Как поминают умерших мусульмане

Как поминают умерших мусульмане

Поминки в исламе

Согласно мусульманским традициям, похороны умершего должны проводится как можно быстрее. Пророк Мухаммад говорил, что не следует задерживать процедуру предания тела земле. Если покойный был хорошим человеком, то чем скорее он будет похоронен, тем раньше сможет вкусить блага райской жизни. Если же умерший при жизни творил много плохих дел, то быстрое погребение позволит сбросить зло с плеч родных и близких.

Похоронный обряд в исламе носит название джаназа. Порядок его проведения описан в Сунне Мухаммада. За выполнение обряда отвечают родные и близкие покойного, для которых похороны являются религиозным обязательством (фардом). Если у умершего нет родственников, то хоронить его должны мусульмане, которым стало известно о смерти этого человека.

Похороны у мусульман состоят из нескольких основных стадий:

  • Подготовка. Перед смертью человек читает шахаду. Если он не в состоянии это сделать, то ее шепчут ему на ухо.
  • Омовение. Тело умершего мусульманина омывают от 1 до 3 раз. Совершают процедуру минимум 44 человека.
  • Облачение в саван. Традиции ислама запрещают хоронить покойников в одежде. Умерший окутывается специальным саваном из белой материи.
  • Похоронная молитва. Она читается имамом мечети или человеком, который его заменяет. Намаз совершается стоя, без земных и поясных поклонов.
  • Захоронение. Хоронить умершего принято в день смерти или на следующий день. Мусульманские обычаи не предусматривают использование гроба. Покойного кладут в просторную могилу на правый бок таким образом, чтобы тело было направлено в сторону Каабы. Нишу с умершим закрывают досками, после чего засыпают землей.
  • Обозначение могилы. Религиозные авторитеты выступают против размещения каких-либо отметок возле места захоронения. Но большинство мусульман придерживаются традиции установки надмогильных камней с указанием имени, а также дат рождения и смерти.

Как правильно помянуть мусульманина?

В христианских культурах после похорон обычно устраивают поминки. В исконном исламе подобной традиции нет. Но аналог поминального обеда у мусульман в странах СНГ и в некоторых других уголках мира все-таки присутствует. Многие верующие в Аллаха устраивают поминальные трапезы на 3, 9 и 40 день после смерти. Исламские религиозные авторитеты, как правило, не одобряют подобную практику, называя ее заимствованием у христиан. Также большинство имамов категорически против роскошных застолий по время поминок. Приготовление еды вообще считается не обязательным. Согласно исламскому учению, первые три дня после смерти человека питаться в его доме запрещается. Считается, что мусульмане должны и материально, и духовно помогать родным и близким покойного, а не объедать их.

Общие принципы мусульманских поминок следующие:

  • поминальная трапеза должна быть скромной. Пышные застолья в исламе устраиваются только в честь радостных событий. Кроме того, поминки не должны быть тяжелым финансовым бременем для семьи усопшего. Многие духовные отцы советуют друзьям и знакомым покойного брать на себя расходы по организации поминальной трапезы;
  • терпение — одна из главных добродетелей мусульманина. Поэтому по время поминальной трапезы не нужно громко и публично оплакивать покойного, причитать. Ритуал проходит в тишине и спокойствии. Праздные разговоры не приветствуются;
  • на поминки следует пригласить муллу. Наставления духового отца помогут правильно принять смерть близкого человека. Произносить застольные речи об умершем не принято. Присутствующие должны сосредоточится на молитвах за душу покойного, которые читает мулла;
  • до недавнего времени женщины на поминальный обед не допускались. Сейчас эту традицию обычно не соблюдают. В то же время, мужчины и женщины рассаживаются отдельно друг от друга — например за разными столами или даже в разных комнатах. Детям на поминках присутствовать запрещено;
  • за поминальным столом принято раздавать подаяние (хаер). В качестве пожертвований могут выступать деньги, чай, платки, мыло;
  • алкоголь на поминках категорически запрещен. А вот подача сладостей — хурмы, печенья, изюма и других — приветствуется. Считается, что такие блюда символизируют сладость загробной жизни для покойного;
  • присутствующие на обеде должны быть одеты в белые одежды. Ношение нарядов в темных тонах не допускается.

Для тех, кто желает поминать по Корану, следует помнить слова пророка Мухаммада:

  • «Не ругайте и не оскорбляйте умерших, они уже получили то, что заслужили».
  • «Ругая и оскорбляя покойных, наносят боль его живым родственникам и друзьям».
  • «Не вспоминайте о ваших покойных, кроме как благом».
  • «Упоминайте только положительные качества умерших и воздержитесь от упоминания их пороков».

На какой день проводятся поминки?

Первый поминальный обед проводят в день похорон. Согласно священным текстам ислама, душа покойного в этот момент все еще пребывает на земле. Она испытывает сильные страдания, облегчить которые можно почтением и молитвами со стороны родственников, друзей и близких. Особых требований по приготовлению поминальных блюд в мусульманской традиции нет. Руководствоваться нужно личными предпочтениями и местными кулинарными обычаями. Например, у татар принято подавать плов, суп из баранины с лапшой. Казахи обычно готовят национальные блюда — талкан, тары, баурсаки.

Помимо дня похорон поминки принято устраивать также на 7 и 40 день. В некоторых мусульманских обществах также проводят поминальные обряды на 3, 36 и 51 сутки с момента смерти. Смысл ритуальных обедов может меняться в зависимости от национальных обычаев мусульманской общины. Некоторые считают, что поминки помогают душе заслужить прощение у Аллаха и получить место в раю. В других обществах поминальные обеды призваны расположить дух умершего к живым. Эти представления уходят корнями в язычество. Согласно этим верованиям, если задобрить душу покойного, она будет помогать родным и близким в различных делах.

Практически во всех мусульманских обществах принято поминать умершего через год после смерти. Считается, что именно в это время душа окончательно покидает земной мир. Существует большое количество традиций и ритуалов, которые принято совершать на годовщину смерти. Обычно в этот день приглашают всех родственников, знакомых и соседей. Поминальную трапезу рекомендуется проводить очень скромно, но нередко мусульмане устраивают пышные застолья. Они символизируют окончание периода траура, в течение которого в доме покойного запрещалось проводить свадьбы и другие торжества.

Какие молитвы читают на поминках?

Молитвы об умершем призваны обеспечить его душе лучшую участь в загробном мире. На это случай существуют специальные дуа (мольбы). Непосредственно после погребения следует обратиться к Всевышнему с такими словами «О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!». В дальнейшем при поминовении следует читать следующую дуа: «О, Аллах, прости живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, старым и малым, мужчинам и женщинам! Сделай так, чтобы те, кому Ты даруешь жизнь, жили по законам ислама, а тех, кого Ты упокоишь, упокой в вере! Не лишай награды за него и не сбивай с пути после него».

Как происходят мусульманские похороны: об обрядах и обычаях

Переход в загробный мир всегда был для человека чем-то непонятным и сакральным. Каждая народность придумывала свои ритуалы, традиции. Многие в них схоже, а что-то совершенно особенно и характерно только для определенной религии или страны. Похороны у мусульман проходят по строгим канонам.

Отличаются ли похороны мужчин и женщин в исламе

Не смотря на то, что в традициях мусульман до сих пор прослеживаются четкие гендерные представления, похоронные процессии во многом схожи. Различия состоят в том, что когда хоронят мусульман мужчин омовение производят другие мужчины, либо жена умершего, а саван, в который заворачивают тело, состоит из трех слоев.

Для женщины используется саван из пяти частей, а грудь и лицо ее покрывают специальными накидками: хиркой и химором. Омовение производит либо муж, либо родственницы. При опускании в могилу тело, яму прикрывают покрывалом.

Саван – одеяние из белой ткани для покойников

Подготовка к смерти

Коран описывает жизнь человека как короткий отрезок пути, который нужно пройти достойно. Для того, чтобы попасть в рай мусульманин должен постараться, быть праведным и достойным. Это означает вести праведную жизнь и соблюдать законы Корана.

При этом считается, что мусульманин должен всегда помнить о смерти, представлять ее и быть готовым встретить в любой момент. Не плохо бы подумать и о месте смерти, ведь по традиции человек должен быть похоронен в той стране, где он умер. В то же время следует заранее обговорить процедуру похорон и обязательно, как разделится наследство. Последний вопрос является одним из наиболее важным, поскольку позволяет сохранить мир среди наследников, выполняющих последнюю волю покойного.

Прижизненные ритуалы

В случае, когда смерть не внезапная, подготовка к ней начинается еще при жизни человека. В дом приглашается имам, который читает над умирающим молитву «Калимат-шахадат», после чего человека кладут на спину, так, чтобы его ноги были направлены в сторону Мекки.

Умирающему дают воды, чтобы он утолил жажду, по возможности каплями дают священную воду «Зам-зам» или гранатовый сок.

Поминальные обычаи у различных мусульманских народов

Основная часть процедур, которые необходимо совершить над умершим, четко регламентированы Кораном, однако, в разных странах существуют свои традиции. Так, в Турции существует местность, где тела захоранивают в каменных гробницах в скалах.

Что делают при подготовке к погребению

При подготовке похорон у мусульман проходит омовение умершего человека и укутывание его в саван. Затем проходит чтение молитв.

Читать еще:  Когда можно поминать годовщину смерти

Похороны желательно провести как можно скорее, лучше в тот же день. Во многом это связано с климатическими условиями, ведь большинство представителей ислама проживает в местностях с теплым и даже жарким климатом, что не способствует сохранению тканей. Организм начинает очень быстро разлагаться, что нежелательно допускать. Поэтому людей, почитающих Коран, обычно сразу начинают готовить к обряду погребения, минуя морг. Вскрытые производится только в крайних случаях, кремация отметается приверженцами ислама полностью, считается, что это прямой путь в котел ада.

Обертывание в саван

Обычаи мусульманских похорон у татар и других народов не допускают погребения в одежде. Однако и голым тело не кладут в гроб. Покойного обязательно заворачивают в саван – Кафан. Процедура эта происходит сразу после омовения.

Ткань, которая используется для савана, говорит о статусе умершего, чем она дороже, тем богаче был человек. Поэтому многие стараются заранее отложить кусочек шелка для своего погребения. Бедных людей хоронят в дешевых саванах.

Кафан для мужчины состоит из трех частей:

  • лифафы – большого отреза ткани, которым можно накрыть все тело;
  • камиса, предназначенного для верхней части тела и похожего на удлиненную рубаху без воротника;
  • изара, применяемого для покрывания только нижней части тела.

У женского кафана деталей больше. Кроме тех же частей, что и у мужчин, он включает химару – головной платок, и хирку, закрывающую тело умершей от бедер до подмышек.

Традиции обмывания

Мусульманские похороны обязательно сопровождаются омовением тела покойного. Для этого приглашается ближайший родственник или другой правоверный человек одного пола с умершим, он проводит процедуру, при этом у него могут быть помощники, которые подают воду, помогают повернуть тело и так далее.

Гассал – человек, ответственный за обряды омовения и обмывания.

Перед омовением гассал трижды ополаскивает руки, зажигает благовония, накрывает усопшего полотенцем и приступает. Для начала омываются лицо и голова, затем ступни до щиколоток. После наступает черед правой стороны тела и левой, последней омывают спину. Половые органы поливают водой через полотенце.

Процедура проводится трижды, каждый раз в воду добавляются различные вещества: кедровый порошок, камфора, последний раз происходит с чистой жидкостью.

Запреты на похоронах

В мусульманских традициях есть четкие запреты, касающиеся похорон:

  • умирающего человека нельзя оставлять одного, при нем всегда кто-то должен быть;
  • в процессе омовения запрещено переворачивать покойного на живот;
  • покойникам не обрезают волосы и ноги, эта процедура должна происходить только при жизни;
  • нельзя проводить похороны по традициям других народов и на территории кладбищ других религиозных течений;
  • Джаназ-намаз (погребальная молитва) нельзя совершать пока солнце в зените, его проводят только во время восхода или захода светила;
  • женщинам нельзя присутствовать на похоронах;
  • на могилы нельзя приносить цветы и венки.

Погребальная молитва

Этот элемент является обязательным, его читает мулла. Заупокойная молитва читается над мужчинами и женщинами в разном положении, в первом случае мулла стоит напротив головы покойного, а во втором – у туловища.

Прощальная речь на похоронах

Прощальные речи на похоронах мусульман не произносятся, только молитвы. Позже на поминальном обеде могут быть воспоминания и разговоры.

Оплакивание покойного

Как правило, оплакивать покойного не принято, считается, что это удерживает душу человека. Слезы могут допускаться, но не обильные, плачущих женщин, обычно отводят в сторону. Хотя в некоторых странах это правило не действует и даже могут наниматься «плакальщицы», которые рыдают над усопшим.

Почему сидя?

В традиции многих стран считается, что покойный, встретившись с ангелом после смерти должен выглядеть прилично. Сидячее положение кажется им более уместным. В некоторых случаях человека кладут на бок.

Поминальные дни

Поминальные трапезы проводят только на 3, 7 и 40 дни после похорон, а еще через год. При этом поминки напоминают скорее семейный обед без особых деликатесов. Обычно мужчины и женщины едят отдельно.

Что готовят на поминки у татар

Четкой регламентации, что готовить на поминки у татар нет. Перечень блюд обычный и зависит от достатка семьи. Основу меню составляет халяльная баранина, из которой варят суп и делают кашу с кусочками мяса. Так же на стол могут подавать разнообразную выпечку, сладости, сухофрукты.

Какие и сколько цветов кладут на могилу

Могилы у мусульман не украшаются цветами, так же как и фотографиями умерших. В отдельных странах допускается некоторое количество цветов, но это, скорее, исключение.

Что происходит с телом после смерти

После смерти человека в дело вступают биологические процессы разрушения. Чем более жаркий климат вокруг, тем быстрее идет разложение. Поэтому так важно провести захоронение как можно раньше. Тело разлагается, помогают в этом процессе различные микроорганизмы, насекомые и черви.

Места погребения

Традиционно почитателей ислама хоронят на мусульманских кладбищах. Другие варианты не допустимы. Однако, в Советском Союзе, где религии отвергались, многих представителей разных конфессий хоронили «вперемешку», на одном погосте. В данном случае у родственников просто не было выхода.

Почему мусульмане хоронят умерших без гроба

Согласно традициям мусульман, тело человека – часть той земли, из которой он родом, соответственно, оно должно вернуться в землю. При этом гроб – лишняя деталь, мешающая контакту с землей, при этом довольно дорогая. Поэтому похороны в гробах встречаются крайне редко, обычно это обусловлено законодательством страны, где проводится погребение или очень плохим состоянием тела. Крышку гроба мусульмане не забивают гвоздями.

Как хоронят мусульман – бальзамирование

Процесс бальзамирования, как и любое вскрытие тела в мусульманской традиции не приветствуется. Его категорически отвергают.

Как хоронят мусульман – кремация

Кремация тоже считается неугодным Аллаху делом. Этот процесс для мусульман равносилен горению в аду, поэтому его не признают.

Как проходят мусульманские похороны младенцев при выкидыше

Похороны у татар и других мусульман в случае выкидыша зависят от сроков. Младенца, погибшего раньше 4 месяцев, заворачивают в ткань и закапывают рядом с могилами предков. В более поздние сроки хоронят по мусульманским традициям с омыванием и укутыванием в саван. Если ребенок не успел издать ни одного крика – заупокойную молитву не читают, если подавал признаки жизни, то читается молитва.

Похороны самоубийц

Как хоронят мусульман самоубийц? В большинстве случаев никаких изменений не происходит, над ними совершают все те же обряды. Считается, что человек совершил грех перед богом, но не перед людьми.

Региональные отличия процесса похорон

Так, в Узбекистане заупокойную молитву принято читать в мечети в полдень, при этом обряд похорон находится в ведении распорядителя мужчины, если умер мусульманин, или женщины – для мусульманки. А вместо поминок узбеки предпочитают проводить чаепитие.

Казахи заворачивают тело в ковер, в то время как саван готовит мулла. Само погребение происходит на второй или третий день после смерти, при этом женщины громко оплакивают покойного.

Татарские похороны также проходят по канонам мусульманский веры, небольшие отличия касаются обряда погребения. На грудь умершему кладут ножницы, которые защищают его душу от джина, сверху укладывается платок или полотенце. На дно могилы кидают монетку, а с момента выкопки и до похорон могилу не оставляют без присмотра. После погребения в доме проводится уборка, в ходе которой промывается все, что было связано с покойным.

Как можно заметить, мусульманские похороны имеют ряд своих особенностей, которые лучше знать, хотя бы в общих чертах, представителям других конфессий.

Поминки у мусульман

Поминки у мусульман – это траурное религиозное мероприятие. Вариант проведения этого события зависит от местных обычаев и укладов.

Обязательны ли поминки в исламе

Поминки являются больше православной традицией, нежели мусульманской. Сразу же после похорон мусульмане не устраивают поминальных обедов. По шариату первые 3 дня после погребения следует провести в молитвах, оставив все хозяйственные дела на потом. В этот период шариатом разрешено горевать о покойнике, но без стенаний. По некоторым канонам сразу же после гибели родного человека нельзя вкушать пищу, но этот запрет можно не соблюдать.

На третий день после похорон уже можно приглашать людей на поминки. Но по Корану поминки необязательны, хотя официально и не запрещены. Пророк Мухаммед называл сунной традицию вспоминать своих покойных родных. Он говорил, что для поминовения не нужно ждать каких-то определенных дат. Это можно делать буквально в любое время, а не ждать сорок дней.

Однако существует разное толкование священной книги. Радикальные мусульмане считают, что любые ритуальные обеды допустимо проводить только по радостному, а не печальному поводу. Поминки – это грустное событие, поэтому накрывать на стол по причине смерти близкого человека кощунственно. Т.е. близким усопшего можно готовить еду для себя, но угощать ею тех, кто пришел с соболезнованиями по причине гибели, нельзя.

Также нельзя громко разговаривать, шуметь, спорить, распивать спиртные напитки и злоупотреблять гостеприимством. Никто не должен слишком долго находиться в доме покойного. Если на мусульманские похороны и поминки человека кто-либо приехал издалека, его должны разместить у себя соседи. Если такой возможности нет (к примеру, по соседству живут представители другой религиозной концессии), то следует направиться в гостиницу.

Читать еще:  Николай угодник именины

После смерти человека следует успокоить родственников, напомнить им о воле Аллаха и попросить их потерпеть. Соболезнующие люди не должны громко плакать и постоянно рассказывать о том, как человека хоронили . Они могут только помочь с хозяйственными делами, не советуя что-либо членам семьи покойного.

На поминки следует обязательно пригласить имама. Он скажет проповедь, помолится вместе с родными усопшего и даст необходимые наставления. Его присутствие во время поминальной трапезы сильно успокаивает.

Особенности проведения поминок в мусульманстве

Поминальные ритуалы в исламе даже некоторые имамы считают новшеством, поэтому обычные мусульмане часто лишь ориентировочно представляют себе их порядок проведения. Из-за этого мусульманские поминки проходят по-разному. Во многом характер поминания определяется благосостоянием семьи усопшего.

Богатые люди обычно закатывают целый пир, во время которого вспоминают заслуги покойного и угощают всех в округе вне зависимости от их вероисповедания. Семьи со средним достатком устраивают поминальную трапезу только для ближайших родственников, а малообеспеченные люди могут заменить обед садакой – добровольной милостыней во славу Аллаха. Садака – это далеко не всегда деньги. Садакой после похорон может стать любое богоугодное дело, даже чтение сутр слепой соседке. Некоторые решают раздать вещи умершего нуждающимся, но этот поступок нельзя назвать садакой.

Поминки не должны финансово обременять семьи, вынуждать ее брать кредиты или залезать в свои накопления на старость или обучение детей. Если у родных умершего мусульманина нет денег, его поминают скромно.

Также запрещено устраивать поминки на деньги умершего. Это правило распространяется даже на те случаи, когда родственники покойного гарантированно получат его деньги в качестве наследства.

Мужчинам и женщинам следует поминать умершего за разными столами. В некоторых домах лиц разного пола также разводят по соседним комнатам. Если помещение одно, и его невозможно разделить, то поминки должны проводиться только мужчинами. Это осуществляется вне зависимости от того, кто умер: мужчина или женщина. Но люди в 21 веке часто не соблюдают это правило, и часто, если умирает ребенок, его отец и мать остаются сидеть в одной комнате.

Примерное поминальное меню

Еда на поминальном столе ничем не отличается от обычного мусульманского обеда. Т.е. нельзя употреблять в пищу свинину и пить алкогольные напитки, а все остальное разрешено. Чаще всего поминальный обед состоит из следующих блюд:

  • куриный суп с лапшой домашнего приготовления;
  • плов;
  • лаваш или лепешки, приготовленные на тандыре;
  • гуляш;
  • жареная курица;
  • тушеная рыба;
  • салаты;
  • каши (их следует приготовить сладкими);
  • халва с орехами;
  • изюм;
  • печенье;
  • чай и т.д.

Коран не обязывает ставить на стол те блюда, которые любил усопший. Т.е. его родственники могут самостоятельно разработать меню, но на столе должны обязательно присутствовать сладости. Сладкие продукты символизируют сладость для души усопшего в Раю. Само поминальное застолье длится недолго, ведь люди пришли помянуть усопшего, а не наедаться.

Как проходят поминки у мусульман в разных странах

В разных регионах мусульмане поминают усопших по-разному. В Киргизии и Азербайджане принято приглашать на поминки соседей, друзей, сослуживцев и даже случайных знакомых. Там называют позором невозможность проводить умершего человека достойно. Родственники покойного обязаны всех накормить. На столе присутствуют блюда из баранины, овощей, говядины, круп и т.д. Также гостей угощают лавашами, чаем, халвой и даже шербетом. Особенно большие затраты на поминальный стол наблюдаются в Азербайджане. В этой стране из-за повышенного гостеприимства на похороны тратятся суммы, соизмеримые с бюджетом одной хорошей свадьбы. Азербайджанцы не экономят на мясных кушаньях и подают для поминания к столу следующие блюда:

  • парча бозбаш – суп, сваренный на бульоне из баранины и плова;
  • пити – вкусный национальный суп;
  • кюфта бозбаш – гороховый суп с мясными фрикадельками и т.д.

И в Киргизии, и в Азербайджане после похорон режут скот. Если у семьи усопшего нет баранов и коров, скот покупается на ферме. Скот необходимо зарезать родственникам умершего. Подобные мероприятия можно отнести к жертвоприношениям, ведь часть из этого мяса принято раздавать. Около дома разбиваются шатры. В них люди, пришедшие почтить память умершего, могут переночевать или переждать плохую погоду.

В Турции поминки после смерти проходят у мусульман только на 40 дней и на годовщину. В остальные дни поминать усопшего пищей (особенно мясом) нельзя. Сама поминальная трапеза проводится в тишине и спокойствии. На стол турки обязательно ставят ореховую халву.

В Казахстане на поминальные трапезы тратится еще больше денег. Из-за желания достойно проводить родственника многие казахи берут кредиты, которые потом с трудом выплачивают. Т.к. мусульманская общественность была обеспокоена сложившейся ситуацией и закредитованностью населения, в 2017 году в Актобе (Казахстан) была проведена конференция на тему мусульманских поминок. После длительных переговоров имамы указали блюда, которые должны входить в поминальные обеды. Но предложенное ими меню не является обязательным, т.к. имеет только рекомендательный характер. В такое меню включены преимущественно национальные блюда:

  • тары;
  • жети нан – своеобразные казахские лепешки;
  • каймак – молочный продукт;
  • талкан;
  • баурсаки – аналог пончиков.

Поминальные дни у татар проходят по-другому. Основной упор делается на молитвы. Их читают практически постоянно, и особенно усердная молитва произносится во время смены блюд. Причем в заупокойной молитве можно помянуть не только того, кто умер недавно, но и всех усопших родственников.

На стол ставят простое угощение. После приема пищи всем присутствующим жертвуется небольшая сумма денег (до 100 рублей). Если в конце трапезы остались нетронутые блюда, их отдают гостям с просьбой еще раз помолиться за душу умершего. Поминальные обеды часто устраиваются в кафе, но за приемом пищи у татар не принято разговаривать и плакать.

Вообще плач недопустим во время любых поминок. На все воля Аллаха, в т.ч. и на смерть человека. Слезы означают несогласие мусульманина с волей Аллаха и могут привести к мучениям усопшего в загробном мире. Поминальные дни у мусульман после похорон должны походить в спокойной обстановке.

Исламские дни поминовения

У мусульман нет особенных дней поминовения усопших. Некоторые проводят поминальные трапезы на 3, 9 и 40 день, но многие имамы критикуют подобные обычаи. Они утверждают, что он является заимствованным у христиан. Но обычные мусульмане не видят в этом ничего плохого. Также нередко они устраивают поминальные трапезы на годовщину смерти.

Но третий, девятый и сороковой дни не являются сунной (деянием, которое рекомендует религия), ни фарзом (обязательным требованием ислама). Из-за этого они не должны по значению отличаться от других дней. Понятно, что мусульмане, живущие по соседству с православными христианами, перенимают их привычки и уклад жизни, но к религиозным традициям нельзя относиться несерьезно.

Также существуют и другие поминальные даты. К примеру, таким днем можно считать каждый четверг до сорокового дня. Когда у мусульман проходит 40 дней после смерти, они прекращают поминать человека по четвергам. Хотя у некоторых народов, исповедующих мусульманство, есть правило «жечь четверговую свечу» в течение первого года после смерти близкого человека. Огонь должен гореть с заката солнца до полуночи. Подчас хозяин дома в это время читает молитву.

Также накрыть на стол можно и на 52 день после кончины. Многие считают, что в это время тело окончательно разложилось, и можно отметить это событие особым образом. Но у некоторых мусульман (башкиры и поволжские татары) есть поверье, что 52 день – это время, когда покойник чрезвычайно мучается, т.к. плоть отходит от костей. Устраивать в этот день какую-либо особенную трапезу не надо. Но нужно понимать, что принятые в светском обществе поминальные дни у мусульман по усопшим не описываются священными книгами. Т.е. перед проведением религиозного обряда следует посоветоваться с имамом.

Можно ли раздавать милостыню в честь усопшего

В исламе можно поминать умершего не только едой, но и милостыней. Подавать денежные суммы за упокой человека можно в следующие дни:

  • годовщина со дня смерти;
  • Навруз или Науруз;
  • Ураза-Байрам;
  • Курбан-Байрам.

Но ни Коран, ни хадисы не дают четкого объяснения того, что своеобразные поминки покойных должны осуществляться именно в эти дни.

Можно ли помянуть мусульманина христианину

Если умер мусульманин, то христианин может помянуть его, прочитав молитву Святому Уару. Заходить в мечеть не нужно. Степень родства с покойным не имеет особого значения. Каких-либо специфических православных ритуалов для поминок мусульманина не существует. Но христианин все равно может раздавать милостыню и осуществлять какие-либо добрые дела в память о покойном.

Заключение

Поминание – это важная часть религиозного ритуала у мусульман. Поминки позволяют еще раз вспомнить усопшего, поговорить о нем и сделать что-либо полезное окружающим в его честь.

Мусульманские поминки

Похоронные традиции разных народов и религий сильно разнятся. Различия касаются не только самих похорон, но и поминовения умерших. Так, у православных принято устраивать поминальную трапезу на третий, девятый и сороковой день после кончины человека. Поминки у мусульман – сложная и спорная тема. Хотя мусульманские поминки прямо не запрещены Шариатом, отношение к ним в традиционном исламе иное, нежели у православных.

Читать еще:  Дни поминания умерших в 2018 году

Мнения духовных лиц конфессии здесь расходятся. Отношение к поминкам в Исламе и практика поминовения умершего человека по-разному решаются у разных мусульманских народов. Это вопрос не столько религии, сколько местных традиций, обычаев и укладов.

Общие принципы поминовения в Исламе

  • Застолья в Исламе должны устраиваться по поводу радостных событий, но не горестных. Поэтому поминальная трапеза должна быть скромной.
  • Поминальный обед мусульман не должен отвлекать от скорби в первые дни после кончины и напоминать о ней спустя сорок дней.
  • Мусульманские поминки не должны финансово обременять семью усопшего и вынуждать их к излишним тратам.

Дни поминок у мусульман

Исламские традиции не устанавливают конкретные дни поминок у мусульман. У многих мусульманских народов есть традиция проводить поминки на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Некоторые религиозные авторитеты критикуют подобный обычай, указывая, что он заимствован у соседей-христиан. Несмотря на критику, эти даты поминовения у мусульман распространены. Также есть практика проводить поминальную трапезу в день смерти и спустя год. Однако однозначного ответа на вопрос, на какой день проходят поминки у мусульман, не существует.

Поминки у мусульман: традиции

У мусульманских поминок есть ряд важных особенностей. Терпение – это одна из важнейших добродетелей ислама, а потому традиции запрещают причитать по умершему, громко и публично его оплакивать. Поминки у мусульман проходят в тишине и спокойствии, без лишних разговоров.

Среди мусульманских общин принято собираться для чтения Корана, и поминки не исключение. Поэтому на них принято приглашать муллу для чтения молитв. Ислам утверждает, что для любого верующего необходимо помнить о смерти, а наставления духовного лица помогут правильно воспринять уход близкого человека.

По сей день в традиционных семьях есть обычай проводить раздельные мусульманские поминки для мужчин и женщин. В не столь консервативных общинах ограничиваются отдельными столами или размещением на разных концах стола.

Многие духовные лица отмечают, что подготовка к трапезе может быть финансово затратной и отвлечь семью умершего от скорби. Поэтому многие духовные лица наставляют друзей скорбящей семьи брать заботы по организации мусульманских поминок на себя.

Поминки у мусульман часто сопряжены с раздачей милости (хаир). Нередко мусульманам советуют не тратиться на пышные поминки, а совершить благое дело, накормив и одев нуждающихся. Дары могут быть разными, обычно для хаира используются чай, платки, деньги (фиксированной суммы нет).

Где проводить поминки у мусульман?

Согласно традиции, мусульманские поминки принято проводить в доме семьи покойного. Хотя соблюдение этой традиции желательно, ситуации бывают разные – например, когда дома не хватает места для всех приглашенных. В таком случае возможно провести мусульманскую поминальную трапезу в кафе или ресторане.

Угощения на мусульманских поминках

На поминки у мусульман принято готовить повседневные традиционные блюда. У татар-мусульман принято готовить суп из баранины или говядины с лапшой, часто также подают плов. У казахских мусульман принято подавать национальные блюда: тары, талкан, жети нан, баурсаки. Разумеется, на мусульманских поминках недопустим алкоголь (употребление спиртного считается в исламе грехом). Часто подают сладости: хурму, сахар, изюм, печенье. Сладкие блюда в поминальной трапезе символизирует сладость загробной жизни для усопшего.

Возможно, вам будет интересно:

Женский взгляд из Нальчика

Похороны и поминки. Как облегчить участь семьи по случаю потери близкого человека?

Проблема, которую меня просили обсудить, касается мусульманского населения КБР (кабардинцы, балкарцы, турки). По данным Каббалкстат, на 1 января 2018 года его количество составляет 71,5 процентов от общего количества жителей республики (865, 8 тыс.чел).

Все мы смертны и, к сожалению, все мы теряем близких людей. А потому каждый из нас знает о сложившейся в республике традиции похорон и пышных поминальных обрядов, которые обременительны не только физически, но и материально, особенно для бедных слоёв населения. По поводу необходимости столь затратных ритуальных мероприятий среди жителей республики существуют прямо противоположные мнения.

Полагаю, что такой значимый вопрос, касающийся каждого из нас, требует общественного обсуждения. Люди имеют право высказываться, обосновывать своё мнение, наконец, просить и призывать официальное духовенство, местные власти и даже руководство республики изменить условия и порядок ритуальных похоронных мероприятий в сторону улучшения их качества, и в то же время снижения затрат и облегчения для семьи. Возможно мы совместными усилиями добьемся улучшений в таком важном для всех вопросе.

Похоронный ритуал в мусульманских странах

Наш похоронный ритуал в организационном плане коренным образом отличается от ритуала в мусульманских странах.

К примеру, в Турции, в Иордании умершего доставляют в мечеть, которая имеет зал для похоронных мероприятий, есть специальные приспособления, краны с водой. Там производят омывание покойного по всем правилам ислама. В назначенное время все желающие приходят проститься, мулла читает дуа (молитва) и потом хоронят. На второй и третий день траура соболезнующие могут приходить домой, где им подают чай, кусок пирога или немного восточных сладостей. Поминки не проводятся, садакъа (милостыня) раздают только нуждающимся.

Теперь давайте сравним с положением у нас.

Хорошо, если у семьи есть большой дом и двор, где для этих мероприятий есть место. А если семья живет в квартире на верхнем этаже многоквартирного дома? Мы часто наблюдаем, как во дворах таких домов натягивают тенты, под которыми сидят мужчины, привозят котлы и печи, где варят мясо. В непогоду для них выносят чай, кружки, лакумы. Порой даже женщины не помещаются в квартире и вынуждены толпиться в подъездах или во дворе.

Я уже молчу о том, как возможно в маленькой квартире подобающим образом организовать купание умершего. Очень досадно, что такой деликатный и общественно значимый вопрос находится в республике на таком примитивном уровне.

Мнение мусульман, не относящих себя к традиционному исламу

Эта категория мусульман, их ещё называют салафитами, апеллирует в своих доводах к источникам ислама — Корану и Сунне Пророка Мухаммада: все, что не прописано в них, является нововведением в религию. Они утверждают, что в хадисах нет упоминаний о том, что Пророк делал поминки по своим умершим, и после его смерти сподвижники также не делали ему поминки. Они также считают, что садакъа надо раздавать только нуждающимся и только адресно, не устраивая показухи. В этом положении ислама есть сходство с библейской заповедью о том, что левая рука не должна знать, что дает правая.

Мнения обычных граждан разделились

Часть людей против пышных поминок и раздачи пакетов с продуктами. Они просят «узаконить» отмену раздачи кульков, объясняя это тем, что при такой безработице в республике, семьи еле выживают, а поминки обходятся в сотни тысяч рублей. Однако, остерегаясь людского осуждения, в ущерб семье, нередко влезают в долги.

Постановление официального духовенства

В 2004 г. ДУМ КБР приняло Постановление «Об упорядочении похоронных обрядов мусульман». В нем говорится, что согласно законодательству ислама в течение трех траурных дней запрещается кормление соболезнующих, как не имеющее отношение к исламу. Такое кормление называется излишеством и неприемлемым во время траура гостеприимством. Также указывается, что «запрещаются поминальные мероприятия, кормление, приуроченные к дням: третий, седьмой, сороковой…» и т.д.

Заместитель председателя ДУМ Алим Сижажев пояснил: «Мы эти положения постоянно распространяем, и в СМИ, и на похоронах, и при личном обращении, но люди объясняют, что не хотят первыми отказываться…».

Однако указанные положения так и не выполняются

Как кормили соболезнующих в траурные три дня, так и кормят. Как раздавали пакеты с продуктами на поминках, так и раздают. Пакеты раздают всем родственникам, соседям и знакомым. В пакеты кладут сложившийся обязательный набор продуктов питания: мясо (курица или говядина), 2-х литровую бутыль растительного масла, минимум три вида круп, а так же сахар, чай или кофе, сок, сладости. Средняя цена пакета, минимум 1 тысяча рублей. Иногда количество пакетов переваливает за сто и даже 200.

На поминках для всех собравшихся накрывают столы. Угощение состоит из нескольких горячих блюд, фруктов, соков, разнообразных сладостей. Не явившимся родственникам пакеты развозят по домам, даже если надо ехать в другой населенный пункт республики. Поминки по умершему справляют на 9-й день, 52-й день, в один год. В течение 40 дней жарят лакумы и со сладостями раздают соседям. Особо приверженные традициям, а их большинство, раздают лакумы по четвергам в течение года. Весь этот расход тяжелым бременем ложится на бюджет семьи. Многие уже понимают абсурдность этих затрат, но все ждут, кто первый заговорит об этом вслух.

На мой взгляд, это все не только обременительно для семьи, которая и так понесла потерю, похоронив близкого, но и бессмысленно с точки зрения религии. А вот строительство нескольких ритуальных залов, хотя бы в городе, где большая часть населения проживает в многоквартирных домах, улучшит качество похоронных мероприятий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector