Как праздновали пасху на руси

Традиции празднования Пасхи

Пасха — главный православный праздник, день Воскресения Христова.

Пасхальная служба

На Руси Воскресение Христово всегда встречали в храме. Пасхальная служба – самая торжественная в году. Богослужение начинается раньше полуночи. До 24 часов служится Полунощница, во время которой священник и диакон выходят к Плащанице, кадят ее, поднимают и уносят в алтарь. Примерно в полночь начинается Пасхальная заутреня (или утреня). Неотъемлемой частью Пасхальной службы является Крестный ход вокруг храма. Когда верующие входят в храм, то начинается пение канона святого Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается чтением огласительного слова на Пасху святителя Иоанна Златоуста. После утрени совершаются Часы и Литургия, при открытых царских вратах. Они остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы в знак того, что Христос навсегда открыл всем христианам врата Царствия Небесного.

Христосование

Особое пасхальное приветствие называется христосованием. В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие приветствуют друг друга, говоря: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами. Так принято приветствовать друг друга и все последующие после Пасхи 40 дней, до Вознесения.

Пасхальная трапеза

После службы верующие отправляются в трапезную или домой – разговляться. В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца. На Пасху также освящают Артос – это особый квасной хлеб, предназначенный только для молитвенного вкушения. Его на службе субботы Светлой седмицы раздают верующим для хранения дома.

Фото Владимира Ештокина

Традиция красить яйца на Пасху

Одной из главных пасхальных традиций являются крашеные яйца. Они символизируют Гроб Господень, в котором скрыта вечная жизнь. Скорлупа – это камень, который привалили к входу в скалу, где был погребен Христос. Но под скорлупой заключена новая жизнь. Красный же цвет, в который традиционно красили пасхальные яйца, указывает на страдания и пролитую кровь Христа. И в то же время он передает царское достоинство Спасителя (на востоке красный цвет считался царским).

Какие бывают пасхальные яйца?

Существует несколько традиционных видов пасхальных яиц.

Крашенками (или галунками) называются яйца, окрашенные в один цвет (преимущественно красный), без нанесения на скорлупу рисунку. С давних времен для приготовления крашенок использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. С ее помощью получали насыщенный терракотовый цвет и разной интенсивности жёлтый.

Писанки – это яйца, расписанные традиционными народными орнаментами или узорами (в основном геометрическими или растительными). В толковом словаре у В. Даля можно найти такое определение: «Писанка – расписанное разными красками въузоръ пасхальное яйцо: его пишутъ проволочнымъ крючкомъ, который макаютъ въ воскъ; положенное въ краску оно окрашивается только на пробелахъ». Писанки расписывали только сырыми, в пищу они не шли. После Троицы такие яйца было принято выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Расписывать яйцо необходимо было по особой технологии, следуя правилам сочетания цветов орнамента и фона.

Если эти правила нарушались, то яйцо становилось уже не писанкой, а малеванкой. Это значит, что на него наносили не традиционный узор, а свой собственный.

Крапанки – это яйца с однотонным фоном, на который наносятся узоры из полосок или пятен.

Еще один вид – дряпанки, или шкрябанки. После окрашивания таких яиц на их скорлупе нацарапывался определенный узор.

Яйчатаминазывают декоративные яйца, изготовленные из дерева, бисера и других материалов. Их разновидностью можно считать и знаменитые яйца Фаберже.

Откуда пошла эта традиция?

Традиция дарить друг другу крашеные яйца в день Воскресения Христова распространилась благодаря Марии Магдалине.

Мария была первой, кому явился Христос после своего Воскресения и сказал: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему» (Ин.20:17).Мария Магдалина принесла Апостолам радостную весть, о том, что видела Господа. Это была первая проповедь о Воскресении.

Когда Апостолы разошлись из Иерусалима проповедовать во все концы мира, то вместе с ними ушла и Мария Магдалина. Еще до апостола Павла женщина отправилась в Рим, центр тогдашней цивилизации. Отважная ученица Христа явилась даже к императору Тиберию и рассказала о жизни, чудесах и учении Христа, о том, как Он был оклеветан иудеями и распят по приговору Понтия Пилата.

Император усомнился в рассказе о Чуде. Тогда Мария Магдалина взяла белое яйцо, которое принесла во дворец в качестве подарка, и со словами “Христос Воскрес!” передала его Тиберию. На глазах у римского правителя яйцо из белого превратилось в ярко-красное.

В библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы, расположенного в северной части Греции, недалеко от города Салоник, сохранился рукописный греческий устав X века. В нем помещена молитва, читаемая в день Пасхи на освящение яиц и сыра. Игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.

Народные традиции празднования Пасхи

Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой, а в народе – Красной горкой. На Руси она всегда была днем молодёжных гуляний, хороводов и сватовства. В этих празднествах должны были принимать участие девушки и юноши, достигшие брачного возраста. По церковным традициям, начиная с Красной горки, верующие могут вступать в брак.

Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». Игры начинались в первый день Пасхи и продолжались иногда всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Часто использовали деревянные искусно раскрашенные яйца, порой готовили целые наборы таких яиц специально для игры.

Правила катания были следующими. Крашеное яйцо скатывали по наклонной деревянной дощечке или по земле — с некрутой горки. Внизу все участники забавы расставляли другие яйца полукругом, каждый по одному. Цель была — сбить яйцо с места. Если это получалось, участник брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону.

Традиции Пасхи у разных народов

В православной Греции Пасха является важнейшим праздником. Ее отмечают торжественно и всенародно. Как и в России, подготовка начинается со Страстной седмицы. В течении нее в Греции не звонят в колокола. На Пасху готовят специальный хлеб, который называется «цуреки». Накануне праздника, вечером Великой субботы, делают магирицу. Это сытный суп с потрохами, яично-лимонной заправкой и зеленью, который готовится из ливера пасхального ягненка. Магирицу обычно подают на стол ночью сразу после Пасхальной службы. Этот суп становится первым мясным блюдом разговения после Великого Поста.

В Польше на Пасху едят «мазурки» – песочное печенье с фруктовыми и ореховыми начинками. Традиционно лакомство готовили со сливами и яблоками, но сейчас появились рецепты печенья с цитрусовыми. В начинку добавляют измельченный миндаль или грецкие орехи. Сверху мазурки посыпают сахарной пудрой или покрывают глазурью.

Польские писанки. Фото Jarosław Pocztarski

За Пасхальным воскресеньем в Польше следует «мокрый понедельник». В этот день поляки щедро поливают друг друга из ведер, сбрасывают водяные «бомбы».

В Болгарии и Румынии пасхальный хлеб называется «козунак». Начинка его может быть самой разнообразной и зависит только от фантазии пекаря.

В некоторых странах Европы и Северной Америки распространен обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети просыпаются и тут же бросаются обыскивать весь дом и двор, пока не обнаружат «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц.

Читать еще:  Календарь пасхи до 2030

Вплоть до XVI столетия пасхальными яйцами занимались самые разные животные: лисы и петухи, аисты и кукушки, журавли и глухари. Однако сегодня не только в Германии, но и во всем мире любимцем детей является пасхальный кролик.

На Пасху немцы готовят пасхальные пироги в форме ягненка.

В Великобритании так же, как и в Германии, утро для детей начинается с поиска корзинки, спрятанной пасхальным кроликом.

В Страстную пятницу британцы едят hotcrossbuns — булочки со специями, украшенные узором в виде креста. Считается, что булочки, испеченные в Страстную пятницу не портятся в течение всего года. На Пасху в Соединенном Королевстве готовят жаркое из молочного ягненка.

Во Франции от детей прячут шоколадные яйца. Главным блюдом, как и в Великобритании, является ягненок.

В Италии в Пасхальное воскресенье тысячи людей выходят на главную площадь Рима, чтобы послушать поздравление Папы.Празднование Пасхи начинается в Страстную пятницу, когда совершается знаменитый Крестный ход от Колизея до Палатинского холма. Шествующие делают 14 остановок, которые символизируют путь Христа от места суда до Голгофы. Также устраиваются театрализованные представления, посвященные жизни, страданиям, смерти и воскрешению Христа.

Главное пасхальное блюдо в Италии – баранина с жареными артишоками, салатом из сладкого перца, оливок и помидоров, соленый пирог с яйцами и сыром. Обязательно на столе присутствует и аналог нашей пасхи –коломба, в переводе с итальянского «пасхальная голубка». Это высокий суховатый пирог в форме голубя, который готовят из дрожжевого теста с добавлением тертой апельсиновой цедры, цукатов или изюма. Сверху коломбу посыпают кусочками миндаля и сахаром.

В Америке на Пасху дети получают корзинки от пасхального кролика, наполненные пасхальными яйцами и различными сладостями. Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофелем, фруктовым салатом и овощами.

WhiteHouseEasterEggRoll.Фото Amanda Hirsch

В США очень популярно катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются в том, кто сможет дальше всех без остановки прокатить свое яйцо. Подобные состязания устраиваются даже на газоне у Белого Дома в Вашингтоне и называются WhiteHouseEasterEggRoll.

Христианская Пасха и языческий Велик-день.

Это очень интересный и многогранный по своей истории праздник. Если обратиться к самому названию, то узнаем, что Пасха (Песах) изначально у евреев праздновалась в честь Исхода из Египта. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи. Далее в христианской традиции Песах стал совпадать по времени с чудесным воскресением Иисуса Христа и об Исходе в этом праздновании уже совсем ничего не упоминается. Хотя многие ритуалы остаются теми же, но получают новое трактование — так жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира, спасение еврейских первенцев — как прообраз спасения всех людей Кровью Христа как Агнца закланного за грехи мира. Особо толкуется ритуал совершения Пасхи — как агнец совершенный и без порока, так Христос незлобен, без греха и совершен по человеческому естеству; агнец может быть взят от коз, а не только от овец, так Христос умирает не столько за праведников, сколько за грешников.

Интересно, что одновременно с празднованием евреями своего Песаха (то есть до рождения Христа) древние язычники разных стран (греки, римляне, финикияне, египтяне и т.д.) праздновали так же после весеннего равноденствия свои языческие праздники, связанные с чествованием растительных божеств – египтяне Озириса, финикияне – Адониса, греки – Диониса и т.д. Все ритуалы у этих народов были похожи и таковы, что первые три дня мистерии изображалось увядание природы и скорбь по ней – мрачные песнопения и обряды, темные одежды.. А на третий день вдруг храмы заливались светом, танцами и смехом – природа в образе божества как бы воскресла, принося этим радость и веселие. Нетрудно заметить, что современная пасхальная неделя как раз напоминает эту мистерию – только вместо божества перед нами погибает и воскресает Христос. Я не зря говорю сейчас только о греках и римлянах, потому что это официальная открытая информация, которая о славянах ничего не говорит. Но зато она окрыто говорит и не отрицает того, что все пасхальные куличи и крашенные яйца – это «пришло к нам из язычества». Одно это утверждение позволяет сделать вывод о некоем празднестве, совпадающем по времени с Пасхой, но имеющим свои ритуалы — не ягнята там были, а яйца и куличи.

Так, к примеру, в книге «Русские легенды и предания» Ю.М, Медведев и Е.А. Грушко пишут — «Дажьбог — это сын Сварога, бог солнца и его олицетворение. В «Ипатьевской летописи» сказано: «И после Сварога царствовал сын его именем Солнце, его же нарицают Дажьбог. Солнце-царь, сын Сварогов, иже есть Дажьбог, был муж силен. » Идол его стоял на холме в Киеве при князе Владимире. Дажьбогов день, или Велик-день, праздновали весной (это время совпадает с христианской Пасхой). В этот день хоронили или сжигали Кострому-Кострубоньку, пекли сладкие хлебы, а яйца красили луковой шелухой в солнечный красный цвет. Считалось, что первоначально под покровительством Дажьбога находились все божества плодородия, лесов, скотоводства, звероловства, растений и т.п., потому что он был подателем всех благ земных.» Христианство не отрицает Велик день, но в силу тесного смешения всех обрядов – христианских и языческих подает его чуть ли не как производным от празднования Пасхи. Мол, пришла Пасха на Русь и люди начали Велик день справлять от радости))) нескладушка в том, что при этом же духовенство само признает, что куличи и яйца были у нас и до Пасхи!))))

О средневековом Великом дне информации гораздо больше. «Велик день — народное название Пасхи у восточных и некоторых южных славян. На Пасху перешли обряды встречи весны в день весеннего равноденствия. Раньше, вероятно, считалось, что в этот день заканчивалась Великая Ночь (чеш. Velikonoce, польск. Wielkanoc, словен. Velika no) и наступал Великий День (укр. Великдень, белор. Вялікдзень, болг. Великден). В мифологии и обрядности дня присутствуют сюжеты и мотивы, характерные для народного календаря весны и начала лета.
Считалось, что Красная неделя перед Пасхой (Русалья) была временем разгула нечистой силы. Согласно славянским традициям, в один из дней, предшествующих Пасхе или непосредственно следующих за ней, предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени. Всю неделю старательно готовились к празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду.
С Великднём связано множество различных поверий. Крестьяне верили, что в этот день раскрываются небеса, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. В продолжение всей Светлой недели души усопших постоянно обращаются между живыми, посещают своих родственников и знакомых, пьют, едят и радуются вместе с ними; а скончавшиеся в эту седьмицу вступают, по народному поверью, в отверстые врата рая.
Великдень ассоциировался у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год.
К празднованию готовились всю Красную неделю — с понедельника по субботу. Главные приготовления были с четверга по субботу. Продолжением Великодня была Светлая неделя, длившаяся восемь дней, до Красной горки (Фомина воскресенья) включительно. На Радуницкую (Фомину) неделю, по пасхальному календарю, приходится Радуница — на 10 день начиная с Пасхи — во вторник.»

Читать еще:  Кулич пасхальный связать крючком

Русские традиции: как праздновали Пасху на Руси

Пасху встречали во всяком уголке – от Кремлевского дворца до самого бедного дома, праздник разливался по Руси. Иностранный путешественник в своей книге о России, вышедшей в Лейпциге в 1620 г ., писал так: «По всем городам и деревням страны, на всех больших и малых улицах русские ставят несколько тысяч бочек и котлов с вареными в густую яйцами, окрашенными в красный, синий, желтый, зеленый и разные другие цвета, а некоторые из них позолоченные и посеребренные. Прохожие покупают их, сколько нужно кому, а ни одного яйца не берегут для себя, потому что во всю Пасху все люди, богатые и бедные, дворяне и простолюдины, мужчины и женщины, парни и девушки, слуги и служанки, носят при себе крашеные яйца, где бы они ни были, куда бы ни шли, а при встрече с кем-нибудь, знакомым или незнакомым, здороваются, говорят: «Христос воскресе!», а тот отвечает: «Воистину воскресе!», и дают друг другу яйца, целуются и ласкаются между собою, а потом каждый идет своей дорогой, пока не повстречается опять с кем-нибудь и не исправит такого же обряда, так что иногда тратит до 200 яиц в день. Они так свято и крепко держатся этого обычая, что считают величайшею невежливостью и обидой, если кто, повстречав другого, скажет ему вышеупомянутые слова и даст ему яичко, а этот не возьмет и не захочет поцеловаться с ним, кто бы он ни был, княгиня ли, или другая знатная женщина, или девица. Они делают это 14 дней к ряду».

Торжественно праздновали Пасху русские цари. «После заутрени в Успенском соборе государь «творил целование во уста» с патриархом и властями, то есть митрополитами, архиепископами и епископами, а архимандритов, игуменов и протопопа Успенского с собором жаловал к руке, причем всем жаловал красные яйца. – пишет в своей книге А.П. Аксенов. – Бояре, окольничие и все, кто молился в соборе, подходили к патриарху, целовали его в руки и получали либо золоченые, либо красные яйца – высшие по три, средние по два, а младшие по одному. После заутрени из Успенского собора государь вместе с многочисленным «чином» шествовал в собор Архангельский, где, соблюдая древний обычай, прикладывался к иконам и святым мощам и «христосовался с родителями», то есть поклонялся их гробам. На другой или третий день праздника, а чаще всего в среду Светлой недели, государь принимал в Золотой палате, в присутствии всего царского чина, патриарха и духовных властей, приходивших с приносом или дарами: образами, крашенными и расписанными яйцами. Приходили многочисленные делегации от монастырей, от подворий, гости из всех русских городов. ».

Особенно трепетно относилась к празднику Воскресения Христова деревня. В деревнях приготовления к Пасхе велись очень тщательно и загодя. Всю Страстную седмицу крестьяне приводили в нарядный вид свои жилища: белили печи, мыли лавки, скоблили столы и т.п. В это время мужики заготавливали дрова, хлеб и корм для скотины. В субботу всем миром шли в церковь святить куличи, яйца и пасху. Все приготовленное клали на большое блюдо, перевязывали специальным расшитым полотенцем, украшали цветами. К вечеру Великой субботы народ спешил в церковь слушать чтение «страстей». Пасхальная ночь получалась особенно торжественной и красивой – зажженные фонари и костры освещали церковь и колокольню. С первым ударом колокола народ устремлялся в храм слушать утреню. Возле иконостаса и около церковных стен расставлялась принесенная для освящения пасхальная снедь. Ровно в 12 часов, после утрени, в ограде начинали палить из пушки или из ружей. Все присутствующие в церкви осеняли себя крестным знамением, и тогда под звон колоколов раздавалось «Христос Воскресе». После окончания литургии начиналось освящение куличей и пасх.

Освятив куличи, каждый православный должен был, еще не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. На могилках оставляли кусок пасхи и кулича (обязательно освященного, ведь, не пройдя освящения, кулич так и остается всего лишь сдобным пирогом). Лишь после этого можно было идти домой – христосоваться и разговляться с домашними. К разговенью матери всегда будили детей (даже самых маленьких), приговаривая: «Вставай, детеночек, подымайся, нам Божинька пасочки дал».

На протяжении всей Светлой седмицы в деревнях служили пасхальные молебны. Батюшки ходили по крестьянским избам в сопровождении «оброшников» и «оброшниц», которых иначе называли «богоносцами», потому что они носили иконы. Богоносцы одевались во все чистое и давали зарок не пить вина. «Ходить под Богом» считалось за благочестивый подвиг, ношение икон в течение всей Светлой недели приравнивалось к седьмой части пути в Иерусалим.

Пасхальные гуляния начинались лишь после того, как молебны были отслужены. «Взрослые «гостюют» друг у друга, без меры пьют водку, поют песни и с особенным удовольствием посещают колокольню, где и трезвонят с раннего утра до 4-5 часов вечера», – свидетельствуют историки. Звонить в колокола было излюбленным пасхальным развлечением: «В течение всей Светлой седмицы на колокольне толпятся парни, девушки, мужики, бабы и ребятишки: все хватаются за веревки и подымают такой трезвон, что батюшка то и дело посылает дьячков унять развеселившихся православных и прогнать их с колокольни».

Еще одной любимой забавой было катание яиц. Яйца катали с какого-нибудь бугорочка или делали специальные лоточки. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. В XVII в. были выпущены указы, запрещающие крестьянам биться пасхальными яйцами, поскольку этот обычай не имеет ничего общего с догматами веры. Но указы не принесли никаких результатов. Кстати, когда-то и хороводы на Пасху водить не разрешалось, так как это считалось языческим обрядом. Но позже именно с Пасхи начинались хороводы. Зато не бывало Пасхи без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски – возводились общественные качели. Также на Пасху играли в орлянку и карты, хотя это и не поощрялось.

И, конечно, трудно себе представить это светлый праздник без гостей. На Пасху было принято обязательное приглашение в гости кумовьев и сватов. Историки указывают, что в этом отношении Пасха имеет много общего с Масленицей, когда точно так же домохозяева считают долгом обмениваться визитами со сватами, но на Пасху приглашают даже будущих сватов.

Вся пасхальная неделя проходила в радостных встречах и обильных трапезах, люди дарили друг другу гостинцы.

Как праздновали Пасху на Руси

Вера Винивитина
Как праздновали Пасху на Руси

Среди всех христианских праздников Пасха Христова- самый величайший. В этот день вспоминается Воскресение Господа Иисуса Христа после его смерти на кресте. С каких пор празднует Святая Русь Пасху? Вместе с принятием христианства Древняя Русь восприняла и христианские обычаи, в том числе и празднование Пасхи.

Торжественно праздновали Пасху русские цари. После заутрени из Успенского собора государь шествовал в Архангельский собор, где соблюдая древний обычай, прикладывался к иконам и святым мощам и «христосовался» с родителями», то есть поклонялся их гробам.

Читать еще:  Какого числа начинается пост перед пасхой 2019

Посетив соборы, он шел во дворец и жаловал в столовой, или передней, крашеными яйцами бояр, сановников, мамок, многочисленных слуг. Происходила великолепная церемония христования. В Золотой палате царь принимал патриарха и чиновников, приходивших славить Христа и поздравлять.

Раннюю обедню государь слушал в одной из дворцовых церквей вместе с царицей и детьми. По окончании обедни стольники подносили патриарху пасху, разрезанную на четыре части и яйца. Патриарх благословлял государя пасхою и яйцом и сам кушал вместе с государем, а потом подавал боярам, чиновникам, священникам.

В этот день государь посещал тюрьмы, больницы, богадельни. «По древнему обычаю,- пишет Карамзин,-цари в первый день Пасхи, между заутрени и обедни, ходили в городскую темницу и, сказав преступнику: «Христос воскресе и для вас», дарил каждому из них новую шубою и, сверх того, присылали им, чем разговеется»

От Кремлевского дворца до самой российской окраины, до самого бедного дома праздник разливался по всей Руси.»По всем городам и деревням страны, на всех больших и малых улицах,- Писал иностранный путешественник в своей книге о России, вышедшей в Лейпциге в 1620 году. ,- русские ставят несколько тысяч бочек и котлов с вареными в густую яйцами, окрашенными в красный, синий, желтый, зеленый и разные другие цвета, а некоторые из них- позолоченные и посеребренные. Прохожие покупают их, сколько кому надо.

Всю Пасху люди –богатые и бедные, мужчины и женщины, парни и девушки, слуги и служанки носят при себе крашенные яйца, где бы они не были, куда бы не шли, а при встрече здороваются, говорят «Христос Воскресе!»— а тот отвечает «Воистину Воскресе!»— и дают друг другу яйца, целуются и идут дальше и так приветствуют всех, кто повстречается

Беседа в старшей группе «Как на Руси весну встречали!» Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица. Задачи: Обобщение.

Фотоотчет «Как мы праздновали День наших мам» Этот праздник знаем мы давно, И сегодня в радостный денек, Вас поздравить с праздником хотят, Девочки и мальчики — Весь наш детский сад.

Фотоотчет «Как мы праздновали «Рождество Христово» В нашем саду в старших группах провели праздник «Рождество Христово» и на следующий день пригласили нас в гости. Где ребятам рассказали.

Как мы праздновали «День матери» Дорогие мамы! Сегодня в День Матери мы пригласили вас в наш зал, чтоб вы хоть на один вечер забыли свои заботы и домашние хлопоты. Ведь.

Фотоотчет «Как мы праздновали юбилей Самуила Маршака» Не так давно мы отмечали юбилей великого поэта, драматурга и переводчика Самуила Яковлевича Маршака. Я думаю, что во всех детских садах.

Конспект НОД «Как жили люди на Руси» НОД «Как жили люди на Руси». Формирование толерантного отношения дошкольников к культуре народов России. Цель: Воспитывать интерес и.

Конспект НОД по познавательному развитию «Как жили на Руси» Ход занятия: Мы с вами уже не раз беседовали о нашем народе, о том, как жили на Руси, в каких домах жили, что было в доме, как и с помощью.

Мини-музей «Как на Руси жить хорошо» Цели: • знакомить детей с культурным наследием своего народа; • расширять словарный запас, формировать различные способы общения; • воспитывать.

Занятие «Как на Руси люди жили». Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа Занятие в подготовительной группе ДОУ. Конспект Цель. Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа. Задачи. Обучающие:.

Как отмечали Пасху на Руси?

Праздником праздников, Великим днем называет христианская церковь Пасху. Слово это происходит от древнееврейского «песах», что означает «переходить», так как возникновение праздника связано с освобождением еврейского народа от египетского плена и прохождением им пустыни.

Празднование христианской Пасхи связано с евангельскими событиями. В Евангелии от Матфея рассказывается, как ранним воскресным утром, после Великой субботы, две благочестивые женщины пошли к гробу Иисуса Христа, который находился в пещере, чтобы помазать его тело благовонным миром, поскольку этот обряд не был совершен над телом Спасителя во время его погребения.

В этот самый миг случилось «великое землятрясение». Ангелом был отвален камень, закрывающий вход в пещеру. Женщины увидели его сидящим на нем. «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес» — промолвил ангел, обращаясь к пришедшим. Женщины-мироносицы увидели гроб открытым. Там были лишь погребальные одежды Иисуса Христа. Воскресший Господь явился на обратном пути женщинам, а также в течение сорока дней являлся своим ученикам, продолжая учить их тайнам Божьего Царства (Мтф.28, 1−20).

В память о величайшем христианском событии воскресеньем назвали седьмой день недели и апостолы установили в этот день еженедельный христианский праздник. До этого в качестве праздничного дня отмечалась суббота в честь окончания творения Богом мира.

Праздновать христианскую Пасху заповедовали апостолы, ученики Христа. Если еврейская Пасха — праздник одного народа, то христианская — это праздник всех народов, исповедующих христианское вероучение без различия расовой и национальной принадлежности, социального положения. Пасха — праздник победы над силами зла и торжества бессмертия.

В воскресенье, как только зазвонят к заутрене, со всех сторон стекается народ к храму. Обычно места в самой церкви хватает не всем, и тому, кто пришел позже, приходится довольствоваться слушанием службы в церковном дворе.

По окончании службы священник освящает все продукты: яйца, куличи, сыр, масло, колбасу

Поздравлять с праздником и христосоваться начинали сразу же после окончания службы, обмениваясь при этом яйцами. Причем первое яйцо, полученное при христосовании, по поверью, имело целебную, можно сказать, магическую силу.

Удивительный обычай существовал на Руси: в день Пасхи всем желающим без исключения разрешалось взбираться на колокольню и звонить столько, сколько душа захочет, чтобы выразить ликование и радость. Фото: Pixabay.com

По распространенному поверью, солнце в этот день играет по-особому, словно радуется празднику. Праздничная обрядовость Пасхи не просуществовала бы столетия, если бы корнями своими не уходила в более древние языческие традиции.

Так появление в пасхальной обрядовости священных куличей, пасок, связано с особым почитанием нашими далекими предками хлебного каравая, символизировавшего плодородие земли.

На Пасху существовал обычай: вернувшись домой из церкви, хозяин дотрагивался освященной паской до всех коров, чтобы они были тучными. От кулича отрезалось несколько кусочков, которые хранили на протяжении года и использовали в случае необходимости как лекарство от болезней.

Освященному яйцу также приписывались магические свойства. Так бытовало мнение, что оно может потушить пожар. Для этого следует с освященным яйцом в руке обойти три раза вокруг дома, приговаривая: «Христос воскресе».

Верили также, что яйцо помогает в поиске кладов. Ведь, как известно, клады охраняет нечистая сила, которая, увидев пасхальное яйцо, непременно убежит, оставив клад без присмотра. С освященным яйцом в Ярославской губернии искали заблудившийся в лесу скот.

Украинцы и белорусы умывались водой, в которую опускали освященное яйцо и монеты, чтобы оставаться красивыми и здоровыми.

Чествование красного яйца, как доказали ученые, древнее христианства. Язычники видели в нем символ солнца, которое было одним из главных объектов поклонения. В сказаниях многих народов яйцо являлось источником жизни и вселенной.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector