Как правильно написать поминальную записку за упокой

Храм святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей.

Русская Православная Церковь † Московский Патриархат † Воронежская митрополия † Воронежская епархия † Каширский церковный округ † село Боево † Сайт создан по благословению настоятеля храма

Как правильно подавать записки в храме

Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм — дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.

Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», — это сравнительно недавнее явление. В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги. Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон. Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Казалось бы, что подать в храме записку просто… Возьми листок и напиши имена. Однако часто на этом шаге у многих возникают вопросы. Когда? А как? Как написать правильно? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Главное в записках для поминания пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. Записки надо подавать до начала Литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы. Записки на молебен можно заказать перед его началом, либо заранее. Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий) или накануне вечером. Имена положено писать разборчивым почерком в родительном падеже, то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете. Имена писать полностью: не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п. Все имена должны быть даны в церковном написании. Не следует использовать ласковые замены имен собственных: не Дуни, но Евдокии, не Лели, но Елены, не Фени, а Феклы или Аграфены и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя.

Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, разберемся, какое у них христианское имя. Так, часто в записках встречаются имена Рустам, Октябрина, Ким и др. Рустам – такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином. Октябрина – такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека.

Поминая священника, мы не должны писать в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца? Диакона? Священника? Архимандрита. Всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха). Очень часто встречаются в записках имена святых. Мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя святых не стоит. Нельзя писать Блаж. Марии – Что за блаж. Мария? Слово блаженная – это официальный титул святой, прославленной Церковью в лике блаженных: Блаженная Матрона, Блаженная Ксения. Если какую-то старушку и называют ее почитатели блаженной, это лишь благочестивое ее именование, но не титул, усвоенный ей Церковью. Поэтому в записках все нежные и уважительные формы обращения писать не надо. Так же не стоит писать старица Мария, старец Николай. Ребенок до семи лет указывается как «младенец» (например, млад. Иоанна) и полностью. Ребенок после от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица (для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия. Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан. Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещеных младенцев. Возможно только поминание свечой и дома молитвой о некрещеных младенцах.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
— первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
далее следует имя вашего духовного отца — священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
затем перечисляются детские имена:
• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские:
• ваши родители;
• свое имя;
• имена членов вашей семьи, близких и родных;
• имена ваших благодетелей;
• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
— по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.

В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):
• воина;
• болящего — (болящ.);
• путешествующего – (путеш.);
• заключенного – (закл.);
• беременной (непраздной) – (непразд.).

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:

новопреставленный — усопший в течение 40 дней после
кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п);
приснопамятный (усопший, имеющий в этот день памятную дату)

обычно обозначают в записках сокращенно п/п:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего;

ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ ЗАПИСОК.

Дорогие братья и сестры! В нашем храме продолжаются ремонтные работы. Просим неравнодушных людей оказать посильную финансовую помощь! Да хранит вас Господь!

Получатель: Местная религиозная организация Православный Приход храма Святой мц.Параскевы Пятницы с.Боево Каширского района Воронежской области религиозной организации «Воронежская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

расчетный счет № 40703810413180106156

ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК г. ВОРОНЕЖ

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино

Вы здесь

Как написать записку (о здравии/о упокоении)

ПИШЕМ ЗАПИСКИ ПРАВИЛЬНО

К ак правильно написать записку?

— Вверху записки надо изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее — «О здравии» или «О упокоении». В нашем храме есть уже готовые бланки красного цвета — «о здравии» и синего — «о упокоении». Далее крупным разборчивым почерком надо перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10 — 15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Нужно четко писать окончания имен, которые носят и мужчины и женщины: Александра (мужчина) и Александры (женщина), Валентина и Валентины и т.д. Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».

Читать еще:  Дмитрий солунский день памяти родительская суббота

До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?

— До 7 лет ребенок — младенец, с 7 до 14 лет — отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».

Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?

— К имени поминаемого в родительном падеже допускается включение слов: «младенца», «отрока» (для детей), а также: «воина», «болящего», «путешествующего», «заключенного», «учащегося». Перед именами живых крещеных, но не живущих церковной жизнью людей, пишут: «заблудшего», чтобы священнослужитель понимал, о ком он молится. Не пишут: «страждущего», «озлобленного», «скорбящего», «девицы», «вдовицы».

В заупокойных записках следует отметить «новопреставленного» (в течение 40 дней после кончины), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день памятную дату), «убиенного», «воина». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.

За кого нельзя подавать записки?

— Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?

— Во время проскомидии — приготовительной части Литургии («проскомидия» — по-гречески «приготовление»), за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа.

Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?

— В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егор в Крещении принимает православное имя Георгий.

Что такое сорокоуст и как его заказать?

— Сорокоуст — это сорокадневное поминовение во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. В нашем храме сорокоуст принимается только об упокоении новопреставленных и кроме литургии, также поминается на панихиде. Сорокоуст можно заказать там, где в храме продают свечи (свечной ящик) только за крещеных православных христиан.

Что такое годовое, полугодовое поминовение?

— Кроме записок об однодневных поминовениях, в нашем храме принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год. Имена записываются в поминальный синодик и братия храма в течение указанного срока за каждой литургией молится об этих людях.

Что такое вечное поминовение?

— Это поминовение в течение всего времени, пока существует храм или монастырь. В нашем храме таким поминовением является «Именной кирпичик».

Что такое «именной кирпичик» и как его купить?

— «Именным кирпичиком» в нашем храме называется вечное поминовение о здравии или о упокоении, но только по воскресным и праздничным дням. Если Вы приобретаете в нашем храме «именной кирпичик», то на одном из кирпичей будет написано имя человека для которого Вы приобретаете кирпич, Вам дадут свидетельство на «именной кирпич» и имя записывается в специальный синодик. Кирпичи с написанными на них именами идут на строительство храма.

Приобрести «именной кирпичик» можно в храме за свечным ящиком или в церковной лавке.

Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?

— Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан. Следует подавать записки о здравии плодоносящей (непраздной) матери — это будет полезно и для нее, и для ребенка. Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться и причащаться. В нашем храме каждый четверг в 17:00 служится молебен «для будущих мам».

Как правильно написать поминальную записку за упокой

Православная вера говорит о том, что душа после физической смерти не сразу обретает покой, ее могут мучить грехи, совершенные при жизни. Однако всякую душу можно очистить молитвой. Для этого в храме можно заказать поминальную молитву, написав на записке (разовый помянник) имя покойного. Молитва, прочтенная священником в особые дни, имеет большую духовную силу и поможет спасти душу умершего от мучений.

Что писать в поминальной записке

Поминовение можно написать на специальном бланке из церкви. Воспользоваться можно и обычным листком бумаги, сверху которого нужно нарисовать восьмиконечный крест и озаглавить его «Об упокоении». В столбик нужно перечислить имена умерших, за душу которых будут молиться. Список обычно состоит из 10-ти имен, которые пишутся по определенным правилам:

  • указывать в родительном падеже, отвечая на вопрос «кого?» (Марии, Петра);
  • использовать только полные формы имени, данного при крещении (не Коли, а Николая);
  • не указывать фамилии, отчества, степень родства и титулы;
  • перед именами можно указывать: «убиенный», «новопреставленный» (если не прошло 40 дней после смерти), «воин», «приснопамятный» (если в этот день памятная дата для усопшего);
  • детский возраст указывать сокращениями: до 7 лет – младенец (мл. Сергий), от 7 до 14 лет – отрок (отр. Иоанн).

Имена нужно вписывать в церковной крестильной форме, узнать которую можно по Святцам или уточнить у священника.

Нельзя писать в помянниках тех, кто является:

  • самоубийцей (если нет благословения на это от высших духовных санов);
  • не воцерковленным, то есть некрещеным;
  • убежденным атеистом, даже если человек прошел обряд крещения;
  • представителем другой веры, в том числе иной христианской (например, католики).

Если по собственному неведению были указаны запрещенные имена, то нужно явиться в церковь для покаяния.

Какие бывают поминовения

Есть несколько видов записок, зависимости от того, когда и сколько раз будут прочитаны поминовения. Существуют простые и заказные разовые помянники.

Простая записка – поминовение происходит на праскомидии (подготовительная часть к Литургии) или на Литургии, может читаться не только священником, а, например, пономарем. Упоминание имен происходит тихим голосом. Заказная – поминовение происходит не единожды и читается обязательно на алтаре, громко и во всеуслышание.

Заказные поминовения бывают нескольких видов:

  • Обедня – читается один раз на Литургии;
  • Сорокоуст – поминовение длится в течение 40 дней во время Литургии;
  • Годовая и полугодовая – во время всего указанного срока совершается треба об упокоении души усопшего;
  • Постовая – записки читаются с первого дня Великого поста и до Среды Страстной Седьмицы;
  • Неусыпаемая – имена из записки упоминаются в службах круглосуточно.

Записка с названием «Панихида» – это заупокойное богослужение, которое принято заказывать на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти, в дни рождения и дни смерти усопшего. Важно во время панихиды личное присутствие, чтобы прочитать молитвы вместе со священником. Существует и вечное поминовение, которое совершается на протяжении всего существования храма или монастыря, куда была подана треба.

Заботиться о своих близких нужно, пока они живы. Но даже после смерти мы в силах помогать своей памятью о них и молитвой. Православная церковь призывает к покаянию перед смертью, чтобы облегчить загробную участь. Иногда неожиданная и скоропостижная смерть не дает успеть раскаяться в своих грехах. Тогда и помогают молитвы о прощении души усопшего. Это нужно не только мертвым, но и живым. Боль утраты легче переносится с Богом, а в храме обретается великое утешение.

Правила подачи поминальных записок

Поминальные записки – это специальные прощения о заупокойных молитвах об усопшем, которые подаются в церковь. Обычай в христианской религии берет свое начало в Древнем Риме. Археологи при проведении раскопок древних храмов находили глиняные таблички с именами умерших людей.

Для чего нужны поминальные требы и когда ее заказывают

Во время церковной службы прихожане молятся за спасение душ живых и мертвых. Умерших людей нужно вспоминать ежедневно. Можно воспользоваться чтением Псалтыря или записками об упокоении в храме.

Подавать прошения можно ежедневно или в установленные церковью даты: 3 день после смерти, 9-й, 40-й, годовщина. В православии обозначены особые праздники для подачи поминальных заупокойных записок — Родительские субботы (Мясопустная, Троицкая, Дмитриевская).

Читать еще:  Как поминают покойного

Виды записок об упокоении

Существует несколько видов поминальных церковных записок об упокоении души:

  1. Сорокоуст – молитвы за душу усопшего, производят 40 дней после смерти. Священник, читая литургию, берет кусочки просфоры и кладет их в Святую Чашу. В ней, по преданию, соединяются Христовы тело и кровь. Следует чтение текстов во избавление покойного от земных грехов.
  2. Годовые (полугодовые) поминания — чтение молитв в течение 1 года или полугода. Оно может происходить как с выемкой кусочков из просфоры или без таковой. Священник вносит имена покойных с записок в специальную книжку, произносит панихиды об умерших в течение определенного времени.
  3. Поминальные требы в течение Великого поста.
  4. Панихиды проводятся на 3-й, 9-й или 4-0й день от смерти. Близким рекомендуется находиться в храме, когда идет чтение панихиды и усердно молиться.

Когда в семье часто просят Господа об упокоении души, читают поминальные молитвы и подают записки, на том свете покойному становится легче. Если невесомая сущность находится в аду, с помощью наступает облегчение от страданий.

Для облегчения страданий умершего нужно подавать поминальные православные записки:

Требы на чтении литургии:

  1. На проскомидию – на проведение 1- ой части службы, когда из просфоры берутся несколько частиц и окунаются в чащу, символизирующую кровь Иисуса. Сопровождается процедура чтением заупокойных молитв об отпущении грехов усопших, чьи имена указаны в записках.
  2. Обедня – молитвы около Святого престола.
  3. Екитиния – чтение текстов об усопших во всеуслышание. Ее совершает дьякон. После службы поминовение совершается повторно.

Кого стоит учесть при составлении поминальных записок

При подаче в храме записку об упокоении души умершего стоит учитывать, что за души будет молиться святой отец. Поминальные требы подаются в том месте, где обычно в церкви продаются свечи и иконы. На листке обязательно должно быть изображение святого креста.

Часто указывается больше 10 имен. Когда число людей больше, следует подать 2-3 поминальные христианские записки.

  • за упокоение души, не проходящей таинства крещения;
  • о поминовении за упокой самоубийц;
  • за тех, кто причислен к лику святых (Серафим Саровский).

Усопших следует указывать в записке в родительном падеже и именем, которое давалось при обряде крещения. Не пишутся фамилии и отчества, степени родства, воинские звания.

Детей до 7 лет следует именовать младенцем, до 15 лет нужно писать, как отрок или отроковица. При подаче записки можно написать «новопреставленный», когда после смерти не прошло более 40 дней, или «убиенный», если был убит.

Самоубийц поминают, когда имеется официальное заключение медиков, где свидетельствуется о том, что человек покончил жизнь самоубийством, находясь в состоянии помешательства. К заключению медиков следует приложить благословение архиерея.

Очередность написания имен

При написании поминальных записок в церкви следует обратить внимание на ряд нюансов:

  1. В требах пишутся крещеные люди.
  2. Записки подаются в алтарь до начала Богослужения, утром или вечером.
  3. Панихида заказывается в день поминок или накануне вечером.

Усопших вписывают строго в родительном падеже (полное имя). Имена следует указывать по церковному писанию. Не писать в уменьшительно-ласкательных формах.

Если такого имени нет в Святцах, нужно узнать, как нарекли при крещении. В поминальных требах для священника перед именем пишется его сан (иерея, дьякона, архимандрита). Об упокоении младенцев, не прошедших обряд крещения, записки не подаются. Их можно поминать дома с помощью свечи и молитв.

Написать поминальную записку в церковь нужно соблюдая последовательность:

  • вначале следует внести имена священников с обязательным указанием их сана;
  • затем духовного отца, который молился о спасении души;
  • записываются дети;
  • в конце заносятся имена взрослых покойных (вначале мужские, затем женские).

В конце записки можно написать «Всех православных христиан», что указывает на то, что пишущий поминальную требу гражданин желает всем душам покойных спасения.

К кому стоит обратиться в церкви

В храме требуется вести себя скромно, не оскорблять святые места, не навлекать на себя гнев Всевышнего.

К началу поминальной службы приходят заблаговременно. До захода в церковь обязательно нужно перекреститься и поклониться, заказать записку об упокоении умерших родственников. Мужчины заходят без головного убора, женщины голову должны покрыть. Одежда должна быть уместной (женщины надевают длинные юбки, мужчины – брюки).

Во время поминальной службы запрещается разговаривать, передавать записки, подпевать хору, употреблять жевательную резинку, руки не должны находиться в карманах. Ставить свечи, совершать прикладывание к иконам нужно аккуратно, не мешая другим. Если встретились знакомые, поприветствовать можно кивком головы или просто пройти мимо.

Если посещение храма для поминовения умершего совершается с детьми, не стоит разрешать им бегать и шуметь. Если ребенок заплакал, нужно успокоить или вывести на улицу. Сидеть разрешается немощным или при утомлении, потери сознания. Когда все присутствующие встают на колени, следует сделать то же самое предварительно поцеловав икону. Около церкви и внутри нее нельзя курить распивать спиртные напитки. Нельзя посещать храм с животными, фотографировать происходящее. Запрещено вписывать имена живых мирян в записку.

Когда церковный хор поет «Херувимскую», батюшка при богослужении читает Евангелие, нельзя ходить по церкви, разговаривать по телефону или с окружающими, отвлекать служителя церкви от поминальных молитв. В данный период не зажигают свечи и не прикасаются к иконам, чтобы не нарушить энергетику службы.

Обращаться к священнику с просьбой о поминальной молитве нельзя в следующих случаях:

  • когда идет таинство причастия;
  • при обряде крещения или венчания;
  • происходит помазывание елеем.

Если батюшка благословил прихожанина, повторно обращаться не нужно.

Как писать и образец

Поминальные требы и записки пишутся на чистом листе бумаги разборчивым почерком. Вверху ставится крест и пометка «Об упокоении». Далее перечислить почивших, не вносится более 10 имен.

За данную услугу просят заплатить небольшую сумму в качестве добровольного пожертвования. В храмах имеются распечатанные бланки для заполнения и образец поминальной записки с правильным примером написания.

Для совершения обряда поминовения родных необходимо регулярно посещать храм и писать требы. Человек жив, пока жива память о нем.

Андрей Сегеда: Церковная записка – такая простая и… непонятная?

Сегодняшняя статья родилась из многочисленных вопросов знакомых новоначальных христиан, которым непонятно, зачем подаются церковные записки, как их правильно писать и в чём разница между заказной запиской, молебном и панихидой. Если вашу голову посещают схожие вопросы, эта статья для вас.

Порой, самыми сложными и непонятными в храме для нас оказываются самые простые вещи… Например, церковные записки. Для меня, как для человека проведшего в алтаре более 11 лет вопрос: “Чем отличается молебен от сорокоуста?” выглядел смешным. До тех пор, пока я не понял, что мои друзья и знакомые задают мне его слишком часто.

Тогда я решил провести небольшой опрос, чтобы понять, что именно в отношении церковных записок непонятно моим приятелям и коллегам и оказалось, что им непонятно буквально всё!

Одни недоумевали зачем пишутся записки, куда их потом уносят и что происходит далее с ними и с теми людьми, за кого они подавались.

Другие сталкивались с проблемой заполнения записки: Можно ли вносить имена всех или только крещёных? Что делать, если не помнишь крещального имени человека? Как правильно распределять вписываемых по категориям: “беременная”, “воин”, “учащийся”, “иеромонах”, да и надо ли?

Третьи пытались понять, в чём смысл разделения записок на заказные и простые, сорокоусты, молебны и панихиды?

Наконец, четвёртых волновал денежный вопрос. Что будет, если записка стоит 10 рублей, а в кармане нашлось только 8? Откажутся принимать и молиться? Или почему в одном храме деньги берут за записку, а в другом за каждое имя? Если у меня много родственников я должен экономить на их поминовении и подавать записки не за всех? Постараюсь рассказать обо всём.

1. Зачем пишутся записки и что с ними происходит потом?

Сам Спаситель Христос сказал: “Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” ( Мф. 18:19-20 ).

Эти слова Господа говорят о том, что хотя домашняя молитва имеет огромную важность, но соборная молитва в храме всё же ценнее и сильнее, так что весьма правильно как можно чаще посещать его самим и молитвенно поминать своих близких именно там.

Читать еще:  Какие делают поминки

Когда записки написаны и отданы в церковную лавку, они ждут там прихода пономаря, который унесёт их в алтарь. Там они, если это так называемые “простые записки”, будут поминаться дважды.

Вначале священник молитвенно помянет каждого из ваших близких во время проскомидии – особого священнодействия, когда просфоры и вино специальным образом подготавливаются к принесению за всех верующих Бескровной жертвы, во время которой Святой Дух таинственным образом прелагает их в Тело и Кровь Христовы.

На проскомидии священник особым ножом – “копием” вынет из малых просфор ровно такое количество частичек, сколько имён содержится в собранных к этой литургии записках, при этом помолившись за каждого из указанных людей. В больших соборах записок бывает очень много, поэтому поминовение на проскомидии может одновременно совершать несколько священников – каждый свою часть записок.

Второй раз ваши близкие будут помянуты по завершении Таинства Причащения, когда священник внесёт в алтарь Святую Чашу. Тогда он прочтёт молитву: “Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами святых” и ссыпет в Чашу все частицы, вынутые за помянутых в этот день людей. Через соприкосновение с Телом и Кровью Христовыми все поминаемые получат особую божественную помощь к своему телесному и духовному выздоровлению и исправлению жизни.

Если же записки, которые вы будете подавать, будут “заказными”, то за поминаемых вами дополнительно помолятся ещё три раза: диакон помянет их во время чтения им сугубой ектении, потом священник прочтёт молитву перед престолом, а потом, в зависимости от того “о здравии” эта записка или “об упокоении”, её ещё раз с молитвой прочтут, соответственно, на молебне или на панихиде.

2. Кого можно и кого нельзя вносить в записки, когда их лучше подавать и как правильно оформить?

Подавать записки лучше всего на вечернем богослужении или в самом начале литургии, по крайней мере до чтения Евангелия, так как священник должен ещё успеть помянуть ваших близких, затем подготовить Святые Дары к переносу с жертвенника на престол и во время Великого входа переместить их туда, после чего частицы уже не вынимаются.

Церковь во время богослужения поминает всех людей в общих молитвословиях (“…О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся…” и т.д.), но поминовение священником в алтаре оставляет для верных чад Церкви – то есть людей крещёных. Также, если говорить об усопших, не поминаются люди, сознательно лишившие себя жизни. Обо всех остальных Церковь молится.

Рекомендуется писать имена поминаемых в родительном падеже (о здравии/упокоении кого? – Николая, Елены, Павла. ) и полностью (Николая, а не “Коли”, Петра, а не “Пети”). Также стоит стараться писать имена, принятые в церковной традиции (Елены, а не Алёны, Сергия, а не Сергея, Георгия, а не Жоры, Геры, Егора или Юрия). При этом указывается крещальное имя человека (у Владлена, Артура или Октябрины совершенно точно есть второе имя, данное при Крещении).

Теперь о титулах. Если говорить о наиболее давней традиции, то никакие титулы, кроме священного сана в записках не указывались. Все имена писались друг под другом, в столбик, и только у духовных особ перед именем стоял какой-либо префикс: “митр.” – митрополита, “еп.” – епископа, “иером.” – иеромонаха, “диак.” – диакона, “мон.” – монаха.

Несколько позже стали добавлять префиксы к именам людей, требующих особого молитвенного поминовения – “в.” перед именем воина в силу тяжести его служения, “мл.” – перед именем младенца из-за его нежного возраста и “бол.” – перед именем болящего, потому что в данный момент он борется с недугом.

Сейчас же многие верующие пытаются как-то выделить практически каждого и священник вынужден тратить много времени на разбор разнообразных фантазий вроде “уч.”, “плодон.”, “бер.”, “отр.” и прочих. Это не является особенно доброй традицией и подобным образом оформлять записки не стоит.

Если вы всё же не помните или не знаете имени человека в крещении, но точно знаете, что крещён он был, пишите как есть – священник помянет его, а Господь итак точно знает, какое имя ему было дано. Но попытаться выяснить церковное имя близкого всё же постарайтесь!

3. В чём смысл разделения записок и какие виды записок бывают?

Записки прежде всего делятся на два вида – о живых и об усопших. На простые и заказные они делятся потому, что в храмах, особенно в больших соборах, записок может быть очень и очень много и поминать все их как заказные бывает очень долго, что затягивает богослужение и бывает физически тяжело для молящихся в храме верующих, которые всю службу проводят на ногах.

Поминовения также делятся на богослужебные и внебогослужебные, одноразовые и многоразовые.

На богослужении читаются только записки о здравии и об упокоении (простые и заказные) и храмовые помянники, куда вписаны родственники священников, церковнослужители, благотворители и т.п.

После богослужения может дополнительно служиться молебен (с водосвятием или без оного, Господу, Богородице или святому, на ту или иную потребность) либо панихида. Молебен служится о живых, панихида – об усопших. На молебне читаются заказные записки о здравии и записки на молебен (с надписью “молебен”), на панихиде – заказные записки об упокоении и записки на панихиду (с надписью “панихида”).

Также существуют и многоразовые поминовения, так называемые “сорокоусты”. Они также бывают за живых или за усопших и поминаются в те же моменты богослужения и внебогослужебных молитв, что и заказные записки. Различаются сорокоусты только сроком поминовения – их можно подать на 40 дней (отсюда и название “сорокоуст”), на полгода или сразу на год.

В некоторых храмах и, особенно, в монастырях можно заказать “вечное поминовение” или чтение “Неусыпаемой Псалтири”. Как за живых, так и за усопших. Но поскольку такое встречается не везде, эти поминовения мы рассматривать не будем.

4. Денежный вопрос

Как и свеча, записка – это форма нашей жертвы Богу и нашего вклада в содержание храма. В древние времена люди приносили с собой всё нужное для богослужения – хлеб, ладан, воск, масло, вино, сами строили церковь в своём селе и отдавали на её содержание десятую часть доходов.

Нынешнему менеджеру довольно трудно изготовить вино, а заводскому рабочему – насобирать воска из ульев… Поэтому мы приносим в храм деньги и поэтому в церковных лавках существует такая, на первый взгляд иезуитская формулировка, как “рекомендуемая форма пожертвования”.

Если вам не будет не хватать денег на крещение, или записку всё решается довольно просто – нужно всего лишь подойти к настоятелю храма, объяснить ситуацию и в абсолютном большинстве случаев он благословит вам подать столько, сколько можете и молитвенно помянет ваших родных так же, как и родных любого другого человека.

Наконец, по поводу записок и имён. Таким методом, как правило, пытаются регулировать количество записок в храмах, в которых очень мало священников и очень много прихожан. В храмах где всё сбалансировано сумму пожертвования обычно считают по количеству записок. Там же, где священник перегружен, устанавливают норму в именах. Тогда человек решает, кто для него действительно важен, а за кого он может помолиться и дома, а священник получает некоторое облегчение при поминовении тысяч и тысяч имён. О нём нам, верующим, тоже неплохо заботиться!

Послесловие

На этом ликбез, посвящённый церковным запискам считаю законченным. В случае, если вы считаете, что какой-либо важный вопрос обойдён вниманием и вы хотели бы разобрать и его, прошу писать в комментариях. В этом случае статья будет дополнена.

Дорогие братья и сёстры, надеюсь с ответом на часть ваших вопросов храм стал для вас чуточку понятнее и дружелюбнее! Приходите почаще в храм, чтобы молиться Господу в обществе единодушных вам православных христиан. Помните, что не только вы сами нуждаетесь в диалоге со Христом, но вашей молитвы также ждут ваши живые и усопшие близкие.

Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector