Как правильно писать поминальные записки в церкви

Как правильно писать записки о здравии и упокоении

Молодой девушкой я редко заходила в церковь. Но когда умер дедушка, бабушка (которая плохо передвигалась) стала просить меня относить записку за его упокоение. Сначала я не знала, как это правильно делается, но «язык до Киева доведет» — пошла в храм, все расспросила у прислужниц. Оказалось, можно писать и о здравии ныне живущих, и в нашей церкви приветствуется, чтобы имен было много. Теперь я молюсь обо всех родных — и тех, которые со мной, и тех, которые уже с Господом. А вместе со мной молится и батюшка, и все прихожане.

Для чего пишутся церковные записки?

Для того, чтобы имена ваших родных вплелись в храме в общую молитву. Ведь известно, что чем больше людей молятся о чем-то, тем скорее прислушается к этой просьбе Господь.

Все записки, о которых будет идти речь в этой статье — однодневные. Но также бывают Сорокоусты (40-дневное поминовение человека), а также полугодовое, годовое поминовение. Эти имена записываются в поминальный синодик. Такое поминовение можно заказать не только в церквях, но и в монастырях. Например, монастырский Сорокоуст могут порекомендовать человеку, который потерял близкого и долго не может смириться с этой потерей.

А еще есть храмы, в которых можно приобрести «именной кирпичик». На одном из кирпичей строящегося храма пишут имя человека, и о нем будет идти мольба каждое воскресенье (а также по праздникам), пока стоит этот храм. Это так называемое вечное поминовение.

Во многих православных семьях есть маленькая книжица — помянник (на фото внизу). Сюда вписываются имена (церковные) всех родственников — как живых, так и почивших. Такую книжицу тоже можно подавать на богослужении.

Где взять помянник? Они продаются в храмах.

Такие книжечки очень удобны, ведь их можно назвать даже подобием родового древа, которое со временем передается детям, а то и внукам. В доме их хранят за иконами.

Какими бывают записки (обычные, то есть однодневные)?

  • Заздравными (о здравии). То есть, о ныне живущих. Не обязательно вписывать только имена болеющих на нынешнее время людей. Пишите просто родственников, которым вы желаете никогда не болеть или крепкой силы духа, веры. Если места в записке не хватает на всех, первыми впишите имена болеющих, детей, стареньких родителей или бабушки с дедушкой. Себя вписывать тоже можно.
  • Поминальными (об упокоении, поминовение, помянник). Сюда вписываются все почившие. Но нельзя вписывать самоубийц (исключение — есть архиерейское благословение на их отпевание, которое дает епископ, или справка о том, что человек имел душевную болезнь и при жизни лечился у психиатра). А также нельзя писать преданных анафеме (правда, последних в вашем роду наверняка нет, таких людей в мире очень мало, и большинство из них — исторические лица, жившие очень давно).

Как правильно писать имена?

В целом, все делается очень просто:

  • пишите имена в родительном падеже (то есть не «Мария» и «Иван», а «Марии», «Ивана»),
  • по одному имени в строчке,
  • старайтесь, чтобы почерк был разборчивым,
  • не пишите сокращений («Катя»), имя должно быть полным,
  • часто в церквях просят не писать более 15 имен в одной записке.

Главное — успеть написать и подать записку до начала Литургии, службы, молебна. Можно приносить их с вечера.

Мало просто оставить в церкви бумажку и уйти — нужно тоже молиться о своих родных. А при написании делать это не автоматически, а вспоминая каждого, с любовью.

Также при написании есть правила, нарушать которые не следует.

  • В православной церкви в записки вписываются имена только православных. Например, если у вас есть родственники католики, их вписывать не нужно.
  • Не пишите мирских имен. Сейчас очень модно называть детей в честь голливудских актеров или мифических персонажей — Николь, Медея. Также среди нас живет поколение людей с советскими именами — Ким, Ленина. Таких имен в церкви нет, так что перед подачей записки узнайте второе, церковное имя человека.
  • Если вы вписываете священника, пишите и его сан. Причем не короткое «о.», то есть «отец», а полный сан: «архимандрит», «диакон».
  • Имена святых вписывать не нужно. За их упокоение не надо молиться — они и так возле престола Господа.
  • Дети. Имена малышей до 7 лет пишутся с сокращением «млад.» (младенец). С 7 до 14 — «отр.» («отрок» или «отроковица»). Если младенец умер некрещеным, его имя вписывать нельзя (хотя молиться о нем можно — но это должна быть домашняя «частная» молитва).
  • Беременные. За свое здравие вы писать записку можете, а за малыша, которого вы носите — нет, ведь он еще не крещен.
  • Последовательность записи имен. Священнослужители — ваш духовный наставник — дети (сначала младшие, потом старшие) — ваши родители (сначала отец, потом мать) — собственное имя — другие родственники — ваши благодетели — враги (если хотите). Некоторые люди в конце дописывают: «Всех благочестивых христиан».

Сокращения в записках

Чтобы подчеркнуть, за что именно нужно молиться, некоторые люди пишут возле имени:

  • «непразд.» (то есть «непраздная» — то же, что и беременная),
  • «болящ.» (болящий),
  • «закл.» (заключенный),
  • «путеш.» (находящийся в путешествии),
  • «воин»,
  • «заблудший» (если человек крещен, но в церковь не ходит — впрочем, за убежденных богоборцев и атеистов подавать записки нельзя).

В памятных записках:

  • «приснопамятный» (умерший человек, у которого на день подания записки припадает памятная дата — скажем, день смерти),
  • «н/п» («новопреставленный» — человек, после кончины которого еще не прошло 40 дней.

Хотя эти сокращения вовсе не обязательны.

В церкви вам всегда с удовольствием все подскажут. Во многих местах есть стенды с точными указаниями. Хотя конечно, если вы планируете посетить храм во время большого богослужения, вам будет неудобно расспрашивать и искать подсказки. Поэтому я покажу вам, как оформляются такие записки:

Где взять бланк?

Некоторые современные верующие спрашивают: можно ли распечатать бланк дома, дома же его и заполнить, а в храме просто подать его? Ведь так можно избежать толчеи возле прислужницы? Да, можно, и это совсем не грех. Некоторые религиозные сайты, на которых пишут батюшки, даже предлагают прихожанам красивые бланки. Более того — в некоторых храмах люди вообще пишут на обычных клочках бумаги, изображая вверху восьмиконечный крест и указывая, за что именно подана записка. Ведь главное — не оформление, а сама молитва.

Вот как звучат церковные молитвы о здравии святому Пантелеймону. Это восхитительно! Видео можно включать даже во время домашней молитвы, так вы ощутите свое единство с Церковью и всеми молящимися мира:

А так звучат молитвы об усопших. Это тоже церковное пение. Звучание этих молитв поможет людям, которые перенесли тяжкую утрату, очистить душу светлыми слезами и принять тот факт, что душа их близкого человека теперь живет с Господом:


Как правильно писать поминальные записки в церкви

Православная вера говорит о том, что душа после физической смерти не сразу обретает покой, ее могут мучить грехи, совершенные при жизни. Однако всякую душу можно очистить молитвой. Для этого в храме можно заказать поминальную молитву, написав на записке (разовый помянник) имя покойного. Молитва, прочтенная священником в особые дни, имеет большую духовную силу и поможет спасти душу умершего от мучений.

Что писать в поминальной записке

Поминовение можно написать на специальном бланке из церкви. Воспользоваться можно и обычным листком бумаги, сверху которого нужно нарисовать восьмиконечный крест и озаглавить его «Об упокоении». В столбик нужно перечислить имена умерших, за душу которых будут молиться. Список обычно состоит из 10-ти имен, которые пишутся по определенным правилам:

  • указывать в родительном падеже, отвечая на вопрос «кого?» (Марии, Петра);
  • использовать только полные формы имени, данного при крещении (не Коли, а Николая);
  • не указывать фамилии, отчества, степень родства и титулы;
  • перед именами можно указывать: «убиенный», «новопреставленный» (если не прошло 40 дней после смерти), «воин», «приснопамятный» (если в этот день памятная дата для усопшего);
  • детский возраст указывать сокращениями: до 7 лет – младенец (мл. Сергий), от 7 до 14 лет – отрок (отр. Иоанн).

Имена нужно вписывать в церковной крестильной форме, узнать которую можно по Святцам или уточнить у священника.

Нельзя писать в помянниках тех, кто является:

  • самоубийцей (если нет благословения на это от высших духовных санов);
  • не воцерковленным, то есть некрещеным;
  • убежденным атеистом, даже если человек прошел обряд крещения;
  • представителем другой веры, в том числе иной христианской (например, католики).
Читать еще:  Католическая пасха в 2013 году дата

Если по собственному неведению были указаны запрещенные имена, то нужно явиться в церковь для покаяния.

Какие бывают поминовения

Есть несколько видов записок, зависимости от того, когда и сколько раз будут прочитаны поминовения. Существуют простые и заказные разовые помянники.

Простая записка – поминовение происходит на праскомидии (подготовительная часть к Литургии) или на Литургии, может читаться не только священником, а, например, пономарем. Упоминание имен происходит тихим голосом. Заказная – поминовение происходит не единожды и читается обязательно на алтаре, громко и во всеуслышание.

Заказные поминовения бывают нескольких видов:

  • Обедня – читается один раз на Литургии;
  • Сорокоуст – поминовение длится в течение 40 дней во время Литургии;
  • Годовая и полугодовая – во время всего указанного срока совершается треба об упокоении души усопшего;
  • Постовая – записки читаются с первого дня Великого поста и до Среды Страстной Седьмицы;
  • Неусыпаемая – имена из записки упоминаются в службах круглосуточно.

Записка с названием «Панихида» – это заупокойное богослужение, которое принято заказывать на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти, в дни рождения и дни смерти усопшего. Важно во время панихиды личное присутствие, чтобы прочитать молитвы вместе со священником. Существует и вечное поминовение, которое совершается на протяжении всего существования храма или монастыря, куда была подана треба.

Заботиться о своих близких нужно, пока они живы. Но даже после смерти мы в силах помогать своей памятью о них и молитвой. Православная церковь призывает к покаянию перед смертью, чтобы облегчить загробную участь. Иногда неожиданная и скоропостижная смерть не дает успеть раскаяться в своих грехах. Тогда и помогают молитвы о прощении души усопшего. Это нужно не только мертвым, но и живым. Боль утраты легче переносится с Богом, а в храме обретается великое утешение.

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино

Вы здесь

Как написать записку (о здравии/о упокоении)

ПИШЕМ ЗАПИСКИ ПРАВИЛЬНО

К ак правильно написать записку?

— Вверху записки надо изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее — «О здравии» или «О упокоении». В нашем храме есть уже готовые бланки красного цвета — «о здравии» и синего — «о упокоении». Далее крупным разборчивым почерком надо перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10 — 15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Нужно четко писать окончания имен, которые носят и мужчины и женщины: Александра (мужчина) и Александры (женщина), Валентина и Валентины и т.д. Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».

До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?

— До 7 лет ребенок — младенец, с 7 до 14 лет — отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».

Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?

— К имени поминаемого в родительном падеже допускается включение слов: «младенца», «отрока» (для детей), а также: «воина», «болящего», «путешествующего», «заключенного», «учащегося». Перед именами живых крещеных, но не живущих церковной жизнью людей, пишут: «заблудшего», чтобы священнослужитель понимал, о ком он молится. Не пишут: «страждущего», «озлобленного», «скорбящего», «девицы», «вдовицы».

В заупокойных записках следует отметить «новопреставленного» (в течение 40 дней после кончины), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день памятную дату), «убиенного», «воина». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.

За кого нельзя подавать записки?

— Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?

— Во время проскомидии — приготовительной части Литургии («проскомидия» — по-гречески «приготовление»), за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа.

Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?

— В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егор в Крещении принимает православное имя Георгий.

Что такое сорокоуст и как его заказать?

— Сорокоуст — это сорокадневное поминовение во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. В нашем храме сорокоуст принимается только об упокоении новопреставленных и кроме литургии, также поминается на панихиде. Сорокоуст можно заказать там, где в храме продают свечи (свечной ящик) только за крещеных православных христиан.

Что такое годовое, полугодовое поминовение?

— Кроме записок об однодневных поминовениях, в нашем храме принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год. Имена записываются в поминальный синодик и братия храма в течение указанного срока за каждой литургией молится об этих людях.

Что такое вечное поминовение?

— Это поминовение в течение всего времени, пока существует храм или монастырь. В нашем храме таким поминовением является «Именной кирпичик».

Что такое «именной кирпичик» и как его купить?

— «Именным кирпичиком» в нашем храме называется вечное поминовение о здравии или о упокоении, но только по воскресным и праздничным дням. Если Вы приобретаете в нашем храме «именной кирпичик», то на одном из кирпичей будет написано имя человека для которого Вы приобретаете кирпич, Вам дадут свидетельство на «именной кирпич» и имя записывается в специальный синодик. Кирпичи с написанными на них именами идут на строительство храма.

Приобрести «именной кирпичик» можно в храме за свечным ящиком или в церковной лавке.

Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?

— Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан. Следует подавать записки о здравии плодоносящей (непраздной) матери — это будет полезно и для нее, и для ребенка. Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться и причащаться. В нашем храме каждый четверг в 17:00 служится молебен «для будущих мам».

Для чего писать записки в храме?

Порой человек, только недавно начавший ходить в храм и желающий помолиться о своих родных и близких, теряется в различных наименованиях церковных записок: о здравии, об упокоении, на проскомидию, сорокоуст, молебен, панихида, акафист… Как правильно их написать, а главное, зачем? Неужели недостаточно просто поставить свечу и помолиться за близких своими словами? Почему за молитву взимается пожертвование? Об этом рассказывает клирик Свято-Троицкого собора г. Покровска (Энгельса) священник Алексий Савин.

Молитва за ближних, живых и усопших, является долгом и обязанностью каждого христианина. С древности в благочестивых семьях, где с уважением относились к христианским традициям, заводили помянник — особую книжечку, в которую записывали не только имена живых и усопших сродников, но и даты их рождения, дни, а порой и обстоятельства их кончины. Таким образом, помянник становился своеобразной летописью семьи, передавался из поколения в поколение. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.

Свои помянники, или синодики, существуют в монастырях и храмах, в них записывают имена священнослужителей, насельников обителей, ктиторов, прихожан. Церковная записка, подаваемая нами в храме о здравии или об упокоении, в сущности является разовым помянником. Помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.

В древности православные христиане приносили в храм хлеб, вино, свечи, масло для совершения богослужения. Сегодня мы пишем записки и вносим за них небольшое, скромное пожертвование, подавая которое помогаем приобрести все необходимое для совершения богослужения.

Читать еще:  Можно ли крестить в пасху

«На проскомидию»

Записки «О здравии», «Об упокоении» читают священнослужители в алтаре на проскомидии — первой части Божественной литургии, во время которой приготовляют Святые Дары для Таинства Евхаристии. Во время проскомидии за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа.

В это время в храме чтец читает 3 и 6 часы. Верующие должны понимать, насколько важный момент происходит в это время в алтаре, стараться внимательно молиться, поминая своих живых и усопших сродников.

Иногда в храме можно встретить отдельно записки на проскомидию, отдельно «обедню». Обедней в народе называют Литургию. Заказной обедней называют поминовение по запискам во время Литургии. Такие записки прочитываются на проскомидии, на ектении и на молебне (или панихиде).

«О здравии»

Понятие «здравие» включает не только физическое, но и духовное состояние человека. В эту записку следует записать имена крещеных людей, которым мы желаем здравия, спасения и благоденствия.

Первым нужно написать имя Святейшего Патриарха, а за ним правящего архиерея, заботящегося о врученной ему пастве и приносящего за нее Господу молитвы. Затем пишется имя духовного отца, священника, у которого человек исповедуется. Тем самым мы исполняем завет: Поминайте наставников ваших (Евр. 13, 7). Затем пишутся имена родителей, собственное имя, имена членов семьи, близких и родных.

Наконец, если у человека есть недоброжелатель, обидчик или даже враг, можно вписать его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Поминовение на Литургии помогает достичь мира и понимания с этим человеком.

«Об упокоении»

В ней мы пишем имена наших усопших родных, знакомых, всех, кто нам дорог. Мы называем наших покойных усопшими (уснувшими), а не умершими, потому что в конце времен, по учению Церкви, они встанут из гробов, воскреснут из мертвых.

Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них, а усопшего мы помним только в первое время после смерти, а позже… Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевают, и мы начинаем забывать своих близких. А между тем усопшие ждут наших молитв, во время которых особенно чувствуется наше единство с ними. Молитвенное поминовение производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая этим действительное общение с душами умерших. Усердно поминая своих родных и знакомых, мы надеемся, что и нас, когда нам настанет час покинуть этот мир, будут поминать в своих молитвах оставшиеся на этом свете люди.

Правила написания записок о живых и усопших

Лучше всего записки о поминовении подать вечером или рано утром, до начала Литургии. Нельзя вписывать имена живых и усопших механически, нужно проявлять сердечное участие о поминаемых, стараться в этот момент молиться о них.

В записках пишут имена только крещеных православных христиан. Ведь это соборная молитва всей Церкви о ее чадах. Об упокоении не поминают самоубийц, так как своим отказом от жизни они добровольно поставили себя вне Церкви.

Если записка пишется на специальном бланке, не стоит вписывать в нее имен больше, чем отведено строк, тем более не стоит писать имена с обратной стороны. Если же нужно помянуть многих родных и близких, лучше подать несколько записок. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»). Следует писать имя, которое было дано человеку при Крещении, полностью (например, Георгия, а не Юрия, Ксении, а не Оксаны, Александра, а не Саши).

В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства. В записках о здравии перед именем можно указать: «младенца» (ребенка до 7 лет), отрока (подростка до 15 лет), «болящего», «воина», «путешествующего», хотя подобные уточнения уместны в небольшом храме, где священник лично знает всех прихожан, и подобные дополнения помогут ему понять, о ком именно идет речь в записке. Господь же и без уточнений знает обстоятельства жизни каждого из нас. Не пишут в записках «озлобленного», «заблудшего», так как мы тем самым, вместо того чтобы молиться, осуждаем человека.

В записках «Об упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется как «новопреставленный». Допускается в записках «Об упокоении» написать перед именем «убиенный», «приснопамятный» (в день смерти, день именин усопшего). За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно — они сами молятся за нас у Небесного Престола Божия.

В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик, и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.

Частные требы

Кроме Литургии, вечерни, утрени в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об усопших). Они совершаются обычно по окончании Литургии.

Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком. Во многих монастырях существует особая треба: поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (читается насельниками обители ежедневно, часто по очереди на протяжении всех суток — так называемая неусыпаемая Псалтирь).

В храмах или монастырях, где есть чтимые святыни (иконы, мощи святых), существует традиция читать перед ними акафист. На поминовение во время этого чтения также принимаются записки.

Общая молитва верующих имеет особую благодатную силу. О церковной молитве Господь сказал: ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия и молиться за людей.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), это подать записку о поминовении на Литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Андрей Сегеда: Церковная записка – такая простая и… непонятная?

Сегодняшняя статья родилась из многочисленных вопросов знакомых новоначальных христиан, которым непонятно, зачем подаются церковные записки, как их правильно писать и в чём разница между заказной запиской, молебном и панихидой. Если вашу голову посещают схожие вопросы, эта статья для вас.

Порой, самыми сложными и непонятными в храме для нас оказываются самые простые вещи… Например, церковные записки. Для меня, как для человека проведшего в алтаре более 11 лет вопрос: “Чем отличается молебен от сорокоуста?” выглядел смешным. До тех пор, пока я не понял, что мои друзья и знакомые задают мне его слишком часто.

Тогда я решил провести небольшой опрос, чтобы понять, что именно в отношении церковных записок непонятно моим приятелям и коллегам и оказалось, что им непонятно буквально всё!

Одни недоумевали зачем пишутся записки, куда их потом уносят и что происходит далее с ними и с теми людьми, за кого они подавались.

Другие сталкивались с проблемой заполнения записки: Можно ли вносить имена всех или только крещёных? Что делать, если не помнишь крещального имени человека? Как правильно распределять вписываемых по категориям: “беременная”, “воин”, “учащийся”, “иеромонах”, да и надо ли?

Третьи пытались понять, в чём смысл разделения записок на заказные и простые, сорокоусты, молебны и панихиды?

Наконец, четвёртых волновал денежный вопрос. Что будет, если записка стоит 10 рублей, а в кармане нашлось только 8? Откажутся принимать и молиться? Или почему в одном храме деньги берут за записку, а в другом за каждое имя? Если у меня много родственников я должен экономить на их поминовении и подавать записки не за всех? Постараюсь рассказать обо всём.

1. Зачем пишутся записки и что с ними происходит потом?

Сам Спаситель Христос сказал: “Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” ( Мф. 18:19-20 ).

Читать еще:  Дмитриевская суббота день поминовения усопших

Эти слова Господа говорят о том, что хотя домашняя молитва имеет огромную важность, но соборная молитва в храме всё же ценнее и сильнее, так что весьма правильно как можно чаще посещать его самим и молитвенно поминать своих близких именно там.

Когда записки написаны и отданы в церковную лавку, они ждут там прихода пономаря, который унесёт их в алтарь. Там они, если это так называемые “простые записки”, будут поминаться дважды.

Вначале священник молитвенно помянет каждого из ваших близких во время проскомидии – особого священнодействия, когда просфоры и вино специальным образом подготавливаются к принесению за всех верующих Бескровной жертвы, во время которой Святой Дух таинственным образом прелагает их в Тело и Кровь Христовы.

На проскомидии священник особым ножом – “копием” вынет из малых просфор ровно такое количество частичек, сколько имён содержится в собранных к этой литургии записках, при этом помолившись за каждого из указанных людей. В больших соборах записок бывает очень много, поэтому поминовение на проскомидии может одновременно совершать несколько священников – каждый свою часть записок.

Второй раз ваши близкие будут помянуты по завершении Таинства Причащения, когда священник внесёт в алтарь Святую Чашу. Тогда он прочтёт молитву: “Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами святых” и ссыпет в Чашу все частицы, вынутые за помянутых в этот день людей. Через соприкосновение с Телом и Кровью Христовыми все поминаемые получат особую божественную помощь к своему телесному и духовному выздоровлению и исправлению жизни.

Если же записки, которые вы будете подавать, будут “заказными”, то за поминаемых вами дополнительно помолятся ещё три раза: диакон помянет их во время чтения им сугубой ектении, потом священник прочтёт молитву перед престолом, а потом, в зависимости от того “о здравии” эта записка или “об упокоении”, её ещё раз с молитвой прочтут, соответственно, на молебне или на панихиде.

2. Кого можно и кого нельзя вносить в записки, когда их лучше подавать и как правильно оформить?

Подавать записки лучше всего на вечернем богослужении или в самом начале литургии, по крайней мере до чтения Евангелия, так как священник должен ещё успеть помянуть ваших близких, затем подготовить Святые Дары к переносу с жертвенника на престол и во время Великого входа переместить их туда, после чего частицы уже не вынимаются.

Церковь во время богослужения поминает всех людей в общих молитвословиях (“…О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся…” и т.д.), но поминовение священником в алтаре оставляет для верных чад Церкви – то есть людей крещёных. Также, если говорить об усопших, не поминаются люди, сознательно лишившие себя жизни. Обо всех остальных Церковь молится.

Рекомендуется писать имена поминаемых в родительном падеже (о здравии/упокоении кого? – Николая, Елены, Павла. ) и полностью (Николая, а не “Коли”, Петра, а не “Пети”). Также стоит стараться писать имена, принятые в церковной традиции (Елены, а не Алёны, Сергия, а не Сергея, Георгия, а не Жоры, Геры, Егора или Юрия). При этом указывается крещальное имя человека (у Владлена, Артура или Октябрины совершенно точно есть второе имя, данное при Крещении).

Теперь о титулах. Если говорить о наиболее давней традиции, то никакие титулы, кроме священного сана в записках не указывались. Все имена писались друг под другом, в столбик, и только у духовных особ перед именем стоял какой-либо префикс: “митр.” – митрополита, “еп.” – епископа, “иером.” – иеромонаха, “диак.” – диакона, “мон.” – монаха.

Несколько позже стали добавлять префиксы к именам людей, требующих особого молитвенного поминовения – “в.” перед именем воина в силу тяжести его служения, “мл.” – перед именем младенца из-за его нежного возраста и “бол.” – перед именем болящего, потому что в данный момент он борется с недугом.

Сейчас же многие верующие пытаются как-то выделить практически каждого и священник вынужден тратить много времени на разбор разнообразных фантазий вроде “уч.”, “плодон.”, “бер.”, “отр.” и прочих. Это не является особенно доброй традицией и подобным образом оформлять записки не стоит.

Если вы всё же не помните или не знаете имени человека в крещении, но точно знаете, что крещён он был, пишите как есть – священник помянет его, а Господь итак точно знает, какое имя ему было дано. Но попытаться выяснить церковное имя близкого всё же постарайтесь!

3. В чём смысл разделения записок и какие виды записок бывают?

Записки прежде всего делятся на два вида – о живых и об усопших. На простые и заказные они делятся потому, что в храмах, особенно в больших соборах, записок может быть очень и очень много и поминать все их как заказные бывает очень долго, что затягивает богослужение и бывает физически тяжело для молящихся в храме верующих, которые всю службу проводят на ногах.

Поминовения также делятся на богослужебные и внебогослужебные, одноразовые и многоразовые.

На богослужении читаются только записки о здравии и об упокоении (простые и заказные) и храмовые помянники, куда вписаны родственники священников, церковнослужители, благотворители и т.п.

После богослужения может дополнительно служиться молебен (с водосвятием или без оного, Господу, Богородице или святому, на ту или иную потребность) либо панихида. Молебен служится о живых, панихида – об усопших. На молебне читаются заказные записки о здравии и записки на молебен (с надписью “молебен”), на панихиде – заказные записки об упокоении и записки на панихиду (с надписью “панихида”).

Также существуют и многоразовые поминовения, так называемые “сорокоусты”. Они также бывают за живых или за усопших и поминаются в те же моменты богослужения и внебогослужебных молитв, что и заказные записки. Различаются сорокоусты только сроком поминовения – их можно подать на 40 дней (отсюда и название “сорокоуст”), на полгода или сразу на год.

В некоторых храмах и, особенно, в монастырях можно заказать “вечное поминовение” или чтение “Неусыпаемой Псалтири”. Как за живых, так и за усопших. Но поскольку такое встречается не везде, эти поминовения мы рассматривать не будем.

4. Денежный вопрос

Как и свеча, записка – это форма нашей жертвы Богу и нашего вклада в содержание храма. В древние времена люди приносили с собой всё нужное для богослужения – хлеб, ладан, воск, масло, вино, сами строили церковь в своём селе и отдавали на её содержание десятую часть доходов.

Нынешнему менеджеру довольно трудно изготовить вино, а заводскому рабочему – насобирать воска из ульев… Поэтому мы приносим в храм деньги и поэтому в церковных лавках существует такая, на первый взгляд иезуитская формулировка, как “рекомендуемая форма пожертвования”.

Если вам не будет не хватать денег на крещение, или записку всё решается довольно просто – нужно всего лишь подойти к настоятелю храма, объяснить ситуацию и в абсолютном большинстве случаев он благословит вам подать столько, сколько можете и молитвенно помянет ваших родных так же, как и родных любого другого человека.

Наконец, по поводу записок и имён. Таким методом, как правило, пытаются регулировать количество записок в храмах, в которых очень мало священников и очень много прихожан. В храмах где всё сбалансировано сумму пожертвования обычно считают по количеству записок. Там же, где священник перегружен, устанавливают норму в именах. Тогда человек решает, кто для него действительно важен, а за кого он может помолиться и дома, а священник получает некоторое облегчение при поминовении тысяч и тысяч имён. О нём нам, верующим, тоже неплохо заботиться!

Послесловие

На этом ликбез, посвящённый церковным запискам считаю законченным. В случае, если вы считаете, что какой-либо важный вопрос обойдён вниманием и вы хотели бы разобрать и его, прошу писать в комментариях. В этом случае статья будет дополнена.

Дорогие братья и сёстры, надеюсь с ответом на часть ваших вопросов храм стал для вас чуточку понятнее и дружелюбнее! Приходите почаще в храм, чтобы молиться Господу в обществе единодушных вам православных христиан. Помните, что не только вы сами нуждаетесь в диалоге со Христом, но вашей молитвы также ждут ваши живые и усопшие близкие.

Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector