Как поминают кремированного

Православная церковь о кремации: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Смерть — это естественное окончание жизненного пути любого человека и каждый с ним столкнется. У каждого народа были и существуют разные обряды погребения умерших, но сегодня становиться особенно популярна кремация. Что говорит об этом Русская православная церковь? Некоторые священники крайне отрицательно отзываются о процедуре и отказываются присутствовать на таком погребении мертвых.

Процедура кремации и ее история

Прежде чем узнать, что по этому поводу думает Русская православная церковь, необходимо разобраться в самом этом процессе.

По сути, это просто сжигание трупа при очень больших температурах так, что в итоге от человека остается лишь горсть пепла. После процедуры прах помещают в погребальную урну и ее хоронят на кладбище либо же (сегодня это модно) пепел рассеивают над землей.

С экономической стороны городским управлениям процедура выгодна, ведь не нужно отделять места под кладбища, а даже если и надо, то погребальных урн на одну и ту же площадь влезет больше, нежели полноразмерных гробов. С точки здравоохранения процесс также положительный: не надо хоронить инфицированные тела, они не выделяют трупный яд, не заражают землю и пр.

Православие о смерти:

Исторически так сложилось, что предки предпочитали также сжигать умерших, а не хоронить их. Процедура кремации была распространена в Древней Греции и Риме. Сжигали мертвых и викинги, отправляя горящие ладьи с телами в море. Однако делали они потому, что не верили в вечность и воскресение мертвых. Считалось, что душа человека перерождается в новом теле, поэтому старое можно уничтожить.

С приходом христианства эту традицию отнесли к языческим и постарались полностью забыть — в Европе до XVIII века она была запрещена под страхом казни. Но в те времена число умиравших вследствие эпидемий и моров серьезно увеличивалось, а выделять места под захоронения было невозможно и начали появляться братские могилы. Тогда правительство решило пересмотреть отношение к сжиганию тел.

На сегодняшний день разрешают сжигание умершего:

Отрицают эту процедуру и запрещают ее:

Касательно последнего пункта: в Греции церковь не отделена от государства и поскольку она запрещает сжигание, то на территории государства (также острова Кипр) нет ни одного крематория. Что касается основных христианских конфессий, то они придерживаются слов Минуция Феликса, который сказал, что «христиане не боятся этой процедуры и вреда от сжигания покойников нет, но лучше придерживаться древнего обычая захоронения, который более полезен и назидателен».

Отношение православия

Традиция сжигать тела относиться к язычеству, а для православного человека могила — это символ воскресения. Бог помещает Духа Святого в тело человека, и оно становится Его сосудом, поэтому в послании Коринфянам Павел пишет заботить о своем теле. Во время смерти и процесса захоронения телу отдают почести, как сосуду Божьему и засыпают в землю для последующего воскресение.

Господь сохраняет элементы плоти, чтобы в день Воскресения даровать им новую жизнь. Иисуса Христа после смерти также погребли в гробнице, так и христианам следует погребать своих умерших.

На Архиерейском соборе Русской православной церкви не было признано кремацию нормой для погребения, но при этом церковь не будет лишать поминовения тех христиан, которые были не погребены в землю, а сожжены. Более подробно о соборе и его решениях можно прочитать в документе «О христианском погребении усопших».

Также Священный синод издал еще один документ, призвав священство не осуждать кремацию и людей, которые предпочли такой способ захоронения, но относиться к нему как к нежелательному.

Важно! Православная Церковь (как и католическая в этом вопросе) не запрещает кремировать умерших, но рекомендует выбирать традиционный способ погребения.

Этот вопрос решает сам человек в своем завещании, либо его родственники после его смерти, но священники могут упоминать и читать панихиды за таких покойников.

В Библии есть лишь одно обязательное условие для погребения — чтение молитвы по усопшему, поэтому на кремацию, как и на панихиду следует призывать священников для проведения погребальной службы. При этом, обязанностью священников является напоминание прихожанам об отношении Церкви к этому процессу. После кремации прах должен быть захоронен в земле.

Читайте о похоронах:

Священники о кремации

Мнение священства полностью совпадает с общими церковными положениями о кремации. При этом они говорят:

  1. Митрополит Смоленска Кирилл уточняет, что кремация не является православной традицией, а христиане верят в воскресение мертвых. Кремируя человека, люди как бы разрушают эту веру. Речь тут, скорее, о символах, нежели о реальных предметах, ведь тело, погребенное традиционным путем в земле также подвержено разложению. Кремация же выступает как осознанное разрушение тела и отказ от спасительной веры в Господа. Поэтому следует избегать сжигания мертвого тела, если есть такая возможность.
  2. Диакон Андрей Кураев, цитируя древнего христианского мыслителя Минуция Феликса также утверждает, что Господь имеет силу воскресить любое тело, как бы оно не было погребено. Но при этом традиционное захоронение является более гуманным и человечным, нежели сжигание. Этот процесс насыщен библейской символикой и более утешительно для близких. Именно поэтому Церковь рекомендует уклоняться от сжигания тел, ведь это умершему уже безразлично, но ранит провожающих его в тот мир.
  3. Протоиерей Владислав Цыпин согласен с церковными положениями о кремации и говорит, что этот процесс является неуважением к телу покойного. Но при этом подчёркивает, что Церковь не категорична в этом вопросе и допускает такой способ погребения.

Таким образом, кремировать православного христианина возможно и допускается Церковью. Но обязательно должны быть перед этим проведены традиционные погребальные панихиды.

Совет! Если есть возможность похоронить человека привычным способом, то лучше придерживаться традиции.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Можно ли кремировать православного человека

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Смерть – одно из самых страшных событий в жизни каждого человека. Многие говорят о том, что можно исправить любую ошибку до тех пор, пока еще ты жив. Данное событие приносит немало горя родным и близким тех, кто покидает нас. У разных народов есть свои традиции обряда погребения. Христианство также сформировало свои традиции. Но в современном мире есть определенные реалии, которые диктуют свои условия. Так как цены на традиционное захоронения достаточно высоки, а также количество мест не так уж велико, то распространенно такое явление как кремация. Что говорит церковь о том, можно ли кремировать православного человека?

Что значит кремировать

Данной процедурой называют сожжение трупов в специальных печах. В основном его проводят перед погребением. После кремации прах помещают в специальную погребальную урну, после чего она может быть захоронена различным путем.

Первые воспоминания о кремации были зафиксированы еще в эпоху древнего палеолита. В Европе кремация была широко распространена в Древней Греции. Затем она перенеслась в Древний Рим.

В христианстве кремацию считали признаком язычества. Именно поэтому погребение в землю получило большое распространение. До 18 века кремация была запрещена в Европе под угрозой смертной казни. Со временем количество смертей росло и городским властям было сложно справляться с числом умерших. Начали появляться братские захоронения перед домами.

Такие кладбища вызывали эпидемии и смертность росла. После открытия микроорганизмов было определенно, что это является источником опасности для людей. Именно поэтому вспомнили о кремации. Только эту процедуру необходимо было проводить таки образом, чтобы не оскорбить усопшего или его родственников. Обычные костры не подходили, а потому начали строить крематории.

Отношение православия к кремации

Кремировать или хоронить православного зависит исключительно от решения родственников или последнего желания умершего. В настоящее время современные христианские конфессии принимают такое явление как кремация.

Они основываются на словах раннехристианского церковного писателя о том, что он не видит никакого вреда в сожжении, но как и ранее привыкли зарывать трупы в землю. Но православные священнослужители говорят о том, что при выборе кремации или захоронения, стоит выбрать вариант сохранения тела в гробу.

Ответ христианской церкви на вопрос почему нельзя кремировать заключается том, что кремирование не даст возможности родственникам усопшего на утешение и молитву. Хоть это также спорный вопрос. Все зависит от необходимости проведения данной процедуры. Церковь не отрицает проведения данного процесса и не запрещает его, она просто терпимо относится к такому проявлению.

Почему православных не кремируют

Такой вопрос является неправильным. Церковь не запрещает сжигать тело умершего человека. Так, например, Русская православная церковь относится неодобрительно к кремации, но тем не менее не запрещает священникам проведение всех служб по умершим перед сожжением.

В Библии сказано что должна быть прочтена молитва об усопшем после смерти, но конкретно ничего не указано о том, как проводить захоронение тела усопшего. Часто в священных письменах говорилось о захоронении тел в пещерах или в земле. А фраза «из праха вышел и в прах превратится» говорится не о способе погребения, а о том, во что превращается тело после смерти.

Читать еще:  Когда поминают повешенных

Разное отношение к кремации прежде всего обусловлено различным пониманием предназначения человеческого тела или смерти. Это и может вызвать боязнь того, что таким образом мы можем причинить боль или неуважение к телу усопшего.

Погребение после отпевания

На вопрос, можно ли кремировать православного христианина после отпевания можно положительно ответить. Церковь разрешает проводить все обряды после смерти перед сожжением тела. Именно поэтому можно не задумываться о том, что православные погребальные обряды не будут проведены.

По поводу способа погребения есть как минимум два различных толкования:

  • Одни рассматривают сжигание тела как веру в мир неба, куда душа с помощью огня перемещается вместо захоронения в землю.
  • Вторые же говорят, что погребение мертвого тела в землю имеет отношение к языческим обрядам. Тем самым христиане, которые приходят на могилы, чтобы почтить память усопших, также взяты из язычества.

Какой способ захоронения выбрать зависит от желания умершего или его родственников. Но необходимо помнить, что важнее всего будет та память, которую Вы будете хранить в своем сердце о них.

Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших

Поминальный обед – обязательный ритуал похоронного процесса, который символизирует вечную память об ушедшем в иной мир человеке. В нем принимают участие родственники усопшего, близкие друзья, коллеги. Поминки после похорон проводятся прежде всего для души умершего. Однако не менее важен этот ритуал и для близких усопшего. Он помогает им облегчить боль утраты и постепенно прийти к успокоению. В этой статье мы расскажем об основных правилах проведения поминок после похорон.

Как поминают усопшего?

Согласно православным традициям, ритуальный обед проводится:

  • В день погребения (на 3 день после смерти);
  • На 9 день после похорон;
  • На 40 день после погребения;
  • Через год после смерти человека.

Также можно организовывать поминальную трапезу через полгода после смерти, на день рождения усопшего и в День Ангела.

Если вы не уверены, можно ли организовывать поминовение в конкретный день, или у вас есть другие вопросы относительно этого ритуала, вы можете прийти в храм и задать их священнику.

Поминальная трапеза в день похорон.

Ритуальный обед традиционно начинается с молитвы «Отче наш». Если на поминках присутствует священник, он освещает трапезу и благословляет на принятие пищи.

Усопшему принято отводить отдельное место за столом. На него ставится рюмка, накрытая хлебом, и тарелка со столовыми приборами. Пустой стул остается свободным.

Первое блюдо, подаваемое присутствующим, — кутья (отварное пшено или рис со сладким сиропом и сухофруктами). Все присутствующие должны съесть несколько ложек. Это символизирует счастливую жизнь души усопшего в ином мире. Также на столе присутствуют и другие блюда: отварной картофель, мясо, рыба, блины, овощи, пироги и т.д. При этом следует учитывать, что во время постов пища должна быть постной.

Все присутствующие за столом вспоминают усопшего добрыми словами, рассказывают о его жизни. Согласно традициям русской православной церкви, на поминках читают следующие молитвы:

  • 17 Кафизму из Псалтыря — псалом 90 и 118;
  • поминальную молитву — «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба…».

Поминки на 9 день после погребения.

В этот день близкие усопшего снова организуют ритуальную трапезу, отдавая дань его памяти. Перед поминальным обедом присутствующие читают молитву «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавол упразднившей…», после чего вспоминают усопшего, помогая его душе найти умиротворение. Угощение, которое остается после трапезы, рекомендуется раздать нищим.

Поминки на 40 день после похорон.

Верующие считают, что в это время душа умершего в последний раз спускается на землю для прощания. Утром родственники усопшего посещают церковь, читают молитвы и заказывают панихиду. Поминки начинаются с раздачи присутствующим выпечки и конфет и заканчиваются ритуальным обедом. После 40 дней можно отдать личные вещи умершего его близким или нуждающимся.

Поминки на годовщину.

Поминальный обед через год после смерти человека проводится по тем же правилам, что и через 9 и 40 дней. Утром родные и близкие могут прийти на кладбище, чтобы постоять возле могилы. А затем все желающие садятся за поминальный стол, чтобы еще раз вспомнить усопшего.

Правила проведения поминок после похорон у православных

При организации ритуальной трапезы рекомендуется придерживаться основных правил.

  • Поминальный обед начинается минутой молчания. Затем право произнесения небольшой траурной речи поочередно предоставляется близким, друзьям и коллегам умершего.
  • Согласно правилам поминального этикета, на траурном обеде недопустимо громко разговаривать, чокаться и смеяться.
  • Также не принято громко причитать и рыдать. Если справиться с эмоциями становится сложно, рекомендуется покинуть поминальный стол и найти уединенное место.
  • После завершения трапезы каждый приглашенный встает и кланяется портрету усопшего и оставленному для него месту за столом. В этот момент уместно произнести слова сочувствия близким умершего.
  • Угощение, которое остается после трапезы, можно раздать присутствующим или нуждающимся, чтобы еще раз почтить память усопшего.

По церковным понятиям поминки после похорон организовывают на 3, 9 и 40 сутки после смерти. Это сложный ритуал, целью которого является почтение памяти ушедшего на тот свет человека и общая молитва о его душе. Правильное поведение родных и близких после похорон позволит легче пережить утрату и не усугубить и без того печальную картину моральными и социальными конфликтами.

Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших

Смерть близкого человека — большое горе для его родственников и друзей. Поминки после похорон проводятся прежде всего для души усопшего. Немаловажную роль ритуал прощания играет и в облегчении состояния людей из его окружения. Правильное поведение в дни скорби, соблюдение обычаев и церковных канонов — залог постепенного прихода к близким покойного душевного спокойствия и внутреннего равновесия.

Поминки в день похорон по христианской традиции

Каноны православия запрещают проводить погребение и устраивать поминовение в дни Рождества Христова и Святой Пасхи. Перед принятием пищи каждый православный человек читает молитву «Отче наш». Это относится и к прощальному обеду. Если провести поминки пригласили священнослужителя, то он сначала совершает заупокойную литию, пропивает «Отче наш» и благословляет принятие еды. В отсутствие иерея чтение молитв и освещение трапезы доверяют старшему из мирян.

На поминках покойному отводится за столом отдельное место с рюмкой, покрытой хлебом, тарелкой и столовыми приборами. Пустой стул никто не занимает. Первым блюдом, которое подается согласно обычаю, является кутья. Кушанье освящают во время службы в церкви, панихиды по умершему, или окропляют святой водой перед началом обеда. Зерна пшена или риса в каше выступают символом жизни, а мед — сладостью от попадания праведников в Царство Божие. Также присутствующих угощают другой едой. Во время Великого и других постов блюда на столе у православных мирян должны быть постными.

Православные поминки имеют глубокий смысл — присутствующие молятся и просят Господа простить грехи, уменьшить страдания души усопшего в загробной жизни. За столом ведутся неспешные беседы об умершем, которого вспоминают добрыми словами — всепрощение и примирение являются целью траурной церемонии. Согласно православным канонам родственники должны усердно молиться за новопреставленного, что и делают в течение 40 дней после его смерти. Таким образом родные люди улучшают загробную участь умершего и облегчают его пребывание в ином мире.

К православным молитвословиям за упокой души, которые церковь рекомендует читать на первых поминках, относятся

  • 17 Кафизму из Псалтыря — псалом 90 и 118;
  • поминальную молитву — «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба…».

Перед приемом последнего сладкого блюда все присутствующие встают и поют стихиру на глас 6. Трапеза заканчивается питием заупокойной чаши, принятием последнего блюда и обычным благодарением.

Как правильно проводить поминки

Этикетом и негласными правилами регулируется организация прощального обеда. Провести трапезу доверяют близкому другу усопшего или членов его семьи. В начале обеда покойника чествуют минутой молчания. Далее распорядитель поочередно дает слово родственникам умершего человека в зависимости от степени родства. После них помянуть добрым словом предлагается друзьям. Правильно все тосты произносить стоя, допустимо заканчивать их риторическими выражениями «Пусть земля ему будет пухом! Вечная память!» и другими. Если выступление прерывается слезами, ведущий вставляет несколько фраз для того, чтобы разрядить обстановку и снять напряжение.

Речь при поминании согласно заведенному порядку не должна быть длинной. Ее желательно заранее отрепетировать. Значение выступления состоит в том, чтобы напомнить присутствующим о том, каким хорошим человеком был покойный. Во время похорон все добрые слова являются поддержкой для семьи усопшего, это притупляет горе и умиротворяет душу покойного. Слова скорби на поминках должны быть лаконично изложенными, это касается речи на кладбище или в крематории у гроба.

В конце поминок каждый присутствующий встает из-за стола и кланяется портрету усопшего и его символическому месту за столом. Уходя принято выразить сочувствие родственникам, прощаться словами «До свидания» или «До встречи» неправильно.

Поминальное угощение и оставшуюся еду по традиции раздают не только присутствующим на торжественном обеде, но и другим людям, в т.ч. нуждающимся в виде милостыни. Это делается для того, чтобы как можно больше человек почтили память покойного.

Последний завтрак

Родственники приходят к усопшему на кладбище на следующее утро после погребения. Поминки на кладбище в день похорон не включают в себя поедание еды и распитие спиртных напитков. Последний же завтрак покойного, который ему приносят близкие на утро, помогает душе усопшего почувствовать заботу родственников. Этот акт является концом похорон и началом проведения поминов. Еда должна содержать продукты растительного и животного происхождения. Близкие также завтракают у могилы, по правилам приглашая разделить трапезу нищих и нуждающихся. Еду для покойного оставляют на погосте, посуду и другую утварь с него не забирают и домой не приносят.

Читать еще:  Как приготовить пасху в мультиварке

Проведение подобных процедур, особенно с распитием на кладбище алкогольных напитков, православная церковь не одобряет, относя их к языческим традициям. Однако обычай имеет глубокие корни. Тризна у восточных славян состояла из множества ритуалов — омовения покойного, сожжения, танцев, боев и спортивных состязаний. Частью обряда было и поминальное пиршество, на котором вкушали яства и пили хмельной медовый напиток. Тризну служили рядом с местом похорон, там же и поедали ритуальную пищу, страву. Еда, которая ставилась в кутном углу дома, стакан с водой и хлеб, была скромной. Это делалось для того, чтобы покойный поскорее уходил в мир мертвых, понимая, что теперь ему «не едать вволю хлеба живых».

Проведение поминок и оккультная безопасность

Смысл древнеславянской традиции прощания с умершим, тризны, состоят в противостоянии силам Нави — миру мертвых. Злые духи не должны были повлиять на живущих людей, поэтому их изгоняли с помощью природных стихий — огня в поминальном костре. Процедура обязательного омовения тела, очищения водой, имеет глубокий сакральный смысл и появилась задолго до прихода христианства. И сегодня по возвращению с кладбища после обряда погребения принято ополоснуть лицо и вымыть руки по локоть перед началом трапезы.

На поминках правилами поведения, которых следует придерживаться, являются следующие.

  1. Родные усопшего или те, кто занимается организацией похорон, не подают поминальный обед со столовыми приборами с углами — ножами и вилками. Впервые на Руси вилка с двумя зубцами появилась с подачи Петра I. Прибор долго не приживался в обиходе славян, т.к. рогатина издревле ассоциировалась с дьяволом. Тем более традиционные кушанья поминальной трапезы — суп, кутья и блины — не требуют использования столовых приборов с острыми углами.
  2. По правилам поминок в день похорон умершему ставят угощение — наливают стопку водки и накрывают ее хлебом. Есть кому-то из присутствующих эту еду нельзя. Её принято оставлять до 40 дня, спрятав в укромном месте в доме. После этого рюмку снова наполняют и относят с хлебом на могилу усопшего, когда поминают его на кладбище.
  3. На столе обязательно должна быть кутья — сладка рисовая каша и блины, чья круглая форма символизирует цикличность жизни и смерти. До XII в. славяне поминали умерших колевом — разваренной пшеницей с маком и фундуком, т.к. рис исконно не является национальным продуктом.
  4. За поминальным столом близкие и родственники не ведут бесед о дележе имущества усопшего человека не только потому, что это неприлично. Существует убеждение о том, что до 40 дня все принадлежит покойному, который с эзотерической точки зрения еще не совсем умер — душа разобществляется с мертвым телом постепенно.
  5. Сладости и выпечка — то, что раздают на поминках присутствующим перед их уходом домой. Личные вещи умершего, столовые приборы и другую посуду из соображений оккультной безопасности брать не стоит.

Эзотерики объясняют запрет на использование острых столовых приборов тем, что с их концов «стекает» негативная энергия, которая может привести к поражению тонких тел человека. Поминки и другие похоронные ритуалы, связанные со смертью, не несут положительного заряда для любого биологического объекта. Физикам также известен эффект стекания поверхностного заряда в сторону острия предмета. Запрет на применение по ходу проведения поминок определенных столовых приборов, как и сиденье на углу стола, на поверку оказываются не дремучими суевериями, а простым соблюдением правил безопасности.

Как и когда делают поминки на 9 день после смерти

По христианским правилам вспоминать человека принято в дни рождения или именин и по торжественным церковным датам — на Вселенскую мясопустную субботу, Радоницу, в родительские дни, на Троицкую и Дмитриевскую субботу. Временем для особого поминовения считаются 3, 9 и 40 день. Это объясняется периодами, которые связаны с постепенным покидаем души земной обители. Отчет времени ведется со дня смерти.

По традиции на 9 день родственники умершего собираются на обед, отдавая дань его памяти. Верующие читают молитву «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавол упразднившей…», заказывают Сорокоуст о поминовении или в монастыре — Неусыпаемую Псалтирь. Это помогает усопшему представь перед Судом Божьим, согласно христианским догмам пришло время, когда ангелы приводят душу к Всевышнему для разговора. После поминальной службы близкие приходят на кладбище, где зажигают свечу и читают «Отче наш». Церковь не одобряет поминальных трапез у могилы, рекомендуя провести их дома, а угощения — пирожки, сладости, булочки, конфеты — раздать малоимущим, которые проходят мимо погоста или стоят у входа на кладбище. Допустимы денежные подношения.

Молитвы и воспоминания об умершем на 9 день после похорон дают успокоение и оказывают помощь его душе. За столом ведется неспешная скорбная беседа. Всю еду, оставшуюся после поминального обеда, раздают нищим или нуждающимся. Девятину, которая выпала на дни поста, переносят на ближайшие выходные.

Как проходят поминки на 40 день после похорон

Первое время после смерти проходит в скорби и молитвах за душу усопшего. Древние славяне прощались с покойными в разные периоды, совершая в т.ч. «полусороковины» на 20 день со дня смерти. Сегодня поминание усопших проводится на 40 день — в это время душа последний раз спускается на землю для посещения любимых мест.

Родственники проводят утро на службе в храме, читают молитву «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставльшагося…», заказывают панихиду и Сорокоуст. Правильным будет провести весь день в траурных одеждах. Верующие христиане приносят в церковь на поминальный столик продукты, а на могилы — свечи, живые или мертвые цветы. Поминают усопшего раздачей угощений — выпечки и конфет. Дома устраивают торжественный обед. Во время трапезы вспоминают добрыми словами ушедшего в иной мир. После сорокового дня допустимо раздать личные вещи покойного родственникам или нуждающимся, отнеся в храм.

После того, как человек умирает, хоронят его физическое тело, для прощания с душой необходимо провести определенные ритуалы. Существующие обычаи связаны со старославянскими и христианскими традициями. Поминки и правила их проведения помогают душе покойного покинуть мир живых, а родственникам правильно попрощаться с усопшим без излишней суеты, истерик и чрезмерной скорби.

Радоница: суть праздника, традиции, суеверия и предрассудки

На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются заупокойные панихиды и не совершается гласное поминовение усопших. Чтобы верующие смогли разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, Церковь установила особый день поминовения усопших – Радоницу. Об особенностях этого праздника, народных суевериях и традициях на Радоницу мы беседуем с иеромонахом Макарием (Маркишем).

Первая часть интервью

– Почему день поминовения усопших называют Радоницей – от слова «радость»?

– Насколько я знаю, это слово дохристианского происхождения. В разных дохристианских культах тоже были моменты особенного поминовения умерших. Наше восприятия этого дня – это наше восприятие смерти, как дороги в инобытие.

Без серьезного отношения к смерти мы не сможем ничего здесь понять. Серьезное отношение состоит в том, что главный экзистенциальный опыт человека, то есть переживания, которые ведут его к раскрытию религиозной веры – это опыт смерти.

Если бы не смерть – не было бы религии. Любая религия, существующая с древних времен – это религия связи с инобытием и реакцией человека на смерть. Человек всем своим бытием осознает, чувствует и переживает, что он создан для бессмертия, но тем не менее смерть существует. В христианстве наиболее очевидна победа над смертью.

Для людей, у которых их духовная жизнь концентрируется на богослужениях – это не вопрос, потому что тот факт, что Господь даровал им вечную жизнь, победу над смертью, он просто пронизывает наше литургическое богослужебное сознание. А когда в церковь ходят, чтобы поставить свечку, тогда сознание затуманивается, и страх смерти остается.

– Да, вера в Воскресение – это основа нашей веры, но в тоже время нашим ограниченным человеческим сознанием сложно это живо представить…

– А не надо представлять, надо поверить. Доверие – очень хорошее русское слово, которое родственно вере. Мы доверяем Богу себя и близких.

Один очень опытный священник мне говорил о том, что похороны становятся очень мощным средством проповеди. Это правда, потому что на похороны люди собираются в серьезном настроении, они подавлены. Перед ними появляется пробитая дверь в инобытие, и они в нее заглядывают. Я всегда помню слова этого священника и никогда не упускаю возможности на отпевании или на погребении сказать серьезную проповедь. Людей нужно встряхнуть, чтобы замотивировать к восстановлению нормы христианской веры. Многие суетятся на похоронах: «Как встать? где положить? Что взять?» От подобных формальностей людей необходимо ограждать, потому что они гасят христианскую веру. Когда человек сталкивается со смертью, их самое время отбросить.

Что касается Радоницы. Обычай не совершать панихид существует от Страстной седмицы и до вторника следующей седмицы. Но как я говорил в одной из передач, на Литургии все равно мы поминаем усопших. Факт смерти не устраняется из христианской жизни. Но он устраняется от этих богослужебных обычаев.

Читать еще:  Главная родительская суббота

– Почему на Страстной седмице нет общецерковных поминовений усопших?

– Смерть Христа перекрывает смерть человека. По чину пасхальных богослужений в них нет заупокойной литии. Воскресение – это малая Пасха. Это радостное празднование малой Пасхи. Тем не менее, как ни странно, даже вопреки уставу некоторые священники все равно воскресную литургию тоже совершают заупокойное поминовение по очень простой причине: прихожане приходят в основном в воскресение, в будние дни работают.

– Откуда пошла традиция посещать кладбища и ухаживать за могилами?

– Места христианских погребений пользуются особым молитвенным вниманием и интересом каждого верующего. Обратите внимание, например, безбожники, такие как мадам Рерих требовала уничтожить кладбища, как это делали коммунисты. Они разрушали сознание людей.

Очень интересный проект я наблюдал в Екатеринбурге. На очень многих кладбищах традиционные надгробья оказались без крестов. В советские, большевистские времена эти кресты уничтожались. В наше время, когда есть электрические инструменты и всевозможные усовершенствованные средства столярных работ ничего не стоит добровольцам установить десяток-два этих крестов. Надо эстетически восстановить образ памятника и молитвенно воздать память погребенным там людям.

Например, в нашей епархии архиерей очень разумную принял практику. Он находит иногда эти оскверненные разбитые кладбища, находит либо обломки надгробий, либо сами надгробья, утащенные куда-то. Он попросил, чтобы эти надгробия свозили на территорию кафедрального собора, где есть некрополь, там и кладбище небольшое есть, вот туда же свозят эти надгробья с епархии, они там стоят как памятники умершим. И время от времени там совершаются заупокойные литии в память о тех, кто пал жертвой безбожных лет. Видите, у нас есть возможность работать, живые кладбища восстанавливать, ставить кресты, помогать собирать те камни, которые мы можем сохранить.

На деревенских кладбищах, когда жизнь наиболее локальна, сосредоточена вокруг храма, в самый день Радоницы, после богослужения, после Литургии нужно пойти на кладбище и отслужить панихиду, потом пройти по могилам и послужить заупокойные литии на тех могилах, которые укажут.

Вторая часть интервью

– Отец Макарий, в народе существует поверье, что обязательно на Радоницу нужно собирать котомочку с едой: конфетки, яйца пасхальные, водку и нести все это на могилу и там все это распить или оставить, чтобы выпили покойники…

– Пьянка недопустима ни в каких условиях. Если люди пришли на кладбище и хотят там трудиться, после зимнего периода требуется физическая работа. Потом может быть панихида или лития. Кто людям может помешать там поесть, съесть свой завтрак? Именно в этом трудно увидеть суеверие. А вот когда они кладут эти пасхальные яйца на могилу, тут спросишь человека: «А для чего ты положил?» Это знаете буквально тест на православие. Честно говоря, я спрашивал, но содержательных ответов я не слышал. Я могу дать один четкий и простой ответ, который даже в нашем поэтическом наследии остался.

Поэт Заболоцкий писал:

«Еще не в столь давнюю пору люди нищие могли прийти на кладбище, найти там на могиле что-то съестное, это съесть, напитать свой мучительный голод и поблагодарить Господа и помолиться за тех, кто там погребен».

Но это давно ушло в прошлое. Соответственно, надо менять подход к делу. Еще бывает, что люди позавтракают на могиле, а крошки – для птиц оставят – это забота о животном мире. Но когда говорят: «чтобы покойнички угостились», то тут вам не усидеть на двух стульях: либо вы христиане, либо вы идолопоклоннники…

– То есть с едой прийти можно, но нужно понимать какой смысл в это вкладывают люди? Если смотреть как это делалось раньше, то по факту это была милостыня, помощь не имущим.

– Я могу процитировать Саратовского Митрополита Лонгина, который в одной из своих заметок очень жестко написал, что проблема церковной жизни – это проблема веры в суеверия. Больше всего суеверия проявляются в области смерти и погребения. Митрополит знает, что говорит, а священники, которые совершают требы, погребения и панихиды могут это только подтвердить.

– В чем смыл приносить еду на канон?

– Здесь похожая ситуация, но менее зловредная. Эта жертва, но чего? Берем традиционный образ жизни. Люди сняли урожай с поля, отвезли на мельницу, испекли хлеб. Принесли этот хлеб в церковь, пожертвовали его малоимущим, церкви, чтобы священник мог угостить им нищих. Условия, когда пяток яиц, крынка молока и буханка хлеба представляли собой важную материальную ценность. Эту материальную ценность люди жертвовали на храм и через храм малообеспеченым собратьям, может быть, и священнику и его семье.

Некоторые не отдают себе отчета насколько был бедным уровень жизни духовенства в селе. В городах жили купцы, жертва на храм была достаточно стабильной, а в деревне священник, а особенно дьякон или псаломщик жили впроголодь. Что происходит сегодня? Благочестивый верующий человек берет свои трудовые доходы, пенсию, и идет магазин. Эту пенсию она отдает владельцу магазина, покупает продукты и несет их в церковь. Она считает, что она делает доброе дело. Часто всего люди не задумываются, просто привыкли уже к тому, что принято.

Если у бабушки есть возможность потратить сто, двести или триста рублей на пожертвования, ну, положи их в церковную кружку. Это будет большая польза, если просто принести на эту же сумму хлеба или чего-то еще. Хлеб просто засохнет, его опять отправят воронам на корм. Ну или если это какие-то угощения, то там будут трения среди тех, кто эти угощения хочет забрать. Остаток чего-то прошлого переходит в нашу новую жизнь без понятия зачем это нужно, и вносит разного рода недоразумения и неприятности.

– Как вы относитесь к практике разговоров с умершими? Как Церковь к этому относится? Слышат ли они нас?

– Это уже нечто индивидуальное. Личная молитва предоставляется лично на усмотрение молящегося. Если так, то в праве ли мы указывать? Мы молимся святым, обращаемся к ним, но они же такие же умершие как наши близкие.

Мы должны быть христианами и жить по христиански. Избавляться от суеверий, которые губят нашу христианскую веру и просто конкретно выталкивают Христа из нашей жизни.

Сколько я получаю писем о еде… Как сделать помин? Что нужно ставить на стол? Сколько водки? Я отвечаю стандартным образом: поминовение может быть духовным, о котором я вам расскажу, а может быть желудочным, про которое я рассказывать не буду.

– Как поминать кремированных людей?

– Тут можно процитировать святейшего Патриарха Кирилла: обычай на то и обычай, чтобы их соблюдать по возможности. Есть каноны, которые мы храним, есть каноны, которым мы стараемся следовать, форма погребения умерших – это обычай.

По возможности, православных христиан хоронят в землю, но иногда кремация – доступный способ погребения, например, когда нет места на кладбище. Я понимаю, мне пришлось отвечать на такой вопрос. Женщина приехала из Греции и стала жаловаться, что там отступили от христианства, от православия, когда в греческих монастырях выкапывают останки погребенных людей из земли и складывают в особое хранилище. А делается это из-за того, что Греция страна маленькая, просто нет места у храмов, чтобы всех захоронить.

В монастырях существуют костницы, хранилища, конечно, это выглядит немного страшновато для людей, не знакомых с таким обычаем, а нашим наивным людям кажется, что христианская жизнь – это обязательно, чтобы умерший лежал в земле, а если его вытащили, то это нарушение христианских норм. А нормы образуются исходя из практических условий.

Конечно, по прежнему мы рекомендуем погребать людей в могилы, если такая возможность есть. Если родственника кремировали, то это не является чем-то плохим. Представьте, что кто-то из бойцов пожарной бригады погибает в огне. И что теперь, мы ему откажем от христианского погребения? Ровно наоборот – он герой, он отдал свою жизнь за близких. Поэтому кремация не рекомендуется, но и не исключается.

– Многие боятся кладбищ и смерти. Мы понимаем, что в христианской традиции это наоборот память смертная и для нас это радость, надежда на Воскресение, но что можно сказать светским людям, что бы они перестали бояться?

– С одной стороны учитывайте свое христианское просвещение, восприятие христианского образа мысли, образа жизни, образа веры. А с другой стороны чисто практически – бывайте на кладбищах. Наши русские кладбища это всегда очень значимые места. Там очень красиво, там цветут цветы.

Любое посещения кладбища – это всегда духовная помощь. Участвуйте в погребениях, не откажите близким в участии в похоронах, в молитве. С детьми приходите, показываете детям. Я закончу личным воспоминанием. Умер маленький ребенок и это был шок для близких людей. Я помню его погребение: вокруг гробика стоят взрослые и я в том числе и несколько человек детей возраста 5-7-9 лет. И я уловил себя на ясном чувстве какого-то переворота. Я смотрю на этих детей, как ребенок на взрослых. И в их спокойствии, умиротворенности, в их восприятии этого события я черпаю уверенность. Этот урок я запомнил надолго.

Беседовала пресс секретарь соцсети “Елицы” Наталья Чиж

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector