Как поминают староверов

Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века»

В пункте 3 говорится: «Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею».

Неясно, что имеется в виду под теми молитвами, в которых «разрешается поминать своих родственников, умерших вне общения с Церковью». Если речь идет о частных молитвах, то они дозволены всем православным христианам, а не только «старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью». Речь, по-видимому, идет о церковном поминовении на проскомидии, поскольку дается ссылка на свт. Филарета Московского, который не только за старообрядцев, но и за инославных «дозволял о них молитву, не открытую в Церкви, с которою они открыто не соединялись в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме»[1]. Однако, во-первых, святитель писал это не о всех умерших, а о тех, кто «имел уважение и веру к Православной Церкви»[2], что вряд ли возможно автоматически отнести ко всем, умершим в старообрядчестве, а во-вторых, мнение свт. Филарета осталось его личным мнением и никогда не было утверждено как общецерковное.

Приведем высказывания об этом вопросе других святых той же эпохи.

Прп. Амвросий Оптинский пишет: «Во все времена при служении в Православной Церкви всегда поминались об упокоении души усопших только православных христиан» и относительно умерших вне ее замечает, что «Церковь уже не может их поминать, так как они не имели общения с ней при своей жизни»[3].

Преподобный Макарий Оптинский также пишет: «лютеран и католиков, умерших в своей вере, нельзя поминать на проскомидии: раз они не имели в живых сообщения с Церковью нашей, то как же по смерти мы посмеем их присоединять к Церкви?»[4]. Поскольку причиной невозможности поминовения указано отсутствие общения с Православной Церковью, это же следует отнести не только к инославным, но и ко всем, не имевшим общения при жизни с Церковью, включая раскольников, которые, в отличие от большинства инославных, не знавших о Православии, о канонической Церкви знали, и сознательно противопоставляли себя ей.

Говоря о старообрядцах, преп. Паисий Величковский писал: «Об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в день Страшного Суда Его»[5].

Тот же свт. Филарет Московский в 1860 г. ответил отказом на ходатайство отпеть по-православному девицу, хотя и крещеную в Церкви, но воспитанную и умершую в старообрядчестве: «Девица с выхода из младенчества не принимала таинств Церкви, так умерла, и похоронена по-раскольнически. Поздно вступаться за права Православия».

Митрополит Макарий (Булгаков), приведя выдержку из 5 правила VII Вселенского Собора, замечает: «Умершие в смертных грехах, в нераскаянности и вне общения с Церковью не удостоиваются ея молитв, по этой заповеди апостольской»[6].

То же учение выражено было и в ХХ веке, как до революции, так и после, как в зарубежном рассеянии, так и в Церкви во отечестве:

«Совершение поминовения по православному чину (особенно совершение отпевания) есть открытое признание и засвидетельствование Церковью своего единения в вере со скончавшимся членом ее и право на это внимание Церкви и ее особенно усиленное ходатайство перед Богом за умершего принадлежит только лицам, умершим в единении с Церковью по вере и жизни. Этим правом не могут и не должны пользоваться люди, нарушавшие это единство веры и умершие вне общения с Церковью, вне ее молитв и благодатных Таинств»[7].

«Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины. Вполне естественно поэтому, что Церковь не может приносить за них умилостивительной бескровной жертвы и никакой очистительной молитвы вообще: последняя явно возбраняется Апостольским словом (1Ин 5.16). Следуя Апостольским и отеческим заветам, Церковь молится только об упокоении православных христиан, в вере и покаянии скончавшихся, как живых органических членов Тела Христова. Сюда могут относиться и те, кто прежде были в числе отпавших, но потом раскаялись и снова соединились с нею (Петра Алекс., II). Без этого последнего условия они остаются чужды Церкви и, как отпавшие от Ее Тела члены, лишаются питательных соков последнего, т.е. благодатных таинств и молитв церковных»[8].

«Вообще, в диптихи, т.е. к поминовению при литургии допускается только тот, кто скончается в недрах Православной Церкви и в мире с Нею»[9].

Даже священноисповедник Афанасий (Сахаров), который сначала был согласен с мнением свт. Филарета, позднее отказался от него, как видно из письма от 12 декабря 1954 г.: «В отношении поминовения на проскомидии следует так рассуждать. Поминовение на Проскомидии соединяется с изъятием частей из просфоры. Эти части символически изображают поминаемых. Они переносятся на Святой Престол, они опускаются в Божественную Кровь, как бы причащаются ее. Но все же, если бы, скажем, Ваши родители были живы и согласились пойти вместе с Вами помолиться в православном храме, ведь Вы сами, приступая к Святому Причащению, несомненно, и мысли не допустили бы о том, чтобы и родителей подвести ко Святой Чаше. Поэтому я советую Вам для Проскомидии иметь особый помянник, только с именами православных усопших. раньше и я поминал на Проскомидии неправославных, а потом пришел к убеждению, что лучше того не делать»[10].

Если дозволить церковное поминовение лиц, умерших в расколе, то это не только будет нарушением древней практики и учения Церкви, но и повредит тем целям, которые декларируются составителями документа. Дозволение церковного поминания лица, умершего в расколе будет внушать религиозный индифферентизм среди совершающих такие поминовения, поскольку будет означать, что если за такого умершего Церковь все равно молится как за «верного чада Церкви», вынимает частицы на проскомидии и поет «со святыми упокой» на панихиде, то, следовательно, не важно, находишься ли ты в Православной Церкви, или в отделившемся от нее сообществе. Такой подход станет препятствием к уврачеванию раскола XVII века, лишая старообрядцев стимула к присоединению к Церкви, а единоверцев делая удобопреклонными к отпадению в старообрядчество.

Что же касается ссылки авторов проекта на «многолетнюю практику единоверческих приходов», то ее вряд ли можно признать источником, достаточно авторитетным для вынесения общецерковных решений. Эту практику никто никогда не утверждал и не регламентировал, и, кроме того, по отзывам многих святых, единоверцы долго имели в своей практике то, чего отнюдь не следовало иметь.

Так, по словам свт. Филарета Московского, «никто из единоверцев не берет от архиерея благословения»[11], а в другом из своих отзывов за 1848г. святитель писал, что «в саратовской епархии неискренне присоединившиеся к единоверию тайно употребляли над своим священником обряд исправы». Свт. Иннокентий Московский говорил, что единоверцы это «те же раскольники-поповцы, только менее враждебные Православной Церкви. — И то не с целью присоединиться к Ней, но чтобы иметь у себя священников правильно рукоположенных, т. е. по необходимости. Иначе зачем бы им своим священникам, принимаемым от нас, не дозволять подходить под благословение даже рукоположившего их епископа. Зачем бы им делать что-то вроде «исправы» своим священникам! И зачем они сами подходят под благословение к своим священникам, даже минуя архиерея?»

Некоторые элементы сложившейся «практики» единоверческих приходов следует исправить. В частности, неприемлемо почитание расколоучителей как святых.

В пункте 5 предписывается: «Подтвердить, что в соответствии с общим смыслом определения Святейшего Синода от 25 апреля 1729 года, при присоединении к Русской Православной Церкви семейных пар, вступивших в брак в старообрядческих согласиях, совершение над ними последования венчания не является обязательным».

В отсутствие цитаты из определения Святейшего Синода от 25 апреля 1729 г. возникает вопрос о том, насколько корректно авторы проекта истолковали его, если учесть, что и в XIX веке не было единообразия в этом вопросе и в некоторых областях Синод дозволял ставить условием обращения в единоверчество для староверов расторжение прежде заключенных браков[12]. Также и свт. Филарет Московский не признавал такие браки. Даже когда оба супруга возвращались из раскола, они могли отказаться узаконить свой брак, и святитель разрешал обоим заключать новые браки[13].

В целом довольно странно настоящее положение проекта, согласно которому выходит, что даже беспоповские начетчики имеют благодать совершать таинство брака. Между тем и в отношении так называемой «Белокринницкой иерархии» традиционная позиция Русской Православной Церкви, как известно, всегда подразумевала непризнание ее. Тот же свт. Филарет Московский называл священников этой юрисдикции «лжесвященниками»[14].

В целом не видно какого-либо серьезного анализа как дореволюционной, так и современной церковной политики в отношении старообрядцев. Как известно, прежде предпринимались целенаправленные миссионерские усилия, велась прямая полемика со старообрядчеством, в новое время от этого отказались в пользу своего рода «солнечной политики», когда полемика прекращена, и с нашей стороны демонстрируется желание избегать в речах всего, что могло бы показаться старообрядцам обидным и всячески подчеркивать дружелюбие. Обсуждаемый проект документа просто продолжает это направление. Однако не видно, чтобы оно за последние десятилетия принесло какой-либо заметный результат по преодолению раскола.

Складывается впечатление, что значительная часть бывших старообрядцев, присоединившихся к Церкви в последнее время, сделали это самостоятельно в результате произошедшего в советское время ослабления общинных связей и разрушения традиционного уклада жизни старообрядческих общин, а не в результате церковных действий, направленных на «преодоление разделения».

Читать еще:  Как поминать усопших в день их рождения

Документ предполагает развитие единоверчества. Однако действительно ли эффективно оно в миссионерском смысле? Не секрет, что как до революции, так и в новейшее время единоверцы иногда даже целыми общинами отпадали в раскол. А для некоторых людей из «новообрядческих» семей единоверие становилось промежуточным шагом перед уходом в старообрядчество.

В той теме, которой посвящен обсуждаемый документ, очень много вопросов, которые пока не имеют ответа. Не хватает честного, объективного и всестороннего рассмотрения эффективности тех мер, которые уже были предприняты в прошлом для преодоления старообрядческого раскола. Без этого появление такого документа представляется преждевременным.

Ритуалы староверов

За последние годы очень возросла и укрепилась у народов мода на здоровый образ жизни. Все больше людей в мире, в России, в том числе, стараются жить правильно. А кому-то приходится и выживать в непривычных для них условиях, буквально экстремальных. Объединяет всех людей одно — стремление жить хорошо в любых сложившихся условиях, старание соединиться с природой, стать духовно более развитым человеком. Многие народы обращаются к помощи своих предков. До наших дней некоторые обряды и ритуалы дошли практически без изменений. Опыт предыдущих поколений остается актуальным и по сей день.

Мы поговорим о староверах. Кто эти люди, чем они были особенны, что можно почерпнуть у них? Читайте статью дальше. Староверы не только жили на русской земле в Древние Времена, они принесли многое нашей культуре, традициям, несли свою веру, имели свои принципы и идеалы.

Опыт, который пришел к нашему поколению от староверов, можно назвать действительно уникальным и очень важным, нужным. Несмотря на все сложности, трудности староверы смогли выжить. Они старались вести нормальный образ жизни, ни в чем не нуждаться (насколько это было возможно). Их испытывали на прочность, как природные условия, катаклизмы, так и войны, политические неурядицы. Проблемы существовали во все времена. Но от самого человека, как он к ним относится, все воспринимает, тоже многое зависит.

Очень жаль, что о староверах сохранилось не так много фактов и информации. Многое со временем потерялось. Некоторые ученые (да и обычные люди) полагают, что староверы — это слабые люди, которые ни к чему не стремились, а только пытались приспособиться к обстоятельствам, выжить в данных им условиях. Другие же считают, что староверы многое внесли в историю русской культуры. Они поклонялись древним богам, все делали верно, несли позитивное в массы, настраивали народ на хороший лад. Так кто же такие староверы, какими обрядами и ритуалами они пользовались? Что дошло до наших дней, и как это можно применять людям сейчас?

Какими особенностями (отличительными чертами) обладали староверы

Староверы имели много отличительных черт. Они проводили массу разных старинных обрядов. Осветить все невозможно в одной статье, остановимся на основных понятиях.

У староверов была одна, правильная и истинная вера — вера их предков. Они передавали ее из поколения в поколение, не нарушали правил, четко им следовали. Общими усилиями они сохранили и пронесли эту позицию сквозь тысячи лет, сохранили. Когда стоят службу, староверы складывают руки на груди, а не крестятся. Они также кланяются своим божествам несколько раз. Все должно выполняться одновременно (синхронно). Каждый человек призван следить за тем, как он себя ведет во время церковной службы.

Одной из главных особенностей староверов считался восьмиконечный крест. Наряды, в которых староверы стояли службу, были соответствующими. Это обязательно должен быть старорусский стиль. На кресте не должно быть распятия. Истинный, настоящий старовер не воспринимает окружающий мир как нечто главное, единственно существующее. Он чувствует себя несколько отрешенно, больше живет своим внутренним миром, нежели социумом. Все мирское для старовера — не важное не главное, нечисть, не иначе.

Обряды староверов обладают некоторыми особенностями. Давайте рассмотрим их более детально. Вели свой быт и жили староверы согласно древним книгам. Они очень верили в священные писания, постоянно читали их, изучали информацию, общались со своими предками, многое от них переняли. Некоторые традиции передавались только от одного поколения к другому, от старших к младшим.

В семьях царил патриархат. Единственное, что было возможно. Мужчина считался главным в семье, к его мнению прислушивались, главу уважали, ценили и понимали. Как мужчина скажет, так и будет. Женщина следовала за мужем. Жены должны были подчиняться своим мужьям, не имели права перечить им. Мужчина считался добытчиком и главным, а женской участью был быт, рождение и воспитание детей, сохранение семейного очага, ведение домашнего хозяйства. В общем, все то, чем нормальная женщина должна заниматься. Не воевать, а создавать. Сейчас многие мужчины также придерживаются данной позиции. В своих семьях они выполняют главенствующую роль.

Чем еще отличались староверы

Староверы не имели права бриться, поэтому они все ходили с бородами. Не курили, не ругались. Никакого сквернословия от старовера услышать нельзя! Мальчики носили косоворотки, а уже зрелые мужчины — кафтаны. Женщины у староверов должны быть одеты в сарафан, платок на голове обязателен. И никакой косметики! В волосы заплетали ленточки разных цветов, это и было украшение. Никаких резинок, бантов и прочих атрибутов.

Семьи у староверов были большими, детей было много. Их с ранних лет приучали к физическому труду, обязывали слушаться и почитать родителей. Все дети уважали старших, не имели права ослушания. Достигнув семилетнего возраста, ребенок уже ходил в церковь, держал пост, стоял службы. Это считалось обязательным. В каждой семье так принято. Дети изучали письмо, учились читать, старославянский язык было учить обязательно.

Многие (да почти все) староверы использовали в повседневной жизни обереги и талисманы. К ним относились: крест, посуда (определенная), четки, лестовка, книги. Молитва и имя тоже считались оберегами, только словесными. Пост держали все. Считалось, что именно он помогает соединиться телу и душе. Обязательно староверы ограждали себя от ненужных людей, посторонних, порой злых. В современной жизни, конечно, это сделать очень трудно, даже невозможно. Ведь каждый день, по разным причинам, приходится знакомиться и общаться с совершенно различными людьми. Уединиться сложно, отойти от общества — вообще невозможно.

Как староверы проходили обряд крещения

Крещение — великий святой обряд. Он подразумевает погружение человека в воду, причем третий раз должен быть полным (полностью погрузить тело в воду). К обряду крещения готовились тщательно, заранее. На младенце бы пояс и крест. Другой одежды быть не должно. Крест оберегал от сглаза, порчи, защищал от злых людей, нечистой силы. Снимать его в течение жизни было нельзя.

Надевать на ребенка крест имели право родители, или бабка, которая принимала роды. Обряд крещения начинался уже тогда, когда на младенце надет крест. Тот, кто это сделал, считался крестным отцом или матерью данного чада.

Все восемь дней после обряда крещения ребенка (человека) мыться было нельзя. Нужно, чтобы тело «приняло этот обряд», ничего не смывать с себя. Имя выбирали тщательно, опираясь на святки. Просто так никого не называли. Обязательно смотрели, праздник какого Святого ближе ко дню рождения младенца. Девочек называли за неделю до или после рождения, опираясь на святцы. А мальчиков уже после крещения (по тому же принципу).

Погребение староверов

Этот обряд тоже очень важен. Ведь человек отходит в мир иной. Сразу после смерти тело должны быть обмыто, нельзя медлить ни минуты. Сделать это нужно было быстро, очистить тело от грехов земных. Гробы изготавливали специальные. В «последний путь» обязательно провожали православной молитвой.

Кто такие староверы и в чем состоят их отличия от православных

Исторические сведения

С приходом к власти Алексея Романова начали активно продвигаться церковные реформы, которые вскоре привели к расколу русской церкви на две части. Инициатором нововведений стал митрополит Новгородский Никон, которого царь назначил на пост патриарха. Получив власть, он начал внедрять в церковный устав новые правила, тем самым полностью перекраивая догматы православной веры. Так, была изменена форма крестного знамения, поклонов и прочие аспекты, касающиеся богослужений.

Реформа длилась вплоть до прихода к власти Петра I. К этому времени разница между прежними церковными традициями и новыми стала довольно выраженной. Впоследствии эти отличия сыграли огромную роль в становлении русской культуры, а также повседневного быта.

Однако у Никоновских нововведений были противники, яро отстаивающие прежние православные обычаи. В церковной реформе они видели попытки разрушить тот уклад, который веками формировался после крещения Руси. Так начались массовые протесты и волнения. Одним из сторонников староверия был князь Григорий Потемкин, который окрестил новые традиции «злой верой».

После Московского собора, который состоялся в 1656 году, всех несогласных с реформой признали еретиками и отстранили от церкви. Итогом такой анафемы стало возникновение старообрядчества, которое мы знаем сегодня. Именно тогда возникло понятие «старообрядцы», а наряду с ним термин «новолюбцы», обозначающий сторонников Никоновских изменений.

Видео «Кто такие староверы?»

Этот документальный фильм посвящен старообрядцам.

Славянские руны

В Древней Руси, а особенно в Сибири были популярны руны. С помощью них можно было не только проводить сеансы гадания, но и помогать человеку в борьбе с его болезнью. Современные рунные вязи сильно отличаются от языческих, но их сила от этого не становится слабее.

С помощью рун создавали обереги и защиты для дома, наносили татуировки на больной орган человека, а также могли предсказывать события будущего.

Трактовкой рун чаще всего занимались волхвы, ведь для этого необходимо было обладать особенными знаниями. Божества язычников не делились на добрых и злых, каждый из них отвечал за свое природное начало. Это означало, что бог мог как наказать, так и подарить благодать. Каноны и обряды язычников сохранили свою силу по сей день.

Автор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com

Православие и другие конфессии

Православие и другие конфессии

Кто такие староверы и старообрядцы?
Чем различается милостыня и пожертвование от индульгенции?
Можно ли подавать записки за старообрядцев?
Можно ли христианам ходить в гости к мусульманам на их праздники?
Могу ли я молиться за евангельских христиан-баптистов?
Может ли принявший мусульманство стать крёстным отцом?
Кто такие староверы и старообрядцы?

Кто такие староверы? Кто такие старообрядцы?

О староверах или старообрядцах много написано, историческую справку можно прочитать в любой книге по истории Русской Православной Церкви (XVII век). Поэтому отвечу кратко о духовной стороне этого явления. Староверы – это люди, которые в XVII веке не послушали Матери Церкви и Священноначалия, и с течением времени укоренились в своих заблуждениях, что привело к разделению старообрядчества на множество различных, не признающих друг друга течений или «толков». Люди, которые образуют свои «учения и толки» и не признают Православную Церковь, называются сектантами. Церковь принимала неоднократные попытки привести в лоно Православия заблудших. Но, увы, эти попытки не принесли ожидаемых плодов, как сказал Святейший Патриарх Алексий: «Чем больше проходит времени, тем труднее уврачевать эту язву на теле Церкви».
диакон Сергий Правдолюбов

Чем различается милостыня и пожертвование от индульгенции?

Практика индульгенции является неотъемлемой частью католического богословия. В католической традиции, помимо рая и ада, есть чистилище. Это такое место, куда попадают души умерших и претерпевают мучения за совершенные при жизни грехи, чтобы принести тем самым удовлетворение божественному правосудию и попасть в рай. Попробуем кратко изложить католическое учение об индульгенции. Оно неразрывно связано с понятием чистилища. Учение о чистилище стало догматом на Ферраро-Флорентийском соборе, а учение об индульгенциях — на Тридентском соборе 1545-1563 гг. Современная конституция об индульгенциях принята в 1967 г. на II Ватиканском соборе. В ней рекомендовалось использовать индульгенции пасторами для наставления паствы. После Тридентского собора индульгенции без покаяния не применялись и за деньги не покупались. Взамен их применялось чтение определенных молитв установленное число раз, чтобы выйти из чистилища.
Христос и святые (Иисус Христос принес жертву за первородный грех, которому подвержено через Адама все человечество) полностью удовлетворили божественную справедливость и имеют так называемые сверхдолжные заслуги. Римский папа своей властью может распределять эти заслуги. Поэтому, за тех, кто не хочет после смерти мучиться в чистилище, глава Римо-католической церкви может принести удовлетворение божественной справедливости за счет сверхдолжных заслуг святых в обмен на другие заслуги уже земного характера. То есть, можно было просто купить немного заслуг святых для себя или родственников, чтобы было чем оправдаться перед Господом.
Православная Церковь учит, что Христос по своей любви к роду человеческому пострадал за нас, Сам Себя принес в жертву, что бы мы, причащаясь Его Божественной Плоти и Крови, сделались сопричастниками вечной жизни. И дела милосердия, в том числе, раздачу милостыни и пожертвования, мы творим по движению сердца и божественной заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Если Христос любит и призывает всех людей к Себе, то почему мы, последователи Его, будем вместо Бога различать, что вот этот человек хороший, ему надо помочь, а этому не надо? Мы раздаем милостыню по велению сердца и в уповании на то, что Сердцеведец Господь на Страшном Суде будет к нам милостив, видя, что и мы старались в меру своих сил подражать Ему и творить дела милосердия своим ближним. Об этом свидетельствует евангельское повествование о Божием суде: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне» (Мф. 25, 34-40).
диакон Сергий Правдолюбов

Мое старшее поколение (дедушка, бабушка и их дети: моя мама и ее братья) относились к староверам или старообрядцем, кажется, из ветви рябиновцев. Они держали свой молебный дом в Чистополе. Сейчас они все умерли. Я не знаю, можно ли за них подавать записки?

Рябиновцы – это такое согласие (сообщество) старообрядцев, которое относится к разряду беспоповцев. Беспоповцы не признают, в частности, священного сана, считая, что после реформ патриарха Никона священство, как и большинство других таинств, безвозвратно повреждено и утрачено. Из чего следует, что они не признают и служб, совершаемых священниками, а, значит, и Божественной литургии и панихид, на которых читаются священниками записки о упокоении усопших. Если человек при жизни считал не правильным участие в церковных богослужениях и поминовениях, то навязывать ему это после его кончины не разумно.
иерей Димитрий Туркин (с 2003 г. по 2013 г. служил в нашем храме, являясь клириком храма свт. Николая у Соломенной сторожки, к которому до 2013 г. был приписан наш храм)

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, можно ли христианам ходить в гости к мусульманам на их праздники? У меня соседи мусульмане, и я была приглашена на праздник Ураза-Байрам. В этом году этот праздник совпал с Преображением Господнем, я держу пост. Соседи специально для меня приготовили рыбу. На празднике я сфотографировалась в кругу женщин-мусульманок и тоже покрыла голову платком. После этого услышала много осуждения в свой адрес от своих родных. Подскажите, может я не права и это грех?

Дружба с иноверцами — это не грех. Но грех подавать соблазн. Вы могли бы принять их приглашение, но перед этим сходить в храм и причаститься, а затем разделить с ними дружескую трапезу, поделившись с ними радостью нашего праздника, рассказав о Преображении и его смысле. Но. вы же, кажется, сделали из этого события соблазнительное шоу с фотографиями и презентациями, которые могли быть неоднозначно истолкованы и привести людей в соблазн и осуждение, что и случилось на самом деле. Вот в этом я ничего хорошего не нахожу. Это повод. для исповеди.
иерей Алексий Есипов

Моя усопшая бабушка принадлежала к евангельским христианам баптистам. Могу ли молиться за ее душу в православной Церкви и заказать поминовение на литургии?

Молиться можете как о заблудшей в личной молитве. Но поминовение заказывают только о верных.
иерей Алексий Есипов

Мой брат крещеный. Он женился на мусульманке и тоже принял мусульманство. Может ли он стать крёстным отцом моего ребёнка?

Нет, не может. Чему отступник может научить вашего ребёнка? Постарайтесь найти хороших восприемников, верных своей вере и Православных. Приводите их к нам в храм, мы с ними проведем подготовительную беседу.
иерей Алексий Есипов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector