должны быть захоронены в земле, а не кремированы.

Как хоронят евреев по их традиции? Иудеи горячо верят, что мертвые воскреснут, и что те, кто прожил жизнь во благо, получат награду. Считается, что покончить с человеческой жизнью – значит покончить с целым миром, а спасти одну жизнь – значит спасти и весь мир. Иудаизм позволяет людям нарушать любые заповеди, если от этого зависит спасение человеческой жизни, за исключением заповедей против убийства, идолопоклонства, прелюбодеяния и кровосмешения. Людям любого вероисповедания будет интересно узнать, как проходят похороны у евреев.

Законы Девятого ава

Есть шесть запретов:

  1. Не носить кожаную обувь.
  2. Воздерживаться от еды и питья (если это не ставит под угрозу жизнь) .
  3. Воздерживаться от мытья или купания (в некоторых случаях допускается только минимальная гигиена).
  4. Воздерживаться от применения кремов, масел, дезодорантов и косметики.
  5. Воздерживаться от секса, объятий, поцелуев или любых других форм привязанности к телу.
  6. Воздерживаться от изучения Торы, поскольку она приносит человеку радость.

День 9-го ава – пост у евреев продолжительностью в один день.

Последние часы жизни по иудейским традициям

Раскаяние перед смертью является очень важным. Если человек чувствует, что его конец близок, он должен произнести видуй, хотя бы про себя. Человека запрещено покидать до самого его момента смерти. Сразу после смерти вокруг усопшего читают Шма Исраэль. Тело должно быть окружено зажженными свечами, одна из которых должна быть во главе, чтобы напомнить, что душа – это свет Господень.

Видуй — молитва, представляющая собой признание грехов и просьбу о прощении.

Как только иудей умирает, его глаза должны быть закрыты. Все умершие евреи имеют право на достойное и равноправное обращение.

Кто и когда должен хоронить умершего

Еврейские похороны имеют первостепенное значение и должны быть совершены как можно скорее, желательно в тот же день. Они могут быть отложены, если ожидается прибытие близких родственников, проживающих вдали, или ритуал будет исполнен в земле Израиля. Шаббат также может стать помехой быстрому захоронению.

Шаббат — седьмой день недели в иудаизме, суббота, в который Тора предписывает евреям воздерживаться от работы.

Когда тело будет готово, его поместят в деревянный гроб.

Почему евреи закрывают зеркала во время траура

Еврейские похороны просты на вид, но сами обычаи очень сложные. У евреев принято покрывать зеркала и декоративные предметы так, чтобы не были видны символы роскоши или тщеславия, не принято класть цветы, так как они являются символами жизни.

Подготовка к проведению похорон

На кладбище тело покойного омывают в знак очищения (тахара). Если покойный мужчина, то только мужчины будут отвечать за этот процесс, а если женщина, то женщины будут осуществлять обмывание. Ни в коем случае тело не будет обращено лицом вниз.

Затем тело помещают в гроб без каких-либо украшений или других предметов, потому что усопшего будут судить по его поступкам и заслугам, а не по его материальному благосостоянию. Тело умершего должно быть полным, без извлечения какого-либо органа. Проходит короткая церемония.

Традиции еврейских похорон

Похороны в законах иудаизма должны быть простыми и длиться всего около 20 минут. После похорон у евреев принято мыть руки.

Положение в гроб

Голова должна оказаться на возвышении. В углу располагают простыню и талит, чтобы покойника можно было сразу завернуть. Цицит дается в каждую руку. Если есть какие-нибудь запачканные кровью вещи, то они кладутся в гроб. Также вместе с покойным погребают все, чтобы было от него отрезано.

Талит — молитвенное облачение в иудаизме (покрывало).

Цицит — в иудаизме сплетённые пучки нитей, которые обязаны носить мужчины с тринадцати лет и одного дня, если носят одежду с углами.

Краха и крия

Когда речь идет о близком родственнике, по еврейской традиции одежда разрывается на части по всей зоне сердца, если умерший является отцом, и на правой стороне груди, если он является близким членом семьи, такое действие называется Крией. Также производится ритуал благословения, умершему закрывают глаза.

Порядок Рош а-Шана

Рош а-Шан – это название текста еврейского закона. В нем говорится о законах еврейского календаря, которые в древние времена основывались на непосредственном наблюдении за рождением луны и подтверждении свидетельств синедрионом. В связи с существованием общин вдали от Иерусалима, было необходимо посылать эмиссаров, чья миссия имела в некоторых случаях приоритет перед субботним днем. Наступление праздника отменяет траур, даже если он только начался.

Хакамат мацейва

Хакамат Мацейва — это установка памятника. Это происходит либо через 30 дней, либо через 12 месяцев. На нём пишут еврейское имя и дату смерти.

Йорцайт

Йорцайт — это день смерти родственника. В этот день свеча должна гореть от рассвета до заката.

Кадиш

Кадиш — Это поминальная молитва. Во время похорон ее произносят в траурном зале. Кадиш Ятом произносятся в дни, когда опускается Таханун. Кадиш читают также в течение 11 месяцев как минимум раз в день. Каждый родственник отдельно читает или заказывает Кадиш.

Тагара

Тагара — это очищение покойника. Усопшего тщательно обмывают водой, расчесывают волосы, стригут ногти. После всех необходимых операций покойника заворачивают в саван. Если человек погиб в результате несчастного случая или был убит, то его не обмывают, чтобы не смыть кровь, которая должна быть похороненной вместе с покойником. Усопшего могут похоронить прямо в окровавленной одежде.

Читать еще:  Кулич и пасха храм в спб расписание

Галбаша

Галбаша — это облачение умершего. Саван должен быть белым, не шерстяным, прошитый льняными нитками. На ткани не должно быть никаких украшений вроде пуговиц и кнопок. Одевают человека соблюдая строгий ритуал. Если человек погиб или был убит, то его хоронят в той одежде, в которой он умер.

Левайя

Левайя — это проводы из дома. В этом случае все ритуалы проходят также, как если бы тело подготавливали в морге.

Процедура прощания с покойником

В более традиционных еврейских похоронах цветы не используются, потому что они считаются несерьезным и ненужным украшением, но некоторые семьи могут использовать цветы во время похорон с предварительного разрешения раввина, и только если раввин сочтет это целесообразным.

Что касается музыки на еврейских похоронах, традиционная еврейская религия запрещает использовать какую-либо мелодию во время похоронного ритуала. Однако в последние годы многие еврейские семьи включили музыку в ритуальную службу, чтобы почтить память умершего мелодией, которую семья считает уместной. С раввином, отвечающим за эту церемонию, следует заблаговременно проконсультироваться. Похороны у иудеев не всегда проходят по всем обычаям.

Место на кладбище в Израиле

Чтобы быть похороненным на еврейском кладбище в Израиле, нужно доказать свою национальность. Для всех остальных существуют специальные кладбища. Урны с прахом не дозволены на еврейском месте захоронения. В последние годы на многих еврейских захоронениях Израиля из-за дороговизны земли стали устраивать захоронения в стене. Погребение в Израиле популярно среди граждан России, некоторые из них даже не являются иудеями. Многие пожилые звезды приценивались к участкам (а стоить это удовольствие будет очень дорого). Ходили слухи, что сам Кобзон хотел похоронить себя на святой земле.

Первая трапеза после похорон

После похорон близкий друг готовит первую трапезу для скорбящих родственников. Поминки – важная еврейская традиция, символизирующая преемственность жизни. После ужина можно будет получить соболезнования в связи с произошедшим.

Тридцатидневный траур

Родственники проходят через три периода траура, период Шивы длится 7 дней, скорбящая семья остается дома и еврейская община посещает их, чтобы продемонстрировать свою поддержку и утешение.

День захоронения считается первым днем Шивы. В том случае, если это совпадает с еврейским праздником, именно раввин сможет посоветовать скорбящей семье, что делать в каждой конкретной ситуации. Семья может покинуть дом только в субботу (Шаббат), чтобы попасть в синагогу. В течение этого периода проводятся три службы (утренняя, дневная и вечерняя) для чтения молитвы и, таким образом, утешения семьи.

Атмосфера в доме должна характеризоваться предельным уважением. Разговоры должны быть о покойном. Присутствие членов семьи, друзей и членов общины очень важно для скорбящей семьи, поскольку оно символизирует признательность и внимание. Во время Шивы свеча будет гореть в течение семи дней.

Период Шлошим – это период продолжительностью 30 дней, в течение которого семья возвращается к работе и повседневной деятельности, в течение которого не слушают музыку, не стригутся и не делают макияж и не допускают никакой другой формы празднования. Сейчас многие люди используют черную ленту в качестве символа траура. Когда видно, что человек носит черную ленту, следует выразить соболезнования, даже если о погибшем ничего не известно.

В какие приметы верят евреи

Считается, что душа еврея будет страдать, если рядом будут закопаны люди другой веры. Если еврея нельзя похоронить на правильном кладбище, его стараются закопать как можно дальше или глубже.

В доме умершего опустошаются все емкости с жидкостью. Делается это потому, что ангел смерти омывает в них свой меч, который измазан ядовитый желчью.

Годовщина смерти – день памяти

Наконец, есть период Авелут, который длится 12 месяцев со дня захоронения, в течение которых следует избегать таких занятий, как развлечения или походы в кино, следует ежедневно читать молитву. Годовщина называется Йом а-Зикарон. В этот день читают Кадиш и Тору, зажигают свечу.

Еврейский закон требует приготовления надгробия, чтобы не забыть умершего и не осквернить его. Семья свободно выбирает стиль надгробия, но фото и скульптуры не разрешаются. Многие предпочитают писать имена умерших на иврите. В некоторых общинах принято оставлять надгробие под покровом или устанавливать его после окончания двенадцатимесячного траурного периода.

Порядок проведения еврейских похорон

Вывоз тела из морга

В морг вы должны приехать на уже заказанном транспорте вместе с гробом и обыкновенной простынёй. Там вы передаете все это работникам морга, которые выдают вам тело, завернутое в простыню и положенное в гроб. После получение гроба с телом вы без промедления выезжаете в направления кладбища. Наша традиция запрещает выставлять тело на показ для прощания, расценивая такой акт как проявления кощунства. Поэтому церемония прощания в морге не проводится.

Омовение и одевание тела

После того как тело привезли на кладбище его заносят в специальное помещение для омовения. Там тщательно моют все тело водой и одевают в похоронное одеяние — тахрихим.

Очищенного и облаченного умершего кладут в гроб. В гробу предварительно выпиливают часть одной из досок (не менее 4 см. в длину), чтобы тело покойного касалось земли.

Последние прощания и надрыв одежды — обряд «Криа»

Перед началом похорон родственники, друзья и близкие покойного собираются рядом с гробом, чтобы попросить прощения и попрощаться. В этот момент читают 16 Псалом и молитву «Кейл моле рахамим». По окончании подготовки тела к похоронам, его в закрытом гробу вывозят для последнего прощания в зал. Там у умершего просят прощение, в его честь говорят последние слова. Распространен обычай произносить в этот момент 16-й Псалом и молитву «Кейл моле рахамим». Затем, если есть миньян, сыновья покойного произносит «Кадиш ятом». Распечатать тексты этих молитв можно здесь.

Если у умершего нет сыновей, «Кадиш» читает его отец, если нет отца – брат. В случае когда нет вообще близких родственников, то «Кадиш» поручают наиболее уважаемому еврею. Следует также учесть, что человек при живых родителях не читает «Кадиш» без их ведома.

После произнесения «Кадиша» скорбящие совершают обряд криа — надрыв одежды, который является высшим проявлением скорби. Кто-то надрезает лацкан одежды каждого из скорбящих, затем скорбящий произносит благословение, содержащее в себе признание справедливости приговора, который вынес Вс-шний: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, судья истинно справедливый». После этого скорбящий с силой тянет надрезанный лацкан сверху вниз, тем самым собственной рукой расширяя разрыв. Если же скорбящая – женщина, то надрез совершает для нее одна из женщин. Если умер отец или мать, криа делают на левой стороне, напротив сердца; если же умер кто-то из других родственников (братья, сестры, дети) – то на правой стороне.

Погребение и окончание похорон

Тело выносят ногами вперед; все присутствующие следуют за гробом, исключение составляют родные дети умершего, которые едут впереди.

Мужчины стараются принять участие в переносе тела и засыпании могилы; при этом лопату не передают из рук в руки – один человек втыкает лопату в землю, а другой берет ее.

Перед погребением читают 91-й Псалом, после того, как могила засыпана, читают молитву Э-ль малэ рахамим и Цидук аДин. Затем произносят (если есть миньян) погребальный Кадиш.

При выходе с кладбища присутствующие на похоронах становятся в два ряда лицом к лицу; между этими рядами проходят родственники умершего, соблюдающие по нему траур, а стоящие в рядах утешают их словами: Вездесущий утешит вас и всех скорбящих по Сиону и Иерусалиму.

Сразу после похорон уходят с кладбища, не посещая другие могилы. Существует также обычай, уходя с кладбища, сорвать несколько травинок и бросить их через плечо, в некоторых общинах принято бросать горсть земли. При выходе с кладбища обязательно омывают руки, но не вытирают их. Омовение делают из сосуда, не передавая его из рук в руки.

После похорон принято дать Цдаку – пожертвование бедным и на деятельность общины.

Еврейские «поминки»

Устраивать «поминки» в виде всеобщего застолье у евреев, мягко говоря, не принято. По возвращении с кладбища близкие люди подают скорбящим «трапезу сочувствия». Важно, чтобы продукты для «трапезы сочувствия» были куплены, приготовлены и поданы скорбящим окружающими их людьми. Им подают хлеб (желательно круглую булку), крутое яйцо или вареную чечевицу. По традиции, все, что едят в эту трапезу, имеет круглую форму, — это один из символов траура, круговорот жизни и смерти.

В «трапеза сочувствия» принимают участие только близкие родственники умершего, которые должны справлять траур. До того, как скорбящие приступают к этой трапезе, они не едят и не пьют.

Близкие родственники умершего справляют траур в течение первых семи дней, однако ряд ограничений практикуются на протяжении всего года после смерти родителей.

Иудейский обряд похорон

Последние новости

Наш адрес

п. Восход, ул. Военторговская 4/16
Режим работы :

Вт – Вс с 11.00 до 19.00
Выходной день: понедельник

Телефоны:
+7 (383) 363-03-29
+7-913-712-3709

WhatsApp, Telegram, Viber (для сообщений)

Ваш вклад в экспозицию

Новости Похоронного Портала

Магазин сувениров

Популярное

Еврейская традиция рассматривает проводы усопших как одну из важнейших заповедей, плоды исполнения которой человек, вкушает как в этом мире, так и в грядущем. Поэтому члены Хевра Кадиша (службы ритуальных услуг, выполняемых согласно еврейской традиции) всегда пользовались большим почетом и уважением. Членами Хевра Кадиша обязательно должны быть евреи. Желательно, чтобы они соблюдали заповеди. Должно быть не менее двух членов Хевра Кадиша для мужчин и для женщин. Обряд от смерти до закрывания гроба для мужчин выполняют мужчины, для женщин — женщины. У женщин Габай (член совета Синагоги) — женщина. Габайчитает молитвы на иврите.

Читать еще:  Как правильно красить яйца на пасху

Краха и крия (Благословение и разрыв одежды)

Убедившись в наступлении смерти, приступают к произнесению благословения. Присутствующие, стоя, разрывают по кромке свою нижнюю или верхнюю одежду. После этого умершему следует закрыть глаза. Присутствующие, не являющиеся членами Хевра Кадиша, вслед за этим покидают помещение. Оставшиеся снимают с умершего возможно имеющиеся на нем украшения (кольца, браслеты и т.п.), приводят в горизонтальное положение, раздевают до рубашки, по правую сторону тела подсовывают свернутую в трубочку до середины ширины льняную простыню, протягивают с левой стороны так, чтобы он оказался уложенным на простыню, и заворачивают дальше, пока полностью не укутают его от изголовья до ступней. После этого открывают окно и ставят у изголовья свечу.

Не ранее, чем через 20 минут после кончины, тело поднимают с постели. При этом произносится текст Молитвы перед Очищением. После предварительной подготовки пола — укладки соломы, и т.п. — умершего бережно опускают, при этом, желательно, выбрать место у хорошо проветриваемого, но не солнечного окна. Голове покойного придают слегка приподнятое положение, вытягивают ноги и возлагают руки с выпрямленными пальцами. Во время пребывания умершего в комнате следует закрыть или отвернуть все имеющиеся зеркала. Умершего нельзя оставлять в комнате одного — с ним должен находиться охранник (шомер), а в случае с женщиной — охранница (шомерет).

Если умерший должен быть перевезен в морг, то по распоряжению Габая его укладывают в гроб (с покойницей эту роль выполняют женщины, знающие традицию — «Нашим Цидконийот») и сопровождают до кладбища. Необходимо уложить покойного в катафалк, пометив изголовье гроба буквой «рейш», чтобы наблюдать за правильной перевозкой тела — вперед ногами. По прибытии на кладбище, члены Хевра Кадиша переносят гроб на носилках в морг. Желательно поместить покойного как можно ближе к месту его очищения (тагара).

Членам Хевра Кадиша, находящимся в кровном родстве с покойным, следует воздержаться от участия в процессе очищения. Недопустимо присутствие лиц, не принадлежащих к Хевра Кадиша.

Для очищения необходимо: теплая вода для омовения, достаточное количество холодной воды (не менее 20-ти литров, т.е. 9 кавов — главная часть очищения «Икар га-Тагара»), сосуды, платки, льняные полотна, носовые платки, вата и др.

Умерший укладывается на простыне на стол очищения, затем его покрывают чистой простыней, убирая использованную, и произносят соответствующую молитву. После этого начинается омовение: в порядке старшинства присутствующие обливают тело тепловатой водой с головы вниз. Ковши не должны в это время передаваться из рук в руки, после использования их следует ставить на место. Затем тело очищается при помощи платков. Очистив верхнюю часть тела, переворачивают его на левую сторону и очищают правый бок и половину спины, то же самое повторяют с левым боком. После этого начинают основную часть очищения («Икар га-Тагара»), предварительно вылив всю воду от омовения. Наполняют два котла чистой водой (в совокупности не менее 20 литров) и ставят их слева и справа от изголовья. Далее члены Хевра Кадиша берут чистую простыню и поднимают ее над умершим развернутой за четыре конца, глядя в сторону, в то время как Габай удаляет влажную простыню, покрывающую покойного. Двое старшин, соответственно слева и справа, берут наполненные котлы и по очереди (сначала стоящий справа, а затем слева) опустошают их от головы через весь корпус, причем второй принимается за обливание раньше, чем опустеет котел первого. Таким образом, 9 кавов воды оказываются вылитыми разом, без перерыва. Во время обливания присутствующие произносят соответствующую молитву, и конце же восклицают: «Тагор, Тагор, Тагор!» После того как стекла вся вода, на тело умершего кладут развернутую чистую простыню и вытирают его всеми чистыми платками.

Галбаша (Облачение умершего)

После осушения стола очищения производят облачение. Одеяние для покойного — тахрихин — должен быть сделан из белого хлопчатобумажного (не шерстяного) материала, прошит льняными нитками. Шапка, похожая на высокую ермолку, должна быть двухслойной, чтобы ею можно было прикрывать лицо умершего. Как на тахрихин, так и на талит (молитвенном покрывале) не должно быть украшений, ничего металлического — золото, серебро, вензеля, значки, а также пуговицы и кнопки — нельзя давать мертвому с собой. Однако специальные украшения талита (этер) удалять запрещено.

Облачение происходит в следующем порядке: Габай надевает шапку (мицнефет) и руководит всей процедурой, уполномочивая в порядке старшинства членов Хевра Кадиша попарно, сменяясь, выполнять различные элементы облачения: надевание брюк, рубашки, савана, перчаток и пояса. Саван и рубашка должны быть распрямлены. Для женщин необходимо соблюсти следующую последовательность: сначала надевают рубашку, которая завязывается в форме буквы «шин» на шее и рукавах; затем саван, завязки на плечах которого оборачиваются вокруг рук таким образом, чтобы большой палец мог пройти через разрез, находящийся в конце завязки. Гладко зачесывают волосы, высоко подвязывают их льняной лентой с завязкой в форме буквы «шин» и надевают шапку с такой же формой завязки. Таким образом, все завязки одеяний покойного или покойной делаются в этом виде. Шаль и вуаль кладутся в гроб заранее.

Что касается талита, то есть обычай хоронить мужчин непосредственно в нем, в будни при этом надорвав цицит (сплетённые пучки нитей (часто шерстяных), которые надлежит носить мальчиками и мужчинам, прикрепив их к одежде, имеющей четыре угла, к каждому из этих углов. В частности, цицит является атрибутом талита) после надевания талита на покойного. По другим же обычаям тело покрывают талитом лишь после опускания в могилу. Мужчину, если он надевал при жизни талит, покрывают некошерным талитом. Женщину накрывают белой простыней. Погибшего или убитого хоронят не в тахрихин, а в той одежде, в которой он встретил смерть.

Положение в гроб

Перед положением в гроб имеющаяся в наличии стружка располагается так, чтобы голова оказалась на возвышении. В угол гроба укладывают простыню, а затем талит и, перенося тело в гроб, одновременно заворачивают его в талит. Цицит кладут покойному в каждую руку и заворачивают его в простыню, накрывая сначала левую, затем правую сторону и, наконец, верхнюю часть. Белье, одежда, платки и другие вещи, каким-либо образом запачканные кровью, кладут на дно пустого гроба и погребеют вместе с покойным. Все, что было отрезано или отпало от тела, кладут на дно гроба и погребают вместе с покойным. Гроб накрывается крышкой, будучи немного приоткрытым у изголовья, покрывается черным полотном и ставится ногами к выходной двери. Читают молитву «Левайя», Псалмы 23,16.

Крия (Разрыв одежды)

Если разрыв одежды не был совершен дома, он производится в траурном зале. К числу обязанных надорвать одежды относятся семь родственников: отец, мать, сын, дочь, жена, сестра и брат. Когда умирает кто-либо из этих родственников, разрыв одежды производят на величину 1 тефах(10 см). При похоронах родителей надрывают по левую сторону от сердца, остальных родственников — справа, причем не нижнюю, а верхнюю рубашку. Женщине следует прикрыть место надрыва. Процедуру совершают стоя, склонившись над открытым гробом. При погребении родителей надрывают руками, в случае же с другими родственниками можно использовать и различные инструменты. В это время произносят благословение (для родственников, которые не произносили это благословение раньше). Если хотят попросить прощения (мехила), это делается лишь после процедуры разрыва одежды. Одежды, разорванные по случаю смерти родителей, принято носить всю следующую неделю. Если же есть необходимость сменить одежду в течение этого времени, ее также необходимо надорвать.

Левайя (Проводы из дома)

В случае, если умерший не был перевезен в морг и проводы проходят в доме покойного, очищение, одевание и надрыв одежды производят дома в описанном порядке. Члены Хевра Кадиша под руководством Габая проводят все по описанной процедуре, полностью закрывая гроб. Затем устанавливают гроб в катафалк так, чтобы при движении ноги покойного были направлены вперед.

Проводы из траурного зала. Похороны

Готовясь к похоронам, следует проверить:

1) размер могилы;

2) наличие треугольной прорези на левой стороне нижней части гроба;

3) наполнение землей мешочка из открытой могилы, который кладется Габаем под голову покойного;

4) осыпание умершего землей Страны Израиля;

5) покрытие рта и глаз глиняными черепками, после чего надевается на голову шапка.

Габай поручает присутствующим поочередно, в порядке старшинства, завинчивать гроб и следить за тем, чтобы он оставался покрытым черным покрывалом и был готов к выносу. Отверткой работают так, чтобы она не передавалась из рук в руки. Вынос производят члены Хевра Кадиша. если производят прощание, гроб помещается перед ораторским местом, ногами по направлению к выходу. После этого читаются тексты молитв.

В дальнейшем скорбящие направляются в траурный зал, сняв предварительно кожаную обувь, чтобы вместе с участниками похорон присутствовать при произнесении поминальной молитвы Кадиш. В дни, когда опускается Таханун (покаянная молитва), произносят Кадиш Ятом (Кадиш скорбящих).

Шура (Траурный ряд)

После похорон при выходе с кладбища присутствующие выстраиваются в два ряда, через середину которых проходят родственники покойного и принимают соболезнования.

Шабат, Йом-Тов, Холь-аМоэд (суббота, праздники, будни праздников)

В случае, если смерть наступает в субботу, праздник или будни праздников, возникают некоторые изменения в процедуре. Ни благословения, ни разрыва одежды в эти дни не производят. Перемещение тела производят, положив на него кусок хлеба. В субботу и праздники не предпринимают очищения; если же смерть наступила в праздник или незадолго до него, очищение, как и похороны, производят после из исхода. Если же похороны выпадают на второй день праздника, а в его канун произвести очищение было невозможно, то последнее также делают на второй день. При очищении в праздники используют много платков для впитывания и осушения влаги, поскольку вытирание в этот день запрещается. В будни праздников (дни между первым и последним днем праздника) дети должны надрывать одежды по случаю смерти родителей. Надрыв одежды по другим родственникам производится только по окончании праздников.

Читать еще:  Пасха 1991 года какого числа

Завинчивание (заколачивание) гроба в праздник производится не евреями. В праздник и будни праздников не читают ни Кадиш Ятом, ни текстов молитв, которые читают перед захоронением. Также не организуют траурный ряд.

1) Запрещено оставлять покойника на ночь, за исключением ряда случаев, например, смерть в субботу или праздник, неготовность документов и других необходимых вещей, невозможность прощания родственников с покойным или оказания ему необходимых почестей до исхода дня.

2) Запрещается кремировать умершего.

3) Расстояние между могилами на кладбище должно составлять 3 тефахим (30 см), высота же и ширина могилы — 6 тефахим (60 см).

4) Нельзя хоронить на еврейском кладбище нееврея по галахе. Не принято хоронить религиозного еврея рядом с нерелигиозным. На новом кладбище желательно выделить три части: для религиозных; для нерелигиозных; для неевреев по галахе (расстояние между этими частями должно составлять не менее 8 локтей, т.е. 4,8 м, либо должна стоять ограда высотой не ниже 10 тефахим, т.е. примерно 1м).

Самоубийц и прах кремированных можно хоронить только в третьей части кладбища.

Похоронные традиции евреев

Согласно еврейской традиции, душа является частичкой Божественности, потому со смертью тела ее жизнь не заканчивается. Она попадает в Мир Грядущий, где наслаждается близостью к Всевышнему и сиянием Божественного Присутствия. Эта награда дается за дела в земной жизни, а также за раскаяние и муки очищения, которые душа испытывает после смерти. Спустя некоторое время она может снова вернуться в этот мир, чтобы до конца выполнить свое Божественное предназначение и это — утешение скорбящим.

Последние часы жизни

Любое действие, даже по просьбе умирающего, способное хоть на мгновение приблизить кончину, — запрещено. Выполнить любую просьбу умирающего, если она не противоречит еврейскому Закону (передача тела для медицинских опытов, кремация) обязан каждый человек.

Подготовкой к похоронам и любыми другими вопросами, связанными с неизбежностью смертельного исхода (приобретение гроба, рытье могилы, дележ имущества) не начинают заниматься до момента смерти — полной остановки дыхания.

Обращение с телом покойного

  • Тело человека создано по образу Всевышнего, поэтому неуважительное к нему отношение равносильно оскорблению Творца. Тело запрещается вскрывать или кремировать, выставлять на обозрение.
  • В комнате, где лежит усопший, нельзя пить, есть и удовлетворять другие потребности, свойственные при жизни людям.
  • Без необходимости прикасаться к покойному запрещено.

Подготовка к похоронам

  • Тело тщательно моют водой комнатной температуры, начиная с головы, а затем равномерно омывают минимум двадцатью литрами воды.
  • Перед омовением подготавливают для умершего простое одеяние белого цвета — тахрихим.
  • Следуя ритуалу, на глаза усопшего кладут глиняные черепки или щепотку земли.
  • Затем умершего одевают и кладут в гроб. Он должен быть деревянным, а в его днище просверливают отверстие или выбивают одну из досок, чтобы тело не было полностью отделено от земли.
  • Тело мужчины покрывают талесом — молитвенным покрывалом, у которого отрезают одну из четырех кистей.
  • На тело не кладут абсолютно ничего, а гроб сразу же закрывают.

Время похорон

В иудейские праздники и в субботу похороны не проводят. Кроме этих случаев, крайне нежелательно откладывать их даже на один день, так как задержка приносит душе дополнительные мучения. Исключение может быть сделано лишь в определенных ситуациях, например, чтобы в похоронах мог поучаствовать единственный ребенок покойного.

Тело покойного выносят ногами вперед, а присутствующие медленно следуют за гробом. В некоторых общинах во время похорон делают криа — знак высшего проявления скорби. Он заключается в том, что те, на кого действует закон траура, надрывают на себе одежду. В большинстве случаев криа делают в момент, когда стало известно о смерти. Криа не делают, если скончавшийся выкрест (перешел в иудаизм из другой религии) или самоубийца.

По обычаю все присутствующие на похоронах принимают участие в засыпании могилы. Лопату при этом из рук в руки не передают, а втыкают в землю, чтобы ее мог взять другой человек. После похорон принято делать пожертвование — цдаку. С кладбища уходят сразу же после похорон, не посещая другие могилы.

При выходе родственники умершего проходят между двумя рядами присутствующих, стоящих лицом друг к другу, и выслушивают слова утешения. Уходя с кладбища, бросают через плечо горсть земли или несколько сорванных травинок. Обязательно омывают, но не вытирают руки. С невымытыми руками после посещения кладбища в дом входить запрещается.

После возвращения скорбящим подают «трапезу сочувствия» — круглый хлеб, вареные бобы или чечевицу и крутое яйцо. Во время недельного траура, за исключением праздников и суббот, не пьют вино и не едят мясо.

  • Шива. Основной период, который длится семь дней после похорон. В течение этого времени скорбящие полностью погружены в траур и не занимаются никакой деятельностью.
  • Шлошим. Дни с седьмого по тридцатый являются для близких родственников покойного вторым периодом траура.
  • Год. Третий период соблюдают только в случае смерти матери и отца. На протяжении всего этого времени читают поминальную молитву — Кадиш.
  • Йорцайт — годовщина смерти. В этот день отдают дань памяти покойного — учат «Мишне Тора».

Траурные традиции

После наступления смерти, в комнате, где находится усопший, открывают окно. Желательно, чтобы рот и глаза того покойного закрыли близкие ему люди. Рядом с изголовьем ставят свечи. Умершего одного не оставляют. С ним постоянно должен находиться или кто-либо из членов семьи или шомер — любой другой взрослый иудей.

Всю воду, находившуюся в доме в момент смерти в открытой посуде, выливают. Зеркальные поверхности, фотографии и портреты завешивают или снимают со стен. До истечения годичного траура в домах тех, на кого он распространяется, должен гореть нешомэ лихт — масляный светильник или негасимая свеча

Кто обязан соблюдать траур

Евреи соблюдают законы траура только по родственникам — супругу, родителям, детям, брату или сестре. Исключением являются дети — девочки до 12 и мальчики до 13 лет. Они соблюдать траур не обязаны.

Не соблюдают траур по выкрестам, самоубийцам (кроме случаев суицида в состоянии безумия или самопожертвования), а также по младенцам, которые прожили менее месяца.

Законы траура до похорон

Скорбящий — онен — обязан соблюдать все запрещающие заповеди, но освобожден от исполнения предписывающих. Его основной долг — организация достойных похорон. Онену запрещено:

  • здороваться;
  • мыть тело, бриться, стричь ногти и волосы, пользоваться косметикой;
  • принимать участие в застольях, пить вино и есть мясо;
  • вступать в интимные отношения;
  • заниматься торговлей или ремеслом.

Онен сохраняет свой статус до момента завершения погребения.

Законы траура в период Шива

В течение последующих семи дней после похорон скорбящий называется авель. По возможности, все это время он должен находиться в доме покойного. При этом авель:

  • на протяжении Шива не выходит из дома, за исключением праздников и суббот, а также работы, но только через три дня и если от этого зависит его пропитание;
  • не приветствует и не прощается с теми, кто пришел его утешать;
  • не купается, не бреется и не стрижется, не пользуется косметикой и украшениями;
  • не надевает свежевыстиранную (кроме белья) или новую одежду, не носит кожаную обувь;
  • не слушает музыку, не развлекается, не вступает в интимные отношения;
  • не учит Тору (кроме книги Иова и мест Священного Писания вызывающих скорбь).

Авель может выполнять лишь самую необходимую работу, например — готовить еду, если больше некому это сделать.

На седьмой день посещают могилу покойного, читают молитвы и псалмы, раздают пожертвования. В знак того, что могила посещается, перед уходом с кладбища на нее кладут камешек.

Законы траура периода Шлошим

В это время действуют следующие запреты:

  • бритье, стрижка волос и омовение для удовольствия (ванна, сауна);
  • прослушивание музыки, посещение празднований и торжеств, увеселительных заведений;
  • экскурсии и туристические поездки.

На тридцатый день, как и на седьмой, посещают могилу. На протяжении всего этого времени не садятся в синагоге на свое постоянное место.

Траур в течение года

В течение 12 месяцев особенно строго соблюдают траурные ограничения те, кто скорбит по родителям. В это время:

  • не покупают новую одежду, жилплощадь;
  • не посещают увеселительные заведения и не участвуют в застольях;
  • читают Кадиш на протяжении 11 месяцев со дня похорон для поминовения.

Его следует установить не позднее, чем через год со дня похорон. Наличие памятника расценивается как почтение покойному, но он не должен быть роскошным и на нем запрещено размещать любые изображения покойного.

В еврейской традиции не принято возлагать цветы и венки на могилу. Подойдя к ней, левую руку кладут на могильный камень. Посещают могилы предков в месяце элуле и в дни между Рош ха-Шана и Йом-Киппур.

В те дни, когда не говорят покаянную молитву Таханун, — в праздники и по субботам, в Пурим, в Песах шени, с новомесячья и до 12 числа месяца сивана, на протяжении всего месяца нисана, в Ту-би-шват, в Хануку и некоторые другие, посещать кладбище не принято.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector