Как поминают висельника

Молитвы о самоубийцах

На заседании Священного Синода от 27 июля было принято решение одобрить Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго — частную молитву для родственников самоубийц.

Предисловие

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце, грешнии приносим, помилуй нас.

Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да на погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианского.

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Молитва

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Почему Церковь не молится за самоубийц

Приближается праздник Пятидесятницы, или, как его больше знают в народе, День Святой Троицы. В субботу перед Троицей в церковном календаре есть еще одна дата –Троицкая родительская суббота. В этот день помянуть своих усопших пойдут многие люди. В том числе придут те, кто «от кого-то в народе слышали», что родительская суббота перед Троицей – это единственный день, когда Церковь молится за самоубийц. И, как показывает опыт, таких людей достаточно много. Кстати, многие с явной обидой, а иногда и агрессией, воспринимают отказ принять «записку» с именем самоубийцы.

Откуда пошло

Да, есть такое суеверие, что на Троицкую родительскую субботу поминают самоубийц. Но это не правда – Церковь никогда не молится за самоубийц. Сложно сказать откуда произошло то или иное конкретное суеверие. Читаешь сайты с разными «полезными» и «духовными» советами и просто поражаешься неистощимости народной фантазии. Нельзя точно сказать откуда произошло то или иное суеверие, но можно предположить.

Само богослужение Троицкой родительской субботы подразумевает, что мы «память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших» [1] . Выдающийся литургист и подвижник благочестия святитель Афанасий (Сахаров) в своей фундаментальной работе «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» пишет, что День Святой Троицы – это особый день церковного календаря: «Церковь возносит усиленное просительное моление о своих живущих на земле чадах, о прощении грехов их, об очищении их действием Святаго Духа, о принятии их коленопреклоненных молений, с этого дня после продолжительного перерыва возобновляемых. Совершая такое нарочитое моление о живых, Святая Церковь не могла забыть об усопших. Посему в сей всесовершенный и спасительный праздник она трогательно и умилительно сплетает воедино и приносит общие умилостивления молитвенные и о живых, и вместе об умерших, и даже о держимых в аде» [2] .

И, действительно, это особый день, но даже в такой особый день Церковь все равно не молится за самоубийц. На каноне утрени родительской субботы поминаются очень многие «категории» усопших: «иже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша и огонь яже попали верные», а также «усопшия в мори или на земли» и многие другие усопшие. Но есть одно важное НО: не самоубийцы. Нигде в богослужении не говорится о тех, кто «самовольно живот свой оставивших». Рискну предположить, что народное сознание «домыслило» сюда еще и эту категорию.

Быть христианином

Обратите внимание на слова «от века усопших благочестивых христиан». А что это означает? Что вообще значит быть христианином? Быть православным христианином значит не просто быть крещеным и носить крестик и иногда заходить в храм за святой водой и освященными куличами. И уж ни в коем случае это не означает «верить в душе». Быть христианином означает в первую очередь реализовывать свою веру, жить по-христиански. И более того, не только жить по-христиански, но и умереть как христианин. Не случайно в богослужении часто встречаются прошения о даровании всем верующим христианской смерти. Прекрасным примером этого является просительная ектинья на вечерне: Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим».

Читать еще:  Модульное оригами пасхальное яйцо

А кто такие самоубийцы? Ведь их кончина не была такой христианской. Самоубийство – это грех против Божией воли. Это осмысленный отказ от великого дара –жизни. И, более того, это грех, который не прощается. Не прощается он потому, что в нем нельзя покаяться: ведь смерть наступает в сам момент совершения этого греха. Иными словами, самоубийцы – это те части церковного организма, которые сами себя «ампутировали».

Церковные каноны очень четко и строго говорят о церковном поминовении самоубийц: 14 правило Тимофея Александрийского гласит: «О таковом не подобает быти приношение» [3] .

А если?

Во всех правилах существуют исключения. Поэтому если какой-то человек совершил самоубийство в состоянии аффекта или страдал психическими заболеваниями, то теоретически его можно отпеть. Но только по благословению правящего архиерея. Родственники берут все справки и едут на прием к своему епископу и уже он сам решает можно ли учесть все обстоятельства и отпеть несчастного. Но ни один священник не имеет права самостоятельно принимать подобные решения и отпевать самоубийцу.

К тому же, еще одна важная деталь: само по себе отпевание – не магический обряд, само совершение которого дает «пропуск» в Царство Небесное. Один раз люди, родственник которых покончил жизнь самоубийством, спросили священника:

– А если бы мы Вас обманули? Не сказали бы, что самоубийца и все. Или вообще нашли бы какие-то способы отпеть этого человека. Что бы было тогда?

Ответ был простой:

– Бога обмануть нельзя.

Особый чин

В Церкви есть особый чин: «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Но тут есть важный момент: это не отпевание, это вообще молитва не о самоубийце – это молитва о его родственниках. Вот что говорится в самом тексте: «Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы» [4] .

И тут самое главное – это само желание родственников помочь. Ведь от родственников требуется совершить настоящий подвиг христианской любви: молиться за самоубийц. А это тяжело! Неслучайно, в предисловии к «Чину» говорится об опыте святых, «которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения» [5] .

Можно понять родственников, которые приходят в храм на Троицкую родительскую субботу и хотят как-то помянуть самоубийц. Но делать это нужно не в храме – делать это нужно дома. Читать молитву святому Уару и еще несколько молитв, которые существуют в сокровищнице православного Предания. Правда нужно быть готовым к большим скорбям и искушениям на своем собственном жизненном пути.

Когда можно поминать самоубиенных?

Вопрос о том, когда можно поминать самоубиенных, редко поднимается в среде верующих. Отношение к человеку, совершившему суицид, в большинстве случаев негативное. Согласно примете, самоубийца губит не только свою душу. Грех перейдёт и на близких родственников.

Нарушение воли Божьей

Все монотеистические религии запрещают самостоятельно обрывать свою жизнь. Распоряжаться жизнью имеет право только её Создатель. Люди добровольно уходят из жизни из-за тяжёлых испытаний, выпавших на их долю: несчастная любовь, болезнь, смерть любимого человека, банкротство и т. д. Однако даже такие трагические события не могут оправдать самоубийство. Человеку были посланы испытания, которые он должен преодолеть. Не сдав «экзамена», невозможно перейти в следующий «класс». Людям, которые отказались от испытаний, не будет дана возможность перейти в лучший мир.

В 452 году христианская церковь постановила: самоубийство – самый тяжкий грех перед Богом. Но в те годы людей, совершивших суицид, хоронили как праведников. Через 111 лет отпевание самоубийц было запрещено окончательно. Если священнику известно, что человек ушёл из жизни добровольно, он откажется отпевать покойного. Родственники могут ввести батюшку в заблуждение. В таком случае родные умершего разделят с покойным его вину.

Семья самоубиенного может молиться за него келейно (дома). Прямого запрета на это нет. Просить прощения за близкого можно в любое время суток. Не стоит возносить молитвы за оборвавшего свою жизнь добровольно по большим церковным праздникам. Православные сами установили день, когда можно поминать самоубиенных. Это родительская суббота перед Троицей. Устраивать помины с большим количеством присутствующих не полагается ни на третий, ни на девятый, ни на сороковой дни, ни на одну из годовщин смерти. Несколько лет назад православная церковь разрешила проведение «чина молитвенного утешения сродников, живот свой самовольно скончавшаго». Чин представляет собой молебен, проводимый по просьбе родственников или близких людей покойного. Заказавшие молебен должны присутствовать при его проведении.

Кого не считают самоубийцей?

Иногда уход из жизни кажется добровольным. Однако такая гибель не признаётся церковью суицидом. К самоубийству не относятся:

    Смерть по неосторожности. Человека не полагается считать самоубийцей, если смерть наступила из-за пренебрежения правилами техники безопасности. Добровольным уходом из жизни не признаётся гибель, наступившая в результате занятия опасными видами спорта или обычного хулиганства. Если покойный оказался на крыше поезда только ради того, чтобы сделать эффектный снимок, расценивать его действия в качестве самоубийства нельзя.

  • Суицид, совершенный в изменённом состоянии сознания. Находясь под воздействием наркотических веществ или алкоголя, человек перестаёт отвечать за свои поступки. Алкоголики и наркоманы считаются грешниками. Однако если они совершают суицид в изменённом состоянии сознания, их не относят к самоубийцам.
  • Суицид, совершённый душевнобольным человеком. Покойный, признанный психически больным, не считается самоубийцей. Психические заболевания не позволяют воспринимать мир адекватно.
  • Суицид, совершённый в состоянии аффекта. Изменённое состояние сознания возникает не только под действием психоактивных веществ, но и во время стресса, из-за ревности, ненависти и т. д.
  • Церковь не определила дни, когда можно поминать самоубиенных. Однако родственникам не следует оставлять надежду на спасение души близкого человека. Искренняя молитва родных людей обязательно будет услышана Создателем.

    Почему запрещено отпевание самоубийц в церкви

    Самоубийство – это достаточно распространенное явление в современном мире. При этом решаются на этот шаг не только молодые, но и пожилые люди. Родственники часто не знают о том, можно ли отпевать самоубиенных, не нарушает ли это церковных канонов. Поговорим о том, почему не отпевают суицидников, подробнее.

    Кто относится к самоубийцам по церковным правилам

    Церковь не одобряет самоубийц, относят к таковым:

    • людей, завершивших свой земной путь по собственной воле (приняв яд, спрыгнув с крыши, утопившись, согласившись на эвтаназию – раковые больные);
    • алкоголиков и наркоманов, которые принимали спиртное и наркотики, зная о том, что это приведет к скорой смерти;
    • погибших во время дуэли;
    • убитых при совершении разбоя преступников;
    • лиц, умерших при невыясненных обстоятельствах (найденного в реке утопленника отпоют в храме только, если доказано, что смерть наступила в результате несчастного случая или преступных действий третьих лиц).

    Почему самоубийц не отпевают — суицид с точки зрения православия

    Самоубийство православной Церковью считается одним из тяжелейших грехов. Только Бог вправе решать, когда пришло время умереть. Люди не должны примерять на себя его роль. Человек, завершающий свой путь на земле раньше положенного срока, умирает нераскаянным, он желает смерти, а не сожалеет о том, что случилось, не думает о том, как тяжело будет его близким. И поскольку смерть уже наступила, отпустить этот грех батюшка не может. Раскаявшемуся же человеку прощается все, в том числе, и убийство (вместе с Иисусом Христом в Рай попал разбойник, покаявшийся перед смертью). Суицидник, помимо греха самоубийства, в копилке грехов имеет еще и:

    • грех убийства (свое собственное);
    • грех неверия, маловерия (в православии считается, что суицид совершают только неверующие или мало верующие люди, истинные православные никогда на него не решатся);
    • грех сомнения и отчаяния (все, что послано людям, они способны выдержать, Бог не посылает сверх меры, все испытания можно и нужно преодолевать).
    Читать еще:  Колокольный звон на пасху

    Они присовокупляются к основному греху, самоубийцы, лишенные поддержки церкви, родных, которые не могут за них молиться и совершать все положенные обряды, попадают в Ад.

    Будет ли самоубийством в христианстве смерть от наркотика или алкоголя

    Если алкоголик или наркоман принял спиртное, наркотик с намерением покончить с собой или с полным сознанием того, что выбранная доза смертельна, то это считается самоубийством. Но многие зависимые люди уже не владеют своим телом и душой, потому церковь их отпевает, приравнивая к психически больным.

    Можно ли отпевать самоубиенных психически больных

    Священнослужителям не возбраняется отпевать человека, покончившего с собой под влиянием психического заболевания. Но наличие его родственникам придется доказать (душевнобольной может быть отпет при наличии справки от психиатра).

    Где и в каких случаях выдают разрешение на отпевание самоубиенных

    Получить разрешение на отпевание самоубийцы можно только, если он был психически не здоров. В этом случае необходимо:

    • попросить соответствующую справку у психиатра, лечившего больного;
    • направиться с этим документом к архиерею при епархии;
    • написать на имя архиерея прошение о совершении обряда церковного поминовения усопшего.

    Заочный ритуал отпевания

    Психически нездоровых самоубийц в церкви обычно не отпевают. Признавая, что большая часть вины за совершение греховного деяния лежит на заболевании, Церковь настаивает на заочном проведении обряда отпевания. Тело в храм не несут, но родственники могут прийти и помолиться вместе со служителем о душе самоубиенного.

    Заочно отпевают пропавших без вести во время стихийных бедствий и военных действий. Ничего плохого в таком обряде нет.

    Радоница или как помочь самоубийце

    На Радоницу, в день поминовения всех усопших, родственники самоубийцы, не получившего положенного отпевания в храме, могут помолиться за него и поставить свечку. Это единственный день в году, когда такое действие церковью одобряется. В другие дни православным запрещено поминать самоубиенных не только в стенах церкви, но и дома. Молитвы о нем могут негативно отразиться на душе и теле скорбящего. В пример Церковь приводит случай отмоления греха самоубийства святым Серафимом Саровским. Он так истово молился за душу юноши-самоубийцы, что тот был прощен. Но сам святой на несколько месяцев слег с тяжелой болезнью.

    В праздник Радоницы можно сходить на могилу и поставить там просфор, попробовать почитать молитвы на кладбище, обязательно помянув в них покойного. Это все, что церковью разрешается делать. В старину самоубийц и вовсе вычеркивали из жизни живых, никогда о них более не вспоминая. Хоронить на общем кладбище их также было запрещено (сейчас этот запрет игнорируют). У католиков другие обычаи, сейчас католическая церковь разрешает священникам отпевать самоубиенных, идя навстречу родственникам.

    Молитва за самоубиенного

    Молиться за самоубиенного нельзя. О том, что будет, если отпеть самоубиенного, обязательно нужно узнать в церкви.

    С 2011 г. православные могут читать специальный Чин утешения родственников самоубийц. Но это не молитва о грешной душе, а утешительный молебен именно для опечаленных утратой родственников, которых Церковь не может оставить без своего внимания.

    В некоторых случаях за самоубийцу разрешается читать молитву Льва Оптинского. Но этот вопрос нужно решить с местным священником, испросив его благословения и совета. Отзыв батюшки очень важен.

    Молясь, готовься к серьезным искушениям

    Во время молитвы за самоубийцу во внеурочное время, молящийся должен быть готов к различным негативным явлениям в своей жизни. Душа такого человека попадает в плохое место, там она изменяется и может оказывать дурное воздействие на окружающих. По этой причине за самоубийцу никогда не накрывали стол дома (не привечая его), а ходили на место его последнего мгновения жизни и там поминали (на Радоницу).

    Епископ Обуховский Иона об отпевании самоубийц и развенчаниях

    Человек слаб, потому на прием к епископу Обуховскому Ионе часто приходят люди, желающие развенчаться или можно ли отпеть самоубиенного. По поводу первой беспокоящей людей проблемы, Церковь занимает однозначную жесткую позицию – не развенчивать. Заключенный церковный брак не расторгается, но у желающего это сделать есть возможность написать прошение о вступлении во второй брак. Если целью расторжения брачных уз не является повторное заключение брака, то для получения разрешения не называться больше мужем и женой, проситель обязан предоставить вместе с прошением ходатайство от своего духовника.

    Церковнослужители убиенных не отпевают, если они решились на этот шаг в здравом уме. Делает это только при наличии свидетельства об их невменяемости. Алкогольное опьянение, прием наркотиков, долги или неразделенная любовь служить оправданием самоубийце не могут.

    Самоубийц в церкви не отпевают и на кладбище не хоронят. Молитв по ним также не читают. Подобное отношение Церкви связано с тем, что покончивший с собой человек пошел против воли Бога, разорвал с ним всякие связи. Исключения делаются для сумасшедших, чья болезнь подтверждена соответствующим документами. Убийство себя приравнивается к обычному убийству, более подробно о том, как вести себя родным такого человека, почему суицидников не отпевают в лоне церкви, нужно узнать в храме.

    Радоница, чтобы поминать самоубийц, утопленников, некрещеных

    Близится особый день — 30 апреля – Радоница или Радуница. Наши предки славяне называли этот день Родоница. Встречаются и другие, похожие на эти, названия этого дня. Радоница – день особого поминовения усопших, особый поминальный день. Этот день выделяется во многих народах, с глубокой древности, и признается Радоница в том числе и христианством. Радоница — это единственный день во всем году, когда по православным традициям возможно в храме поставить свечку за умершего некрещеным, самоубийцу и других умерших родственников или близких, поминовение которых церковью в другие дни не разрешается. Такие люди православной церковью не признаются «своими», и найти помощь у священников при желании родственникам чем-то помочь такому умершему часто оказывается практически невозможным. Речь идет не только о самоубийцах, но и о людях, к примеру, утонувших при невыясненных обстоятельствах. О людях, пропавших без вести и при неизвестных обстоятельствах, о людях, чье тело не найдено. О людях, не похороненных по христианским обычаям. О неупокоенных мертвых. Также речь идет о людях, которых было принято раньше хоронить вне пределов кладбища – убийц, маньяков, насильников и прочих, погрязших в грехах и не раскаявшихся перед смертью («злые души»). Иногда священники (согласно апостольским правилам) на отпевание не допускают иупокоившихся в свой срок и своей смертью, крещеных, называвших себя христианами при жизни, но не бывавших в церкви часто. К примеру, полгода до смерти не был в церкви – нет тебе отпевания. Считается, что человек этот также умер в безверии, нехристем, а следовательно он не «наш», не принадлежит к нашему эгрегору. Таковы правила православия, и не нам с вами их судить. Вопрос в том, что же делать родным и близким, спрашивающим:

    • «Как помочь самоубийце?»
    • «Можно ли поминать самоубийц?»
    • «Как поминать утопленников?»
    • «Умер некрещеный, а я православная – как поминать» и прочие.
    Читать еще:  Как произошла пасха

    Возможно, ответ вы найдете в этой статье, и сможете продуктивно провести Радоницу в этом году.

    Радоница или как помочь самоубийце

    Поминают ли самоубийц? Как и когда поминать самоубийц? Священники православной церкви советуют о таких молиться самостоятельно в домашних условиях, но считают это делом абсолютно безнадежным и, мало того, опасным для самого человека, который желает помочь такому умершему. Причем, речь не о Радонице, а вообще. «Конечно, вы можете попробовать дерзнуть на этот домашний молитвенный подвиг. Однако обязательно возьмите благословение у священника, и если тот откажет, не бесчинствуйте — это добром не закончится», — таков приблизительный ответ. Православие обладает примерами того, что самоубийцы были прощены за этот страшный грех – имеются несколько примеров, когда святой при своей жизни вымаливал самоубийцу. Конечно, у святого большой запас милости Божьей, который он сам заслужил и который он может отдать в плату вместе со своей усердной молитвой за такого человека по своему желанию. К примеру, Серафим Саровский после того, как отмолил юношу-самоубийцу,сам заболел на несколько месяцев, но он знал, на что идет и сам желал помочь самоубийце.

    Если же продолжать эту тему серьезно, то это дело каждого лично решать, что делать с таким умершим, от которого церковь отказалась. Часто советуют просто забыть о них. Раньше таких умерших хоронили за пределами кладбища селения, в особо удаленных местах. Если кладбище располагали поближе, то хоронили таких людей, наоборот, подальше. Причем, такие места старались обходить стороной, и без особой нужды не ходить на то удаленное кладбище. Сейчас же самоубийц беспрепятственно можно захоронить вместе со всеми, что не совсем правильно. Почему это имеет значение? Там, куда попадают души самоубийц после смерти, скажем мягко, им не совсем хорошо. Также сильно мается и энергооболочка самоубийцы, остающаяся при теле возле могилы (об энергетических телах человека написано >>здесь Радоница, чтобы поминать утопленников

    Если ваш покойный родственник или знакомый утонул при невыясненных обстоятельствах, или тело его не было найдено и не было захоронено, и вы желаете помочь душе утопленника, то также не пропускайте Радоницу. Если могила есть, то идите в Радоницуна его могилу. Если же тело не нашли, то на Радоницу вам нужно сходить к тому водоему, в котором утонул ваш утопленник – озеро, речка, море. Или же к тому водоему, который имеет сообщение с тем; например, утонул в Черном море, но это море далеко от вас, зато у вас есть возможность сходить к берегу Днепра, Днестра или другой реки, впадающей в него, то вам туда легче и удобнее будет сходить помянуть утопленника. К слову, также поминают на Радоницуи других умерших без найденного и захороненного по обычаям тела – если пропал в горах, то идут к подножию горы, если в лесу, то – к лесу, если в болоте, то к болоту и так далее. Итак, чтобы помянуть утопленника, в Радоницувы пришли к водоему. Возможно передать еду мертвому двумя способами – на лодочке или без нее; это зависит от традиции и не умаляет сам результат.

    • Если без лодочки, то сначала пустите по волнам лепестки живых цветов, затем бросьте в воду скорлупу вареных яиц, после этого в воду кладут хлеб с медом. При этом думают о человеке, просят весточку от него.
    • Если у вас есть лодочка, то положите в нее лепестки живых цветов, поставьте зажженную свечу, раскрошите скорлупы вареных яиц, положите также хлеб с медом. Если утопленник курил при жизни, то можно поставить в лодочку зажженную сигарету. Также иногда кладут в эту лодочку записку с именем утопленника, а в новое время и его фотографию – это на ваше усмотрение.

    Почему именно такой «набор»? Считается, что лепестки цветов кладут для того, чтобы утопленник имел возможность слышать вас. Скорлупа вареных яиц нужна для того, чтобы он смог получить весточку от вас и ответить вам (это как «письмо водяному царю»). Хлеб с медом – это то, что жаждут мертвые, чтобы утолить свой голод. По старому обычаю без хлеба с медом к мертвым не шли.

    Также вы можете помолиться на Радоницу в храме о таком мертвом, или же дома. Можно также дома оставить для него воду, хлеб и мед, зажечь свечу. Лучший вариант — разжечь вечером на Радоницукостер, как было рассказано, и покормить таким образом. Кстати, если на Навий день предпочтительно в костер бросать ветки ясеня, чтобы мертвый согрелся, то на Радоницу кидают тисовые ветки. Если не найдете таких, используйте имеющиеся. После костра ложитесь спать. Возможно, утопленник придет к вам с весточкой в сон. Обычно они «отзываются» на обряд не в ту же ночь, а считается, что весть вашу они получат до Русалочьего дня и затем смогут ответить, дать вам весточку о том, как им там и чем вы можете им помочь, как облегчить их посмертную участь.Кроме того, вечером перед сном на Радоницуу окна поставьте зажженную свечу – она укажет мертвому путь к вам домой, а также отгонит нечистую силу, которая может прийти, приняв облик мертвого.

    Радоница для помощи неупокоенным душам

    Отмечу также отдельно о неупокоенных душах, которыми часто являются умершие не в свой срок, погибшие, убитые, павшие в бою и прочие. Таким обрядом на Радоницу вы можете спросить у самой этой души, что же ей необходимо для ее упокоения. Часто оказывается, что есть у такой души какое-то незаконченное дело, из-за которого она не может обрести покой, и, возможно, вы единственный, кто сможет ей помочь. Это вполне может быть не сложно для вас, но очень важно для этой души. Сделаете то, что ее держит, закончите за нее это дело, и ей станет значительно легче. Узнать о том, что ее держит, можно описанным способом только на Радоницу.

    Итак, теперь вы знаете, когда можно поминать самоубийц, некрещеных, утопленников и прочих. Знаете, что для этого и есть Радоница или Радуница. Знаете, как помочь самоубийце, как поминать самоубийцу, как поминать утопленника. Добавлю еще, что обо всех умерших не так, «как должно», в одной статье не напишешь и однозначно все не скажешь, что и с кем после смерти. Каждый случай неповторим и часто требует индивидуального подхода и рассмотрения. Но сделать на Радоницу такое поминовение можно для любого умершего без исключения. Если статья о Радонице оказалась вам полезной, буду рад. Задавайте вопросы о Радоницев комментариях. С уважением, маг Азал, автор статей и хозяин сайта «Маг о магии».

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector