Как поминают в день похорон

Поминальный обед

В православии принято организовывать поминальные обеды, которые собирают вместе близких и родственников усопшего. Мы чтим покойного на похоронах и после них, на 9 и 40 дней и на годовщину смерти, накрывая стол и вспоминая близкого, но ушедшего от нас человека.

СОДЕРЖАНИЕ

Если христианские поминки отличаются открытым выражением боли утраты и обилием блюд соответственно, то у мусульман не принято выражать свое горе в слезах и рыданиях, а стол должен быть скромным.

Поминальный обед: меню

Поминальный обед, или трапеза – это один из обрядов поминовения усопших, который является заключительной частью богослужения. Он имеет не только свою историю, традиции, но и меню. Стоит отметить, что трапезы для поминовения умерших проводились с древних времен, но христиане имеют на этот счет свое мнение. Итак, стол для почтения памяти усопшего накрывают на третий день после смерти, а также на 9, 40 дней и 1 год. Христиане не должны вкушать пищу на могилах умерших, а только после возвращения с кладбища и совершив перед трапезой обряд очищения. Если в давние времена это воплощалось в омовении всего тела, изменении одежды и мытье полов и стен, то в наше время все упростилось до мытья рук перед едой.

Для поминальных трапез установлен и свой этикет. Так, на них не могут прийти без приглашения. Сервировка стола происходит особым образом: используется обыденная посуда, ставится прибор для усопшего и его портрет с черной лентой, а гости рассаживаются по дальности родства, то есть, ближе всех к прибору покойного будут сидеть супруг или супруга, родители, дети и т.д. Все прибывшие с кладбища, должны вымыть руки, садятся за стол по приглашению. Во время обеда не принято громко разговаривать и смеяться. Трапеза для поминовения всегда начинается с зажигания свечи и чтения молитвы, а также заканчивается ею. Кроме обращения к богу во время такого обеда принято говорить и вспоминать все хорошее об усопшем, в память о котором он организован. После окончания обед и чтения молитвы все расходятся не прощаясь.

Теперь поговорим о меню. На стол в поминовение усопших готовят кутью из пшеничных либо рисовых зерен, заправленную медом. С нее начинается вкушение пищи, ею же завершается. Здесь зерна символизируют воскрешение, обещанное праведникам после страшного суда, а мед показывает, насколько сладкой будет жизнь в царстве господнем. Кутью святят в храме.

Далее еду готовят в зависимости от наличия в день проведения поминок поста. Желательно спиртное на поминальной трапезе исключить. Обязательными блюдами, которые подают на поминках, являются блины и кисель. Здесь блины символизируют суточный круг, когда после заката обязательно следует восход, так и бессмертная душа ждет возрождения. В старину блины подавались обязательно с медом до вкушения блюд основных.

Вообще вся еда, которую принято подавать к столу на поминовение усопшего, несет в себе особое значение и является конкретным символом. Первым яством, которое ставили на стол после кутьи с блинами, был горячий суп, от которого непременно должен подниматься пар, помогая душе усопшего вознестись к богу. На первое обычно подают борщ либо щи, а иногда их заменяют супом с лапшой. Далее по важности шла ячневая или пшеничная каши, демонстрируя заключенную в них силу. Также есть нужно было яйца, как символ перерождения души и ее бессмертия. Если обед приходится не на день поста, то среди необязательных блюд могли быть поставлены на стол:

мясная и сырная нарезки;

другие мясные блюда.

Далее подается рыба в жаренном виде или приготовленные из нее блюда, а также пироги. Она символизирует ловцов человеческих душ, коими были апостолы во главе с Иисусом.

На поминках подают салаты из овощей. Самыми популярными в таких случаях считаются винегрет, салат из свежих огурцов и помидоров, а также из капусты свежей или квашенной. Если поминальную трапезу организовывают дома, то ставят и холодец.

Подают и сладкие блюда: печенье, оладьи, конфеты, другую выпечку. Но не принято в таких случаях подавать торты, пирожные.

В старину по таким поводам подавали густой овсяный кисель, который разрезали на куски ножом. Сейчас напитками для поминовения на трапезах выступают компоты и узвары из сухофруктов, соки и кисели фруктовые.

Пищу, оставшуюся после окончания поминок, принято раздавать участвующим в нем, чтобы они дома со своими близкими продолжили поминовение, и тем самым, помогли душе усопшего приблизиться к творцу. При их организации следует помнить, что они должны служить поддержкой душе умершего в ее нелегком пути к господу, а не становиться пиршеством. Поэтому не стоит готовить и заказывать много еды. Все должно быть скромно и строго.

Все сказанные ранее слова были о людях, которые приняли крещение. Для некрещеных и самоубийц, по которым не свершается молебен и литургия, также можно организовать поминки, прочитав домашние молитвы, а в храме о таких людях молятся в родительскую субботу перед Троицей, когда читается моленье обо всех умерших.

Поминальный обед на 40 дней

Религиозные каноны говорят о том, что по истечении сорока дней после кончины душа умершего предстает перед господом и судят ее, и определяют ее место. Последнюю надежду на ее спасение могут дать молитвы и поминовение родственников. Оно заключается не только в мольбах, возносимых к богу, но и в добрых словах об упокоенном, в поминальном столе, который продолжает богослужение и является демонстрацией любви и уважения к нему.

Душа умершего на 40-й день возвращается в родной дом, чтобы через сутки покинуть его навеки. Для этого и накрывают стол, чтобы за ним еще раз помолиться о ее спасении и помочь обрести покой. Считается, что неуспокоенные души остаются в доме навсегда, потому что не могут уйти из него пока не успокоятся.

Для того чтобы облегчить скитания и мытарства духа усопшего, после его смерти нужно выполнить несколько условий:

В церкви заказывают сорокоуст – молебен, который служится по покойному 40 дней. Дополнительно к нему, все эти дни молятся о душе покинувшего их родственники и близкие люди усопшего.

Чтобы оказать ей весомую помощь, православные священники советуют принести себя в жертву хотя бы на этот период, отказавшись от пагубной привычки: курение, употребление алкоголя, чревоугодие и т.д.

На 40 дней зовут лишь крещенных и верующих в бога людей. Только в их силах помочь душе близкого, но почившего в боге человека, получить прощение грехов и попасть в рай.

Поминальная трапеза не должна превращаться в застолье. Это обряд поминовения и пустые разговоры неуместны.

На поминках запрещено употребление спиртных напитков, веселье и пение песен.

На 40 дней накрывать на стол можно теми же блюдами, что и поминки после похорон. Здесь обязательными будут кутья и блинчики, а приготовить можно различные блюда. Меню на такую трапезу можно собрать такое:

кутья и блины;

закуска овощная из баклажанов и помидоров с чесноком;

гречневая каша с мясом или грибами;

бутерброды со шпротами;

салат из овощей, например, винегрет – зимой, а помидорно-огуречный – летом;

котлеты;

жареная рыба;

фаршированный перец или голубцы;

пироги с различными начинками: грибами, капустой, яблоками;

кисель из ягод или узвар.

Если на дату для проведения поминок припадает пост, то и подавать должны исключительно постные блюда.

На 40 дней христианский обычай предполагает раздавать нуждающимся вещи умершего с просьбой помолиться о его душе. Эта благотворительность может засчитаться ей при принятии решения о ее участи. Не розданные вещи принято относить в храм. Но выкидывать ничего нельзя.

В этот день во время вкушения пищи говорят слова в поминовение не только усопшего, по которому они организованы, но и вспоминают всех умерших родных. Считается, что все они незримо присутствуют вместе с живыми. Слова об умерших произносятся стоя.

На 40 дней можно прочитать молитву своими словами, прочесть святому Уару молебен.

Поминальный обед на 9 дней

По истечении 9 дней после похорон также принято поминать усопшего, организовав обед. Такая трапеза происходит исключительно дома.

Душа умершего после похорон готовится для встречи с творцом. Она, после трех суток пребывания с нами, отправляется в рай, где должна отдохнуть от мирских страданий и боли. Ей показывают все совершенные человеком при жизни грехи. На девятый день душа усопшего предстает перед богом, после чего ей положено отправиться в ад, чтобы претерпеть мытарства.

В православии считается, что постоянно оплакивать умершего нельзя, нужно постепенно успокоиться, ибо это мешает душе усопшего обрести покой. Своими слезами живые не дают душе уйти, удерживая ее на земле.

На 9 дней не принято приглашать людей, все сами приходят. Вначале и конце трапезы читают «Отче наш». Во время трапезы нужно молиться о прощении грехов покойного.

Начинают трапезу с кутьи, а после подают борщ и кашу. К ней подают котлеты, рыбу, грибы, мясо. Напитками могут быть компоты, а заканчивают ее пирожками с повидлом или другой сладкой начинкой, могут быть блины.

Поминальный обед на год

Годовщина смерти является итогом жизни на земле. В этот день ходят на кладбище и поминают умершего в церкви. Тогда же и накрывают стол, приглашая на поминальный обед. На годовщину смерти, кроме обязательной кутьи, принято подавать любимые покойным блюда. Меню должно быть простым. В этот день можно подать:

лапшу или кашу с курицей и грибами;

мясные и рыбные блюда;

кисель, компот или сок;

пирог или пирожки;

нарезки: мясную, сырную, рыбную.

Поминальный обед в пост

Посты не являются причиной отказа в поминовении усопших. Исключением являются те дни, когда 9 и 40 дней попадают на будние дни Великого поста. В таком случае поминальная трапеза переносится на ближайшую субботу. Для проведения трапезы в пост примерное меню может быть таким:

постные борщ или щи;

грибы с картофелем, лапшой, гречневой кашей;

соленые, квашенные или свежие овощи;

бобовые: соя, фасоль;

постные блины и пирожки;

на такие праздники, как Благовещенье и Вербное воскресенье разрешается готовить рыбу.

Молитва перед поминальным обедом

Ни один поминальный обед не обходится без молитвы. Вся суть этого обряда заключается в вымаливании прощения грехов душе усопшего и дарования ей вечной жизни в царствие господнем. Какую молитву читают перед усаживанием за стол? Традиционной для начала поминок является 17 кафизма. Также читают «Отче наш» или домашнюю молитву.

40 дней после смерти: какие традиции важно соблюсти и почему

Человек и душа неразрывно связаны. Когда умирает физическое тело, духовное начинает новый путь к вечному существованию. Куда уходит душа после смерти, определяется тем, как жил человек и как ведут себя родственники в течение 40 дней. По христианским обычаям, 3-й, 9-ый и 40-й дни имеют огромное значение. Это рубежи, навсегда отделяющие вечное существование от земного.

Читать еще:  Дата католической пасхи в 2019

40 дней со дня кончины – непростая цифра. Она означает длительность пути до последнего пристанища. В данном материале рассмотрим, что происходит с душой человека после смерти до сорока дней. Второй вопрос, который будет освящен – как проводят церемонию в соответствии с традициями.

Значение сорокового дня

Он имеет особое значение и тому два объяснения. Во-первых, в это время дух проходит путь от земного тела до вечной жизни. Во-вторых, эта дата обозначает, когда душа приходит попрощаться. Люди часто задают спрашивают, что делает душа после кончины и сколько дух умершего находится на земле, вернувшись на сороковой день. Ответим на них.

Путь после смерти до обретения вечного существования достаточно сложен и включает 3 стадии:

  1. 1-3 сутки. Первым считается день смерти. В течение первых трех суток дух покойного осмысляет новое состояние. Происходят мытарства возле тела. Дух покойного посещает дорогие ему места. Он чувствует стыд за совершенные прегрешения. Затем он в покидает землю и отправляется на небо.
  2. 3-9 сутки. Когда дух покидает дом и телесную форму, Ангел Хранитель проводит его на небо, защищая от злых духов. Затем душа умершего предстает перед Господом и кается в грехах. Данный поступок дается ей с огромным трудом, так как нужно нести ответственность за сделанное пред Пречистой Девой и Господом. После душа до девятого дня знакомится с Царством Небесным.
  3. 9-40 сутки. Дух на девятые сутки попадает в ад. Здесь душа проходит всевозможные искушения. Испытания демонстрируют, насколько духовное тело может совладеть с желаниями и пороками.

Таким образом, душа умершего человека после смерти до сорока суток не определена и блуждает между небесами и адом. После поминания она обретает покой.

Подсчет сорокового дня

Родственники зачастую не знают, как высчитать и вычислить сороковой день. Это актуальный вопрос и важно правильно посчитать его. Срок отсчитывается с момента, когда человек умер, не имеет значение в какое время суток это произошло.

Обязательно ли поминать

Согласно поверьям, если дух, спустившись на землю, не увидит поминального обеда по себе, он будет вечно страдать. Поэтому на сорок дней надо накрыть стол и собрать родственников. Родные и друзья тоже приходят, чтобы помянуть и помолиться о душе.

Поминание раньше или позже срока

Священнослужители не видят греха в том, чтобы делать поминки раньше или позже срока. Разрешается переносить панихиды по умершему в церкви и дома. Но поминание на кладбище переносить нельзя.

фото с сайта foma.ru

Порядок проведения дома

Проводы длятся 1-2 часа, каждый присутствующий должен вспомнить усопшего добрым словом и поминальной молитвой, это поможет душе преодолеть все испытания.

Поминание на 40 дней после смерти организуется с целью помощи умершему обрести новую жизнь. Важно это сделать, соблюдая правила поминок, разберем некоторые из них.

  1. Крошки с поминального стола не выбрасывают. Их собирают и когда будут посещать кладбище, оставят на могилке. Так умерший узнает, что обед состоялся.
  2. При сервировке отказываются от острых приборов. Поэтому лучше подавать блюда, которые удобно есть ложкой.
  3. После поминальной трапезы раздают гостям ложки. Этот ритуал берет корни из древности, когда раздавали данный столовый прибор на долгую память об ушедшем.
  4. На столе должна стоять рамка с фотографией, перетянутой в нижнем углу черной лентой.
  5. После похорон до 40 дней в доме обязательно стоит стакан воды с хлебом наверху. Воду нужно брать и обновлять ежедневно, как и хлеб. После сорокадневной панихиды можно выливать воду.
  6. Вечером нужно поставить рюмку с водкой. Бывает так, что на утро спиртное поубавилось и родные не знают, куда оно девается. Это духовное тело ее отпило.
  7. В ночь на сороковины запираются все двери и окна.
  8. Разрешается плакать по усопшему сорок дней, на поминальном обеде плач заставит душу остаться и страдать.
  9. Нужно накрыть место и для погибшего.

Меню на поминальный стол

Рассмотрим, как накрыть стол на поминки на 40 дней, что готовят на данное мероприятие и чем угощают пришедших.

Главное требование, предъявляемое к меню – простота, особенно если мероприятие выпадает на ограничения в пост. Стоит отказаться от изысканных мясных блюд, необходимо сократить их до минимума.

Блюдо, которое обязательно ставят на стол – рыба, которая может быть приготовлена в любом виде. Принято готовить сдобные блины, овощные салаты, котлеты, рыбное заливное, пироги. Из напитков на стол ставится квас, соки и морсы, кисели, сбитень. Необходимо так же приготовить лесенку, это специальное обрядовое печенье в форме лестницы. Она символизирует духовное восхождение в рай.

Готовят ли кутью на поминки? Да, она обязательно должна быть.

Поминальные слова

Обязательно произносится поминальная речь на 40 дней, а затем объявляется минута молчания. Если близкие члены семьи покойного в состоянии, лучше дать слово им. В ходе поминок гостям предстоит произнести поминальные тосты.

Если приглашают батюшку, он читает молебен и проповедь. Если же поминание проходит в узком кругу, молебен читают присутствующие. При этом рекомендуется зажечь и поставить свечку.

Посещение кладбища

Люди ходят на кладбище и носят цветы на сороковины, чтобы поддержать умершего в его нелегком пути к вечному существованию. Согласно религии, ходить на кладбище после похорон до 40 дней можно. Это поможет усопшему обрести вечную жизнь. Священнослужители одобряют когда ездят на кладбище в течение сорокадневного периода. Но важно учитывать, что разрешено посещение кладбища только до захода солнца.

Что принести

Приглашенные часто спрашивают, что приносят на кладбище , надо ли соблюдать приметы. С собой можно принести цветы, свечки и сладости. Принесенную еду необходимо раздать встречным и попросить их помянуть усопшего.

Какие цветы

Несут или покупают на кладбище искусственные и живые венки. Разрешается принести строгий букет, оптимальный вариант – розы и гвоздики.

На 40 день

Обязательно посещают могилу, прибираются, поправляют крест.

Многие ошибочно считают, что на могиле нужно ставить водку. Это не так. Правда следующая: церковь не приветствует употребление алкоголя на поминание и в течение сорокадневного периода.

Раньше 40 дня

Некоторые ошибочно считают, что ходить на кладбище до 40 дней и посещать могилу нельзя, пока усопший не обрел последнюю обитель. Единственно что нельзя, это убираться на могиле или поправлять крест. Нужно просто посидеть рядом, помолиться об упокоении.

фото с сайта foma.ru

Мытарства души после смерти

С девятых по сороковые сутки проходят воздушные мытарства, что является серьезным испытанием духа. Дьявол не имеет власти над духом, но мытарства должны испытать душу и показать, что умерший обречен на страдания за темные поступки.

По истечению сорокадневного срока духовному телу предстоит Страшный суд, в ходе которого будет определено, куда он уходит после: в рай или ад.

Молитвы на поминках

Скорбь является естественным чувством, которое испытывает каждый человек после потери родных и близких, лучше всего ее выразить молитвой. Молитвы родственников и близких по усопшему до и после 40 дней помогают духовному телу обрести новую жизнь.

На сороковой день

На 40 день необходимо заказать панихиду в церкви или пригласить священнослужителя в дом /на место его погребения. Необходимо учитывать, что церемонии не проводятся в церковные праздники (престольные, двунадесятые и годовые). Поминальная молитва не читается в церкви на святки, до и после Святого Христово Воскресенья.

После 40-го дня

После 40-го дня обязательно нужно молиться на годовщину смерти, второй и третий год после смерти, а также во Вселенские субботы и Родительские дни.

До 40-го дня

Помимо личной молитвы, необходимо заказать в церкви Сорокоуст. Это ежедневное поминовение до 40 дней о погибшем. За то, что священнослужители будут читать 40 дней молитвы, они взимают символическую плату. Стоимость и цены необходимо уточнять.

В православии установлены особые поминальные дни. Это третий, девятый и сороковой день после кончины. Именно тогда необходимо особенно усердно читать молитвы за упокой и обращаться к Всевышнему для защиты умершего. Необходимо поминать умершего только добрыми словами, чтобы помочь усопшему склонить весы Божьего Суда в светлую сторону.

фото с сайта foma.ru

Другие частые вопросы

Что раздают людям

После панихиды и трапезы раздаются угощения и милостыня. Каждый получивший их человек должен помянуть покойника молитвой.

Что приносить на поминки

С собой можно принести кутью или сладости.

Что нельзя делать

Список запрещенных действий:

  • Не грызут семечки. Сразу возникает вопрос, почему нельзя грызть семечки до 40 дней. Существует придание, что так добрая память о человеке будет заплевана.
  • Не убираются в доме. Можно сказать, что уборка выметет хорошее, что осталось от человека. Можно убираться только после поминальной трапезы.
  • Не открывают отражающие поверхности. Считается, дух может увести с собой живого.
  • Не носят яркую, вычурную одежду. Родственники носят скромные темные одеяния.

Почему нет вилок

Согласно одному поверью, ножами и вилками пришедшие ранят усопшего. По второму, они олицетворяют дьявола.

Уборка кладбища

Уборка обязательно выполняется по истечению сорокадневного периода. В ходе нее нужно убрать похоронные атрибуты, подмести, поправить крест.

Поминки в пост

Если поминки выпали на пост, проводить их можно. Единственным ограничением является стол, он должен накрываться в соответствии с требованиями поста. Православные в это время постятся.

Почему не бреются

Согласно поверьям, нельзя бриться 40 дней после смерти и стричься. Не стригутся и не бреются в знак уважения к погибшему.

Просмотр ТВ

Лучше не смотреть телевизор, он является отражающей поверхностью.

Вечернее поминание

В течение сорокадневного периода каждый вечер близкие выполняют вечернее поминание – молятся за умершего.

Как себя вести

Необходимо вести себя максимально скромно, не привлекать внимания. Обязательно выразите соболезнование родным и близким погибшего. Во время речей нужно внимательно слушать говорящего.

Что одеть

Что одеть – немаловажный вопрос. Одеваться на мероприятие нужно скромно, стоит выбирать одежду темных оттенков.

Поминки в воскресенье

Если сороковины выпали на воскресенье Пасхи, их нужно перенести на день, когда закончится праздничный период. В остальные воскресенья поминать усопших разрешается.

Приглашение на поминки

Приглашают тех, кто знал умершего. Это родственники, друзья, коллеги по работе, сослуживцы, одноклассники, одногруппники и хорошие знакомые. Самые близкие обязательно идут на мероприятие, остальные – по усмотрению. Если люди не могут прийти или приехать, они звонят или пишут родственникам умершего для выражения соболезнований.

Читать еще:  К чему снится пасха

Мы разобрали, что делается с душой до сорокадневного рубежа и где она находится после. Ответили на самый распространенный вопрос родственников: как отмечать и устраивать поминание. Надеемся, данный материал помог разобраться в нюансах и найти ответы.

Как поминают в день похорон

Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.

Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.

Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.

Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.

Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.

К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.

Можно ли поминать усопших водкой?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.

Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.

Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.

Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.

Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет. Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).

Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.

9 дней после смерти

В православной вере девятый день после смерти имеет очень большое значение для усопшего. Считается, что до этого момента душа покойного находится в Раю и постигает все радости Небесного Царства. Она отдыхает от боли земной жизни и страданий за совершенные грехи. Через 9 дней после смерти Господь велит ангелам привести душу к его престолу. После беседы с Богом она отправляется в Ад до 40 дня, где будет готовиться к Небесному Суду. Ее ожидают мытарства и страшные испытания. С помощью ангела-хранителя душа преодолевает греховные искушения и муки. Если она сможет пройти все мытарства, и ее добрая половина победит злую, Господь простит ей прижизненные грехи на Небесном Суде.

Таким образом, девять дней являются одним из самых важных этапов посмертного пути усопшего. Умершему человеку очень важна поддержка родных и близких для того, чтобы пройти непростые испытания и предстать перед Всевышним очистившимся от грехов.

Что делать родственникам на 9 день?

Чаще всего на девятый день родные покойного все еще не могут смириться с утратой. Потеря близкого человека приносит невыносимые страдания и боль. Но в этот день родственники должны быть стойкими и сильными, как никогда. Плач, крики и слезы не принесут пользы душе на сложном пути в загробном мире. Для нее гораздо более важной станет молитва, поминальная служба и добрые слова, сказанные родными и друзьями.

Панихида на девятый день

Панихида — это богослужение, которое схоже по складу с утренней и обрядом погребения. Она проводится на третий, девятый и сороковой день после кончины. Для заказа службы необходимо:

  • Заранее прийти в церковь.
  • Положить продукты на панихидный стол. Они представляют собой милостыню в честь покойного. Нести можно хлебобулочные и кондитерские изделия, сахар, муку, яйца, фрукты, овощи, вино. Запрещается приносить мясо и испорченные продукты.
  • Написать записку священнику с именем усопшего, а также именами других почивших родственников и близких людей.
  • Сообщить служителю храма, что вы хотите отслужить панихиду.
Читать еще:  Голубые цесарки: как выглядят, можно ли держать в домашних условиях

Это богослужение призвано принести умершим духовную пользу и дать утешение живущим. Панихида длится около 20 минут. Она начинается с песнопения «Трисвятое» и 90 псалма. После этого читается ектения о почившем, тропари, канон, песнопение «Со духи праведных», отпуст. Во время панихиды пришедшие в храм держат свечи, выражая искреннюю любовь к усопшему.

Порядок установки свечей за упокой:

  • Сначала нужно подойти к иконе, возле которой стоят свечи за упокой, и перекреститься. Чаще всего это изображение распятого Спасителя.
  • Поминальную свечу необходимо зажечь от других горящих свечей. Если их нет, то допускается использовать огонь из лампадки. Категорически запрещается применять принесенные с собой спички или зажигалки.
  • Зажженная свеча устанавливается на любое свободное место. Для того чтобы она стояла устойчиво, можно предварительно оплавить ее нижний край.
  • Попросить Бога упокоить душу умершего человека и быть милостивым к ней. При этом необходимо назвать полное имя усопшего.
  • Перекреститься, поклониться иконе и тихо отойти от светильника.

Поминальная служба на 9 день может проводиться не только в церкви, но и на кладбище. Родственники покойного могут пригласить священника для литии. Это богослужение совершается непосредственно над могилой усопшего. Если нет возможности пригласить священника, литию можно провести самостоятельно.

Поминовение на кладбище представляет собой обязательный обряд. Очень важно очистить могилу от мусора, зажечь свечу или лампадку, почитать молитву об упокоении души. На кладбище нежелательно ничего есть, за исключением освященной в церкви кутьи. Категорически запрещается употреблять алкоголь. Еду на могиле оставлять не рекомендуется — лучше раздать угощения голодным и нищим.

Обязательным ритуалом также являются поминки на 9 день. На мероприятие не принято звать гостей. Считается, что для поминовения усопшего люди должны прийти сами. Традиционно на поминках присутствуют родственники покойного, а также люди, которые омывали тело, мастерили гроб, выкапывали могилу. Поскольку указанные процедуры теперь делают не знакомые, соседи или коллеги, а работники ритуальных служб, собираются в основном родственники.

Поминальная трапеза начинается с прочтения молитвы «Отче наш». Ее можно читать вслух или повторять про себя. После молитвы на стол подается первое и основное блюдо поминок на 9 день — кутья. Это обрядовое кушанье в зависимости от региона готовят из пшеницы или риса. В кашу добавляют сахар, мед, изюм и другие сладкие ингредиенты. Кутью следует обязательно освятить в церкви.

Касательно других блюд особых требований здесь нет. Священники рекомендуют не предаваться чревоугодию, так как это считается грехом, поэтому не следует усложнять путь душе умершего обильным пиром. Поминальный стол должен быть скромным и простым. Еда имеет вторичное значение. В первую очередь люди собираются для молитвы и прошения у Господа милости к усопшему.

На поминки принято готовить такие блюда:

  • пирожки с различной начинкой,
  • блины,
  • борщ или лапшу,
  • гарниры с мясом или рыбой,
  • бутерброды,
  • овощные салаты,
  • котлеты.

Из напитков чаще всего подают компот или кисель. Допускается хлебный квас. Многие люди считают неотъемлемой частью поминального стола алкогольные напитки, но в православии употребление спиртного на поминках решительно осуждается. Не рекомендуют распитие алкоголя и специалисты в области психологии. По их мнению, родственники покойного, которые находятся в стрессовом состоянии, могут нанести спиртным серьезный вред своей психике.

Традиции на 9 день:

  • во время поминального обеда необходимо вспомнить важные моменты из жизни усопшего. Особое внимание нужно уделить хорошим поступкам, ситуациям, когда он подавал пример, приходил на помощь;
  • запрещается устраивать поминки на кладбище. Это не советуют делать как православные священники, так и специалисты по древним верованиям славян. Также нельзя распивать спиртное на могиле, лить его на могильный холмик;
  • еду, оставшуюся после поминального обеда, выбрасывать запрещено. Ее необходимо раздать нуждающимся;
  • на кладбище и в доме нужно зажечь лампадки в честь умершего. Также возле портрета усопшего можно поставить стакан с водой и хлеб;
  • на девятые сутки принято снимать завесы с зеркал во всем доме, кроме спальни покойного;
  • во время поминальной трапезы можно выделить отдельное место для умершего человека и поставить туда его любимые блюда;
  • за столом запрещено веселиться, петь, смеяться. Также нужно исключить громкое проявление эмоций: крика, плача, рыданий. Нельзя вспоминать негативные поступки и привычки человека. Считается, что таким образом можно склонить чашу весов во время Небесного Суда в сторону обвинительного приговора;
  • поскольку во время поминального обеда читаются молитвы, женщины должны присутствовать с покрытыми головами. При этом платки черного цвета могут надевать только близкие родственники. Мужчины же, наоборот, должны обязательно снимать головные уборы.

Как правильно считать девять дней

Многие ошибочно думают, что отсчет 9 дней начинается только после похорон. На самом деле считать нужно непосредственно от даты смерти, включая и ее. Причем большое значение имеет время кончины. Если человек умер до обеда, то поминки устраивают на восьмой день. Главное, чтобы не прошло более 9 суток с момента смерти. Поминальная дата никак не зависит от дня похорон. Бывают ситуации, когда тело на девятый день еще не погребено – например, из-за расследования обстоятельств смерти. В подобных случаях все равно нужно заказывать панихиду и организовывать поминовение во имя спасения души усопшего.

Поминки: нужна ли покойнику еда?

Накануне Радоницы – дня поминовения усопших, который приходится на второй вторник после Пасхи – очень важно сказать о наиболее часто встречающихся заблуждениях, касающихся вопроса поминовения покойников. Ведь и в советское, и в нынешнее просвещенное время забота о том, чтобы нашим родным хорошо жилось на том свете, стоит не на последнем месте. Важным элементом заботы о покойниках в большинстве религий являются поминки — обеды или съедобные подаяния в честь преставившегося человека.

Примитивное язычество верит, что поминальные продукты необъяснимым образом передаются в мир иной, и умерший родственник может их кушать. Более развитые религии (например, индуизм) рассматривают поминание как жертву, которая служит своеобразной платой богам за благую участь покойника. В христианстве тоже есть традиция поминок, но она имеет мало общего с тем, о чем мы говорили выше.

Умершему человеку еда не нужна! Это Церковь говорила всегда. По ту сторону смерти сохраняется личность, душа и все эмоциональные характеристики человека, но чисто биологические функции там прекращаются – ведь тела нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с точки зрения Церкви. Но что же тогда имеет в виду христианская традиция, которая не отрицает идею поминовения умершего едой?

Дело в том, что умершим людям нужна молитва за них. Очень хорошо, если человек умирает, очистившись и исправившись. Но, увы, многие уходят в вечность нераскаянными, с тяжелым греховным грузом, который они накопили в своей жизни. И, находясь в таком состоянии, люди нуждаются в нашей помощи. А помочь им мы можем молитвой, милостыней и добрыми делами, сделанными ради них.

О том, как действует молитва на другого человека, говорить очень трудно, поскольку все в мире находится во власти Бога, и все тайны бытия ведает только Он. Но опыт Церкви говорит о том, что молитва очень действенна, и умерший, за которого помолились в храме и ради которого дали милостыню, получает через это помощь. Церковь знает множество случаев, когда молитвы полностью освобождали грешника от адских мук.

Накрытый поминальный стол – это не способ «улучшения жилищных условий» на том свете, и не попытка задобрить Бога, ведь Он в еде тоже не нуждается. Еда – это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно, как мы ее творим. Милостыня должна нас самих делать добрее, и если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан для галочки, или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы.

Еще среди далеких от Церкви людей (да и среди верующих, увы, тоже) есть традиция на следующий день после похорон приносить на могилу тарелки с едой. Или же при каждом посещении могилы оставлять на надгробиях куски хлеба, крошки печенья, рюмочки с водкой. Считается, что душа еще не покинула пределы Земли и гуляет по тем местам, которые ей были дороги. Вот родственники и приглашают ее разделить с ними трапезу, полагая, что покойник необъяснимым образом тоже может к ней присоединиться. На самом деле эта практика языческая и с христианством не связана. Спасибо за такое угощение скажут разве что кладбищенские коты и собаки, а покойнику эти печеньки – только печаль. Не рюмки с водкой ему теперь нужны, а наша молитва – искренняя, чистая, живая. А лучшим местом молитвы является храм Божий.

Если вы подаете еду в храм, здесь тоже важно помнить несколько моментов. Во-первых, в храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Вы можете принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для вас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны вам за это. И, наоборот, если у человека нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается! Ни за какие деньги! Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня ( еда – в том числе) – это один из элементов такого труда.

Ну, а если все-таки вы захотите пожертвовать, то важно помнить – жертвовать нужно лучшее! Чтобы у человека, которому вы даете милостыню, была от вашего приношения настоящая радость. Чтоб он захотел помолиться о покойнике, и делал это с благодарностью, а не воспринял вашу жертву как подачку. Это весьма распространенное заблуждение – мы порою хотим тремя конфетами купить себе рай. Но такой подход – прямое лукавство. Бог ждет от нас покаяния, перемены в лучшую сторону, избавления от скупости, жадности, черствости душевной. И если мы сможем через милостыню изменить себя подобным образом, если сумеем поправить собственное духовное здоровье, тогда сможем поделиться им и с нашими умершими близкими.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector