Как поминают усопшего в католической церкви

Почему католики отмечают 7 дней и 30 дней после смерти человека?

Почему в Католической Церкви сложилась традиция отмечать 7 дней и 30 дней после смерти в отличие от православия, где принято отмечать 9 и 40 дней?

Таинство Крещения, то есть рождение «от воды и от Святого Духа», приобщает человека к вечной жизни, ростком которой стало воскресение Иисуса Христа. Живительный поток, который проходит через жизнь крещеных, не иссякает с завершением их земного странствия, потому что, как гласит литургия об усопших, «у верных Твоих, Господи, жизнь преображается, но не отнимается, и, когда разрушается ее земное жилище, она обретает на небесах обитель вечную». С самого начала существования, признавая общение всего мистического тела Христа, «Церковь странников с великим благоговением чтила память усопших, и, поскольку свята и благочестива мысль молиться за умерших, чтобы они разрешились от греха (ср. 2 Макк 12, 45), она возносит за них заупокойные молитвы».

В первую очередь это – Евхаристическая литургия, то есть заупокойная Месса. Евхаристическая Жертва приносится Церковью за усопших для того, чтобы через общение всех членов Тела Христова одни получали духовную помощь, а другие – утешение в надежде.

Христианские литургические молитвы об усопших, берущие начало с древнейших времен, свидетельствуют о вере в то, что эсхатологическая евхаристическая трапеза и есть истинный христианский refrigerium, что можно истолковать как «место прохлады и упокоения».

В разные эпохи и в соответствии с разной культурной и обрядовой восприимчивостью сформировалась традиция специфических дней, в которые особенно проявляется молитвенная память о почивших во Христе.

Церковь приносит Евхаристическую Жертву за усопших не только по случаю погребения, но и в третий, седьмой и тридцатый дни, а также в годовщину смерти. Эти дни указаны, например, в Руководстве Итальянской епископской конференции по литургии и народному благочестию. В документе подчеркивается, что заупокойная Месса в эти дни является «христианским способом помнить и продолжать общение в Господе с теми, кто уже переступил порог смерти». 2 ноября Церковь всегда совершает Мессу обо всех усопших верных, о них же возносятся молитвы Литургии часов. Но и ежедневно как на Мессе, так и на литургии Вечерни, Церковь молится об усопших, дабы Господь упокоил их в Своем свете, мире и блаженстве. Так, Вторая евхаристическая молитва гласит: «Помни братьев и сестер наших, усопших в надежде воскресения, и всех почивших в Твоем милосердии, и прими их в свет лица Твоего».

Откуда же взялись именно третий, седьмой, тридцатый дни и годовщина? Эти времена упоминаются в древнейших литургических книгах, например, в Геласианском сакраментарии, восходящем к 8 веку, но содержащем в себе более ранние литургические тексты римского обряда. В них предписывается совершать память об усопшем на третий и седьмой день и в годовщину смерти.

Поместные Церкви знали и другие установленные дни для поминовения усопших, о чем свидетельствует, например, похвальное слово святого Амвросия, произнесенное на сороковой день со дня смерти Феодосия. Он говорит, что одни соблюдают третий и тридцатый дни, а другие – седьмой и сороковой.

Согласно Апостольским постановлениям (4 век), на Востоке было принято поминать усопшего на третий, девятый и сороковой день с момента смерти. В основу такого хронологического порядка, восходящего к вавилонским астрологическим концепциям, легло убеждение, что душа блуждает возле тела покойного в течение трех или девяти дней после смерти, постепенно отдаляясь от него вплоть до сорокового дня, когда наконец она отходит к своей окончательной участи. Такие идеи проникли в греческие и римские языческие обычаи. Так, римляне приносили погребальные пожертвования в девятый день (новендиале).

В христианском Риме и в христианской Африке традиционными днями поминовения стали третий день, седьмой и тридцатый. Эта традиция основывалась на Священном Писании. Во-первых, Иисус воскрес из гроба на третий день. В Ветхом Завете также есть упоминание об определенных днях поминовения: Иосиф соблюдал семидневный траур по усопшему отцу Иакову, о чем говорится в Книге Бытия (50). В книге Сираха тоже упоминается об обычае плакать над усопшим семь дней (Сир 22). Число «семь» связано с субботним отдыхом, символизирующим также упокоение отошедших в мир иной (об этом есть упоминания у святого Августина); Аарона и Моисея народ оплакивал тридцать дней. Именно вокруг этих библейских упоминаний выстроилась литургическая традиция поминовения усопших, причем для разных категорий усопших были установлены разные дни поминовения. Так, согласно Геласианскому сакраментарию, о монахах служили заупокойную Мессу на третий, седьмой, девятый и тридцатый день, а по другим источникам – только в день погребения и в третий день; о добропорядочном мирянине служили Мессу на третий день, а иногда также в девятый и тридцатый, а вот о раскаявшемся грешнике – либо в тридцатый, либо в седьмой день, причем его родные должны были соблюдать семидневный пост.

Особое значение всегда имело евхаристическое поминовение усопших в годовщину смерти или в годовщину погребения. В то время как язычники праздновали день рождения усопшего (dies natalis), для христиан этим днем — dies natalis – было рождение во Христе, которое и отмечалось литургически. Об этом говорит Тертуллиан: “Oblationes pro defunctis, pro natalicis, annua die facimus». О том же свидетельствует святой Амвросий.

Помимо процитированного нами Геласианского сакраментария, третий, седьмой, тридцатый дни и годовщина как дни евхаристического поминовения усопшего засвидетельствованы в других латинских литургических документах, например, в Приложении к Григорианскому сакраментарию, в Римском Миссале 1570 года, в Римском Миссале 1962 года.

В сегодняшнем Римском Миссале отсутствует указание на определенные дни поминовения усопшего, кроме годовщины. Однако это не препятствует литургическому поминовению согласно поместным обычаям, которые отражаются также в литургических пособиях епископских конференций.

Но в западной Церкви сохранилась и традиция девяти дней поминовения, которая относится к кончине Римского Папы: заупокойные службы об усопшем Папе совершаются в течение девяти дней.

Таким образом, традиционные дни поминовения в западной Церкви существуют в силу литургической преемственности и объясняются в первую очередь библейскими соображениями. Вероятно, более глубокие корни этих традиций и символики чисел следует искать в дохристианских обычаях. В любом случае, связь поминовения усопших в определенные дни с какими-либо представлениями о состоянии души после смерти не является частью вероучения Католической Церкви.

Что касается православного обычая поминать усопших в определенные дни, то, скорее всего, они имеют такое же происхождение, хотя, как мы видим, на Востоке традиция сложилась несколько иначе. Объясняя традицию девяти и сорока дней, православные священнослужители приводят откровение, данное святому Макарию Александрийскому. Согласно этому откровению, «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби». В этом свидетельстве подробно описывается состояние души в течение определенного числа дней после смерти. На девятый день, согласно этому откровению, душа после поклонения Богу и созерцания рая отправляется в ад, где ей показывают мучения, уготованные для нечестивых. Душа остается там еще тридцать дней, а на сороковой день Судия определяет ей соответствующее место. «Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших», — подводит итог святой Макарий Александрийский.

Согласно католическому вероучению, изложенному в Катехизисе Католической Церкви на основе Священного Писания и многовекового учительства Церкви, душа получает воздаяние в момент смерти. Суть этого частного суда над умершим – «в соотнесении его ко Христу, либо через очищение, либо через непосредственное вступление в вечную радость, либо через немедленное проклятие навеки» (1022). Таким образом, нет никаких оснований полагать, что существуют четко регламентированные отрезки времени, в течение которых душа блуждает вблизи тела или же пребывает после разлучения с телом в неком неопределенном состоянии.

Католическая Церковь 74

Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в городе Челябинске

Архив метки: поминовение усопших

Поминовение всех усопших верных

Апостольский Символ Веры, который читается верующими христианами очень часто, даже ежедневно, заканчивается так: «верую… в общение святых, прощение грехов, воскресение плоти и жизнь вечную. Аминь». Церковь здесь на земле – это лишь видимая, меньшая ее часть, и называется она «страждущая» или «борющаяся». Мы находимся в пути к Богу и в этом нашем путешествии, в этой земной жизни, мы постоянно находимся в борьбе со злом вокруг нас и в самих нас. Те из верующих, которые уже достигли Бога, которые созерцают Его лицом к лицу, составляют торжествующую Церковь, и блеск и слава этой Церкви несравненно больше той, что на земле. И, наконец, есть души, ушедшие из этой жизни в вере во Христа, примирившись с Ним, но еще нуждающиеся в полном очищении, ибо ничто нечистое не может войти в Царство Небесное. Это – страдающая Церковь, ибо души проходят очищение через страдания.

Читать еще:  Где устраивают поминки

Торжество всех святых

1 ноября — Торжество всех святых

Святые оставили нам пример следования за Христом, они также являются нашими заступниками на небесах благодаря тайне общения святых — связи всех тех, кто участыует в Теле Христовом.

Сегодня Церковь насчитывает 40 000 официально признанных святых, каждый год к лику святых причисляются все новые люди. Но в день всех святых Церковь празднует всех, кто прославил Бога, не только тех, чьи имена записаны в святцы, но и тех, кто известен одному Господу.

Первоначально память всех святых исповедников веры совершалась в пятницу Октавы Пасхи. Св. Ефрем Сирин упоминает о праздновании всех святых, установленном на 13 мая, Иоанн Златоуст — о празднике в воскресенье после Торжества Сошествия Святого Духа. Этот день именовался небесным днем рождения святых. До сегодняшнего дня день всех святых восточная Церковь празднует в первое воскресенье по Пятидесятнице. Выбор даты показывает, что любая святость является плодом Святого Духа, дарующего людям благодать и ведущего их к совершенству. Папа Бонифаций IV в начале VII века освятил бывший Пантеон как храм в честь Девы Марии и всех святых. По этому случаю было предписано перевезти из катакомб в церковь останки 28 мучеников. В ежегодном поминовении этого освящения и коренятся истоки римского праздника в честь всех святых, в котором, по первоначальной традиции поминались только мученики. Праздник стал поминовением всех святых лишь при Папе Григории I (827-844). В Риме переняли дату праздника всех святых (1-е ноября), которая, начиная с середины VIII в. уже укоренилась в Англии и Ирландии. Торжество всех святых является одним из обязательных праздников Католической Церкви, участвовать в нем следует всем христианам, кроме тех, кто не может сделать этого по серьезным причинам.

2 ноября — поминовение всех усопших верных

Мы молимся за усопших, потому что они нуждаются в очищении, чтобы всецело пребывать с Богом. Наша молитва может помочь им пройти испытание очищения благодаря общению святых.

Языческий Рим знал дни поминовения усопших, «Parentalia», когда члены семьи поминали своих умерших родственников. Христиане сохранили некоторые обычаи своего окружения. Ко II веку восходят свидетельства о совершении во время св. Мессы молитвы за усопших. Особые молитвы за умерших совершались на третий, седьмой, тридцатый (сороковой) день по смерти, а также в годовщину кончины.

Первое свидетельство о существовании общего дня поминовения мертвых встречается у Исидора Севильского (умер в 636 г.). Он дал завет своим монахам служить в первый день по Пятидесятнице мессу за упокой душ всех умерших. В начале IX в. Эжиль, настоятель монастыря в Фульде, назначил на 12 декабря поминовение всех почивших, потому что на этот день приходился день смерти св. Стурмия, основателя обители.

Временем, когда возникло ежегодное поминовение всех усопших, считается 998 год, когда Одилон, настоятель Клюни, предписал всем подчиненным ему монастырям совершать поминовение всех умерших 2 ноября, как оно совершалось в Клюни. День памяти быстро распространился во Франции, Англии, Германии, и в XIII в. установился в Италии. У доминиканцев в Испании в XV в. появился обычай служить в этот день, как и на Рождество Христово, три Мессы. Бенедикт XIV утвердил обычай в 1748 г. и распространил ее в качестве привилегии, на Испанию, Португалию и Латинскую Америку. В 1915 г. Папа Бенедикт XV расширил привилегию и на всех священников Церкви.

Тексты этого дня подчеркивают пасхальный характер смерти и надежду на воскресение.

Призываем вас действенным образом выражать свою любовь к усопшим.

— Привести в порядок могилы близких.
— Записать их имена в своем приходе для соборной молитвы.
— Посещая кладбища в дни с 1 по 8 ноября вы можете получить индульгенцию за души в чистилище.

Практика индульгенций в Церкви тесно связана с таинством Покаяния. Совершая тяжёлый грех, человек лишает себя общения с Богом и тем самым возможности войти в жизнь вечную. Это называется «вечной карой». Но даже самый маленький грех влечёт за собой определённое зло и нарушает порядок в отношениях человека с Богом и миром. Результатом этого является «временная кара», очиститься от которой можно либо при жизни, либо после смерти (в Чистилище).

Индульгенция — это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина которых уже изглажена в таинстве Покаяния. Индульгенция может применяться к живым или умершим. Для того, чтобы получить индульгенцию, необходимо соблюсти несколько условий:

1. Находиться в состоянии освящающей благодати. (Приступить к таинству Исповеди, но не обязательно в этот день).
2. Иметь намерение получить индульгенцию. Нужно также осознавать, за кого её пожертвовать.
3. Набожно и своевременно исполнить определённое действие, связанное с конкретной индульгенцией. Это действие необходимо исполнить лично, полностью (т. е. не сокращая). Для получения индульгенции за души в чистилище надо посетить кладбище с 1 по 8 ноября и помолиться словами «Отче наш» и «Верую».
4. Принять Святое Причастие в день, с которым связана индульгенция.
5. Молитва в молитвенных намерениях Святейшего Отца (достаточно в этот день прочитать «Отче наш» и «Радуйся, Мария». Можно выбрать и другие молитвы по своему усмотрению).
6. Необходимо отсутствие привязанности к какому-либо греху, даже самому малому.

Боже, у которого вечное милосердие и прощение, смиренно молим Тебя о душе раба Твоего (N.), которого призвал Ты от мира сего, да не предашь её во власть врага и не забудешь её вовеки, но повелишь святым твоим ангелам принять её и ввести в райскую обитель, чтобы веровавшая в Тебя и на Тебя уповавшая она не подверглась мучениям адовым, но получила вечное блаженство. Через Христа Господа нашего. Аминь.

Вечный покой даруй им, Господи, и да сияет им свет вечный.

Можно ли поминать католиков и протестантов?

14.05.13, 11:21

В 2013 году на Межсоборное присутствие вынесена тема поминовения инославных. Она имеет множество нюансов: можно ли поминать на проскомидии, на молебнах, келейно, только живых, которые еще могут присоединиться к Церкви, или усопших тоже, как поминать инославных священнослужителей. Разбираемся в истории вопроса

Василий Великий совершает проскомидию (фреска кафедрального собора в Охриде), 11 век.

Поминовение инославных в современной церковной практике

Кому-то может показаться, что этот вопрос вполне однозначно решен. Кто-то может усомниться в его актуальности. Ведь христиане разных исповеданий имеют свои храмы и молитвенные дома, имеют возможность обращаться с просьбами о молитве к своему духовенству и своим единоверцам. Однако внимание к этой теме отнюдь не случайно.

Во-первых, многие православные христиане имеют родственников и друзей, принадлежащих к другим ветвям христианства. Особую драматичность вопрос приобретает в тех случаях, когда речь идет о уже почивших родителях или близких родственниках. Православным христианам тяжело мириться с невозможностью их церковного поминовения.

Во-вторых, многие инославные христиане в той или степени тянутся к Православной Церкви. Далеко не всегда такой интерес начинается с изучения православной догматики. Не редки случаи, когда возникает внутренняя потребность посетить православный храм, помолиться на службе. Осознание того, что для Православной Церкви они всё-таки не чужие, что за них там в той или иной форме тоже возносят молитвы, может иметь большое значение для дальнейшего самоопределения этих людей.

Отказ принять записку с «неправославным» именем зачастую воспринимается болезненно.

На многих приходах записки с такими именами – редкость. Но клирики, несущие служение в крупных городах, с многонациональным населением, периодически сталкиваются с такой проблемой.

Специфически протестантские или католические имена попадаются не так уж часто; нередко это имена людей, не имеющих никакого отношения к Католической церкви и протестантизму.

Возьмем к примеру имя Эдуард. В советское время были периоды, когда им нередко называли детей – родители, никогда не видевшие ни англиканского, ни католического священника и об английском короле Эдуарде Исповеднике не слышавшие. В православной церкви детей таких (или взрослых) крестили с другими именами. Например, Эдуард Лимонов в крещении Богдан, или Феодот. Часто те, кто хочет помянуть своих друзей, не знают их имя в крещении, и пишут то, которым привыкли их называть. Также, как в записках иногда пишут «Саша», «Таня»…

В Москве в прошлом году циркуляром патриаршего викария архиепископа Истринского Арсения было разрешено поминать православных, крещенных с именами, не встречающимися в русских святцах. Например, можно писать теперь православных сербов Драганов, православных англичан Эдуардов или Одри, и даже православных русских Светлан и Богданов не обязательно переделывать в Фотиний и Феодотов.

Значительно чаще на практике встречаются имена не католиков, а армян. Со стороны последних, как показывает практика, отказ принять записку или совершить требу нередко вызывает просто непонимание, и, как следствие, обиду.

На практике эта проблема решается по-разному. Во многих храмах люди, принимающие записки, бдительно следят за их содержанием. Как правило, это делается не по просьбе священников, а по инициативе самих верующих. «Неправославные» имена в таких случаях просто вычеркиваются. О такой практике с сожалением говорит митрополит Волоколамский Иларион, находя ее неоправданной.

Некоторые священнослужители, опасаясь, с одной стороны, впасть в самочиние, а с другой – погрешить против христианской любви, принимают в каком-то смысле «соломоново решение». Они сохраняют записки с именами инославных христиан и поминают их в келейной молитве. Такая практика, конечно, заслуживает уважения; келейное поминовение никогда не было запрещено, тем более, если речь идет о христианах.

Но является ли такой подход единственно возможным?

Различные подходы к молитве за инославных христиан

Вопрос о том, какими канонами регулируется поминовение инославных, остается открытым. Один из существующих подходов – применение канонов Древней Церкви по аналогии.

То есть те каноны, которые регулировали возможность молитвы о еретиках, применяются к представителям ныне существующих инославных христианских конфессий.

Конечно, такой подход не оставляет места ни для литургического поминовения на проскомидии, ни для возглашения имен инославных на ектении. Особенностью такого подхода является то, что решение канонического вопроса в этом случае целиком и полностью зависит от решения вопроса вероучительного.

А именно: насколько корректно соотнесение заблуждений современных христиан, не пребывающих по тем или иным причинам в лоне Православной Церкви, с последователями древних ересей? Это вопрос до сих пор является предметом обсуждений, причем порой весьма бурных.

Как отмечает, митрополит Волоколамский Иларион («Православие», том II), во время подготовки Поместного Собора 1917 года, когда шло обсуждение возможных форм поминовения инославных, высказывалось мнение, «что никаких древних канонических определений на этот счет не существует: правила, запрещающие молиться вместе с «отщепенцами» или «коснеющими в ереси», не имеют отношения к молитве за усопших инославных, хотя противники такой молитвы и ссылались на них».

Еще один подход характеризуется обращением к исторической практике, причем внимание уделяется в первую очередь относительно недавним прецедентам, когда вполне ясно, что речь идет именно об инославных христианах, а не в принципе о «еретиках».

Особенный интерес представляет здесь позиция святителя Филарета Московского. «Зная некоторых лютеран, – пишет святитель, – имевших уважение и веру к Православной Церкви, но скончавшихся вне соединения с нею, я дозволял о них молитву, не открытую в Церкви, с которою они открыто не соединялись в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме».

Знаток церковного устава священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, обращаясь к тому же вопросу, ссылается уже на митрополита Филарета (на тот момент еще не прославленного в лике святых):
«Христианская любовь, побуждающая к молитве о заблудших братьях, найдет способы удовлетворить свою потребность без нарушения правил церковных: как на молитве домашней. так даже и при общественном авторитетным разрешением митрополита Филарета. Если же имена усоп¬ших неправославных могут быть произносимы на одном из важнейших поминовений — на проскомидии, то, значит, они могут быть вносимы и в помянники и возглашаемы наряду с прочими именами. »

Не будет преувеличением сказать, что в церковной практике такая позиция не закрепилась вовсе, и даже неоднократно подвергалась острой критике. Так, Патриарх Московский Сергий (Старгородский) указывает на тот момент, что поминовение на проскомидии по сути идентично допущению до причастия: «Чрез это поминаемые (на проскомидии – ред.) делаются причастниками Св. Тайн и пользуются плодами такого причастия. Таким образом, если поминовение на проскомидии не пустая проформа, никому ничего не приносящая, то поминать за проскомидией инославных значит допускать их до евхаристического общения, что возможно только после их присоединения к Церкви. Это несравненно важнее, чем помолиться за инославного в частной требе, хотя бы и в слух других богомольцев».

Однако, чуть более, чем через 30 лет после написания Патриархом Сергием этих слов, Синод издал известное постановление, разрешающее в исключительных случаях причастие католиков и старообрядцев: «В порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств, это не возбраняется».

Отдельных указаний относительно церковного поминовения инославных, в том числе и на проскомидии, не было. Тем не менее, отчетливо прослеживается, что именно тот момент, из-за которого Патриарх Сергий считал невозможным поминовение инославных на проскомидии, а именно идентичность такого поминовения причащению, в постановлении оказывался снят: в отдельных случаях причащение возможно.

В 1986 году эта практика была прекращена, однако на Священном Синоде тогда не отменили это решение в принципе (то есть не признали его в принципе неверным, хотя многие на этом настаивали), а лишь «определили отложить применение синодального Разъяснения от 16 декабря 1969 года до решения этого вопроса Полнотой Православия», причем речь шла только о католиках, но не о старообрядцах.

Впрочем, сам Патриарх Сергий считал поминовение инославных возможным – не на проскомидии. Особенное внимание он уделял вопросу поминовения уже почивших инославных христиан, рассматривая опыт как других православных Церквей, так и Русской Церкви.

Патриарх вполне одобрительно отзывается об особом чине поминовения усопших инославных, установленный Греческой Церковью. Этот чин в 1869 году был установлен Константинопольским Патриархом Григорием VI и состоял из «Трисвятого, 17-й кафизмы с обычными в последовании погребения припевами, Апостола, Евангелия и малого отпуста». Не смотря на то, что даже этот чин подвергался критике за излишнюю «открытость» к инославию, Патриарх Сергий находит его «слишком скудным» и приводит в пример как более подходящее другое, на этот раз уже отечественное, чинопоследование, составленное незадолго до Поместного Собора 1917 года.

По мнению Патриарха, оно не имеет специально православного характера, то есть не содержит своего рода ручательства Церкви за почившего человека (такое ручательство невозможно, так как почивший к Церкви не принадлежал).

Перспектива развития вопроса

Таким образом, мы видим, что в истории Русской Церкви на протяжении последних 200 лет вопрос литургического и внебогослужебного поминовения инославных на практике решался по-разному. Причем от авторитетных церковных авторов звучали как компромиссные, так и диаметрально противоположные суждения.

Внесет ли ясность в этот вопрос рассмотрение проблемы комиссией Межсоборного присутствия? Вероятно, раз тема сформулирована и вынесена на обсуждение столь высокой инстанции, те или иные рекомендации будут приняты. Остается открытым вопрос о форме: будут ли это просто рекомендации, или же четкие предписания.

Сюрпризов, скорее всего, не предвидится. Русская Православная Церковь сейчас в гораздо более сдержанной форме участвует в любых видах экуменической активности. Во внимание принимаются также и настроения внутри самой Церкви, имеет место вполне обоснованное опасение внести в церковное сообщество разделение слишком радикальными решениями.

Католики Краснодара

Местная религиозная организация Приход «Розария Пресвятой Девы Марии и Святой Варвары» Римско-католической Церкви в городе Краснодаре

О нас

Рубрики

Архивы

О дне поминовения усопших и особой памяти о них в ноябре

Торжество всех Святых

Весь ноябрь в Католической церкви верующие особенным образом вспоминают своих родных и близких, покинувших этот мир, и молятся за усопших. Этот месяц начинается с празднования Дня Всех Святых, когда вся Церковь чтит память всех небожителей. Сразу за ним, 2 ноября, наступает день поминовения всех усопших верных, этот праздник имеет фундаментальное значение для верующих, так как особенным образом свидетельствует о вере в жизнь после смерти и воскресение мертвых.

Эти два праздника отмечаются церковью друг за другом не случайно. Через эти праздники Церковь подчеркивает общение небесной и земной Церкви.

О традиции

День поминовения всех усопших верных

Второй Ватиканский Собор в Конституции “Свет народам” утверждает: “Ожидая, пока Господь придет во славе, в сонме ангелов, и по уничтожении смерти всё Ему подчинится, одни из Его учеников продолжают свое земное паломничество; другие, завершив свою жизнь, ещё проходят очищение; третьи, наконец, во славе созерцают “ясно Самого Триединого Бога, как Он есть”. В документах соборов, а также у святых отцов часто говорится о трех состояниях Церкви. Иногда даже говорят об этих состояниях, определяя их, как странствующую Церковь на земле. Это те члены Церкви, которые находятся в земном паломничестве к Небесной Отчизне; также страждущая Церковь – это усопшие, очищение которых ещё совершается; и славящая Церковь – это усопшие, которые достигли единения с Богом и пребывают в Его славе. Но более того, существует связь между этими тремя состояниями, так как Церковь, по определению Павла, является Мистическим Телом Христа, в котором “… единство тех, кто вместе со своими братьями ещё находится в пути, с усопшими в мире во Христе, вовсе не прекращается; наоборот, по неизменной вере Церкви, это единство укрепляется через обмен духовными благами” (LG 49). Мы, живя здесь, на земле, имеем братьев и сестер, которые, достигнув единения с Богом в Его славе, непрестанно ходатайствуют о нас пред Отцом, предлагая Ему свои заслуги, которые они приобрели на земле. Они являются для нас примером в служении Богу и людям, и общение с ними соединяет как всю Церковь, так и каждого из её членов со Христом, а также помогает возрастать в братской любви.

Торжество Всех Святых подчеркивает, что именно в этот день восхваляются все умершие, которые достигли уже славы с Богом, хотя и официально они ещё не беатифицированы Церковью. С первых времен христианства Церковь странствующих по земле, то есть все христиане, с великим благоговением молились о тех, кто покинул этот мир. Посещая и молясь за умерших, они выражали веру в воскресение мертвых и общение святых. По традиции сегодня по всему миру служатся Мессы за усопших. Верующие посещают кладбища, где вместе со священниками совершают Процессии поминовения усопших. Люди молятся об умерших из духовенства: это папы, епископы, священники, диаконы, а также монахи и монахини; особо воспоминают об усопших родителях, родственниках и благодетелях, а также обо всех погибших и о жертвах войн, преследований и катаклизмов.

Для тех, кто принял участие в Святой Мессе и причастился, совершил исповедь и посещение мест захоронения, а также молитвы в намерениях Святого Отца, – Церковь уделяет индульгенцию. Эта индульгенция жертвуется в намерении кого-то из умерших. Молитвы, возносимые за них, могут не только помочь им, но и сделать успешным их заступничество за нас.

Процессия поминовения всех усопших

В христианстве, в отличие от греческой и римской культуры, сложилась практика молитвы, обращённой не к умершим, а за них. Католики верят, что живые могут помочь усопшим своими молитвами. Такой смысл имеет, например, молитва Святого Августина о своей умершей матери: «Я начал лить перед Тобой, Боже наш, за эту рабу Твою совсем другие слёзы: те, которые текут, когда душа потрясена созерцанием опасностей, ожидающих всякую душу умирающую в Адаме… Теперь умоляю Тебя за грехи матери моей: услышь меня во Имя Излечившего раны наши… прости ей, Господи, молю Тебя, прости ей; слова Твои – истинны, и Ты обещал милость милостивым…» («Исповедь», IX, 13).

По дороге к каждому Стоянию можно петь:

Все: Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас.

Или другое соответствующее песнопение.

Порядок всех стояний одинаков.

I стояние

Об усопших служителях Церкви

Для тех, кто принял участие в Святой Мессе и причастился, совершил исповедь и посещение мест захоронения, а также молитвы в намерениях Святого Отца, – Церковь уделяет индульгенцию.

Священник призывает народ к молитве и произносит соответствующие воззвания. На каждое воззвание священника все отвечают:

Господи, помилуй.

После воззваний все читают молитву:

Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твоё, да придёт Царствие Твоё, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Аминь.

Священник: Господи, услышь молитву нашу.

Все: И вопль наш да придёт к Тебе.

Священник: Помолимся, Боже, одаривший братьев наших благодатью священства и участием в апостольском служении, просим Тебя, прости их прегрешения и соделай, чтобы они удостоились полного общения с Тобою. Через Христа, Господа нашего.

Священник: Вечный покой даруй им, Господи.

Все: И да сияет им свет вечный.

Священник: Да покоятся в мире.

Может следовать окропление и каждение.

II стояние

Об усопших родителях

Верующие посещают кладбища, где вместе со священниками совершают Процессии поминовения усопших.

Священник призывает народ к молитве и произносит соответствующие воззвания. На каждое воззвание священника все отвечают:

Господи, помилуй.

После воззваний все читают молитву:

Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твоё, да придёт Царствие Твоё, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Аминь.

Священник: Господи, услышь молитву нашу.

Все: И вопль наш да придёт к Тебе.

Священник: Помолимся, Боже, заповедавший нам почитать отца и мать, будь милостив к нашим усопшим родителям, даруй им отпущение грехов и вознагради их труды, нам же позволь увидеть их в радости вечного света. Через Христа, Господа нашего.

Священник: Вечный покой даруй им, Господи.

Все: И да сияет им свет вечный.

Священник: Да покоятся в мире.

Может следовать окропление и каждение.

III стояние

Об усопших родственниках, благодетелях и прихожанах

Люди молятся об умерших из духовенства: это папы, епископы, священники, диаконы, а также монахи и монахини; особо воспоминают об усопших родителях, родственниках и благодетелях, а также обо всех погибших и о жертвах войн, преследований и катаклизмов.

Священник призывает народ к молитве и произносит соответствующие воззвания. На каждое воззвание священника все отвечают:

Господи, помилуй.

После воззваний все читают молитву:

Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твоё, да придёт Царствие Твоё, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Аминь.

Священник: Господи, услышь молитву нашу.

Все: И вопль наш да придёт к Тебе.

Священник: Помолимся, Боже милосердный, в руки Твои предаём наших усопших родных, благодетелей и прихожан. От всего сердца просим, воздай им за все добрые дела, ими сотворённые, и прими их в благословенное сообщество святых. Через Христа, Господа нашего.

Священник: Вечный покой даруй им, Господи.

Все: И да сияет им свет вечный.

Священник: Да покоятся в мире.

Может следовать окропление и каждение.

IV стояние

Обо всех погибших, о жертвах войн и гонений

Молитвы, возносимые за них, могут не только помочь им, но и сделать успешным их заступничество за нас.

Священник призывает народ к молитве и произносит соответствующие воззвания. На каждое воззвание священника все отвечают:

Господи, помилуй.

После воззваний все читают молитву:

Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твоё, да придёт Царствие Твоё, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Аминь.

Священник: Господи, услышь молитву нашу.

Все: И вопль наш да придёт к Тебе.

Священник: Помолимся, Боже, Ты даруешь милость и прощение. Яви милосердие всем жертвам войн и гонений и даруй им отпущение грехов, чтобы, освободившись от уз смерти, они пребывали в вечном блаженстве. Через Христа, Господа нашего.

Священник: Вечный покой даруй им, Господи.

Все: И да сияет им свет вечный.

Священник: Да покоятся в мире.

Может следовать окропление и каждение.

V стояние

Обо всех усопших

Священник призывает народ к молитве и произносит соответствующие воззвания. На каждое воззвание священника все отвечают:

Господи, помилуй.

После воззваний все читают молитву:

Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твоё, да придёт Царствие Твоё, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Аминь.

Священник: Господи, услышь молитву нашу.

Все: И вопль наш да придёт к Тебе.

Священник: Помолимся, Боже, Творец и Спаситель всех, даруй усопшим рабам Твоим отпущение грехов, да обретут они нашими молитвами Твоё милосердие и войдут в сияние славы Твоей. Через Христа, Господа нашего.

Священник: Вечный покой даруй им, Господи.

Все: И да сияет им свет вечный.

Священник: Да покоятся в мире.

Может следовать окропление и каждение.

Заключение

В заключении поётся или читается: «Salve, Regina».

Затем священник произносит: Моли о нас, Пресвятая Богородица.

Все: Да удостоимся исполнения Христовых обещаний.

Священник: Помолимся, Всемогущий, вечный Боже, Ты вознёс в небесную славу тело и душу Непорочной Девы Марии, Матери Сына Твоего. Молим Тебя, дай нам, всегда помышляя о вышнем, удостоиться приобщения к Её славе. Через Христа, Господа нашего.

Все права защищены © 2014 Католики Краснодара.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector